Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь тревожности и гибкости мышления у детей младшего школьного возраста(Педагогика,психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №37517

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы38
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
397
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


В исследовании приняло участие 50 детей младшего школьного возраста – от 10 до 11 лет, учащиеся 4-х классов.
В приложениях результаты исследования.
В данной работе не указана база исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города и вуза.


Актуальность исследования. Проблема тревожности и влияния ее на развитие познавательных процессов младших школьников, является актуальной, так как в настоящее время увеличилось число тревожных учащихся, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Психическое напряжение и связанная с ним тревога определенным образом соотносятся с уровнем развития всех форм мышления младших школьников, в том числе и гибкости. В этой связи представляется важным вопрос об особенностях выявления взаимосвязи тревожности младших школьников и гибкости их мышления.
Степень изученности Тревожность как феномен рассмотрена в научных трудах Л.М. Аболина, Л.С. Выготского, Л. Пасечника, З. Фрейда и др. Причины и особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста представлены в отечественной психологии исследованиями, проведенными Б.В. Зейгарник, Ю.Т. Игошиным, И.М. Никольской, М.А. Панфиловой и др. Ч. Спилбергером выделены и проанализированы такие виды тревожности, как личностная и ситуативная. А.А. Карповым, Р.В. Леткиной и др. выделены основные виды школьной тревожности младших школьников. О.П. Степановой, Ю.В. Терентьевой и др. проанализированы особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте. Проблема развития познавательных процессов младших школьников, в том числе и гибкости мышления, представлена в трудах О.Б. Дарвиш, Е.П. Ильина и др.
Цель исследования – изучить взаимосвязь тревожности и гибкости мышления младших школьников.
Объект исследования – тревожность и гибкость мышления.
Предмет исследования – взаимосвязь тревожности и гибкости мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: личностная тревожность младших школьников в большей степени, чем ситуативная, оказывает влияние на развитие гибкости мышления младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
2. Определить особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте.
2. Проанализировать процесс развития мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить в эмпирическом исследовании взаимосвязь тревожности и гибкости мышления младших школьников.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования:
- теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных);
- эмпирические методы (опрос, анкетирование, беседа) математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Методики исследования:
1. Тест на исследование уровня тревожности (Опросник Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина).
2. Методика изучения гибкости мышления.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В период младшего школьного возраста происходит становление личностных качеств, активно развивается познавательная сфера, успешность развития которых зависит от уровня эмоционального состояния младшего школьника, в том числе и тревожности.
Тревожность можно рассматривать как черту характера, пессимистическую установку на жизнь, когда жизнь воспринимается полной угроз и опасностей. Так неуверенность и нерешительность порождают тревожность, которая в свою очередь формирует черты характера с преобладающими особенностями неверия в собственные силы, робость, склонность к колебаниям и сомнениям, немотивированное чувство опасности.
Гибкость мышления – это умение быстро реагировать, легко находить новые отличные друг от друга варианты решения какой-либо проблемы.
С целью определения взаимосвязи тревожности и гибкости мышления у детей младшего школьного возраста было организовано и проведено эмпирическое исследование. В результате проведенного эмпирического исследования было установлено, что ситуативная тревожность в меньшей степени оказывает влияние на развитие гибкости мышления младших школьников, о чем свидетельствует обнаруженная взаимосвязь только между низким уровнем ситуативной тревожности и высоким уровнем гибкости мышления (r=,489**). Уровень развития гибкости мышления напрямую зависит о состояния личностной тревожности младших школьников – чем выше личностная тревожность младшего школьника (между высоким уровнем личностной тревожности и низким уровнем развития гибкости мышления (r=,456**); между средним уровнем личностной тревожности и средним уровнем развития гибкости мышления (r=,402**); между низким уровнем личностной тревожности и высоким уровнем развития гибкости мышления (r=,587**).
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л. М. Аболин. – Москва : Инфра-М, 2011. – 411 с.
2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2012. – №2. – С. 63-69.
3. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 874 с.
4. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология : учебное пособие [Текст] / О. Б. Дарвиш. – 3-е изд.,перераб. и доп. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 185 с.
5. Дружинин, В. Н. Психология способностей: избранные тр. [Текст] / В. Н. Дружинин; отв. ред.: А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков. – Москва : РГБ, 2009. – 652 с.
6. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков [Текст] / И. В. Дубровина. – Москва : Академия, 2000. – 256 с.
7. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости младших школьников [Текст] / М. И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
8. Зарубина, О. В. Особенности формирования самосознания у младших школьников [Текст] / О. В. Зарубина // Мир психологии. – 2014. – №2. – С. 41-51.
9. Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности [Текст] / Б. В. Зейгарник. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
10. Игошин, Ю. Т. Эмоциональные проявления старшеклассников [Текст] / Ю. Т. Игошин // Мир психологии. – 2014. – №4. – С. 74-77.
11. Изюмова, С. А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы [Текст] / С. А. Изюмова // Вопросы психологии. – 2012. – № 5 . – С. 128-133.
12. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости [Текст] / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 448 с.
13. Карпов, А. А. Взаимосвязь общих способностей и метакогнитивных качеств личности: дис. … канд. психол. Наук [Текст] / А. А. Карпов. – Ярославль : ЯГПУ, 2013. – 201 с.
14. Клакхон, К. Психология личности [Текст] / К. Клакхон. – Москва : Академия. 2016. – 589 с.
15. Константинов, В. В. Специфика психологического сопровождения процесса школьной адаптации [Текст] / В. В. Константинов, Л. Ю. Копылова // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2015. – №1. – С. 18-22.
16. Кудинов, С. И. Психологическая устойчивость личности как основа самореализации субъекта [Текст] / С. И. Кудинов, С. М. Хаммад // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. – 2015. – № 1. – С. 26‒31.
17. Курек, Н. С. Нарушения психической активности [Текст] / Н. С. Курек. – Москва : Инфра-М, 2014. – 241 с.
18. Лёткина Р. В. Психология здоровья [Текст] / Р. В. Леткина. – Калуга : Политоп, 2015. – 69 с.
19. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А. А. Люблинская. – Москва : Наука, 2013. – 205 с.
20. Морозова, М. Т. Пути и средства развития мышления в младшем школьном возрасте [Текст] / М. Т. Морозова // Мир психологии. – 2014. – №4. – С. 62-66.
21. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – Санкт-Петерубрг : Питер, 2014. – 547 с.
22. Панфилова, М. А. Тревожность и ее коррекция у детей [Текст] / М. А. Панфилова // Школа здоровья. – 2016. – № 1. – С. 17–28.
23. Пасечник, Л. Тревожный ребёнок [Текст] / Л. Пасечник // Вопросы психологии. – 2014. – № 9. – С. 89–95.
24. Спилбергер, Ч. Тревожность как свойство личности [Текст] / Ч. Спилбергер. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 189 с.
25. Степанова, О. П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа [Текст] / О. П. Степанова. – Москва : Флинта, 2015. – 180 с.
26. Терентьева, Ю. В. Психология индивидуальности [Текст] / Ю. В. Терентьева. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 455 с.
27. Феррол, Л. М. Психология личностного развития [Текст] / Л. М. Феррол. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 652 с.
28. Фомина, В. В. Природа мышления в подходах зарубежных ученых [Текст] / В. В. Фомина // Вопросы психологии. – 2016. – №1. – С. 52-58.
29. Фрейд, З. Психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 458 с.
30. Ханин, Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга [Текст] / Ю. Л. Ханин. – Москва : Академия, 2012. – 125 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ