Взаимосвязь тревожности и гибкости мышления у детей младшего школьного возраста(Педагогика,психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
В исследовании приняло участие 50 детей младшего школьного возраста – от 10 до 11 лет, учащиеся 4-х классов.
В приложениях результаты исследования.
В данной работе не указана база исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города и вуза.
Актуальность исследования. Проблема тревожности и влияния ее на развитие познавательных процессов младших школьников, является актуальной, так как в настоящее время увеличилось число тревожных учащихся, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Психическое напряжение и связанная с ним тревога определенным образом соотносятся с уровнем развития всех форм мышления младших школьников, в том числе и гибкости. В этой связи представляется важным вопрос об особенностях выявления взаимосвязи тревожности младших школьников и гибкости их мышления.
Степень изученности Тревожность как феномен рассмотрена в научных трудах Л.М. Аболина, Л.С. Выготского, Л. Пасечника, З. Фрейда и др. Причины и особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста представлены в отечественной психологии исследованиями, проведенными Б.В. Зейгарник, Ю.Т. Игошиным, И.М. Никольской, М.А. Панфиловой и др. Ч. Спилбергером выделены и проанализированы такие виды тревожности, как личностная и ситуативная. А.А. Карповым, Р.В. Леткиной и др. выделены основные виды школьной тревожности младших школьников. О.П. Степановой, Ю.В. Терентьевой и др. проанализированы особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте. Проблема развития познавательных процессов младших школьников, в том числе и гибкости мышления, представлена в трудах О.Б. Дарвиш, Е.П. Ильина и др.
Цель исследования – изучить взаимосвязь тревожности и гибкости мышления младших школьников.
Объект исследования – тревожность и гибкость мышления.
Предмет исследования – взаимосвязь тревожности и гибкости мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: личностная тревожность младших школьников в большей степени, чем ситуативная, оказывает влияние на развитие гибкости мышления младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
2. Определить особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте.
2. Проанализировать процесс развития мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить в эмпирическом исследовании взаимосвязь тревожности и гибкости мышления младших школьников.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования:
- теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных);
- эмпирические методы (опрос, анкетирование, беседа) математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Методики исследования:
1. Тест на исследование уровня тревожности (Опросник Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина).
2. Методика изучения гибкости мышления.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
В период младшего школьного возраста происходит становление личностных качеств, активно развивается познавательная сфера, успешность развития которых зависит от уровня эмоционального состояния младшего школьника, в том числе и тревожности.
Тревожность можно рассматривать как черту характера, пессимистическую установку на жизнь, когда жизнь воспринимается полной угроз и опасностей. Так неуверенность и нерешительность порождают тревожность, которая в свою очередь формирует черты характера с преобладающими особенностями неверия в собственные силы, робость, склонность к колебаниям и сомнениям, немотивированное чувство опасности.
Гибкость мышления – это умение быстро реагировать, легко находить новые отличные друг от друга варианты решения какой-либо проблемы.
С целью определения взаимосвязи тревожности и гибкости мышления у детей младшего школьного возраста было организовано и проведено эмпирическое исследование. В результате проведенного эмпирического исследования было установлено, что ситуативная тревожность в меньшей степени оказывает влияние на развитие гибкости мышления младших школьников, о чем свидетельствует обнаруженная взаимосвязь только между низким уровнем ситуативной тревожности и высоким уровнем гибкости мышления (r=,489**). Уровень развития гибкости мышления напрямую зависит о состояния личностной тревожности младших школьников – чем выше личностная тревожность младшего школьника (между высоким уровнем личностной тревожности и низким уровнем развития гибкости мышления (r=,456**); между средним уровнем личностной тревожности и средним уровнем развития гибкости мышления (r=,402**); между низким уровнем личностной тревожности и высоким уровнем развития гибкости мышления (r=,587**).
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.