Введение 1
1 Теоретические основы развития познавательных универсальных учебных
действий у учащихся 10 классов в процессе обучения математики 8
1.1 Определение, виды и условия развития познавательных универсальных
учебных действий на этапе основного общего образования на уроках математики 8
1.2 Подходы к обучению математики, в рамках развития познавательных
универсальных учебных действий 27
1.3 Современное состояние и тенденции развития подходов к изучению
общеобразовательного курса математики 34
2 Система задач курса «Многогранники» 10 классов, развивающая
познавательные универсальные учебные действия 45
2.1 Анализ учебных материалов по математике в 10 классах 45
2.2 Структурирование содержания и выбор технологий обучения по
математике, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий 57
2.3 Педагогический эксперимент: этапы проведения и результаты 72
Заключение 102
Список литературы
Актуальность темы исследования. С точки зрения необходимости и своевременности изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания, а также современных теорий педагогической психологии и дидактики в целом, центральное место при обучении занимает такой аспект, как формирование способа действий субъекта, реализуемого через умения.
Согласно Федеральному государственному стандарту, фундаментальное ядро содержания общего образования включает в себя систему научного знания. Важнейшим фактором для получения научного знания является получение результата деятельностным путем.
Актуальность темы исследования для конкретного учебного заведения, заключается в необходимости развития информационного мышления школьников, формированию информационно - коммуникационной компетенции путем грамотного использования возможностей современных информационных технологий.
Обеспечение развития данных компонентов познавательных УУД может быть реализовано исключительно в процессе учебной деятельности, так как именно в ходе данной деятельности учащиеся овладевают системой рациональных приемов и необходимыми для нее теоретическими и практическими знаниями.
Проблеме развитие уже сформированных познавательных УУД посвящены работы Миндзаевой Э. В., Горева П.М., Утёмова В.В., Воровщикова С. Г., Орловой Е. В.
Следовательно, развитие познавательных универсальных учебных действий (УУД) является важнейшей задачей обучения в условиях современной школы. Этим определяется актуальность темы исследования: «Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся десятых классов средствами информационных технологий».
Проблема развития ПУУД 10 классов при изучении математики не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике и требует доработки, т.к.:
• в существующих исследованиях развития познавательных УУД рассматриваются УУД в целом, ориентируясь в основном, на базовые определения данного термина согласно Федеральному стандарту, при этом не детализируя ПУУД на логические, общеучебные УУД, а также в развития такого действия, как постановка и решение проблемы;
• в существующих исследованиях не было найдено общего и полного метода для измерения показателя сформированности детализированных ПУУД;
• работа по развитию ПУУД, на уроках математики в старших классах, с применением информационных технологий, недостаточно раскрыта и требует более детальной проработки.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательных УУД десятиклассников на уроках математики разработанных с помощью средств информационных технологий.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития ПУУД в 10 классе на уроках математики с использованием средств информационных технологий.
Объект исследования: процесс развития познавательных УУД 10 классников
Предмет исследования: педагогические условия развития ПУУД в 10 классе на уроках математики средствами информационных технологий Гипотеза исследования:
Процесс развития ПУУД десятиклассников будет более эффективным если использовать при обучении математике следующие педагогические условия применения информационных технологий:
• выделены, обоснованы и учтены особенности обучения математике с применением информационных технологий;
• с учетом выявленных особенностей разработана система практических заданий с использованием информационных технологий, позволяющая эффективно развивать ПУУД;
• определены и экспериментально проверены показатели и критерии оценки эффективности обучения, направленные на развитие ПУУД учащихся на уроках математики в 10 классах с использованием информационных технологий.
Задачи исследования:
1) Выполнить теоретический анализ понятий: «универсальные учебные
действия», «познавательные универсальные учебные действия», «системнодеятельностный подход», «инфомационные технологии» и др.
2) Определить и систематизировать педагогические условия реализации развития ПУУД на уроках математики
3) Обосновать и экспериментально проверить влияние педагогических условий использования информационных технологий на развитие ПУУД на уроках математики в 10-х классах
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• Положения по общей методологии образовательной деятельности (В. В. Краевский, В. И. Загвязинский, А. М. Новиков и др.)
• Концептуальные основы деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов и др.)
• Концепции универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина и др.)
• Теории и методики обучения математике (Е.А. Суховиенко, С.А. Севостьянова, З.П. Самигуллина, Е.Н. Эрентраут, А.В. Погорелов, Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.).
Научная новизна исследования:
• Содержательно раскрыты и определены фундаментальные понятия исследования: «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия», «системно-деятельностный подход», «информационные технологии» в рамках развития познавательных УУД на уроках математики
• Определены и систематизированы педагогические условия реализации развития познавательных УУД на уроках математики в 10 классах с применением информационных технологий
• Экспериментально проверена эффективность влияния педагогических условий использования информационных технологий на развитие познавательных УУД на уроках математики в 10-х классах
Методы и методики исследования:
1) Обзорно-аналитический метод:
■ сравнительно-сопоставительный анализ педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме;
■ научное изучение и обобщение передового педагогического опыта;
■ методы сбора и интерпретации теоретического материала;
■ сопоставление и обобщение педагогического опыта по проблеме внедрения информационных технологий в образовательный и воспитательный процесс, анализ учебных материалов
2) Изучение и анализ деятельности испытуемых с использованием метода тестирования (уровень сформированности общеучебных, логических, познавательных УУД, способности постановки и решения проблемы)
3) Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный)
4) Математическая обработка результатов исследования, их графическая интерпретация
Теоретическая значимость исследования.
Научно обоснована эффективность влияния выбранных информационных технологий на развитие ПУУД на уроках математики в 10-х классах.
Определены теоретические основы развития ПУУД при обучении математике: выявлены возможности информационных технологий при развитии ПУУД.
Определены, систематизированы и экспериментально проверены педагогические условия развитие ПУУД в 10 классе на уроках математики с использованием средств информационных технологий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в исследовании результаты, выводы и практические разработки могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательной школы, в разработке и проведении элективных и факультативных занятий Достоверность исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей математики, а также апробировались в образовательном процессе Гимназии №6 Приволжского района г. Казани
Опытно-экспериментальная база исследования. Базой исследования и опытно-экспериментальной работы является муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6» Приволжского района г. Казани. В период: с апреля 2018 года по апрель 2019 года.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и двух приложений. Общий объем работы составляет 189 страниц. В работе приведены таблицы, диаграммы.
Проведённое исследование подтвердило важность решения проблемы, состоящей в повышении уровня развития познавательных УУД при обучении математики в 10 классах. С этой целью были изучены теоретические понятия и терминология исследования, виды и условия развития познавательных универсальных учебных действий на этапе основного общего образования на уроках математики.
В рамках исследования были проанализированы подходы к обучению математики, в рамках развития познавательных универсальных учебных действий. В результате чего были найдены новые способы ее решения, в необходимой степени выполнена опытная проверка отобранных учебных материалов.
В целом гипотеза исследования подтверждена всей совокупностью полученных результатов.
Итоги проведенного исследования:
- на основании анализа современного состояния проблемы выделены, обоснованы и учтены особенности обучения математики с применением информационных технологий;
- с учетом выявленных особенностей разработана структура на основе педагогических условий реализации метода обучения, позволяющего эффективно развивать познавательные УУД;
- доказано, что изучение математики с применением информационных технологий, является необходимым для развития ПУУД;
- определены и экспериментально проверены показатели критерия оценки и эффективности метода обучения, направленного на развитие познавательных УУД учащихся на уроках математики и в 10 классах;
- подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что изучение математики в рамках определенных выше условий будет развивать уровень сформированности ПУУД, способствовать развитию познавательного
интереса и самостоятельности учащихся, при изучении математики в 10 классе;
Сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных в результате среза знаний участников эксперимента до и после проведения эксперимента, позволил сделать вывод о том, что в результате проведенной опытно-экспериментальной работы наблюдается положительная динамика по выделенным критериям, что доказывает достоверность выдвинутой гипотезы исследования.
Однако, данное исследование, изложенные в работе выводы и рекомендации, не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение обозначенной проблемы. Оно открывает новое направление исследований и делает актуальным более глубокое изучение проблем сформированности ПУУД не только средствами одной дисциплины, но и средствами других дисциплин.
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения русскому языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Икар, 2009. - 44 10 с.
2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М.: Просвещение, 200 10. - 151 с.
3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М. : Просвещение, 2011. 159 с.
4. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — С.104-110.
6. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова O.A., Салмина Н.Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243
7. Атанасян, Л.С. Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2009. - 255с.
8. Александров, А.Д. Методические рекомендации. 10-11 классы: Пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. - М.:Просвещение, 2013. -144 с.
9. Брейтшам, Э.К. Целостность системы базовых понятий при изучении математики в школе и вузе / Э.К. Брейтшам, С.Д. Караказов - Мир науки, культуры и образования. - 2011. - № 3.
10. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация.-М. :БИНОМ., 2012. 314 с.
11. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции профессионала: проблемы развития и оценки. Казань: Изд-во КазГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. 146 с.
12. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. СПб. : Питер, 2009.
13. Васильева Галина Николаевна О подготовке студентов математического факультета к реализации деятельностного подхода при обучении математике в средней школе // Пермский педагогический журнал. 2016. № 10.
14. Воровщиков С. Г., Орлова Е. В. Развитие универсальных учебных
действий: внутришкольная система учебно - методического и
управленческого сопровождения: Монография. - М.: МПГУ, 2012. - 210 с.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. — Т. 2. — М.: Педагогика, 19 102. С. 6-360.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
17. Газейкина Анна Ивановна, Казакова Юлия Олеговна Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России. 2016. №7.
18. Гельфман Э. Г. Анализ текстов заданий школьных учебников физики// Вестник ТГПУ. 2012. № 4. С. 42-45
19. Глаголев, Н.А. Геометрия: Стереометрия. / Н.А. Глаголев, А.А. Глаголев. -М.: УЧПЕДГИЗ, 1958. - 148 с
105
20. Горев П.М., Утёмов В.В. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС). Учебно-методическое пособие: МЦИТО, 5 сент. 2015 г., 275 с
21. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
22. Давыдов В.В. Деятельностная теория мышления. М.: Научный мир, 2005. — 240 с.
23. Давыдов В.В., Лекции по общей психологии. - Academia, 200 10.-176 с.
24. Деменева, И. А., Красных, О. А. (2012). Механизм разработки программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» в условиях перехода на ФГОС НОО. Пермский педагогический журнал, (3), 63 -69.
25. Загвязинский, В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,
2005. 20 10 с.;
26. Загрекова Л.В., Николина В.В. Дидактика. М.: Высшая школа, 2006. 156 с.
27. Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник ЧГПУ. 2017. №6.
28. Иляшенко Л. К., Мешкова Л. М., Лаврентьева Т. М. Основные виды и функции универсальных учебных действий в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Перспективы науки. 2012. № 36. С. 37-40.
29. Колмогоров, А.Н. Современная математика и математика в современной школе: Математика в школе / А.Н. Колмогоров. - М.: Просвещение 2007. № 3. 10-11 с.
30. Колягин, Ю.М., акад. Отечественное образование: наша гордость и
наша боль / Математика в школе. 2007. № 9; 2007. № 1.
106
31. Киселев А.П. Геометрия: Учебник для 9-10 классов средней школы. / А.П. Киселев. - М.: Учпедгиз, 1956.- 210с.
32. Краевский, В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов - исследователей. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. 244 с.;
33. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 200 10. №2.
34. Лапенок М. В. Информационная среда дистанционного обучения как средство реализации инди-видуализированного обучения в общей школе // Вестник Московского гос. гуманитарного университета им. М. Шолохова. Серия: «Педагогика и психология». 2011. Вып. 4. С. 19-27
35. Латыпова И. В. (2014). Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (итоговый индивидуальный проект). Сибирский педагогический журнал, (1), 19 10-202.
36. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. : Политиздат, 1977.
37. Леонтьев A.A. Деятельный ум: (деятельность, знак, личность) - Смысл, 2001.-392 с.
38. Лесневский, A.C. Объектно-ориентированное программирование для начинающих / A.C. Лесневский. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
39. Материалы всероссийской с международным участием научно - практической конференции «Интернет-технологии в образовании». В 2 частях: Часть 1, Чебоксары, 15 апреля-19 мая 2012 г. [Текст] / Чебоксары, 2012. - 241 с
40. Материалы всероссийской с международным участием научнопрактической конференции «Интернет-технологии в образовании». В 2 частях: Часть 1, Чебоксары, 15 апреля-19 мая 2012 г. [Текст] / Чебоксары, 2012. - 241 с.
41. Михеева Светлана Александровна Система формализованных критериев оценки школьного учебника // Вопросы образования. 2015. №4.
42. Национальная педагогическая энциклопедия, Педагогический
глоссарий URL: http: //didacts. ru/termin/univers alnye-uchebnye-
deistvija.html
43. Новиков А. М. "Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики". М.:Эгвес, 2010. - 20 10с.
44. Никитин, В.В., Рупасов К.А. Определения математических понятий в курсе средней школы: Пособие для учителей. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1963. - 150с.
45. Осинская В.Н. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике: Кн. для учителя. / В.Н. Осинская. - К.: Рад.шк., 1989. - 192 с.
46. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных
действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000...». - Информационные технологии в
образовании. - [Текст] http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2011_05_10.html
47. Планируемые результаты начального общего образования / (Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.); под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.- 2-изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120с.- (Стандарты второго поколения).
48. Позднеева С.И., Кузнецова Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестник ТГПУ. Сер. Педагогика. 2006. Вып. 10 (61). С. 65-66.
49. Погорелов, А.В. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. сред. шк. / А.В. Погорелов. - М.: Просвещение, 1990. - 384 с.
50. Поташника, М.М. Как подготовить проект на получение грантов / М.М. Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 176 с.
51. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М., 2005. 272 с.
52. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «МОДЕЛИРОВАНИЕ» Борисихина Н. А., Ленглер О. А. Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия тНижний Тагил, Россия
53. Романова А.Н., Галеева Н. Л. Технология учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета. Каковы этапы технологии индивидуального стиля учебной деятельности? // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №2.
54. Смирнова, И.М. Геометрия: Учеб.пособие для 10-11 кл.гуманит. Профиля. / И.М. Смирнова. - М.: Просвещение, 1997. - 159 с.
55. Соболева Г.В., Тактарова И.С., Садыкова И.А. Познавательные универсальные учебные действия [Электронный ресурс] // 56 URL: http://sgls.admsurgut.ru/win/download/1747/ (Дата обращения: 15.12.2017)
56. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ.пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. - М.: Академия, 1998. - 288с.
57. Усольцев А. П., Курочкин А. И. Концепция развивающего обучения при построении системы за-дач как средство решения современных образовательных проблем // Педагогическое образование в Рос-сии. 2013. № 6. С. 24 10-251.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования от 1 марта 2012 года.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования от 17 декабря 2010 года.
60. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». №273-ФЗ. 29 декабрь 2012. Режим доступа: httpV/минобрнауки.рф/
61. Чечель И. Д. «Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов» // Директор школы. 200 10. № 3. С. 11-16.
62. Чуланова Н.А., Черняева Т.Н. Нормативный контекст определения «познавательные универсальные учебные действия» // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. - С. 179-1 106
63. Шибзухова, Л. А. (2014). Образовательная программа основного общего образования. Из опыта работы МОУ СОШ № 4 С. П. Исламей. Инновационные проекты и программы в образовании, (1), 59-75
64. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. 2-ое изд. - М.: Филоматис, 2010. - 1 10 10 с.
65. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 19 109.