Формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст
|
Выпускная квалификационная работа.
В данной работе не указана база исследования, таким образом можно подставить название нужной базы исследования и данной работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы формирования коммуникативных умений дошкольников в процессе игровой деятельности 6
1.1 Понятие коммуникативных умений и их роль в становлении личности дошкольника 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста 9
1.3 Игровая деятельность как средство формирования коммуникативных умений старших дошкольников 15
2 Изучение влияния игровой деятельности на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 20
2.1Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у 20
дошкольников 20
2.2 Организация педагогической деятельности по формированию 31
коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 31
2.3 Анализ результативности опытно-экспериментальной работы 36
Список использованных источников 46
Приложение 1 50
Приложение 2 51
Приложение 3 52
Приложение 4 53
Приложение 5 55
В данной работе не указана база исследования, таким образом можно подставить название нужной базы исследования и данной работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы формирования коммуникативных умений дошкольников в процессе игровой деятельности 6
1.1 Понятие коммуникативных умений и их роль в становлении личности дошкольника 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста 9
1.3 Игровая деятельность как средство формирования коммуникативных умений старших дошкольников 15
2 Изучение влияния игровой деятельности на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 20
2.1Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у 20
дошкольников 20
2.2 Организация педагогической деятельности по формированию 31
коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 31
2.3 Анализ результативности опытно-экспериментальной работы 36
Список использованных источников 46
Приложение 1 50
Приложение 2 51
Приложение 3 52
Приложение 4 53
Приложение 5 55
На современном этапе развития общества произошли серьезные изменения в области образования, вышли в свет новые нормативные документы (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и др.), которые обусловили разработку актуальных технологий коммуникативного развития старших дошкольников в разных видах деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в рамках направления «социально-коммуникативное развитие», обозначены задачи, связанные с усвоением дошкольниками социокультурных норм, моральных и нравственных ценностей, развития различных форм общения ребенка со взрослыми и сверстниками, определенной целенаправленности, развитие эмоционального и социального интеллекта, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками и другое [2].
Сформированные коммуникативные умения на высоком уровне являются залогом успешной адаптации ребенка к школе. Данный факт подчеркивает актуальность данного исследования.
Вопрос формирования коммуникативных умений недостаточно изучен в современной психолого-педагогической литературе. В частности, в уточнении нуждаются содержание процесса развития коммуникативных умений, формы организации деятельности с дошкольниками, критерии, показатели и уровни сформированности указанных умений у детей старшего дошкольного возраста. Современные исследования доказывают противоречия между признанием значимости коммуникативных умений в развитии личности ребенка и неразработанности педагогической технологии и методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Цель данного исследования – изучить процесс формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику коммуникативным умениям и обозначить их роль в становлении личности дошкольники;
2. Выделить психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста;
3. Изучить особенности игровой деятельности как средства формирования коммуникативных умений старших дошкольников;
4. Провести диагностику сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать и провести цикл мероприятий по формированию коммуникативных умений;
6. Проанализировать результативность опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений.
Объект исследования – коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста;
Предмет – формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента. Применялись также и общенаучные методы, такие как, теоретико-методологический анализ, логический анализ, построение аналогий, сравнительный анализ, внешнее и включенное наблюдение.
Методологической и теоретической основой исследования являются основополагающие труды в педагогике и психологии, положения философии и социологии о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развития, о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности
Работа написана на основании изучения трудов по педагогике и психологии, а также публикаций в периодической печати. В частности, сущность понятия коммуникаций и коммуникативных умений освещены в работах Е.А. Воронич, В.Е. Гладченко, К.А. Захаровой, С.В. Коноваленко, О.А. Лебеденко, А.Г. Самохваловой, С.В. Сотниковой.
В изучении особенностей развития старшего дошкольного возраста были использованы труды Д.Б. Эльконина, Л.С. Подымовой, Я.Л. Коломинского.
Характеристика игровой деятельности как средства формирования коммуникативных навыков была сделана на основании изучения работ таких авторов, как М.И. Бирюкова, Е.А. Гущина, Е.И. Касаткина, и др.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении психолого-педагогических основ коммуникативной компетентности старшего дошкольного возраста, систематизации определений и выявлении условий успешного развития обозначенных компетенций.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в рамках направления «социально-коммуникативное развитие», обозначены задачи, связанные с усвоением дошкольниками социокультурных норм, моральных и нравственных ценностей, развития различных форм общения ребенка со взрослыми и сверстниками, определенной целенаправленности, развитие эмоционального и социального интеллекта, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками и другое [2].
Сформированные коммуникативные умения на высоком уровне являются залогом успешной адаптации ребенка к школе. Данный факт подчеркивает актуальность данного исследования.
Вопрос формирования коммуникативных умений недостаточно изучен в современной психолого-педагогической литературе. В частности, в уточнении нуждаются содержание процесса развития коммуникативных умений, формы организации деятельности с дошкольниками, критерии, показатели и уровни сформированности указанных умений у детей старшего дошкольного возраста. Современные исследования доказывают противоречия между признанием значимости коммуникативных умений в развитии личности ребенка и неразработанности педагогической технологии и методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Цель данного исследования – изучить процесс формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику коммуникативным умениям и обозначить их роль в становлении личности дошкольники;
2. Выделить психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста;
3. Изучить особенности игровой деятельности как средства формирования коммуникативных умений старших дошкольников;
4. Провести диагностику сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать и провести цикл мероприятий по формированию коммуникативных умений;
6. Проанализировать результативность опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений.
Объект исследования – коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста;
Предмет – формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента. Применялись также и общенаучные методы, такие как, теоретико-методологический анализ, логический анализ, построение аналогий, сравнительный анализ, внешнее и включенное наблюдение.
Методологической и теоретической основой исследования являются основополагающие труды в педагогике и психологии, положения философии и социологии о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развития, о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности
Работа написана на основании изучения трудов по педагогике и психологии, а также публикаций в периодической печати. В частности, сущность понятия коммуникаций и коммуникативных умений освещены в работах Е.А. Воронич, В.Е. Гладченко, К.А. Захаровой, С.В. Коноваленко, О.А. Лебеденко, А.Г. Самохваловой, С.В. Сотниковой.
В изучении особенностей развития старшего дошкольного возраста были использованы труды Д.Б. Эльконина, Л.С. Подымовой, Я.Л. Коломинского.
Характеристика игровой деятельности как средства формирования коммуникативных навыков была сделана на основании изучения работ таких авторов, как М.И. Бирюкова, Е.А. Гущина, Е.И. Касаткина, и др.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении психолого-педагогических основ коммуникативной компетентности старшего дошкольного возраста, систематизации определений и выявлении условий успешного развития обозначенных компетенций.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста является на сегодняшний день актуальной проблемой, которая включает как теоретические, так и практико-ориентированные аспекты. Сформированность указанных умений позволит ребенку в будущем эффективно взаимодействовать с социумом.
Изучение научной и методической литературы по теме исследования позволило сделать вывод о сложности понятия коммуникаций. Сложность объясняется структурой данного явления, которая включает в себя: речевую коммуникацию, коммуникативное действие, коммуникативное поведение, коммуникативную революцию, коммуникативные умения, коммуникативные способности и т.д. Важной составляющей коммуникаций являются коммуникативные умения, которые в свою очередь, включают в себя вербальные и невербальные средства общения. Развитие указанных умений необходимо в старшем дошкольном возрасте, поскольку они способствуют развитию психических процессов, а также являются залогом обучения в начальной школе. В результате был сделан вывод о важности такого периода развития ребенка, как старший дошкольный возраст. Данное утверждение доказывается тем, что в этот период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируется определенное отношение к людям, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Рассмотрев психолого-педагогические особенности этого периода, было сделано заключение, что основными характеристиками являются: большие физические и психические возможности, достаточный для общения словарный запас. Основным видом деятельности детей этого возраста служит игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Ведущими среди всех видов игр являются сюжетно-ролевые и дидактические.
Рассмотрев разнообразные психолого-педагогические аспекты теории игры, было отмечено, что формирование коммуникативных навыков для детей в старшем дошкольном возрасте происходит в результате совместной игровой деятельности. В качестве основной классификации среди игр, была выделена классификация Л.С.Новоселовой, в рамках которой выделяются: игры, организованные по инициативе детей; игры, организованные по инициативе взрослых; традиционные или народные игры. Среди игр потенциалом для развития коммуникационных навыков являются сюжетно-ролевая и дидактическая игра. Именно эти игры содержат большие возможности для развития обозначенных навыков и умений.Кроме того, данные игры могут успешно использоваться и как средство воспитания и как самостоятельная деятельность дошкольников. Дидактическая игра в педагогическом процессе дошкольного учреждения должна занимать ведущее место. Данное утверждение было проверено в ходе проведенного педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент проводился на базе дошкольного учреждения, где в качестве экспериментальной была выбрана группа старших дошкольников в количестве 20 человек.
Результаты констатирующего этапа позволили утверждать о недостаточном развитии коммуникативных умений у большинства детей данной группы. Большая часть воспитанников обладали средними показателями сформированность данных умений, небольшое количество показали низкие результаты. Результаты данного этапа определили дальнейшую работу по развитию указанных компетенций.
Для оптимизации работы по развитию коммуникативных умений был запланирован комплекс мероприятий. На этапе формирующего эксперимента педагогами были разработаны и проведены цикл занятий, представляющих собой игры-путешествия по различным странам и континентам. По содержанию и организации процесса, данные игры относятся к группе дидактичских игр, правда в ходе их проведения использовались и элементы сюжетно-ролевых игр. Выбор такой формы .был обусловлен рядом причин: совместное коллективное творчество, решение поставленных задач, решение спорных ситуаций, речевая активность. Все перечисленные факторы были направлены на развитие у детей различных коммуникативных умений.
Результаты, полученные в ходе диагностики на контрольном этапе эксперимента, позволили сделать заключение об эффективности запланированных и проведенных мероприятий. Данный факт подтверждается цифрами: количество детей с высоким уровнем коммуникативных умений увеличилось на 25%, детей с низким уровнем не осталось. Занятия в форме дидактических игр-путешествий способствовали лучшему усвоению знаний в различных областях, развивали качества, необходимые для эффективного общения со сверстниками.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что игровая деятельность является эффективным средством формирования коммуникативных умений старших дошкольников.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о выполнении всех поставленных задач и достижении цели исследования.
Изучение научной и методической литературы по теме исследования позволило сделать вывод о сложности понятия коммуникаций. Сложность объясняется структурой данного явления, которая включает в себя: речевую коммуникацию, коммуникативное действие, коммуникативное поведение, коммуникативную революцию, коммуникативные умения, коммуникативные способности и т.д. Важной составляющей коммуникаций являются коммуникативные умения, которые в свою очередь, включают в себя вербальные и невербальные средства общения. Развитие указанных умений необходимо в старшем дошкольном возрасте, поскольку они способствуют развитию психических процессов, а также являются залогом обучения в начальной школе. В результате был сделан вывод о важности такого периода развития ребенка, как старший дошкольный возраст. Данное утверждение доказывается тем, что в этот период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируется определенное отношение к людям, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Рассмотрев психолого-педагогические особенности этого периода, было сделано заключение, что основными характеристиками являются: большие физические и психические возможности, достаточный для общения словарный запас. Основным видом деятельности детей этого возраста служит игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Ведущими среди всех видов игр являются сюжетно-ролевые и дидактические.
Рассмотрев разнообразные психолого-педагогические аспекты теории игры, было отмечено, что формирование коммуникативных навыков для детей в старшем дошкольном возрасте происходит в результате совместной игровой деятельности. В качестве основной классификации среди игр, была выделена классификация Л.С.Новоселовой, в рамках которой выделяются: игры, организованные по инициативе детей; игры, организованные по инициативе взрослых; традиционные или народные игры. Среди игр потенциалом для развития коммуникационных навыков являются сюжетно-ролевая и дидактическая игра. Именно эти игры содержат большие возможности для развития обозначенных навыков и умений.Кроме того, данные игры могут успешно использоваться и как средство воспитания и как самостоятельная деятельность дошкольников. Дидактическая игра в педагогическом процессе дошкольного учреждения должна занимать ведущее место. Данное утверждение было проверено в ходе проведенного педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент проводился на базе дошкольного учреждения, где в качестве экспериментальной была выбрана группа старших дошкольников в количестве 20 человек.
Результаты констатирующего этапа позволили утверждать о недостаточном развитии коммуникативных умений у большинства детей данной группы. Большая часть воспитанников обладали средними показателями сформированность данных умений, небольшое количество показали низкие результаты. Результаты данного этапа определили дальнейшую работу по развитию указанных компетенций.
Для оптимизации работы по развитию коммуникативных умений был запланирован комплекс мероприятий. На этапе формирующего эксперимента педагогами были разработаны и проведены цикл занятий, представляющих собой игры-путешествия по различным странам и континентам. По содержанию и организации процесса, данные игры относятся к группе дидактичских игр, правда в ходе их проведения использовались и элементы сюжетно-ролевых игр. Выбор такой формы .был обусловлен рядом причин: совместное коллективное творчество, решение поставленных задач, решение спорных ситуаций, речевая активность. Все перечисленные факторы были направлены на развитие у детей различных коммуникативных умений.
Результаты, полученные в ходе диагностики на контрольном этапе эксперимента, позволили сделать заключение об эффективности запланированных и проведенных мероприятий. Данный факт подтверждается цифрами: количество детей с высоким уровнем коммуникативных умений увеличилось на 25%, детей с низким уровнем не осталось. Занятия в форме дидактических игр-путешествий способствовали лучшему усвоению знаний в различных областях, развивали качества, необходимые для эффективного общения со сверстниками.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что игровая деятельность является эффективным средством формирования коммуникативных умений старших дошкольников.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о выполнении всех поставленных задач и достижении цели исследования.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОД ПО СОЦИАЛЬНО-
КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами легоконструирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - КОМПЛЕКС РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



