Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказками (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Выпускная квалификационная работа.
База исследования: Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №156» комбинированного вида (г. Барнаул). В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 9 месяцев). По заключению ПМПК все дети имеют речевые нарушения – ОНР III уровня. 10 детей составили экспериментальную группу и 10 детей – контрольную группу.
В приложениях результаты исследования.
Если поменять в данной работе название базы исследования на нужное, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ 10
1.1. Понятие «эмоционально-оценочная лексика» 10
1.2. Закономерности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми в онтогенезе 16
1.3. Особенности эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 21
1.4. Методические аспекты формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказками 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ 36
2.1. Описание методики организации констатирующего эксперимента 36
2.2. Анализ результатов исследования особенностей эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 39
2.3. Система работы по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказкой 49
2.4. Анализ результатов экспериментального исследования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
В современном обществе среди постоянно возрастающего количества детей с речевыми нарушениями большой процент составляют дети с общим недоразвитием речи (далее – ОНР). Ребенок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно полноценно овладеть языком. Преодоление общего недоразвития возможно лишь при условии целенаправленной систематической логопедической работы учителя-дефектолога по формированию речи ребенка. Особое место в работе по преодолению общего недоразвития речи занимает работа над словарем, так как от сформированности у ребенка лексики зависит содержание его общения и успешность взаимодействия с окружающими.
В дошкольном возрасте речь начинает выступать средством выражения эмоций, чувств, настроения ребенка, его отношения к окружающей действительности, то есть ребенок начинает активно использовать эмоционально-оценочную лексику. Под эмоционально-оценочной лексикой понимают слова, обозначающие эмоции и эмоциональные состояния человека, положительную либо отрицательную оценку, а также нравственные качества [57, с. 11].
Анализ теоретических работ по проблеме формирования лексики старших дошкольников с ОНР (Л.О. Кривощапова, Г.В. Чиркина и др.) показал своеобразие развития словарного запаса при ОНР. Нарушения сформированности лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. У детей отмечается ограниченный словарный запас. Дети часто испытывают большие трудности не находя подходящих слов для высказывания. Также нарушение выражается в незнании значений многих из слов [34, с. 124].
Особенности эмоционально-оценочного пласта лексики и его формирования у детей с общим недоразвитием речи рассматривались и выделялись К.Е. Панасенко в рамках изучения особенностей самопрезентации старших дошкольников с ОНР [52]. И. Ю. Кондратенко проанализировала особенности эмоциональной лексики (не включая в нее слова, обозначающие нравственные качества человека), разработала направления по формированию изучаемого словаря [32]. В работе Е. А. Алябьевой указывается, что эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями [2, с. 12]. В исследовании Е.А. Климкиной особенности эмоционально-оценочной лексики дошкольников с общим недоразвитием речи проанализированы с позиции психофизического подхода. Автор указывает, что нарушения обусловлены не только системным недоразвитием речевых компонентов у дошкольников с ОНР, но и особенностью эмоционального интеллекта, а также уровнем развития речеслуховой памяти, зрительного и слухового внимания [30, с. 20]. В исследовании М.Н. Есаковой показано, что эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с общим недоразвитием речи выборочно и фрагментарно. А между тем это особый лексический пласт, который наиболее близок детям. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей [24, с. 32]. Данные Л.И. Игошиной свидетельствуют о том, что эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с общим недоразвитием речи выборочно и фрагментарно. Употребление слов, отражающих эмоциональные состояния и оценки детьми с общим недоразвитием речи в два раза ниже, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием. Автор обращает внимание на сложности восприятия и понимания эмоциональных состояний, трудности переработки невербальной информации и отражения в речи эмоциональных переживаний [27, с. 17].
Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных вопросам формирования эмоционально-оценочной лексики у старших дошкольников с ОНР, данный раздел коррекционной работы изучен недостаточно и требует дополнительных исследований.
В настоящее время существуют противоречия:
- между требованиями образовательной программы к уровню сформированности эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста и реальным состоянием сформированности эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- между необходимостью разработки эффективных методов и приемов формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и недостаточной степенью разработанности данного вопроса в теории и практике логопедии.
С нашей точки зрения, одним из эффективных приемов формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР может стать работа со сказкой. Это объясняется тем, что язык сказок характеризуется доступным словарем, четкими фразами, выразительностью, наличием несложных форм прямой речи. Работа со сказкой помогает детям обучиться творческому рассказыванию, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, позволяет научиться выражать эмоции и давать оценку поступков тех или иных персонажей.
Проблема исследования: каковы эффективные приемы и методы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: эмоционально-оценочная лексика у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с ОНР.
Предмет исследования: процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе работы со сказками.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать систему занятий, направленных на формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказками.
Гипотеза: процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективным, если:
- будут определены критерии оценки уровня сформированности эмоционально-оценочной лексики у детей;
- коррекционный процесс выстраивать на диагностической основе, с соблюдением онтогенетического принципа и ориентацией на индивидуальные особенности детей;
- в качестве коррекционного средства использовать работу со сказкой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Раскрыть суть понятия «эмоционально-оценочная лексика».
3. Определить закономерности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми в онтогенезе и при нарушенном речевом развитии.
4. Охарактеризовать методические аспекты формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказкой.
5. Экспериментальным путем выявить особенности эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
6. Разработать и экспериментально апробировать систему занятий по формированию эмоционально-оценочной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказкой.
7. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
8. Оформить результаты исследования в виде выпускной квалификационной работы.
Теоретико-методологическими основами исследования выступают следующие положения:
- системный подход в изучении лексики: рассмотрение лексики как системы взаимосвязанных элементов, идея о взаимосвязи эмоционального и оценочного компонентов в речи (А.М. Камчатнов, Б.С. Найденов, К.Е. Панасенко, Д.Э. Розенталь и др.);
- культурологический подход, предполагающий единство аксиологического, деятельностного и личностно-творческого аспектов культуры: отбор содержания работы по формированию эмоционально-оценочной лексики (также, как и в отношении содержания обучения и воспитания в целом) строится с учетом культурных особенностей нашей страны, ценностей, норм и правил поведения, принятых в нашем обществе (В.П. Глухов, Л.И. Игошина, В.А. Ковшиков и др.);
- учет возрастных особенностей развития детей: тщательное изучение речи ребенка и отбор содержания работы в соответствии с особенностями развития эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей на определенном возрастном этапе в дошкольном возрасте (Л.О. Кривощапова, В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов и др.);
- положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребенка (Л.С. Выготский и др.);
- психолого-педагогические, лингвистические положения о закономерностях речевого развития дошкольников (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин);
- исследования, посвященные изучению особенностей детей с ОНР (Р.Е. Левина, Т.А. Ткаченко, Т.Б.Филичева, В. К. Воробьева, Г.В. Чиркина и др.);
- работы, посвященные вопросам использования сказки в целях коррекции речи – (М.Н. Есакова, И.Ю. Кондратенко, Г. Лямина, К.Е. Панасенко и др.).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие группы методов:
- теоретические (анализ методической, психолого–педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (изучение психолого-педагогической документации, психолого-педагогический эксперимент);
- метод количественного и качественного анализа полученных данных;
- интерпретационные методы.
Этапы исследования.
1 этап (февраль-май 2019 г.) – теоретико-аналитический – изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента;
2 этап (сентябрь-декабрь 2019 г.) – опытно-экспериментальный – проведение и анализ констатирующего эксперимента, разработка и уточнение, и реализация программы формирующего эксперимента;
3 этап (январь 2020 года)– итогово-описательный – осуществлялся анализ эффективности коррекционно-развивающей работы, подводились итоги исследования.
В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение за детьми, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), тестирование; количественный и качественный анализ результатов тестирования, интерпретационные методы.
База исследования: Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №156» комбинированного вида (г. Барнаул). В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 9 месяцев). По заключению ПМПК все дети имеют речевые нарушения – ОНР III уровня. 10 детей составили экспериментальную группу и 10 детей – контрольную группу.
Практическая значимость исследования заключается в разработке системы коррекционных занятий по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе работы со сказкой. Результаты исследования могут использоваться в практической работе учителями-логопедами и педагогами в специализированных группах детских садов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В современном обществе среди постоянно возрастающего количества детей с речевыми нарушениями большой процент составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Ребенок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно полноценно овладеть языком. Преодоление общего недоразвития возможно лишь при условии целенаправленной систематической логопедической работы учителя-дефектолога по формированию речи ребенка.
Эмоционально-оценочная лексика служит средством вербализации эмоций. Формирование эмоциональной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольников, так как в старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества и к окружающим людям. Вербализация эмоций необходима для осознания человеком собственных эмоциональных переживаний.
Особое место в коррекционно-логопедической работе занимает работа со сказкой, так как от сформированности у ребенка лексики зависит содержание его общения и успешность взаимодействия с окружающими. В дошкольном возрасте речь начинает выступать средством выражения эмоций, чувств, настроения ребенка, его отношения к окружающей действительности, то есть ребенок начинает активно использовать эмоционально-оценочную лексику. Под этой лексикой понимают слова, обозначающие эмоции и эмоциональные состояния человека, положительную либо отрицательную оценку, а также нравственные качества.
В ходе анализа результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы было установлено, что уровень сформированности эмоционально-оценочной лексики по методике «Исследование наличия эмоциональной лексики» И. Ю. Кондратенко после проведения формирующего этапа следующий:
- высокий уровень – 3 старших дошкольников с ОНР (30%): положительная динамика составила – +30% (3 старших дошкольника с ОНР);
- средний уровень – 7 старших дошкольников с ОНР III уровня (70%);
низкий уровень – не выявлен.
Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что сказка является эффективным средством формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Комплекс методов и приемов со сказкой способствовал лучшему пониманию и усвоению старшими дошкольниками с ОНР существительных и прилагательных с суффиксами эмоциональной оценки (уменьшительности, ласковости, субъективной оценки и пр.).
В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы был сформулирован вывод о том, что, несмотря на то, что на логопедических занятиях не предусмотрена работа над эмоционально-оценочной лексикой, принцип целостности и системности, онтогенетический принцип, заложенные в основе программы, а также требование преемственности работы учителя-логопеда и воспитателя предполагают включение формирования эмоционально-оценочной лексики в логопедическую работу, что будет способствовать формированию речи как системы, частью которой без сомнения является и эмоционально-оценочная лексика.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
2. Алябьева, Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений [Текст] / Е. А. Алябьева. – Москва: Сфера, 2004. – 96 с.
3. Батюта, М. Б. Возрастная психология : учебное пособие [Текст] / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. – Москва : Логос, 2013. – 306 с.
4. Бацевич, Ф. С. Очерки по функциональной лексикологии [Текст] / Ф. С. Бацевич, Т. А. Космеда. – Львов : Свет, 1997. – 392 с.
5. Белянин, В. П. Психолингвистика [Текст] / В. П. Белянин. – 4-е изд. – Москва : Флинта, 2014. – 232 с.
6. Бизикова, О. А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста : учебное пособие для студ. высш. учебных заведений [Текст] / О. А. Бизикова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития детской речи [Текст] / А. М. Бородич. – Нижиний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 569 с.
8. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 544 с.
9. Ветрова, С. И. Средства развития речевой успешности дошкольников [Текст] / С. И. Ветрова // Вопросы языкознания. – 2016. – №4. – С. 87-88.
10. Володина, В. С. Альбом по развитию речи [Текст] / В. С. Володина. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 125 с.
11. Воробьева, Т. А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок : пособие по развитию речи детей 4-6 лет для родителей, педагогов и логопедов [Текст] / Т. А. Воробьева. – Санкт-Петербург : Литера, 2015. – 96 с.
12. Выготский, Л. С. Речь и мышление [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2011. – 874 с.
13. Гавриш, Н.В. Формирование образности речи у дошкольников [Текст] / Н. В. Гавриш, О. В. Осика / Вопросы речевого развития – Москва : ТЦ «Сфера», 2009. – 224 с.
14. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша, В. Ю. Секачев. – Москва : Инфра-М, 2017. – 125 с.
15. Глухов, В. П. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. – Екатеринбург : Центр проблем детства, 2006. – 88 с.
16. Глухов, В. П. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР) (Методическое пособие) [Текст] / В. П. Глухов. – Екатеринбург : Центр проблем детства, 2003. – С. 33-62.
17. Голуб, И. Б. Стилистическое использование в речи многозначных слов и омонимов [Текст] / И. Б. Голуб // Стилистика русского языка : учеб. пособие. – Москва : Айрис-пресс, 2017. – 448 с.
18. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 85-88.
19. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией [Текст] / О. Е. Грибова // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 12-19.
20. Гриншпун, В. М. Развитие коммуникативных умений и навыков дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью [Текст] / В. М. Гриншпун // Дефектология. – 2016. – № 3. – С. 81-84.
21. Евсюткина, П. А. Формирование навыка пересказа прочитанного [Текст] / П. А. Евсюткина // Молодой учёный. – 2014. – № 19 (78). – С. 531-533.
22. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / Н. С. Ежкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 182 с.
23. Елкина, Н. В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Елкина // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – №1. – С. 142-147.
24. Есакова, М. Н Когнитивные аспекты переводов художественных произведений [Текст] / М. Н. Есакова // Вестник Москов. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2012. – № 1. – С. 32–43.
25. Иванова, С. А. Методика развития речи [Текст] / С. А. Иванова. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 299 с.
26. Игнатьева, С. А. Функции основных типов речевой деятельности [Текст] / С. А. Игнатьева // Коммуникативные исследования. – 2016. – № 1. – С. 87-93
27. Игошина, Л. И. Особенности развития описательной речи в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. И. Игошина // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 17-24.
28. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции : игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 349 с.
29. Камчатнов, А. М. А. А. Потебня и А. Ф. Лосев о внутренней форме слова [Текст] / А. М. Камчатнов // Русский филологический вестник. – 2008. – № 1/2. – С. 87-91.
30. Климкина, Е. А. Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. – 2015. – № 10. – С. 20-22.
31. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – 3-е изд. [Текст] / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. – Москва : Астрель, 2017. – 320 с.
32. Кондратенко, И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Кондратенко // Дефектология. – 2013. – №3. – С. 55-69.
33. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты [Текст]/ А. Н. Корнев. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 380 с.
34. Кривощапова, Л. О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. О. Кривощапова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – Т. 2. – № 10. – С. 124-131.
35. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н. Л. Кряжева. – Москва : Академия развития, 2017. – 192 с.
36. Лаврентьева, А. И. Особенности лексики дошкольников с ОНР [Текст] / А. И. Лаврентьева // Дефектолог. – 2016. – №4. – С. 52-56.
37. Лапшин, В. А. Основы дефектологии [Текст] / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – Москва : Эксмо. – 2017. – 160 с.
38. Лебедева, И. Н. Связная речь : речь в общении и речь в деятельности [Текст] / И. Н. Лебедева // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 138-166.
39. Лущихина, И. М. Речь, язык, языковое сознание [Текст] / И. М. Лущихина // Психология. / Под редакцией А. А. Крылова. – Москва : Владос, 2011. – 584 с.
40. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С. 105-112.
41. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] /. Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2009. – 144 с.
42. Макарова, В. Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие 1 [Текст] / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Мирошкина. – Москва : Центр педагогического образования, 2009. – 96 с
43. Мельникова, Л. И. Детский фольклор в дошкольных образовательных учреждениях : учеб, пособие [Текст] / Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина. – Москва : Гном-Пресс, 2013. – 256 с.
44. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для СПО [Текст] / Н. В. Микляева и др. ; под ред. Н. В. Микляевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 434 с.
45. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под ред. Г. В. Чиркиной.-2-е изд.,доп. – Москва : Педагогика, 2013. – 39 с.
46. Мильруд, Р. П. Приемы и технологии обучения устной речи [Текст] / Р. П. Мильруд // Язык и культура. – 2015. – №1. (29). – С. 85-92.
47. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 125 с.
48. Миронова, H. Как учить дошкольников связной монологической речи [Текст] / H. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
49. Найдёнов, Б. С. Выразительность речи и чтения [Текст] / Б. С. Найденов. – Мосвка : АСТ, 2014. – 341 с.
50. Нужнова, М. А. Формирование образной речи у старших дошкольников с ОНР на занятиях в ДОУ [Текст] / М. А. Нужнова. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 211 с.
51. Омельченко, Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР [Текст] / Л. В. Омельченко // Логопед. – 2014. – №4. – С. 24-29.
52. Панасенко, К. Е. Особенности вербальной самопрезентации дошкольников с нарушением речевого развития [Текст] / К. Е. Панасенко // Психологическая наука и образование. − 2016. −№4. − С. 36-43.
53. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
54. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку : словарь лингвистических терминов [Текст] / Д. Э. Розенталь. – Москва : Оникс, 2008. – 623 с.
55. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учеб.-практич. пособие для бакалавров [Текст] / под ред. В. Д. Черняк. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 463 с.
56. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений : (из опыта работы) [Текст] / Н. А. Рыжова. – Москва : Линка-Пресс, 2003. – 192 с.
57. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР : Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия [Текст] / У. М. Сидорова. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 64 с.
58. Симакова, Т. А. Учимся, играя : логопедическая работа с дошкольниками и младшими школьниками [Текст] / Т. А. Симакова // Логопедия сегодня. – 2016. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
59. Синицын, В. А. Мастерская выразительного чтения. Читаем, слушаем, рассказываем. Методическое пособие [Текст] / В. А. Синицын. – Москва : Рост. 2012 – 96 с.
60. Смирнова, И. В. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. Алалия, дизартрия [Текст] / И. В. Смирнова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2016. – 320 с.
61. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Г. Смольникова. – Москва : Педагогика, 2010 – 250 с.
62. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. – Москва : МОДЭК МПСИ, 2008 – 224 с.
63. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студентов [Текст] / Н. А. Стародубова. – Москва : Академия, 2016. – 256 с.
64. Стернин, И. А. Основы речевого воздействия. – 3-е изд. [Текст] / И. А. Стернин. – Москва : Директ-медиа, 2015. – 289 с.
65. Теория и методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов вузов : пособие для самостоят. Работы [Текст] / В. И. Яшина [и др.]. – Москва : Академия, 2009. – 192 с.
66. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
67. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практическое пособие [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 224 с.
68. Шевцова, А. В. К проблеме развития выразительности речи старших дошкольников с ОНР [Текст] / А. В. Шевцова, Т. В. Мельник // Молодой ученый. – 2015. – №12. – С. 826-829.
69. Цейтлин, С. Н. Усвоение языка [Текст] / С. Н. Цейтлин // Современная американская лингвистика. Фундаментальные направления. – Москва : АСТ, 2015. – 526 с.
70. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. – Мосвка : Академия, 2013. – 369 с.