ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПРОБЛЕМА ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ С ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Теории воли 6
1.2. Волевые качества личности (самостоятельность, упорство) 12
1.3. Проявление воли у учащихся подросткового возраста 20
Выводы по первой главе 25
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И УПОРСТВА УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов исследования самостоятельности и упорства
учащихся подросткового возраста общеобразовательной школы 30
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Образовательный процесс в общеобразовательной школе ориентирован не только на усвоение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности. Воля относится к ключевым проблемам развития личности,определяющим самостоятельность и упорство школьника за востребованность в будущем на рынке труда.
Воля выступает формой психического отражения, проявляющейся в способности к принятию решения, выбору действий с преодолением внутренних затруднений и внешних препятствий.Волевые качества формируются в процессе получения жизненного опыта личности, ее становления.
Проблема воли и волевой активности всегда была актуальной в психологии. Она так или иначе решалась представителями разных психологических теорий и направлений. Изучение волевых качеств учащихся в образовательном процессе отражены в трудах С.Л. Рубинштейна,В.И. Селиванова, Н.Д. Левитова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина и др. Особо следует отметить школу В.И. Селиванова, в которой воля с самого начала изучения рассматривалась как самостоятельный психический процесс, как сложное многокомпонентное образование.
В подростковом возрасте происходит коренная перестройка структуры волевых качеств. Волевая сфера подростков достаточно противоречива.
Актуальность данной работы состоит в том, что проблема воли приобретает огромное практическое значение, особенно в педагогической практике, которая показывает, что наибольших успехов в разных видах деятельности добиваются развитые в волевом отношении учащиеся, что успеваемость прямо связана с развитием их воли. Практическое значение воли состоит в том, что перед образовательными учреждениями стоит
Целью является - исследование самостоятельности и упорства учащихся подросткового возраста общеобразовательной школы.
Объектом работы являются учащиеся подросткового возраста.
Предметом исследования являются самостоятельность и упорство учащихся подросткового возраста.
Гипотезой исследования является, что локус контроля связан с волевыми качествами личности. Экстерналы показывают более низкие показатели волевых качеств, интерналы обладают высокими волевыми качествами.
Для проведения исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ основных теоретических подходов к изучению проблемы воли.
2. Рассмотреть волевые качества в подростковом возрасте.
3. Провести диагностику самостоятельности, упорства учащихся общеобразовательной школы подросткового возраста.
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические и прикладные исследования по проблемам воли и волевой активности (В.И. Селиванова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина и др.), а также психологических особенностей подростков (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы и методики исследования. В работе использовались как теоретические (анализ и синтез, обобщение научной литературы), так и эмпирические методы исследования (тестирование). В исследовании применялись следующие методики:методика опросник волевых качеств личности (ВКЛ), опросник для оценки упорства (Е.П. Ильин и Е.К. Фешенко), опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психолого-педагогическом сопровождении подростков, а также в разработке коррекционных занятий направленных на развитие волевых качеств подростков.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Теоретический обзор и эмпирическое исследование, проведенное в данной работе, подтвердили актуальность проблемы формирования волевых качеств в подростковом возрасте. Воля относится к ключевым проблемам развития личности подростков. В ходе исследования была достигнута цель, доказана гипотеза и решены поставленные задачи.
Проведенный теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных психологов показал, что воля является продуктом общественно-исторического развития человека. Ее формирование связано с появлением и развитием деятельности и поэтому не является врожденной или генетически заданной способностью, а формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции.
Развитие волевой сферы в подростковом возрасте научными исследователями рассматривается через развитие произвольности, которое начинает формироваться в дошкольном возрасте.
Многими авторами подростковый возраст признается сензитивным для формирования воли. Волевая сфера подростков характеризуется неустойчивостью и лабильностью. Волевые качества подростков еще недостаточно устойчивы.
На формирование волевой сферы подростков существенное влияние оказывает социальная среда, воспитание и деятельность, в которой происходит формирование волевых качеств (учение, общение, общественно-полезный труд).
Исследование осуществлялось по следующим методикам: опросник волевых качеств личности (ВКЛ), опросник для оценки упорства (Е.П. Ильин и Е.К. Фешенко), опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера.
В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты: подросткам наиболее свойственны такие волевые качества личности как целеустремленность, энергичность, выдержка, упорство. Менее характерны для подростков такие волевые качества как ответственность, инициативность и внимательность. У подростков проявляется общий экстернальный тип уровня субъективного контроля.
С подростками данной выборки необходимо вести работу по формированию волевых качеств, требуемых в учебной деятельности (настойчивость, упорство, решительность, выдержка).
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Изд-во МПСИ; - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.
2. Божович Л.И. Формирование воли в подростковом возрасте // Психология подростка: хрестоматия / Сост. М.В. Яремчук. - М.: АНО ПЭБ, 2008. - С. 229-236.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб., 2007. - 400 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М., 2010.
5. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Харвест, 2009. - 976 с.
6. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. - СПб. : Питер, 2008. - 512 с.
7. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - 3-е изд. -СПб.: Питер, 2006. - 208 с.
8. Ильин Е.П. Психология воли. СПб, «Питер», 2006. - 288 с.
9. Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. - 1989. - Т.10. - № 2. - С. 46-55.
10. Карнышев А.Д. Очерки социальной психологии. Иркутск, ГУ, Бур. ГУ 1998.-325 с.
11. Конопкин О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 128-135.
12. Крайг Д. Психология развития / Д. Крайг, Д.Бакум. - СПб.: Питер, 2004. - 940 с.
13. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. - М.: Наука, 1995 - 347 с.
14. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии.
- Вопросы психологии. - № 5. - 1970. - С. 11-22.
15. Левитов Н.Д. Психология старшего школьника. - М., 1985.
16. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1964. - С. 232-241.
17. Личко А.Е. Подростковая наркомания / А.Е. Личко, В.С. Битенский. - Л. : Медицина, 2001. - 298 с.
18. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2007. - С. 372-391.
19. Маторин Д. О. Личностная самореализация подростка посредством волевого регулирования // Допинг как феномен искаженной самодетерминации: конференции с международным участием / отв. ред., сост. О. В. Карина. - Саратов: «Издательство Саратовский источник», 2012
- С. 118-121.
20. Маторин Д. О. Психолого-педагогический анализ волевой деятельности школьника и её сензитивного выражения // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: Материалы IX научнопрактической конференции. - Ставрополь: «АГРУС», 2012 - С. 55-57.
21. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. - М. : Наука, 2003.
22. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
- 213 с.
23. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилеваясаморегуляция поведения, человека // Вопросы психологии. 2000. № 2. - С. 118-127.
24. Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека. // Постник Санкт-Петербургского университета. - 1995. - № 3. - С. 58-65.
25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 442 с.
26. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. - 232 с.
27. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2006. - 688 с.
28. Психология / Под.ред. А.Ц.Пуни. - М., 1984. - 337 с.
29. Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М.: Роспедагенство, 2005. - 186 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - С. 586-612.
31. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследование поведения дошкольников: учебное пособие. - СПб.: Питер Принт, 2004. - 272 с.
32. Сафонова Л.Д. Особенности волевых качеств подростков //
Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(38). URL: http: //sibac. info/archive/guman/1(38).pdf( дата обращения:
01.04.2019)
33. Селиванов В.И. Психология волевой активности. - Рязань,
1984.
34. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная психологическая академия, 1995. - С. 156-158.
35. Фещенко Е. К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств: автореферат дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1999. - 15 с.
36. Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопросы психологии. - 2006. - №1. - С. 169-178.
37. Шипицына Л.М. Факторы риска и защиты в профилактике злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 111 с.
38. Ширяева Э.Г. Исследование волевых качеств. Методические рекомендации. - Иркутск, ИГПУ. - 2001, С. 1 -16.
39. Шурманов В. С. Сущность и структура самостоятельности:
философские, психологические и педагогические аспекты понимания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - №2 (70). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-
samostoyatelnosti-filosofskie-psihologicheskie-i-pedagogicheskie-aspekty- ponimaniya (дата обращения: 04.04.2019).
40. Щербаков Е.П. Функциональная структура воли. - Омск, 1990.
41. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж : МОДЭК, 2001. - 416 с.
42. Эриксон Э. Г. Детство и общество; пер. с англ.и науч. ред. А. А. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лет. сад, 2000. - 415 с.