Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Работа №37455

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
692
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 6
1.1. Понятие «экологическое мышление» в современной психолого-педагогической науке 6
1.2. Этапы формирования экологического мышления школьников 10
1.3. Формирование экологического мышления во внеурочной
деятельности 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 18
2.1. Диагностика формирования экологического мышления 18
2.2. Методика формирования экологического мышления 22
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию
экологического мышления при изучении биологии 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Достижение дальнейших перспектив развития современного общества связывается с формированием экологического мышления граждан. Актуальность этого вопроса подтверждается, с одной стороны, конституционным правом человека на благоприятную среду обитания, с другой стороны, дальнейшим снижением жизнепригодности окружающей среды. Экологическое мышление становится востребованной во всех сферах жизни человека - социальной, экономической, политической, духовной [2, с. 8]. Экологическое мышление формирует новую подсистему - экологическую сферу жизни общества.
В педагогической науке понятие «экологическое мышление» используется как личностная характеристика, выражающая сформированность у человека социально-экологического опыта в виде знаний, умений и навыков, а также определенный уровень воспитанности. К настоящему времени в педагогических исследованиях сформировались два основных направления в исследовании экологического мышления. Первое связано с формированием экологического мышления человека как проблемы образования. Под экологическим образованием авторы понимают процесс обучения знаниям, умениям и навыкам в области охраны среды обитания человека.
Наряду со знаниевым аспектом в содержание экологического образования входит ценностный, представленный нравственным и эстетическим отношением к природной среде; нормативный, ориентирующий на овладение обучающимися системой норм и правил экологического характера и деятельностный, включающий в себя виды и способы человеческой деятельности, направленные на формирование умений экологического характера [4, с. 39-40]. Результатом школьного этапа системы непрерывного экологического воспитания и образования должна стать не просто определённая образовательным стандартом и базирующаяся на экологическом мировоззрении сумма экологических знаний, умений и навыков, которыми руководствуется школьник в своей повседневной жизни, а экологически рациональная система поведения, личностно-ориентированная с учетом региональных особенностей. Суть проблемы заключается в определении педагогических условий и форм организации системы непрерывного экологического воспитания и образования учащихся, обеспечивающих разрешение этих противоречий. Система непрерывного экологического воспитания и образования позволяет сформировать у учащихся нравственно-личностную установку на природу как универсальную ценность, воспитать эмоционально-чувственное отношение к экологическим проблемам и развить природоохранительную активность старшеклассников.
Исследованием проблем формирования экологического мышления занимались такие авторы, как Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев и др., которые неоднократно отмечали, что высшим результатом процесса становления данного типа мышления, является формирование у каждого человека экологического мировоззрения, предоставления ему возможностей на практике применять знания и умения в области экологии, ощутить их великую значимость для человечества.
Экологическому образованию школьников в процессе изучения отдельных дисциплин посвящены научные труды М.3. Заниной, Т.В. Коростылевой, В.М. Назаренко, Б.Г. Уканева, А.Н. Захлебного, Н.М. Михайловой, Т.Г. Человенко и др.
Указанными и другими авторами отмечается, что основной отличительной особенностью экологического мышления является умение анализировать сложные многоуровневые экологические, эколого-социальные системы и на основании результатов анализа прогнозировать их развитие. При этом особое значение имеет умение устанавливать скрытые взаимосвязи между отдельными явлениями, часто противоположного характера, которые при поверхностном анализе воспринимаются как невзаимосвязанные между собой, так как удалены друг от друга пространственно и по времени.
Цель данной работы - формирование экологического мышления школьников в процессе изучения биологии.
Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «экологическое мышление» в современной психолого-педагогической науке.
2. Разработать и апробировать методику формирования экологического мышления в процессе изучения биологии.
3. Провести экспериментальную работу по формированию
экологического мышления обучающихся в процессе изучения биологии.
Объектом исследования явился учебно-воспитательный процесс по формированию экологического мышления при изучении биологии.
Предмет исследования -экологическое мышления школьников и его формирование в процессе изучения биологии.
Гипотеза исследования:
Уровень экологического мышления школьников повысится при проведении развивающих занятий творческого и исследовательского характера, направленных на развитие познавательной активности школьников.
В работе использованы следующие методики исследования: методика «Познавательная активность школьника»; методика определения умственного развития учащихся, а также использован методы опроса, тестирования и корреляционного анализа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование экологического мышления школьников основано на их экологическом сознании и экологическом поведении. Правильно используя информацию краеведческого, природоохранного направления, знания вопросов экологии человека и сохранения его здоровья, мы способствуем формированию экологически грамотного и воспитанного ученика.
Формирование экологического мышления происходит через экологическое образование и воспитание. Оно зависит от семьи, родителей, образования, - все они способны влиять на отношение людей к природе. Не последнее место в формировании экологического мышления играет экологическое образование.
В работе охарактеризовано понятие «экологическое мышление» в современной психолого-педагогической науке, определены следующие этапы формирования экологического мышления школьников:
- на первом этапе обучения осуществляется получение готовых экологических знаний, не подкрепленных практической деятельностью.
- второй этап, когда педагог предлагает обучающимся практическую деятельность по заданному образцу.
- третий этап, когда учащийся еще неуверенно реализует освоенную экологическую деятельность, но понимает, что необходимо делать, может поэтапно выявить проанализировать и решить проблему, продумывая каждое действие.
Также следует отметить, что экологические знания служат базисом для экологического мышления. Формирование экологического мышления возможно лишь при овладении тремя блоками знаний: о биологических системах, среде обитания и взаимовлиянии факторов среды и систем.
Система усвоенных экологических знаний неразрывно связана с системой усвоения приемов такого мышления, так как знания о необходимости охраны природы только тогда будут действенными, когда ребенок уяснит причину нежелательных изменений в природе и сможет прогнозировать последствия (как отрицательные, так и положительные) деятельности человека.
В систему формирования экологического мышление должно быть включено:
1. мыслительные операции, направленные на разрешение экологических ситуаций и проблем;
2. экологические знания и понимание целостности, системности и процессуальности окружающего мира;
3. умение прогнозировать конечный результат;
4. умение выдвигать гипотезы и выбирать из множества возможных вариантов наиболее приемлемый;
5. умение устанавливать причинно-следственные связи.
Проведя диагностику и определив уровень развития экологического мышления и познавательной активности у школьников мы выяснили, что у школьников с высоким и средним уровнем мышления познавательная активность развита на высоком уровне; у школьников с уровнем мышления ниже среднего познавательная активность развита на среднем и низком уровне. Т.е. необходима работа по повышению уровня познавательной активности школьников, что позволит развить у них экологическое мышление.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования показало, что нам удалось повысить уровень развития экологического мышления и познавательной активности у школьников в ходе развивающих уроков. Т.е. наша гипотеза о том, что уровень экологического мышления школьников повысится при проведении развивающих занятий творческого и исследовательского характера, направленных на развитие познавательной активности школьников, нашла в исследовании свое полное подтверждение.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [Электронный ресурс] - URL: http://zakon-ob- obrazovanii.ru (дата обращения: 05.04.2019).
2. Приказ от 17 декабря 2010 г. N 1897 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 05.04.2019).
3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера - М., 2009. - 576с.
4. Виноградова Н.Ф. Система начальных жизненных установок на развитие экологической культуры личности [Электронный ресурс] - URL: http://portal.loiro.ru/index.php7modul earticles&actionview&cid232&id12 (дата обращения: 09.01.2019).
5. Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998. - 208 с.
6. Глазачев С.Н. Экология и образование: на пути к культуре мира // Биология в школе. - 1999. - № 3. - С. 5-10.
7. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология - Ростов н/Д., 1996. - 480с.
8. Дзятковская Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения /Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. - М.: Образование и экология, 2011. - С. 28.
9. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе - М.: Просвещение. -1984. - 160 с.
10. Зверев, И. Д. Концепция общего школьного экологического образования / И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, А. Н. Захлебный, Л. П. Симонова-Салеева, Т. В. Кучер // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. - М. : Тобол, 1997.-С. 37-17.
11. Игумнова Е.А. Воспитание экологической культуры младших подростков : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01- Чита, 1999. - 234с. .
12. Куприянова Т.С. Теоретико-методическая база для формирования экологической культуры личности в процессе взаимодействия с природой и творческой созидательной //Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. - С.173-178.
13. Лазарева О.Н., Волкова Н.А., Ворошилова В.М. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т.
— Екатеринбург, 2004.—279 с.
14. Львова В.Ю. Формирование экологической культуры у подростков в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы : дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Ю. Львова. - Чебоксары, 1998. - 240 с.
15. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие. - Самара: Изд-во «Самарский государственный университет», 2014.
- 1 23 с.
16. Мамедов Н.М. Культура устойчивого развития: экологическая культура // Биология в школе. - 2004. - №1. - С.6-13.
17. Мартыненко А.Г. Мотивы экологической деятельности как основания для проектирования программы формирования экологической культуры, ЗОЖ в условиях реализации ФГОС // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 6. - с. 170-174.
18. Недюрмагомедов Г.Г. Экологическое образование школьников в учебной деятельности: автореф. ... канд. пед.наук:13.00.01. - Махачкала, 2008. - 24 с.
19. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. - М.: Либроком, 2013. - 208 с.
20. Парфилова Г.Г. К вопросу о сущности экологического воспитания подросткового возраста //Актуальные проблемы педагогики и психологии:
Сборник научных трудов молодых учёных и студентов КГПУ, посвященный 60-летию РАО. Выпуск 6. - Казань: КГПУ, 2003.-С. 67-72.
21. Пашевич Н.Л. Развитие экологической культуры школьников в
условиях дополнительного образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. Гуманитарные науки: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология.
Ювенология. Социокинетика»: науч.-метод журн. - Кострома, 2009. - № 2. - С. 97-101.
22. Печко Л.П. Формирование эстетического отношения к природе в работе культурно-просветительских учреждений - М.,1985. - 61 с.
23. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. - 547 с.
24. Подласый И.П. Педагогика: в 3-хкн., кн.3: Теория и технологии воспитания: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовительными специальностям в области «Образование и педагогика» -
2- е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 463с.
25. Самарина И.А. Формирование экологической культуры школьников средствами туристско-краеведческой деятельности: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08- М., 2004. - 181с.
26. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
27. Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе: автореф. дис.... д-ра пед. наук:13.00.02 - М., 1986. - С. 31-49.
28. Тарасова Т.И., Калашникова П.Т. Экологическое образование во внеклассной работе: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений - Борисоглебск: БГПИ, 2002. - 146 с.
29. Ульянова Н.В. Педагогические условия формирования экологической культуры школьников 5-11 классов: автореф. дис. ...канд.пед. наук: 13.00.01- Томск, 2007. - 20 с.
30. Филинов А.В. Взаимосвязь учебной и внеучебной работы как фактор развития экологической культуры подростков: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 -Чита, 2004. - 165с.
31. Шейнис, Г.В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности: автореф.дис. ... канд. психол. Наук - М., 1993. - 24 с.
32. Шишкина О.В. Формирование экологической культуры учащихся в процессе взаимодействия основного и дополнительного образования: монография. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. - 164 с.
33. Ясвин В.А. Психология отношения к природе - М.: Смысл, 2000. - 456с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ