ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 6
1.1. Понятие «экологическое мышление» в современной психолого-педагогической науке 6
1.2. Этапы формирования экологического мышления школьников 10
1.3. Формирование экологического мышления во внеурочной
деятельности 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 18
2.1. Диагностика формирования экологического мышления 18
2.2. Методика формирования экологического мышления 22
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию
экологического мышления при изучении биологии 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 6
1.1. Понятие «экологическое мышление» в современной психолого-педагогической науке 6
1.2. Этапы формирования экологического мышления школьников 10
1.3. Формирование экологического мышления во внеурочной
деятельности 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 18
2.1. Диагностика формирования экологического мышления 18
2.2. Методика формирования экологического мышления 22
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию
экологического мышления при изучении биологии 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Достижение дальнейших перспектив развития современного общества связывается с формированием экологического мышления граждан. Актуальность этого вопроса подтверждается, с одной стороны, конституционным правом человека на благоприятную среду обитания, с другой стороны, дальнейшим снижением жизнепригодности окружающей среды. Экологическое мышление становится востребованной во всех сферах жизни человека - социальной, экономической, политической, духовной [2, с. 8]. Экологическое мышление формирует новую подсистему - экологическую сферу жизни общества.
В педагогической науке понятие «экологическое мышление» используется как личностная характеристика, выражающая сформированность у человека социально-экологического опыта в виде знаний, умений и навыков, а также определенный уровень воспитанности. К настоящему времени в педагогических исследованиях сформировались два основных направления в исследовании экологического мышления. Первое связано с формированием экологического мышления человека как проблемы образования. Под экологическим образованием авторы понимают процесс обучения знаниям, умениям и навыкам в области охраны среды обитания человека.
Наряду со знаниевым аспектом в содержание экологического образования входит ценностный, представленный нравственным и эстетическим отношением к природной среде; нормативный, ориентирующий на овладение обучающимися системой норм и правил экологического характера и деятельностный, включающий в себя виды и способы человеческой деятельности, направленные на формирование умений экологического характера [4, с. 39-40]. Результатом школьного этапа системы непрерывного экологического воспитания и образования должна стать не просто определённая образовательным стандартом и базирующаяся на экологическом мировоззрении сумма экологических знаний, умений и навыков, которыми руководствуется школьник в своей повседневной жизни, а экологически рациональная система поведения, личностно-ориентированная с учетом региональных особенностей. Суть проблемы заключается в определении педагогических условий и форм организации системы непрерывного экологического воспитания и образования учащихся, обеспечивающих разрешение этих противоречий. Система непрерывного экологического воспитания и образования позволяет сформировать у учащихся нравственно-личностную установку на природу как универсальную ценность, воспитать эмоционально-чувственное отношение к экологическим проблемам и развить природоохранительную активность старшеклассников.
Исследованием проблем формирования экологического мышления занимались такие авторы, как Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев и др., которые неоднократно отмечали, что высшим результатом процесса становления данного типа мышления, является формирование у каждого человека экологического мировоззрения, предоставления ему возможностей на практике применять знания и умения в области экологии, ощутить их великую значимость для человечества.
Экологическому образованию школьников в процессе изучения отдельных дисциплин посвящены научные труды М.3. Заниной, Т.В. Коростылевой, В.М. Назаренко, Б.Г. Уканева, А.Н. Захлебного, Н.М. Михайловой, Т.Г. Человенко и др.
Указанными и другими авторами отмечается, что основной отличительной особенностью экологического мышления является умение анализировать сложные многоуровневые экологические, эколого-социальные системы и на основании результатов анализа прогнозировать их развитие. При этом особое значение имеет умение устанавливать скрытые взаимосвязи между отдельными явлениями, часто противоположного характера, которые при поверхностном анализе воспринимаются как невзаимосвязанные между собой, так как удалены друг от друга пространственно и по времени.
Цель данной работы - формирование экологического мышления школьников в процессе изучения биологии.
Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «экологическое мышление» в современной психолого-педагогической науке.
2. Разработать и апробировать методику формирования экологического мышления в процессе изучения биологии.
3. Провести экспериментальную работу по формированию
экологического мышления обучающихся в процессе изучения биологии.
Объектом исследования явился учебно-воспитательный процесс по формированию экологического мышления при изучении биологии.
Предмет исследования -экологическое мышления школьников и его формирование в процессе изучения биологии.
Гипотеза исследования:
Уровень экологического мышления школьников повысится при проведении развивающих занятий творческого и исследовательского характера, направленных на развитие познавательной активности школьников.
В работе использованы следующие методики исследования: методика «Познавательная активность школьника»; методика определения умственного развития учащихся, а также использован методы опроса, тестирования и корреляционного анализа.
В педагогической науке понятие «экологическое мышление» используется как личностная характеристика, выражающая сформированность у человека социально-экологического опыта в виде знаний, умений и навыков, а также определенный уровень воспитанности. К настоящему времени в педагогических исследованиях сформировались два основных направления в исследовании экологического мышления. Первое связано с формированием экологического мышления человека как проблемы образования. Под экологическим образованием авторы понимают процесс обучения знаниям, умениям и навыкам в области охраны среды обитания человека.
Наряду со знаниевым аспектом в содержание экологического образования входит ценностный, представленный нравственным и эстетическим отношением к природной среде; нормативный, ориентирующий на овладение обучающимися системой норм и правил экологического характера и деятельностный, включающий в себя виды и способы человеческой деятельности, направленные на формирование умений экологического характера [4, с. 39-40]. Результатом школьного этапа системы непрерывного экологического воспитания и образования должна стать не просто определённая образовательным стандартом и базирующаяся на экологическом мировоззрении сумма экологических знаний, умений и навыков, которыми руководствуется школьник в своей повседневной жизни, а экологически рациональная система поведения, личностно-ориентированная с учетом региональных особенностей. Суть проблемы заключается в определении педагогических условий и форм организации системы непрерывного экологического воспитания и образования учащихся, обеспечивающих разрешение этих противоречий. Система непрерывного экологического воспитания и образования позволяет сформировать у учащихся нравственно-личностную установку на природу как универсальную ценность, воспитать эмоционально-чувственное отношение к экологическим проблемам и развить природоохранительную активность старшеклассников.
Исследованием проблем формирования экологического мышления занимались такие авторы, как Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев и др., которые неоднократно отмечали, что высшим результатом процесса становления данного типа мышления, является формирование у каждого человека экологического мировоззрения, предоставления ему возможностей на практике применять знания и умения в области экологии, ощутить их великую значимость для человечества.
Экологическому образованию школьников в процессе изучения отдельных дисциплин посвящены научные труды М.3. Заниной, Т.В. Коростылевой, В.М. Назаренко, Б.Г. Уканева, А.Н. Захлебного, Н.М. Михайловой, Т.Г. Человенко и др.
Указанными и другими авторами отмечается, что основной отличительной особенностью экологического мышления является умение анализировать сложные многоуровневые экологические, эколого-социальные системы и на основании результатов анализа прогнозировать их развитие. При этом особое значение имеет умение устанавливать скрытые взаимосвязи между отдельными явлениями, часто противоположного характера, которые при поверхностном анализе воспринимаются как невзаимосвязанные между собой, так как удалены друг от друга пространственно и по времени.
Цель данной работы - формирование экологического мышления школьников в процессе изучения биологии.
Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «экологическое мышление» в современной психолого-педагогической науке.
2. Разработать и апробировать методику формирования экологического мышления в процессе изучения биологии.
3. Провести экспериментальную работу по формированию
экологического мышления обучающихся в процессе изучения биологии.
Объектом исследования явился учебно-воспитательный процесс по формированию экологического мышления при изучении биологии.
Предмет исследования -экологическое мышления школьников и его формирование в процессе изучения биологии.
Гипотеза исследования:
Уровень экологического мышления школьников повысится при проведении развивающих занятий творческого и исследовательского характера, направленных на развитие познавательной активности школьников.
В работе использованы следующие методики исследования: методика «Познавательная активность школьника»; методика определения умственного развития учащихся, а также использован методы опроса, тестирования и корреляционного анализа.
Формирование экологического мышления школьников основано на их экологическом сознании и экологическом поведении. Правильно используя информацию краеведческого, природоохранного направления, знания вопросов экологии человека и сохранения его здоровья, мы способствуем формированию экологически грамотного и воспитанного ученика.
Формирование экологического мышления происходит через экологическое образование и воспитание. Оно зависит от семьи, родителей, образования, - все они способны влиять на отношение людей к природе. Не последнее место в формировании экологического мышления играет экологическое образование.
В работе охарактеризовано понятие «экологическое мышление» в современной психолого-педагогической науке, определены следующие этапы формирования экологического мышления школьников:
- на первом этапе обучения осуществляется получение готовых экологических знаний, не подкрепленных практической деятельностью.
- второй этап, когда педагог предлагает обучающимся практическую деятельность по заданному образцу.
- третий этап, когда учащийся еще неуверенно реализует освоенную экологическую деятельность, но понимает, что необходимо делать, может поэтапно выявить проанализировать и решить проблему, продумывая каждое действие.
Также следует отметить, что экологические знания служат базисом для экологического мышления. Формирование экологического мышления возможно лишь при овладении тремя блоками знаний: о биологических системах, среде обитания и взаимовлиянии факторов среды и систем.
Система усвоенных экологических знаний неразрывно связана с системой усвоения приемов такого мышления, так как знания о необходимости охраны природы только тогда будут действенными, когда ребенок уяснит причину нежелательных изменений в природе и сможет прогнозировать последствия (как отрицательные, так и положительные) деятельности человека.
В систему формирования экологического мышление должно быть включено:
1. мыслительные операции, направленные на разрешение экологических ситуаций и проблем;
2. экологические знания и понимание целостности, системности и процессуальности окружающего мира;
3. умение прогнозировать конечный результат;
4. умение выдвигать гипотезы и выбирать из множества возможных вариантов наиболее приемлемый;
5. умение устанавливать причинно-следственные связи.
Проведя диагностику и определив уровень развития экологического мышления и познавательной активности у школьников мы выяснили, что у школьников с высоким и средним уровнем мышления познавательная активность развита на высоком уровне; у школьников с уровнем мышления ниже среднего познавательная активность развита на среднем и низком уровне. Т.е. необходима работа по повышению уровня познавательной активности школьников, что позволит развить у них экологическое мышление.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования показало, что нам удалось повысить уровень развития экологического мышления и познавательной активности у школьников в ходе развивающих уроков. Т.е. наша гипотеза о том, что уровень экологического мышления школьников повысится при проведении развивающих занятий творческого и исследовательского характера, направленных на развитие познавательной активности школьников, нашла в исследовании свое полное подтверждение.
Формирование экологического мышления происходит через экологическое образование и воспитание. Оно зависит от семьи, родителей, образования, - все они способны влиять на отношение людей к природе. Не последнее место в формировании экологического мышления играет экологическое образование.
В работе охарактеризовано понятие «экологическое мышление» в современной психолого-педагогической науке, определены следующие этапы формирования экологического мышления школьников:
- на первом этапе обучения осуществляется получение готовых экологических знаний, не подкрепленных практической деятельностью.
- второй этап, когда педагог предлагает обучающимся практическую деятельность по заданному образцу.
- третий этап, когда учащийся еще неуверенно реализует освоенную экологическую деятельность, но понимает, что необходимо делать, может поэтапно выявить проанализировать и решить проблему, продумывая каждое действие.
Также следует отметить, что экологические знания служат базисом для экологического мышления. Формирование экологического мышления возможно лишь при овладении тремя блоками знаний: о биологических системах, среде обитания и взаимовлиянии факторов среды и систем.
Система усвоенных экологических знаний неразрывно связана с системой усвоения приемов такого мышления, так как знания о необходимости охраны природы только тогда будут действенными, когда ребенок уяснит причину нежелательных изменений в природе и сможет прогнозировать последствия (как отрицательные, так и положительные) деятельности человека.
В систему формирования экологического мышление должно быть включено:
1. мыслительные операции, направленные на разрешение экологических ситуаций и проблем;
2. экологические знания и понимание целостности, системности и процессуальности окружающего мира;
3. умение прогнозировать конечный результат;
4. умение выдвигать гипотезы и выбирать из множества возможных вариантов наиболее приемлемый;
5. умение устанавливать причинно-следственные связи.
Проведя диагностику и определив уровень развития экологического мышления и познавательной активности у школьников мы выяснили, что у школьников с высоким и средним уровнем мышления познавательная активность развита на высоком уровне; у школьников с уровнем мышления ниже среднего познавательная активность развита на среднем и низком уровне. Т.е. необходима работа по повышению уровня познавательной активности школьников, что позволит развить у них экологическое мышление.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования показало, что нам удалось повысить уровень развития экологического мышления и познавательной активности у школьников в ходе развивающих уроков. Т.е. наша гипотеза о том, что уровень экологического мышления школьников повысится при проведении развивающих занятий творческого и исследовательского характера, направленных на развитие познавательной активности школьников, нашла в исследовании свое полное подтверждение.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование основ экологического мышления
учащихся 7 классов в процессе проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ В КУРСЕ ФИЗИКИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Диссертация , физика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ В КУРСЕ ФИЗИКИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



