ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Стратегия развития физической культуры студентов в образовательных
организациях 8
1.2 Анатомо-физиологические особенности развития учащихся 15-18 лет... 13
1.3 Программное содержание занятий по физической культуре в
педагогическом колледже 17
1.4 Игровые виды спорта в педагогическом колледже 21
ГЛАВА 2. OПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА 32
2.1 Программа по физической культуре для студентов Казанского
педагогического колледжа 32
2.2 Опытно- экспериментальная апробация программы по физической
культуре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Ежегодно Министерство образования утверждает образовательные программы, по которым осуществляется подготовка квалифицированных специалистов в колледжах. Учебный план - это программный документ, который устанавливает состав учебных дисциплин, количество часов, отводимых на их изучение, а также систему адаптации дисциплин по годам обучения. Заранее согласованными учебными планами общеобразовательные и специальные дисциплины, включая «Физическую культуру», нацелены на обеспечение всех нужд всестороннего развития молодёжи, которые должны стать технически и культурно образованным квалифицированным рабочим классом. Молодые специалисты должны владеть профессиональными качествами такими, как ответственность, дальновидность, развитие в ногу с научно-техническим прогрессом. Место и значение «Физической культуры» как учебного предмета определяются обще-социальными и профессиональноприкладными задачами.
Перед тем как начать учебный процесс, преподаватели физической культуры должны иметь чёткое представление о своём предмете, его целях и задачах, а также объяснить студентам колледжа важность данной дисциплины.
Физическая культура - органическая составная часть общей системы обучения и воспитания, содействующая как общему, так и специальному развитию физических качеств учащихся в соответствии с требованиями осваиваемой профессии.
В средних профессиональных образовательных учреждениях обучается подростковое поколение в возрасте от 15 до 18 лет, которому свойственно постепенное развитие организма. В связи с этим одна из основных задач занятий по физической культуре - воспитание гармоничного, интеллектуально развитого растущего организма.
Образовательная деятельность студентов напрямую связана со здоровьем, а точнее с их двигательной активностью, что в последствии вызывает ослабление функций сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и опорно-двигательной системой. Физическая активность порождает сохранение стабильного хорошего самочувствия и высокую работоспособность.
Время обучения в колледже, по мнению студентов, является стрессовым периодом в жизни. На фоне эмоциональной неустойчивости отсутствие физической активности сказывается на их функциональном состоянии.
Сложившееся положение обусловлено следующими противоречиями:
-между резко возросшими требованиями к повышению уровня физической подготовленности, к показателям здоровья, физического развития, сформированности морально-волевых и нравственных качеств, с одной стороны, и неготовностью вузов повысить эффективность учебных занятий по физическому воспитанию до требуемого уровня, с другой стороны;
- между возрастающим пониманием значимости физической культуры и спорта как основного средства укрепления здоровья и подготовки выпускников колледжа к предстоящей профессиональной деятельности, с одной стороны, и несформированностью мотивационно-потребностной сферы к систематическому выполнению мышечной нагрузки, обеспечивающей повышение способности к интеллектуальной и двигательной активности, с другой стороны.
Совершенствование занятий физической культуры в колледже на протяжении многих лет является одной из острых актуальных проблем, по мнению ведущих специалистов.
Действующая структура данного предмета, основанная на устаревших теоретико-методических программах, потеряла свою актуальность в решении основной задачи - эффективного оздоровления и воспитания студентов колледжа с позиции осознанной обязательной физической активности, а также личной заинтересованности во всестороннем развитии индивидуальности молодого специалиста.
Подводя итог, можно сказать, что актуальность данной проблемы вызвана необходимостью поиска новых методов обучения физической культуре для студентов колледжа, в том числе и для студентов Казанского педагогического колледжа, будущих педагогов.
Исходя из выше перечисленных фактов, мы сформулировали тему дипломного исследования: «Проектирование и реализация авторской программы по физической культуре у студентов педагогического колледжа».
Процесс обучения в колледже можно охарактеризовать интеллектуальным и психологическим напряжением, наличием стрессовых ситуаций и прогрессирующей гипокинезией, в это время отсутствие двигательной активности отрицательно отражается на состоянии здоровья студентов колледжа, наблюдается низкий уровень развития физической подготовленности и функционального состояния (В.А. Кичалов, Е.С.Медведева, Л.И.Лубышева, 2001; В.М.Баршай, 2004, и др.).
Существующая структура физического воспитания студентов в колледже, основанная на действующих организационно-методических программах, перестала удовлетворять решению главной задачи - эффективного оздоровления и воспитания студентов колледжа с позиции осознанной обязательной двигательной деятельности, а также личной заинтересованности во всестороннем развитии личности молодого специалиста (В.К. Бальсевич, 1995; А.И. Кравченко, 2001; E.С.Медведева, 2000 и др.).
Таким образом, актуальность темы исследования вызвана необходимостью поиска новых направлений двигательной активности студентов обучающихся в колледже, особенно для студентов Казанского педагогического колледжа.
Объект исследования: физическая культура как забота о своём здоровье у студентов колледжа.
Предмет исследования: мотивационно-ценностное отношение студентов педагогического колледжа к реализации программы по физической культуре.
Цель исследования: выявление значения авторской программы по физической культуре на основе игровых видов спорта на изменение мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по предмету «Физическая культура» студентов колледжа.
2. Изучить мотивацию и отношение к физической культуре студентов, обучающихся в педагогическом колледже.
3. Разработать программу занятий по физической культуре на основе спортивных игр и экспериментально доказать эффективность тренировочного процесса.
Гипотеза исследования. Предполагается, что планирование учебного процесса по физической культуре для студентов Казанского педагогического колледжа в период обучения должно быть основано больше всего на игровых и массовых видах спорта, что способствует мотивационному отношению студентов колледжа к физкультуре.
Научная новизна исследования
Обосновано, что разработанная нами программа по физической культуре для студентов педагогического колледжа с использованием игровых видов спорта вызывает повышение мотивации к посещению занятий по этой дисциплине у студентов среднего профессионального учреждения в период обучения.
Составленная программа по освоению технико-тактических приемов в игровых видах спорта (волейбол, баскетбол, футбол) определяет повышение физической подготовленности и роста морфо-функциональных показателей у обучающихся колледжа.
Теоретико-методологической основой служить работы: В.А. Кичалова, Е.С.Медведева, Л.И.Лубышевой, В.М.Баршай, В.К.Бальсевича, А.И. Кравченко, А.В.Лотоненко, И.В.Манжелей и др.;
по теории и методике спортивных игр: Ивойлов А.В. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Жуков Ю. Е., Ильин Г. И., Козловский Э. А.Волков Н. П. Гераськин А. А Беляев А.В. Айрепетянц Р.П., Рыцарев В.В., Мацудайра Я.С., Савин М.В. Ким М.Я., Ахмеров Э.К. Грира Ю. и другие.
Практическая значимость работы заключается в освоении специально разработанной программы по физической культуре, которая будет оказывать положительный эффект на здоровье и психологическое воспитание обучающихся в колледже.
Педагогический набор качеств и методов могут быть полезными в проведении как занятий физической культурой, так и на секциях, а также для подготовки молодых специалистов к практике по спортивно-массовым играм, например, волейбол, футбол, баскетбол, гандбол, лыжные гонки.
Структура физического воспитания студентов колледжа требует обновления и последующей корректировки с позиции осознанной двигательной активности, личной заинтересованости.
Физическая культура - это органическая составная часть общей системы обучения и воспитания, содействующая как общему, так и специальному развитию физических качеств студентов в соответствии с требованиями осваиваемой профессии.
Значительная часть студентов, поступивших в колледжи, не заинтересованы во внедрении физической культуры в их личную жизнь, имеют неудовлетворительное состояние здоровья, ослабленное физическое развитие, избыточную массу тела .
Гуманистическая направленость педагогического процесса предполагает целенаправленную интеграцию биологических и социальных потребностей, интеллектуальных и нравственных аспектов при реализации генетически обусловленных природных задатков каждого студента на протяжении его обучения в педагогическом колледже.
Качество учебного процесса по физическому воспитанию в значительной мере зависит от правильного планирования и индивидуального подхода к студентам. Показано наличие различных подходов к построению учебных занятий по физической культуре в колледже. На основании анализа литературы выявлены новые взгляды на организацию учебно-воспитательного процесса, а именно планирования учебного материала, использования различных вариантов реализации учебной и внеурочной физкультурной деятельности, разнообразие форм, средств и методов физической культуры.
Выделены обязательные занятия по программе физическая культура, самостоятельные (факультативные) формы занятий спортивно-тренировочного и физкультурно-рекреативного характера, самостоятельные
занятия физическими упражнениями.
Обоснована эффективность программы основанной на массовых игровых видов спорта, как средства реализации физической активности и физической культуры, способствующих развитию физических качеств: быстрота, ловкость, сила. Одним из определяющих факторов двигательной активности студентов на основе применения игровых видов занятий по фк является направленность тренировочных воздействий, рациональное сочетание общей и специальной физической подготовки. В связи с этим обучение может явиться инновационной формой физической активности которую необходимо использовать на занятиях по физической культуре.
С целью повышения учебной мотивации студентов целесообразно привлекать их к участию в решении оздоровительных, образовательных, воспитательных задач, которые будут давать положительный эффект на развитие физических качеств.
Оценка мотивации студентов педагогического колледжа к физической культуре показал, что посещаемость занятий составляет примерно 70,3%, незначительная доля студентов 21,4% безразлично относятся к учебным занятиям. Одна из основных причин такого поведения является: незаинтересованность студентов организацией занятий по физической культуре(25%) и конечно же самим содержанием занятий. (50%)
Определение мотивационно-личностных интересов студентов Казанского педагогического колледжа при выборе конкретного вида спорта как приоритетного содержания занятий по физической культуре показало, что наиболее предпочтительным среди игровых форм занятий является волейбол - 21 студент выбрали именно этот вид (от общего количества студентов), далее следует баскетбол - 11 голосов (от общего количества) , лыжные гонки - 2 голоса(от общего количества), футбол- 3 голоса (от общего количества), легкая атлетика - 13 голосов(от общего количества).
Разработанная нами программа по физической культуре с применением игровой технологии, состоящей из пяти частей, включающих нормативы, физкультурно-оздоровительные мероприятия, учебный план. Программа состоит из базового компонента и вариативного направленная на развитие физических качеств, обеспечение высокого эмоционального уровня, удовлетворение потребности в движении и физической нагрузки гарантирующая базовый уровень разносторонней и профессиональноприкладной физической подготовленности.
В результате апробации программы по физичексой культуре отмечено увеличение показателей ЭГ, чем у студентов КГ по физической подготовленности на 10,3%, прирост в освоении технико-тактического мастерства в игровых видах спорта на 46,2%. Использование спортивных игр в обучении в Казанском педагогическом колледже повышает мотивацию и устойчивый интерес студентов к физкультуре на 14,9 %: эмоционального компонента - на 14,2 %, мотивационного - на 15,9 %, интеллектуального - на 19,5 %, волевого - на 13,3 %. Отмечаются положительные результаты при сдаче нормативов по физической культуре: показатели ЭГ на порядок выше на 6,9% значений КГ. Различия достоверны. (при р<0,05).
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что разработанная нами программа оказывает положительное воздействие на физическую подготовленность студентов и влияет положительно на их эмоциональное состояние, вызывая интерес к занятиями и успеваемость в целом.
1. Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Андроповой: Научн. -исслед. инт физиологии детей и подростков М. : Просвещение, 2003. - 240 с.
2. Айрепетянц Р. П. Спортивные игры / Л. Р. Айрапетянц, М. А. Годик. - Ташкент: Ибн Сины, 2011. - 160 с.
3. Алиханов С. И, Тренажеры для совершенствования нападающего удара в волейболе / С. И. Алиханов // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 6. - С. 22-23.
4. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 1999. - 448 с.
5. Бабушкин Г. Д. Психологическая совместимость и
срабатываемость в различных видах спортивной деятельности / Г. Д. Бабушкин // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 10. - С. 28-30.
6. Балашова В. Ф. Специфика физического воспитания в инновационной форме "лицей искусств" (хореографический профиль). М.- МПУ, 2006. - 25 с.
7. Бальсевич В. К. Физическая культура : молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. -2005.- №4.-С. 2-7.
8. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М. : Физкультура и спорт, 2008. - 208с.
9. Баскетбол. Программа для секций коллективов физкультуры. М. , 2003.- 61 с.
10. Бахрах И. И., Волков В. М. Взаимосвязь некоторых функциональных показателей с пропорциями тела мальчиков пубертатного возраста // Теория и практика физической культуры. 2004. - № 7. - С. 44-46.
11. Бахрах И. И. , Кабачков В. И. , Становов В.В. Оценка физического развития и физической подготовленности учащихся ПТУ г. Смоленска: Методические рекомендации. Смоленск, 2015. - 19 с.
12. Башкиров Н. П. Учение о физическом развитии. М. , 2002. -340 с.
13. Беляев А. В. Построение и содержание макроциклов на общеподготовительном этапе подготовки волейболистов /А. В. Беляев, К. И. Чернов М., 2010. - 19 с.
14. Белянкина Н. В. Комплексная оценка соматического здоровья студентов ХГТУ / Н. В. Белянкина, Г. П. Охримчук // Материалы региональной научной конференции: сб. науч. тр. / Хабаров, гос. ин-т физ. культуры. - Хабаровск, 2005. - С. 13-16.
15. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - М. : Медицина, 2016, - 349 с.
16. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и
спорт, 2011.- 228 с.
17. Богатырев B.C. Методика физического воспитания с профессиональной направленностью. М. , 2014. - 115 с.
18. Богатырев B.C. Физическое воспитание учащихся ПТУ с недостаточным уровнем физического развития и подготовленности. - М., 2014. - 18 с.
19. Боген М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. - М. : Физкультура и спорт, 2007. -192 с.
20. Бондаревский Е. Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: Автореф. дис. докт. пед.наук. М. , 2013. - 35 с.
21. Боровиков В. П. Статистический анализ и обработка данных в среде / В. П. Боровиков, И. П. Боровиков. - М. : Филипс, 2008.-592 с.
22. Бурок JI.B. Двигательные качества (сила, быстрота, выносливость, ловкость) основа профессионально-технического образования // Проф. - прикладная физ. подготовка. - М., 2012. -С. 3-4.
23. Бурок Л.В. Исследование эффективности физического воспитания с прикладной направленностью в профессионально-образовательных учреждениях Л. - 2010. -125 с.
24. Васильев Ф. Е. Проблемы физического воспитания студенческой молодежи и некоторые подходы к ее решению / Ф. Е. Васильев // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования : материалы науч. -практ. конф., 15-22 нояб. 2006 г. /Сиб. гос. акад. физ. культуры. - Омск 2006.-С. 121—123.
25. Васюк В. Е. Тренажеры в спорте / В. Е. Васюк, Т. П. Юшкевич. - М. : Физкультура и спорт, 2014. - 166 с.
26. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1995. - 176с.
27. Виленский М. Я. Студент как субъект физической культуры / М. Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 10. - С. 2-5.
28. Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М. : Мысль,1999. -227 с.
29. Виру А.А. Физиологические основы оздоровительного эффекта физической тренировки // Теория и практика физической культуры. -2014.
№9. - С. 16-19.
30. Витенас Т. Ф. Профессиональная направленность в физическом воспитании студентов колледжей - М. , 2014. - 113 с.
31. Вишневский В. Я. Системный подход к организации оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении / В. А. Вишневский // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 4. - С. 34-41.
32. Волейбол : сб. ст. / Сост. Ю. Н. Клещев. - М.: Физкультура и спорт, 2003.-93 с.
33. Волейбол : учебник для ин-тов физ. культуры и акад. физ. культуры. - М.: ФОН, 2000.-368 с.
34. Волков В. М. Возрастная физиология физических упражнений. - Смоленск, 2008. -76 с.
35. Волков Н. П. Устройства для тренировки волейболистов / Н, П. Волков // Технические средства в спорте. - Киев, 2007. - С. 32-34.
36. Галаль Эль-Дин A.M. Профессионально-прикладная подготовка студентов колледжей. - М., 2011. - 134 с.
37. Гераськин А. А. Методика развития быстроты и точности игровых действий квалифицированных волейболистов. - Омск, 2003. - 16 с.
38. Гзовский Б. М. Организация физического воспитания студентов / Б. М. Гзовский, В. Н. Кряпс, Н. А. Нельга. - Минск : Высш. шк. , 2011. -211с.
39. Гневушев В. В. Врачебный контроль в физическом воспитании студентов : учеб, пособие / В. В. Гневушев, Е. С. Караизуров. -Петрозаводск : Мысль, 2012. - 112 с.
40. Государственный образовательный стандарт высшего, профессиональ- ного образования / Госкомитет по высш. образованию. - Офиц. изд. -М. , 2015.-383 с.
41. Грира Ю. Управление процессом технико-тактической подготовки волейболистов высокой квалификации. -М. , 2012. -28 с.
42. Гусельникова Е. В. Исследование индивидуальной двигательной активности студенток / Е. В. Гусельникова, В. П. Каргополов // Проблемы физической культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке : сб. науч. тр. - Хабаровск, 2010. - Вып. 2. - С. 27-30.
43. Деманов А. В. Разработка и применение учебных нормативов по ППФП для студентов колледжей. - М. , 2016. - 142 с.
44. Джамалов А. Р. Исследование эффективности влияния различных режимов двигательной деятельности на физическое развитие и физическую подготовленность студенческой молодежи:. - М., 1990. - 35 с.
45. Доманов А.Г. Некоторые проблемы планирования и организации
учебного процесса / А. Г.Доманов // Совершенствование режимов труда и отдыха студентов : науч. -практ. конф. (окт. 2012 г.) - Минск, 19920.-С. 13-14.
46. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсмена. М. : Физкультура и спорт, 2012. - 230 с.
47. Егорычев А. О. Здоровье студентов с позиции профессионализма /
A. О. Егорычев // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 2. - С. 53-56.
48. Ермаков В.А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи. - М. , 2006. - 504 с.
49. Ермаков С. С. Структура основных технических приемов игры в волейбол как система ударных движении. -М., 2001. - 23 с.
50. Желебкович М.П. , Глазько Т.А. , Купчинов Р.И.
Дифференцированный и индивидуальный подходы к построению и организации физического воспитания студенческой молодежи. - Минск: 2007. - 112 с.
51. Железняк Ю. Д. , Айрапетьянц Л. Р. , Пименов М. П. , Кунянский
B. А. Массовый волейбол (обучение, соревнования, судейство). Ташкент, 1994.
52. Железняк Ю. Д., Кашкаров В. А. Педагогическое физкультурноспортивное совершенствование: Учебное пособие. - М. : Академия, 2001.
53. Жуков Ю. Е., Ильин Г. И., Козловский Э. А. Акробатическая подготовка волейболистов. М., Физкультура и спорт, 1997. -30 с.
54. Загорский Б.И. Профессионально-прикладная физическая
подготовка // Советская система физического воспитания. М. : Фи С, 1975. -
C. 312-323.
55. Захарченко С. С. Особенности физического воспитания в колледжах при подготовке специалистов. - М, 2006. -23 с.
56. Ивойлов А. В. Волейбол. Минск, 1985. Клещев Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. М., Физкультура и спорт, 2009. -55 с.
57. Ивойлов А. В. Соревнования и тренировка волейболистов / А. В.
53
Ивойлов. - Минск: Высш. шк., 2012. -144 с.
58. Ивойлов А. В. Волейбол. Очерки по биомеханике и методике тренировки / А. В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 152 с.
59. Ивойлов А.В. Тактическая подготовка волейболистов. ФиС, 1998. - М., 2002. - 26 с.
60. Игнатьева А.С. Теоретико-методологические аспекты физической культуры студентов А. С. Игнатьева, А. В. Метоненко. - Воронеж, Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2009. - 168 с.
61. Ильинич В. Н. Студенческий спорт и жизнь : учеб, пособие. / В. Н. Ильинич. - М. : Аспект-пресс, 2005. - 144 с.
62. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. -М. : Высшая школа, 2001. -222 с.
63. Кабачков В. А. , Полиевский С. А. Разработка профессионально прикладной физической подготовки и опыт ее внедрения в обр-ые учреждения // Теория и практика физической культуры. 2000. - №7. -С. 39-42.
64. Ким М. Я., Индивидуализация игровой подготовки волейболисток с учетом решения оперативных задач. - М., 2004. -24с.
65. Кичалов В. А. Проблема управления качеством обучения в вузах / В. A. Кичалов // Стандарты и качество. - 2010. - № 4. - С. 82-91.
66. Клещев Ю. Н. Юный волейболист / Ю. Н. Клещев, А. Г. Фурманов. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 231 с.
67. Лотоненко А. В. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи / А. В. Лотоненко, , Е, А. Стеблецов // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 6. - С. 39-40.
68. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенчес- ской молодежи потребности к физической культуре. -Краснодар, 1998.- 40 с.