Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уровень сформированности коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с недоразвитием речи 1 и 2 уровня (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №37449

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы34
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
499
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Исследование по изучению коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 67» г. Барнаула; МБДОУ «Детский сад № 159 «Журавушка» г. Барнаула в 2019 году. В эксперименте приняли участие две группы детей общей численностью 20 человек в возрасте 5 - 6 лет. Первую группу представили старшие дошкольники МБДОУ «Детский сад № 159 «Журавушка» г. Барнаула с нормальным развитием речи (10 человек). Вторая группа МБДОУ «Детский сад № 67» г. Барнаула была представлена детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи I уровня (10 человек).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Характеристика коммуникативной функции речи 6
1.2. Общая характеристика развития речи у детей с ОНР 11
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР 19
2.1. Методы и организация исследования коммуникативной функции речи 19
2.2 Интерпретация результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

В настоящее время коммуникативная функция речи человека играет важную роль в развитии личности. Это заключается в передаче информации окружающим посредством общения. При этом, основной проблемой, с которой сталкивается нормально развивающийся ребенок уже в раннем возрасте – это проблема установления взаимоотношений со значимыми для него взрослыми людьми. Решение ее осуществляется в общении, которое становится важным каналом получения информации о внешнем мире и основой, на которой строится здание всей последующей жизни личности. Общение является важнейшим фактором и неотъемлемым условием нормального психического развития ребенка. Кроме того, очень часто у детей дошкольного возраста проблемы с речевой коммуникацией влияют на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. В частности, при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, что значительно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение.
Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, педагогической психологии и психологии развития. В настоящее время все чаще встречаются дети с общим недоразвитием речи. Это обусловлено неблагоприятной экологической обстановкой, а также влиянием алкоголя, курения и наркомании родителей на здоровье ребенка во внутриутробный период развития. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы в связи с этим становятся наиболее актуальными вопросы развития коммуникативной речевой функции у детей с общим недоразвитием речи.
Степень научной разработанности: исследования устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи представлены в трудах следующих авторов Г.В. Бабина, М.А. Виноградова, В.К. Воробьева, H.H. Китаева, В.А. Ковшиков, P.E. Левина, А.К. Маркова, В.К. Орфинская, Н.Ю. Сафонкина, Е.Ф. Соботович, H.H. Трауготт, С.Н. Шаховская. Изучением общего недоразвития речи занимались Г.А. Каше, Н.А. Никашина, С.Н. Сазонова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, и многие другие.
В отечественных и зарубежных исследованиях разрабатывались различные аспекты проблемы развития связного речевого высказывания. Механизмы онтогенетического формирования связной речи изучались А.Н. Гвоздевым, Н. И. Жинкиным, Е. И. Исениной, Н. И. Лепской, В.Н. Овчинниковым, К. Ф. Седовым, Л. Г. Шадриной.
Особенности формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями рассматривались в исследованиях А.А. Алмазовой, Т.П. Бессоновой, Г. В. Бабиной, В. К. Воробьевой, В.П. Глухова, О.Е. Грибовой, Н. С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.Н. Российской, Р.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и других.
Несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по работе с детьми с общим недоразвитием речи и по вопросам развития их коммуникативной функции, многие аспекты темы, важные в научном и практическом отношениях, являются недостаточно раскрытыми. Имеющие теоретические разработки по данной проблематике не получили должного развития в практической деятельности.
Объект исследования: коммуникативная функция речи.
Предмет исследования: сформированность коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с недоразвитием речи 1 и 2 уровня.
Цель работы: анализ уровня сформированности коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с недоразвитием речи 1 и 2 уровня.
Задачи:
1. Рассмотреть характеристику коммуникативной функции речи;
2. Изучить характеристику развития речи у детей с ОНР;
3. Провести исследование по изучению коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с ОНР;
4. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза: у детей с общим недоразвитием речи коммуникативная функция недостаточно развита.
Практическая значимость проблемы определяется необходимостью своевременной коррекции речевых нарушений для предупреждения неуспеваемости детей в школе. Богатая и полноценная речь служит средством общения и развития личности.
Методы исследования:
Теоретические: (анализ литературы);
Организационные: (комплексный, сравнительный);
Эмпирические: (Методика «Практическое осознание элементов языка (О. О. Ушакова); методика «Развитие грамматической стороны речи»
(А. А. Павлов).
Интерпретационные: (качественный метод исследования).
Организация исследования:
Исследование проводилось в 2019 году на базе на базе МБДОУ «Детский сад № 67» г. Барнаула; МБДОУ «Детский сад № 159 «Журавушка» г. Барнаула.
Объём и структура курсовой работы:
Курсовая работа объемом 35 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа включает 4 таблицы и 1 диаграмму.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, коммуникативная функция речи заключается в использовании речи с целью сообщения какой-либо информации другим людям или побуждения их к каким-либо действиям, а также состоит из таких аспектов, как информационный, выразительный и волеизъявительный. При этом полноценное формирование коммуникативной функции происходит у детей старшего дошкольного возраста, продолжая совершенствоваться на протяжении дальнейшей жизни. При этом овладение речью, как основной функцией коммуникабельности, происходит в три этапа: довербальный; возникновение речи; развитие речевого общения.
В рамках теоретического анализа литературных источников, можно сказать, что значение коммуникативной функции велико при формировании психики человека, посредством ее развития и становления разумного и культурного поведения. Через общение с людьми, которые психологически развиты, происходит приобретение высших познавательных способностей и качеств, человек при этом становится личностью. В этой связи при социализации детей большую роль играет его обмен информацией со взрослыми в ранние этапы онтогенеза. Посредством чего приобретаются человеческие, психические и поведенческие качества. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, с целью обмена информацией и в различных условиях.
При этом в большинстве случаев возникают трудности в освоении коммуникативной функции у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи рассматривается, как нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам речи, охватывая фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую системы языка. В зависимости от уровня речевого дефекта коммуникативная функция характеризуется нарушением логической последовательности, общей и речевой активности; использованием простых малоинформативных фраз, паралингвистических средств общения, к которым относятся мимика, жесты и интонация. При воспроизведении речи ребенок сохраняет корневую часть слова, нарушая звуко-слоговую структуру. Звукоподражания обозначают названия предметов, их признаки и действия. Фонетико-фонематическая сторона речи имеет такие особенности, как фонематическая определенность и нестойкое фонетическое оформление. Звуки носят диффузный характер. (первый уровень); недостаточная передача некоторых смысловых отношений, искаженное содержание сюжетной линии, несформированность звуковой стороны речи, наличие искажений (второй уровень); аграмматичность, неточное употребление простых распространенных предложений и некоторых видов сложных, пропуски или перестановки главных и второстепенных членов, неправильное произношение окончаний, недостаточная передача некоторых смысловых отношений. Общение осуществляется посредством постоянных и сильно искаженных речевых средств. (третий уровень); отдельные пробелы в развитии лексики и грамматического строя (четвертый уровень). Задержки темпа развития речи, проявляющиеся в виде отдельных этапов речевых навыков и формирующиеся с запаздыванием, характеризуют такой речевой дефект, как алалия. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается эгоцентрическая речь, проявляющаяся в виде длительного сохранения пройденных этапов развития речи; запаздывание появления экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи. замена речи жестикуляцией или выразительными криками без слов.
По результатам проведенного исследования с целью выявления особенностей развития коммуникативной функции речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи I уровня было проведено исследование в МБДОУ «Детский сад № 67» г. Барнаула; МБДОУ «Детский сад № 159 «Журавушка» г. Барнаула с детьми в возрасте 5 – 6 лет можно сказать, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня значительно отличаются по уровню развития коммуникативной функции речи от детей без патологии.
При проведении исследования по вышеуказанным методикам были выявлены речевые и психолого-педагогические особенности у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи I уровня. Некоторые дети совсем не понимали речь окружающих, относились к ней как к шуму, не реагировали на собственное имя, не дифференцировали звуки речи и шумы неречевого характера, были безразличны к любым звуковым раздражителям. В другом случае дети понимали отдельные обиходные слова, но теряли их понимание на фоне развернутого высказывания, давая неправильную реакцию. Кроме того, при исследовании были дети, которые относительно легко выполняли требуемые задания, но при этом не понимали инструкцию исследователя.
В результате исследования у детей с общим недоразвитием речи I уровня были выявлены такие нарушения, как многочисленные пропуски звуков, нарушение слоговой структуры, перестановка слогов в словах, нарушение звукопроизношения. Перечисленные особенности напрямую влияют на развитие коммуникативной функции речи, которая в данном случае характеризуется неполноценным общением. В результате у детей с общим недоразвитием речи происходит несформированность форм коммуникации, а также незаинтересованность в контактах и неумение ориентироваться в ситуации.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Логопедические технологии: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - Москва: Парадигма, 2010. - 96 с.
3. Бабина, Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез : монография / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - Москва: Прометей, 2013. - 191 с.
4. Баданина, Л.П. Психология познавательных процессов: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 2-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2012. - 238 с.
5. Борозинец, Н.M. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия : учебное пособие / Н.M. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М.В. Колокольникова ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 203 с.
6. Вартанян, И.А. Высшая нервная деятельность и функции сенсорных систем: учебное пособие / И.А. Вартанян; - Санкт-Петербург : НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2013. - 108 с.
7. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. 2012. – 96 с.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев – СПб.: «Детство - Пресс», 2007. – 471 с.
9. Детская логопсихология : учебник / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Т.В. Захарова и др. ; ред. О.А. Денисова. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 160 с.
10. Дунаева, Н.Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР: конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) : учебное пособие / Н.Ю. Дунаева, С.В. Зяблова. - Москва : Владос, 2017. - 37 с.
11. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР. 2014. – 320 с.
12. Калягин, В.А. Психология лиц с нарушениями речи : учебное пособие / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2007. - 544 с.
13. Караванова, Л.Ж. Психология : учебное пособие / Л.Ж. Караванова. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 264 с.
14. Китик, Е.Е. Основы логопедии : учебное пособие / Е.Е. Китик. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2014. - 196 с.Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы : / учеб. пособие. - В 3 ч.- Ч. 2. / В.М. Козубовский. - Мн.: Амалфея, 2004. – 368 с.
15. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах : учебное пособие / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. - Москва : Парадигма, 2009. - 216 с.
16. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.: Издат. Центр «Академия», 2009. - С. 358 - 369.
17. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений. – 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.
18. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : методическое пособие / М.И. Лынская ; ред. С.Н. Шаховская. - Москва : Парадигма, 2012. - 128 с.
19. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.:, 2005. – 112 с.
20. Мыльцева М. В. Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 124-126.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Издат. центр «Академия», 1998. - 456 с.
22. Немов, Р.С. Психология : учебник / Р.С. Немов. - 5-е изд. - Москва : Владос, 2010. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 689 с.
23. Никишов, А.И. Биология. Человек и его здоровье: учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательных учреждений / А.И. Никишов, Н.А. Богданов. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - 272 с
24. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ : учебное пособие / Л.М. Крыжановская, О.Л. Гончарова, К.С. Кручинова, А.А. Махова. - Москва : Владос, 2018. - 377 с.
25. Подольская, О.А. Основы коррекционной педагогики и психологии: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 169 с.
26. Психология: практикум / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», Социально-гуманитарный институт, Кафедра педагогики и психологии и др. - Кемерово: КемГУКИ, 2015. – 120 с.
27. Психология человека и общества: Научно-практические исследования / А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко и др. - Москва : Институт психологии РАН, 2014. - 336 с.
28. Психология : хрестоматия / Современная гуманитарная академия. - Москва : Современная гуманитарная академия, 2004. - Ч. 1. – 188 с.
29. Романович, О.А. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5–6 лет / О.А. Романович, Е.П. Кольцова. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 112 с.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 20100 - 712 с.
31. Смольникова, Л.В. Психология: учебное пособие / Л.В. Смольникова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР). - Томск: ТУСУР, 2016. - 337 с.
32. Сухих, А.В. Психология познавательных процессов: память и внимание; восприятие и мышление. В двух частях : учебное пособие / А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 222 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ