Уровень сформированности коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с недоразвитием речи 1 и 2 уровня (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Исследование по изучению коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 67» г. Барнаула; МБДОУ «Детский сад № 159 «Журавушка» г. Барнаула в 2019 году. В эксперименте приняли участие две группы детей общей численностью 20 человек в возрасте 5 - 6 лет. Первую группу представили старшие дошкольники МБДОУ «Детский сад № 159 «Журавушка» г. Барнаула с нормальным развитием речи (10 человек). Вторая группа МБДОУ «Детский сад № 67» г. Барнаула была представлена детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи I уровня (10 человек).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Характеристика коммуникативной функции речи 6
1.2. Общая характеристика развития речи у детей с ОНР 11
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР 19
2.1. Методы и организация исследования коммуникативной функции речи 19
2.2 Интерпретация результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Характеристика коммуникативной функции речи 6
1.2. Общая характеристика развития речи у детей с ОНР 11
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР 19
2.1. Методы и организация исследования коммуникативной функции речи 19
2.2 Интерпретация результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
В настоящее время коммуникативная функция речи человека играет важную роль в развитии личности. Это заключается в передаче информации окружающим посредством общения. При этом, основной проблемой, с которой сталкивается нормально развивающийся ребенок уже в раннем возрасте – это проблема установления взаимоотношений со значимыми для него взрослыми людьми. Решение ее осуществляется в общении, которое становится важным каналом получения информации о внешнем мире и основой, на которой строится здание всей последующей жизни личности. Общение является важнейшим фактором и неотъемлемым условием нормального психического развития ребенка. Кроме того, очень часто у детей дошкольного возраста проблемы с речевой коммуникацией влияют на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. В частности, при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, что значительно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение.
Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, педагогической психологии и психологии развития. В настоящее время все чаще встречаются дети с общим недоразвитием речи. Это обусловлено неблагоприятной экологической обстановкой, а также влиянием алкоголя, курения и наркомании родителей на здоровье ребенка во внутриутробный период развития. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы в связи с этим становятся наиболее актуальными вопросы развития коммуникативной речевой функции у детей с общим недоразвитием речи.
Степень научной разработанности: исследования устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи представлены в трудах следующих авторов Г.В. Бабина, М.А. Виноградова, В.К. Воробьева, H.H. Китаева, В.А. Ковшиков, P.E. Левина, А.К. Маркова, В.К. Орфинская, Н.Ю. Сафонкина, Е.Ф. Соботович, H.H. Трауготт, С.Н. Шаховская. Изучением общего недоразвития речи занимались Г.А. Каше, Н.А. Никашина, С.Н. Сазонова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, и многие другие.
В отечественных и зарубежных исследованиях разрабатывались различные аспекты проблемы развития связного речевого высказывания. Механизмы онтогенетического формирования связной речи изучались А.Н. Гвоздевым, Н. И. Жинкиным, Е. И. Исениной, Н. И. Лепской, В.Н. Овчинниковым, К. Ф. Седовым, Л. Г. Шадриной.
Особенности формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями рассматривались в исследованиях А.А. Алмазовой, Т.П. Бессоновой, Г. В. Бабиной, В. К. Воробьевой, В.П. Глухова, О.Е. Грибовой, Н. С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.Н. Российской, Р.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и других.
Несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по работе с детьми с общим недоразвитием речи и по вопросам развития их коммуникативной функции, многие аспекты темы, важные в научном и практическом отношениях, являются недостаточно раскрытыми. Имеющие теоретические разработки по данной проблематике не получили должного развития в практической деятельности.
Объект исследования: коммуникативная функция речи.
Предмет исследования: сформированность коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с недоразвитием речи 1 и 2 уровня.
Цель работы: анализ уровня сформированности коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с недоразвитием речи 1 и 2 уровня.
Задачи:
1. Рассмотреть характеристику коммуникативной функции речи;
2. Изучить характеристику развития речи у детей с ОНР;
3. Провести исследование по изучению коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с ОНР;
4. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза: у детей с общим недоразвитием речи коммуникативная функция недостаточно развита.
Практическая значимость проблемы определяется необходимостью своевременной коррекции речевых нарушений для предупреждения неуспеваемости детей в школе. Богатая и полноценная речь служит средством общения и развития личности.
Методы исследования:
Теоретические: (анализ литературы);
Организационные: (комплексный, сравнительный);
Эмпирические: (Методика «Практическое осознание элементов языка (О. О. Ушакова); методика «Развитие грамматической стороны речи»
(А. А. Павлов).
Интерпретационные: (качественный метод исследования).
Организация исследования:
Исследование проводилось в 2019 году на базе на базе МБДОУ «Детский сад № 67» г. Барнаула; МБДОУ «Детский сад № 159 «Журавушка» г. Барнаула.
Объём и структура курсовой работы:
Курсовая работа объемом 35 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа включает 4 таблицы и 1 диаграмму.
Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, педагогической психологии и психологии развития. В настоящее время все чаще встречаются дети с общим недоразвитием речи. Это обусловлено неблагоприятной экологической обстановкой, а также влиянием алкоголя, курения и наркомании родителей на здоровье ребенка во внутриутробный период развития. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы в связи с этим становятся наиболее актуальными вопросы развития коммуникативной речевой функции у детей с общим недоразвитием речи.
Степень научной разработанности: исследования устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи представлены в трудах следующих авторов Г.В. Бабина, М.А. Виноградова, В.К. Воробьева, H.H. Китаева, В.А. Ковшиков, P.E. Левина, А.К. Маркова, В.К. Орфинская, Н.Ю. Сафонкина, Е.Ф. Соботович, H.H. Трауготт, С.Н. Шаховская. Изучением общего недоразвития речи занимались Г.А. Каше, Н.А. Никашина, С.Н. Сазонова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, и многие другие.
В отечественных и зарубежных исследованиях разрабатывались различные аспекты проблемы развития связного речевого высказывания. Механизмы онтогенетического формирования связной речи изучались А.Н. Гвоздевым, Н. И. Жинкиным, Е. И. Исениной, Н. И. Лепской, В.Н. Овчинниковым, К. Ф. Седовым, Л. Г. Шадриной.
Особенности формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями рассматривались в исследованиях А.А. Алмазовой, Т.П. Бессоновой, Г. В. Бабиной, В. К. Воробьевой, В.П. Глухова, О.Е. Грибовой, Н. С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.Н. Российской, Р.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и других.
Несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по работе с детьми с общим недоразвитием речи и по вопросам развития их коммуникативной функции, многие аспекты темы, важные в научном и практическом отношениях, являются недостаточно раскрытыми. Имеющие теоретические разработки по данной проблематике не получили должного развития в практической деятельности.
Объект исследования: коммуникативная функция речи.
Предмет исследования: сформированность коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с недоразвитием речи 1 и 2 уровня.
Цель работы: анализ уровня сформированности коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с недоразвитием речи 1 и 2 уровня.
Задачи:
1. Рассмотреть характеристику коммуникативной функции речи;
2. Изучить характеристику развития речи у детей с ОНР;
3. Провести исследование по изучению коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с ОНР;
4. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза: у детей с общим недоразвитием речи коммуникативная функция недостаточно развита.
Практическая значимость проблемы определяется необходимостью своевременной коррекции речевых нарушений для предупреждения неуспеваемости детей в школе. Богатая и полноценная речь служит средством общения и развития личности.
Методы исследования:
Теоретические: (анализ литературы);
Организационные: (комплексный, сравнительный);
Эмпирические: (Методика «Практическое осознание элементов языка (О. О. Ушакова); методика «Развитие грамматической стороны речи»
(А. А. Павлов).
Интерпретационные: (качественный метод исследования).
Организация исследования:
Исследование проводилось в 2019 году на базе на базе МБДОУ «Детский сад № 67» г. Барнаула; МБДОУ «Детский сад № 159 «Журавушка» г. Барнаула.
Объём и структура курсовой работы:
Курсовая работа объемом 35 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа включает 4 таблицы и 1 диаграмму.
Таким образом, коммуникативная функция речи заключается в использовании речи с целью сообщения какой-либо информации другим людям или побуждения их к каким-либо действиям, а также состоит из таких аспектов, как информационный, выразительный и волеизъявительный. При этом полноценное формирование коммуникативной функции происходит у детей старшего дошкольного возраста, продолжая совершенствоваться на протяжении дальнейшей жизни. При этом овладение речью, как основной функцией коммуникабельности, происходит в три этапа: довербальный; возникновение речи; развитие речевого общения.
В рамках теоретического анализа литературных источников, можно сказать, что значение коммуникативной функции велико при формировании психики человека, посредством ее развития и становления разумного и культурного поведения. Через общение с людьми, которые психологически развиты, происходит приобретение высших познавательных способностей и качеств, человек при этом становится личностью. В этой связи при социализации детей большую роль играет его обмен информацией со взрослыми в ранние этапы онтогенеза. Посредством чего приобретаются человеческие, психические и поведенческие качества. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, с целью обмена информацией и в различных условиях.
При этом в большинстве случаев возникают трудности в освоении коммуникативной функции у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи рассматривается, как нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам речи, охватывая фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую системы языка. В зависимости от уровня речевого дефекта коммуникативная функция характеризуется нарушением логической последовательности, общей и речевой активности; использованием простых малоинформативных фраз, паралингвистических средств общения, к которым относятся мимика, жесты и интонация. При воспроизведении речи ребенок сохраняет корневую часть слова, нарушая звуко-слоговую структуру. Звукоподражания обозначают названия предметов, их признаки и действия. Фонетико-фонематическая сторона речи имеет такие особенности, как фонематическая определенность и нестойкое фонетическое оформление. Звуки носят диффузный характер. (первый уровень); недостаточная передача некоторых смысловых отношений, искаженное содержание сюжетной линии, несформированность звуковой стороны речи, наличие искажений (второй уровень); аграмматичность, неточное употребление простых распространенных предложений и некоторых видов сложных, пропуски или перестановки главных и второстепенных членов, неправильное произношение окончаний, недостаточная передача некоторых смысловых отношений. Общение осуществляется посредством постоянных и сильно искаженных речевых средств. (третий уровень); отдельные пробелы в развитии лексики и грамматического строя (четвертый уровень). Задержки темпа развития речи, проявляющиеся в виде отдельных этапов речевых навыков и формирующиеся с запаздыванием, характеризуют такой речевой дефект, как алалия. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается эгоцентрическая речь, проявляющаяся в виде длительного сохранения пройденных этапов развития речи; запаздывание появления экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи. замена речи жестикуляцией или выразительными криками без слов.
По результатам проведенного исследования с целью выявления особенностей развития коммуникативной функции речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи I уровня было проведено исследование в МБДОУ «Детский сад № 67» г. Барнаула; МБДОУ «Детский сад № 159 «Журавушка» г. Барнаула с детьми в возрасте 5 – 6 лет можно сказать, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня значительно отличаются по уровню развития коммуникативной функции речи от детей без патологии.
При проведении исследования по вышеуказанным методикам были выявлены речевые и психолого-педагогические особенности у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи I уровня. Некоторые дети совсем не понимали речь окружающих, относились к ней как к шуму, не реагировали на собственное имя, не дифференцировали звуки речи и шумы неречевого характера, были безразличны к любым звуковым раздражителям. В другом случае дети понимали отдельные обиходные слова, но теряли их понимание на фоне развернутого высказывания, давая неправильную реакцию. Кроме того, при исследовании были дети, которые относительно легко выполняли требуемые задания, но при этом не понимали инструкцию исследователя.
В результате исследования у детей с общим недоразвитием речи I уровня были выявлены такие нарушения, как многочисленные пропуски звуков, нарушение слоговой структуры, перестановка слогов в словах, нарушение звукопроизношения. Перечисленные особенности напрямую влияют на развитие коммуникативной функции речи, которая в данном случае характеризуется неполноценным общением. В результате у детей с общим недоразвитием речи происходит несформированность форм коммуникации, а также незаинтересованность в контактах и неумение ориентироваться в ситуации.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
В рамках теоретического анализа литературных источников, можно сказать, что значение коммуникативной функции велико при формировании психики человека, посредством ее развития и становления разумного и культурного поведения. Через общение с людьми, которые психологически развиты, происходит приобретение высших познавательных способностей и качеств, человек при этом становится личностью. В этой связи при социализации детей большую роль играет его обмен информацией со взрослыми в ранние этапы онтогенеза. Посредством чего приобретаются человеческие, психические и поведенческие качества. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, с целью обмена информацией и в различных условиях.
При этом в большинстве случаев возникают трудности в освоении коммуникативной функции у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи рассматривается, как нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам речи, охватывая фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую системы языка. В зависимости от уровня речевого дефекта коммуникативная функция характеризуется нарушением логической последовательности, общей и речевой активности; использованием простых малоинформативных фраз, паралингвистических средств общения, к которым относятся мимика, жесты и интонация. При воспроизведении речи ребенок сохраняет корневую часть слова, нарушая звуко-слоговую структуру. Звукоподражания обозначают названия предметов, их признаки и действия. Фонетико-фонематическая сторона речи имеет такие особенности, как фонематическая определенность и нестойкое фонетическое оформление. Звуки носят диффузный характер. (первый уровень); недостаточная передача некоторых смысловых отношений, искаженное содержание сюжетной линии, несформированность звуковой стороны речи, наличие искажений (второй уровень); аграмматичность, неточное употребление простых распространенных предложений и некоторых видов сложных, пропуски или перестановки главных и второстепенных членов, неправильное произношение окончаний, недостаточная передача некоторых смысловых отношений. Общение осуществляется посредством постоянных и сильно искаженных речевых средств. (третий уровень); отдельные пробелы в развитии лексики и грамматического строя (четвертый уровень). Задержки темпа развития речи, проявляющиеся в виде отдельных этапов речевых навыков и формирующиеся с запаздыванием, характеризуют такой речевой дефект, как алалия. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается эгоцентрическая речь, проявляющаяся в виде длительного сохранения пройденных этапов развития речи; запаздывание появления экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи. замена речи жестикуляцией или выразительными криками без слов.
По результатам проведенного исследования с целью выявления особенностей развития коммуникативной функции речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи I уровня было проведено исследование в МБДОУ «Детский сад № 67» г. Барнаула; МБДОУ «Детский сад № 159 «Журавушка» г. Барнаула с детьми в возрасте 5 – 6 лет можно сказать, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня значительно отличаются по уровню развития коммуникативной функции речи от детей без патологии.
При проведении исследования по вышеуказанным методикам были выявлены речевые и психолого-педагогические особенности у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи I уровня. Некоторые дети совсем не понимали речь окружающих, относились к ней как к шуму, не реагировали на собственное имя, не дифференцировали звуки речи и шумы неречевого характера, были безразличны к любым звуковым раздражителям. В другом случае дети понимали отдельные обиходные слова, но теряли их понимание на фоне развернутого высказывания, давая неправильную реакцию. Кроме того, при исследовании были дети, которые относительно легко выполняли требуемые задания, но при этом не понимали инструкцию исследователя.
В результате исследования у детей с общим недоразвитием речи I уровня были выявлены такие нарушения, как многочисленные пропуски звуков, нарушение слоговой структуры, перестановка слогов в словах, нарушение звукопроизношения. Перечисленные особенности напрямую влияют на развитие коммуникативной функции речи, которая в данном случае характеризуется неполноценным общением. В результате у детей с общим недоразвитием речи происходит несформированность форм коммуникации, а также незаинтересованность в контактах и неумение ориентироваться в ситуации.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- Развитие памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по средствам сюжетно – ролевой игры (Дефектологическое дошкольное образование, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста (Теории и технологии развития математических представлений у детей,Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2018 - Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков приставочного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня методом наглядного моделирования (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - ЛЕТО-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказками (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ
ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование словаря притоков у первоклассников с залсриской психического развитии посредством словесных игр
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



