ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Социальный заказ на личность специалиста со
сформированной коммуникативной культурой 6
1.2. Сущность и функции коммуникативной культуры
студентов вуза 8
1.3. Интерактивная технология развития коммуникативной
культуры студентов вуза 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА 28
2.1. Педагогические условия развития коммуникативной культуры студентов вуза 28
2.2. Организация экспериментальной деятельности по 32
развитию коммуникативной культуры студентов бакалавров на занятиях по педагогике
2.3. Результаты экспериментальной проверки эффективности 35 развития коммуникативной культуры студентов вуза...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Приложение
Актуальность. На протяжении многих лет проблема коммуникативной культуры является актуальной для всех. Данная культура определяет успех человека в любой сфере деятельности, при этом стоя на стыке социальной психологии и гуманистической педагогики.
Каждый человек, у которого развита коммуникативная культура должен владеть приемами общения, а также методами, средствами, приемами и формами работы, разнообразием воспитательных средств и осознанием индивидуальных возможностей.
Различные исследования педагогов, психологов и социологов были посвящены осмыслению коммуникативной культуры, изучению разных слагаемых личности и коммуникативно - информационного подхода к данной категории.
Коммуникативная культура является совокупностью специальных знаний, навыков и умений, при помощи которых преподаватель может предотвратить возникающие во время деятельности психологические трудности, спрогнозировав результативность профессионального взаимодействия.
В данный момент в научном мире представлены различные подходы в объяснении данного понятия: мировоззренческий (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов и др.), методологический (Н.В. Кузьмина, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина и др.), духовный (А.И. Солженицын, Э.В. Соколов и др.)психологический (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, И.Б. Котова, А.А. Леонтьев, Е.И. Рогов, и др.), социологический (С.И. Самыгин, А.А. Реан, Е.В. Руденский и др.), адаптивный (В.Т. Ащепков, Г.М. Якушева и др.), , это объясняется переходом научных знаний из одной области в другую.
Таким образом, необходимо более подробное изучение коммуникативной культуры, а также педагогических условий, которые способствуют развитию коммуникативной культуры студентов вуза.
Анализ научной литературы позволил выявить противоречия между:
- растущими требованиями к профессиональному мастерству, умению делового общения и недостаточным уровнем их квалификации;
- теоретическими подходами, сложившимися в гуманистической модели образования, и недостаточной разработанностью современных технологий их реализации.
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий, способствующих развитию коммуникативной культуры студентов.
Объект исследования. Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе.
Предмет исследования. Педагогические условия, способствующие развитию коммуникативной культуры студентов вуза.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции коммуникативной культуры студентов;
2. Определить педагогические условия развития коммуникативной культуры студентов;
3. Экспериментально доказать эффективность педагогических условий развития коммуникативной культуры студентов.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что педагогические условия высшего учебного заведения могут выступать условиями развития коммуникативной культуры будущего специалиста при:
1. Соблюдении определенных требований к формам и методам обучения;
2. Использования в процессе обучения интерактивных методов обучения.
Методы исследования. Теоретический анализ психологопедагогической литературы по теме исследования, тестирование,
наблюдение, беседа, психодиагностические методы, педагогический эксперимент, методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
Теоретическая значимость исследования:
- Определенны сущность и функции коммуникативной культуры студентов;
- Выявлены педагогические условия, способствующие развитию коммуникативной культуры студентов в вузе.
Практическая значимость исследования:
Экспериментально доказать эффективность педагогических условий, способствующих развитию коммуникативной культуры студентов вуза.
Научная новизна исследования:
Представлены ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога, способствующие развитию коммуникативной культуры студента в вузе.
Опытно-экспериментальная база исследования: КФУ, Институт психологии и образования. В исследовании участвовали 50 студентов института психологии и образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Согласно поставленным и решенным задачам, мы можем сделать заключение.
Мы определили, что сущностью коммуникативной культуры является педагогическое общение, которое может представлять взаимосвязанную систему психологических функций деятельности, а также для самореализации личности важны применяемые в образовательном процессе практические методы и формы занятий. В педагогическом общении важными принципами, которые находятся в основе формирования коммуникативной культуры, являются приемы и навыки организации взаимовыгодного сотрудничества педагога и обучающегося и дальнейший обмен информацией, при этом оказывающий воспитательное воздействие при помощи коммуникативных средств.
Мы выделяем в качестве функций коммуникативной культуры по отношению к человеку:
1) интегративную, в которой коммуникативная культура может сделать личность членом научного сообщества;
2) дифференцирующую, в данном случае личность будет индивидуальностью в образовательном процессе, которая сможет вести равноправный диалог с научным обществом);
3) смысложизненную, с помощью коммуникативной культуры
преподаватель обретает самого себя, строит стратегическую иерархию
ценностей, на ее основе совершает новое порождение мира.
Для формирования высокого уровня коммуникативной культуры студентов необходимо использовать различные формы учебной деятельности, проведение специально организованных занятий.
Мы определили педагогические условия развития коммуникативной культуры студентов, в результате мы пришли к выводу, что такими педагогическими условиями, которые повысят уровень коммуникативной культуры, для нас будут:
1. Г рупповые технологии, групповая работа;
2. Дискуссия;
3. Дебаты;
4. Рефлексия.
Благодаря данным условиям, проведенным занятиях, нам удалось повысить уровень коммуникативной культуры в экспериментальной группе студентов.
Мы разработали и внедрили план занятий с применением педагогических условий, которые предусматривают осознание студентами ценности общения, формах и способах общения, которые способствовали повышению уровня их общительности, формированию коммуникативной культуры.
Мы считаем, что занятия с педагогическими условиями для повышения уровня коммуникативной культуры студентов, повлияли положительно, важным направлением работы было то, что студенты осознали особенности своих индивидуальных качеств, своей коммуникативной деятельности.
Выполненная в ходе исследования работа подтвердила предложенную нами гипотезу, наша работа показала эффективность реализованного в ходе экспериментальной работы подхода к повышению уровня коммуникативной культуры студентов, в образовательном процессе вуза, были изложены выводы проведенного нами эксперимента.
Поставленная нами цель теоретически обосновать, разработать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий, способствующих развитию коммуникативной культуры студентов была достигнута.
1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1999.
2. Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс обучения и ораторского мастерства. М.: Народное образование, 1995.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого развития. Книга 1. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996.
4. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
5. Андреев, А. А. Знания или готовности? Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.
6. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. - 574 с.
7. Арискина, О. Л., Дрянгина Е.А. Языковая и коммуникативная личность: различные подходы к исследованию, 2011.
8. Бартош Д. К., Кабахидзе К. Л. Повышение качества подготовки выпускников вузов через индивидуальные формы учебной деятельности // Гуманитарные науки и образование, 2016.
9. Белова C.B. Диалог основа профессии педагога: учебно
методическое пособие. - М., 2002.
10. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. М.: Владос, 2004. 357 с
11. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. - М., 2010. - 339 с.
12. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М.: Академия, 2006. - 288 с.
13. Болгарина, Е. В. Формирование готовности к командной работе Педагогика высшей школы, 2015.
14. Вербицкий, А.А. Задача, проблема и проблемное обучение
ЛИНК. - 2008.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
16. Гузеев, В. В. Методы и организационные формы обучения - М.: Народное образование, 2001. - 128с.
17. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2002.
18. Гусевская О.В. Формирование коммуникативной культуры личности как основы общекультурной компетентности // «Ценности и смыслы», 2009.
19. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России, 2005.С
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Р-н-Д, 1997.
21. Игошев, Б.М. Современный педагог прежде всего управленец высшего уровня // Педагогическое образование в России. - 2007.
22. Игнатьева С. Коммуникативная культура будущих учителей как условие становления профессиональной компетентности. - 2006.
23. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с
24. Калинкина Е.Г. Дебаты как диалоговая форма обучения // Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике. Часть I. -М: АПК и НПРО, 2006.
25. Коджаспирова П.М Педагогика -М.: Г ардарики, 2004.-528с.
26. Конецкая В. П. Социология коммуникации. - Москва, 2004. - 204 с.
27. Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России, 2005.
28. Курицина С.И. Технология проведения дебатов. Лекции. Курсы повышения квалификации. -Углич, 2007 г.
29. Лебедева О.Е. Управление образовательными системами. - М.,
2004.
30. Лифинцева Н.И. Формирование профессионально- педагогической культуры учителя. - М., Курск, 2000.
31. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.
32. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений,- М.: Издательский центр Академия, 2001. - 205с.
33. Митина Л.М. Психологические возможности улучшения общения / Е.Л. Мелибурда. - М.: Прогресс, 2006.
34. Мудрик A.B. Общение в процессе воспитания: учеб.пособие для вузов. М.:2001. - 320с.
35. Мудрик A.B. Социальная педагогика : учебник / под ред. Сластенина В.А. -4-е изд. доп. М. : Издательский центр «Академия», 2003.
36. Новиков, А. М. Методология образования / А.М. Новиков. - Изд- е второе. - М.: ЭГВЕС, 2006. - С. 206-211.
37. Обвинцев Г. Е. Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции. СПб.: 2014.
38. Петровская, Л.А. Компетентность в общении - М.: МГУ, 2004.
39. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М, 2003 г
40. Польдяева О. В. Возможности технологии «Дебаты», 2007.
41. Рудь М.Г. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя. - Р-н-Д, 1999.
42. Резчикова Е. А. Дискуссия как метод личностноориентированного обучения, 2006.
43. Станкин М.И. Основы коммуникативной культуры. М.: Владос,
2011.
44. Светенко Т. В. Путеводитель по дебатам. — Москва, Издательство: «БОНФИ», 2001
45. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
46. Селевко Г. К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии, 2004. - № 5.
47. Слуцкий, В.И. Личность и технология в педагогическом процессе. Педагогика, 2002.
48. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
49. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. Конспект лекций. — Москва, Издательство: Юрайт, 2010.