Введение 3
Глава 1. Структурные компоненты и условия развития межкультурной компетенции преподавателя вуза 7
1.1. Сущность, структура и признаки межкультурной компетенции
преподавателя 7
1.2. Особенности поликультурной студенческой среды как фактора
формирования межкультурной компетенции 16
1.3. Условия и принципы формирования межкультурной компетенции
будущего преподавателя вуза 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка формирования межкультурной компетенции будущего преподавателя вуза 28
2.1. Модель поликультурной студенческой среды, направленной на
развитие межкультурной компетенции будущего преподавателя 28
2.2. Организация экспериментальной деятельности по развитию
межкультурной компетенции будущего преподавателя в рамках реализации модели поликультурной студенческой среды 36
2.3. Результаты экспериментальной проверки эффективности развития межкультурной компетенции будущего преподавателя вуза
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение
В настоящее время одна из приоритетных задач системы образования заключается в том, чтобы подготовить человека ко взаимодействию и продуктивной деятельности в межкультурной среде, что имеет отношение непосредственно к умению зависимо от каких-либо конкретных культурных факторов к культуросообразному поведению, пониманием культурного разнообразия и толерантным отношением к таковому разнообразию. Развитие межкультурной компетентности преподавателей является важной предпосылкой решения данной задачи.
Именно формирование межкультурной компетентности - актуальная проблема современного образования. Содержание и границы межкультурной компетенции необходимо устанавливать в отношении к профессиональному взаимодействию. Наиважнейшим элементом межкультурной компетенции выступает усвоение определенных сегментов «чужой» профессиональной культуры, как укрепляющего фактора для взаимодействия. Помимо высокого квалифицированного уровня самого специалиста, его культура обязана обладать профессиональными навыками общения в деловом стиле, который присущ служебному этикету [17].
Важную роль в формировании межкультурной компетенции преподавателя играет поликультурная среда, структура, модель и содержание которой настолько усложняются, что без их изучения и анализа механизмов функционирования трудно уяснить особенности развития межкультурной компетенции и других особенностей личности [17].
Таким образом, необходимо более подробное изучение межкультурной компетенции преподавателя и поликультурной студенческой среды как фактора ее формирования.
Изучением межкультурной компетенции занимались такие авторы, как: С.А. Боргояков, Г.Д. Дмитриев, С.А. Хазова, В.Ю. Хотинец, О.В. Хухлаева.
Межкультурную компетенцию преподавателя исследовали такие ученые, как: Г.В. Елизарова, В.И. Жукова, Г.А. Иванкина, Г.В. Палаткина, М.С. Фирскина.
Анализ научной литературы позволил выявить следующее противоречие:
- между необходимостью создания поликультурной студенческой среды, которая способствует эффективному формированию межкультурной компетенции будущего преподавателя и недостаточной разработанностью моделей, отражающих специфику структуры и процессов данной среды.
Выявленное противоречие позволило на теоретико-методологическом уровне выявить проблему исследования: какова эффективная модель, способствующая эффективному формированию межкультурной компетенции будущего преподавателя.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования: «Поликультурная студенческая среда как фактор формирования межкультурной компетенции преподавателя».
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и
экспериментальная апробация модели поликультурной студенческой среды, направленной на эффективное формирование межкультурной компетенции будуего преподавателя.
Объектом исследования является процесс и результат формирования межкультурной компетенции студентов будущих педагогов.
В качестве предмета исследования выступают структура и процессы поликультурной студенческой среды как фактора формирования межкультурной компетенции.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что процесс формирования межкультурной компетенции студентов будущих педагогов будет более эффективным, если теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать модель поликультурной среды, в структуре которой содержатся институт студенческого менторства, использование в образовательном процессе практик интерактивного обучения и коллективных творческих дел.
Задачи работы:
- произвести теоретический анализ структуры и содержания понятия межкультурной компетенции студентов будущих педагогов;
- изучить определение понятия «поликультурная студенческая среда»;
- разработать диагностический инструментарий для оценки
сформированности межкультурной компетенции у студентов;
- определить структуру и содержание модели поликультурной студенческой среды, способствующей эффективному формированию межкультурной компетенции у студентов
- произвести экспериментальную апробацию эффективности разработанной модели.
Методы исследования: теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение литературы по проблеме); методы анкетирования; методы количественной обработки данных, интерпретационные методы
(качественный анализ - описание результатов исследования).
Теоретическая значимость исследования:
-теоретически обосновано влияние поликультурной образовательной среды на формирование межкультурной компетенции будуего преподавателя.
- исследованы особенности модели формирования межкультурной компетенции будущих преподавателей.
Практическая значимость исследования:
Заключается в разработке анкеты, направленной на определение уровня межкультурной компетенции; разработке модели формирования
межкультурной компетенции будущих преподавателей, включающей в себя институт студенческого менторства, использование в образовательном процессе практик интерактивного обучения и коллективных творческих дел.
Научная новизна исследования:
-Разработана и экспериментально проверена эффективнаямодель формирования межкультурной компетенции будущих преподавателей и обоснована эффективность её использования.
-Раскрыта сущность и структура межкультурной компетенции преподавателявуза.
- Уточнены и содержательно раскрыты базовые понятия исследования «межкультурной компетенции»,«поликультурная среда».
В ходе исследования был проведен теоретический анализ структуры и содержания понятия межкультурной компетенции студентов будущих педагогов. Межкультурная компетенция означает, что человек знает систему ценностей, национально-культурные традиции, жесты и мимику (невербальные компоненты), формы поведения, индивидуальные мотивации, установки данного социума, обычаи, нравы, жизненные привычки, которые способствуют формированию групповых и индивидуальных установок. Основными ее элементами являются: процессуальные, когнитивные,
аффективные. Среди уровней межкультурной компетенции выделяют такие, как: коммуникативная, культурная и языковая. Для создания межкультурной компетенции необходимо использовать принципы, в том числе: принцип учета ценностных культурных универсалий и их познания, принцип осознаваемости психологических процессов и состояний, принцип управляемости состоянием неопределенности происходящего и собственным психологическим состоянием, принцип эмпатического отношения и т.д.
Далее было изучено определение понятия «поликультурная студенческая среда», представляющее собой среду, в которой одновременно происходит при сохранении к группам меньшинств уважения соответствующая передача информации, более совершенной и точной, и приобретаются знания. Структура поликультурной среды включает в себя следующие компоненты: поликультурное образование; среда; информация.
Для исследования уровня развития межкультурной компетенции у студентов в условиях поликультурной среды на была разработана анкета и проведено анкетирование на констатирующем этапе исследования, в котором приняло участие 33 студента. Результаты контрольной и экспериментальной группы констатирующего этапа эксперимента говорят о том, что для большей части студентов характерен средний уровень развития межкультурной компетенции. Высокий уровень и низкий уровень имеют небольшое количество людей.
В рамках реализации второго этапа исследования были рассмотрены основные условия формирования межкультурной компетенции преподавателя вуза. Была определена структура и содержание модели поликультурной студенческой среды, способствующей эффективному формированию межкультурной компетенции у студентов, в которую входят: менторство, интерактивные методы обучения, коллективное взаимодействие вне аудитории, совместные творческие проекты и мероприятия, культурный обмен традициями, социальные сети и работа в смешанных микрогруппах во время занятий. Предложенная модель была реализована нами в экспериментальной группе.
Нами были предложены примеры следующих заданий: использование менторства, знакомство студентов с обычаями представителей китайской культуры и их традициями, использование для знакомства с традициями и особенностями культур фразеологизмов в сочетании с социальными сетями, изучение видео рекламы, как выражения национально-культурных ценностей, ролевые игры и продуктивно-творческие задания, метод межкультурного тренинга.
Результаты контрольного этапа эксперимента говорят о том, что для большей части студентов в экспериментальной группе характерен высокий уровень развития межкультурной компетенции. Уровень развития межкультурной компетенции студентов контрольной группы существенно не изменился.
Н а основании этого был сделан вывод о том, что модель поликультурной студенческой среды, направленная на формирование межкультурной компетенции будущих преподавателей, эффективна. Таким образом, мы подтвердили гипотезу и достигли цели исследования.