ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 8
1.1. Сущность и особенности формирования когнитивно-коммуникативной компетенции учащихся как научная проблема 8
1.2. Условия формирования когнитивно - коммуникативной компетенции
учащихся на уроках русского языка 12
1.3. Принципы формирования когнитивно -коммуникативной компетенции
учащихся 6 классов на уроках русского языка 15
1.4. Методы и приёмы формирования когнитивно-коммуникативной
компетенции учащихся на уроках русского языка 20
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 25
2.1. Описание педагогического эксперимента. Результаты
констатирующего этапа эксперимента 25
2.2. Классификация упражнений по формированию когнитивно-
коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка 43
2.3. Методы, приемы, упражнения по формированию когнитивно -
коммуникативной компетенции учащихся 6 классов на уроках русского языка 46
2.3.1. Изучение раздела «Текст» на уроках русского языка в 6 классе .... 48
2.3.2. Творческие диктанты на уроках русского языка в 6 классе 51
2.3.3. Изложения на уроках русского языка в 6 классе 54
2.3.4. Сочинение на уроках русского языка в 6 классе 59
2.3.5. Проектная деятельность учащихся 6 классов на уроках русского
языка 62
2.3.6. Организация групповой и парной работы учащихся 6 классов на
уроках русского языка 65
2.4 Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента и анализ эффективности анализа упражнений в процессе формирования когнитивно-коммуникативной компетенции учащихся 6-х классов 67
Выводы по второй главе 80
Заключение 82
Список литературы 84
Приложение
Современная отечественная педагогика и школа испытывают большую потребность в научно обоснованных положениях и методических рекомендациях, направленных на реализацию гуманно-личностных подходов к учащимся, на развитие у них прирожденных способностей в обучении и воспитании в процессе преодоления противоречий и трудностей в соответствии с их индивидуальными возможностями, с учетом заложенных в них духовных и природных сил. Творческий поиск учителя должен основываться на обучении школьников с их же позиции - это основа гуманного педагогического мышления.
Формирование когнитивно-коммуникативной компетенции является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки - это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом. Развитие когнитивно-коммуникативных способностей учащихся является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Освоение элементов коммуникативной культуры в школе позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.
Изучение научной литературы по проблеме исследования и анализ современного состояния образовательной практики позволяет выявить противоречие между требованиями ФГОС, включающими необходимость овладения учащимися умениями, соответствующими формированию когнитивно-коммуникативной компНенции и недостаточностью
методического обеспечения по развитию данной компетенции у 6 классов на уроках русского языка.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена вышеуказанным противоречием и недостаточностью освещения в науке и практике проблемы формирования когнитивно-коммуникативной компетенции 6-классников на уроках русского языка.
Проблема исследования: каковы методические основы формирования когнитивно-коммуникативной компетенции учащихся 6 классов на уроках русского языка.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методическое обеспечение по формированию когнитивно-коммуникативной компетенции учащихся 6 классов на уроках русского языка в средней школе.
Объект исследования - процесс формирования когнитивнокоммуникативной компетенции учащихся 6 классов на уроках русского языка.
Предмет исследования - методическое обеспечение для формирования когнитивно-коммуникативной компетенций учащихся 6 класса на уроках русского языка.
С учетом цели, объекта и предмета исследования выдвигается гипотеза исследования: формирование когнитивно-коммуникативной компетенции учащихся 6-х классов будет эффективными при разработке и реализации методического обеспечения по формированию когнитивно
коммуникативной компетенции учащихся 6 классов на уроках русского языка в средней школе.
Задачи исследования:
1. изучить и обобщить научную литературу по теме, выявить основные проблемы формирования когнитивно-коммуникативной компетенции учащихся;
2. разработать методическое обеспечение по формированию когнитивнокоммуникативной компетенции учащихся 6 классов на уроках русского языка;
3. экспериментально проверить эффективность разработанного методического обеспечения по формированию когнитивно-коммуникативной компетенции учащихся 6 классов на уроках русского языка.
В работе используются следующие методы исследования: метод анализа научной литературы, метод языкового анализа, метод интерпретация материала, тестирование, статистическая обработка данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Татарская гимназия №2 им.Ш.Марджани» при КФУ Московского района г.Казани.
Научная новизна исследования заключается в том, что раскрыта сущность когнитивно-коммуникативной компетенции и отобраны и проанализированы упражнения по формированию ККК учащихся 6 классов на уроках русского языка.
Теоретической базой исследования стали работы работы по методике преподавания русского языка в школе Е.С.Антоновой, Е.И.Литневской, Е.А.Быстровой, С.И.Львовой, М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, М.Р.Львова, А.Д.Дейкиной, других учёных и методистов.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что сформулировано понятие когнитивно-коммуникативной компетенции, выявлены условия и принципы формирования когнитивно-коммуникативной компетенции учащихся 6 классов на уроках русского языка.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования основных выводов и положений в практике преподавания русского языка в школе, в курсах «Методика преподавания русского языка», «Основы лингвистических знаний и их отражение в школьном курсе русского языка», «Методика обучения и воспитания в области русского языка».
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Проблема поиска эффективных инструментов по формированию когнитивно-коммуникативной компетенции учащихся на современном этапе образования становится актуальной в свете реализации образовательных стандартов нового поколения, в которых определены требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, являющихся базовыми для развития ККК. Учитывая развивающие возможности образования, в нашем исследовании была поставлена цель проанализировать упражнения по формированию ККК учащихся 6-х классов. Для достижения данной цели был поставлен ряд исследовательских задач.
В ходе решения первой задачи была изучена и проанализирована научная литература по проблеме исследования. Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что содержание когнитивнокоммуникативной обеспечивает осознанность в овладении языковыми средствами и осмысленность их использования, а также предусматривает формирование и усвоение образа мира. Формальное усвоение информации вызывает ощущение бессмысленности накопленных знаний и обучения в целом. Знания должны быть осмысленными.
В ходе решения второй задачи теоретического исследования нами было разработано методическое обеспечение по формированию ККК учащихся 6 классов, которое способствует формированию у учащихся когнитивнокоммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст, учитывать позицию собеседника, строить грамотный и лаконичный текст. Для экспериментальной проверки эффективности выбранных методов, приемов и упражнений в процессе формирования ККК 6-классников были внедрены в учебный процесс по русскому языку для 6-го класса МБОУ «Татарская гимназия № 2» Московского района г. Казани в рамках формирующего этапа
педагогического эксперимента. В процессе апробации были проведены уроки по разделу «Текст»; серия уроков с использованием творческих диктантов, уроки написания сочинения по картине; уроки написания изложения; серия уроков, посвещенной относительно новой технологии Scrum (скрам). В разработке уроков были использованы современные интерактивные технологии обучения, активные формы работы с текстом, организация бесед, дискуссий, творческих заданий, групповые формы работы, возможности средств ИКТ. Подводя итоги формирующего этапа эксперимента, важно подчеркнуть, что выбранные типы упражнений способствовали активизации мышления учащихся, побуждали к формулированию своей точки зрения, анализу комплексных работ. Например, в своих сочинениях учащиеся стремились к точности и доказательности своей мысли, активно используя в качестве аргументации цитаты из текстов, чтобы их изложение мысли было более красочным и правдоподобным. Также необходимо отметить, что использование выбранных методов, приемов и упражнений на уроке русского языка способствовало более глубокому освоению программных тем.
Подводя итоги педагогического эксперимента, отмечаем, что эффективность разработанного методического обеспечения для формирования когнитивно-коммуникативной компетенции учащихся 6 классов на уроках русского языка доказана статистически подтвержденными различиями в уровне формирования ККК в контрольной и экспериментальной группах после проведенного эксперимента. Таким образом, анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования позволяет заключить, что цели исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза доказана.
1. Алдакаева Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку // Русский язык в школе, 2001. - № 6. - С. 10-16.
2. Алимбекова А.Р. Как писать изложение в школе.// Русский язык. - 2002
г. - № 29. - 324 с.
3. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка:
коммуникативно-деятельностный подход : учебное пособие /
Е.С.Антонова. - М. : КНОРУС, 2007. - 464 с.
4. Ауэр К., Миллер Р. Экстремальное программирование: постановка процесса. С первых шагов и до победного конца. - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.
5. Ахмедова Л.Т., Кон О.В.. Методика преподавания русского языка. -T.: «Fan va texnologiya», 2013. - 240 с.
6. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5 - 9 кл.: Кн. Для учителей. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1992. - 287 с.
7. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2001. - 176 с.
8. Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. - М.: Просвещение, 2007. - 234 с.
9. Богин Г.И. Типология понимания текста / Учебное пособие. Калинин, КГУ, 1986. - 87 с.
10. Богоявленский «Психология усвоения орфографии», М.: Просвещение, 1957. - 416 с.
11. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2012. - 304 с. - (Мастерская учителя-словесника).
12. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Русская словесность. 2003. № 1
13. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. - с. 105.
14. Дейкина А.Д. Сочинение малой формы в школьном обучении русскому языку //РЯШ., 1994. - С. 16.
15. Емельянова, Н.С. Способы формирования когнитивно
коммуникативных умений учащихся в системе среднего профессионального образования / Н.С.Емельянова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.
Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С.43-50.
16.Загвязинский В.И., Емельянова И.Г. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 352 с.
17. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // журнал 1 сентября. -
2002. - №19 [Электронный ресурс]. URL:
https://rus. 1 sept.ru/article.php?ID=200201903 (дата обращения:
3.11.2018) .
18. Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1980. - с. 7.
19. Иваницкая Г.М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя. Киев, 1990. - С.66
20. Колесник Е. Методические разработки. Творческий диктант на уроках
изучения орфографии // журнал 1 сентября. - 2006. - №6 [Электронный ресурс]. URL: https://rus. 1 sept.ru/article.php?ID=200200605 (дата
обращения 21.10.2018).
21. Ковалев, Г.А. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы / Г.А. Ковалев, Ю.Г. Абрамова // Учителю об экологии детства. - М., 1996. - С. 189 - 199.
22. Комплекс методических разработок к урокам по анализу текста. 4-7 классы. Ч. 2 / [сост. Е. А. Иванова]. - М. : Чистые пруды, 2009. - 32 с.
23. Латышева В.В. Синквейн как средство развития креативного мышления учащихся. - Пермь, 2015. - 10 с.
24. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания, - М., 1969, - 485 с.
25. Литневская, Е. И., Багрянцева, В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. - М.: Академический проект, 2006. - 588 с.
26. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования / М. Лукьянова // Народное образование. - 2001. - №8. -С. 16-20
27. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М.Р. Львов. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 1999. - 272 с.
28. Нарушевич А.Г. «Русский язык. Проекты? Проекты...Проекты!» Учебно-методическое пособие под редакцией Н.А.Сениной. «Легион», Ростов-на-Дону, 2013. - 81 с.
29. Никитина Е.И. Анализ эпизода из художественного произведения как жанр ученического сочинения //РЯШ., 2003. - 4. - С. 17.
30. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи: 5 класс : Учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. 12. изд., стер. - М. : Дрофа, 2003 (ГУП Смол. полигр. комб.). - 171 с.
31.Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: Дрофа, 2004. - 237 с.