Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ (РУССКИЙ И АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКИ)

Работа №37388

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы129
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
621
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативной компетенции учащихся на интегрированных уроках 11
1.1. Сущность коммуникативной компетенции в обучении русскому и
английскому языкам 11
1.2. Дидактические и частно-методические принципы обучения русскому
языку 17
1.3. Интегрированный урок как объект педагогической науки 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языкам 38
2.1. Описание педагогического эксперимента. Результаты констатирующего
этапа эксперимента 38
2.2. Разработка и реализация авторского элективного курса по развитию
коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов с помощью интегрированных уроков по русскому и английскому языкам 48
2.3. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента и анализ эффективности интегрированного урока в процессе развития
коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов 66
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение

Актуальность проблемы исследования. Современная система образования в соответствии с принятой Правительством «Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» направлена на усвоение учащимися определенной суммы знаний, на воспитание личности, его познавательных и созидательных способностей. «В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории» [См.: Концепция 2016: 1].
Роль русского языка как учебного предмета в современной системе образования заключается в формировании ключевых компетенций учащихся (языковой, лингвистической, коммуникативной, социокультурной). Однако одной из основных компетенций считается коммуникативная компетенция, которая, по мнению многочисленных ученых, рассматривается как основная и главная, так как именно она находится в основании всех без исключения остальных компетенций. Главной целью обучения русскому языку является освоение разными способами общения на русском языке (говорение в его диалогической и монологической формах, чтение, понимание речи других людей на слух, письмо). Обозначенные способы общения выступают в виде целевых коммуникативных умений, составляющих коммуникативной компетенции.
По мнению исследователей, «содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета. Овладение
теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности» [См.: Концепция 2016: 4].
В Российской Федерации вопросы коммуникативного обучения русскому языку в соответствии с концепцией модернизации образования приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная и ориентированная на достижение практического результата в овладении русским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности учащегося. Задача учителя русского языка заключается в создании условий для продуктивной деятельности учащихся, развития их познавательной активности и творческих способностей, формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Особую значимость в современной школе приобретает интегрированный урок как важнейшая форма организации учебной работы, позволяющей учителю углублять знания, умения и навыки учащихся сразу по двум предметам. Интегрированный урок по русскому и английскому языку подготавливает учащихся к речевой деятельности в естественных условиях не только родном языке, но и на иностранном. Интегрированные занятия способствуют расширению лингвистического кругозора школьников и развитию их языкового чутья, воспитывают любовь и уважение к русскому и иностранному народу и интерес к их языкам, прививают навыки самостоятельной работы с книгой, со словарями и с другой справочной литературой.
Интегрированный урок по русскому и английскому языку строится с учетом утверждающегося в лингводидактике компетентностного подхода обучения языкам, который призван решать проблемы формирования коммуникативной языковой личности. Интегрированный урок становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере.
Особый интерес к школьным предметам, к окружающему миру наблюдается у детей 7 класса в возрасте 13-14 лет. Психологи отмечают, что в период 13-14 лет детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. В 7 классе отношение учеников к характеру заданий меняется: их внимание привлекают работы, которые предполагают полную самостоятельность. Ученики предпочитают задания, включающие элементы поиска, конструирования. Центром интегрированного урока становятся лингвистические кружки, занятия в которых способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике русского и английского языков.
Анализ существующего состояния теории и практики исследования интегрированного урока позволил выявить противоречие между требованиями ФГОС, включающими необходимость овладения учащимися коммуникативной компетенции на уроках русского и иностранного языка и недостаточной разработанностью методики развития коммуникативной компетенции семиклассников средствами интегрированного урока.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена вышеуказанным противоречием и недостаточностью освещения в науке и практике проблемы формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языку.
Проблема исследования: каковы современные педагогические
технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языку.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языку.
Объектом магистерской диссертации является формирование коммуникативной компетенции на интегрированных уроках по русскому и английскому языку в 7 классе.
Предмет исследования: педагогические технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языку.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной
компетенции учащихся 7 класса на интегрированных уроках по русскому и английскому языкам может быть успешным: 1) если оно строится с учетом рассмотрения языка как важнейшего средства общения, обеспечивающего решение важнейших задач коммуникации; 2) если в основу формирования коммуникативной компетенции учащихся будет положена дидактикометодическая система, включающая теоретические знания о сущности интегрированных уроков в педагогической науке; обзорно-аналитическое исследование формирования коммуникативной компетенции на интегрированных уроках по русскому и английскому языку в 7 классе; 3) если будут учтены педагогические технологии учителя нового типа в организации интегрированных уроков по русскому и английскому языкам в 7 классе; 4) если будет организована проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языку.
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования и выявить значимость формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.
2. Выявить и обосновать педагогические технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языкам.
3. Разработать и апробировать авторский элективный курс по формированию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория коммуникативно-деятельностного подхода в обучении (Е.С. Антонова, А.Н. Леонтьев; Д. Хаймс, А.Холлидей); коммуникативная культура (Е.А. Быстрова, С.И. Львова, Л.В. Черепанова); компетентностный подход в образовании (О.М. Карпенко, Г.М. Коджаспирова, М.Е. Бершадский, Л.И. Денисович, О.Е. Лебедев, О.И. Лукьяненко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, И.И. Серегина, О.В. Соколова, А.В. Хуторской, и др.); коммуникативная компетенция на интегрированных уроках (М.М. Негматова, Т.П. Лакоценина); познавательная компетентность школьников (А.А. Ярулов); основы методики развития речи учащихся (Е.В. Архипова); методика преподавания русского языка (Т.М. Воителева, Д.В. Григорьев, Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева); принципы обучения русскому языку (Е.А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос, М. М. Разумовская и др.).
Методы и методики исследования продиктованы поставленными задачами и спецификой изучаемого материала. В ходе работы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; тестирование; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки результатов исследования. В работе использовались следующие методики исследования: тест «Умение излагать свои мысли»; тест «Самоконтроль в общении» (автор М. Снайдер).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Лицей №110» Советского района г. Казани.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем:
1) Систематизированы ранее не изученные исследования, посвященные проблемам формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языкам.
2) Выявлены наиболее эффективные педагогические технологии в организации интегрированных уроков по русскому и английскому языкам в 7 классе.
3) На основе выявленных педагогических технологий разработан авторский элективный курс по формированию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов.
Практическая значимость заключается в том, что разработан авторский элективный курс по формированию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов на основе интегрированных уроков по русскому и английскому языкам. Материалы исследования могут быть использованы учителями русского языка и литературы, иностранного языка на уроках и внеурочных занятиях в 7-х классах; преподавателями вузов на занятиях по методике преподавания иностранного языка; студентами вузов во время педагогической практики в школе.
Достоверность результатов исследования обеспечиваются вариативностью методов опытно-экспериментальной работы, их соответствием цели и задачам, предмету исследования, ведением научных исследований в единстве с практической деятельностью, научной апробацией основных идей исследования, а также непосредственным участием автора в экспериментальной работе.
Апробация результатов исследования. Результаты и основные положения диссертации докладывались на круглом столе в рамках Конкурса научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, молодых учёных, посвящённых современной языковой культуре русскоязычного населения РТ (Казань, КФУ, 30 ноября 2018); на Международной научно-практической конференции «Германистика сегодня» (Казань, КФУ, 16-17 октября 2018); на Международной научно-практической конференции «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы» (Казань, КФУ, 19-21 октября 2018); на Симпозиуме «Проблемы языкового образования в поликультурной среде» (Казань, КФУ, 12 октября 2018).
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Пигарева В.С., Нуруллина Г.М. Формирование языковой личности учащихся при интегрированном обучении русской и английской фразеологии. Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы: материалы Международного научно-практического форума. - Казань: Изд-во Казан. унта, 2018. - С. 139-142.
2. Пигарева В.С. К вопросу о формировании коммуникативной компетенции учащихся на интегрированных уроках (русский и английский языки). Симпозиум "Проблемы языкового образования в поликультурной среде": сборник тезисов симпозиума (Казань, 12 октября 2018 г.). - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 107-108.
3. Пигарева В.С., Нуруллина Г.М. Интегрирование обучение русскому
и английскому языкам (на примере сопоставительного изучения квантитативных фразеологизмов). Германистика сегодня: материалы
Международной научнопрактической конференции (Казань, 16-17 октября 2018 г.) / под ред. М.А. Кульковой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - С.151-154.
4. Пигарева В.С., Нуруллина Г.М. Интегрированный подход при изучении русских и английских фразеологизмов // Электронный сборник по результатам III Республиканских научно-исследовательских чтениях учащихся, студентов и педагогов имени Габдулхака Каюмова «ЭзлэнYлэр аша камиллеккэ» (РТ, г. Кукмор, 23 марта 2019 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема поиска эффективных инструментов развития коммуникативной компетенции учащихся на современном этапе образования становится актуальной в свете реализации образовательных стандартов нового поколения, в которых определены требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, являющихся базовыми для развития коммуникативной компетенции. Учитывая развивающие возможности интегрированного обучения, в нашем исследовании была поставлена цель сформировать коммуникативную компетенцию школьников в процессе интегрированных уроков по русскому и английскому языку, из чего вытекала разработка авторского элективного курса по развитию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов.
В ходе решения первой задачи была изучена и проанализирована научная литература по проблеме исследования. Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что главной целью обучения русскому языку является освоение разными способами общения на русском языке (говорение в его диалогической и монологической формах, чтение, понимание речи других людей на слух, письмо). Обозначенные способы общения выступают в виде целевых коммуникативных умений, составляющих коммуникативную компетенцию. Интегрированный урок по русскому и английскому языку, строящийся с учетом утверждающегося в лингводидактике компетентностного подхода обучения языкам, призван решать проблемы формирования коммуникативной языковой личности.
В ходе решения второй задачи были выявлены основные технологии обучения, доказавшие свою эффективность в формировании
коммуникативной компетенции школьников - метод кейсов, технология «перевернутого класса» и метод проектной деятельности.
Сущность метода кейсов заключается в самостоятельной
коммуникативной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить воедино теоретические и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере.
Перевернутый класс является новым подходом к организации обучения, при котором классная и внеклассная работа меняются местами: активно используются элементы дистанционного обучения, электронных образовательных ресурсов, совместных платформ и т.д. Другими словами, эта методика предлагает самостоятельное ознакомление с теоретическим материалом будущего урока, что помогает организовать динамичную среду, в которой дети учатся критически мыслить и совместно прорабатывать поставленные задачи.
Проектно-исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально-творческой деятельности, предполагающий проведение обучающимися собственного исследования, в ходе которого собранный творческий материал (образовательный продукт) позволяет объяснить научные и жизненные явления.
В ходе решения третьей задачи исследования выявленные нами современные технологии обучения, а также методические инструменты, внедряемые на интегрированных уроках и направленные на развитие коммуникативных умений учащихся, были применены для разработки авторского элективного курса для 7-х классов «Интегрированный урок по русскому и английскому языку как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся». Основной целью данного курса является развитие коммуникативных умений 7-классников путем взаимосвязанного изучения реалий двух языков: русского и английского. Для экспериментальной проверки эффективности современных педагогических технологий на интегрированных уроках в процессе развития коммуникативной компетенции 7-классников разработанный на их основе авторский элективный курс был внедрен в учебный процесс для 7-го «Б» класса МБОУ «Лицей №110» Советского района г. Казани в рамках формирующего этапа педагогического эксперимента. В процессе апробации были проведены уроки взаимосвязанного изучения программных тем по русскому и английскому языку, а также темы по разделу «Лингвострановедение». На основе современных педагогических технологий нами были предложены эффективные упражнения для развития коммуникативной компетенции, составлены технологические карты с учетом современных методов и приемов обучения. Метод кейсов, технология «перевернутого класса» и метод проектной деятельности, применимые в ходе интегрированных уроков создавали условия для развития коммуникативных умений учащихся, таких как умение работать в коллективе, в команде, в парах; эффективно общаться и взаимодействовать с одноклассниками и педагогами; устанавливать контакты; понимать собеседника; выявлять логику рассуждений; сопоставлять, выявлять слабые и сильные стороны разных позиций.
Результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся 7 класса подтвердили выдвинутую нами гипотезу. По результатам опытно-экспериментального исследования на основе сравнения результатов уровня сформированности коммуникативной компетенции на констатирующем и контрольном этапах высокий уровень в экспериментальной группе повысился на 8.5%, средний уровень повысился на 13,5%, а низкий уровень сократился на 22% соответственно. Изменение уровня коммуникативной компетенции в контрольном классе не претерпело столь значительного изменения. Соответственно, определенные педагогические технологии оказались эффективными при формировании коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов при применении интегрированного обучения.
Следовательно, цель, задачи и гипотетическое предположение исследования нашли свое подтверждение. Цель исследования достигнута, задачи исследования решены, тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.



1. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. Учебники для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 2004.
2. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход / Е. С. Антонова. - М.: КНОРУС, 2007 - 464 с.
3. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. - метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. - Архангельск: АО ИППК РО, 2009. - 58 с.
4. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Е. В. Архипова. - М.: Вербум, 2004. - 192 с.
5. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие / В.И. Байденко - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
6. Бердический А.Л. Языковая политика и методика преподавания иностранных языков в странах Европы. Иностранные языки в школе. 2002. - № 5. - С. 16-22.
7. Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и
компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е.Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - №4. - с.89-94.
8. Быстрова Е. А., Львова С. И., Капинос В. И., Разумовская М. М., Гостева Ю. Н., Цыбулько И. П. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. — М., 2004. - 240 с.
9. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Русская словесность. - 2003. - № 1. - С. 35-40.
10. Вайсбурд М.Л. Цели обучения иностранным языкам и журнал «Иностранные языки в школе» // Иностранные языки в школе. 1994. - № 6. - С. 11-15.
11. Григорьева Н.Н. Формирование межкультурной компетенции старшеклассников: на материале изучения иностранных языков [Текст]: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01. / Н.Н. Григорьева
- Казань, 2004. - 216 с.
12. Долгоруков А.М. Case study как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы открытого образования на основе дистанционных технологий. - М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. - С. 21-44.
13. Дудковская Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС / Е. Е. Дудковская // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4. - С. 161-163.
14. Зверев И.Д. Межпредметные связи в связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. 2-е изд. - М.: Педагогика. - 2006. - 195 с.
15. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Высшее образование в России.
- 2005 - № 4 - С. 23-30.
16. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 2-10.
17. Карпенко О. М. К вопросу о компетентностном подходе в российском образовании / О. М. Карпенко, О. И. Лукьяненко, Л. И. Денисович, М. Д. Бернсадская // Инновации в образовании - 2004 -№ 6 - С. 5-14.
18. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. - М.: Г ардарики, 2004 - 527 с.
19. Колесникова И.А. Интегративные основы современной
педагогики // Интегративные процессы в сфере гуманитарного знания.
Академия гуманитарных наук. Гуманитарий: Ежегодник. СПб. - 2010. - № 1. - С. 107-118.
20. Коменский Я. А. Избранные педагогические произведения. - М.: Педагогика. - 2008. - 652 с.
21. Концепция преподавания русского языка и литературы [Электронный ресурс] // URL: http://static.govemment.ru.pdf (дата обращения
12.03.2019) .
22. Кучугурова Н. Д., Чепурная М. А. Проблемы организации и проведения интегрированных уроков с использованием ИКТ в общеобразовательной школе //Ученые записки. - №4. - 2012. - С.51-55.
23. Ладыженская Т. А. Способности учащихся к усвоению русского языка // Т. А. Ладыженская, Л. М. Зельманова. Практическая методика русского языка. 5 класс. Книга для учителя. - 3-е изд. - М., 1999. - 254 с.
24. Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008. - 56 с.
25. Лебедев О. Е. Уроки Лихачева: Методические рекомендации для учителей средней школы / О. Е. Лебедев. - СПб.: Бизнес-Пресса, 2006. - 458 с.
26. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
27. Леонтьев А. А. Принцип коммуникативности сегодня // Иностранные языки в школе. - 1986. - № 2. - С. 31.
28. Литвинова И. С. Деятельность учителя гуманитарных дисциплин по развитию критического мышления старшеклассников: автореф. дис. к-та пед. наук. - Тула, 2005. - 23 с.
29. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. - 590 с.
30. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебновоспитательном процессе современной школы. Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1987. - 160с.
31. Наужокайтис Д. Проект по использованию Интернет в обучении детей: телекоммуникации, коллективная работа и трансформация учебного процесса. Материалы выездной сессии в г. Судаке. - 2002.
32. Негматова М. М. Формирование коммуникативной компетенции учащихся на интегрированных уроках русского языка / М. М. Негматов // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. № 1 (62). 2015. - С. 280-285.
33. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.
34. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - M., 2009. - 944 с.
35. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый,
2011. - №5. Т.2. - С. 155-157. - URL https://moluch.ru/archive/28/3073/ (дата обращения: 11.05.2019).
36. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000. - С. 23.
37. Примерная образовательная программа основного общего
образования. [Электронный ресурс]
http: //wmdow.edu.ru/resource/594/75594/fQes/Programma_5_9. pdf (дата
обращения: 12.05.2019).
38. Программа по русскому (родному) языку. 5 - 9 классы. Авторы
программы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова [Электронный ресурс] // URL: https://drofa-
ventana.ru/books/vertical/prodr_rus5-9_razum_babaic_3-201.pdf (дата
обращения 14.05. 2019).
39. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. - 672 с.
40. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. - 2004. - № 1. - C. 22-32.
41. Селевко Г.К. - Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 136-144.
42. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с.
43. Семенова В., Наумова Б. Из опыта интегрированных уроков литературы и биологии // Из опыта аттестации учителей, - Чебоксары: Изд- во Чув. РИПКРНО. - 2011. - 236 с.
44. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия». - 1999. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ