ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ (РУССКИЙ И АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКИ)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативной компетенции учащихся на интегрированных уроках 11
1.1. Сущность коммуникативной компетенции в обучении русскому и
английскому языкам 11
1.2. Дидактические и частно-методические принципы обучения русскому
языку 17
1.3. Интегрированный урок как объект педагогической науки 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языкам 38
2.1. Описание педагогического эксперимента. Результаты констатирующего
этапа эксперимента 38
2.2. Разработка и реализация авторского элективного курса по развитию
коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов с помощью интегрированных уроков по русскому и английскому языкам 48
2.3. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента и анализ эффективности интегрированного урока в процессе развития
коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов 66
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативной компетенции учащихся на интегрированных уроках 11
1.1. Сущность коммуникативной компетенции в обучении русскому и
английскому языкам 11
1.2. Дидактические и частно-методические принципы обучения русскому
языку 17
1.3. Интегрированный урок как объект педагогической науки 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языкам 38
2.1. Описание педагогического эксперимента. Результаты констатирующего
этапа эксперимента 38
2.2. Разработка и реализация авторского элективного курса по развитию
коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов с помощью интегрированных уроков по русскому и английскому языкам 48
2.3. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента и анализ эффективности интегрированного урока в процессе развития
коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов 66
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение
Актуальность проблемы исследования. Современная система образования в соответствии с принятой Правительством «Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» направлена на усвоение учащимися определенной суммы знаний, на воспитание личности, его познавательных и созидательных способностей. «В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории» [См.: Концепция 2016: 1].
Роль русского языка как учебного предмета в современной системе образования заключается в формировании ключевых компетенций учащихся (языковой, лингвистической, коммуникативной, социокультурной). Однако одной из основных компетенций считается коммуникативная компетенция, которая, по мнению многочисленных ученых, рассматривается как основная и главная, так как именно она находится в основании всех без исключения остальных компетенций. Главной целью обучения русскому языку является освоение разными способами общения на русском языке (говорение в его диалогической и монологической формах, чтение, понимание речи других людей на слух, письмо). Обозначенные способы общения выступают в виде целевых коммуникативных умений, составляющих коммуникативной компетенции.
По мнению исследователей, «содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета. Овладение
теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности» [См.: Концепция 2016: 4].
В Российской Федерации вопросы коммуникативного обучения русскому языку в соответствии с концепцией модернизации образования приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная и ориентированная на достижение практического результата в овладении русским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности учащегося. Задача учителя русского языка заключается в создании условий для продуктивной деятельности учащихся, развития их познавательной активности и творческих способностей, формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Особую значимость в современной школе приобретает интегрированный урок как важнейшая форма организации учебной работы, позволяющей учителю углублять знания, умения и навыки учащихся сразу по двум предметам. Интегрированный урок по русскому и английскому языку подготавливает учащихся к речевой деятельности в естественных условиях не только родном языке, но и на иностранном. Интегрированные занятия способствуют расширению лингвистического кругозора школьников и развитию их языкового чутья, воспитывают любовь и уважение к русскому и иностранному народу и интерес к их языкам, прививают навыки самостоятельной работы с книгой, со словарями и с другой справочной литературой.
Интегрированный урок по русскому и английскому языку строится с учетом утверждающегося в лингводидактике компетентностного подхода обучения языкам, который призван решать проблемы формирования коммуникативной языковой личности. Интегрированный урок становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере.
Особый интерес к школьным предметам, к окружающему миру наблюдается у детей 7 класса в возрасте 13-14 лет. Психологи отмечают, что в период 13-14 лет детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. В 7 классе отношение учеников к характеру заданий меняется: их внимание привлекают работы, которые предполагают полную самостоятельность. Ученики предпочитают задания, включающие элементы поиска, конструирования. Центром интегрированного урока становятся лингвистические кружки, занятия в которых способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике русского и английского языков.
Анализ существующего состояния теории и практики исследования интегрированного урока позволил выявить противоречие между требованиями ФГОС, включающими необходимость овладения учащимися коммуникативной компетенции на уроках русского и иностранного языка и недостаточной разработанностью методики развития коммуникативной компетенции семиклассников средствами интегрированного урока.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена вышеуказанным противоречием и недостаточностью освещения в науке и практике проблемы формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языку.
Проблема исследования: каковы современные педагогические
технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языку.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языку.
Объектом магистерской диссертации является формирование коммуникативной компетенции на интегрированных уроках по русскому и английскому языку в 7 классе.
Предмет исследования: педагогические технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языку.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной
компетенции учащихся 7 класса на интегрированных уроках по русскому и английскому языкам может быть успешным: 1) если оно строится с учетом рассмотрения языка как важнейшего средства общения, обеспечивающего решение важнейших задач коммуникации; 2) если в основу формирования коммуникативной компетенции учащихся будет положена дидактикометодическая система, включающая теоретические знания о сущности интегрированных уроков в педагогической науке; обзорно-аналитическое исследование формирования коммуникативной компетенции на интегрированных уроках по русскому и английскому языку в 7 классе; 3) если будут учтены педагогические технологии учителя нового типа в организации интегрированных уроков по русскому и английскому языкам в 7 классе; 4) если будет организована проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языку.
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования и выявить значимость формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.
2. Выявить и обосновать педагогические технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языкам.
3. Разработать и апробировать авторский элективный курс по формированию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория коммуникативно-деятельностного подхода в обучении (Е.С. Антонова, А.Н. Леонтьев; Д. Хаймс, А.Холлидей); коммуникативная культура (Е.А. Быстрова, С.И. Львова, Л.В. Черепанова); компетентностный подход в образовании (О.М. Карпенко, Г.М. Коджаспирова, М.Е. Бершадский, Л.И. Денисович, О.Е. Лебедев, О.И. Лукьяненко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, И.И. Серегина, О.В. Соколова, А.В. Хуторской, и др.); коммуникативная компетенция на интегрированных уроках (М.М. Негматова, Т.П. Лакоценина); познавательная компетентность школьников (А.А. Ярулов); основы методики развития речи учащихся (Е.В. Архипова); методика преподавания русского языка (Т.М. Воителева, Д.В. Григорьев, Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева); принципы обучения русскому языку (Е.А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос, М. М. Разумовская и др.).
Методы и методики исследования продиктованы поставленными задачами и спецификой изучаемого материала. В ходе работы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; тестирование; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки результатов исследования. В работе использовались следующие методики исследования: тест «Умение излагать свои мысли»; тест «Самоконтроль в общении» (автор М. Снайдер).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Лицей №110» Советского района г. Казани.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем:
1) Систематизированы ранее не изученные исследования, посвященные проблемам формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языкам.
2) Выявлены наиболее эффективные педагогические технологии в организации интегрированных уроков по русскому и английскому языкам в 7 классе.
3) На основе выявленных педагогических технологий разработан авторский элективный курс по формированию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов.
Практическая значимость заключается в том, что разработан авторский элективный курс по формированию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов на основе интегрированных уроков по русскому и английскому языкам. Материалы исследования могут быть использованы учителями русского языка и литературы, иностранного языка на уроках и внеурочных занятиях в 7-х классах; преподавателями вузов на занятиях по методике преподавания иностранного языка; студентами вузов во время педагогической практики в школе.
Достоверность результатов исследования обеспечиваются вариативностью методов опытно-экспериментальной работы, их соответствием цели и задачам, предмету исследования, ведением научных исследований в единстве с практической деятельностью, научной апробацией основных идей исследования, а также непосредственным участием автора в экспериментальной работе.
Апробация результатов исследования. Результаты и основные положения диссертации докладывались на круглом столе в рамках Конкурса научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, молодых учёных, посвящённых современной языковой культуре русскоязычного населения РТ (Казань, КФУ, 30 ноября 2018); на Международной научно-практической конференции «Германистика сегодня» (Казань, КФУ, 16-17 октября 2018); на Международной научно-практической конференции «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы» (Казань, КФУ, 19-21 октября 2018); на Симпозиуме «Проблемы языкового образования в поликультурной среде» (Казань, КФУ, 12 октября 2018).
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Пигарева В.С., Нуруллина Г.М. Формирование языковой личности учащихся при интегрированном обучении русской и английской фразеологии. Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы: материалы Международного научно-практического форума. - Казань: Изд-во Казан. унта, 2018. - С. 139-142.
2. Пигарева В.С. К вопросу о формировании коммуникативной компетенции учащихся на интегрированных уроках (русский и английский языки). Симпозиум "Проблемы языкового образования в поликультурной среде": сборник тезисов симпозиума (Казань, 12 октября 2018 г.). - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 107-108.
3. Пигарева В.С., Нуруллина Г.М. Интегрирование обучение русскому
и английскому языкам (на примере сопоставительного изучения квантитативных фразеологизмов). Германистика сегодня: материалы
Международной научнопрактической конференции (Казань, 16-17 октября 2018 г.) / под ред. М.А. Кульковой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - С.151-154.
4. Пигарева В.С., Нуруллина Г.М. Интегрированный подход при изучении русских и английских фразеологизмов // Электронный сборник по результатам III Республиканских научно-исследовательских чтениях учащихся, студентов и педагогов имени Габдулхака Каюмова «ЭзлэнYлэр аша камиллеккэ» (РТ, г. Кукмор, 23 марта 2019 г.).
Роль русского языка как учебного предмета в современной системе образования заключается в формировании ключевых компетенций учащихся (языковой, лингвистической, коммуникативной, социокультурной). Однако одной из основных компетенций считается коммуникативная компетенция, которая, по мнению многочисленных ученых, рассматривается как основная и главная, так как именно она находится в основании всех без исключения остальных компетенций. Главной целью обучения русскому языку является освоение разными способами общения на русском языке (говорение в его диалогической и монологической формах, чтение, понимание речи других людей на слух, письмо). Обозначенные способы общения выступают в виде целевых коммуникативных умений, составляющих коммуникативной компетенции.
По мнению исследователей, «содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета. Овладение
теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности» [См.: Концепция 2016: 4].
В Российской Федерации вопросы коммуникативного обучения русскому языку в соответствии с концепцией модернизации образования приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная и ориентированная на достижение практического результата в овладении русским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности учащегося. Задача учителя русского языка заключается в создании условий для продуктивной деятельности учащихся, развития их познавательной активности и творческих способностей, формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Особую значимость в современной школе приобретает интегрированный урок как важнейшая форма организации учебной работы, позволяющей учителю углублять знания, умения и навыки учащихся сразу по двум предметам. Интегрированный урок по русскому и английскому языку подготавливает учащихся к речевой деятельности в естественных условиях не только родном языке, но и на иностранном. Интегрированные занятия способствуют расширению лингвистического кругозора школьников и развитию их языкового чутья, воспитывают любовь и уважение к русскому и иностранному народу и интерес к их языкам, прививают навыки самостоятельной работы с книгой, со словарями и с другой справочной литературой.
Интегрированный урок по русскому и английскому языку строится с учетом утверждающегося в лингводидактике компетентностного подхода обучения языкам, который призван решать проблемы формирования коммуникативной языковой личности. Интегрированный урок становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере.
Особый интерес к школьным предметам, к окружающему миру наблюдается у детей 7 класса в возрасте 13-14 лет. Психологи отмечают, что в период 13-14 лет детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. В 7 классе отношение учеников к характеру заданий меняется: их внимание привлекают работы, которые предполагают полную самостоятельность. Ученики предпочитают задания, включающие элементы поиска, конструирования. Центром интегрированного урока становятся лингвистические кружки, занятия в которых способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике русского и английского языков.
Анализ существующего состояния теории и практики исследования интегрированного урока позволил выявить противоречие между требованиями ФГОС, включающими необходимость овладения учащимися коммуникативной компетенции на уроках русского и иностранного языка и недостаточной разработанностью методики развития коммуникативной компетенции семиклассников средствами интегрированного урока.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена вышеуказанным противоречием и недостаточностью освещения в науке и практике проблемы формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языку.
Проблема исследования: каковы современные педагогические
технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языку.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языку.
Объектом магистерской диссертации является формирование коммуникативной компетенции на интегрированных уроках по русскому и английскому языку в 7 классе.
Предмет исследования: педагогические технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языку.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной
компетенции учащихся 7 класса на интегрированных уроках по русскому и английскому языкам может быть успешным: 1) если оно строится с учетом рассмотрения языка как важнейшего средства общения, обеспечивающего решение важнейших задач коммуникации; 2) если в основу формирования коммуникативной компетенции учащихся будет положена дидактикометодическая система, включающая теоретические знания о сущности интегрированных уроков в педагогической науке; обзорно-аналитическое исследование формирования коммуникативной компетенции на интегрированных уроках по русскому и английскому языку в 7 классе; 3) если будут учтены педагогические технологии учителя нового типа в организации интегрированных уроков по русскому и английскому языкам в 7 классе; 4) если будет организована проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языку.
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования и выявить значимость формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.
2. Выявить и обосновать педагогические технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языкам.
3. Разработать и апробировать авторский элективный курс по формированию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория коммуникативно-деятельностного подхода в обучении (Е.С. Антонова, А.Н. Леонтьев; Д. Хаймс, А.Холлидей); коммуникативная культура (Е.А. Быстрова, С.И. Львова, Л.В. Черепанова); компетентностный подход в образовании (О.М. Карпенко, Г.М. Коджаспирова, М.Е. Бершадский, Л.И. Денисович, О.Е. Лебедев, О.И. Лукьяненко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, И.И. Серегина, О.В. Соколова, А.В. Хуторской, и др.); коммуникативная компетенция на интегрированных уроках (М.М. Негматова, Т.П. Лакоценина); познавательная компетентность школьников (А.А. Ярулов); основы методики развития речи учащихся (Е.В. Архипова); методика преподавания русского языка (Т.М. Воителева, Д.В. Григорьев, Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева); принципы обучения русскому языку (Е.А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос, М. М. Разумовская и др.).
Методы и методики исследования продиктованы поставленными задачами и спецификой изучаемого материала. В ходе работы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; тестирование; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки результатов исследования. В работе использовались следующие методики исследования: тест «Умение излагать свои мысли»; тест «Самоконтроль в общении» (автор М. Снайдер).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Лицей №110» Советского района г. Казани.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем:
1) Систематизированы ранее не изученные исследования, посвященные проблемам формирования коммуникативной компетенции учащихся 7 классов на интегрированных уроках по русскому и английскому языкам.
2) Выявлены наиболее эффективные педагогические технологии в организации интегрированных уроков по русскому и английскому языкам в 7 классе.
3) На основе выявленных педагогических технологий разработан авторский элективный курс по формированию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов.
Практическая значимость заключается в том, что разработан авторский элективный курс по формированию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов на основе интегрированных уроков по русскому и английскому языкам. Материалы исследования могут быть использованы учителями русского языка и литературы, иностранного языка на уроках и внеурочных занятиях в 7-х классах; преподавателями вузов на занятиях по методике преподавания иностранного языка; студентами вузов во время педагогической практики в школе.
Достоверность результатов исследования обеспечиваются вариативностью методов опытно-экспериментальной работы, их соответствием цели и задачам, предмету исследования, ведением научных исследований в единстве с практической деятельностью, научной апробацией основных идей исследования, а также непосредственным участием автора в экспериментальной работе.
Апробация результатов исследования. Результаты и основные положения диссертации докладывались на круглом столе в рамках Конкурса научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, молодых учёных, посвящённых современной языковой культуре русскоязычного населения РТ (Казань, КФУ, 30 ноября 2018); на Международной научно-практической конференции «Германистика сегодня» (Казань, КФУ, 16-17 октября 2018); на Международной научно-практической конференции «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы» (Казань, КФУ, 19-21 октября 2018); на Симпозиуме «Проблемы языкового образования в поликультурной среде» (Казань, КФУ, 12 октября 2018).
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Пигарева В.С., Нуруллина Г.М. Формирование языковой личности учащихся при интегрированном обучении русской и английской фразеологии. Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы: материалы Международного научно-практического форума. - Казань: Изд-во Казан. унта, 2018. - С. 139-142.
2. Пигарева В.С. К вопросу о формировании коммуникативной компетенции учащихся на интегрированных уроках (русский и английский языки). Симпозиум "Проблемы языкового образования в поликультурной среде": сборник тезисов симпозиума (Казань, 12 октября 2018 г.). - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 107-108.
3. Пигарева В.С., Нуруллина Г.М. Интегрирование обучение русскому
и английскому языкам (на примере сопоставительного изучения квантитативных фразеологизмов). Германистика сегодня: материалы
Международной научнопрактической конференции (Казань, 16-17 октября 2018 г.) / под ред. М.А. Кульковой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - С.151-154.
4. Пигарева В.С., Нуруллина Г.М. Интегрированный подход при изучении русских и английских фразеологизмов // Электронный сборник по результатам III Республиканских научно-исследовательских чтениях учащихся, студентов и педагогов имени Габдулхака Каюмова «ЭзлэнYлэр аша камиллеккэ» (РТ, г. Кукмор, 23 марта 2019 г.).
Проблема поиска эффективных инструментов развития коммуникативной компетенции учащихся на современном этапе образования становится актуальной в свете реализации образовательных стандартов нового поколения, в которых определены требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, являющихся базовыми для развития коммуникативной компетенции. Учитывая развивающие возможности интегрированного обучения, в нашем исследовании была поставлена цель сформировать коммуникативную компетенцию школьников в процессе интегрированных уроков по русскому и английскому языку, из чего вытекала разработка авторского элективного курса по развитию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов.
В ходе решения первой задачи была изучена и проанализирована научная литература по проблеме исследования. Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что главной целью обучения русскому языку является освоение разными способами общения на русском языке (говорение в его диалогической и монологической формах, чтение, понимание речи других людей на слух, письмо). Обозначенные способы общения выступают в виде целевых коммуникативных умений, составляющих коммуникативную компетенцию. Интегрированный урок по русскому и английскому языку, строящийся с учетом утверждающегося в лингводидактике компетентностного подхода обучения языкам, призван решать проблемы формирования коммуникативной языковой личности.
В ходе решения второй задачи были выявлены основные технологии обучения, доказавшие свою эффективность в формировании
коммуникативной компетенции школьников - метод кейсов, технология «перевернутого класса» и метод проектной деятельности.
Сущность метода кейсов заключается в самостоятельной
коммуникативной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить воедино теоретические и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере.
Перевернутый класс является новым подходом к организации обучения, при котором классная и внеклассная работа меняются местами: активно используются элементы дистанционного обучения, электронных образовательных ресурсов, совместных платформ и т.д. Другими словами, эта методика предлагает самостоятельное ознакомление с теоретическим материалом будущего урока, что помогает организовать динамичную среду, в которой дети учатся критически мыслить и совместно прорабатывать поставленные задачи.
Проектно-исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально-творческой деятельности, предполагающий проведение обучающимися собственного исследования, в ходе которого собранный творческий материал (образовательный продукт) позволяет объяснить научные и жизненные явления.
В ходе решения третьей задачи исследования выявленные нами современные технологии обучения, а также методические инструменты, внедряемые на интегрированных уроках и направленные на развитие коммуникативных умений учащихся, были применены для разработки авторского элективного курса для 7-х классов «Интегрированный урок по русскому и английскому языку как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся». Основной целью данного курса является развитие коммуникативных умений 7-классников путем взаимосвязанного изучения реалий двух языков: русского и английского. Для экспериментальной проверки эффективности современных педагогических технологий на интегрированных уроках в процессе развития коммуникативной компетенции 7-классников разработанный на их основе авторский элективный курс был внедрен в учебный процесс для 7-го «Б» класса МБОУ «Лицей №110» Советского района г. Казани в рамках формирующего этапа педагогического эксперимента. В процессе апробации были проведены уроки взаимосвязанного изучения программных тем по русскому и английскому языку, а также темы по разделу «Лингвострановедение». На основе современных педагогических технологий нами были предложены эффективные упражнения для развития коммуникативной компетенции, составлены технологические карты с учетом современных методов и приемов обучения. Метод кейсов, технология «перевернутого класса» и метод проектной деятельности, применимые в ходе интегрированных уроков создавали условия для развития коммуникативных умений учащихся, таких как умение работать в коллективе, в команде, в парах; эффективно общаться и взаимодействовать с одноклассниками и педагогами; устанавливать контакты; понимать собеседника; выявлять логику рассуждений; сопоставлять, выявлять слабые и сильные стороны разных позиций.
Результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся 7 класса подтвердили выдвинутую нами гипотезу. По результатам опытно-экспериментального исследования на основе сравнения результатов уровня сформированности коммуникативной компетенции на констатирующем и контрольном этапах высокий уровень в экспериментальной группе повысился на 8.5%, средний уровень повысился на 13,5%, а низкий уровень сократился на 22% соответственно. Изменение уровня коммуникативной компетенции в контрольном классе не претерпело столь значительного изменения. Соответственно, определенные педагогические технологии оказались эффективными при формировании коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов при применении интегрированного обучения.
Следовательно, цель, задачи и гипотетическое предположение исследования нашли свое подтверждение. Цель исследования достигнута, задачи исследования решены, тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.
В ходе решения первой задачи была изучена и проанализирована научная литература по проблеме исследования. Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что главной целью обучения русскому языку является освоение разными способами общения на русском языке (говорение в его диалогической и монологической формах, чтение, понимание речи других людей на слух, письмо). Обозначенные способы общения выступают в виде целевых коммуникативных умений, составляющих коммуникативную компетенцию. Интегрированный урок по русскому и английскому языку, строящийся с учетом утверждающегося в лингводидактике компетентностного подхода обучения языкам, призван решать проблемы формирования коммуникативной языковой личности.
В ходе решения второй задачи были выявлены основные технологии обучения, доказавшие свою эффективность в формировании
коммуникативной компетенции школьников - метод кейсов, технология «перевернутого класса» и метод проектной деятельности.
Сущность метода кейсов заключается в самостоятельной
коммуникативной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить воедино теоретические и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере.
Перевернутый класс является новым подходом к организации обучения, при котором классная и внеклассная работа меняются местами: активно используются элементы дистанционного обучения, электронных образовательных ресурсов, совместных платформ и т.д. Другими словами, эта методика предлагает самостоятельное ознакомление с теоретическим материалом будущего урока, что помогает организовать динамичную среду, в которой дети учатся критически мыслить и совместно прорабатывать поставленные задачи.
Проектно-исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально-творческой деятельности, предполагающий проведение обучающимися собственного исследования, в ходе которого собранный творческий материал (образовательный продукт) позволяет объяснить научные и жизненные явления.
В ходе решения третьей задачи исследования выявленные нами современные технологии обучения, а также методические инструменты, внедряемые на интегрированных уроках и направленные на развитие коммуникативных умений учащихся, были применены для разработки авторского элективного курса для 7-х классов «Интегрированный урок по русскому и английскому языку как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся». Основной целью данного курса является развитие коммуникативных умений 7-классников путем взаимосвязанного изучения реалий двух языков: русского и английского. Для экспериментальной проверки эффективности современных педагогических технологий на интегрированных уроках в процессе развития коммуникативной компетенции 7-классников разработанный на их основе авторский элективный курс был внедрен в учебный процесс для 7-го «Б» класса МБОУ «Лицей №110» Советского района г. Казани в рамках формирующего этапа педагогического эксперимента. В процессе апробации были проведены уроки взаимосвязанного изучения программных тем по русскому и английскому языку, а также темы по разделу «Лингвострановедение». На основе современных педагогических технологий нами были предложены эффективные упражнения для развития коммуникативной компетенции, составлены технологические карты с учетом современных методов и приемов обучения. Метод кейсов, технология «перевернутого класса» и метод проектной деятельности, применимые в ходе интегрированных уроков создавали условия для развития коммуникативных умений учащихся, таких как умение работать в коллективе, в команде, в парах; эффективно общаться и взаимодействовать с одноклассниками и педагогами; устанавливать контакты; понимать собеседника; выявлять логику рассуждений; сопоставлять, выявлять слабые и сильные стороны разных позиций.
Результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся 7 класса подтвердили выдвинутую нами гипотезу. По результатам опытно-экспериментального исследования на основе сравнения результатов уровня сформированности коммуникативной компетенции на констатирующем и контрольном этапах высокий уровень в экспериментальной группе повысился на 8.5%, средний уровень повысился на 13,5%, а низкий уровень сократился на 22% соответственно. Изменение уровня коммуникативной компетенции в контрольном классе не претерпело столь значительного изменения. Соответственно, определенные педагогические технологии оказались эффективными при формировании коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов при применении интегрированного обучения.
Следовательно, цель, задачи и гипотетическое предположение исследования нашли свое подтверждение. Цель исследования достигнута, задачи исследования решены, тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019



