Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на основе интерактивной игры у учащихся 5-х классов 9
1.1 Сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия в
контексте средней школы 9
1.2 Сущность универсальных учебных действий и их классификация 13
1.3 Понятия коммуникативных учебных действий: анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы 22
1.4 Сущность понятия интерактивная игра как средства развития
коммуникативных универсальных действий учащегося 42
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по практике использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка в 5-х классе 48
2.1 Описание педагогического эксперимента. Результаты констатирующего
этапа эксперимента 48
2.2 Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных
учебных действий у школьника 59
2.3 Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента и анализ эффективности применения интерактивных игр на уроках русского языка в 5-ом классе 80
Заключение 87
Список используемой литературы 91
Приложения
Из-за того, что главным вектором новых образовательных стандартов выступает осуществление развивающего потенциала образования, главной функцией выступает обеспечение развития универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важной целью сегодняшней системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. В ходе учебы ученику нужно учиться самостоятельно, определять образовательные цели, проектировать направления их реализации, давать оценку и контролировать собственные достижения. Иными словами, главная миссия современного образования обусловлена формированием навыков учиться самостоятельно. А из-за того, что одним из основных предметов в школьной программе выступает русский язык, то успех в изучении этого предмета в огромной степени определяет итог обучения школьника и по другим предметам. Ведь навыки умело применять языковые конструкции - это главный элемент самовыражения, изучения и творческого формирования способностей у детей. Формирование способностей творческой деятельности оказывают помощь ученикам в процессе знакомства со своими личными качествами и свойствами. Помимо этого, есть возможность открыть перечень нравственных и общечеловеческих ценностей. Значит, это и выступает основным проводником к выигрышному социальному и человеческому взаимодействию.
Речь - навык, который помогает человеку эффективно поддерживать отношения между людьми. От степени владения речью зависит много: от навыков подключиться к беседе, поняв мнение собеседника, до уверенности в
себе. Речь начинает развиваться в раннем детстве и продолжает всю жизнь. По речевому обогащению и оборотам речи, навыкам правильно и красиво говорить, можно оценить социальный статус человека, его сферу деятельности, мировоззрение, характер, уровень интеллекта. Часто можно увидеть детей, которые имеют желание высказать свою точку зрения. Он имеет мысль, но сказать и воплотить ее в реальность он не может. Или в другом случае, человек не в силе понять то, что хотел сказать ученик или же сам ученик не может полноценно сформулировать свое высказывание. По истечении определенного времени ввиду того, что ребенок не может полноценно и красочно высказать свое мнение или ввиду того, что окружающие с трудом понимают то, что хотел на самом деле сказать ребенок ученика может пропасть желание что-либо говорить или как-то принимать участие в процессе беседы, а иногда у ребенка даже может пропасть желание думать вообще. Процессы мышления могут остановиться ввиду непонимания в их необходимости.
Способность коммуникации можно назвать одной из основных навыков, которую необходимо освоить человеку. В маленьком возрасте ребенок пытается общаться при помощи звуков, далее у него зарождаются первые фразы, далее начинает складываться речь. У ребенка нет возможности получать знания без речи. Маленькие дети знакомятся с миром через чтение, беседу, разговоры. «Речевой аппарат» человека формируется именно под воздействием окружающих.
В настоящее время навык излагать свои мысли понятно и красиво весьма высоко ценится. Но мы знаем, что с такими способностями не рождаются - речь нужно развивать так же, как тело или ум. Именно по этой причине большое внимания уделяется речи детей, а точнее тому, как дети говорят, и нынешнее введение устной части в Едином экзамене выступает тому подтверждением.
Коммуникативные универсальные учебные действия выступают как основные необходимые школьникам навыки. Именно по этой причине мы направили наше внимание на формирование подобных наклонностей. Исследование проведено в русле инновационных методов преподавания, этим обусловливается его актуальность для современной методической науки.
Актуальность данного исследования определяется все нарастающими критериями к коммуникационным взаимоотношениям между членами общества, степени ответственности и свободе личного выбора, самореализации; сформированности у учеников умений контактировать с людьми, уважать различные взгляды и мнения, выработать умение слышать и навык услышать собеседника, правильно и свободно, излагать свое мнение по интересующим вопросам.
Развитие УУД школьников на уроках русского языка предполагает ознакомление с основными понятиями о многообразии и единстве культурного, а также языкового пространства Российской Федерации. Не маловажным выступает и формирование знаний о русском языке как основе национального сознания и самосознания, принятие и учет того, что именно русский язык есть явление национальной русской культуры, а также, несомненно, основной инструмент общения между людьми и осознание важности значения языка, являющимся государственным языком РФ, языка, служащим инструментом межнационального общения, а также других универсальных учебных действий.
Основополагающие элементы в развитии данного направления в отечественной и зарубежной науке, и кроме того, разные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных работах К.В. Анисимовой, Л.А. Петровской,В.А. Канн-Калика, Г.М. Андреевой, П.Я.Гальперина, А.А. Леонтьева, Г.М. Андреевой, и др. Они выступили основой для разработки педагогических взглядов проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Несмотря на многочисленные исследования в данной сфере, данная работа имеет научную новизну, так как исследование проходило наравне с современными инновационными технологиями преподавания русского языка с использованием современных методик.
В нынешнее время возникает противоречие между надобностью развивать коммуникативные универсальные учебные действия в процессе обучения на уроках русского языка и отсутствием достаточной методической литературы по данному вопросу. Сформулированное противоречие определило тему исследования: «Формирование коммуникативных УУД учащихся 5 классов на основе интерактивной игры на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы условия формирования
коммуникативных УУД на уроках русского языка.
Цель исследования - обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативных УУД учащихся 5 классов на уроках русского языка.
Объект исследования - формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка.
Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных УУД учащихся 5х классов будет эффективными при следующих педагогических условиях:
- использовании педагогического потенциала интерактивной игры на уроках русского языка;
- разработке и реализации авторских уроков по развитию коммуникативных УУД учащихся 5-х классов на уроках русского языка;
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- разработать педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьника;
- спроектировать и реализовать опытно-экспериментальную проверку сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у школьников на уроках русского языка;
Теоретические основы исследования формирования и развития коммуникативных УУД освещены в работах Амонашвили Ш.А., Жирковой В.С., Асмолова А.Г., Коломинского Я.Л., Воровщикова С.Г., Гришкевич И.Е., Мудрика А.В., Клубович О.В., Цукерман А.Г., Кухтинской И.В., Леоновой Е.В., Бурменской Г.В., Осмаловой И.В., Дубровиной И.В.,
Окуневой Н.Ф., Осмоловской И.М., Корнева А.Н., Савенко А.И., Балашовой А.И., Шакиной Г.В., Локтионовой И.Ю., Каналя М., Ефросининой Л.А., Савиньен С., Бахмана Л.,Суэна М, Ван Эка и др.
Методы и методики исследования. В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта; анкетирование; тестирование;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- методы математической обработки результатов исследования.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования:
- «Ваза с яблоками» (Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967).
- «Тест коммуникативных умений Михельсона» (адаптация
Ю.З. Гильбуха)
Теоретическая значимость исследования заключается в
формулировке воздействия педагогических практик на развитие коммуникативных УУД путем интерактивной деятельности учеников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных методик формирования коммуникативных УУД у учащихся 5 классов на уроках русского языка, и помимо этого, в курсах по преподаванию русского языка.
Достоверность результатов исследования обеспечены установкой на результаты современных исследований, обоснованностью данных методов, которые связаны с личностным, компетентностным, деятельностным подходами, воспроизведением в совокупности с апробированными, взаимодополняющими методам, которые являются адекватными объекту, предмету и исследовательским задачам. Результаты подтверждены опытно - экспериментальной работой, личным участием автора в проведении констатирующего, обучающего и контрольного этапов эксперимента.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях методического объединения учителей русского языка МАОУ «Школа №146» Ново- Савиновского района г. Казани. Результаты апробировались в учебном процессе в МАОУ «Школа №146» Ново-Савиновского района г. Казани.
Развитие коммуникативных УУД школьников на уроках русского языка
должно предполагать приобретение главных понятий о многообразии и
единстве культурного, а также языкового пространства Российской
Федерации. Не маловажным фактов выступает развитие понятия о русском
языке как основе национального сознания и самосознания. Усвоение
учениками того аспекта, что именно русский язык выступает проявлением
русской культуры, а также, выступает основным методом коммуникации
между людьми и осознание роли языка, являющимся государственным
языком РФ, языка, который служит инструментом межнационального
общения, а также инструментом, который поможет овладеть
универсальными навыками.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что
формирование коммуникативных учебных действий в процессе
интерактивной деятельности будет обеспечено реализацией коммуникативноситуационного подхода, принципа учебного диалога, групповой
деятельности, предметных заданий, которые позволяют школьнику быть
активным субъектом коммуникативной учебной деятельности на таких ее
этапах, как вовлечение в деятельность, целеполагание, проектирование
действий, осуществление действий, анализ результатов действий и сравнение
их с поставленными целями.
Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении
обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей
поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.
Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый
успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы,
процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить
неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее;88
обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие
черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать,
вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по
отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к
участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания,
поиска истины.
При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника
в работе, одного из источников информации; центральное место в его
деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа
взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг
друга.
Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов-это
и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской
деятельности учащихся, а значит, интерактивного обучения.
Для развития творческих способностей учителю сегодня очень важно
от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда ученик
должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать
задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать
изучаемый материал с практикой, с жизнью.
При этом для обеспечения максимально самостоятельной творческой
деятельности учащихся учителю необходимо ограничиться лишь
направляющим воздействием, исходя из того, что любой ребенок стремится к
успеху и никогда, как утверждает известный психолог Селестен Френе, «не
устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным
потребностям».
Для создания ситуации успеха на учебном занятии необходимо
придерживаться следующих правил:
—все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и
навыками;89
—ученики должны знать, что учитель верит в них;
—учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент
на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать
знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в
обучении: например, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по
аналогии, включить ассоциативное мышление— одним словом, создать для
ребят ситуацию успеха, чтобы способствовать развитию интеллектуальной,
творческой, предметно-практической сфер, то есть становлению личности в
целом;
—важен психологический климат на уроке; способность учителя
удивлять, привносить элемент необычности.
Систематическое проведение уроков русского языка с использованием
интерактивных методов и ИКТ даѐт возможность сделать вывод о том, что
задача развития творческих способностей учащихся успешно решается.
Одним из главных достижений педагогической деятельности считаю
создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие
творческих способностей, стимулировать их проявление, а также
способствовать повышению результатов обучения учащихся.
При использовании интерактивной доски обычный урок становится
более эффектным, повышается динамичность урока, открывается
возможность видео действия, возможность оперативного получения
информации. Обучение с помощью интерактивных досок существенно
отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного
проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и
с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и
структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает
учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только
умело направить его для достижения поставленных учебных целей.90
Как известно, с введением ФГОС в школах реализуется системнодеятельностный подход. В связи с этим возрастает необходимость
достижения у учащихся целей личностного, познавательного и социального
развития. Для реализации данных достижений необходимо развитие
коммуникативных учебных действий, которые включают в себя
формирование компетентностей у учащихся в проектной и учебноисследовательской деятельностях.
Таким образом, интерактивные игры на уроках повышает мотивацию
учащихся при изучении русского языка, эффективно и глубоко формирует
коммуникативные УУД, повышает творческий интерес учащихся к учебному
процессу; развивает активность учащихся, которая подталкивает их к
самостоятельности.
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008
2. Амонашвили Ш.А.Размышления о гуманной педагогике. - М.,
2011
3. Ануфриев А.Ф.Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 2013.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
5. Бардин,К.В. Чтобы ребенок успешно учился[Текст] /К.В. Бардин. - М.:Педагогика, 1988. - 196c.
6. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова - М.: Академия, 2010. - 338 с.
7. Выготский,Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С.Собрание сочинений: В 6-ти т.;[Текст] /Т.4. -М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268.
8. Дьюи, Дж. Демократия и образование: Перевод с английского / Дж. Дьюи. - М. : Педагогика-Пресс, 2000. - 384с.
9. Выготский,Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С.Собрание сочинений: В 6-ти т.;[Текст] /Т.4. -М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268.
10. Зак А. 3. Различия в мышлении детей / А. 3. Зак. М., - 1992. - 234 с.
11. Горбунова Т.Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы
12. Гришанова И.А.Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности школьников: Автореферат диссертации. - Ижевск, 2010.
13. Гришанова И.А.Коммуникативная успешность младших
школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография.: Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2015.
14. Епишина Л.В.Педагогические аспекты развития
коммуникативных свойств личности // Начальная школа - 2013. - №11, стр.
17.
15. Казанская В. С. Психология и педагогика: краткий курс. - СПб.: Питер, 2015.
16. Кан-Калик В. А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик. — М., 1995. - 377 с.
17. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического
взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2010.
18. Концепции федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. [Текст]/ М.:
«Просвещение», 2015. - 231c.
19. Коменский Я.А. Великая дидактика / Пер. А.Щекинского - М., 1893. - С.138.
20. Лакоценина, Т. П. Современный урок: учебное пособие для учителей, студентов пед. заведений / Т. П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. - Ростов н/Д: Учитель, 2007. - 208 с.
21. .Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]/
О. Е. Лебедев // Школьные технологии. -2012. -No5. - С. 312
22. Львов М.Р Методика преподавания русского языка в начальных классах: Уч. пос. для студентов высш. пед. уч. заведений [Текст]/, В.Г. Горецкий, О.Б.Сосновская. - М.: Академия, 2012. - 464 с.
23. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах //Начальная школа. - 2008. - №7, стр. 23.
24. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. - Псков, 2015.
25. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Модек, 2011.
26. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6.
27. Ожигина С.П. Формирование универсального учебного действия моделирования у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала / С.П. Ожигина. [электронный ресурс]
28. Пиаже Ж. Теория Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. — М., 2001
29. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1998.
30. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под ред. Е. Д. Божович. — М., 2005. - 212 с.
31. Родари Д. Грамматика фантазии / Д. Родари. — М., 1978. — С. 198.
32. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. - М., 1996. - С. 211.
33. Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - С. 287289, С. 528.
34. Скворцова, Г. В. Проект как форма организации самостоятельной деятельности детей / Г. В. Скворцова. - М.: Начальная школа, 2006. - № 11. - 35 с.
35. .Соколова, Ю. А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка / Ю.А. Соколова - М.: Русский язык в школе, 2008.
- № 3. - 42 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего (полного) общего образования от 17 мая 2017 [электронный ресурс] режим доступа http.Минобрнауки.рф/документы/2365.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего (полного) общего образования от 17 мая 2017 [электронный ресурс] режим доступа http.Минобрнауки.рф/документы/2365.
38. [Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] под ред. А. Г. Асмо-лова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
39. Фролова, Н. А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Н. А. Фролова. - М.: Начальная школа, 2008. - № 7. - 96 с.
40. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа
адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2012.
41. Шумакова Н. Б. Возраст вопросов / Н. Б. Шумакова. — М., 1990.
- 261 с.
42. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 2013.
43. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Система развивающего обучения. - М., 2011.
44. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования/ И. С. Якиманская. — М., 2000- 201 с.
45. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Ясвин. — М., 2002. - 162 с.
46. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. - М.:
Академический проект, 2013.