Введение 3
Глава 1 .Анализ теоретических основ формирования предпосылок коммуникативных универсальных действий с помощью творческой игры 10
1.1. Педагогический феномен игры 10
1.1.1 Классификация игр 14
1.1.2 Педагогический подход организации детских игр 18
1.1.3 Структура игры 23
1.2 Понятие творчества и творческой игры 28
1.3 Понятие универсальных учебных действий и их предпосылок 33
Выводы по главе 1 45
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности применения творческой игры как средства формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий 46
2.1 Анализ учебно-методических комплексов по английскому языку на предмет
наличия творческих игр 46
2.2 Разработка модели творческой игры, формирующей предпосылки коммуникативных универсальных учебных действий и проверка ее эффективности 66
2.3 Описание этапов эксперимента 69
Выводы по главе 2 134
Заключение 135
Список литeрaтуры 136
Приложение 1 143
Приложение 2 146
Актуальность исследования. Последние федеральные государственные образовательные стандарты для начальной школы от 1 сентября 2011 года, направленные на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и работы в коллективе, раскрытие его талантов, игре отводится большая роль, как и другим формам обучения. В настоящее время одним из главных принципов начального образования является обучение с использованием игровых технологий [36].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования так же предлагает формировать коммуникативные учебные действия для адаптации ребенка в социуме [30]. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами. Однако, сформированность коммуникативных УУД у младших школьников напрямую зависит от сформированности предпосылок коммуникативных УУД, а именно владения определенными вербальными и невербальными средствами общения, умения выстраивать монологическое высказывания и диалоговую речь, умения слушать собеседника, умения ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности [10]. Более того, формирование предпосылок коммуникативных учебных действий чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
При обучении иноязычному общению необходимо "подключить" все возможные виды деятельности; нужно избрать такую форму совместной деятельности, которая для учащихся значима и хорошо им известна, в осуществлении которой у них есть индивидуальный и совместный опыт участия, а также разнообразные формы воображаемой деятельности. Одной из таких форм является творческая игра.
Анализ научно- педагогической литературы показал, что наименее разработанной и редко используемой является творческая игра. Так, в ходе анализа отечественных и зарубежных учебно- методических пособий было выявлено, что в зарубежных УМК 4,5% игр является творческим, в то время как в отечественных УМК- 0%. Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречием между образовательным потенциалом творческих игр в формировании предпосылок коммуникативных универсальных действий младших школьников и недостаточным их использованием в системе начального образования.
В отечественной науке теорию игры разрабатывали И.Е.Берлянд, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, организацию игровой деятельности, руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделялось играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагогами игра рассматривалась как важный метод воспитания детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким. В перестроечный период обозначился резкий скачок интереса к обучающей игре (М.В. Кларин, В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, А.С. Прутченков, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков и др.). Проблема использования творческой игры рассматривается в отечественной науке рассматривается А.И. Сорокиной, Д.В.Менджерицкой, А.П.Усовой, Исследование проблемы коммуникативных умений детей младшего школьного возраста получило отражение в целом ряде работ (А.Е. Дмитриев, А.П. Александренко, А.А. Панферова, В.П. Понутриева, В.А. Ситаров,); изучены вопросы подготовки учителя к развитию умений общения у учащихся (А.А. Панферова, В.П. Понутриева). Учеными выявлена сущность коммуникативных умений, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы умений и др. Данная проблема разрабатывалась, в основном, применительно к педагогике вуза и средней ступени школьного образования. В то же время обзор научных источников с очевидностью показывает недостаточную ее изученность в рамках педагогики начального обучения.
Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к младшему школьному возрасту, отметим, что в научно-педагогической литературе аспект формирования предпосылок коммуникативных учебных действий коммуникативной деятельности младших школьников средствами педагогики остается недостаточно разработанным.
Выявленные недостатки в теории и практике формирования коммуникативных умений младших школьников, а также отсутствие научных исследований, посвященных проблеме активизации коммуникативной деятельности данного типа с помощью творческих игр объясняются наличием объективно складывающихся противоречий между:
-объективной необходимостью активизации предпосылок учебных действий младших школьников, придания ей эвристического характера и недостаточным организационно-методическим обеспечением данного процесса.
- существующей потребностью поиска эффективных условий формирования личности учащегося, способного принимать самостоятельные решения, творчески мыслить, выступающего активным субъектом собственного образования и преобладанием авторитарного подхода в практическом решении данной проблемы;
С учетом выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования предпосылок учебных действий с помощью творческих игр младших школьников?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий по средством творческих игр.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - творческая игра как средство активизации предпосылок коммуникативных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что формирование предпосылок учебной деятельности у младших школьников будет эффективным при наличии специально разработанной модели которая должна включать следующее:
1 .Система творческих игр и игровых упражнений коммуникативного содержания, построенная с учётом педагогических условий:
-обеспечение развития предпосылок учебной деятельности и познавательных представлений;
-обеспечение практической деятельности детей, их коммуникативной активности при решении поставленных задач;
-использование разнообразных форм организации и проведения игр и игровых упражнений (в самостоятельной деятельности и на занятиях);-создание условий для взаимодействия детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия активизации процесса общения младших школьников и требования к творческой игре как средству формирования предпосылок коммуникативных учебных действий обучающихся начальных классов.
2. Разработать модель формирования предпосылок коммуникативных учебных действий младших школьников на основе творческой игры.
3. Предложить методические рекомендации учителям начальных классов по практическому применению комплекса творческих игр для формирований предпосылок коммуникативных учебных действий детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (анализ философской, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме); эмпирические (анкетирование, интервьюирование, метод экспертной оценки, беседа, тестирование, изучение педагогической документации, продуктов деятельности студентов); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента); педагогическое моделирование, методы математической статистики.
Методологическую основу исследования составили положения отечественных ученых о ведущей роли общения в развитии личности и о связи между обучением, воспитанием и общением, философские и психолого-педагогические концепции о роли игры в жизни человека, о становлении человека как субъекта общения; гуманистические идеи адаптации системы школьного образования к индивидуальным особенностям обучающихся и социокультурным изменениям среды; теория о влиянии языка на интеллектуально-нравственное развитие личности ученика.
Задачи исследования потребовали использования адекватных им методов теоретического и эмпирического характера с учетом специфики каждого этапа работы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и
методической литературы; включенное и фрагментарное наблюдение за учащимися; беседы; анкетный опрос учащихся, изучение продуктов их учебной деятельности, моделирование процесса обучения; педагогический эксперимент, проводившийся в естественных условиях.
Базой исследования явилась школа иностранных языков «Alibra School».
В исследовании можно выделить три этапа. На первом этапе исследования проводился теоретический анализ современного состояния избранной для изучения проблемы в теории и практике школьного обучения, изучался передовой опыт учителей начальник классов по формированию предпосылок коммуникативных учебных действий младших школьников, шла разработка и апробация отдельных творческих игр, включенных в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса учащихся. На этом же этапе разрабатывались исходные теоретические позиции и гипотеза исследования.
На втором этапе исследования основным содержанием работы были разработка модели творческой игры для формирования предпосылок коммуникативных учебных действий и проведение констатирующего этапа.
На третьем этапе исследования был проведен формирующий эксперимент, анализ, обобщение, систематизация, обработка результатов экспериментальной работы, ее коррекция, осуществлялось оформление диссертационной работы
Научная новизна состоит в том, что творческая игра, которая прежде рассматривалась исключительно в рамках дошкольного образования, находит свое отражение в рамках начальной школы. Более того научная новизна обусловлена тем, что проблема использования творческих игр на уроках английского языка мало разработана в методике преподавания.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что определены необходимые педагогические условия, обеспечивающие формирования предпосылок учебных действий при проведении творческих игр на уроках, а так же разработана методика организации и проведения творческих игр как средства формирования предпосылок коммуникативных учебных действий у младших школьников.
Практическая значимость. Полученные результаты работы расширяют представления об игре, как средстве формирования предпосылок учебных действий младших школьников и открывают новые перспективы ее применения на уроке. Немаловажное значение имеют выявленные корреляции между умелым применением игр и качеством знаний учащихся.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы на базе ЧОУДО “AlibraSchool” в докладах на научно-практических и научно-методических конференциях по актуальным проблемам науки и образования.
Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза получила подтверждение.
На основе анализа российских и зарубежных источников, расширено о значение понятия «творческая игра», так же определена сущность предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий.
. В процессе диссертационного исследования нами разработана и апробирована модель творческой игры направленной на формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий, которая состоит из следующих компонентов: когнитивного, коммуникативного, социального и эмоционально- смыслового
В результате реализации модели произошло успешное освоение младшими школьниками основ иностранного языка, более качественное формирование у них предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий
Теоретически обоснована, разработана и включена в модель программа по обучению английскому языку детей 9-10 лет, основанная на создании условий для формирования у младших школьников предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий
Наглядно показано, что успешность развития предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий с включением иностранного языка в образовательный процесс обеспечивается комплексом психолого-педагогических условий, разработанной системой заданий, и включающих использование творческих игр.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя/ Н.П. Аникеева. - М.: Знание, 1987. - 204 с.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. / Н.П. Аникеева.
- М: Просвещение, 1989. - 224 с.
4. АнищенкоО.А. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. кан. пед. наук. - М., 1980.
5. АнищенкоО.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности //Дошкольное воспитание. -1979. № 5.- С. 39-44.
6. Анищенко, Р.И.. Игровая деятельность детей // Дошкольное воспитание. / Л.И. Анищева 1998. - № 8. - С. 65-65
7. Богуславская З.М., CмирнoвaE.O. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
8. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд.
- М.: ^в. Энциклопедия, 1974. - 631 с.
9. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
10. Бейлина А. Ф.Фребель: игры и игровые средства //Дошкольное воспитание.-1995. №3. - С.56-59.
11. Булатошкина O.A. Игры на уроках английского языка как средство для развития мотивации и формирования ситуации успеха. - URL: http://leamteach.ru/mdex.php?option=com_k2&view=item&id=2:competitor _1&Itemid=12. Дата обращения 04.03.2019.
12. Выготский JLC. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.-480 с.
13. Газман O.C. Каникулы: игра, воспитание/ О.С.Газман. —М.,1988. — 22с.,
14. Гагай, В.В. Психологические основы развития и формирования творческого мышления младшего школьника: монография Текст. /В.В. Гагай; Департамент образования и науки Ханты-Манс. авт. округа, Сургут, гос. пед. ин-т. Сургут: РИO СурГПИ, 2004. - 201 с
15. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2003. - 336 с.
16. Григоренко C.E, Фисунова Н.В., Найденова М.В. Психолингвистически е основы обучения студентов иноязычному речевому общению // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. 2015. № 5. Ч. 2. С. 38 -42.
17. Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе». - М.: Просвещение, 2008.
18. Деркач A.A., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. / A.A. Деркач, С.Ф. Щербак - М: Педагогика, 1991. - 224 с.
19. Документы и материалы деятельности Федерального агентства по
образованию за период 2004 - 2010 гг. - URL:
http://www.ed.gov.m.^dusupp/metodobesp^omponent/9067/. Дата
обращения 04.03.2019.
20. Давыдова Н.Н., Смирных О.В. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование.- 2012.- № 1.- С.167-175.
21. Дзюнина Е.В. «Поурочные разработки» по английскому языку к УМК М.З. Бибoлeтoвoй и др. «EnjoyEnglish»: 3 клacc. - М.: ВАКО, 2010.- 256 с.
22. Дмитриев, В.А. Развитие творческой направленности'у детей различных
видов деятельности: дис. .кан.пед.наук Текст. /В.А.Дмитриев.
Екатеринбург, 2002. -184 с.
23. Дубровина И.В., Aкимoвa М.К., Бoриcoвa E.М. Рaбoчaя книга школьного психолога. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 376 с.
24. Емельянова Т.В., Медяник Г.А. Игровые технологии в образовании Учебно-методическое пособие. — Тольятти: ТГУ, 2015. — 88 с.
25. Й.ХeйзингaHomoludens. Чeлoвeк играющий / Хeйзингa Й. —CTO.: Изд- вo Ивана Лимбаха, 2011. — 416 с.
26. Истратова О.Н. Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - зд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 442 с.
иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.-287 с..
27. Инфографика о новых стандартах для начальной школы. [Электронный
ресурс]: Минобрнауки, 2011. - Режим доступа: URL:
Ы4р://минобрнауки.рф/пресс-центр/154 (дата обращения: 15.03.2019)
28. КонышеваА.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. - 192 с.
29. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие.4-е изд. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1996 - 120 с.
31. Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе. Иностранные языки в шкoлe, №3, 2006 г.
32. Маслыко E.A., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностр. языка. - Мн.: Выш. шк., 1999. - 522 с.
33. Макаренко A.C. O воспитании/Сост. и авт. вступит. Статьи В.С. Хелемендик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
34. Манерко С.С. Персональный сайт учителя английского языка - URL: http://manerkosveta.narod.ru/p34aa1.html. Дата обращения 04.08.2011.
35. Менджерицкая Д.Б., Зинченко О.К., Бочкарева Л.П. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя дет. сада - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 192 c.
36. Модернизация общего образования. Методики обучения иностранным языкам в средней школе: Отв. ред. М.К. Колкова - СПб.: КАРО, 2006. - 224 с.
37. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
38. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 c.
39. Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина - М.: ООО «Апрель Пресс», Издательство ЭКСМО - Пресс, 1999 г. - 315 c.
40. Нeмoв P.C. Пcихoлoгия: учeб. для студ. вътш. тед. учeб. зaвeдeний: в 3 кн./P.C. Нeмoв. - 4 - e изд. - М.: Гумaнитaр. изд. ^нтр ВЛAДOC, 2004. - Кн. 2 Пcихoлoгия oбрaзoвaния. - 606 c.
41. Нoвoселoва С.Л. Игра дoшкoльника/ СЛ. Нoвoселoва.— М.: Прoсвещение, 1989. — 286 с
42. Пaтрушeвa, И. В. Пcихoлoгия и пeдaгoгикa игры : учeбнoe пocoбиe для вузoв / И. В. Пaтрушeвa. — Мocквa : Издaтeльcтвo Юрaйт, 2018. — 130
c
43. ПротасоваЕ.Ю., Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностр. языку./ Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина - М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛAДOC, 2010. - 301 с.
44. Пунский В.O. Азбука учебного труда: Кн. для учителя: Oбoбщение передoвoгo пед. опыта.- М.: Прoсвещение, 2008.
45. Рoгoвa Г.В., Рaбинoвич Ф.М., Caхaрoвa Т.E. Мeтoдикa oбучeния
46. Сафонова В.В., СолововаЕ.Н. Программа начального образования поанглийскому языку./ В.В. Сафонова, Е.Н Соловова. - М.: ACT: Астрель, 2006 - 47 с.
47. СолововаЕ.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - 3-е изд. - М.:
48. Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2017. — 223 с.Просвещение, 2005. - 239 с.
49. CoрoкинaA.И. Дошкольная педагогика. Учебник для педагогических училищ. - М., 1961. - 334 с.
50. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду/ А.И. Сорокина — М.:Просвещение, 1982. —96с
51. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: Пособие для учителя./ М.Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 1981 - 112 с
52. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам.
[Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие / Т.И. Скрипников а.- Владивосток: Дальневосточный Федеральный университет, 2017.137 с. - Режим дoступa:URL:http://uss.dvfu.m^-
publications/2017/skripmkova-ti_metodika_obuchemya- inostr_yazykam_lektsii_2017.pdf (дата обращения 31.03.2019).
53. Телегина, Э.Д., Гагай В.В. Виды учебных действий и их роль в развитии твoрческoгo мышления младших школьников. Текст. / Э.Д. Телегина, В.В. Гагай. Вoпрoсы психoлoгии. - 1986. - № 1. - С. 47-53.
54. Тесты для детей, сбoрник тестов и развивающих упражнений. /Сост. М.Н. Ильина, JI.H. Парамoнoва, Н.Я. Гoлoвнева. СПб: Дельта, 1998. - 384 с.
55. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. A. В. Запорожца.- М.: «Просвещение», 1976. - 96 с.
56. Шелгунов Н. В.. Избранные педагогические сочинения
Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, Москва 1954
57. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой, 2-е изд., испр. М., 1988.
58. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М., 1994.- ( С.24, 6277).
59.Эльконин Д.Б. Психология игры./ Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманитарный издательский центр, 1999. - 360 с.
60. Энциклопедия психологических тестов для детей. М.: Академия, 1998. - 153 с.
61. Якобсон, С.Г., Доронова, Т.Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников Текст. С.Г.Якобсон, Т.Н.Доронова. // Вопросы психологии. 1988. - № 3. - С. 30-36.
62. А1ехаиёга Ьа^е, ТИе Design оГ СЫМЬооё: Ном Ше Ма!епа1 ’^rld БИареБ 1пёерепёеп1 Kids, 201
63. БогоШу G. Б^ег and 1егоше L. Singer, е Ноше оГ Make-Be1ieve: Children,s Р1ау and the Developing Imagination, 1990
64. Бпс К1орГег, 1аБоп НааБ, S^t Osterwei1, and Louisa ЯоБепИеск, ЯеБопап Gaшes: Design Princip1es Гог Ьеагп^ Gaшes that Connect Hearts, Mrnds, and the Everyday//Aшerican 1огпа1 оГ Р1ау —2019—№11 —С.418-419
65. Merriam Webster dictionary. [Электронный ресурс] URL:
https://www.merriam-webster.com/ (aaTa oбрaщeния: 15.03.2019)
66. Mitchel Resnick Lifelong Kindergarten: Cultivating Creativity through Projects, Passion, Peers, and Play //Aournal of Play —2019—№11— С. 4012-414
67. Norbeck, Edward. 1976. “The Study of Play: Johan Huizinga and Modern Anthropology.” In The Anthropological Study of Play: Problems and Prospects, edited by David F. Lancy and B. Allan Tindall, 1-10
68. Russ, S.W., Wallace, C.E. Pretend Play and Creative Process //American Journal of Play.2013. Volume: 6, number:1.
69. Swan, A., Ludewig, A. 101 Great Classroom Games: Easy Ways to Get Your Students Playing, Laughing, and Learning.2007.
70. Tracy R. Gleason and Lisa M. Hohmann, “Concepts of Real and Imaginary Friendships in Early Childhood,” Social Development, 15 (2006), 128