Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования личностных универсальных учебных действий учащихся 6-х классов на уроках русского языка 8
1.1 Сущность понятия «универсальные учебные действия» 8
1.2. Специфика личностных универсальных учебных действий 18
1.3 Особенности формирования личностных универсальных учебных действий младших подростков 24
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию личностных универсальных учебных действий учащихся 6-х классов на уроках русского языка 35
2.1 Диагностика сформированности личностных универсальных учебных
действий учащихся 6-х классов на уроках русского языка на констатирующем этапе эксперимента 35
2.2 Проектирование и реализация методов по формированию личностных
универсальных учебных действий учащихся 6-х классов на уроках русского языка 46
2.3 Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента 70
Заключение 79
Список литературы 82
Приложение
Глобальные изменения, происходящие в общественной жизни на мировом и российском уровне, оказывают серьезное влияние на всю систему образования. Приоритетным направлением образования XXI века является целостное развитие личности на основе освоения способов деятельности через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного процесса, создают возможность самостоятельного успешного присвоения новых знаний, умений и компетентностей в урочной и внеурочной деятельности. Цель образования - научить обучающихся ставить и решать возникающие проблемы, а для этого - ориентироваться в информационном пространстве, находить, перерабатывать, использовать и создавать информацию в том объеме, который необходим ему для саморазвития и самосовершенствования. Именно личностные универсальные учебные действия направлены не только на получение конкретных знаний, но и на достижение их научного понимания, овладение учащимися нравственно-этических норм поведения, самоопределения, самообразования.
Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Анализ литературы по теме показал, что несмотря на то, что педагогикой и психологией накоплено достаточное количества материала, характеризующегося своим многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования личностных УУД, и позволяющих сделать его обобщение, и произвести переоценку сложившихся теоретических взглядов и технологических подходов, нельзя сказать, что научная проблематика внутри этой сложной проблемы исчерпана. Нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования личностных УУД, мы столкнулись с недостаточным использованием в практике дидактического материала на уроках русского языка.
Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса у учащихся 6-х классов на уроках русского языка. Безусловно, уроки русского языка обеспечивают формирование личностных действий. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в средней школе. Все это и обусловило актуальность темы работы.
Степень разработанности проблемы: проблема формирования
личностных универсальных учебных действий привлекает к себе внимание ученых давно, что нашло отражение в исследованиях: Божович Л.И., Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская О.А., Карабанова О.А., Кулько В.А. Так же большое внимание уделяется системно-деятельностному подходу, который основывается на теоретических положениях концепции Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали: Воровщиков Д.В., Селевко Г.К., Татьянченко Д.В., Усова A.B. и др.
Противоречие: изучение научной литературы по проблеме
исследования позволяет выявить противоречие между необходимостью формирования личностных универсальных учебных действий и в недостаточном использовании методов и методик для достижения эффективного формирования личностных УУД учащихся 6-х классов на уроках русского языка
Проблема исследования заключается в решении вопроса: «Каковы условия формирования личностных универсальных учебных действий учащихся 6-х классов на уроках русского языка?»
Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать педагогические условия эффективности формирования личностных
универсальных учебных действий учащихся 6-х классов на уроках русского языка.
Объектом нашего исследования является образовательный процесс на уроках русского языка в 6-х классах.
Предмет: педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся 6-х классов на уроках русского языка.
Гипотеза: процесс формирования личностных УУД у учащихся 6-х классов на уроках русского языка будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
— опора на методики по формированию личностных УУД.
— включение учащихся в активные виды деятельности: творческие проекты, групповые задания, исследовательская деятельность.
— при систематическом выполнении упражнений и заданий по формированию личностных УУД учащихся 6-х классов на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме формирования личностных универсальных учебных действий.
2. Выявить педагогические условия для эффективного формирования личностных универсальных учебных действий учащихся 6-х классов на уроках русского языка.
3. Экспериментально проверить педагогические условия сформированное™ личностных универсальных учебных действий учащихся 6-х классов на уроках русского языка.
Теоретико-методологическая основа исследования: при разработке методических рекомендаций по формированию универсальных учебных действий у учащихся 6-х классов на уроках русского языка, мы ориентировались на труды ученых-психологов под руководством члена- корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой формирования УУД является системнодеятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.
Методы и методики исследования: В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
- теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
- анкетирование, тестирование, беседы, статистический опрос;
- педагогическая диагностика;
- статистическая обработка данных.
Опытно-экспериментальная база нашего исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №143 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново - Савиновского района г. Казани
Научная новизна исследования заключается в том, что раскрыта сущность личностных универсальных учебных действий и экспериментально доказана эффективность методики по формированию личностных УУД учащихся 6-х классов на уроках русского языка.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что методики, ориентированные на формирование личностных универсальных учебных действий адаптированы для применения на уроках русского языка в 6-х классах общеобразовательных школ; выявлены критерии и показатели эффективности развития личностных УУД.
Практическая значимость нашего исследования: определяется
возможностью использовать данное исследование в практической деятельности учителей средней школы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка.
Достоверность результатов исследования обеспечены опорой на достижения современных исследований, методологической обоснованностью положений, связанных с культурно-историческим и системнодеятельностным подходами, использованием совокупности апробированных, взаимодополняющих методов исследования, адекватных объекту, предмету, задачам. Результаты подтверждены опытно-экспериментальной работой, личным участием автора в проведении констатирующего, обучающего и контрольного этапов эксперимента.
Апробация результатов исследования: Основные положения и результаты исследования докладывались на кафедре русского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Казанский государственный университет», на научно-практических конференциях: «Русский язык и славянский мир» (Казань, 2017).
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Формирование личностных универсальных учебных действий являет собой только часть, пусть очень важную, но часть становления современного человека. И личностные УУД - это часть открытой системы, которая подчиняется запросам общества и влиянию времени. Может через некоторое время нам нужно будет пересмотреть эту позицию. Но на данный момент формирование личностных универсальных учебных действий - это необходимость, потребность современного общества.
В ходе теоретического исследования было выявлено, что впервые в 2006 году при разработке Программы развития универсальных учебных действий были выявлены методы работы по этому направлению группой ученых во главе с А.Г. Асмоловым. При разработке Программы развития ученые ориентировались на культурно-исторический и системнодеятельностный подход разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова и др.
Выявлены понятие и виды универсальных учебных действий. «Универсальные учебные действия» - это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного активного присвоения нового социального опыта. А именно, личностные универсальные учебные действия подразделяются на: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическую ориентацию.
Мы изучили и проанализировали возрастные особенности младших подростков и пришли к выводу, что формирование личностных УУД является обязательной составляющей образовательного процесса и должно начинаться с первой ступени, но при работе по формированию личностных УУД необходимым является учет возрастных особенностей младших подростков.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента нами было установлено, что 23 % учащихся 6-х классов имеют низкий уровень сформированности личностных универсальных учебных действий, 50% учащихся средний уровень, 23% учащихся высокий уровень
сформированности личностных универсальных учебных действий. Такие показатели говорят нам о том, что есть процент учащихся, которым необходимо повысить уровень формирования личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Проведя формирующий этап эксперимента нами были
проанализированы учебно-методические комплексы М.Т. Барановой, Т.А. Ладыжинской, М.А. Бондаренко, Е.А. Быстрова, М.М. Разумовской, С.И. Львовой, а так же поурочные разработки для учителей к этим УМК, и отобраны упражнения нацеленные на развитие личностных УУД. Так же нами было выявлено, что творческие и групповые формы работы повышают интерес учащихся к образовательному процессу в целом. Проектная деятельность организованная нами в рамках формирования личностных УУД так же показала повышенный интерес учащихся к предмету и способствовало развитию таких критериев как: самоопределение, смыслообразование.
После организации работы по формированию личностных УУД учащихся 6-х классов на уроках русского языка мы провели контрольный этап эксперимента. Мы отслеживаем положительную динамику в формировании патриотизма у учащихся под влиянием педагогических условий. Прежде всего, уменьшилось количество детей с низким уровнем на 16%, в то же время на среднем уровне уменьшилось количество детей на 7%,на высоком уровне повысилось на 27%.
Анализируя полученные данные в ходе эксперимента можно сделать вывод о том, что комплекс упражнений, групповые, творческие работы, проектная деятельность способствуют развитию самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического аспекта учащихся.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, его цель достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
2. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий/ А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5.
3. Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М.:АСТ. 2011.- 672 с.
4. Бирюкова Ю.О. Система работы учителя по формированию личностных универсальных учебных действий у школьников/ Ю.О. Бирюкова // Грани познания. - 2013. - №2.
5. Бондарева И.И. Формирование универсальных учебных действий у школьников / И.И. Бондарева // Нижегородское образование.- 2010. - №1.
6. Боцманова М.Э. Захарова А.В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте/ Нов. Исследования в психологии. М.: Педагогика, №2, 1998.
7. Василенко Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ. - М.: Грамотей, 2015. - 32с.
8. Венгер А.Л., Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1989.
9. Витковская И.М. Опыт формирования универсальных учебных действий у школьников / И.М. Витковская // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2010. - Т. 1. - №2.
10. Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия //Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. — 2014. — с. 170-175.
11. Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий /
С.Г. Воровщиков, Н.П. Аверина. М., 2013.
12. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательных компетентностей учащихся: опыт проектирования внутри школьной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова и др. М., 2010.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -
М.: Союз-видео, 1997. - 91 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Союз, 2006. - 224 с.
15. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та, 2001. - 209 с.
16. Гальперин П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин.- М.: АСТ, 214.
17. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1985.
18. Галямова Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для суд. Учреждений высш. Проф. Образования / Э.М. Галямова, В.В.Выгонов. - М.: Академия. 2013. - 176 с.
19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
20. Дарвиш О.Б. Возрастная психология Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. ... — М., 1996. Овчарова Р.В.
21. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / А. Н. Джуринский. - М.: Владос-Пресс: КДУ,2013. - 400 с.
22. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты / Гос. ун-т, Высш. шк. экономики; [авт.-сост.: Шадриков В. Д. и др.]. - М.: Альма Матер: Академический Проект, 2009. - 532 с.
23. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред.
83
Л.Ф.Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001.
24. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002.
25. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: Инновации и эксперимент. - 2010. - №2. - С. 11 - 12.
26. Кулюткин Ю.Н Психология Обучения Взрослых. М.: Просвещение 1985- 305 с.
27. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. — М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2005. - 352 с.
29. Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В.Я. Ляудис. М., 1984. С. 64 — 73.
30. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
31. Мухина В.С. Возрастная психология. - 4-е изд., - М., 2000. - 456 с.
32. Немов Р.С. Психология в 3-х т. Т.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 4-е изд. М.: ВЛАДОС. 2008. - 640 с.
33. Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2004 - 1456 с.
34. Пономарёва Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е.А. Пономарёва // Муниципальное образование: Инновации и эксперимент. - 2010. - №2. - С. 39 - 42.
35. Розенталь Д.Э. Русский язык: сборник правил и упражнений. - М.: Эксмо, 2016. - 464 с.
36. Русский язык. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.
84