ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ КАК
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ 6
1.1 Исследовательские умения и уровень их развития у учащихся 6
1.2 Ведущие принципы организации исследовательской деятельности, направленной на развитие творческого потенциала в процессе обучения биологии 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА II МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ 35
2.1 Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное
время 35
2.2 Результаты организации исследовательской деятельности в обучении
Биологии как средство развития творческого потенциала 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Любое обучение должно быть воспитывающим и развивающим. Эта закономерность давно установлена педагогической наукой. Однако говорить об этом уместно лишь в том случае, когда при обучении делается акцент на его развивающую функцию.
Актуальность проблемы творческого развития личности учащегося определяется современными требованиями к содержанию образования. Учащийся в процессе обучения должен не только приобрести необходимые знания и умения, но и выработать опыт эмоционально-ценностного отношения к процессу познания и опыт самостоятельной творческой деятельности.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Современная биология - динамичная, быстро развивающаяся наука. Открытия в биологии происходят ежедневно. Знания, полученные ранее, дополняются новыми, а иногда и полностью вытесняются, заменяются. Это относится не только к частным явлениям, но и к концептуальным подходам вцелом. Быстрый рост знаний и еще не открытых явлений, быстрая смена технологий требуют ориентировать образование на еще не достигнутый сегодня уровень науки и техники.
Перед учащимися в данной ситуации стоит очень сложная задача -оказаться готовым к восприятию поступающей информации и ее осмыслению, научиться самому выделять «узкие места» и выстраивать возможную стратегию их преодоления.
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа, в процессе которой учащиеся встречаются со всем многообразием фактов и явлений. Учащиеся сами или с помощью учителя отбирают нужные им данные из наблюдений, литературных источников, результатов экспериментов. Так учащиеся приобщаются к пониманию некоторых биологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, развивается интерес к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и смежных с ними наук. Исследовательская работа учащихся проводится как на уроках, так и во внеурочное время.
Цель работы: изучить влияние исследовательской деятельности по биологии на развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. рассмотреть исследовательские умения и уровень их развития у учащихся;
2. определить ведущие принципы организации исследовательской деятельности, направленной на развитие творческого потенциала в процессе обучения биологии
3. раскрыть особенности организации исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время
4. представить результаты организации исследовательской деятельности в обучении биологии как средство развития творческого потенциала Предмет исследования:
Исследовательская деятельность учащихся при изучении биологии.
Объект исследования:
Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения биологии и во внеурочное время как средство развития творческого потенциала. Методологической основой исследования являются:
• теории личностно-ориентированного образования (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М.С. Каган,
A. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков; А. Маслоу, К. Роджерс);
• идеи психологии творчества и ее диагностики (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гидфорд, Е. Торренс, В.Н. Дружинин, Б.М. Теплов, Е.Е. Туник); теории развития творческих способностей личности в образовательной деятельности (А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Е.И. Яковлева);
• концепция творческого саморазвития личности в образовательном процессе (В.П. Тигров, А.И. Санникова, Л.К. Веретенникова, А.М. Матюшкин, В.Г. Рындак);
• идеи педагогических технологий, развивающих творческие способности школьников (Г.С. Альтшуллер, М.В. Кларин, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская);
• теория педагогических систем и подходов к образовательному процессу (В.П. Беспалько, В.Д. Шадриков, Г.К. Селевко, В.В. Гузеев); исследования структуры педагогического процесса (Ю.К. Бабанский,
B. В. Краевский, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина);
• теория деятельностного подхода (В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков);
• идеи развития познавательной и творческой активности учащихся через метод проектов (А.В. Леонтович, Н.Ю. Пахомова, И.Д. Чечель, Е.С. Полат, Л.Э. Левин, С.Т. Шацкий и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, законодательных актов в области образования, диссертаций, стандартов общего образования, теоретическое обобщение;
эмпирические: изучение опыта работы учителей, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, педагогический эксперимент.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 2 приложений.
В ходе исследования установлено, что проблема формирования исследовательских умений в процессе изучения биологии актуальной для современной образовательной практики. Исследовательские умения учащихся определены нами как специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися знаний, с использованием доступных для учащихся методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности.
Исследовательские умения - это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений. Они включают три компонента: мотивационный, проявляющийся в виде
познавательного интереса; содержательный, включающий систему специальных и предметных исследовательских знаний; операционный, включающий систему специальных, интеллектуальных и предметных умений.
Эффективность развития исследовательских умений учащихся на уроках биологии зависит от соблюдения ряда педагогических условий: учет степени готовности и возможностей учащихся к проведению исследовательской деятельности; создание психологического настроя учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе выполнения учебного задания; обеспечение четкости и доступности изложения цели и задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебно-исследовательской деятельности; полнота и ясность представления структуры формируемого исследовательского умения, четкий показ способов выполнения действий; организация деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью (приемом) с использованием системы заданий. Содержание программы и учебника по биологии позволяют развивать творческий потенциал учащихся на уроках биологии на основе применения исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой к возникновению интереса к биологической науке. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.
Исследовательская деятельность помогает сформировать личность учащегося, ибо, как подчеркивает известный психолог А.Н. Леонтьев, «личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся». [15].
Активизируя мыслительную деятельность, исследование способствует раскрытию личностных качеств учащихся и развитию его эмоциональной сферы. Участие в исследовательской работе помогает убедить учеников в их человеческой ценности. Современные знания об интеллектуальных возможностях детей дают основания предполагать, что каждый ученик обладает относительно неиспользованными способностями к обучению. Интеллект отмечается динамическим потенциалом, и учитель может создать стимулирующую среду, способствующую развитию умственной и творческой деятельности ученика.
1. Алексеев В.Е. Организация творчества учащихся. - М.: Просвещение. - 2004 г.
2. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. - 2002. - №2.
3. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование. -2001.
4. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - №1.
5. Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №4.
6. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. - №6.
7. Ахметшина Г.М. Организация учебно-исследовательской деятельности с учащимися Детского эколого-биологического центра //Одаренный ребенок.-2006. - №5. - С .90-97.
8. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.:Просвещение. - 2004.
9. Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально-образовательная среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №3.
10. Баранов С.П. Принципы обучения. - М. - 2005г.
11. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - СПб: Речь. - 2005.
12. Башенков А.К. Технология. Методика обучения технологии.5-9 класс: Метод, пособие /А.К.Башенков, А.В. Бычков, В.М.Казакевич.- М.:Дрофа. - 2003.
13. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2006.- № 3.
14. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / Комментарии А.С. Савичева. Под ред. А.С. Обухова. - М.: «Исследовательская работа школьников».- 2007.
15. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников //Литература (Первое сентября).- 2006.- №17.
16. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности
студентов: Учеб.для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.:
Издательский центр «Академия».- 2005.
17. Бирич В.Г., Горелов А.С., Зосимова Л.П., Свешникова Н.В. Изучаем культуру русских деревень. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. - 2001.- №3.
18. Блинова Т.В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. - 2003.- №1.
19. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия.- 2002.
20. Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к
проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской
деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование.- 2001.
21. Босова Л.Л. Исследовательская деятельность на уроках информатики в
5- 6 классах //Информатика и образование.-2006.- №6.
22. Брушлинский А. В. К предыстории проблемы «сознание и деятельность» // Проблема деятельности в советской психологии: В 2 ч.- М.-1977.
23. Волков И.П. Приобщение к творчеству. - М. - Просвещение.- 2002.
24. Волкова Ю.Л. Исследовательская деятельность - средство формирования ценностного отношения к природе у школьников //Исследовательская работа школьников. - 2005. - №4.
25. Вострикова Н.А. Школьное научное общество «Истоки» - направление опытно-экспериментальной работы школы // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №3.
26. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. - Просвещение .- 1967.
27. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство. - 1968.
28. Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И.Ильясова, В.Д.Ляудис. - М.: Издательство МГУ.- 1980.
29. Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся // Педагогическая техника. - 2005. - №3.
30. Глебкин В.В. Универсальное образование и общие принципы обучения // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №2.
31. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование
//Школьные технологии. - 2006. -№3.
32. Голанцева Т.П. Организация мини-экспедиций // Исследовательская работа школьников. - 2004. - №1.
33. Голанцева Т.П. Создание среды для развития способных и одарённых детей // Исследовательская работа школьников. - 2004. - №2.
34. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. - 2002.- №8.
35. Гордеева Н.А. Воображение - инвариант творческого саморазвития научно-исследовательской деятельности //Инновации в образовании. - 2006 .- №4.
36. Губенков. С. Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах. - М.-2002.
37. Демин И.С. Программа курса «Методика научного исследования» (для 9 класса) // Школьные технологии. - 2001.- №1.
38. Есипов Б.Г. Основы дидактики.- М.- 2003.
39.Заварзина Н.Н. Научно-исследовательская деятельность юных участников образовательного процесса гимназии //Дополнительное образование. - 2005. - №6.
40.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону:Феникс, 1997.
41. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научноисследовательской деятельности учащихся //Педагогические технологии. -200б.-№1.
42. Ильина Т.А. Педагогика школы.- М.- 2002.
43. Казанский Н.Г. Дидактика. - М. -2004.
44. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. - М. - 2004.
45. Калачихина О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. -2004.- №2.
46. Кикоть Е. Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов. - Калининград.- 2002.
47. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода //Стандартизация и мониторинг - 2006. - №5.
48. Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г.
49. Лебедева Л.А. Исследовательская работа школьников в аспекте эколого-нравственного воспитания // Исследовательская работа школьников. -2003. -№3.
50. Леонтович А.В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты // Школьные технологии. -2006.- № 6.
51. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование. - 2001.
52. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий.- 2006.
53. Обухов А.С. Исследовательская позиция личности // Исследовательская работа школьников. - 2006.- № 1.
54. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования,- М., Академия.- 2002.
55. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник / Под ред. А.С. Обухова. - М.: Народное образование.- 2001.
56. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г. А. Русских //Методист. - 2004. - № 2.
57. Тюменова С.И. Исследовательская деятельность как условие и средство развития детской одаренности //Методист (библиотека журнала)-2006. -№5.
58. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. - 2003. - №7.
59. Фомина Л.Ф. О некоторых тенденциях развития исследовательской деятельности школьников. // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 2.
60. Халемский Г.А. Научно-исследовательская работа в условиях общеобразовательной школы //Наука и школа.-2006.-№3.
61.Чиркова Е.К. Проектная и исследовательская деятельность в рамках предметов базисного учебного плана // Исследовательская работа школьников. - 2004.- №1.
62. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе // Завуч для администрации школ.-2005.-№5.
63. Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: 'Практическое пособие. - М. - 2000.