Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование и использование человеческого капитала в условиях цифровой экономики

Работа №37354

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

управление проектами

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
716
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Проблемы формирования и использования человеческого капитала в
цифровой экономике 7
1.1. Понятие человеческого капитала в цифровой экономике 7
1.2. Определение способов измерения и ранжирования человеческого капитала
и состояние цифровой экономики в современном мире 17
1.3. Определение проблем использования человеческого капитала в условиях
цифровой экономики 27
2. Условия формирования человеческого капитала для цифровой экономики на
рынке труда 34
2.1. Текущее состояние и тенденции развития рынка труда в сфере
информационных технологий в РФ 34
2.2. Формирование интеллектуального человеческого капитала для нужд
цифровой экономики 43
2.3. Состояние человеческого капитала и цифровой экономики в Республике
Татарстан 54
3. Предложения по совершенствованию системы формирования и
использования человеческого капитала в условиях цифровой экономики 72
3.1. Задачи развития цифровой экономики в Российской Федерации и
Республике Татарстан 72
3.2. Механизмы формирования и использования кадров в области ИКТ 76
Заключение 83
Список использованных источников 86
Приложения 93


Актуальность темы исследования. Ускоренное развитие научно-технического прогресса повлекло за собой наличие элементов информатизации в каждом аспекте нашей жизни: здравоохранение, образование, интернет-банкинг, правительство. Для сохранения конкурентоспособности в условиях постиндустриальной экономики предприятия частично или полностью переносят свою деятельность в цифровое пространство. Тенденция базироваться на электронном взаимодействии становится новым вектором развития глобальной экономики, которая приобретает статус цифровой как экономической деятельности, основанной на цифровых технологиях. Постепенный отказ от физических носителей информации, укрепление позиций электронной подписи в правовом поле, возможность получения большого количества услуг в несколько нажатий кнопки - всё это свидетельствует о неотъемлемой части цифровой экономики в нашей жизни.
Размер цифровой экономики в денежном выражении ведущих стран данного направления экономики подтверждает актуальность выбранной темы. Таким образом, размер цифровой экономики:
- США - 10,9 млрд. долл.
- Китай - 10 млрд. долл.
- ЕС - 8,2 млрд. долл.
- Чехия - 6,3 млрд. долл.
- Бразилия - 6,2 млрд. долл.
- Индия - 5,5 млрд. долл.
- Россия - 3,9 млрд. долл.
Ключевым фактором, активизирующим массовую информатизацию общества, становится доступность программного обеспечения, обновление аппаратного оборудования, развитие сетевых технологий. Параллельно с распространением идей цифровой экономики осуществляется процесс формирования информационного рынка, который характеризуется как пул социальных, правовых и экономических отношений, складывающихся в сфере купли-продажи и обмена информационными продуктами между потребителями, производителями, посредниками.
Степень разработанности темы. Разложив данную тему исследования на составные части: человеческий капитал, цифровая экономика, можно оценить степень разработанности. О понятии «человеческий капитал» впервые заговорили учёные Теодор Шульц и Уильям Артур Льюис, получившие в 1979 год нобелевскую премию «за новаторские исследования экономического развития в приложении к проблемам развивающихся стран». Продолжателем идей Т. Шульца стал американский экономист Гэри Беккер, так же получивший нобелевскую премию «за распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение» в 1992 году. В современном мире состояние человеческого капитала, его тенденции и проблемы анализируют в рамках Всемирного экономического форума (ВЭФ), ежегодно публикую отчёт «The Global Human Capital Report».
Термин «цифровая экономика» впервые прозвучал в работах Николаса Негропонте 1995 году. Анализом проблем и состояния цифровой экономики в современном мире занимаются как аналитические агентства, такие как Digital McKinsey, аналитики компании Mastercard и Школы права и дипломатии им. Флетчера, публикую отчёты и свои аналитические работы, в рамках которых публикуются рейтинги государств по состоянию цифровой экономики так и министерства Российской Федерации, разрабатывая программы по развитию цифровой экономики в стране.
На современном рынке труда всё больше востребованы специалисты, приспособленные к работе в условиях цифровой экономики. Сегодня нельзя удивить работодателя умениям пользоваться текстовым редактором, владением навыками использования основных офисных программ. Постепенно данные навыки перешли из «hard skills» в «soft skills». Обязательным пунктом большого количества резюме стало упоминание использования digital инструментов в своей деятельности. В связи с этим, встаёт вопрос о формировании человеческого ресурса, способного быть конкурентоспособным на современном рынке труда. О способах формирования и использования такого человеческого ресурса.
Стоит отметить, что наращивание необходимых компетенций является базисом формирования человеческого капитала в условиях цифровой экономики. Если двадцать лет назад «монополистом» получения необходимых знаний являлись учреждения высшего профессионального образования, то сегодня способов освоить профессию в сфере информационных технологий значительно больше. Обусловлено это темпами роста профессиональных специализаций в цифровом пространстве. Образовательные учреждения не всегда успевают перестроиться. Присутствует потребность в регулировании каналов получения знаний для будущей профессии.
Научная новизна данной работы заключается в следующем:
1. Определен дисбаланс компетенций на рынке труда для цифровой экономики, связанный с востребованностью на рынке высокопрофессиональных специалистов с узкоспециализированными навыками и неготовностью вузов к их формированию.
2. Установлено, что в большинстве отечественных организаций осуществляется функциональный подход к управлению персоналом, а для цифровизации предприятий необходимо более широкое внедрение процессного подхода.
3. Предложены мероприятия по формированию и использованию человеческого капитала для цифровой экономики на основе интеграции коммерческих предприятий и вузов.
Целью данной работы является проведение анализа состояния человеческого капитала в условиях цифровой экономики в России и выработка рекомендаций по его совершенствованию на уровне региона. В связи с поставленной целью были выявлены основные задачи данного исследования:
- осуществить теоретический анализ современного состояния цифровой экономики в России и Республике Татарстан;
- выявить специфику методов формирования человеческого капитала в условиях цифровой экономики;
- определить проблемы и способы решения проблем человеческого капитала в условиях цифровой экономики;
- обобщить результаты и разработать научно-методические рекомендации по управлению человеческим капиталом в условиях цифровой экономики на уровне региона РФ.
Объектом исследования являются субъекты цифровой экономики Республики Татарстан.
Предметом исследования является процесс формирования и использования человеческого капитала в условиях цифровой экономики.
Методология исследования. Задачи исследования решались посредством целевого изучения и теоретического анализа соответствующей научноисследовательской литературы, связанной с задачами настоящей работы.
Практическая значимость работы. Результаты исследования расширяют знания в области формирования и использования человеческого капитала в условиях цифровой экономики. Итоговые положения работы могут быть использованы в формировании системы подготовки специалистов в области информационных технологий в высших учебных заведениях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Можно сказать, что роль формирования и использования человеческого капитала очень важна для развития цифровой экономики. Развитие системы формирования и использования человеческого капитала станет крепкой основой для повышение размера цифровой экономики как на уровне государства, так и на уровне региона.
Первая глава нашего исследования освещает теоретические основы понятий «человеческий капитал» и «цифровая экономика». Были рассмотрены подходы к определению «человеческий капитал» следующими учёными в своих работах: Теодор Шульц, Уильям Артур Льюис, Гэри Беккер, М.М. Критский, С. Кузнец, Самородова Е.М. Были рассмотрены их подходы к классификации человеческого капитала. Так же были рассмотрены тенденции развития цифровой экономики, отмеченные в рамках ВЭФ и в отчётах компании «Accenture».
Многие промышленные и сервисные компании, осознавая тенденции развития, искусственно стимулируют рост числа людей, обладающих необходимыми знаниями и умениями в области применения цифровых технологий. В частности, они активно развивают (зачастую, совместно с ведущими вузами и колледжами) специальные образовательные и/или тренинговые инициативы и программы. Особую популярность в последние годы приобретают и различные курсы и программы онлайн-обучения, которые предлагаются не только для потенциальных соискателей новых рабочих мест и профессий, но и самими компаниями для повышения цифровой квалификации собственного персонала.
Далее были рассмотрены способы ранжирования состояния человеческого капитала. Данное ранжирование публикуется в ежегодных отчётах ВЭФ «The Global Human Capital Report». Согласно данному рейтингу, Российская Федерация входит в топ - 20 стран по уровню развития человеческого капитала, имея положительную динамику в разрезе прошедших лет. Так же публикуется рейтинг «Индекс человеческого развития» в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчётах о развитии человеческого потенциала. Российская Федерация занимает 49 позицию в данном рейтинге. Так же было рассмотрено состояние цифровой экономики в современно мире в целом и в Российской Федерации в частности. Аналитики компании Mastercard и Школы права и дипломатии им. Флетчера в Университете Тафтса в рейтинге Digital Evolution Index 2017 определили цифровую экономику в Российской Федерации в группу «перспективные».
В заключении первой главы были выявлены основные проблемы формирования и использования человеческого капитала в цифровой экономике:
1. Дисбаланс компетенций на рынке труда. Проблема заключается в отсутствии корреляции роста рабочих мест в сфере цифровой экономики с ростом квалифицированных в данной области специалистов. Другими словами, учебные учреждения не успевают готовить достаточное количество специалистов для удовлетворения спроса рынка труда.
2. Текущий подход к управлению персоналом на предприятии. Как правило, в большинстве отечественных организаций осуществляется функциональный подход к управлению персоналом. Для развития цифровизации предприятий необходимо более широкое внедрение процессного подхода.
В рамках второй главы нашего исследования были проанализированы текущее состояние цифровой экономики в части рынка труда информационных технологий, система формирования интеллектуального человеческого капитала для нужд цифровой экономики. Были сделаны следующие выводы:
- в Республике Татарстан имеются и развиваются инструменты цифровой экономики. Данное состояние отражено в аналитической записке «Предложения по использованию инструментов цифровой экономики для социально-экономического развития республики Татарстан».
- В республике формируются инновационные проекты, направленные на формирование человеческого капитала для цифровой экономики. Примером является проект «Университет 20.35». Платформа направлена на переподготовку кадров под специализацию «Информационные технологии». Однако подобные проекты имеют временный характер. Необходим фундаментальный подход к подготовке кадров для нужд цифровой экономики.
- В Российской Федерации в целом и в Республике Татарстан в частности количество резюме на рынке труда превышает количество размещённых вакансий в сфере информационных технологий. Из этого следует, что квалификация имеющихся специалистов не совпадает с требованиями, обозначенными в вакансиях. Необходима более глубокая интеграция бизнеса и системы высшего профессионального образования.
- Система высшего профессионального образования в сфере информационных технологий утратила актуальность программ подготовки специалистов. Необходима актуализация программ подготовки в соответствии с требованиями современного рынка труда информационных технологий.
Проанализировав выявленные проблемы в сфере формирования и использования человеческого капитала, ознакомившись с перечнем задач по развитию сферы подготовки специалистов в области ИКТ, в рамках третьей главы были выдвинуты следующие предложения:
1. Открытие кафедр информационных технологий для нужд коммерческих предприятий на базе высших учебных заведений.
2. Открытие центров компетенций на базе вузов для повышения цифровых навыков представителей всех специальностей.
Данные механизмы были выбраны как максимально широко охватывающие перечень задач по подготовке специалистов в области ИКТ.
Выведенные предложения позволяют сократить разрыв требований рынка труда в сфере информационных технологий и текущей системы подготовки кадров на базе высших учебных заведений.



1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: ЭКСМО- Пресс, 2017. - 32 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации (с комментариями от
01.01.2017) - М: Проспект, 2017. - 256 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 01.09.2013 г.) / Министерство образования и науки РФ. URL: кйр://минобрнауки.рф/документы/2257/(дата обращения: 06.04.2017).
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»/ Министерства образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2257/ (дата обращения: 06.04.2017).
5. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на
2011-2015 годы, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 163-р./ Информационно-правовой портал-Гарант.ру. URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/(дата обращения: 14.05.2017)
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
2 февраля 2011 года № 156 «О реорганизации Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» / Информационно-правовой портал - Гарант.ру.
URL: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71502748/(дата обращения:
14.05.2017) .
7. Приказ по КФУ от 29.03.2013 г. № 01-06/219 «О создании Лицея имени Н.И. Лобачевского»/ Казанский федеральный университет. URL: http://kpfu.ru/liceum/ (дата обращения 14.05.2017).
Книги, монографии, диссертации
8. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход.
Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 832 с.
9. Schultz T. W. Investments in Human Capital: The Role of Education and of Research.: N. Y., 1971. 124 с.
10. Смирнов, В.Т. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование. М.: Машиностроение-1, ОрелГТУ, 2005. 537 с.
11. Корчагин Ю. А. Широкое понятие человеческогокапитала.: ЦИРЭ, 20
9. 212 с.
12. Корчагин Ю. А. Перспективы развития России. Человеческий капитал и инновационная экономика: ЦИРЭ, 2009. 261 с.
13. Самородова Е.М. Накопление и рыночная реализация человеческого капитала - основа формирования и эффективного использования инновационных кадров России : ОрелГИЭТ, 2011, №3(17) с. 93
14. Николас Негропонте. Биты и Атомы: University of Phoenix.1995. 261 с.
15. Калужский М. Л. Маркетинговые сети в электронной коммерции: институциональный подход М.: Берлин: Директ-Медиа, 2014. 402 с.
16. Kelly K. New Rules for the New Economy: 10 radical strategies for a connected world: Viking, 1998. 224 с.
17. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Издательство «Эксмо», 2016. 534 с.
18. Т.К. Оганесян, Е.М. Стырин, Г.И. Абдрахманова, С.Д. Розмирович,
Д.Ю. Меркулова. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика
российского бизнеса: ГУ ВШЭ, 2017.246 с.
19. Accenture, The future digital skills needs of the UK economics,2015 126 р.
20. Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 213 с.
21. Бойцов И.В. Процессный подход как необходимое условие для цифровой трансформации предприятий: ПГНИУ, 2017. 254 с.
22. Адизес И. К. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни. - Изд-во: «Манн, Иванов и Фербер», 2014. - 132 с.
23. Бобин A.A. Чередникова, Л.Е., Якимова Е.Я. Управление инновациями организации. - М. 2016. -260 с.
24. Беккер Б., Хьюзелид М., Ульрих Д. «Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность», М.: Вильямс,
2014. - 90 с.
25. Брылева Л.Г. Управление конфликтами в условиях организационных изменений: автореф. дисс. кан. соц. наук: 22.00.08. - Хабаровск. 2016. - 56 с.
26. Гапонова О.С. Организационно-экономический механизм формирования системы мотивации и стимулирования труда в сфере НИОКР промышленного приборостроения. Монография. Екатеринбург - Нижний Новгород. УрО РАН, 2010. - 60 с.
27. Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике
28. / Пер. с англ.: О.В. Бередихина, В.Д. Соколова. - М.: ООО «Вершина», 2014.- 912 с.
29. Курлов А.Б. Методология социального познания. Монография. М.: Издательство: Проспект, 2016. - 232 с.
30. Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. Пер. с англ. М: Изд. Дом «Вильяме», 2014. - 127 с.
31. Кемерон Э., Грин М. Управление изменениями: модели, инструменты и стехнологии организационных изменений. М.: Добрая книга, 2006. - 280 с.
32. Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. - М.: Альпина Паблишер, 2015. — 396 с.;
33. Коэн Д., Коттер Дж.П. Суть перемен: Невыдуманные истории о том, как люди изменяют свои организации/ пер. с англ. Дасова Д. М.: Олимп-бизнес,
2004. - 256 с.
34. Кузнецова Н. В. Управление персоналом. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2005. - 305 с.
35. Линге Д.И.Оценка эффективности управления человеческими ресурсами при проведении инноваций в компаниях финансово-банковского сектора: автореф. дис. кан. эконом.наук:08.00.05. - М., 2010.- 62 с.
36. Литвинова О.И. Эффективность труда преподавателей высших
учебных заведений как фактор роста конкурентоспособности вуза: автореф. дисс.кан. эконом.наук: 08.00.05. - Омск, 2012. - 216 с.
37. Лопата В.В. Особенности конституирования гендерной идентичности
в современном обществе: социально-философский аспект: автореф.
дисс.кан.филос.наук: 09.00.11. - Ставрополь, 2013. - 40 с.
38. Макарова И.К. Управление персоналом: Наглядные учебнометодический материалы. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2012. - 98 с.
39. Михалкина Е.В. Экономика труда и управление человеческими ресурсами: современные тренды и направления исследования. Изд.: Южный федеральный университет.Ростов-на-Дону.Монография. 2015. - 338 с.
40. Морозов А.Н. Теоретико-методологические основы управления организационными изменениями: автореф. дис. док. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2004. - 43 с.
41. Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Бусыгин О.В. Факторы организационного развития предприятий - монография. - М.: Изд.: «Академия Естествознания», 2009. - 123 с.
42. Новаковская О.А. Методологические основы управления
человеческими ресурсами в предпринимательстве: (Регион.аспект) СПб:
СПбГУЭФ. 2011.
43. Павлова А.Е. Организационное развитие коммуникативной
компетенции менеджеров с мультинациональных компаний: автореф.
дисс.кан.соц.наук: 22.00.08. - М, 2008. - 68 с.
44. Распопов В.М. Управление изменениями. М.: Магистр: НИЦ Инфра- М, 2013. - 336 с.
45. Тарасов А.В. Управление изменениями: функциональный аспект. автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05- Москва,2007. - 48с.
46. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М. Издательство: Манн, Иванов и Фербер.2013. - 304 с.
47. Широкова Г.В. Жизненные циклы российских предпринимательских фирм: методология исследования и основные стадии: автореф. дис. док. эконом.наук: 08.00.05. - СПб., 2010.-109 с.
Статьи и материалы периодической печати
48. Абузярова Н.А. Правовое регулирование заработной платы в бюджетной сфере // Журнал росссиского права. 2012. № 5. - С. 41-45.
49. Акинфиева Н.В. Сравнительный анализ критериев оценки качества высшего образования// Образование в современном мире. 2012. Выпуск 7. - С. 36-43.
50. Маховский А. Внедряем процессный подход// Образование в современном мире. 2013. №11. - С. 24-25
51. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / Пер. с англ. 8-е изд. Спб. : Питер, 2014.- С. 23-26.
52. Коваленко Б.Б. Цифровая трансформация: пути создания
конкурентных преимуществ бизнесорганизаций : Наука и бизнес: пути развития. 2017. С. 67-69
53. Дарижапов Б. Д. Обзор зарубежных моделей управления персоналом//Известия Иркутской государственной экономической академии 2002. № 1.- С. 92-101.
54. Еленева Ю. Я.,Дубовцева Н. Е. Разработка системы стратегического управления человеческими ресурсами: принципы, подходы, модели.//УЭкС, 2011 №12 - С.36-44.
55. Жук А.Д. Кросскультурные различия американской и японской моделей менеджмента: сборник статей V Международной научно-практической конференции // Иностранные языки: сравнительно-сопоставительные исследования, вопросы преподавания и межкультурной коммуникации. 2015. - С. 205-208.
Электронные ресурсы
56. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (проект) / Кремль — Официальный сайт. - режим доступа: http:// http://kremlin.ru/acts/bank/41919
57. The Global Human Capital Report 2017/ Всемирный экономический форум- Официальный сайт. - режим доступа: http:// www.weforum.org/reports
58. Human Development Indices and Indicators / UNITED NATIONS DEVELOPMENT PROGRAMME. - Официальный сайт. - режим доступа:: http: //hdr.undp.org
59. The digital evolution index 2017/ Mastercard, . - Официальный сайт. - режим доступа:: http://hdr.undp.org
60. Цифровая Россия: новая реальность / Digital McKinsey. -
Официальный сайт. - режим доступа http:// www.mckinsey.com
61. «Цифровая экономика России». РАЭК - Официальный сайт. - режим доступа: https://raec.ru/
62. Атлас новых профессий - Официальный сайт. - режим доступа: http://atlas100.ru
63. Рынок труда в IT-отрасли / Head Hunter - Официальный сайт. - режим доступа: https: //hhcdn.ru/file/16625783.pdf
64. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 16-32-р от 28 июля 2017 г. URL: http://static.
government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7y
65. Совет по профессиональным квалификациям в области ИТ- Официальный сайт. - режим доступа: http://www.apkit.ru
66. Реестр профессиональных стандартов/ Министерство труда и социальной защиты РФ - Официальный сайт. - режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/67
67. Приказ Минтруда России №148н от 12.04.2013/ Министерство труда и социальной защиты РФ - Официальный сайт. - режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48
68. Министерство образования и науки - Официальный сайт. - режим доступа: httpsV/минобрнауки.рф
69. Университет НТИ «20.35» / - Официальный сайт. - режим доступа: https: //2035. university/
70. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года/ Министерство экономики Республики Татарстан - Официальный сайт. - режим доступа:http://mert.tatarstan.ru
71. Министерство экономики Республики Татарстан - Официальный сайт.
- режим доступа:http://mert.tatarstan.ru
72. Министерство информатизации и связи Республики Татарстан. - Официальный сайт. - режим доступа: http://mic.tatarstan.ru/rus/gosudarstvennaya- programma-razvitie-informatsionni.htm.
73. Head Hunter - Официальный сайт. - режим доступа: https://kazan.hh.ru
74. Казанский федеральный Университет - Официальный сайт. - режим доступа: :http://kpfu.ru/
75. Новые правила игры в цифровую эпоху / Delloit - Официальный сайт.
- режим доступа: www2.deloitte.com


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ