Трудоустройство выпускников экономических направлений Казанского (Приволжского) федерального университета как показатель качества образования
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты трудоустройства выпускников экономических направлений на рынке труда 11
1.1. Особенности трудоустройства выпускников высших учебных
заведений экономических направлений в Российской Федерации 11
1.2. Основные требования к выпускникам экономических направлений
при трудоустройстве 26
1.3. Зарубежный опыт трудоустройства выпускников экономических
направлений 44
Глава 2. Исследование трудоустройства выпускников экономических направлений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 59
2.1. Мониторинг рынка труда выпускников экономических
направлений вузов в Российской Федерации и Республике Татарстан 59
2.2. Формы и методы трудоустройства выпускников экономических
направлений в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 72
2.3. Оценка потенциала выпускников экономических направлений со
стороны работодателей 86
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовленности выпускников экономических направлений с учетом потребностей рынка труда
3.1. Направление совершенствования системы трудоустройства
выпускников экономических направлений в ИУЭФ ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 103
3.2. Разработка проекта «Центр развития деловой карьеры» и
предложения по его внедрению в структуру ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 109
3.3. Оценка предложенных рекомендаций 120
Заключение 125
Список использованных источников 129
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты трудоустройства выпускников экономических направлений на рынке труда 11
1.1. Особенности трудоустройства выпускников высших учебных
заведений экономических направлений в Российской Федерации 11
1.2. Основные требования к выпускникам экономических направлений
при трудоустройстве 26
1.3. Зарубежный опыт трудоустройства выпускников экономических
направлений 44
Глава 2. Исследование трудоустройства выпускников экономических направлений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 59
2.1. Мониторинг рынка труда выпускников экономических
направлений вузов в Российской Федерации и Республике Татарстан 59
2.2. Формы и методы трудоустройства выпускников экономических
направлений в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 72
2.3. Оценка потенциала выпускников экономических направлений со
стороны работодателей 86
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовленности выпускников экономических направлений с учетом потребностей рынка труда
3.1. Направление совершенствования системы трудоустройства
выпускников экономических направлений в ИУЭФ ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 103
3.2. Разработка проекта «Центр развития деловой карьеры» и
предложения по его внедрению в структуру ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 109
3.3. Оценка предложенных рекомендаций 120
Заключение 125
Список использованных источников 129
Приложения
Актуальность исследования. В современных условиях кризиса отечественной экономики, проблемы трудоустройства выпускников вузов в контексте наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала являются достаточно актуальными, так как система образования выступает ключевым источником кадрового обеспечения отраслей экономики России высококвалифицированными и востребованными специалистами. Одним из результатов функционирования вузов является выпуск специалистов с высшим образованием. В идеальном варианте все выпускники вуза должны быть трудоустроены по специальности, что будет соответствовать балансу спроса и предложения. Однако данные служб занятости регионов, Пенсионного фонда, используемые в мониторингах эффективности деятельности вузов, говорят о наличии безработицы среди выпускников, а также трудоустройстве части выпускников не по полученной специальности.
Качество полученного образования в настоящее время определяется тем, насколько бакалавр, специалист или магистр востребован на рынке труда. Трудоустройство выпускников является ключевым показателем деятельности высшего учебного заведения, определяющим его конкурентоспособность и популярность среди абитуриентов.
Проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания вуза, с одной стороны, объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, с другой стороны, несоответствием профессиональных качеств выпускников требованиям, предъявляемым современным рынком труда. Усугубляется проблема тем, что в России наблюдается несбалансированность объемов и профилей подготовки с потребностями рынка труда. Выпускники несерьезно относятся к выбору профессии и поиску работы.
Федеральной службой государственной статистики с апреля по сентябрь 2017 года было проведено выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование.
По результатам наблюдения сформирована официальная статистическая информация, отражающая трудоустройство и степень закрепляемости выпускников по полученной профессии (специальности) среднего профессионального или высшего образования. Так, около 30-40% выпускников высших учебных заведений не искали работу в принципе, а большинство (5060%) начали задумываться о работе только после окончания образовательной организации. Эти данные свидетельствуют о том, что первичная работа с выпускниками по вопросам трудоустройства не проводится в образовательных организациях должным образом, что, в свою очередь, снижает качество образования.
Высокий процент трудоустройства в Российской Федерации имеют выпускники специалитета и магистратуры - более 50%. В Республике Татарстан можно наблюдать ту же тенденцию, однако процент трудоустройства бакалавров составляет 16,3% в то время, как в РФ - 9,9%.
Одной из причин, почему выпускники не могут устроиться после вуза - это нехватка практических знаний. Выпускники не могут справляться с поставленными перед ними задачами на работе. Анализ факторов, влияющих на трудоустройство выпускника вуза по специальности, необходим для корректировки плана приема абитуриента и учебного процесса. Каждому студенту, интересующему перспективами своего трудоустройства, необходимо иметь информацию о трудоустройстве предшествующих выпусков своего факультета, а также иметь возможность сопоставить приобретенные умения и навыки, с теми, которые ценятся у работодателей. Помочь студенту в этом может разработанная информационная система, средствами которой вначале необходимо провести анкетирование студентов, а затем на основе базы знаний, сформированной по ответам анкетирования выпускников, выдать рекомендации по корректировке профессионального самоопределения перспективного трудоустройства будущих выпускников.
Перспективным направлением повышения качества образования в части повышения уровня трудоустройства выпускников является развиваемое сегодня сотрудничество университетов с бизнесом. Например, в некоторых регионах страны создаются своеобразные бизнес-инкубаторы для начинающих компаний, только выходящих на рынок. В том числе при участии выпускников университета и местного бизнес сообщества, например, в лице местных Торгово-промышленных палат. Ярким примером подобного рода является «Фабрика предпринимательства», функционирующая на базе ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» на протяжении 5 лет. В период реализации данного проекта более 17 тыс. чел. посетили его мероприятия, свыше 2 000 чел. приняли непосредственное участие и прошли обучение, а также были созданы и успешно функционируют более 200 компаний.
Современный университет должен выступать не только в качестве учреждения по подготовке кадров, не только как региональный центр инноваций и научных исследований, но и стать основным региональным бизнес-центром.
Таким образом, вопросы трудоустройства молодых специалистов остаются на сегодняшний день актуальными и продолжают находиться на ведущих позициях при принятии решений в какой вуз стоит идти на обучение, пожалуй, с тех самых пор, когда еще существовала обязательная процедура распределения выпускников и практически каждый обучающийся на госбюджетные средства осознавал свою роль и предназначение во благо общества, отрабатывая три года по распределению в качестве молодого специалиста. Зная о предстоящем распределение, студент уже с первого курса был мотивирован на отличную учебу, поскольку при этом не только приобретал статус отличника, но и возможность получения распределение в первых рядах, где и выбор был шире и места более престижные. Возврат к прежней системе распределения уже, к сожалению, не возможен, однако следует предложить ей альтернативу, которая на современном уровне могла бы решить данную проблему, увязывая ее с качеством образовательной деятельности вузов и подготовки выпускника адаптированного к рыночным условиям, знающего себе цену и дорого продающего себя на рынке труда. Актуальность темы исследования определяется необходимостью теоретического и практического осмысления подготовки высококвалифицированных выпускников, востребованных на рынке труда, одним из показателей качества подготовки которых будет являться их трудоустройство.
Степень разработанности темы. Исследованию проблем трудоустройства выпускников высшего образования посвятили свои работы многие российские и зарубежные ученые, труды которых можно сгруппировать следующим образом:
- концепции человеческого капитала в экономической теории (А. Смит, Т. Шульц, Г. Беккер и др.);
- теория человеческого капитала Дж. Минсера;
- эволюция экономических взглядов на содержание и направления развитие рынка труда фундаменталистов Василенко В.А., Карпукова А.Л, Рубинштейна С.Л., Рязанцевой Л.В. и др.
- процессы трансформации рынка труда в условиях российской экономики отражены в трудах: Сокольника И.В., Стецуновой В. В., Гаспариана М.С, Лебедевой С. А., Тельновой Ю.Ф и др.;
- о формировании рынка труда выпускников системы высшего образования раскрыто в трудах Степановой Ю.Б., Шаховой И., Авраамовой Е.М., Гуркова И.Б., Карапухина Г.Ю. и др.;
- стратегии адаптации молодежи на рынке труда и управление конкурентоспособностью выпускников системы профессионального образования отражены в работах Журановой Н.А., Опфера Е.А., Резника Ю.М., Братищенко Д.В., Королевой В.В. и др.
- изучение требований работодателей к сформированным у выпускников вузов компетенциям анализировали в своих работах Дудина М.М., Глотова Е.Е., Разнова Н.В., Филимоненко И.В. и др.
Научная новизна исследования:
1. Выявлен комплекс факторов, лежащих в основе несбалансированности спроса и предложения на рынке труда выпускников экономических направлений. Обосновано, что основополагающими среди них являются недостаточная компетенция выпускников, а у работодателей отсутствие сформированной модели компетенций соискателей на вакантные позиции.
2.Определены приоритетные надпрофессиональные компетенции, предъявляемые работодателями к выпускникам экономических направлений вузов повышающие шансы трудоустройства.
2. Обоснована целесообразность и возможность внедрения в структуру КФУ «Центра развития деловой карьеры», отличающийся наделением функций оказания индивидуальной информационной, консалтинговой и профориентационной помощи студентам и выпускникам КФУ для повышения качества своей подготовки.
Цель и задачи исследования. Цель выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) состоит в совершенствовании механизма управления трудоустройством выпускников экономических направлений на рынке труда посредством повышения качества их образования.
Достижение поставленной цели реализуется через решение следующих задач:
- исследовать теоретические подходы трудоустройства выпускников на рынке труда, в том числе особенности трудоустройства выпускников экономический направлений в Российской Федерации;
-определить основные требования к выпускникам экономических направлений при трудоустройстве;
- на базе исследования зарубежного опыта трудоустройства выпускников экономических направлений выявить положительный опыт;
- провести мониторинг рынка труда выпускников экономических направлений вузов в Российской Федерации и Республике Татарстан;
- провести анализ форм и методов трудоустройства выпускников экономических направлений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»;
- предложить рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовленности выпускников экономических направлений с учетом потребностей рынка труда;
- разработать проект «Центр развития деловой карьеры» в структуре ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Объектом выпускной работы является система трудоустройства выпускников экономических направлений.
Предметом исследования выступают методы и формы трудоустройства выпускников экономических направлений за счет совершенствования качества их подготовки.
Методы исследования. В процессе научного исследования был использован комплекс общенаучных методов экономического, статистического, динамического и сравнительного анализа, процессного и системного подходов. Практическая значимость исследования выпускной работы определяется возможностью использования её выводов и предложений при формировании эффективной системы трудоустройства выпускников, а также при осуществлении государственной политики в области труда и занятости молодежи.
Структура работы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования. Сформулированы объект, предмет, цели, задачи, методы магистерской диссертации. Так же степень разработанности темы, новизна и практическая значимость работы.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты трудоустройства выпускников экономических направлений на рынке труда, в частности особенности трудоустройства выпускников вузов экономических направлений в Российской Федерации, основные требования к выпускникам экономических направлений при трудоустройстве, а также же зарубежный опыт трудоустройства выпускников экономических направлений.
Во второй главе выпускной магистерской диссертации было проведено исследование трудоустройства выпускников экономических направлений высших учебных заведений: проведен мониторинг рынка труда выпускников экономических направлений вузов в Российской Федерации и Республике Татарстан, исследованы основные формы и методы трудоустройства выпускников в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», оценен потенциал выпускников экономических направлений в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
В третьей главе магистерской диссертации разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности выпускников экономических направлений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: разработан проект «Центр развития деловой карьеры» и предложения по его внедрению в структуру ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» и дана оценка его эффективности.
В заключении содержатся основные выводы, проведенного автором исследования.
Качество полученного образования в настоящее время определяется тем, насколько бакалавр, специалист или магистр востребован на рынке труда. Трудоустройство выпускников является ключевым показателем деятельности высшего учебного заведения, определяющим его конкурентоспособность и популярность среди абитуриентов.
Проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания вуза, с одной стороны, объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, с другой стороны, несоответствием профессиональных качеств выпускников требованиям, предъявляемым современным рынком труда. Усугубляется проблема тем, что в России наблюдается несбалансированность объемов и профилей подготовки с потребностями рынка труда. Выпускники несерьезно относятся к выбору профессии и поиску работы.
Федеральной службой государственной статистики с апреля по сентябрь 2017 года было проведено выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование.
По результатам наблюдения сформирована официальная статистическая информация, отражающая трудоустройство и степень закрепляемости выпускников по полученной профессии (специальности) среднего профессионального или высшего образования. Так, около 30-40% выпускников высших учебных заведений не искали работу в принципе, а большинство (5060%) начали задумываться о работе только после окончания образовательной организации. Эти данные свидетельствуют о том, что первичная работа с выпускниками по вопросам трудоустройства не проводится в образовательных организациях должным образом, что, в свою очередь, снижает качество образования.
Высокий процент трудоустройства в Российской Федерации имеют выпускники специалитета и магистратуры - более 50%. В Республике Татарстан можно наблюдать ту же тенденцию, однако процент трудоустройства бакалавров составляет 16,3% в то время, как в РФ - 9,9%.
Одной из причин, почему выпускники не могут устроиться после вуза - это нехватка практических знаний. Выпускники не могут справляться с поставленными перед ними задачами на работе. Анализ факторов, влияющих на трудоустройство выпускника вуза по специальности, необходим для корректировки плана приема абитуриента и учебного процесса. Каждому студенту, интересующему перспективами своего трудоустройства, необходимо иметь информацию о трудоустройстве предшествующих выпусков своего факультета, а также иметь возможность сопоставить приобретенные умения и навыки, с теми, которые ценятся у работодателей. Помочь студенту в этом может разработанная информационная система, средствами которой вначале необходимо провести анкетирование студентов, а затем на основе базы знаний, сформированной по ответам анкетирования выпускников, выдать рекомендации по корректировке профессионального самоопределения перспективного трудоустройства будущих выпускников.
Перспективным направлением повышения качества образования в части повышения уровня трудоустройства выпускников является развиваемое сегодня сотрудничество университетов с бизнесом. Например, в некоторых регионах страны создаются своеобразные бизнес-инкубаторы для начинающих компаний, только выходящих на рынок. В том числе при участии выпускников университета и местного бизнес сообщества, например, в лице местных Торгово-промышленных палат. Ярким примером подобного рода является «Фабрика предпринимательства», функционирующая на базе ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» на протяжении 5 лет. В период реализации данного проекта более 17 тыс. чел. посетили его мероприятия, свыше 2 000 чел. приняли непосредственное участие и прошли обучение, а также были созданы и успешно функционируют более 200 компаний.
Современный университет должен выступать не только в качестве учреждения по подготовке кадров, не только как региональный центр инноваций и научных исследований, но и стать основным региональным бизнес-центром.
Таким образом, вопросы трудоустройства молодых специалистов остаются на сегодняшний день актуальными и продолжают находиться на ведущих позициях при принятии решений в какой вуз стоит идти на обучение, пожалуй, с тех самых пор, когда еще существовала обязательная процедура распределения выпускников и практически каждый обучающийся на госбюджетные средства осознавал свою роль и предназначение во благо общества, отрабатывая три года по распределению в качестве молодого специалиста. Зная о предстоящем распределение, студент уже с первого курса был мотивирован на отличную учебу, поскольку при этом не только приобретал статус отличника, но и возможность получения распределение в первых рядах, где и выбор был шире и места более престижные. Возврат к прежней системе распределения уже, к сожалению, не возможен, однако следует предложить ей альтернативу, которая на современном уровне могла бы решить данную проблему, увязывая ее с качеством образовательной деятельности вузов и подготовки выпускника адаптированного к рыночным условиям, знающего себе цену и дорого продающего себя на рынке труда. Актуальность темы исследования определяется необходимостью теоретического и практического осмысления подготовки высококвалифицированных выпускников, востребованных на рынке труда, одним из показателей качества подготовки которых будет являться их трудоустройство.
Степень разработанности темы. Исследованию проблем трудоустройства выпускников высшего образования посвятили свои работы многие российские и зарубежные ученые, труды которых можно сгруппировать следующим образом:
- концепции человеческого капитала в экономической теории (А. Смит, Т. Шульц, Г. Беккер и др.);
- теория человеческого капитала Дж. Минсера;
- эволюция экономических взглядов на содержание и направления развитие рынка труда фундаменталистов Василенко В.А., Карпукова А.Л, Рубинштейна С.Л., Рязанцевой Л.В. и др.
- процессы трансформации рынка труда в условиях российской экономики отражены в трудах: Сокольника И.В., Стецуновой В. В., Гаспариана М.С, Лебедевой С. А., Тельновой Ю.Ф и др.;
- о формировании рынка труда выпускников системы высшего образования раскрыто в трудах Степановой Ю.Б., Шаховой И., Авраамовой Е.М., Гуркова И.Б., Карапухина Г.Ю. и др.;
- стратегии адаптации молодежи на рынке труда и управление конкурентоспособностью выпускников системы профессионального образования отражены в работах Журановой Н.А., Опфера Е.А., Резника Ю.М., Братищенко Д.В., Королевой В.В. и др.
- изучение требований работодателей к сформированным у выпускников вузов компетенциям анализировали в своих работах Дудина М.М., Глотова Е.Е., Разнова Н.В., Филимоненко И.В. и др.
Научная новизна исследования:
1. Выявлен комплекс факторов, лежащих в основе несбалансированности спроса и предложения на рынке труда выпускников экономических направлений. Обосновано, что основополагающими среди них являются недостаточная компетенция выпускников, а у работодателей отсутствие сформированной модели компетенций соискателей на вакантные позиции.
2.Определены приоритетные надпрофессиональные компетенции, предъявляемые работодателями к выпускникам экономических направлений вузов повышающие шансы трудоустройства.
2. Обоснована целесообразность и возможность внедрения в структуру КФУ «Центра развития деловой карьеры», отличающийся наделением функций оказания индивидуальной информационной, консалтинговой и профориентационной помощи студентам и выпускникам КФУ для повышения качества своей подготовки.
Цель и задачи исследования. Цель выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) состоит в совершенствовании механизма управления трудоустройством выпускников экономических направлений на рынке труда посредством повышения качества их образования.
Достижение поставленной цели реализуется через решение следующих задач:
- исследовать теоретические подходы трудоустройства выпускников на рынке труда, в том числе особенности трудоустройства выпускников экономический направлений в Российской Федерации;
-определить основные требования к выпускникам экономических направлений при трудоустройстве;
- на базе исследования зарубежного опыта трудоустройства выпускников экономических направлений выявить положительный опыт;
- провести мониторинг рынка труда выпускников экономических направлений вузов в Российской Федерации и Республике Татарстан;
- провести анализ форм и методов трудоустройства выпускников экономических направлений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»;
- предложить рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовленности выпускников экономических направлений с учетом потребностей рынка труда;
- разработать проект «Центр развития деловой карьеры» в структуре ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Объектом выпускной работы является система трудоустройства выпускников экономических направлений.
Предметом исследования выступают методы и формы трудоустройства выпускников экономических направлений за счет совершенствования качества их подготовки.
Методы исследования. В процессе научного исследования был использован комплекс общенаучных методов экономического, статистического, динамического и сравнительного анализа, процессного и системного подходов. Практическая значимость исследования выпускной работы определяется возможностью использования её выводов и предложений при формировании эффективной системы трудоустройства выпускников, а также при осуществлении государственной политики в области труда и занятости молодежи.
Структура работы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования. Сформулированы объект, предмет, цели, задачи, методы магистерской диссертации. Так же степень разработанности темы, новизна и практическая значимость работы.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты трудоустройства выпускников экономических направлений на рынке труда, в частности особенности трудоустройства выпускников вузов экономических направлений в Российской Федерации, основные требования к выпускникам экономических направлений при трудоустройстве, а также же зарубежный опыт трудоустройства выпускников экономических направлений.
Во второй главе выпускной магистерской диссертации было проведено исследование трудоустройства выпускников экономических направлений высших учебных заведений: проведен мониторинг рынка труда выпускников экономических направлений вузов в Российской Федерации и Республике Татарстан, исследованы основные формы и методы трудоустройства выпускников в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», оценен потенциал выпускников экономических направлений в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
В третьей главе магистерской диссертации разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности выпускников экономических направлений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»: разработан проект «Центр развития деловой карьеры» и предложения по его внедрению в структуру ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» и дана оценка его эффективности.
В заключении содержатся основные выводы, проведенного автором исследования.
Цель данной выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - проведение исследования трудоустройства выпускников экономических направлений российских вузов и выработка рекомендаций по повышению качества их подготовки.
В первой главе работы были проанализированы теоретические аспекты трудоустройства выпускников экономических направлений на рынке труда.
Проведенный анализ выявил, что помимо повышения качества образования, необходимо бороться с оторванностью системы образования от рынка труда. У работодателей отсутствуют четкие представления о компетенциях соискателей на вакантные позиции; не представлена структурированная модель компетенций выпускников вузов, соответствующая сегодняшним требованиям работодателей и, соответственно, нет понимания уровней сформированности этих компетенций; наблюдается отсутствие заинтересованности и участия самих выпускников в этом процессе. Существующие проблемы на рынке труда молодых специалистов требуют законодательных и иных мер как в целом в экономике, так и в сфере образования. Для этого следует проводить совместную работу учебных заведений и предприятий-работодателей по подготовке стандартов профессионального образования.
Помимо этого, в решении проблем трудоустройства российских выпускников экономических вузов поможет опыт зарубежных стран, который показывает, что центральным звеном системы регулирования процессов на рынке труда, в том числе выпускников вузов является государственная служба занятости. В свою очередь и студенты не должны оставаться в стороне от данного вопроса, у них должно присутствовать большее стремление к получению и совершенствованию качественных знаний и навыков в профессиональной сфере.
Во второй главе выпускной магистерской диссертации было проведено исследование трудоустройства выпускников экономических направлений высших учебных заведений: проведен мониторинг рынка труда выпускников экономических направлений вузов в Российской Федерации и Республике Татарстан, исследованы формы и методы трудоустройства выпускников в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», дана оценка потенциала выпускников экономических направлений в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Было выявлено то, что несколько преждевременно говорить о непопулярности у абитуриентов или невостребованности работодателями выпускников экономических специальностей на отечественном рынке труда. Повысить же интерес к укрупненной группе специальностей 38.00.00 «Экономика и управление» возможно благодаря постоянному мониторингу кадровых запросов со стороны работодателей, активизации вузами профориентационной работы среди абитуриентов, учету профстандартов при разработке учебных планов и формировании ОПОП.
Рассмотренные формы и методы трудоустройства выпускников КФУ не являются исчерпывающими, так в вузе ведется постоянная работа по их совершенствованию, что, несомненно, способствует непрерывному повышению эффективности данного вида деятельности исследуемого образовательного учреждения. КФУ использует как собственные инновационные наработки по трудоустройству выпускников, так и применяет успешный опыт, имеющийся в этой области у других отечественных и зарубежных вузов.
Согласно результатам исследования большая часть из 22 выявленных приоритетных компетенций относится к soft skills - надпрофессиональным компетенциям выпускника вуза, формирование которых не предусмотрено ни в ПК ФГОС ВО, ни ТФ профстадартов. При этом, согласно результатам проведенного исследования работодатели при приеме на работу молодых специалистов приоритет отдают именно soft skills, а не hard skills.
В третьей главе магистерской диссертации предложены рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовленности выпускников экономических направлений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» с учетом потребностей рынка труда: разработан проект «Центр развития карьеры» и дана оценка предложенных рекомендаций.
Оценка потенциала выпускников экономических направлений в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» выявила что:
- трудовой потенциал выпускника вуза - это мера и качество совокупной готовности выпускника к практической (трудовой) деятельности;
- степень готовности выпускника к труду - это количественная величина, складывающаяся из набора сформированных у выпускника востребованных работодателями совокупности компетенций (soft & hard skills);
- качество подготовленности выпускника к работе зависит от требований заинтересованных сторон: работодателя, государства, вуза и самого выпускника;
- спрос на выпускников на рынке труда - главный индикатор, свидетельствующий о качестве образования в вузе;
- список из 25 приоритетных компетенций, предъявляемых работодателями к выпускникам экономических направлений вузов, был составлен основе результатов собственного исследования, а также проведенного вторичного анализа современных зарубежных и отечественных исследований имеющихся по данной проблематике и Атласа новых профессий.
Результаты мини-опроса работодателей показали, что:
- в требованиях, предъявляемых к выпускникам вуза, работодатели, наибольший акцент делают на «мягкие» навыки (soft skills) в противовес профессиональным компетенциям (hard skills);
- проведение всех видов практик на базах предприятий является очень эффективным методом трудоустройства для выпускников;
- помимо специализированных сайтов по трудоустройству, форумы, соцсети и кадровых агентств в качестве основного канала поиска кандидатов на вакантные должности работодатели также указали - центры деловой карьеры и трудоустройства вузов.
На основании проведенного исследования разработаны проект «Центр развития карьеры» и предложения по его внедрению в структуру ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Этапы реализации проекта «Центр развития карьеры» выпускников КФУ:
1. Аналитический - сбор и систематизация всех первичных сведений по проекту; постановка цели и определение задач по проекту; оценка трудоемкости проекта и потенциальных рисков в его реализации.
2. Организационный - разработка локально-нормативные правовых актов; координация действий всех участников проекта на данном этапе.
3. Практический - запуск работы Центра и регулярный мониторинг эффективности его деятельности; подключение к проекту новых участников по мере необходимости.
Цель проекта «Центр развития карьеры» выпускников КФУ: формирование благоприятной среды для выявления, оценивания и развития, имеющихся у молодых специалистов ключевых и иных компетенций с целью более эффективного трудоустройства выпускников вуза и как результат способствование улучшению показателей качества образования.
Задачи проекта «Центр развития карьеры» выпускников КФУ: разработать локально-нормативные правовые акты содействующие разработке, в вузе создать функционирующую вкладку Центра на официальном сайте вуза и наполнить ее актуальным контентом; разработать основные направления деятельности Центра.
Ожидаемые эффекты от реализации проекта «Центр развития карьеры» выпускников КФУ: личностный, образовательный, социально-воспитательный, экономический.
Оценка эффективности внедрения проекта «Центр развития карьеры» по трудоустройству выпускников ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» показала, что предложенные мероприятия эффективны и могут быть использованы в практической деятельности КФУ.
В первой главе работы были проанализированы теоретические аспекты трудоустройства выпускников экономических направлений на рынке труда.
Проведенный анализ выявил, что помимо повышения качества образования, необходимо бороться с оторванностью системы образования от рынка труда. У работодателей отсутствуют четкие представления о компетенциях соискателей на вакантные позиции; не представлена структурированная модель компетенций выпускников вузов, соответствующая сегодняшним требованиям работодателей и, соответственно, нет понимания уровней сформированности этих компетенций; наблюдается отсутствие заинтересованности и участия самих выпускников в этом процессе. Существующие проблемы на рынке труда молодых специалистов требуют законодательных и иных мер как в целом в экономике, так и в сфере образования. Для этого следует проводить совместную работу учебных заведений и предприятий-работодателей по подготовке стандартов профессионального образования.
Помимо этого, в решении проблем трудоустройства российских выпускников экономических вузов поможет опыт зарубежных стран, который показывает, что центральным звеном системы регулирования процессов на рынке труда, в том числе выпускников вузов является государственная служба занятости. В свою очередь и студенты не должны оставаться в стороне от данного вопроса, у них должно присутствовать большее стремление к получению и совершенствованию качественных знаний и навыков в профессиональной сфере.
Во второй главе выпускной магистерской диссертации было проведено исследование трудоустройства выпускников экономических направлений высших учебных заведений: проведен мониторинг рынка труда выпускников экономических направлений вузов в Российской Федерации и Республике Татарстан, исследованы формы и методы трудоустройства выпускников в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», дана оценка потенциала выпускников экономических направлений в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Было выявлено то, что несколько преждевременно говорить о непопулярности у абитуриентов или невостребованности работодателями выпускников экономических специальностей на отечественном рынке труда. Повысить же интерес к укрупненной группе специальностей 38.00.00 «Экономика и управление» возможно благодаря постоянному мониторингу кадровых запросов со стороны работодателей, активизации вузами профориентационной работы среди абитуриентов, учету профстандартов при разработке учебных планов и формировании ОПОП.
Рассмотренные формы и методы трудоустройства выпускников КФУ не являются исчерпывающими, так в вузе ведется постоянная работа по их совершенствованию, что, несомненно, способствует непрерывному повышению эффективности данного вида деятельности исследуемого образовательного учреждения. КФУ использует как собственные инновационные наработки по трудоустройству выпускников, так и применяет успешный опыт, имеющийся в этой области у других отечественных и зарубежных вузов.
Согласно результатам исследования большая часть из 22 выявленных приоритетных компетенций относится к soft skills - надпрофессиональным компетенциям выпускника вуза, формирование которых не предусмотрено ни в ПК ФГОС ВО, ни ТФ профстадартов. При этом, согласно результатам проведенного исследования работодатели при приеме на работу молодых специалистов приоритет отдают именно soft skills, а не hard skills.
В третьей главе магистерской диссертации предложены рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовленности выпускников экономических направлений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» с учетом потребностей рынка труда: разработан проект «Центр развития карьеры» и дана оценка предложенных рекомендаций.
Оценка потенциала выпускников экономических направлений в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» выявила что:
- трудовой потенциал выпускника вуза - это мера и качество совокупной готовности выпускника к практической (трудовой) деятельности;
- степень готовности выпускника к труду - это количественная величина, складывающаяся из набора сформированных у выпускника востребованных работодателями совокупности компетенций (soft & hard skills);
- качество подготовленности выпускника к работе зависит от требований заинтересованных сторон: работодателя, государства, вуза и самого выпускника;
- спрос на выпускников на рынке труда - главный индикатор, свидетельствующий о качестве образования в вузе;
- список из 25 приоритетных компетенций, предъявляемых работодателями к выпускникам экономических направлений вузов, был составлен основе результатов собственного исследования, а также проведенного вторичного анализа современных зарубежных и отечественных исследований имеющихся по данной проблематике и Атласа новых профессий.
Результаты мини-опроса работодателей показали, что:
- в требованиях, предъявляемых к выпускникам вуза, работодатели, наибольший акцент делают на «мягкие» навыки (soft skills) в противовес профессиональным компетенциям (hard skills);
- проведение всех видов практик на базах предприятий является очень эффективным методом трудоустройства для выпускников;
- помимо специализированных сайтов по трудоустройству, форумы, соцсети и кадровых агентств в качестве основного канала поиска кандидатов на вакантные должности работодатели также указали - центры деловой карьеры и трудоустройства вузов.
На основании проведенного исследования разработаны проект «Центр развития карьеры» и предложения по его внедрению в структуру ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Этапы реализации проекта «Центр развития карьеры» выпускников КФУ:
1. Аналитический - сбор и систематизация всех первичных сведений по проекту; постановка цели и определение задач по проекту; оценка трудоемкости проекта и потенциальных рисков в его реализации.
2. Организационный - разработка локально-нормативные правовых актов; координация действий всех участников проекта на данном этапе.
3. Практический - запуск работы Центра и регулярный мониторинг эффективности его деятельности; подключение к проекту новых участников по мере необходимости.
Цель проекта «Центр развития карьеры» выпускников КФУ: формирование благоприятной среды для выявления, оценивания и развития, имеющихся у молодых специалистов ключевых и иных компетенций с целью более эффективного трудоустройства выпускников вуза и как результат способствование улучшению показателей качества образования.
Задачи проекта «Центр развития карьеры» выпускников КФУ: разработать локально-нормативные правовые акты содействующие разработке, в вузе создать функционирующую вкладку Центра на официальном сайте вуза и наполнить ее актуальным контентом; разработать основные направления деятельности Центра.
Ожидаемые эффекты от реализации проекта «Центр развития карьеры» выпускников КФУ: личностный, образовательный, социально-воспитательный, экономический.
Оценка эффективности внедрения проекта «Центр развития карьеры» по трудоустройству выпускников ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» показала, что предложенные мероприятия эффективны и могут быть использованы в практической деятельности КФУ.
Подобные работы
- СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Система высшего образования и предложения по совершенствованию ее образовательных элементов (на примере ФГАОУ ВО «Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Повышение конкурентоспособности образовательной организации (на примере ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Востребованность выпускников, обучающихся по направлению управление персоналом на рынке труда
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Управление качеством образования в ВУЗе
на примере Института Управления, Экономики и Финансов
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА К(П)ФУ)
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2013 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА С УЧЁТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СПЕЦИФИКИ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Кадровый потенциал региона: условия и механизмы развития
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Кадровый потенциал региона: условия и механизмы развития
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017



