Введение 4
1. Теоретические аспекты в изучении значения HR-бренда на рынке труда 9
1.1 Теоретические подходы к рассмотрению рынка труда в
современной экономике 9
1.2 Сущность и значение HR-бренда в регулировании спроса на
рынке труда 17
1.3 Опыт зарубежных компаний в формировании успешной
стратегии HR-брендинга 26
1.4 Методы исследования оценки эффективности мероприятий по
формированию HR-бренда 30
2. Оценка системы формирования и развития HR-бренда
организации на примере ПАО «СОВКОМБАНК» 40
2.1 Краткая характеристика деятельности ПАО «СОВКОМБАНК» 40
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО «СОВКОМБАНК» 45
2.3 Анализ опыта формирования и продвижения HR-бренда на
рынке труда в деятельности ПАО «СОВКОМБАНК» 51
3. Совершенствование системы формирования и позиционирования
HR-бренда ПАО «СОВКОМБАНК» 70
3.1 Проблемы развития рынка труда в банковской сфере в
российской экономике 70
3.2 Рекомендации по формированию и позиционированию HR-
бренда ПАО «СОВКОМБАНК» 76
Заключение 86
Список использованных источников и литературы 90
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в экономике страны, всегда оказывают влияние на рынок труда. Рынок труда - это среда, в которой формируется спрос на рабочую силу и предложение труда. На сегодняшний день процессы поиска и отбора сотрудников, формирования предложения со стороны работодателя и отклик на него со стороны потенциальных сотрудников значительно проще технологически, чем какое-то время назад до появления электронных ресурсов. Однако это приводит к высокой степени информированности о деятельности организации среди компаний-конкурентов и потенциальных сотрудников.
Персонал является неотъемлемой частью любой организации, т.к. любая организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Многие работодатели до сих пор не уделяют должного внимания развитию своего персонала и улучшению условий труда, не говоря уже о выстраивании системы мотивации. Результатом этого является высокая текучесть кадров, а отдел персонала вынужден вновь и вновь вкладывать средства в подбор персонала и использовать устаревшие схемы и программы по управлению персоналом из-за нехватки времени на формирование и обновление стратегии под актуальные потребности организации.
Спрос на труд со стороны работодателя может изменяться под влиянием множества причин, среди которых в последние годы HR-бренд работодателя начинает играть все большую роль. Под HR-брендом подразумевается одна из граней корпоративного бренда компании. Он ориентирован как на сотрудников, которые в компании уже работают, так и на рынок труда, на потенциальных кандидатов. Основная специфика построения HR-бренда - трансляция преимуществ той или иной компании именно как места работы.
Анализируя уровни предложения работодателей и зарплатные ожидания кандидатов, эксперты кадрового центра «ЮНИТИ» выделили набирающую актуальность тенденцию: компании с сильным HR-брендом имеют возможность экономить на заработной плате сотрудников, в то время как фирмы с плохой репутацией вынуждены переплачивать за персонал.
Сильный HR-бренд это реальная экономия на заработной плате специалистов и (что порой важнее) возможность быстро привлекать с рынка наиболее качественных профессионалов.
К примеру, в компании Эльдорадо по причине высокой текучести персонала было принято решение разработать HR-инструмент, ориентированный на снижении текучести. Цель проекта заключалась в подборе самых успешных и эффективных кандидатов, повышении эффективности продаж и снижении текучести персонала на ранних стадиях, посредством усиления HR-бренда компании. По оценке аналитиков компании, снижение текучести персонала на 10% даст около 0,8% прироста выручки, а в рамках данной компании - это 1 млрд. руб. дополнительной выручки.
Выше сказанное определяет актуальность данной работы.
Степень научной разработанности проблемы исследования представляется двумя группами источников.
К первой группе относится труды по общим вопросам HR-бренда и имиджа работодателя таких ведущих ученых как: А.Я. Кибанов , А.Н. Игнатенко , А.В. Довжик , Байдина Е.А.
Вторая группа представлена трудами по исследованию значения HR- бренда в системе управления персоналом. Во многих подобных исследованиях авторами предлагаются различные инструменты и модели оценки эффективности HR-бренда работодателя. В этой связи необходимо отметить таких авторов как: Б. Минчингтон5, Р. Мансуров6, Д.Г. Кучеров и Е.К. Завьялова , З.В. Криницына , Н. Осовицская и др.
Проблемой формирования HR-бренда российские исследователи начали интересоваться с 2000-х гг., но труды пока представлены только на уровне научно-популярной литературы (Н. Осовицкая, Р.Е. Мансуров), которая представляет практический интерес в первую очередь для руководителей организации. Зарубежные исследователи несколько раньше увидели и почувствовали необходимость в изучении понятия бренда работодателя. С начала 1990-х годов С. Бэрроу считается создателем термина «бренд работодателя».
Целью исследования является анализ значения HR-бренда работодателя и его воздействие на спрос на рынке труда.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические подходы к рассмотрению рынка труда в современной экономике;
- изучить сущность и значение HR-бренда, его влияние на спрос на рынке труда, а также методы исследования оценки эффективности мероприятий по его формированию;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ПАО «СОВКОМБАНК»;
- проанализировать систему формирования и продвижения HR- бренда на рынке труда в деятельности ПАО «СОВКОМБАНК»;
- исследовать проблемы развития рынка труда в банковской сфере
современной экономике;
- разработать рекомендации по формированию и позиционированию HR-бренда ПАО «СОВКОМБАНК»;
Объектом исследования является HR-бренд работодателя.
Предметом исследования является воздействие HR-бренда работодателя на спрос на рынке труда.
Теоретическая и методологическая базу составили подходы к определению HR-бренда (С. Бэрроу Р. Мосли, Б. Минчингтон, О. Бруковская и Н. Осовицкая и др.). В основу магистерской диссертации легли труды специалистов по HR-брендингу, включая учебники, статьи, а также электронные публикации. В качестве базы данных использовались данные с официального сайта ПАО «СОВКОМБАНК». В исследование вошли данные, полученные в результате применения методов сбора и анализа информации. Среди данных методов следует выделить: включенное наблюдение, анализ документов и вторичных источников, исследование уровня принадлежности сотрудников ПАО «СОВКОМБАНК» к компании и готовность рекомендовать его в качестве работодателя друзьям и родственникам, синтез и сопоставление полученных данных с конкретными практическими рекомендациями.
Научная новизна диссертационного исследования. Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных изучению HR-бренда работодателя, исследование воздействия HR-бренда работодателя на спрос на рынке труда недостаточно изучено в условиях современной российской экономики, в чем и состоит научная новизна. Часть работ носит лишь теоретический характер, а большинство практических работ посвящены инструментам HR-брендирования.
Обосновано также, что изменение HR-бренда работодателя меняет структуру спроса и уровень требуемых компетенции со стороны работодателя на рынке труда.
Определено, что формирование эффективного HR-бренда работодателя на рынке труда уменьшает текучесть кадров в организации и оказывает положительное влияние на эффективность функционирование организации в целом.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по развитию HR-бренда ПАО «СОВКОМБАНК», которые могут быть реализованы на практике и обеспечат укрепление конкурентоспособности банка, как работодателя, что в свою очередь, принесет положительный экономический эффект.
Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 1 статье с общим объемом 5 п.л., рекомендованных в ВАК.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, 6 таблиц и 8 рисунков по тексту, 4 приложений, списка использованных источников и литературы, включающего 50 наименований. Работа изложена на 89 страницах машинописного текста.
В современных экономических условиях главное понятие, присутствие которого ощущается все острее - конкуренция. Основной источник долгосрочного конкурентного преимущества любой организации - ее сотрудники - человеческий ресурс. Анализ рынка показывает, что на сегодняшний день усилия работодателей направлены на переподготовку и повышение квалификации только высококвалифицированных и ценных работников. В связи с этим актуально для компаний является разработка и развитие бренда работодателя, т.к. он позволяет быстрее и с меньшими затратами привлекать квалифицированных кандидатов, эффективнее вовлекать и мотивировать сотрудников, а также удержать ценных сотрудников.
Приоритеты и критерии в выборе работы отличались от поколения к поколению. В современных условиях потенциальным сегментом рынка труда является поколением Z и Y. Несмотря на то, что между поколением Z и Y нет четкого разграничения, оба они являются наиболее сильными приверженцами HR-бренда компании, различия видны в некоторых ценностях и целях, которые преследуют представители этих поколений. Развитие брендинга не должно останавливаться, а наоборот, идти в ногу со временем, прислушиваясь к своей целевой аудитории. Ведь от способов продвижения своего бренда и использования новых трендов, зависит количество и качество потенциальных сотрудников, при нынешней конкуренции между компании, это просто необходимо.
«Борьба» за таланты усиливается с каждым днем. Конкуренция финансовых компаний и необходимость выживания и развития в непростых экономических условиях будут усиливать их спрос на квалифицированных, профессиональных специалистов. «Разумное» управление человеческим потенциалом и «грамотное» удержание человеческого ресурса позволяет сформировать большой «задел» перед конкурентами, поэтому компании всегда находятся в поисках пула талантливых сотрудников. Из этого следует, что одна из самых трудных задач - привлечение рабочей силы, но немаловажно при этом сохранить уже работающих в компании сотрудников. Подходящий способ для этого - формирование HR-бренда организации.
HR-бренд - это совокупность материальных и нематериальных атрибутов компании как работодателя, сложившихся в сознании общественности, направленных на привлечение квалифицированных трудовых ресурсов и позволяющих ей выделяться среди конкурентов. Эффективной эта стратегия оказывается только тогда, когда внутренняя репутация компании среди сотрудников сочетается с внешним предложением, формируемым работодателем.
В рамках данной работы мы изучили основные инструменты формирования внешнего и внутреннего HR-бренда и каналы коммуникации, которые используются одним из банков. Объектом исследования являлся ПАО «СОВКОМБАНК» - один из крупных банков в России.
ПАО «СОВКОМБАНК» занимает высокие рыночные позиции, адекватными оценками ликвидности и качества активов, а также умеренно сильным уровнем достаточности капитала
Во второй главе проанализировав инструменты формирования и продвижения HR-бренда ПАО «СОВКОМБАНК» за период 2015-2017 гг. можно сделать вывод о том, что компания больше продвигала внутренний HR- бренд, чем внешний. Однако существующих мероприятий HR-брендинга недостаточно для эффективного взаимодействия с внешней аудиторией, так как многие компании используют все более совершенные методы для привлечения внимания потенциальных соискателей.
На основе анализа ситуации ПАО «СОВКОМБАНК» нами были выявлены следующие проблемы:
- Высокий уровень текучести персонала.
- Необходимость в привлечении в организацию наиболее высококвалифицированных специалистов.
- Недостаточное использование внешних инструментов HR-брендинга ПАО «СОВКОМБАНК».
Мы предлагаем запустить творческий конкурс научных студенческих работ в области экономики и финансов - «СОВКОНКУРС научных работ для студентов», также создать и запустить интернет-приложение «СОВКОМ- ВИКТОРИНА», доступное для скачивания в AppStore и Google Play, с возможностью использования с компьютера или мобильного приложения. Рассчитанный эффект от реализации данных мероприятий для банка будет составлять 9 млн. руб., тогда эффективность предлагаемых мероприятий 1,03.
Также ожидаемыми результатами реализации данных проектов являются привлечение более квалифицированных, талантливых, замотивированных работников, рост популярности сайта о работе ПАО «СОВКОМБАНК», рост узнаваемости бренда, формирование внешнего кадрового резерва, увеличение поступающих резюме от кандидатов, уменьшение стоимости подбора (ведь подбор через собственный корпоративный сайт дешевле, чем в специальных сайтах по поиску работы), рост прибыли банка.
Таким образом, компания, внедряя эффективный инструмент HR- брендинга, во-первых, изменяют свою структуру спроса на работников т.к. претендует на привлечение в компанию наиболее высококвалифицированных специалистов, во-вторых, за счет уменьшения текучести кадров и привлечения наиболее квалифицированных работников - компания уменьшает общий размер своего спроса на труд. При этом высококвалифицированный работник увеличивает общую эффективность (прибыльность) компании, а это в свою очередь позволяет использовать более эффективные инструменты найма, адаптации и повышения квалификации сотрудников.
Таким образом, была достигнута цель магистерской диссертации - было изучена влияние HR-бренда работодателя на спрос на рынке труда. К настоящему моменту руководство компании ознакомлено с результатами проведенных исследований, а также предложенными рекомендациями. Было предложено разместить рекомендации в конкурсе «Банк Идей».
1. Батракова, Л. Г. Экономический анализ деятельности
коммерческого банка / Л.Г. Батракова. - М.: Логос, 2018. - 617 с.
2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг: пер. с англ. 4-е изд. - М.: Дело Лтд, 1994. - 720 с.
3. Карлик, М. А. Основы финансового учета и анализа. / М.А. Карлик. - М.: СИНТЕГ, 2017. с. 240.
4. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. Под ред. Кибанова А.Я. 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Логос, 2010. - 695 с
5. Минчингтон, Б. HR-бренд: как стать лидером. Строим компанию мечты: перевод с английского / Б. Минчингтон. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. - с. 279.
6. Осовицкая, Н. HR-брендинг: Лучшие практики десятилетия. / Н. Осовицкая. - СПб.: Издательство «Питер», 2016. - 496 с.
7. Осовицкая, Н. HR-брендинг. Работа с поколением Y, новые инструменты для коммуникации, развитие корпоративной культуры и еще 9 эффективных практик. / Н. Осовицкая. - СПБ.: Питер, 2015. - 304 с.
8. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики: Петти, Смит, Рикардо. / А. Смит. - М.: Эконов- Ключ, 1993. - 475 с.
9. Байдина, Е.А. Создание привлекательного бренда компании- работодателя / Е.А. Байдина // УЭкС. - 2017. - №4 (98). - С. 63-66.
10. Борисов, И.А., Шарапова Н.В., Лагутина Е.Е. Особенности российского рынка труда как фактор, определяющий механизм подстройки в условиях экономического кризиса / И.А. Борисов, Н.В. Шарапова, Е.Е. Лагутина // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 12-1 (77-1). - С. 812-815.
11. Громова, Н.В. HR-брендинг в обеспечении конкурентоспособности компаний / Н.В. Громова // Современная конкуренция. - 2016. - №1 (55). - С. 46-52.
12. Довжик, А.В. Бренд работодателя в системе социально-трудовых отношений / А.В. Довжик // Вестник ГУУ. - 2015. - №12. - С. 112-118.
13. Жураховская, И.М., Шолотонова, Е.С. Особенности продвижения HR-бренда в социальных медиа / И.М. Жураховская, Е.С. Шолотонова // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. - 2018. - №2. - С. 44-51.
14. Зеленова, О.И., Просвиркина Е.Ю. Влияние внешней среды на практики управления человеческими ресурсами в российском банковском секторе / О.И. Зеленова, Е.Ю. Просвиркина // Менеджмент и бизнесадминистрирование. - 2016. - № 2. - С. 168-171.
15. Игнатенко, А.Н. HR-брендинг как одно из важнейших направлений развития компании / А.Н. Игнатенко // Инновационная наука. - 2016. - №1-3 (13). - С. 75-79.
16. Колоколова, Л. А. Особенности восприятия HR-бренда различными поколениями / Л. А. Колоколова // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 442-444.
17. Криницына, З.В. Управление персоналом в организации на основе системы HR-брендинга / З.В. Криницына // Вестник науки Сибири. - 2016. - №4 (10). - С. 85
18. Кучеров, Д.Г. Бренд работодателя в системе управления человеческими ресурсами организации / Д.Г. Кучеров, Е.К. Завьялова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. - 2015. - Вып.
4. - С. 26.
19. Несоленая, О.В., Агишева А.В., Кулеша Э.В. Особенности формирования HR-бренда современной финансовой организации: российский и зарубежный опыт / О.В. Несоленая, А.В. Агишева, Э.В. Кулеша // Молодой ученый. - 2015. - №22. - С. 453-459.
20. Рацлаф, А.А., Седова А.В. Теоретические подходы к исследованию рынка труда / А.А. Рацлаф, А.В. Седова // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 164-166.
21. Саркисян, И.С. Актуальные тенденции HR-брендинга в практике зарубежных компаний / И.С. Саркисян // Вестник РГЭУ РИНХ. - 2015. - №4 (48). - С. 85-90.
22. Токарева, Е.Г., Беркутова Е.А. Влияние бренда работодателя на результаты деятельности компании / Е.Г. Токарева, Е.А. Беркутова // КЭ. -
2016. - №12. - С. 36-43.
23. Хромова, С.А., Федотова, М.А. Система раннего профессионального ориентирования и вовлечения школьников как элемент социально-экономического механизма управления брендом работодателя организации / С.А. Хромова, М.А. Федотова // Московский экономический журнал. - 2018. - №5 (2). - С. 199-208.
24. Царева, Н.А., Колоколова, Л.А. Инновационный подход к управлению человеческими ресурсами: концепция "бренд работодателя" / Н.А. Царева, Л.А. Колоколова // АНИ: экономика и управление. - 2017. - №2 (19). - С. 354-358.
25. Borodai, V. BRAND OF THE EMPLOYER AS DNA OF CORPORATE CULTURE OF SERVICE COMPANY / V. Borodai // European research. - 2017. - №1 (24). С. 26-31.
26. Мансуров Р. Как оценить эффективность HR-брендинга в
компании / Р. Мансуров // Электронный журнал HRMagazine и HR-блоги. - Официальный сайт. - режим доступа:
http://www.hrm.ua/artide/kak_ocenit_j effektivnost_HRbrendinga_kompanii, свободный. (дата обращения 10.10.2018)
27. Погодина Г. Оценка эффективности программы адаптации / Г. Погодина // Электронный журнал «Все для кадровика. - Официальный сайт. - режим доступа: https://e.vsekadrovik.ru/artide.aspx?aid=418908, свободный. (дата обращения 10.10.2018)
28. Филина Ф. Семь итогов 2018 года для банков и их клиентов
[Электронный ресурс] // FORBES.RU - Forbes - американский финансовоэкономический журнал. - Электрон. дан. - URL: http://www.forbes.ru/finansy-i- investicii/370529-sem-itogov-2018-goda-dlya-bankov-i-ih-klientov, (дата
обращения 20.12.2018). - Загл. с экрана.
29. Почему стоит работать в Danon Россия [Электронный ресурс] // DANONE.RU - Danon представительство в России. - Электрон. дан. - URL: http://www.danone.ru/career.html, (дата обращения 20.12.2018). - Загл. с экрана.
30. О нас - О нашей компании [Электронный ресурс] // PMI.COM - Филип Моррис Интернэшнл. - Электрон. дан. - URL: https://www.pmi.com/markets/russia/ru/about-us/about-us-russia, (дата обращения
20.12.2018) . - Загл. с экрана.
31. Какой метод выбрать, чтобы показать эффективность работы HR-
службы [Электронный ресурс] // E.HR-DIRECTOR.RU - HR-Сообщество и публикации. - Электрон. дан. - URL: https://e.hr-director.ru/article.aspx?aid=285626, (дата обращения 10.10.2018). - Загл. с экрана.
32. Как оценить эффективность HR-брендга? [Электронный ресурс] // HR-PORTAL.RU HR - Сообщество и публикации. - Электрон. дан. - URL: https http://hr-portal.ru/blog/kak-ocenit-effektivnost-hr-brendinga, (дата обращения
10.10.2018) . - Загл. с экрана.
33. История банка [Электронный ресурс] // SOVCOMBANK.RU -
«Совкомбанк» - коммерческий банк. - Электрон. дан. - URL:
https://sovcombank.ru/about/history/, (дата обращения 15.11.2018). - Загл. с экрана.
34. О банке [Электронный ресурс] // SOVCOMBANK.RU -
«Совкомбанк» - коммерческий банк. - Электрон. дан. - URL:
https://sovcombank.ru/about/, (дата обращения 15.11.2018). - Загл. с экрана.
35. Годовой отчет ПАО «Совкомбанк» 2017 год [Электронный ресурс]
// SOVCOMBANK.RU - «Совкомбанк» - коммерческий банк. - Электрон. дан.
-URL:
https: //sovcombank.ru/upload/documents/informaciya_emitenta/Godovoy_2017 .pdf, (дата обращения 15.11.2018). - Загл. с экрана.
36. Годовой отчет ПАО «Совкомбанк» 2016 год [Электронный ресурс] // SOVCOMBANK.RU - «Совкомбанк» - коммерческий банк. - Электрон. дан. -URL:
https: //sovcombank.ru/upload/documents/informaciya_emitenta/Godovoy_2016 .pdf, (дата обращения 15.11.2018). - Загл. с экрана.
37. Годовой отчет ПАО «Совкомбанк» 2015 год [Электронный ресурс] // SOVCOMBANK.RU - «Совкомбанк» - коммерческий банк. - Электрон. дан. -URL:
https://sovcombank.ru/upload/documents/informaciya_emitenta/Godovoy_2015.pdf, (дата обращения 15.11.2015). - Загл. с экрана.
38. Кредитные рейтинги [Электронный ресурс] // SOVCOMBANK.RU - «Совкомбанк» - коммерческий банк. - Электрон. дан. - URL: https://sovcombank.ru/about/ratings/, (дата обращения 15.11.2018). - Загл. с экрана.
39. ПАО «Совкомбанк» [Электронный ресурс] // SUPERJOB.RU - Портал поиска работы и сотрудников SUPERJOB. - Электрон. дан. - URL: https://www.superjob.ru/clients/pao-sovkombank-633788.html,. (дата обращения
20.12.2018) . - Загл. с экрана.
40. Лучшие работодатели в ИТ 2018: ежегодный рейтинг «Моего круга» [Электронный ресурс] // MOIKRUG.RU - Работа в ИТ индустрии - Мой Круг. - Электрон. дан. - URL: https://moikrug.ru/info/ratings, (дата обращения
20.12.2018) . - Загл. с экрана.
41. Победители InterComm 2018 [Электронный ресурс] // INTERNAL- COMMUNICATOR.RU - Премия InterComm. - Электрон. дан. - URL: http://internal-communicator.ru, (дата обращения 20.12.2018). - Загл. с экрана.
42. Опубликован «рейтинг работодателей [Электронный ресурс] / Сайт по поиску работы и сотрудников HEADHANTER. - Электрон. дан. - URL: https://ufa.hh.ru/article/306508, (дата обращения 20.12.2018). - Загл. с экрана.
43. Искусственный интеллект в банковском секторе. [Электронный ресурс] // RAEXPERT.RU - Рейтинговое агентство «Эксперт Ра». - Электрон. дан. - URL: https://raexpert.ru/researches/banks/bank_ai2018, (дата обращения
20.12.2018) . - Загл. с экрана.
44. Библиотека HEADHANTER [Электронный ресурс] // HH.RU - Сайт по поиску работы и сотрудников HEADHANTER - Электрон. дан. - URL: https://ufa.hh.ru/article/21889, (дата обращения 20.12.2018). - Загл. с экрана.
45. Обзор банковского сектора за 1-е полугодие 2018 года: риски в
розницу. [Электронный ресурс] // RAEXPERT.RU - Рейтинговое агентство «Эксперт Ра». - Электрон. дан. - URL:
https://raexpert.ru/researches/banks/bank_sector_1h2018, (дата обращения
20.12.2018) . - Загл. с экрана.
46. Опубликован «рейтинг работодателей [Электронный ресурс] // HH.RU - Сайт по поиску работы и сотрудников HEADHANTER - Электрон. дан. - URL: https://ufa.hh.ru/article/306508, (дата обращения 20.12.2018). - Загл. с экрана.
47. HeadHunter: «Рейтинг работодателей России - 2017» [Электронный
ресурс] // HH.RU - Сайт по поиску работы и сотрудников HEADHANTER - Электрон. дан. - URL: https://ufa.hh.ru/article/306508, (дата обращения
20.12.2018) . - Загл. с экрана.
48. Исследования [Электронный ресурс] // CSR.RU - Центр стратегических разработок - Электрон. дан. - URL: https://www.csr.ru/issledovaniya/, (дата обращения 20.12.2018). - Загл. с экрана.
49. Будущее рабочих мест. Главное из отчета Всемирного экономического форума [Электронный ресурс] // WEFORUM.ORG - Центр Стратегических Исследований «Платформа 21» - Электрон. дан. - URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2018.pdf, (дата обращения
10.10.2018) . - Загл. с экрана.
50. Модели HR-бренда [Электронный ресурс] // STUDWOOD.RU - Учебные материалы онлайн - Электрон. дан. - URL:
https://studwood.ru/517507/menedzhment/modeli_brenda, (дата обращения
10.10.2018) . - Загл. с экрана.