Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения интеллектуального и творческого потенциала старшеклассников 6
1.1. Творческий и интеллектуальный потенциал в психолого-
педагогической литературе 6
1.2. Личностные черты и творческий потенциал 15
1.3. Психологические особенности старшеклассников 19
Выводы по первой главе 25
Глава II. Эмпирическое исследование влияния личностных черт на развитие интеллектуального и творческого потенциала старшеклассников . 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 32
2.3. Практические рекомендации по развитию интеллектуального и
творческого потенциала учащихся старших классов 40
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
В современных условиях творческая личность становится востребованной, обществом на всех ступенях ее развития. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Современный образовательный процесс нацелен на развитие интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения. Юношеский возраст характеризуется периодом проявления интеллектуально-творческой деятельности.
Творческий потенциал это структурированная система, представляющая собой способность к творческой деятельности. Интеллектуальный потенциал - готовность к осуществлению интеллектуальной деятельности. Ряд исследователей (Л.М. Закирова, Е.В. Колесникова, В.Г. Рындак) творческий потенциал видят в основе проявления творческих компонентов интеллектуальной деятельности. Понятие «потенциал» и используется в науке предельно широко, как равнозначное понятие возможности, ресурсу, а иногда — способности. Так или иначе, но в научной литературе практически не оспаривается взаимосвязь между творческими и интеллектуальными способностями.
Несмотря на большое количество исследовательских работ посвященных различным аспектам проблемы соотношения интеллекта и способностей, все же недостаточно исследована проблема интеллектуально-творческого потенциала, влияния личностных черт на его развитие. Этим и определяется актуальность темы исследования.
Цель - исследовать влияние личностных черт на развитие интеллектуального и творческого потенциала старшеклассников.
Объект исследования - интеллектуальный и творческий потенциал старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные подходы к исследованию интеллектуального и творческого потенциала в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить личностные черты, детерминирующие творческие способности.
3. Рассмотреть психологические особенности в юношеском возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование интеллектуального и творческого потенциала старшеклассников и выявить личностные черты способствующие проявлению потенциала.
5. Разработать практические рекомендации по повышению интеллектуального и творческого потенциала старшеклассников.
Гипотеза исследования: Существует зависимость между интеллектуальным и творческим потенциалом и психологическими особенностями личности старшеклассников.
В работе были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; тестирование; обработка и интерпретация полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы в области исследования интеллектуальных и творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, P.M. Грановская и др.) в области исследования интеллектуального и творческого потенциала личности (И.А. Мартынюк, А.М. Матюшкин, А.С. Седунова, Д.В. Ушаков); особенности личностного развития старшеклассников (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон, Э. Эриксон и т.д.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами, психологами при организации занятий и составлении коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие творческого потенциала учащихся.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В научной литературе развитие творческой личности и реализация интеллектуального и творческого потенциала являются актуальной проблемой, особенно в юношеском возрасте. На сегодняшний день отсутствует единое мнение по содержанию понятия интеллектуального потенциала и творческого потенциала.
Интеллект и творчество взаимосвязаны, но на проявление творческих способностей оказывают влияние еще и личностные черты.
Потенциал определяется через готовность к осуществлению разных видов деятельности и через возможность достижения прогнозируемых уровней личностного развития.
Творческий потенциал представляет собой структурированную систему, представляющую собой способность к творческой деятельности. Интеллектуальный потенциал - готовность к осуществлению интеллектуальной деятельности.
Особенностью интеллектуально-творческого потенциала в научной литературе называют развитое чувство нового, высокую степень развития мышления, его гибкость, не стереотипность и оригинальность, способность быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности.
Исследование интеллектуального и творческого потенциала осуществлялось с помощью следующих методик: 16 - факторный личностный опросник Р. Б. Кеттела (16-ФЛО-105-С), методика Г. Айзенка «Определение общих способностей», диагностика творческого потенциала.
Проведенное исследование показало, что для процесса генерации творческих идей необходимы развитые качества, такие как критичность, склонность к объективности (фактор А), импульсивность, экспрессивность (фактор F), склонен к анализу, интеллектуальный подход к оценке ситуации (фактор N), уверенность в себе и своих способностях (фактор О), критичность мышления, аналитичность (фактор Q1), целенаправленность, сильная воля, высокий самоконтроль своего поведение и эмоций (фактор Q3).
Таким образом, эмпирическое исследование показало, что существует взаимосвязь между интеллектуальным и творческим потенциалом и психологическими особенностями личности старшеклассников.
Цель исследования была достигнута. Гипотеза подтверждена.
1. Абрамова А.А. Исследование "Я-концепции" юношеского
возраста и стилей поведения в конфликтных ситуациях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-ya-kontseptsii-yunosheskogo- vozrasta-i-stiley-povedeniya-v-konfliktnyh-situatsiyah (дата обращения:
19.04.2019.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург : Деловая книга, 2008. - 704 с.
3. Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - N 2(16). URL: http://psystudy.ru 4
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М. :Директ-Медиа, 2008. - 406 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб. : Питер,2002. - 288 с.
6. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977
7. Батищев К. С. Введение в диалектику творчества. - СПб., 2007. -
464с.
8. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М. : Академия, 2002. - 320 с.
9. Богоявленская Д. Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2004. -
Т.1. - № 2. - С. 54-65.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М. : Изд-во МПСИ; - Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.
11. Веретенникова Л.К. Психолого-педагогические основы экспериментальной работы в образовательном учреждении. - М. : РИЦ МГОПУ им. Шолохова, 2004. - 194 с.
12. Глушко Н.В. Творческий потенциал как фактор социальнопсихологической адаптации молодежи в меняющихся экономических условиях Омской области : монография / Н. В. Грушко, С. В. Чернобровкина. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. - 98 с.
13. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Харвест, 2009. - 976 с.
14. Грановская P.M. Творчество и конфликт в зеркале психологии. - СПб. : Речь, 2006. - 416 с.
15. Грецов А.Г. Тренинг креативности. - СПб. : Питер, 2007. - 98 с.
16. Грушко Н.В., Чернобровкина С.В. Творческий потенциал как фактор социально-психологической адаптации молодежи в меняющихся экономических условиях Омской области : монография. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. - 98 с.
17. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 368 с.
18. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - СПб. : Питер, 2010. - 592 с.
19. Ершова Л. В. Особенности реализации стремления к значимости в саморегуляции творческой активности старших школьников // Материалы XXXIII региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Менделеевские чтения». - Тобольск: Изд-во ТГПИ, 2002.
20. Кон И.С. Дружба. - СПб. : Питер., 2004. - 336 с.
21. Крайг Д. Психология развития. - СПб. : Питер, 2004. - 940 с.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.
23. Кулюткин Ю.Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара : СамГПУ, 2008. - 400 с.
24. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М., 1993.
25. Мартынюк И.А. Творческий потенциал инженера: Условия и факторы реализации. - Киев: Знание, 1988. - 16 с.
26. Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. - М. : Академический проспект. 2004. - 560 с.
27. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 456 с.
28. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1988
29. Пономарев Я. А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. - М.: Наука, 1991. - Т. 12. - № 1. - С. 3-11.
30. Развитие творческой активности школьников. / Под ред.
А.М.Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991
31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999.
32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2001. - 720 с.
33. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Уч. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
34. Седунова А.С. Психолого-акмеологические особенности активизации интеллектуального потенциала студентов вузов : автореф. дисс. . канд. психол. наук. - Ульяновск, 2004. - 27 с.
35. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова, М.С. Гилярова. - М. - Изд-во «Советская энциклопедия», 1981
36. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972. - 275 с.
37. Теплов Б.М. Способности и одаренность: Психология
индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 2007. - 404 с.
38. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. - М.: Институт психологии, 2003. - 262 с.
39. Фельдштейн Д.И. Подростковый возраст как социальноисторическое явление // Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М. , 2005. - С. 126-148.
40. Хапаев М.Х. Развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования // Наука. Инновации. Технологии. № 48. - 2007. - С. 169-173.
41. Холодная М.А. Теория интеллекта Б.Г.Ананьева: ретроспективный и перспективный аспекты // Психологический журнал. - Т. 28. - №5. - М., 2007. - С.49-60.
42. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2007.
43. Ширяев Е.А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - №14.
44. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 2005. - 560 с.
45. Эриксон Э. Г. Детство и общество; пер. с англ.и науч. ред. А. А. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лет. сад, 2000. - 415 с.
46. Юнг К. Г. Структура психики и проблема индивидуализации. - М., 2006.
47. Яцкова О. Ю. Влияние формирования творческого потенциала на развитие личности старшеклассника // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 162-165. — URL https://moluch.ru/archive/35/4020/ (дата обращения: 18.04.2019).