МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ (АНГЛИЙСКОМУ) ЯЗЫКУ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ 11
1.1 Понятие социокультурного стереотипа в системе научного знания 11
1.2 Методический потенциал английского языка как средства преодоления
национальных социокультурных стереотипов у школьников на уроках английского языка 28
Выводы по Главе 1 36
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 38
2.1 Программа опытно-экспериментальной работы 38
2.2 Технологии, формы, методы преодоления национальных
социокультурных стереотипов у школьников средствами иностранного языка 62
2.3 Оценка результативности опытно-экспериментального исследования
по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников средствами иностранного языка 74
Выводы по Главе 2 88
Заключение 90
Список литературы 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ 11
1.1 Понятие социокультурного стереотипа в системе научного знания 11
1.2 Методический потенциал английского языка как средства преодоления
национальных социокультурных стереотипов у школьников на уроках английского языка 28
Выводы по Главе 1 36
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 38
2.1 Программа опытно-экспериментальной работы 38
2.2 Технологии, формы, методы преодоления национальных
социокультурных стереотипов у школьников средствами иностранного языка 62
2.3 Оценка результативности опытно-экспериментального исследования
по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников средствами иностранного языка 74
Выводы по Главе 2 88
Заключение 90
Список литературы 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Активная интеграция России в единое образовательное пространство, присоединение к Болонскому процессу и последующее принятие модели европейской образовательной системы обусловили появление качественно новой ситуации в системе образования страны, связанной с объективной потребностью общества в квалифицированных кадрах, обладающих не только знаниями одного или нескольких иностранных языков, но и просвещенных в области межкультурной коммуникации. Существовавшая до конца 90-х годов XX века общепринятая концепция «человека ради производства», была вытеснена новой парадигмой «человека существа социального», появившейся ввиду глобальных трансформаций и постепенного приобщения России к европейским общественным стандартам жизни. Другими словами, возникла острая потребность в воспитании в человеке культуры межкультурного общения и формировании личности, которая бы смогла стать полноправным членом поликультурного общества и осуществлять адекватную межкультурную коммуникацию.
Кроме того, благодаря многочисленным исследованиям в области социальной психологии, которыми занимались И.Н. Богомолова, Б.Я. Парыгин, Г.М. Андреева и др., и социолингвистики (О.С. Ахманова, Ю.Д. Дешериев) стало очевидно, что для беспроблемного общения на иностранном языке, необходимо не только уметь правильно оперировать языковым материалом, но и знать, понимать и адекватно реагировать на специфические понятия и особенности реалий, свойственные определенной языковой общности, обладать внеязыковыми знаниями, характеризующими культуру и обычаи представителей изучаемого языка. Незнание таких особенностей может как вызвать недопонимание между коммуникантами, так и стать препятствием к реализации процесса коммуникации в целом. Таким образом, социокультурный компонент языка и его изучение стали актуальным вопросом обсуждения во многих отраслях отечественного научного знания. Особенно большое внимание культурному содержанию в его тесной связи с языком уделяется в процессе обучения иностранным языкам. В данном исследовании нами будет рассмотрена взаимосвязь языка с культурой в контексте школьного уровня образования, что в большинстве своем связано с тем, что базовая культура личности формируется именно на этапе школьного образования, следовательно, от правильного обучения иностранному языку зависит не только формирование языковых компетенций обучающегося, но и его личностные качества как будущего члена социума.
Как уже было сказано ранее, залогом успешной коммуникации как между представителями одной культуры, так и на межкультурном уровне является адекватное взаимопонимание между коммуникантами. Однако, существует ряд факторов, которые могут усложнять или препятствовать процессу коммуникации. Речь идет о таких экстралингвистических факторах, как стереотипы. Зачастую стереотипы ввиду своей эмоционально-оценочной и субъективной природы и обусловленные национальными, психологическими и культурными особенностями человеческого сознания, создают ложные представления о собеседнике и представляемой им культуре, тем самым значительно усложняя процесс межкультурной коммуникации. Проблема социокультурных стереотипов и их роль в процессе межкультурной коммуникации приобретает особую значимость в обучении иностранному языку в контексте школьного образования.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью подробного изучения способов формирования социокультурной языковой компетенции у школьников среднего школьного звена в рамках последних мировых тенденций и развития межкультурных связей. Кроме того, несмотря на очевидный интерес к природе социокультурных стереотипов и их роли в межкультурной коммуникации, до сих пор неизученным остается вопрос о возможных способах преодоления их абсолютной природы и негативного эффекта. В связи с этим возник ряд противоречий, препятствующих формированию социокультурной языковой компетенции у школьников, среди которых противоречия между:
- социально востребованной необходимостью формирования личности школьника, способного осуществлять эффективную межкультурную иноязычную коммуникацию и отсутствием в лингводидактической теории и практике методического инструментария по реализации данной идеи в соответствии с ФГОС ОО для формирования социокультурной компетенции обучающихся;
- существующей потребностью школьников в развитии иноязычной коммуникативной компетенции и недостаточной разработанностью педагогических условий (содержания, форм, методов) для обучения английскому языку в общеобразовательной школе;
- между осознанием необходимости преодоления национальных социокультурных стереотипов в контексте обучения иностранным языкам с позиции межкультурного подхода и недостаточной его реализацией в рамках традиционного школьного образования.
Исследования данных проблем и противоречий, а также поиск возможных путей их решения обусловили выбор темы магистерской диссертации: «Методика преодоления национальных социокультурных стереотипов у школьников при обучении английскому языку».
В качестве объекта исследования выступает методика обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методический инструментарий (содержания, формы и методы) по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников в обучении английскому языку в образовательном пространстве школы.
Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методического инструментария по преодолению национальных социокультурных стереотипов школьников в процессе обучения английскому языку.
Гипотеза исследования.
В основу настоящего исследования была положена гипотеза, согласно которой преодоление национальных социокультурных стереотипов у школьников в процессе обучения английскому языку может быть эффективным, если:
- выявить сущность и специфику национальных социокультурных стереотипов в контексте межкультурного подхода к обучению иностранным языкам;
- разработать программу, по созданию ориентировочной познавательной деятельности по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников в процессе обучения английскому языку;
- определить методический инструментарий (технологии, формы, методы) по обучению английскому языку, основанный на восприятии сложных социальных объектов и явлений, влияющих на формирование ценностных установок и поведения личности школьника;
- выявить критерии преодоления национальных социокультурных стереотипов школьников при их обучении английскому языку;
В процессе достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-методические основы преодоления национальных социокультурных стереотипов школьников;
2. Разработать методический инструментарий по преодолению социокультурных стереотипов у школьников в обучении английскому языку;
3. Выявить педагогические условия преодоления национальных социокультурных стереотипов в контексте обучения английскому языку в общеобразовательной школе и экспериментально доказать их эффективность.
Методологической базой исследования послужили работы, посвященные методике обучения иноязычному общению и преподавания иностранного языка (Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, А.Н. Щукин, С.Г. Тер-Минасова, Н.Д. Гальскова), изучению роли межкультурного подхода в обучении иностранному языку (И.И. Халеева, С.Г. Тер-Минасова, Г.В. Елизарова), системно-структурному подходу (И.Л. Бим), концепции языковой личности (Ю.Н. Караулов), личностнодеятельностному подходу (Л.С. Выготский).
Теоретическое значение для нашей работы имеют труды в области социологии и этносоциологии (Н.В. Уфимцева, E. Vinacke, W. Lippmann), культурологии (Ю.М. Лотман, Е.Ф. Тарасов), работы, рассматривающие в теоретическом и практическом аспекте сущность и роль социокультурных стереотипов в обучении иностранным языкам (Ю.Б. Прохоров, Г.В. Елизарова,
B. Д. Попков, В.А. Гончарова и др.), исследования, посвященные изучению иностранного языка во взаимосвязи с культурой его носителей (Ю.Е. Прохоров, Е.М. Верещагин и Е.Г. Костомаров, В.П. Фурманова, О.Н. Фролова, Г.В. Елизарова, В.В. Сафонова), национальным социокультурным стереотипам и проблемам межкультурной коммуникации (Е.В. Милосердова, Н.Л. Московская, C. Г. Тер-Минасова, О.Р. Бондаренко, А.В. Папикян и др.).
В основе данного исследования лежат различные методы анализа, выявления и обобщения данных, которые были получены в результате исследований ранее проведенных различными учеными. Среди них такие теоретические методы, как гипотетико-дедуктивный и индуктивно-дедуктивный метод, которые позволили осмыслить и обобщить соответствующий теоретический и практический материал, собранный в процессе изучения зарубежной и отечественной психолого-педагогической, научно-методической и социолингвистической литературы по теории и практике обучения школьников. Из эмпирических методов исследования свое применение в диссертации нашли методы педагогического наблюдения, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анкетирование, тестирование; обсервационные технологии, ориентированные на изучение продуктов образовательной деятельности школьников; статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования на разных этапах.
В ходе работы были применены следующие методики, направленные на определение и выявление у обучающихся сформированных стереотипных концептов об английском национальном характере на начальном этапе - методика открытого анкетирования путем открытых безальтернативных вопросов; на конечном этапе - методика «Приписывания качеств» Д. Каца и К. Брейли;
установление этнической идентичности школьников (методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатова, С.И. Рыжова); выявление уровня сформированности социокультурной компетенции у респондентов (анкетный опрос, тестирование, «Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко»).
Этапы исследования. Написание данной магистерской диссертации условно можно поделить на три этапа, на каждом из которых ставились определенные цели и задачи, для достижения которых применялись различные методы научного исследования.
Первый этап (2017 г.). На начальном этапе исследования был проанализирован отечественный и зарубежный опыт обучения иностранным языкам в контексте культуры; проанализированы основные подходы к формированию социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в школе; проведено исследование с применением составленного анкетного опросника, направленного на выявление существующих на исходный момент обучения стереотипных концептов у школьников старшего школьного звена; разработан научный аппарат исследования.
На втором этапе (2018-2019 гг.) выявлены частные черты национальных социокультурных стереотипов в контексте обучения иностранным языкам; рассмотрены различные критерии и классификации стереотипов и выявлена их значимость в межкультурной коммуникации школьников; проанализированы и установлены теоретические основы для дальнейшей разработки методического инструментария по преодолению негативного эффекта социокультурных стереотипов; определены критерии и показатели сформированности социокультурной компетенции у школьников; отобраны материалы, разработано и внедрено учебно-методическое пособие по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников средствами английского языка в пространстве общеобразовательной школы.
На третьем этапе (2018-2019 гг.) произведена обработка полученных результатов, оценены методические преимущества и недостатки разработанного курса, представлены результаты исследования и методические рекомендации по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников на уроках английского языка.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней:
- дополнены сущностно-содержательные характеристики преодоления национальных социокультурных стереотипов в процессе обучения английскому языку;
- выявлены педагогические условия преодоления национальных социокультурных стереотипов в обучении школьников английскому языку в рамках программы общеобразовательного учреждения;
- разработан методический инструментарий (содержания, технологии, формы и методы) по преодолению национальных социокультурных стереотипов, влияющих на формирование ценностных установок и поведения школьников.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования нами был осуществлен всесторонний анализ сущности национальных социокультурных стереотипов как элементов национального самосознания в контексте национальной и мировой культуры; определено значение национального социокультурного стереотипа в процессе обучения иностранным языкам, а также заложены основы для дальнейших исследований, посвященных преодолению социокультурных стереотипов в контексте обучения иностранному языку в образовательном пространстве школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что практические наработки и экспериментальные данные, полученные в ходе исследования могут быть эффективно использованы в рамках преподавания курса английского языка и дополнительных занятий, как основы межкультурной коммуникации, теория и методика обучения иностранному языку школьников, страноведение и др., или использоваться на уроках английского языка в качестве ресурса по повышению социокультурной и межкультурной компетенции у школьников.
Исследование, описанное в данной магистерской диссертации, проводилось на базе учеников 8 классов МБОУ «Рыбно-Слободская средняя общеобразовательная школа №2» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретико-методологические основы преодоления национальных социокультурных стереотипов в процессе обучения школьников английскому языку.
2. Педагогические условия преодоления национальных социокультурных стереотипов, по созданию ориентировочной познавательной деятельности по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников в процессе обучения английскому языку.
Результаты настоящего исследования были апробированы на:
- ежегодной итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (апрель 2018);
- X Международной научно-практической конференции «Вопросы языковой динамики, переводоведения и лингводидактики в когнитивном аспекте» в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева в г. Чебоксары (апрель 2018);
- Международной очно-заочной научно-практической конференции «Вопросы современных научных исследований» г. Омск (март 2019);
- посредством участия в международных программах с участием школьников, являющихся носителями своих национальных культур;
- при оформлении заявок на стипендиальные конкурсы Оксфордского Российского фонда (2017-2018 гг., 2018-2019 гг. (победитель)); и Благотворительного фонда Владимира Потанина (2017-2018 гг., 2018-2019 гг.).
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам соответственно, заключения, списка литературы и приложения.
Кроме того, благодаря многочисленным исследованиям в области социальной психологии, которыми занимались И.Н. Богомолова, Б.Я. Парыгин, Г.М. Андреева и др., и социолингвистики (О.С. Ахманова, Ю.Д. Дешериев) стало очевидно, что для беспроблемного общения на иностранном языке, необходимо не только уметь правильно оперировать языковым материалом, но и знать, понимать и адекватно реагировать на специфические понятия и особенности реалий, свойственные определенной языковой общности, обладать внеязыковыми знаниями, характеризующими культуру и обычаи представителей изучаемого языка. Незнание таких особенностей может как вызвать недопонимание между коммуникантами, так и стать препятствием к реализации процесса коммуникации в целом. Таким образом, социокультурный компонент языка и его изучение стали актуальным вопросом обсуждения во многих отраслях отечественного научного знания. Особенно большое внимание культурному содержанию в его тесной связи с языком уделяется в процессе обучения иностранным языкам. В данном исследовании нами будет рассмотрена взаимосвязь языка с культурой в контексте школьного уровня образования, что в большинстве своем связано с тем, что базовая культура личности формируется именно на этапе школьного образования, следовательно, от правильного обучения иностранному языку зависит не только формирование языковых компетенций обучающегося, но и его личностные качества как будущего члена социума.
Как уже было сказано ранее, залогом успешной коммуникации как между представителями одной культуры, так и на межкультурном уровне является адекватное взаимопонимание между коммуникантами. Однако, существует ряд факторов, которые могут усложнять или препятствовать процессу коммуникации. Речь идет о таких экстралингвистических факторах, как стереотипы. Зачастую стереотипы ввиду своей эмоционально-оценочной и субъективной природы и обусловленные национальными, психологическими и культурными особенностями человеческого сознания, создают ложные представления о собеседнике и представляемой им культуре, тем самым значительно усложняя процесс межкультурной коммуникации. Проблема социокультурных стереотипов и их роль в процессе межкультурной коммуникации приобретает особую значимость в обучении иностранному языку в контексте школьного образования.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью подробного изучения способов формирования социокультурной языковой компетенции у школьников среднего школьного звена в рамках последних мировых тенденций и развития межкультурных связей. Кроме того, несмотря на очевидный интерес к природе социокультурных стереотипов и их роли в межкультурной коммуникации, до сих пор неизученным остается вопрос о возможных способах преодоления их абсолютной природы и негативного эффекта. В связи с этим возник ряд противоречий, препятствующих формированию социокультурной языковой компетенции у школьников, среди которых противоречия между:
- социально востребованной необходимостью формирования личности школьника, способного осуществлять эффективную межкультурную иноязычную коммуникацию и отсутствием в лингводидактической теории и практике методического инструментария по реализации данной идеи в соответствии с ФГОС ОО для формирования социокультурной компетенции обучающихся;
- существующей потребностью школьников в развитии иноязычной коммуникативной компетенции и недостаточной разработанностью педагогических условий (содержания, форм, методов) для обучения английскому языку в общеобразовательной школе;
- между осознанием необходимости преодоления национальных социокультурных стереотипов в контексте обучения иностранным языкам с позиции межкультурного подхода и недостаточной его реализацией в рамках традиционного школьного образования.
Исследования данных проблем и противоречий, а также поиск возможных путей их решения обусловили выбор темы магистерской диссертации: «Методика преодоления национальных социокультурных стереотипов у школьников при обучении английскому языку».
В качестве объекта исследования выступает методика обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методический инструментарий (содержания, формы и методы) по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников в обучении английскому языку в образовательном пространстве школы.
Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методического инструментария по преодолению национальных социокультурных стереотипов школьников в процессе обучения английскому языку.
Гипотеза исследования.
В основу настоящего исследования была положена гипотеза, согласно которой преодоление национальных социокультурных стереотипов у школьников в процессе обучения английскому языку может быть эффективным, если:
- выявить сущность и специфику национальных социокультурных стереотипов в контексте межкультурного подхода к обучению иностранным языкам;
- разработать программу, по созданию ориентировочной познавательной деятельности по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников в процессе обучения английскому языку;
- определить методический инструментарий (технологии, формы, методы) по обучению английскому языку, основанный на восприятии сложных социальных объектов и явлений, влияющих на формирование ценностных установок и поведения личности школьника;
- выявить критерии преодоления национальных социокультурных стереотипов школьников при их обучении английскому языку;
В процессе достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-методические основы преодоления национальных социокультурных стереотипов школьников;
2. Разработать методический инструментарий по преодолению социокультурных стереотипов у школьников в обучении английскому языку;
3. Выявить педагогические условия преодоления национальных социокультурных стереотипов в контексте обучения английскому языку в общеобразовательной школе и экспериментально доказать их эффективность.
Методологической базой исследования послужили работы, посвященные методике обучения иноязычному общению и преподавания иностранного языка (Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, А.Н. Щукин, С.Г. Тер-Минасова, Н.Д. Гальскова), изучению роли межкультурного подхода в обучении иностранному языку (И.И. Халеева, С.Г. Тер-Минасова, Г.В. Елизарова), системно-структурному подходу (И.Л. Бим), концепции языковой личности (Ю.Н. Караулов), личностнодеятельностному подходу (Л.С. Выготский).
Теоретическое значение для нашей работы имеют труды в области социологии и этносоциологии (Н.В. Уфимцева, E. Vinacke, W. Lippmann), культурологии (Ю.М. Лотман, Е.Ф. Тарасов), работы, рассматривающие в теоретическом и практическом аспекте сущность и роль социокультурных стереотипов в обучении иностранным языкам (Ю.Б. Прохоров, Г.В. Елизарова,
B. Д. Попков, В.А. Гончарова и др.), исследования, посвященные изучению иностранного языка во взаимосвязи с культурой его носителей (Ю.Е. Прохоров, Е.М. Верещагин и Е.Г. Костомаров, В.П. Фурманова, О.Н. Фролова, Г.В. Елизарова, В.В. Сафонова), национальным социокультурным стереотипам и проблемам межкультурной коммуникации (Е.В. Милосердова, Н.Л. Московская, C. Г. Тер-Минасова, О.Р. Бондаренко, А.В. Папикян и др.).
В основе данного исследования лежат различные методы анализа, выявления и обобщения данных, которые были получены в результате исследований ранее проведенных различными учеными. Среди них такие теоретические методы, как гипотетико-дедуктивный и индуктивно-дедуктивный метод, которые позволили осмыслить и обобщить соответствующий теоретический и практический материал, собранный в процессе изучения зарубежной и отечественной психолого-педагогической, научно-методической и социолингвистической литературы по теории и практике обучения школьников. Из эмпирических методов исследования свое применение в диссертации нашли методы педагогического наблюдения, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анкетирование, тестирование; обсервационные технологии, ориентированные на изучение продуктов образовательной деятельности школьников; статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования на разных этапах.
В ходе работы были применены следующие методики, направленные на определение и выявление у обучающихся сформированных стереотипных концептов об английском национальном характере на начальном этапе - методика открытого анкетирования путем открытых безальтернативных вопросов; на конечном этапе - методика «Приписывания качеств» Д. Каца и К. Брейли;
установление этнической идентичности школьников (методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатова, С.И. Рыжова); выявление уровня сформированности социокультурной компетенции у респондентов (анкетный опрос, тестирование, «Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко»).
Этапы исследования. Написание данной магистерской диссертации условно можно поделить на три этапа, на каждом из которых ставились определенные цели и задачи, для достижения которых применялись различные методы научного исследования.
Первый этап (2017 г.). На начальном этапе исследования был проанализирован отечественный и зарубежный опыт обучения иностранным языкам в контексте культуры; проанализированы основные подходы к формированию социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в школе; проведено исследование с применением составленного анкетного опросника, направленного на выявление существующих на исходный момент обучения стереотипных концептов у школьников старшего школьного звена; разработан научный аппарат исследования.
На втором этапе (2018-2019 гг.) выявлены частные черты национальных социокультурных стереотипов в контексте обучения иностранным языкам; рассмотрены различные критерии и классификации стереотипов и выявлена их значимость в межкультурной коммуникации школьников; проанализированы и установлены теоретические основы для дальнейшей разработки методического инструментария по преодолению негативного эффекта социокультурных стереотипов; определены критерии и показатели сформированности социокультурной компетенции у школьников; отобраны материалы, разработано и внедрено учебно-методическое пособие по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников средствами английского языка в пространстве общеобразовательной школы.
На третьем этапе (2018-2019 гг.) произведена обработка полученных результатов, оценены методические преимущества и недостатки разработанного курса, представлены результаты исследования и методические рекомендации по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников на уроках английского языка.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней:
- дополнены сущностно-содержательные характеристики преодоления национальных социокультурных стереотипов в процессе обучения английскому языку;
- выявлены педагогические условия преодоления национальных социокультурных стереотипов в обучении школьников английскому языку в рамках программы общеобразовательного учреждения;
- разработан методический инструментарий (содержания, технологии, формы и методы) по преодолению национальных социокультурных стереотипов, влияющих на формирование ценностных установок и поведения школьников.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования нами был осуществлен всесторонний анализ сущности национальных социокультурных стереотипов как элементов национального самосознания в контексте национальной и мировой культуры; определено значение национального социокультурного стереотипа в процессе обучения иностранным языкам, а также заложены основы для дальнейших исследований, посвященных преодолению социокультурных стереотипов в контексте обучения иностранному языку в образовательном пространстве школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что практические наработки и экспериментальные данные, полученные в ходе исследования могут быть эффективно использованы в рамках преподавания курса английского языка и дополнительных занятий, как основы межкультурной коммуникации, теория и методика обучения иностранному языку школьников, страноведение и др., или использоваться на уроках английского языка в качестве ресурса по повышению социокультурной и межкультурной компетенции у школьников.
Исследование, описанное в данной магистерской диссертации, проводилось на базе учеников 8 классов МБОУ «Рыбно-Слободская средняя общеобразовательная школа №2» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретико-методологические основы преодоления национальных социокультурных стереотипов в процессе обучения школьников английскому языку.
2. Педагогические условия преодоления национальных социокультурных стереотипов, по созданию ориентировочной познавательной деятельности по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников в процессе обучения английскому языку.
Результаты настоящего исследования были апробированы на:
- ежегодной итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (апрель 2018);
- X Международной научно-практической конференции «Вопросы языковой динамики, переводоведения и лингводидактики в когнитивном аспекте» в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева в г. Чебоксары (апрель 2018);
- Международной очно-заочной научно-практической конференции «Вопросы современных научных исследований» г. Омск (март 2019);
- посредством участия в международных программах с участием школьников, являющихся носителями своих национальных культур;
- при оформлении заявок на стипендиальные конкурсы Оксфордского Российского фонда (2017-2018 гг., 2018-2019 гг. (победитель)); и Благотворительного фонда Владимира Потанина (2017-2018 гг., 2018-2019 гг.).
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам соответственно, заключения, списка литературы и приложения.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд обобщений относительно особенностей функционирования и способов преодоления национальных социокультурных стереотипов на уроках английского языка в условиях школы.
В современной педагогической и лингвистической науках существует ряд проблем, изучением и решением которых занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые. Одной из таких проблем является вопрос определения и влияния стереотипов, их типы, характеристики и значение в структуре существующего научного знания.
В первой главе мы познакомились с основными постулатами и вариантами определений стереотипа, предложенными различными учеными, рассмотрели существующие варианты классификации стереотипов и их типологии.
Отдельное место в структуре изучаемых педагогикой вопросов занимает проблема преодоления национальных социокультурных стереотипов в рамках межкультурного подхода обучению иностранным языкам в условиях школы. Наиболее деструктивными для межкультурной коммуникации считаются этно- /социокультурные стереотипы, в связи с этим данный вид стереотип подвергся особенно тщательному анализу. В качестве главного критерия, свидетельствующего о преодолении вышеупомянутого типа стереотипов нами была выбрана степень сформированности социокультурной компетенции школьников, изучению которой и была посвящена вторая глава настоящего исследования.
Во второй главе поэтапно описывается опытно-экспериментальная работа, в ходе который были выявлены существующие у обучающихся стереотипные представления о носителях английского национального характера [71], а также выбран и внедрен в образовательный процесс научно-методический инструментарий по преодолению негативного воздействия стереотипов.
Подводя общий итог проделанной работе, следует отметить, что исследование влияния стереотипов на процесс межкультурного взаимодействия и способов их преодоления на этапе школьного образования представляет собой достаточно обширное поле деятельности для дальнейшего изучения и рассмотрения, которое не может быть исчерпано в рамках данной выпускной квалификационной работы. Тем не менее, мы попытались достигнуть целей, поставленных в вводной части нашего исследования. Для этого мы обратили особое внимание на некоторые задачи, поставленные нами в самом начале нашей работы и:
1) раскрыли теоретико-методические основы преодоления национальных социокультурных стереотипов;
2) выявили педагогические условия, критерии и уровни преодоления национальных социокультурных стереотипов в контексте обучения английскому языку в общеобразовательной школе (приложение 4);
3) разработали программу, по созданию ориентировочной познавательной деятельности социокультурных стереотипов у школьников в процессе обучения английскому языку.
Кроме того, в результате исследования, поставленная цель, заключающаяся в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности методического инструментария по преодолению национальных социокультурных стереотипов школьников на уроках английского языка на уровне среднего школьного звена, была нами достигнута, а гипотеза исследования успешно подтверждена.
В результате апробации и внедрения методического инструментария в образовательный процесс, была выявлена положительная динамика у наблюдаемых обеих групп. Однако, количество обучающихся, улучшивших свои показатели, значительно увеличилось в экспериментальной группе. Следовательно, достигнутые результаты опытно-экспериментальной работы позволяют нам утверждать, что уровень сформированности социокультурной компетенции обучающихся по всем выбранным показателям в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, что в очередной раз позволяет сделать вывод об эффективности работы, проведенной нами на формирующем этапе эксперимента.
Взяв во внимание актуальность и сложность поднимаемой в работе темы и проблемы необходимости преодоления национальных социокультурных стереотипов на стадии школьного образования в процессе обучения школьников иностранному языку, мы считаем необходимым наметить следующие направления их исследования:
1. усовершенствовать систему упражнений по преодолению негативного действия социокультурных стереотипов согласно «вызовам времени»;
2. рассмотреть иные подходы в обучении иностранному языку, учитывающие деструктивную роль социокультурных стереотипов, а также разработать похожий методический инструментарий по преодолению социокультурных стереотипов по восприятию других национальных характеров и этносов в зависимости от изучаемого языка.
Таким образом, приняв во внимание все вышесказанное, необходимо подчеркнуть важность изучения и преодоления национальных социокультурных стереотипов в процессе обучения школьников иностранному языку. В первую очередь, это обусловлено тем, что в условиях современного общества и развивающейся тенденции к взаимопроникновению культур необходимо уметь грамотно организовывать учебную деятельность для воспитания у следующих поколений адекватного и толерантного отношения к представителям иноязычных культур, а также развития социокультурной и межкультурной языковой компетенции.
Кроме того, в процессе подготовки к межкультурной коммуникации необходимо развивать у обучающихся чувствительность к истинности / ложности стереотипов, умение с учетом этого аспекта анализировать конкретную ситуацию общения и формировать критическое отношение к собственным стереотипным представлениям [55, с. 136]. Значение такого воспитания в условиях школы обусловлено, в первую очередь, тем, что базовую культуру личности формирует именно школа, следовательно, если базовая культура не сформирована, то в дальнейшем ни о каком преодолении стереотипов и эффективной межкультурной коммуникации не может быть и речи.
В современной педагогической и лингвистической науках существует ряд проблем, изучением и решением которых занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые. Одной из таких проблем является вопрос определения и влияния стереотипов, их типы, характеристики и значение в структуре существующего научного знания.
В первой главе мы познакомились с основными постулатами и вариантами определений стереотипа, предложенными различными учеными, рассмотрели существующие варианты классификации стереотипов и их типологии.
Отдельное место в структуре изучаемых педагогикой вопросов занимает проблема преодоления национальных социокультурных стереотипов в рамках межкультурного подхода обучению иностранным языкам в условиях школы. Наиболее деструктивными для межкультурной коммуникации считаются этно- /социокультурные стереотипы, в связи с этим данный вид стереотип подвергся особенно тщательному анализу. В качестве главного критерия, свидетельствующего о преодолении вышеупомянутого типа стереотипов нами была выбрана степень сформированности социокультурной компетенции школьников, изучению которой и была посвящена вторая глава настоящего исследования.
Во второй главе поэтапно описывается опытно-экспериментальная работа, в ходе который были выявлены существующие у обучающихся стереотипные представления о носителях английского национального характера [71], а также выбран и внедрен в образовательный процесс научно-методический инструментарий по преодолению негативного воздействия стереотипов.
Подводя общий итог проделанной работе, следует отметить, что исследование влияния стереотипов на процесс межкультурного взаимодействия и способов их преодоления на этапе школьного образования представляет собой достаточно обширное поле деятельности для дальнейшего изучения и рассмотрения, которое не может быть исчерпано в рамках данной выпускной квалификационной работы. Тем не менее, мы попытались достигнуть целей, поставленных в вводной части нашего исследования. Для этого мы обратили особое внимание на некоторые задачи, поставленные нами в самом начале нашей работы и:
1) раскрыли теоретико-методические основы преодоления национальных социокультурных стереотипов;
2) выявили педагогические условия, критерии и уровни преодоления национальных социокультурных стереотипов в контексте обучения английскому языку в общеобразовательной школе (приложение 4);
3) разработали программу, по созданию ориентировочной познавательной деятельности социокультурных стереотипов у школьников в процессе обучения английскому языку.
Кроме того, в результате исследования, поставленная цель, заключающаяся в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности методического инструментария по преодолению национальных социокультурных стереотипов школьников на уроках английского языка на уровне среднего школьного звена, была нами достигнута, а гипотеза исследования успешно подтверждена.
В результате апробации и внедрения методического инструментария в образовательный процесс, была выявлена положительная динамика у наблюдаемых обеих групп. Однако, количество обучающихся, улучшивших свои показатели, значительно увеличилось в экспериментальной группе. Следовательно, достигнутые результаты опытно-экспериментальной работы позволяют нам утверждать, что уровень сформированности социокультурной компетенции обучающихся по всем выбранным показателям в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, что в очередной раз позволяет сделать вывод об эффективности работы, проведенной нами на формирующем этапе эксперимента.
Взяв во внимание актуальность и сложность поднимаемой в работе темы и проблемы необходимости преодоления национальных социокультурных стереотипов на стадии школьного образования в процессе обучения школьников иностранному языку, мы считаем необходимым наметить следующие направления их исследования:
1. усовершенствовать систему упражнений по преодолению негативного действия социокультурных стереотипов согласно «вызовам времени»;
2. рассмотреть иные подходы в обучении иностранному языку, учитывающие деструктивную роль социокультурных стереотипов, а также разработать похожий методический инструментарий по преодолению социокультурных стереотипов по восприятию других национальных характеров и этносов в зависимости от изучаемого языка.
Таким образом, приняв во внимание все вышесказанное, необходимо подчеркнуть важность изучения и преодоления национальных социокультурных стереотипов в процессе обучения школьников иностранному языку. В первую очередь, это обусловлено тем, что в условиях современного общества и развивающейся тенденции к взаимопроникновению культур необходимо уметь грамотно организовывать учебную деятельность для воспитания у следующих поколений адекватного и толерантного отношения к представителям иноязычных культур, а также развития социокультурной и межкультурной языковой компетенции.
Кроме того, в процессе подготовки к межкультурной коммуникации необходимо развивать у обучающихся чувствительность к истинности / ложности стереотипов, умение с учетом этого аспекта анализировать конкретную ситуацию общения и формировать критическое отношение к собственным стереотипным представлениям [55, с. 136]. Значение такого воспитания в условиях школы обусловлено, в первую очередь, тем, что базовую культуру личности формирует именно школа, следовательно, если базовая культура не сформирована, то в дальнейшем ни о каком преодолении стереотипов и эффективной межкультурной коммуникации не может быть и речи.



