Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ 11
1.1 Понятие социокультурного стереотипа в системе научного знания 11
1.2 Методический потенциал английского языка как средства преодоления
национальных социокультурных стереотипов у школьников на уроках английского языка 28
Выводы по Главе 1 36
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 38
2.1 Программа опытно-экспериментальной работы 38
2.2 Технологии, формы, методы преодоления национальных
социокультурных стереотипов у школьников средствами иностранного языка 62
2.3 Оценка результативности опытно-экспериментального исследования
по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников средствами иностранного языка 74
Выводы по Главе 2 88
Заключение 90
Список литературы 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Активная интеграция России в единое образовательное пространство, присоединение к Болонскому процессу и последующее принятие модели европейской образовательной системы обусловили появление качественно новой ситуации в системе образования страны, связанной с объективной потребностью общества в квалифицированных кадрах, обладающих не только знаниями одного или нескольких иностранных языков, но и просвещенных в области межкультурной коммуникации. Существовавшая до конца 90-х годов XX века общепринятая концепция «человека ради производства», была вытеснена новой парадигмой «человека существа социального», появившейся ввиду глобальных трансформаций и постепенного приобщения России к европейским общественным стандартам жизни. Другими словами, возникла острая потребность в воспитании в человеке культуры межкультурного общения и формировании личности, которая бы смогла стать полноправным членом поликультурного общества и осуществлять адекватную межкультурную коммуникацию.
Кроме того, благодаря многочисленным исследованиям в области социальной психологии, которыми занимались И.Н. Богомолова, Б.Я. Парыгин, Г.М. Андреева и др., и социолингвистики (О.С. Ахманова, Ю.Д. Дешериев) стало очевидно, что для беспроблемного общения на иностранном языке, необходимо не только уметь правильно оперировать языковым материалом, но и знать, понимать и адекватно реагировать на специфические понятия и особенности реалий, свойственные определенной языковой общности, обладать внеязыковыми знаниями, характеризующими культуру и обычаи представителей изучаемого языка. Незнание таких особенностей может как вызвать недопонимание между коммуникантами, так и стать препятствием к реализации процесса коммуникации в целом. Таким образом, социокультурный компонент языка и его изучение стали актуальным вопросом обсуждения во многих отраслях отечественного научного знания. Особенно большое внимание культурному содержанию в его тесной связи с языком уделяется в процессе обучения иностранным языкам. В данном исследовании нами будет рассмотрена взаимосвязь языка с культурой в контексте школьного уровня образования, что в большинстве своем связано с тем, что базовая культура личности формируется именно на этапе школьного образования, следовательно, от правильного обучения иностранному языку зависит не только формирование языковых компетенций обучающегося, но и его личностные качества как будущего члена социума.
Как уже было сказано ранее, залогом успешной коммуникации как между представителями одной культуры, так и на межкультурном уровне является адекватное взаимопонимание между коммуникантами. Однако, существует ряд факторов, которые могут усложнять или препятствовать процессу коммуникации. Речь идет о таких экстралингвистических факторах, как стереотипы. Зачастую стереотипы ввиду своей эмоционально-оценочной и субъективной природы и обусловленные национальными, психологическими и культурными особенностями человеческого сознания, создают ложные представления о собеседнике и представляемой им культуре, тем самым значительно усложняя процесс межкультурной коммуникации. Проблема социокультурных стереотипов и их роль в процессе межкультурной коммуникации приобретает особую значимость в обучении иностранному языку в контексте школьного образования.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью подробного изучения способов формирования социокультурной языковой компетенции у школьников среднего школьного звена в рамках последних мировых тенденций и развития межкультурных связей. Кроме того, несмотря на очевидный интерес к природе социокультурных стереотипов и их роли в межкультурной коммуникации, до сих пор неизученным остается вопрос о возможных способах преодоления их абсолютной природы и негативного эффекта. В связи с этим возник ряд противоречий, препятствующих формированию социокультурной языковой компетенции у школьников, среди которых противоречия между:
- социально востребованной необходимостью формирования личности школьника, способного осуществлять эффективную межкультурную иноязычную коммуникацию и отсутствием в лингводидактической теории и практике методического инструментария по реализации данной идеи в соответствии с ФГОС ОО для формирования социокультурной компетенции обучающихся;
- существующей потребностью школьников в развитии иноязычной коммуникативной компетенции и недостаточной разработанностью педагогических условий (содержания, форм, методов) для обучения английскому языку в общеобразовательной школе;
- между осознанием необходимости преодоления национальных социокультурных стереотипов в контексте обучения иностранным языкам с позиции межкультурного подхода и недостаточной его реализацией в рамках традиционного школьного образования.
Исследования данных проблем и противоречий, а также поиск возможных путей их решения обусловили выбор темы магистерской диссертации: «Методика преодоления национальных социокультурных стереотипов у школьников при обучении английскому языку».
В качестве объекта исследования выступает методика обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методический инструментарий (содержания, формы и методы) по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников в обучении английскому языку в образовательном пространстве школы.
Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методического инструментария по преодолению национальных социокультурных стереотипов школьников в процессе обучения английскому языку.
Гипотеза исследования.
В основу настоящего исследования была положена гипотеза, согласно которой преодоление национальных социокультурных стереотипов у школьников в процессе обучения английскому языку может быть эффективным, если:
- выявить сущность и специфику национальных социокультурных стереотипов в контексте межкультурного подхода к обучению иностранным языкам;
- разработать программу, по созданию ориентировочной познавательной деятельности по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников в процессе обучения английскому языку;
- определить методический инструментарий (технологии, формы, методы) по обучению английскому языку, основанный на восприятии сложных социальных объектов и явлений, влияющих на формирование ценностных установок и поведения личности школьника;
- выявить критерии преодоления национальных социокультурных стереотипов школьников при их обучении английскому языку;
В процессе достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-методические основы преодоления национальных социокультурных стереотипов школьников;
2. Разработать методический инструментарий по преодолению социокультурных стереотипов у школьников в обучении английскому языку;
3. Выявить педагогические условия преодоления национальных социокультурных стереотипов в контексте обучения английскому языку в общеобразовательной школе и экспериментально доказать их эффективность.
Методологической базой исследования послужили работы, посвященные методике обучения иноязычному общению и преподавания иностранного языка (Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, А.Н. Щукин, С.Г. Тер-Минасова, Н.Д. Гальскова), изучению роли межкультурного подхода в обучении иностранному языку (И.И. Халеева, С.Г. Тер-Минасова, Г.В. Елизарова), системно-структурному подходу (И.Л. Бим), концепции языковой личности (Ю.Н. Караулов), личностнодеятельностному подходу (Л.С. Выготский).
Теоретическое значение для нашей работы имеют труды в области социологии и этносоциологии (Н.В. Уфимцева, E. Vinacke, W. Lippmann), культурологии (Ю.М. Лотман, Е.Ф. Тарасов), работы, рассматривающие в теоретическом и практическом аспекте сущность и роль социокультурных стереотипов в обучении иностранным языкам (Ю.Б. Прохоров, Г.В. Елизарова,
B. Д. Попков, В.А. Гончарова и др.), исследования, посвященные изучению иностранного языка во взаимосвязи с культурой его носителей (Ю.Е. Прохоров, Е.М. Верещагин и Е.Г. Костомаров, В.П. Фурманова, О.Н. Фролова, Г.В. Елизарова, В.В. Сафонова), национальным социокультурным стереотипам и проблемам межкультурной коммуникации (Е.В. Милосердова, Н.Л. Московская, C. Г. Тер-Минасова, О.Р. Бондаренко, А.В. Папикян и др.).
В основе данного исследования лежат различные методы анализа, выявления и обобщения данных, которые были получены в результате исследований ранее проведенных различными учеными. Среди них такие теоретические методы, как гипотетико-дедуктивный и индуктивно-дедуктивный метод, которые позволили осмыслить и обобщить соответствующий теоретический и практический материал, собранный в процессе изучения зарубежной и отечественной психолого-педагогической, научно-методической и социолингвистической литературы по теории и практике обучения школьников. Из эмпирических методов исследования свое применение в диссертации нашли методы педагогического наблюдения, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анкетирование, тестирование; обсервационные технологии, ориентированные на изучение продуктов образовательной деятельности школьников; статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования на разных этапах.
В ходе работы были применены следующие методики, направленные на определение и выявление у обучающихся сформированных стереотипных концептов об английском национальном характере на начальном этапе - методика открытого анкетирования путем открытых безальтернативных вопросов; на конечном этапе - методика «Приписывания качеств» Д. Каца и К. Брейли;
установление этнической идентичности школьников (методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатова, С.И. Рыжова); выявление уровня сформированности социокультурной компетенции у респондентов (анкетный опрос, тестирование, «Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко»).
Этапы исследования. Написание данной магистерской диссертации условно можно поделить на три этапа, на каждом из которых ставились определенные цели и задачи, для достижения которых применялись различные методы научного исследования.
Первый этап (2017 г.). На начальном этапе исследования был проанализирован отечественный и зарубежный опыт обучения иностранным языкам в контексте культуры; проанализированы основные подходы к формированию социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в школе; проведено исследование с применением составленного анкетного опросника, направленного на выявление существующих на исходный момент обучения стереотипных концептов у школьников старшего школьного звена; разработан научный аппарат исследования.
На втором этапе (2018-2019 гг.) выявлены частные черты национальных социокультурных стереотипов в контексте обучения иностранным языкам; рассмотрены различные критерии и классификации стереотипов и выявлена их значимость в межкультурной коммуникации школьников; проанализированы и установлены теоретические основы для дальнейшей разработки методического инструментария по преодолению негативного эффекта социокультурных стереотипов; определены критерии и показатели сформированности социокультурной компетенции у школьников; отобраны материалы, разработано и внедрено учебно-методическое пособие по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников средствами английского языка в пространстве общеобразовательной школы.
На третьем этапе (2018-2019 гг.) произведена обработка полученных результатов, оценены методические преимущества и недостатки разработанного курса, представлены результаты исследования и методические рекомендации по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников на уроках английского языка.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней:
- дополнены сущностно-содержательные характеристики преодоления национальных социокультурных стереотипов в процессе обучения английскому языку;
- выявлены педагогические условия преодоления национальных социокультурных стереотипов в обучении школьников английскому языку в рамках программы общеобразовательного учреждения;
- разработан методический инструментарий (содержания, технологии, формы и методы) по преодолению национальных социокультурных стереотипов, влияющих на формирование ценностных установок и поведения школьников.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования нами был осуществлен всесторонний анализ сущности национальных социокультурных стереотипов как элементов национального самосознания в контексте национальной и мировой культуры; определено значение национального социокультурного стереотипа в процессе обучения иностранным языкам, а также заложены основы для дальнейших исследований, посвященных преодолению социокультурных стереотипов в контексте обучения иностранному языку в образовательном пространстве школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что практические наработки и экспериментальные данные, полученные в ходе исследования могут быть эффективно использованы в рамках преподавания курса английского языка и дополнительных занятий, как основы межкультурной коммуникации, теория и методика обучения иностранному языку школьников, страноведение и др., или использоваться на уроках английского языка в качестве ресурса по повышению социокультурной и межкультурной компетенции у школьников.
Исследование, описанное в данной магистерской диссертации, проводилось на базе учеников 8 классов МБОУ «Рыбно-Слободская средняя общеобразовательная школа №2» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретико-методологические основы преодоления национальных социокультурных стереотипов в процессе обучения школьников английскому языку.
2. Педагогические условия преодоления национальных социокультурных стереотипов, по созданию ориентировочной познавательной деятельности по преодолению национальных социокультурных стереотипов у школьников в процессе обучения английскому языку.
Результаты настоящего исследования были апробированы на:
- ежегодной итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (апрель 2018);
- X Международной научно-практической конференции «Вопросы языковой динамики, переводоведения и лингводидактики в когнитивном аспекте» в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева в г. Чебоксары (апрель 2018);
- Международной очно-заочной научно-практической конференции «Вопросы современных научных исследований» г. Омск (март 2019);
- посредством участия в международных программах с участием школьников, являющихся носителями своих национальных культур;
- при оформлении заявок на стипендиальные конкурсы Оксфордского Российского фонда (2017-2018 гг., 2018-2019 гг. (победитель)); и Благотворительного фонда Владимира Потанина (2017-2018 гг., 2018-2019 гг.).
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам соответственно, заключения, списка литературы и приложения.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд обобщений относительно особенностей функционирования и способов преодоления национальных социокультурных стереотипов на уроках английского языка в условиях школы.
В современной педагогической и лингвистической науках существует ряд проблем, изучением и решением которых занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые. Одной из таких проблем является вопрос определения и влияния стереотипов, их типы, характеристики и значение в структуре существующего научного знания.
В первой главе мы познакомились с основными постулатами и вариантами определений стереотипа, предложенными различными учеными, рассмотрели существующие варианты классификации стереотипов и их типологии.
Отдельное место в структуре изучаемых педагогикой вопросов занимает проблема преодоления национальных социокультурных стереотипов в рамках межкультурного подхода обучению иностранным языкам в условиях школы. Наиболее деструктивными для межкультурной коммуникации считаются этно- /социокультурные стереотипы, в связи с этим данный вид стереотип подвергся особенно тщательному анализу. В качестве главного критерия, свидетельствующего о преодолении вышеупомянутого типа стереотипов нами была выбрана степень сформированности социокультурной компетенции школьников, изучению которой и была посвящена вторая глава настоящего исследования.
Во второй главе поэтапно описывается опытно-экспериментальная работа, в ходе который были выявлены существующие у обучающихся стереотипные представления о носителях английского национального характера [71], а также выбран и внедрен в образовательный процесс научно-методический инструментарий по преодолению негативного воздействия стереотипов.
Подводя общий итог проделанной работе, следует отметить, что исследование влияния стереотипов на процесс межкультурного взаимодействия и способов их преодоления на этапе школьного образования представляет собой достаточно обширное поле деятельности для дальнейшего изучения и рассмотрения, которое не может быть исчерпано в рамках данной выпускной квалификационной работы. Тем не менее, мы попытались достигнуть целей, поставленных в вводной части нашего исследования. Для этого мы обратили особое внимание на некоторые задачи, поставленные нами в самом начале нашей работы и:
1) раскрыли теоретико-методические основы преодоления национальных социокультурных стереотипов;
2) выявили педагогические условия, критерии и уровни преодоления национальных социокультурных стереотипов в контексте обучения английскому языку в общеобразовательной школе (приложение 4);
3) разработали программу, по созданию ориентировочной познавательной деятельности социокультурных стереотипов у школьников в процессе обучения английскому языку.
Кроме того, в результате исследования, поставленная цель, заключающаяся в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности методического инструментария по преодолению национальных социокультурных стереотипов школьников на уроках английского языка на уровне среднего школьного звена, была нами достигнута, а гипотеза исследования успешно подтверждена.
В результате апробации и внедрения методического инструментария в образовательный процесс, была выявлена положительная динамика у наблюдаемых обеих групп. Однако, количество обучающихся, улучшивших свои показатели, значительно увеличилось в экспериментальной группе. Следовательно, достигнутые результаты опытно-экспериментальной работы позволяют нам утверждать, что уровень сформированности социокультурной компетенции обучающихся по всем выбранным показателям в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, что в очередной раз позволяет сделать вывод об эффективности работы, проведенной нами на формирующем этапе эксперимента.
Взяв во внимание актуальность и сложность поднимаемой в работе темы и проблемы необходимости преодоления национальных социокультурных стереотипов на стадии школьного образования в процессе обучения школьников иностранному языку, мы считаем необходимым наметить следующие направления их исследования:
1. усовершенствовать систему упражнений по преодолению негативного действия социокультурных стереотипов согласно «вызовам времени»;
2. рассмотреть иные подходы в обучении иностранному языку, учитывающие деструктивную роль социокультурных стереотипов, а также разработать похожий методический инструментарий по преодолению социокультурных стереотипов по восприятию других национальных характеров и этносов в зависимости от изучаемого языка.
Таким образом, приняв во внимание все вышесказанное, необходимо подчеркнуть важность изучения и преодоления национальных социокультурных стереотипов в процессе обучения школьников иностранному языку. В первую очередь, это обусловлено тем, что в условиях современного общества и развивающейся тенденции к взаимопроникновению культур необходимо уметь грамотно организовывать учебную деятельность для воспитания у следующих поколений адекватного и толерантного отношения к представителям иноязычных культур, а также развития социокультурной и межкультурной языковой компетенции.
Кроме того, в процессе подготовки к межкультурной коммуникации необходимо развивать у обучающихся чувствительность к истинности / ложности стереотипов, умение с учетом этого аспекта анализировать конкретную ситуацию общения и формировать критическое отношение к собственным стереотипным представлениям [55, с. 136]. Значение такого воспитания в условиях школы обусловлено, в первую очередь, тем, что базовую культуру личности формирует именно школа, следовательно, если базовая культура не сформирована, то в дальнейшем ни о каком преодолении стереотипов и эффективной межкультурной коммуникации не может быть и речи.
1. Абдуллаева М.А. О межкультурной компетенции учителя иностранного языка высшей школы / М.А. Абдуллаева. - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/o-mezhkultumov-kompetentsii-uchitelva- inostrannogo-yazyka-vysshey-shkoly (дата обращения: 14.04.2018).
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - 2-е изд., испр. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
3. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М.: Аспет-Пресс, 1999. - 272 с.
4. Байбурин А.К. Этнические стереотипы поведения / А.К. Байбурин. - Л.: Наука, 1985. - 330 с.
5. Баляев С.И. Особенности развития этнической идентичности подростков в процессе внеучебной деятельности (на примере мордвы и русских) / С.И. Баляев, С.Н. Никишов // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - N°2. - С. 1
10.
6. Библер В.С. Культура. Диалог культур: опыт определения / В.С. Библер // Вопросы философии. - 1983. - № 6. - С. 12-16.
7. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам / И.Л. Бим // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научновнедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С.156-163.
8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.
9. Болдырева Т.В. Социокультурная компетенция как связующее звено иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций в обучении иностранному языку / Т.В. Болдырева. - URL: https://cvberleninka■ru/article/n/sotsiokulturnava-kompetentsiva-kak- svvazuvuschee-zveno-inovazvchnov-kommunikativnov-i-mezhkulturnov- kompetentsiy-v-obuchenii (дата обращения: 25.03.2018).
10. Бороноев А.О. Россия и русские: характер народа и судьбы страны / А.О. Бороноев, П.И. Смирнов. - СПб.: Санкт-Петерб. панорама, 2001. - 192 с.
11. Валиев И.Н. Стереотипы социального взаимодействия / И.Н. Валиев. - М.: Прометей, 2016. - 160 с.
12. Верещагин Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: 4-е изд., перераб. и доп. / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Русский язык, 1990. - 248 с.
13. Галкина Е.А. Стереотип как лингвокультурный концепт / Е.А. Галкина // Теория языка и межкультурная коммуникация: межвузовский сборник научных трудов: вып. 2. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2008. - С. 8-14.
14. Г альскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д. Г альскова, Н.И. Г ез // Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингв. ун - тов и фак. ин. яз. высших пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2018. - 336 с.
15. Гладких С.В. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры: дис. ... канд. философ. наук. / С.В. Гладких. - Ставрополь, 2001. - 154 с.
16. Голубина К.В. Лингвострановедение Великобритании и США: учеб. пособие для студентов V курса д/о фак. гуманитар.и приклад. наук / К.В. Голубина. - М.: Московский государственный лингвистический университет, 2002. - 137 с.
17. Гончарова В.А. The system of exercizes to overcome the absolute nature of national sociocultural stereotypes in foreign languages teaching / В.А. Г ончарова. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-system-of-exercizes-to-overcome-the- absolute-nature-of-national-sociocultural-stereotypes-in-foreign-languages- teaching (дата обращения: 21.02.2018).
18. Гончарова В.А. Методика преодоления национальных социокультурных стереотипов в обучении иностранным языкам (языковой вуз, старший этап): дис. ... канд. пед. наук / В.А. Гончарова. - Улан-Удэ, 2008. - 229 с.
19. Гончарова В.А. Методика преодоления национальных социокультурных стереотипов об английском национальном характере: основные смыслы / В.А. Гончарова. - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/metodika-preodoleniva- natsionalnvh-sotsiokulturnvh-stereotipov-ob-anglivskom-natsionalnom- haraktere-osnovnve-smvslv (дата обращения: 12.12.2017).
20. Гришина А.В. Диагностика влияния этнической идентичности на формирование этнических ауто- и гетеростереотипов у беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов и принимающего населения: учебно-методическое пособие / А.В. Гришина, А.А. Зеленов, С.Л. Лунин. - М.: КРЕДО, 2016. - 28 с.
21. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 704 с.
22. Декинова Т.В. Социальные стереотипы в системе межгрупповых и межличностных отношений / Т.В. Декинова // Инновации в образовании. - 2005. - №5. - С. 73-87.
23. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова.
- СПб.: КАРО, 2005. - 352 с.
24. Елизарова Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: автореф. дис. ... док. пед. наук / Г.В. Елизарова. - СПб., 2001. - 36 с.
25. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин.
- СПб.: Питер, 2009. - 930 с.
26. Кайгородова Н.Г. Социокультурные стереотипы в коммуникативном поведении: лингвокогнитивный аспект / Н.Г. Кайгородова. - URL: https://cvberleninka.ru/article/v/sotsiokulturnve-stereotipv-v-kommunikativnom- povedenii-lingvokognitivnvv-aspekt (дата обращения: 14.06.2018)
27. Карташова В.Н. Преодоление стереотипов, или живые уроки межкультурного общения / В.Н. Карташова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 5. - С. 183-186.
28. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие / В.Г. Крысько - 3-е изд., стереотип. - М.: Юрайт, 2014. - 360 с.
29. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Экзамен, 2002. - 191 с.
30. Кузовлев В.П. Английский язык - учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений - 8-е изд. / В.П. Кузовлев., Н.М. Лапа,
Э.Ш. Перегудова и др. - М.: Просвещение, 2011. - 319 с.
31. Лившиц Ю.А. Формирование общепрофессиональных компетенций
студентов в общеобразовательном пространстве гуманитарного института / Ю.А. Лившиц. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-
obscheprofessionalnyh-kompetentsiy-studentov-v-obscheobrazovatelnom-
pro stranstve-gumanitarno go-instituta-1 (дата обращения: 22.08.2018).
32. Лихачев Д.С. Национальное единообразие и национальное разнообразие / Д.С. Лихачев // Русская литература. - 1968. - № 1. - 138 с.
33. Лузина Н.А. Мотивация изучения иностранного языка / Н.А. Лузина. - URL:
http://nauka-it.ru/attachments/article/3157/luzina na perm fest15.pdf (дата
обращения: 23.01.2018).
34. Мануковский М.В. Стереотипы сознания в межкультурной коммуникации: учеб. пособие / М.В. Мануковский. - Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2005. - 100 с.
35. Матузкова Е.П. Культурная идентичность: к определению понятия / Е.П. Матузкова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2014. - №2. - С. 62-68.
36. Миньяр-Белоручев Р.К. Лингвострановедение или «иноязычная культура» / Р.К. Миньяр-Белоручев, О.Г. Обеременко. // Иностранные языки в школе. - 1993. - №4 - С. 20-23.
37. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н.Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - №9. - С. 136-143.
38. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения / Т. Нельсон. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 384 с.
39. Новиков А.С. Межкультурная коммуникация в современном мире / А.С.
Новиков, М.В. Горелая // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/mezhkultumaya-kommunikatsiy a-v-
sovremennom-mire (дата обращения: 3.12.2017).
40. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации / А.В. Павловская // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - М., 1998. - № 1. - С. 94-97.
41. Панягин А.А. Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении / А.А. Панягин // Сб. статей «Вестник Мордовского университета». - 2008. - С. 67-73.
42. Папикян А.В. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения как база социокультурной интерференции / А.В. Папикян, М.Ю. Пермякова и др. // Сб. статей Международного научного журнала «Инновационная наука». - 2015. - С. 103-106.
43. Пахотина С.В. Формирование социокультурной компетентности студентов неязыковых факультетов педагогического вуза: на примере факультета физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Пахотина. - Ишим, 2007. - 25 с.
44. Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования / В.Д. Плахов. - М.: Мысль, 1982. - 415 с.
45. Попков В.Д. Стереотипы и предрассудки: их влияние на процесс межкультурной коммуникации / В.Д. Попков // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб.: Международный Фонд поддержки социогуманитарных исследований и образовательных программ, 2002. - Т. V. - № 3. - С 178-191.
46. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев / Ю.Е. Прохоров.
- 5-е изд. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 224 с.
47. Путиловская Т.С. Социокультурная компетенция как составляющая иноязычной коммуникативной компетенции / Т.С. Путиловская // Межкультурная бизнес-коммуникация и инновационные проекты в обучении. - М.: Русайнс, 2015. - 182 с.
48. Рыжков В.А. Особенности стереотипизации, необходимо сопровождающей социализацию индивида в рамках определенной национально-культурной общности / В.А. Рыжков // Языковое сознание: стереотипы и творчество / под ред. Н.В. Уфимцевой. - М., 1988. - С. 4-16.
49. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А.П. Садохин. - М.: КноРус, 2016. - 765 с.
50. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В. Сафонова. - Воронеж: Истоки, 1996. - 238 с.
51. Свирина Л.О. О некоторых стереотипах и роли пассивного периода в изучении иностранного языка / Л.О. Свирина. - URL:
https://cvberleninka.ru/article/n/o-nekotorvh-stereotipah-i-roli-passivnogo- perioda-v-izuchenii-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 14.05.2018).
52. Семендяева О.Ю. Стереотип как социальный и социально-психологический феномен: дис. ... канд. философ. наук / О.Ю. Семендяева. - М., 1986. - 195 с.
53. Серебрякова Ю.А. Национальное самосознание и национальная культура: сущность, специфика и взаимодействие: автореф. дис. . канд. филос. наук / Ю. А. Серебрякова. - Иркутск, 1997. - 47 с.
54. Сорокина Н.В. Влияние зарубежных стажировок на национальные стереотипы студентов: проблемы межкультурного обучения / Н.В. Сорокина.
- URL: https://cvberleninka.ru/article/n/vlivanie-zarubezhnyh-stazhirovok-na- natsionalnve-stereotipv-studentov-problemv-mezhkulturnogo-obucheniva (дата обращения: 27.09.2018).
55. Сорокина Н.В. Методическая типология стереотипов как компонент содержания обучения иностранным языкам в вузе / Н.В. Сорокина // Журнал «Язык и культура». - 2013. - С. 120-139.
56. Сорокина Н.В. Национальные стереотипы в межкультурной коммуникации / Сорокина Н.В. - М.: Инфра-М, 2014. - 265 с.
57. Степанова М.А. Разрушение стереотипов: лингводидактические цели (на материале английского языка) / М.А. Степанова. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrushenie-stereotipov-lingvodidakticheskie- tsel i-na-materi al e-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 17.07.2018).
58. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб. для вузов / Т.Г. Стефаненко. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 365 с.
59. Татарко А.Н. Методы этнической и кросскультурной психологии. Учебно - методическое пособие / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. - 163 с.
60. Фешкина И.А. Сущность и роль стереотипов в процессе межкультурной
коммуникации / И.А. Фешкина. - URL:
https://cvberleninka.ru/article/n/suschnost-i-rol-stereotipov-v-protsesse- mezhkulturnoy-kommunikatsii (дата обращения: 17.12.2017).
61. Фомин М.М. Формирование межкультурной компетенции в условиях диалога культур / М.М. Фомин. - URL: https://cvberleninka■щ/article/v/formirovanie-mezhkultumov-kompetentsii-v- usloviyah-dialoga-kultur (дата обращения: 20.01.2018).
62. Хомский Н. Язык и мышление / Н. Хомский. - М.: Изд-во Московского университета, 1999. - 126 с.
63. Шавырина И.В. Преодоление этнического стереотипа и предубеждения как составляющая формирования регионального солидарного общества / И.В. Шавырина // Межрегиональное и приграничное сотрудничество: материалы междунар. науч.-практ. конф / под. ред. В.П. Бабинцева и др. - Харьков, 2014. - С. 158-161.
64. Шихардина Л.Н. Стереотипы и педагогическая стратегия преподавания языков в современных социокультурных условиях / Л. Н. Шихардина // Универсальное и культурно-специфичное в языках и литературах: сб. стат. участ. I меж. науч. конф. / под. ред. Д.В. Портнягина - Курган, 2012. - С. 179— 181.
65. Шихирев П.Н. Исследования стереотипа в американской социальной науке / П. Н. Шихирев // Вопросы философии. — 1971. — № 5. — С. 168—174.
66. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Омега-Л, 2010. — 480 с.
67. Baker A. Ship or Sheep? An Intermediate Pronunciation Course / A. Baker. — UK: Cambridge University Press, 1977 (1st published), 1981 (2nd edition), 2006 (3rd edition). — 236 p.
68. Barkowski H., Knotig M. Stereotyp / H. Barkowski / H. — J. Krumm // Fachlexikon Deutsch als Fremd- und Zweitsprache. — Basel: A. Francke Verlag, 2010. — P. 319— 320.
69. Bergier R. Stereotype und Vorurteile / R. Bergier, B. Six // Handbuch der Soczialpsychologie (2. Halband) / Hrsg. von C.F. Graumann. — Gottinen, 1972. — S. 57.
70. Bergier R., Six B. Stereotype und Vorurteile // Handbuch der Sozialpsychologie (2. Halbband) / Hrsg. von C.F. Graumann. Gottingen, 1972. — S. 43.
71. Fox K. Watching the English.The hidden rules of English Behaviour / K.Fox. — London: Hodder and Stoughton, 2005. — 428 p.
72. Gtilich E. Was sein muss, muss sein. Uberlegungen zum Ge-meinplatz und seiner Verwendung / E. Gtilich // Bielefelder Papiere zur Linguistik und Li- teraturwissenschaft 7. — Bielefeld, 1978. — 41 s.
73. Katz D., Braly K.W. Racial stereotypes of one hundred college students / D. Katz.,
K.W. Braly // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1933. — Vol. 28. — P. 280—290.
74. Lippmann W. Public Opinion / W. Lippmann. - USA: BN Publishing, 2007. - 127 P-
75. Mayra M. Socio-Cultural Stereotypes: Exploring Students’ Perceptions Regarding
Social Issues / M. Mayra, S. Trujillo. - URL: https: //howj ournalcolombia.org/index.php/how/article/view/103/101 (дата обращения: 24.08.2018)
76. Quasthoff U. Etnozentrische Verarbeitung von Informationen: Zur Ambivalenz der Funktionen von Stereotypen in der Interkulturellen Kommunikation / U. Quasthoff // Wie verstehen wir Fremde? Aspekte zur Klaerung von Verstehen prozessen. - Munchen: Hrsg. P. Matusch., 1989. - 32 S.
77. Zybatow L.: Stereotyp und sprachliche Bedeutung (an Beispielen eines neuen politischen Diskurses der sowjetischen Presse) / L. Zybatov // Feldbusch, E. (Hrsg.) Neue Fragen der Linguistik. Akten des 25. Linguistischen Kolloquiums Padebom
1990. Bd. 1. - Tubingen, 1991, S. 151-158.