Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Работа №37299

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
457
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование влияния изучения иностранного языка на развитие исполнительных функций индивида 9
1.1 Психическая деятельность человека и методика обучения
иностранным языкам 9
1.2 Индивидуальный билингвизм: определения, типология, особенности. 22
1.3 Функциональные различия в психологической функции
исполнительного контроля у билингвов и монолингвов 38
Выводы по Главе 1 52
Глава 2. Педагогический эксперимент по проверке гипотезы о влиянии изучения иностранного языка на исполнительные функции студентов 55
2.1 Организация педагогического эксперимента 55
2.2 Результаты педагогического эксперимента по выявлению влияния
изучения иностранного языка на исполнительные функции головного мозга человека 62
Выводы по Главе 2 68
Заключение 70
Список литературы 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Актуальность исследования. В современном мире международные отношения развиваются очень быстро, что ведет к тесному сотрудничеству самых разных культур и национальностей. В мире почти не осталось мест, где жители разговаривают на одном языке. Интернет, цифровые технологии, СМИ ежедневно окружают нас, знакомя с другими языками и иноязычными формами коммуникации. В последние десятилетия люди стали чаще путешествовать, кто - то мигрирует, начинает работать в новой обстановке, пытается понять особенности жизни в других странах. Более того, иностранные языки входят в образовательный минимум школ и вузовских программ многих стран, и довольно часто язык обучения не является родным языком для обучающихся. Следовательно, знание иностранных языков - основное требование современного мира. Все эти процессы оказывают значительное воздействие на мировую языковую политику. Развитие открытого информационно-коммуникативного пространства создает определенные условия для распространения билингвизма (или двуязычия) как ведущей тенденции языкового развития современного общества. В связи с распространением билингвизма ученых и практиков заинтересовал вопрос о том, как оно влияет на академические достижения билингвальных обучающихся, на их когнитивные и психологические функции.
Во многих зарубежных исследованиях активно изучается такая психологическая функция человека как executive functions. Наиболее часто встречаемый вариант перевода в русском языке - «исполнительные функции» [Григорьева, Ковязина, Тхостов, 2006, с. 151; Иванов, Незнанов, 2008, с. 180]. Это уникальная способность человека реализовывать сложные и целенаправленные формы поведения и управлять собственной деятельностью.
Одной из самых авторитетных научных школ, которая изучает развитие, эффективность когнитивных способностей у билингвов и монолингвов является на сегодняшний момент научная школа под руководством Эллен Бялысток (Bialystok Ellen) [Bialystok, 1986, с. 499]. В частности, ее лаборатория изучает исполнительный контроль (executive functions) билингвов и монолингвов всех возрастных групп.
Несмотря на то, что наибольшую популярность термин «исполнительные функции» приобрел в последние 10-15 лет, он имеет более глубокую историю возникновения. Она связана с попытками осмысления функций префронтальных отделов мозга зарубежными нейропсихологами [Stuss, Benson, 1986, с.250]. Важный вклад в «формирование интереса с научной точки зрения к исследованию процессов регуляции деятельности с нейропсихологических позиций, а также роли лобных долей головного мозга внес А. Р. Лурия» [Miller, Cummings, 2007, с. 170]. Современная зарубежная психология проявляет значительный интерес к данной проблематике. На сегодняшний день, в ней накоплен значительный объем научных исследований, посвященных изучению процессов управления человеком собственным поведением.
Несмотря на то, что опубликовано большое количество научных работ, направленных на изучение развития исполнительных функций, вопросы влияния изучения иностранных языков на исполнительные функции, а также способов его измерения остаются открытыми в силу недостаточной изученности. Анализ современного состояния педагогической науки и методов обучения иностранным языкам позволил выявить противоречие между необходимостью развития исполнительных функций у обучающихся средствами иностранного языка и недостаточной изученностью подходов к реализации потенциала иностранного языка.
Данное противоречие определило проблему исследования: теоретическое обоснование изучения иностранного языка как средства влияния на развитие исполнительных функций человека.
Цель исследования - научно обосновать и провести педагогический эксперимент по выявлению влияния изучения иностранного языка на исполнительные функции обучающихся.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языке в вузе.
Предмет исследования - влияние изучения иностранного языка на развитие исполнительных функций студента вуза.
Гипотеза исследования: процесс развития исполнительных функций студентов будет эффективным, если:
- проанализированы зарубежные и отечественные научные источники по психической деятельности обучающихся в процессе изучения иностранных языков;
- теоретически обоснованы сущностные характеристики компонент исполнительной функции человека;
- изучено понятие билингвизма, его типология, особенности билингвальных обучающихся;
- раскрыты функциональные различия в психологической функции исполнительного контроля у билингвов и монолингвов;
- разработан и проведен педагогический эксперимент в вузе по выявлению влияния изучения иностранного языка на развитие исполнительных функций студентов (монолингвов и билингвов).
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Найти статьи на английском языке из зарубежных журналов, индексируемых в Scopus&WoS, в которых содержатся результаты исследований по проблеме, перевести их на русский язык.
2. На основе изучения научной литературы по проблеме исследования определить сущность и структуру исполнительных функций, выявить зарубежный опыт по изучению влияния обучения иностранным языкам на развитие функций исполнительного контроля у билингвов и монолингвов.
3. Определить методы измерения уровня развитости исполнительных функций.
4. Организовать и провести педагогический эксперимент в вузе со студентами (монолингвами и билингвами), изучающими иностранные языки по проверке гипотезы исследования.
Решение поставленных задач осуществлялось в три этапа с 2017 по 2019 годы.
Первый этап (2017 год) осуществлялся теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, формулировались цель, гипотеза и задачи исследования, выявлялись структурно-содержательные характеристики исполнительных функций, определялись ее критерии и показатели, проводился подбор методик.
Второй этап (2018 год) был теоретически обоснован и проведен педагогический эксперимент на базе Казанского (Приволжского) Федерального университета по определению влияния изучения иностранного языка на исполнительные функции обучающихся монолингвов и билингвов.
Третий этап (2019 год) включал в себя анализ результатов эксперимента, оформлялся текст диссертации.
Теоретико-методологической основой исследования являются: общие положения методики обучения иностранным языкам (А. Н. Щукин., И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. А. Зимняя, А. М. Шахнарович, Ч. Осгуд, Дж. Миллер, Л. С. Выготский), психологические основы исполнительных функций (E. Bialystok, L. Rutkoski Rodrigues, M. Cristina Zimmer, C. Marton, M. Goral, L. Campanelli, J. Yoon, L. K. Obler, O. Sawi, K. Paap, H. Johnson, G. Luk, L. Luo, теории билингвизма (А. Е. Карлинский, М. Сигуан, Л. Л. Салехова, И. И. Халеева, Л. В. Щерба, J. Bechert, S. M. Ervin, J. A. Fishman, W. Widgen); важнейшие положения о взаимосвязи языка и мышления (В. А. Артемов, Э. С. Аветисян, Б.В. Беляев, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, Л. Д. Франк, Л. В. Щерба, А. В. Ярмоленко, W. R. Arsenian, E. Bialystok, R. Craik, T. H. Gollan); практики высшего профессионального образования (А. Н. Щукин, С. А. Арефьева, Р. А. Валеева, В. А. Комелина, Л. Н. Макарова).
Методы исследования: теоретические (изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теории билингвизма, исполнительных функций, синтез, сравнение, конкретизация, интерпретация, сопоставление, метод аналогий); эмпирические (педагогический эксперимент (Stroop test), педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование); статистические (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». В исследовании приняли участие 60 человек, из них 8 студентов, обучавшихся на курсах по иностранному языку в Казанском лингвистическом центре (испанский язык), 10 студентов, обучавшихся в магистратуре по направлению «Педагогическое образование», профилю «Преподавание английского в средней и высшей школе» и 42 студента бакалавриата профиля «Иностранный язык и второй иностранный».
Научная новизна исследования:
- изучены и систематизированы определения понятия «исполнительные функции», широко используемое в зарубежной психологии; рассмотрен генезис данного понятия, его структура, содержание, основные характеристики;
- переведены с английского на русский язык 7 научных статей по проблеме исследования из известных журналов, таких как “Bilingualism: Language and Cognition”, “Cognition”, “Cortex”, индексируемых в Web of Science и Scopus, что позволит ознакомить с современными научными результатами русскоязычную научную аудиторию;
- раскрыт потенциал влияния изучения иностранных языков студентами на развитие их исполнительных функций.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы, полученные в ходе исследования, вносят вклад в историю педагогики и образования, общую педагогику. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической основы для дальнейшего изучения проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в том, проведенный автором эксперимент создает основу для научно-методического обеспечения образовательного процесса вуза, направленного на повышение уровня развития исполнительных функций средствами иностранного языка. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями вуза в практической работе, также могут быть полезны для систем подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, дополнительного и послевузовского образования.
Структура диссертационной работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав и выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, состоящего из 82 источников (из них 37 на английском языке) и 6 приложений. Текст диссертации (объем основного текста - 80 страницы) содержит 10 таблиц и 5 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Психолингвистика - комплексная научная дисциплина, изучающая процессы восприятия, формирования и порождения речи в их соотнесенности с системой языка, она стремится дать ответ на вопрос: что происходит, когда мы думаем, говорим, читаем, пишем, слушаем? Для методики преподавания иностранных языков особенно важна эта научная дисциплина, чтобы понять сложную природу взаимодействия языка и сознания, речи и мышления. Психология предоставляет методике преподавания иностранных языков информацию об индивидуально - психологических особенностях студента, которые следует учитывать в процессе обучения, о характере формирования знаний, речевых навыках, умениях студента
В свою очередь, педагогическая психология, возникшая на стыке педагогики и психологии, изучает закономерности развития человека в условиях образования и воспитания, использует достижения психологии для совершенствования педагогической практики. Большое влияние на развитие методики обучения иностранным языкам оказывает когнитивная психология. Представители этого научного направления изучают решающую роль познавательной деятельности (cognitio - знание, познание) в поведении субъекта.
Для наук гуманитарного профиля; а именно для лингвистики, психолингвистики, социолингвистики, психологии, педагогики, социологии, нейролингвистики, социальной психологии представляет интерес такое понятие как билингвизм. В процессе исследования были изучены такие понятия как «билингвизм», его типология, история развития отношения к билингвизму; «исполнительный контроль», «исполнительные функции». Его компонентный состав. Билингвизм (двуязычие) - это свободное владение двумя языками одновременно. Ученые полагают, что билингвизм поддерживает активность мозговых функций и тормозит процесс старения мозга, а также, что билингвы лучше справляются с воздействием отвлекающих факторов. Также было изучено, какие особенности имеет мозг билингвов и монолингвов. Мозг человека,
обладающий двумя лингвистическими способами выражения, имеет особенности, отсутствующие у монолингва.
Важную роль в управлении собственными когнитивными функциями играют лобные доли коры головного мозга. Внимание к двум языкам активирует мозговые области, обычно не использующиеся при обработке одного языка. Результаты многих исследований доказывают более высокую однородность белого вещества и лучшее сохранение его структур в процессе старения у пожилых билингвов, также более высокую плотность серого вещества в левой нижней теменной части мозга билингвов, по сравнению с монолингвами.
Исследования привели к заключению, что переключение языков сопровождается активацией в дорсолатеральной префронтальной коре мозга, области, известной как часть общей системы исполнительного контроля. Это набор познавательных навыков, основанных на таких функциях, как кратковременная память, когнитивная гибкость, ингибиторный контроль. У детей, исполнительный контроль является основополагающим для академических достижений.
Степень развитости исполнительных функций важна для успешности в обучении. Рабочая память и способность игнорировать иррелевантную информацию (ингибиция) предсказывают успешность в обучении математике у детей дошкольного возраста и являются важными для приобретения умения читать. Таким образом, исполнительные функции тесно связаны с академической успеваемостью.
Была проанализирована научная литература по проблематике исследования. Были переведены 7 работ с английского на русский язык из журналов Bilingualism: Language and Cognition 2016, Cambridge University Press 2015, Cognition (www.elsevier.com/ locate/COGNIT), Cortex (www.elsevier.com/locate/cortex), Cell Press, CUNY Academic Works, Psicologia: Reflexao e Critica 2016, индексируемых в Web of Science-Scopus.
Практическая часть исследования была направлена на выявление уровня развития исполнительных функций. Обучаемые проходили тестирование: входное и выходное. В качестве инструмента для измерения развития уровня исполнительных функций был взят тест Струпа.
Результаты входного и выходного тестирования были подвергнуты статистическому анализу по критерию Стьюдента для зависимых выборок, с помощью расчета которого была подтверждена альтернативная гипотеза - изучение иностранного языка положительно влияет на уровень развития исполнительных функций.
Обобщая вышеизложенное, вопросы билингвизма и когнитивной психологии остаются открытыми и в настоящее время представляют собой широкое поле для исследований. Оценку развития уровня исполнительных функций в рамках обучения иностранному языку представляется логичным, измеряя состояние каждого из его компонентов. Так, нам удалось установить, что уровень развития исполнительных функций является более высоким для студентов-билингвов, чем для студентов-монолингвов.



1. Алексеев А.А., Рупчев Г.Е. Понятие об исполнительных функциях
в психологических исследованиях: перспективы и противоречия.
Психологические исследования / А.А. Алексеев, Г.Е. Рупчев. - URL: http: // psystudy.ru/index.php/num /2010n4-12/348-alekseev-rupchev12.html (дата обращения: 10.09.2018).
2. Артемов В.А. К вопросу о психологии обучения иностранным языкам. Вопросы психологии и методики обучения иностранным языкам / В.А. Артемов. - Под ред. В.А. Артемова, И.В. Карпова, И.В. Рахманова. - М.: Учпедгиз, 1947. - 279 с.
3. Артемов В.А. Экспериментальная фонетика и психология в обучении иностранному языку. Экспериментальная фонетика и психология в обучении иностранному языку / В.А. Артемов. - М., 1940. - 300 с.
4. Беляев Б.В. Основные вопросы психологии обучения иностранным языкам. Вопросы психологии / Б.В. Беляев. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 1960. - 229 с.
5. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. / Б.В. Беляев. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 1965. - 300 с.
6. Болонкина А.В. Моделирование индивидуальных траекторий изучения иностранных языков: дис. вкр / А. В. Болонкина. - Москва, 2014. - 115 с.
7. Вайнрайх У. Языковые контакты / У. Вайнрайх. - М.: Вища школа, 1979. - 260 с.
8. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) / Е.М. Верещагин. - М., Издательство Московского университета, 1969. - 260 с.
9. Вундт В. Сознание и внимание. Хрестоматия по вниманию / В. Вундт. - Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея и В.Я. Романова. - М.: МГУ, 1976. - 150 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Изд. 5, испр. - М.: Издательство Лабиринт, 1999. - 352 с.
11. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский - М.: Книга по Требованию, 2013. - 135 с.
12. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии / П.Я. Гальперин. - Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М., 1966. - 277 с.
13. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация / Э. Голдберг. - М.: Смысл, 2003. - 335 с.
14. Григорьева В.Н. Когнитивная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга / В.Н. Калмыкова., Ковязина М.С., Тхостов А.Ш. - М.: УМК «Психология», 2006. - 256 с.
15. Григорьева К.С. Формирование у студентов технического вуза иноязычной компетенции в сфере профессиональной коммуникации на основе технологии CLIL: на примере направления "Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования": дис. ... канд. пед. наук / К.С. Григорьева. - Казань, 2016. - 223 с.
16. Закирьянов К.З. Два феномена: билингвизм и билингвальная личность / К.З. Закирьянов // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т.
17. - №1 (I). - С. 498-502.
17. Залевская А.А. Психолингвистические проблемы учебного двуязычия / А.А Залевская, И.А. Медведева. - М.: Твер. гос. ун-т, 2002. - 194 с.
18. Зарипова Р.Р., Салехова Л.Л. К вопросу о взаимосвязи билингвального обучения и интеллектуального развития учащихся / Р.Р. Зарипова, Л.Л. Салехова. - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o- vzaimosvvazi-bilingvalnogo-obucheniva-i-intellektualnogo-razvitiva- uchaschihsva-po-materialam-zarubezhnov-pedagogicheskov (дата обращения:
10.02.2018) .
19. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432с.
20. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. - М., Просвещение, 1985. - 159 с.
21. Иванов М.В. Негативные и когнитивные расстройства при эндогенных психозах: диагностика, клиника, терапия / М.В. Иванов, Н.Г. Незнанов. - СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2008. - 288 с.
22. Карлинский А.Е. Основы теории взаимодействия языков / А.Е. Карлинский. - Алма-Ата: Гылым, 1990. - 180 с.
23. Карпов И.В. О взаимосвязи психологии и методики в обучении иностранным языкам. / И.В Карпов // Иностранные языки в школе. - 1950. - Вып. VI. - С. 150-160.
24. Касирер Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Касирер. - М., Гардарика, 1998. - 784 с.
25. Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения: в 2 т. - М., 1983. - Т. 2. - 261 с.
26. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти: в 2 т - М.: Педагогика, 1974. Т. 1. - 312 с.
27. Розенцвейг В.Ю. Основные вопросы языковых контактов. Новое в лингвистике. Языковые контакты / В.Ю. Розенцвейг. - М.: Прогресс, 1972. - Вып. VI. - 536 с.
28. Карпов И.В. О взаимосвязи психологии и методики в обучении иностранным языкам / И.В. Карпов // Иностранные языки в школе. - 1950. - №6. - С. 50-59.
29. Крейк Ф., Бялысток И. Изменение когнитивных функций в течение жизни / Ф. Крейк, И. Бялысток // Журнал Высшей школы экономики. - 2006. Вып. 3. - № 2. - С. 73-85.
30. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего / М. Коул. - М.: Когито-Центр; Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - 432 с.
31. Киященко Н.К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга / Н.К Киященко. - М.: Издательство Московского университета, 1973. - 103 с.
32. Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языка. Общая методика обучения иностранным языкам / М.В. Ляховицкий. - М.: Русский язык, 1973. - 373 с.
33. Микадзе Ю.В. Понятие «фактор» в работах А.Р. Лурия / Ю.В. Микадзе, А.А Скворцов // Вестник Московского университета. Психология. - 2007. - №2. - С. 95-108.
34. Микадзе Ю.В. Понятие «фактор» в теории системно
динамической локализации высших психических функций / Ю.В. Микадзе, А.А Скворцов // Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 70-89.
35. Павлов И.П., Общие типы высшей нервной деятельности человека. Хрестоматия по общей психологии / И.П Павлов. - Высшая школа психологии, Рига, 2002. - 360 с.
36. Рахманов И.В. Некоторые вопросы методики обучения
иностранным языкам в средней школе / И.В Рахманов. - Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. - М.,
1991. - 320 с.
37. Салехова, Л. Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе: автореф. дис. д.п.н / Л.Л. Салехова, 2008. - 427 с.
38. Сигуан M. Макки У.Ф. Образование и двуязычие / М. Сигуан., У.Ф. Макки. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
39. Соколова И.В. Влияние билингвизма на социо-когнитивное развитие личности / И.В. Соколова // Образование и наука. - 2012. - № 8 (97). - С.81-95.
40. Стенберг Р. Дж. Практический интеллект / Дж.Р. Стенберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и другие. - СПб.: Пите, 2002. - 272 с.
41. Щерба Л.В. Избранные труды по языкознанию и фонетике / Л.В. Щерба. - Л., Издательство Ленинградского университета 1958. - 183 с.
42. Щерба Л.В. О понятии смешения языков /Л.В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974. - С. 60-74.
43. Щукин А.Н, Обучение иностранным языка теория и практика / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2006. - 480 с.
44. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 290 с.
45. Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. - М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001 -325 с.
46. Arsenian, S. Bilingualism and mental development / S. Arsenian. - New York: Columbia University Press, 1937. - 78 p.
47. Baddeley, A.D. The episodic buffer: A new component of working memory? / A.D. Baddeley // Trends in Cognitive Sciences, 2000. - 4, (11) - P. 417423.
48. Baddeley, A.D., Hitch, G. Working memory. The psychology of learning and motivation: Advances in research and theory / A.D. Baddeley, G. Hitch // New York: Academic Press, 1974. - P. 47-89.
49. Benton A.L. Neuropsychological assessment / A.L. Benton // Annual Review of Psychology, 1994. - P. 1 -12.
50. Bialystok E., Fergus I.M. Craik, and Luk G. Consequences for mind and brain / E.Bialystok, I.M.Craik, G. Luk // Feature review, 2012. - P. 1-11.
51. Bialystok E., Viswanathan M. Components of executive control with advantages for bilingual children in two cultures / E. Bialystok, M. Viswanathan // Cognition, 112, 2009. - P. 490-500.
52. Bialystok E., Lin L., Luk G. Effect of language proficiency and executive control on verbal fluency performance in bilinguals / E. Bialystok, L. Lin, G. Luk // Cognition, 114, 2010. - P. 30-41.
53. Bialystok E., Hakuta K. In Other Words: The Science And Psychology Of Second-language acquisition / E. Bialystok, K. Hakuta. - Basic books, 1995. - 256 p.
54. Coderre E., Smith F.J., Van- Heuven W.J. The functional overlap of executive control and language processing in bilinguals / E. Coderre, F.J. Smith, W.J. Van-Heuven // Language and Cognition, 19 (3), 2016. - P. 471-488.
55. Diamond, A., Barnett, W.S., Thomas, J., Munro, S. Preschool program improves cognitive control / A. Diamond, W.S. Barnett, J. Thomas, S. Munro // Science, 318 (5855), 2007. - P. 1387-1388.
56. Bialystok, E., Craik, F. I. M., Klein, R., Viswanathan, M. Bilingualism, aging and cognitive control: Evidence from the Simon task / E. Bialystok, F.I.M. Craik, R. Klein, M. Viswanathan // Psychology and Aging, 19(2), 2004. - P. 290303.
57. Ferguson, C.A. Diglossia / C.A. Ferguson // Word. -Vol.15. - №2, 1959. - P. 325-340.
58. Fishman J.A. The Sociology of Language. Language and Social Context: Selected Readings / J.A. Fishman. - P.P. Giglioli (Ed.), Harmondsworth: Penguin, 1979. - 399 p.
59. Gollan, T.H., Montoya, R.I., Werner, G.A. Semantic and letter fluency in Spanish-English bilinguals / T.H. Gollan, R.I. Montoya, G.A. Werner // Neuropsychology, 16, 2002. - P. 562-576.
60. Kroll J.F, Bobb S.C, Misra M, Guo T. Language selection in bilingual speech: Evidence for inhibitory processes / J.F. Kroll, S.C. Bobb, M. Misra, T. Guo // Acta Psychologica, 128(3), 2008. - P. 416-430.
61. Lambert, W.E. Culture and language as factors in learning and education. Cultural factors in learning and education / W.E. Lambert. - Bellingham: Washington State College, 1974. - 229 p.
62. Lezak M.D. Neuropsychological Assessment / M.D. Lezak. - N.Y. US: Oxford University Press, 1995. - 1026 p.
63. Logan G.D. Executive control of thought and action / G.D. Logan // Acta Psychologica, Vol. 60, №2-3, 1985. - P. 193-210.
64. MacLeod, C. M. Half a century of research on the Stroop: An integrative review / C.M. MacLeod // Psychological Bulletin, 109, 1991. - P. 163203.
65. Marton K., Goral M., Campanelli L., Yoon J., Obler L.K. Executive Control Mechanisms in Bilingualism: Beyond Speed of Processing / K. Marton, M. Goral, L. Campanelli, J. Yoon, L.K. Obler // Language and Cognition, 20(3), 2017.
- P. 613-631.
66. Masoura E.V., Gathercole S.E. Phonological Short-term Memory and Foreign Language Learning / E.V. Masoura, S.E. Gathercole // International Journal of psychology, (34:5-6), 1999. - P. 383-388.
67. Miller E.K., Cohen J.D. An Integrative Theory of Prefrontal Cortex Function / E.K. Miller, J.D. Cohen // Annual Review of Neuroscience, Vol. 24, N°1, 2001 - P. 167-202.
68. Miyake, A. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “Frontal lobe” / A. Miyake // Cognitive Psychology 41, 2002. - P. 49-100.
69. Norman D.A., Shallice T. Attention to action: Willed and automatic control of behavior. Cognitive neuroscience / D.A. Norman, T. Shallice. - Oxford: Blackwell, 2000. - 392 p.
70. Paap K., Johnson A., Sawi O. Bilingual advantages in executive functioning either do not exist or are restricted to very specific and undetermined circumstances / K. Paap, A. Johnson, O. Sawi // Cortex 69, 2015. - P. 265-278.
71. Posner M., Snyder C. Attention and cognitive control. Information processing and cognition: the Loyola symposium / M. Posner, C. Snyder // Hillsdale,
N.J: Erlbaum, 1975. - P. 55-85.
72. Rabbitt P. Methodology of Frontal and Executive Function / P. Rabbit.
- Hove, UK: Psychology Press, 1997. - 264 p.
73. Rodrigues L.R., Zimmer M.C Inhibitory and attentional control: the interaction between “professional activity” and bilingualism / L.R. Rodrigues, M.C. Zimmer // Psicologia: Reflexao e Critica, 2016. - P. 26 -36.
74. Saer, D. J. The Effect of Bilingualism on Intelligence / D.J. Saer. -
URL: https: //
pure.mpg.de/rest/items/item 2376853 2/component/file 2376852/content (дата обращения: 15.06.2018).
75. Shallice T., Burgess P. The domain of supervisory processes and the temporal organisation of behavior / T. Shallice, P. Burgess. - URL: https: // www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8941952 (дата обращения: 24.04.2018).
76. Shiffrin R.M, Schneider W. Controlled and automatic human information processing: Perceptual learning, automatic attending, and a general theory / R.M. Shiffrin, W. Schneider // Psychological Review, Vol. 84, №2, 1977. - P. 127-190.
77. Siegal M. Bilingualism and conversational understanding in young children / M. Siegal // Cognition, №110 (1), 2009. - P. 115-122.
78. Stroop, J.R. Studies of interference in serial verbal reactions / J.R. Stroop // Journal of Experimental Psychology, №18, 1935. - P. 643-662.
79. Stuss, D.T., Benson, D.F. The frontal lobes / D.T. Stuss, D.F. Benson. - New York: Raven Press, 1986. - 303 p.
80. Vince G. The amazing benefits of being bilingual [Электронный ресурс] / G.Vince. - 2016. - URL: http: // www.bbc.com/future/story/20160811- theamazing-benefits-of-being-bilingual (дата обращения: 13.12.2018).
81. Winn P. Dictionary of biological psychology, 1st edition / P. Winn. -
L. : Routledge, 2001. - 896 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ