Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №37293

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
579
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 8
1.1 Экологическая культура и ее характеристика 8
1.2 Содержание экологического образования на старшей ступени школьного
обучения 12
1.3 Методологические основы формирования экологической культуры
старшеклассников 18
Выводы по первой главе 27
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Реализация работы по формированию экологической культуры
старшеклассников в условиях цифровизации образования 35
2.3 Результаты исследования 40
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. Сложность экологической обстановки, ухудшение качества окружающей среды определили новые задачи перед школьным образованием. Наиболее актуальной из них является формирование экологической культуры учащихся.
В Российской «Концепции общего среднего экологического образования» говорится о том, что экологическое образование официально признано сегодня как одно из важнейших направлений совершенствования деятельности образовательных систем, а в «Концепции экологического образования для стран СНГ» устанавливается, что экологическое образование предназначено «развить и закрепить более совершенные стереотипы поведения людей, направленного на экономию природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды; повсеместное сохранение естественных экосистем, уважение к принимаемым международным сообществам нормам поведения и сосуществования, формирование сознательной готовности к активному личному участию в осуществляемых природоохранных мероприятиях; содействие проведению природоохранных действий».
Понимание детьми и подростками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам - важнейшие составляющие экологической культуры.
Современное состояние экологического образования учащихся характеризуется весьма важными проблемами, упущениями, недооценкой его многих звеньев. Зверев И.Д. указывает, что «добросовестные учащиеся усваивают знания, готовы воспринимать рассказы об экологических бедствиях, но зачастую не проявляют интереса к тому, чтобы самим разобраться в причинах их возникновения, выбор решений проблемы не связывают с личными практическими действиями».
Старший школьный возраст можно считать как ключевую ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни личность приобретает основы личностной культуры, ее базис, который соответствует широкому кругу общечеловеческих ценностей. Именно в этот возрастной период происходит осознание особой универсальной ценности природы для общества и человека, понимание важнейших взаимосвязей в системе «человек - общество - природа», осознание роли антропогенного фактора в измерении природных комплексов, обеспечивается широкое включение учащихся в практическую экологическую деятельность. Именно в старшем школьном возрасте при систематической и целенаправленной эколого - воспитательной работе в процессе учебной деятельности, можно сформировать систему научных экологических знаний, ценностных экологических ориентаций, положительной мотивации по отношению к экологической деятельности, ответственное отношение к природной среде, что является необходимыми условиями и факторами становления и развития основ экологической культуры.
Многие исследования направлены, в основном, на младший и средний школьный возраст. Поэтому различные аспекты экологического образования и воспитания старшеклассников остаются все еще недостаточно разработанными.
В различных областях экономики вводятся понятия «цифровая экосистема», «цифровая среда», «цифровое сообщество», «цифровая экономика», «цифровизация образования». Цифровизация образования ведет к изменениям на рынке труда, в образовательных стандартах, выявлению потребностей в формировании новых компетенций населения и ориентирована на реорганизацию образовательного процесса, переосмысление роли педагога. С одной стороны, цифровизация подрывает унаследованную из прошлого методическую основу школы, с другой, порождает доступность информации в различных ее формах, не только в текстовой, но и звуковой, визуальной. Доступность информации потребует постоянного поиска и выбора релевантного и интересного контента, высоких скоростей его обработки. Следовательно, цифровизация образования ведет к его коренной, качественной перестройке. Педагог обязан научиться применять новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы. Технологии виртуальной реальности создают возможность применения цифровых тренажеров, не привязанных к одному рабочему месту, что расширяет круг изучаемых технологий. Технологии мобильного обучения позволяют учиться в любое время и в любом месте. Сегодня информация и знания — основа экономического прогресса, к которой неприменимы традиционные понятия и модели. Л. В. Шмелькова подчеркивает, что важнейшей чертой человека, адекватного цифровой экономике, является то, что эта личность владеет цифровыми технологиями, применяет их в профессиональной деятельности [6]. К цифровой среде быстро адаптируются дети различного возраста, формируя первоначальные навыки, умения для последующего их развития. Формирование конкретных компетенций происходит на различных уровнях образования, однако, цифровые компетенции формируются в течение всей жизни.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое изучение формирования экологической культуры старшеклассников в условиях цифровизации образования.
Объект исследования - процесс формирования экологической культуры в образовательном учреждении.
Предмет исследования - педагогические условия формирования экологической культуры старшеклассников в образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: система экологического образования в старшей школе будет эффективной и обеспечит высокую результативность формирования экологической культуры старшеклассников, если:
- будет выявлен уровень экологической культуры старшеклассников;
- будет обеспечено систематическое вовлечение старшеклассников в различные виды экологической деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования экологической культуры старшеклассников в условиях цифровизации образования.
2. Изучить актуальный уровень экологической культуры старшеклассников.
3. Реализовать работу по формирования экологической культуры в старшеклассников и выявить эффективность.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
- анкетирование;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методики: тестирование «Экологическая культура учащихся» (Асафова Е.В.) и анкетирование «Комплексная экологическая анкета для учащихся» (по С. С. Кашлеву).
Методологическая основа. Проблема формирования экологической культуры личности занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н.Вересов, Л.И.Грехова, Н.С. Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т.Суравегина и другие исследователи. Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен, Е.Е.Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического образования средней школы.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы по формированию экологической культуры старшеклассников в образовательном учреждении.
База исследования: Республика Татарстан, г. Елабуга, МБОУ Гимназия №4, учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов в количестве 50 человек.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование было проведено на тему «Формирование экологической культуры старшеклассников в условиях цифровизации образования», в процессе которого был решен ряд задач.
Решение первой задачи по анализу литературы показало, что экологическая культура - совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе. Ее составными частями являются знания о природе, взаимосвязях в ней, обществе и природе; интерес к природе, живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны; нравственные и эстетические чувства, позитивная разнообразная деятельность, достойное поведение в окружающей среде; мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Под экологическим образованием старшеклассников нами понимается непрерывный специально организованный процесс обучения, воспитания и развития учащихся, направленный на формирование системных научных и практических природоохранных и экологических знаний об окружающей среде, умений и навыков экологической деятельности и формирование основ экологической культуры в контексте концепции устойчивого развития. Большинство исследователей, обсуждая феномен экологической культуры, опираются на подсистемы понятия, в качестве которых выступают экологическое сознание, экологическое отношение, экологическая деятельность, т. е. экологическая культура, рассматривается как широкое интегративное свойство личности. Экологическое образование старшеклассников создает необходимые предпосылки для того, чтобы изменения в личности шло в направлении, помогающей ей освоить современную, «эколого-гуманистическую» (Д. Н. Кавтарадзе) научную картину мира XXI века и сформировать в процессе учебной деятельности базовые основы экологической культуры.
Для решения третей задачи, диагностики экологической культуры были проведены две методики:
1. Тест «Экологическая культура учащихся» (Асафова Е.В.)
2. Комплексная экологическая анкета для учащихся (по С. С. Кашлеву)
В результате констатирующей диагностики по итогам двух методик мы сделали заключение о том, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень экологической культуры, а в контрольной средне - низкий.
По результатам констатирующего эксперимента, мы выявили необходимость проведения в экспериментальной группе работы по повышению уровня экологической культуры школьников. Для этого на формирующем этапе мы провели четыре мероприятия: классный час по теме «Сбережем наш общий дом», ток-шоу «Планета «Зелёных», классный час «Болезни Земли», классный час в форме устный журнала «Доходы из отходов» на которых расширяли представление детей об экологической безопасности; формировали позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре; побуждали детей к участию в природоохранных мероприятиях, к расширению своего кругозора, к повышению экологической сознательности.
После реализации системы мероприятий, мы провели контрольную диагностику, состоящую также из двух методик. По ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у школьников из экспериментальной группы преобладает средний уровень развития экологической культуры, а в контрольной группе средне - низкий.
После сравнения результатов методик на констатирующем и контрольном этапах мы выявили значительную положительную динамику в развитии уровня экологической культуры школьников из экспериментальной группы и не значительную из контрольной группы.
По результатам математической обработки результатов эксперимента с применением t-критерий Стьюдента мы выяснили, что присутствуют значимые различия в уровне экологической культуры старшеклассников экспериментальной группы по результатам двух методик, и отсутствуют в контрольной группе. Это говорит о том, что гипотеза подтвердилась.



1. Алексеев Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Экологический практикум школьника. Учебник. Элективные курсы. - Издательство: Самара: ИД "Федоров". -2005., 304 с.
2. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии / Н. Д. Андреева,; под ред. Н. Д. Андреевой. - М.: Академия, 2009. - 203 с.
3. Артемьев Ю.В. Природоориентированная модель формирования экологического мировоззрения у школьников в учебно-воспитательной работе общеобразовательного учреждения / Ю. В. Артемьев // Образование. Наука. Инновации. - 2011. - № 4. - С.55-60.
4. Арябкина И. Интеграция учебных предметов и эколого-эстетическое образование / И. Арябкина // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 76-78.
5. Безлепкина П.В. Организация экологического воспитания в общеобразовательном учреждении / П. В. Безлепкина // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2012. - № 6. - С.4-8.
6. Бояркина В.И. Экологическая компетенция - свежий взгляд / В. И. Бояркина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2010. - № 1 (зима). - С.52-54.
7. Ваганов М.Г. Некоторые проблемы экологического образования и пути их решения / М. Г. Ваганов // Наука и школа. - 2012. - № 4. - С.124-127.
8. Вагнер И. В. Мониторинг качества пространства развития экологической культуры учащихся : диагностика и коррекция / И. В. Вагнер // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 6. — С. 177-188
9. Валеева, Г.Ф. Учебно-исследовательская культура старшеклассников в процессе экологического образования / Г.Ф. Валеева // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 1. - С. 98-107.
10. Вандышева В. В. Формирование экологической культуры школьников средствами дополнительного экологического образования / В. В. Вандышева // География в школе. - 2010. - № 2. - С.60-61.
11. Васильев С. В. Экологическое образование: успехи и просчеты / С. В. Васильев, Т. В. Васильева // География и экология в школе XXI века. - 2010. - № 7. - С.31-36.
12. Вершинина Н.И. Главное в экологическом воспитании -
экологическая практика/ Н. И. Вершинина, Ковалева, Н. А. Нефедьева // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2008. - № 1. - С.32-34.
13. Воробьева Н.Ф. Школьное экологическое образование:
(воспитательный аспект)/ Н. Ф. Воробьева, Е. В. Максимова // Воспитание школьников. - 2012. - № 4. - С.32-39.
14. . Главный тренд российского образования — цифровизация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ug.ru/article/1029 (дата обращения: 15.03.2019).
15. Детникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 64 с.
16. Дзятковская Е. Н. Модели содержания экологического
образования / Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2011. - № 1 (январь-март). -С.12-17.
17. Емельянова Н. В. Экологическое воспитание с помощью
нетрадиционных форм работы / Н. В. Емельянова // География и экология в школе XXI века. - 2009. - № 4. - С.61-69.
18. Ермаков Д. С. Интерактивные упражнения и игры по экологии: (материалы для внеклассных занятий) / Д. С. Ермаков, Г. Д. Петрова // Дополнительное образование. - 2004. - № 11. - С. 17-21.
19. Ермаков, Д. С. Формирование профессиональных экологических ориентаций старшеклассников / Д. С. Ермаков, А.И. Клычкова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - № 1. -С.
20. Захлебный, А. Н. Об интегрированном курсе "Экология и безопасность жизнедеятельности" для старшеклассников / А. Н. Захлебный, В. А. Грачев, Е. Н. Дзятковская //Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2012. - № 2 (апрель-июнь). - С. 41-44.
21. Захлебный, А. Н. Проектируем курс "Экологии" для старшей ступени школы / А. Н. Захлебный // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2013. -№ 1 (зима). - С. 28-33.
22. Кадырова, Р.Г. Формирование социально-экологической культуры старшеклассников общеобразовательных школ / Р.Г. Кадырова // Образование и саморазвитие. - 2008. - Т. 1. № 7. - С. 133-139.
23. Камакин О.Н. Воспитание экологической культуры школьников /
О. Н. Камакин, О. В. Костенникова // Справочник классного руководителя. -
2012. - № 2 (февраль). - С. 4-15.
24. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. - М.: Горизонт, 2000. - 271 с.
25. Клепинина З. А. Развитие экологической грамотности учащихся /
З. А. Клепинина // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С.93-97.
26. Колдина Т. Г. Формирование ключевых компетенций учащихся в экологической деятельности / Т. Г. Колдина // География и экология в школе XXI века. - 2008. - № 10. - С.35-39.
27. Комов С.В. Экологическое образование и воспитание / Тезисы докладов. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 154 с.
28. Коновалова, О. В. Из опыта экологического воспитания детей и подростков / О. В. Коновалова // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 47-55.
29. Кочергин А.Н. Экологическое знание и сознание. - Новосибирск: Наука, 1987. - 228 с.
30. Лайпанова, Р.Ю. Экологические и аксиологические аспекты
формирования экологической культуры старшеклассников / Р.Ю. Лайпанова
// Теоретические и прикладные вопросы образования и науки сборник
научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2014. - С. 81-82.
31. Леонтович А.В. Разработка нового содержания и форм образовательной деятельности в области экообразования / А. В. Леонтович // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. - С.12-15.
32. Лоскутникова Г. В. Формирование экологической культуры школьника / Г. В. Лоскутникова // Экологическое образование и просвещение в Томской области : научно-методический журнал. — 2013. — № 1 (1), дек. — С. 4-6.
33. Макшинский, С.М. Единство мира в школьном классе / С.М. Макшинский //Первое сентября. - 2013. - №8. - С. 2.
34. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. 9-11 классы. Школьный практикум. - Издательство: "Владос"
2001. - 112 с.
35. Мамедов Н.М. Экология: новые направления в традиционной науке // Педагогическое образование. - 2005. - № 7. - С. 17.
36. Михайлова Л. В. Экологическое воспитание школьников / Л. В. Михайлова // Физика - Первое сентября. - 2012. - № 5. - С.15.
37. Некрасов И. Б. Еще раз об экологическом воспитании школьников / И. Б. Некрасов // Физическая культура в школе. - 2004. - № 5. - С. 73-75.
38. Ногтева Е. Ю. Педагогические технологии развития экологической культуры / Е. Ю. Ногтева // География и экология в школе XXI века. - 2007. - № 9. - С.34-39.
39. Озеров А.Г. Формирование экологической культуры личности в
процессе исследовательской, туристско-краеведческой деятельности
учащихся/ А. Г. Озеров; авт. цитат К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский // Краеведческий альманах. - 2009. - № 1. - С.3-12.
40. Павлов А. А. Формирование и развитие экологической культуры учащихся / А. А. Павлов // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2009. - № 1 (зима). - С.42-51.
41. Потяева Т.А. Сохранив природу, обрести себя: как экология становится школьным предметом / Т. А. Потяева // Экология и жизнь. - 2008. - № 10. - С.44-47.
42. Радионов А.С. Актуальность геоэкологических знаний в современной школьной программе / А. С. Радионов // Г еография и экология в школе XXI века. - 2012. - № 8. - С.67-69.
43. Ребро И.В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности / И. В. Ребро // Образование в современной школе. - 2009. - № 11. - С.59-63.
44. Рыжова Л.В. Экология души // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - № 6. - С. 19-23.
45. Саркисян А. Р. Пути реализации экологического образования / А. Р. Саркисян // Начальная школа. - 2006. - № 12. - С. 46-49.
46. Тарасова Т. И. Компетентностный подход в подготовке учителя к реализации экологического образования учащихся / Т. И. Тарасова // Начальная школа. — 2009. — № 11. — С. 101-104
47. Тюменова, С. И. Развитие творческого потенциала
старшеклассников посредством проектной деятельности / С. И. Тюменова // Химия в школе. - 2008. - № 10. - С. 59-63.
48. Флеенко А.В. Формирование экологической культуры
школьников / А. В. Флеенко // Проблемы региональной экологии. - 2009. - № 5 (сентябрь-октябрь). - С.280-282.
49. Хайбулаева, У. М. Формирование экологической культуры старшеклассников / У. М. Хайбулаева, Г. Г. Недюрмагомедов, В. Н. Цатуров // Педагогика. - 2008. -№ 3. - С.17-22.
50. Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры
школьников на основе краеведческих материалов / З. А. Хусаинов // География и экология в школе XXI века. - 2009. - № 8. - С.45-47.
51. Хусаинов З.А. Некоторые особенности экологического
воспитания / З. Хусаинов // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 118-119.
52. Чуйкова Л.Ю. Концепции экологического образования,
построенные на идее формирования экологической культуры / Л.Ю. Чуйкова // Гуманитарные исследования. - 2012. - № 2 (42). - С.342-351.
53. Шаронова Е. Г. Технологии социально-экологического
воспитания школьников / Е. Г. Шаронова // Воспитание школьников. - 2012. - № 7. - С.19-24.
54. Цифровизация [Электронный ресурс] // Викисловарь. — Режим
доступа: https://ru.wiktionary.org/ wiki/цифровизация (дата обращения:
15.03.2019) .
55. Шипицына Г. М. Экологическое воспитание школьников и их родителей в аспекте диалога культур / Г. М. Шипицына // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С.18-20.
56. Широков Ю.Б. Школьный экологический практикум: элемент образования в целях устойчивого развития / Ю. Б. Широков, В. А. Щенев // География и экология в школе XXI века. - 2009. - № 6. - С.45-53.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ