Выпускная квалификационная работа.
База экспериментального исследования: 3 класс (12 учащихся) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Ношуль (МБОУ «СОШ» с. Ношуль Прилузский район Республика Коми).
Много приложений ( в том числе с результатами исследования).
Если поменять в данной работе название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие «познавательные учебные действия» 6
1.2 Сущность проектного обучения 12
1.3 Виды, методы и технологии проектного обучения 16
1.4 Этапы организации проектной деятельности 21
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 25
2.1. Направленность программы и учебников по литературному чтению на организацию проектной деятельности младших школьников 25
2.2. Методические особенности организации проектной деятельности 31
обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения 31
2.3 Исследование наличия познавательных учебных действий в процессе проектной деятельности обучающихся 3 класса 37
2.4. Содержание организации проектной деятельности обучающихся 3 класса, направленные на формирование познавательных учебных действий 42
2.5. Результативность формирования познавательных учебных действий у обучающихся 3 класса в процессе организации проектной деятельности 47
Выводы по 2 главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
В настоящее время в Российской Федерации идет процесс становления новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Это обусловливает значительные изменения в теории и практике образовательного процесса в средних общеобразовательных школах.
Сегодня очевидно, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также создавать условия для накопления опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.
Однако в настоящее время в этой области наблюдается ряд проблем. Наиболее серьезными из них являются:
1. слабая методическая подготовка педагогов к проектному обучению;
2. мало внимания проектному обучению уделяют в младших классах школы.
Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день учителя начальной школы нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности младших школьников. Большинство учителей-практиков пользуются лишь частями метода проектов, не имея достаточной информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, о содержании проектной деятельности младших школьников и, конечно, об особенностях её организации. Если преподаватель будет иметь всю необходимую информацию о проектной деятельности младших школьников, то он сможет чаще и эффективнее использовать метод проектирования в своей работе. Этим и вызван интерес к теме нашего исследования «Реализация проектной деятельности младших школьников на уроке литературного чтения»
Проекты в младших классах – это трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все - таки это возможно.
Актуальность темы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
В связи с вышесказанным тема исследования «Реализация проектной деятельности младших школьников на уроке литературного чтения» актуальна, т.к. сегодня необходима переориентация обучения: вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
Цель исследования – выделить условия организации проектной деятельности младших школьников на уроке литературного чтения.
Объект исследования: организация проектной деятельности на уроках литературного чтения в младших классах.
Предмет исследования: условия организации проектной деятельности младших школьников на уроке литературного чтения.
Для достижения поставленных целей и подтверждения выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы исследования:
- анализ лингвистической, методической и учебной литературы;
- педагогический эксперимент;
- качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Методологическую основу исследования составляют научные труды А.С. Обухова, С.Н. Поздняк, Л.Л. Розанова, Ю.О. Стекановой, А.В. Хуторского, Н.Ф. Яковлевой и других. А.С. Обухов, К.Н. Поливанова, Л.Л. Розанов, Н.Ф. Яковлева и др. раскрыли сущность и содержание метода проекта как педагогической технологии; С.Н. Поздняк, Н.Г. Шумова, А.В. Хуторский и др. обосновали необходимость применения метода проекта в условиях компетентностного образования.
База экспериментального исследования: 3 класс (12 учащихся) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Ношуль (МБОУ «СОШ» с. Ношуль Прилузский район Республика Коми).
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические сведения, методические рекомендации, выводы могут быть использованы учителями начальных классов и студентами-практикантами при подготовке и проведении уроков литературного чтения и организации проектной деятельности с учащимися младшего школьного возраста.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
Проектное обучение представляет собой современную образовательную технологию. Педагогический потенциал проектного обучения как образовательной технологии реализуется через актуализацию и использование в образовательном процессе методов активного обучения. В основу метода проектов было положено развитие познавательных навыков учащихся, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления.
Проектное обучение школьников представляет собой совместную или индивидуальную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение запланированного результата деятельности. Непременным условием создания учебного проекта является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся, развивает практические навыки применения полученных теоретических знаний школьниками.
При выборе типа учебного проекта обучающиеся и педагоги, руководствуясь разработанными классификациями, получают необходимую, хорошо структурированную информацию о будущей деятельности. Точное определение типа проекта по разного рода классификациям поможет обучающимся и педагогу верно спланировать деятельность для достижения поставленной цели.
Успешность реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения зависит от методической подготовки педагога, правильного выбора темы, цели и результата проектной деятельности, которая должна соответствовать возрастным особенностям младших школьников и их индивидуальным особенностям.
Работа по УМК «Школа России» обеспечивает создание необходимых условий для формирования у младших школьников познавательных УУД. Работа в этом направлении ведется через выполнение разнообразных заданий в учебниках по литературному чтению. Однако при этом, в силу ряда причин, у обучающихся формирование познавательных УУД может отставать от заданных в программе норм.
Для опытной проверки степени сформированности у младших школьников познавательных УУД нами был проведен педагогический эксперимент. Констатирующий этап эксперимента выявил преобладание низкого и очень низкого уровня сформированности познавательных УУД у учащихся третьего класса.
Только у трех обучающихся уровень познавательных УУД был оценен как «высокий», однако и в их работах были ошибки. Двое учащихся экспериментальной группы набрали менее 10 баллов, что соответствовало очень низкому уровню познавательных УУД.
На формирующем этапе нами были реализованы проекты, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Организованная нами проектная деятельность не только развивала познавательные универсальные учебные действия, но и способствовала созданию положительного эмоционального фона занятий.
После проведения формирующего этапа эксперимента был организован контрольный этап эксперимента. Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность проведенной работы: показатели очень низкого уровня развития познавательных УУД в опытной группе снизились с 16% до 0%, показатели низкого уровня в опытной группе уменьшились с 41% до 25%, показатели среднего уровня развития познавательных УУД в возросли с 16% до 41%, показатели высокого уровня развития познавательных УУД возросли с 25% до 33%.
Для дальнейшего формирования познавательных УУД у младших школьников необходимо продолжать проведение целенаправленной работы с организацией проектной деятельности на уроках литературного чтения, а также проводить регулярные проверки динамики этого процесса, чтобы при необходимости скорректировать ход работы.
1. Азбукина Е. Ю., Куровский В. Н. Образовательные технологии и качество образования [Текст]/ Е.Ю. Азбукина, В.Н. Куровский // Вестник ТГПУ. 2003. № 2. – С.145-149.
2. Алисов Е. А. Сущность технологии исследовательского и проектного обучения [Текст]/ Е.А. Алисов // Гаудеамус. 2016. №3. С.41-45
3. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. — 2006. — № 18. — С. 68–74.
4. Бердникова А.И., Зотова Т. Н. Метод проектов на уроках литературного чтения/ А. И. Бердникова, Т. Н. Зотова// Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики.- 2017. - № 1 (10). - С. 12-13.
5. Васильева И. В. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС [Текст]/ И.В. Васильева // Молодой ученый. — 2015. — №14.1. — С. 78-82.
6. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Питер, 2012. – 874 с.
7. Голд Е. А. Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст]/ Е.А. Голд // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIМеждунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 73-76.
8. Ивкина Ю. М. Реализация метода проектов на уроках литературного чтения в начальной школе [Текст]/ Ю. М. Ивкина// В сборнике: Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития личности в системах дошкольного, начального, среднего и высшего образования сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2016. - С. 67-71.
9. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1–4 классы.- М.: Издательство «Просвещение», 2015.
10. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Учебник в 2 ч.- М.: Издательство «Просвещение», 2013
11. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России Литературное чтение. 3 класс 2 часть. Учебник в 2 ч.- М.: Издательство «Просвещение», 2013.
12. Концепция модернизации образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р
13. Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения [Текст] / В.В. Краснова// Юный ученый. — 2016. — №6.1. — С. 31-33.
14. Лукина И. Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся [Текст]/ И.Г. Лукина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №43-2. С.144-148
15. Мишанова, О.Г. Диагностика универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / О.Г. Мишанова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III международной научной конференции. – СПб.: Реноме, 2013. – С. 102-106.
16. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 402 с.
17. Панкратова В. М. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы [Текст]/ В. М. Панкратова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 41-44.
18. Пархомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пархомова. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
19. Полат Е. С. Метод проектов [Текст]/ Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3. 2000.
20. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [Текст] учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – 3-е изд., исправ. и допол. – М.: Академия, 2011. – 412 с.
21. Поливанова, К.И. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
22. Примерная программа по литературному чтению. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://fsosn4.edusite.ru/DswMedia/lit.pdf (Дата обращения 13. 09. 2018)
23. Розанов, Л.Л. Метод проектов как педагогическая технология [Текст] / Л.Л. Розанов // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 74-77.
24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
25. Сергеев И.С.Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И.С. Сергеев. – М.: Академия, 2005. – 193 с.
26. Скачкова З.В. Использование метода проекта на уроках литературного чтения [Текст]/ З. В. Скачкова// Начальное образование. - 2009. - № 4. - С. 42-44.
27. Татаренкова Л. А. Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся [Электронный ресурс.]. URL: http://xn--45-6kc5a8as3a.xn--p1ai/3125-2/
28. Трубима Л. А. Комплексное внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс. [Текст]/ Л.А. Трубима. - Инновационное среднее образование в России: сущность и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-16 марта 2006 г. СПб: Изд-во СПбГУП, 2006.
29. Федеральный осударственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. No 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. No 1241, от 22 сентября 2011 г. No 2357) [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 29 с.
30. Шатилова, М.Ю.Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты [Текст] / М.Ю. Шатилова. – Волгоград, 2010. – 127 с.
31. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: [Текст] учеб.пособие. – 2-е изд., стер. / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.