Введение 3
Раздел 1. Повседневность как социальная реальность 9
Раздел 2. Социальные практики повседневной деятельности в интерпретации западных теоретиков 23
Раздел 3. Жизненный мир студентов и формирование повседневных практик 33
Раздел 4. Формирование учебно-познавательных практик студентов российского вуза (опыт участвующего наблюдения) 45
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 74
Приложение 79
Актуальность темы данного исследования связана с тем, что основная деятельность студентов в период обучения в вузе осуществляется посредством постепенно формирующихся учебно-познавательных практик, направленных на формирование специалиста, профессионала своего дела. При доминировании других видов деятельности (бытовой, досуговой) и связанных с ними практик можно ожидать их негативного влияния на качество учебной деятельности студента.
На протяжении 11 лет в школе учащиеся имеют определенный, уже выработанный годами образ жизни с поведенческими и повседневными практиками, но поступление и сама учеба в университете для них являются новыми жизненными условиями. Но при новых условиях, изменениях каких-то факторов (усложнение чего-то или облегчение) в жизни человека происходит трансформация его действий и поведения под новые условия, тем самым он конструирует свою повседневность под его нынешние жизненные условия и ситуации. К ним необходимо подстроиться и, следовательно, что-то изменить в своем поведении и общем понимании, что дозволено, а что нет в его университетской жизни, тем самым он конструирует свою повседневность через ряд практик.
Поведение студента в его повседневной учебной реальности зависит от ранее приобретенного опыта, поставленных перед собой целей, которые он реализует через существующие у него мотивы и поддается стимулам со стороны окружающих: семья и родственники, друзья и знакомые, одногруппники, преподаватели и общество в целом.
Люди, намеренные получать образование в высших учебных заведениях, основываясь на имеющемся у них школьном опыте, мысленно выстраивают стратегию своего поведения во время обучения в университете: либо продолжать свой образ жизни и поведения, либо подкорректировать его, либо кардинально его изменить. От выбранной стратегии зависит дальнейшая жизнь студента, усвоение
и качество, приобретаемых знаний, умений и навыков, как в профессионально - учебной, так и в бытовой сфере.
Студенческие практики являются проекцией восприятия студентами своей жизни на период обучения в высшем учебном заведении. Применяемые практики способствуют пониманию дальнейших планов студентов после окончания университета. Данные практики вписываются в повседневность студентов, именно поэтому их целесообразно изучать в контексте повседневности. В целом учебная повседневность для студентов едина. Студенческая повседневность объединяет студентов на основании общей терминологии, общих действий, общих переживаний. Однако различается включенными в нее практиками, т. е заполнением этой реальности привычками, повторяющимися действиями, учебной рутиной, имеющимся опытом, который либо способствует учебной деятельности студента, либо его затрудняет.
Разработанность темы исследования. Повседневность З. Фрейд, К. Маркс, Т. Парсонс, Р. Мертон и др. рассматривали как «низшую реальность», являющуюся поверхностью подлинной реальности. Представители феноменологической школы (Э. Гуссерль, А. Шюц) и их последователи П. Бергер и Т. Лукман (теория познания) и Г. Гарфинкель (этнометодология) рассматривали повседневность как «верховную реальность», возвышающуюся над другими возможными мирами. Жизненный мир изучали Э. Гуссерль, А. Гурвич , А. Шюц. Теорию социальных практик в социологии развивали П. Бурдье через «габитус» , П. Бергер и Т. Лукман через «реальность» и «знание» , Г. Гарфинкель через «фоновые ожидания»,
Э. Гидденс через «структурацию» , И. Гоффман через анализ «фреймов» , А. Шюц через «жизненный мир». Концепцию образа жизни изучали М. Вебер, П. Бурдье, Г. Зиммель, Т. Веблен, И. Гоффман. М. Вебер рассматривал стиль жизни как
фактор стратификационных различий и деления общества, а П. Бурдье - через габитус - систему диспозиций, социальный капитал и социальное пространство.
Н. Р. Таирова в статье «Стиль жизни студентов в контексте социологии повседневности: методологические принципы исследования» рассматривает
основные элементы студенческой повседневности и анализирует их, основываясь на методологических принципах феноменологической социологии. В автореферате делает акцент на полистилизм повседневного образа жизни студентов .
В автореферате диссертации А. А. Онипко «Потребности личности в высшем образовании и особенности их реализации» рассматриваются потребности личности в высшем образовании как один из критериев оценки эффективности системы образования .
М. В. Буланова-Топоркова утверждает, что обучение в студенческой группе способствует росту сходства поведения одногруппников за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, и это приводит к возникают повседневных практик студентов как результата группового поведения в университете .
Ю. А. Зубок в статье «Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию» рассматривает образование в качестве феномена социальной реальности, создающего базовые характеристики и имеющего отражение в стереотипном сознании молодежи и в ментальных структурах .
В статье В. И. Филоненко «Занятость студентов во время обучения в вузе» анализируются эмпирические данные о противоречиях и проблемах социализации студенчества: формирование у студентов профессиональных навыков, факторы
занятости во время обучения, мотивация временной занятости, совмещение работы с учебой в вузе1.
Объект исследования - жизненный мир студентов, обучающихся в высшем учебном заведении.
Предмет исследования - учебно-познавательные практики студентов в период обучения в вузе.
Цель исследования - выявление моделей поведения, формирующихся на основе учебно-познавательных практик в высшем учебном заведении.
Задачи исследования согласно поставленной цели.
1. Сопоставить основные теоретические подходы к изучению повседневности.
2. Охарактеризовать конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана к изучению социальной реальности.
3. Описать период студенчества в контексте повседневности.
4. Рассмотреть специфику практик студенческой молодежи в повседневной сфере деятельности.
5. Проанализировать полученные эмпирические данные и на их основе выявить модели поведения, учебно-познавательных студенческих практик.
Методы исследования. Для решения задач исследования использованы феноменологический подход, анализ и синтез теоретических и эмпирических данных. Эмпирический материал был подготовлен в качественной стратегии исследования, на основе идей феноменологов и применен комплекс методов сбора информации.: 1) участвующее наблюдение автора работы на основе ретро - рефлексии, в том числе использовались фрагменты из дневника самонаблюдения; 2) письменное сочинение респондентов об их студенческих практиках в повседневной жизни, прежде всего учебно-познавательных, на основе гайда интервью. Это способствовала саморефлексии студентов, они, опирались на предоставленные пункты, но также в процессе написания текстов самостоятельно ставили перед собой вопросы и в дальнейшем раскрывали их, тем самым насыщая содержание.
Данные методы были использован по причине того, что повседневность сложно зафиксировать, поскольку она скрыта от наблюдения как от исследователя, так и самого носителя повседневных практик. Чтобы их заметить и зафиксировать, необходимо рефлексировать по поводу совершаемой каждодневной деятельности.
Апробация выпускной работы. Работа в рамках данной темы ведется на протяжении трех лет и получаемые в ходе изучения результаты были апробированы на следующих международных и научно-образовательных конференциях: II Международная научно-практическая конференция (Пенза, 2017), III Казанские студенческие социологические чтения (Казань, 2018), Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета (Казань, 2019).
Структура выпускной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во Введении дается обоснование актуальности темы, характеризуется степень ее разработанности, формулируются объект, предмет, цель и соответствующие ей задачи.
В Разделе 1 рассматривается повседневность как социальная реальность с точки зрения феноменологической теории Э. Гуссерля и А. Шюца. Большое внимание уделено также составляющим повседневности: привычкам и рутинной деятельности.
Раздел 2 посвящен рассмотрению социальных практик в повседневной деятельности через теорию фреймов И. Гоффмана, в рамках которой анализ повседневности совершается через нередуцируемые и не конструируемые формы социального взаимодействия. В рамках теории знания П. Бергера и Т. Лукмана повседневные практики могут конструироваться и конструировать реальность, предполагающую существование нескольких реальностей, различающихся разным объемом повседневного знания и имеющую равное право на существование.
В разделе 3 рассматривается студенчество как новый этап жизни человека, предполагающий адаптацию к новым условиям, приводящий к включенности в учебную деятельность или отчужденности. В этот период меняется повседневность и дополняется новыми повседневными практикам, возникающими в период обучения в университете и свойственными для этого периода.
В разделе 4 произведен анализ и обобщение эмпирических данных, полученных в ходе проведенных опросов студентов и ретроспективной рефлексии на основе участвующего наблюдения.
В Заключении представлены основные выводы и результаты исследовательской академической работы.
Приложение включает программу эмпирического исследования, гайд интервью, дневник самонаблюдения, список респондентов и один текст об студенческих практиках в повседневной жизни.
В результате проделанной работы мы достигли поставленной цели, выявив модели поведения, формирующиеся на основе учебно-познавательных практик в высшем учебном заведении.
Для достижения данной цели мы рассмотрели «повседневные практики» через более общее понятие «повседневность» в трактовке феноменологической теории А. Шюца, охарактеризовали конструирование социальной повседневной реальности через обыденное знание, в трактовке социологии знания П. Бергера и Т. Лукмана рассмотрели специфику социальных практик в повседневной сфере деятельности, рассмотрели период студенчества в контексте повседневности, используя методы самонаблюдения и участвующего наблюдения, а также метод опроса, используя тексты, написанные студентами ИСФНиМК для выявления основных повседневных практик студентов в период их обучения в университете, проанализировали полученные эмпирические данных и на их основе сделали выводы о студенческих практиках
В работе рассмотрена повседневность как верховная реальность, в которую человек возвращается из иных реальностей посредством повседневных действий - привычки, рутина, нерефлектированные действия, поступки и т. п. Рассмотрена повседневность как целостный социокультурный жизненный мир, предстающий в функционировании общества как «естественное», самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. В основе повседневности лежат опыт, знания, рутинные действия. Миры отдельных людей соединены взаимосвязями общего переживания, т. е. имеются точки соприкосновения смысла, опыта, переживания, и образуют единый интерсубъективный мир, согласно феноменологическому подходу.
Применение данного подхода и концепции жизненного мира для выявления моделей поведения и учебно-познавательных практик связано с тем, что в процессе обучения студенты приобретают жизненный опыт, испытывают одинаковые переживания и действия, совершаемые ими, имеют схожий смысл. Это сплачивает студентов на основе единого восприятия реальности - студенческой повседневности, но при этом отличаются поведением и практиками, поскольку каждый студент индивидуален. Студент, попадая в новые жизненные условия и новый коллектив, корректирует свое поведение в соответствии с новыми условиями, конструирует новые поведенческие практики, прежде всего учебнопознавательные, в период обучения в высшем учебном заведении. Учебнопознавательные практики связаны со стремлением студента познавать профессиональную сферу, данные практики отличаются поскольку зависят от мотивации, целей и интересов студентов. Поскольку студенты обладают социальным знанием в разной степени, то, следовательно, они выделяют разные приоритетные аспекты жизни - самореализация, не только в учебной сфере, но и в других, повышение эрудиции, получение профессии, принятие необходимости получения высшего образования и др.
Студенческая повседневность создает платформу для существования, объединяя студентов на основании общей терминологии, общих действий, общих переживаний. Данное сходство основывается на типизирующих конструктах, замещающих почерпнутое из личного опыта, мышления, восприятия жизни каждого отдельного человека. Данные типы восприятия являются объединяющим элементом различных субъективных миров отдельных людей в общий интерсубъективный мир.
Согласно используемым в работе определениям, практики рассматривается как осознаваемые и неосознаваемые, становящиеся формы поведения. Повседневность включает в себя различные практики, которые и составляют повседневную реальность, и выражаются они в виде привычек, повторяющихся действий, рутинной деятельности, индивидуального жизненного опыта.
Выбор студентами модели поведения в период обучения зависит от целей, которые студент ставит перед собой, обучаясь в университете, и какое значение для него имеет высшее образование. При этом повседневность студентов строится на уверенности и взаимозаменяемости - если студенты поменяются местами, то они будут иметь одинаковое восприятие реальности и на уверенности в совпадении систем релевантностей - уверенность в том, что любой студент, независимо от возраста и курса обучения, как и он, одинаково воспринимает общий мир.
В рамках выпускной квалификационной работы был проведен эмпирический проект, направленный на выявление проблемных ситуаций при совмещении сфер повседневности - быт, досуг и труд (учебная деятельность) Анализ и синтез результатов, проведенных ранее социологических исследований и данных, полученных в ходе проведенных нами опросов студентов, а также с помощью ретроспективной рефлексии на основе участвующего наблюдения, позволил нам сформулировать следующие выводы.
Среда студенчества выполняет функцию развития студента как личности, как профессионала своего дела, тем самым вырабатывает необходимые качества для дальнейшей жизни. Причастность студентов к группе обучающихся еще не дает гарантии, что она является референтной для них, следовательно, у некоторых студентов может возникнуть пассивность, выраженная в поверхностном отношении к процессу обучения, свидетельствующее о рассогласованности субъективного мира студента и институциональных практик студенческой жизни в пространстве вуза.
Во-первых, студенческие модели поведения зависят от мотивации студента на дальнейшую жизнь, основывающиеся на таких компонентах, как контроль ситуации или «отпускание» ситуации, несение ответственности за свои действия или «допускание» безответственного, ситуативного поведения.
Во-вторых, из-за спонтанного, необдуманного поступления на случайную специальность, повседневность таких студентов состоит из практик, выраженных в отстраненности от учебно-профессиональной деятельности и формальном выполнении необходимых образовательных требований, что приводит либо к формальному отношению, либо к крайне безответственному отношению. Части студентов, поступивших осознанно на те или иные специальности, тоже свойственна отчужденность от учебного процесса из-за ряда обстоятельств. Из-за влияния других одногруппников, нацеленных на получение формального образования, снижается качество семинарских занятий, объем преподаваемого материала, в академической группе возникает состояние конформизма. Тогда студенты уже не стремятся не выделяться от основного массива группы, что и снижает число заинтересованных в получении дополнительных знаний, совершенствовании навыков и умений.
Таким образом, нами выделены четыре модели поведения студентов относительно учебно-познавательной деятельности: 1) поведение, строящееся на безответственном отношении к высшему образования и неопределенностью в значении его наличия в будущем; 2) поведение, строящееся на формальном получении высшего образования; 3) поведение, связанное со сложностями в усвоении профессионального опыта; 4) поведение, основывающееся на целенаправленности на качественное получение высшего образования и усвоение необходимого объема профессиональных знаний, умений и навыков
В-третьих, модели поведение студентов в повседневности относительно учебно-познавательной обусловлены внешними и внутренними причинами. К внешним причинам относится влияние интернета и наличие у нынешних студентов клипового мышления, откладывающих отпечаток на их познавательную деятельность и на мотивацию к самообразованию. К внутренним причинам относятся социопсихологический климат в академических группах, отношения с университетско-преподавательским составом, успешность адаптации к учебному процессу и вытекающие из нее последствия, групповое стремление к познанию и желание получать навыки и умения.
В-четвертых, в зависимости от установок относительно значения, вкладываемого студентами в понятие «высшее образование», они проявляют различные способы подготовки к практическим занятиям и к сдаче зачетных единиц. Одним свойственны практики дробления выполнения заданий на некие этапы, чтобы не выполнять в последний момент, другим свойственны практики выполнения всего объема заданий в кратчайшие сроки, при этом качество выполнения для них не имеет значения.
Студентам свойственно выстраивание режима загруженного дня, но необязательно уделение внимания учебной деятельности. День может быть заполнен активной творческой деятельностью, волонтерской, гражданской активностью или работой. Таким образом, студенческий день стоится на балансе между решением бытовых, учебных вопросов и задач, и планированием отдыха после выполнения той или иной деятельности.
Университет выступает в качестве стартовой площадки для дальнейшей деятельности. За период обучения в вузе студент способен понять, что ему важнее, и имеет возможность сформулировать планы на будущее. Если в процессе обучения студент осознает желание реализовать себя не в изучаемой учебно - профессиональной сфере, то он принимает решение реализовываться в других сферах и берет на себя ответственность за дальнейшую профессиональную жизнь. Только не все студенты осознают ответственность за свои действия и за возможные последствия своих нынешних повседневных поступков, которые способны повлиять на их жизнь в дальнейшем.
1. Бергер П., Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман: перевод с англ. Е. Руткевич. - М.: Медиум, 1995, - 323 с.
2. Бреслав Г. Э., Конфликты между преподавателями и студентами / Г. Э. Бреслав, Е. Г. Корнеску, В. И. Сидоряк // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 33. URL: http://e-koncept.ru/2015/95388.htm. (Дата обращения 21.05.2019)
3. Буланова-Топоркова М. В., Педагогика и психология высшей школы:
Ч. 2: психология высшей школы / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева и др. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
4. Бурдуковская Е.А., Социокультурные факторы личностного становления студента в вузе // Теория и практика общественного развития, 2013. №4. - С. 112-115.
5. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. - 288 с.
6. Бурдье П., Начала. Choses dites: Пер. с фр. Шматко Н.А. М.: SocioLogos, 1994. - 288 с.
7. Бурдье П., Практический смысл / пер. с фр. А. Т. Бикбова, К. Д. Вознесенской, С. Н. Зенкина, Н. А. Шматко; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя. 2001 - 562 с.
8. Бурдье П., Социальное пространство: поля и практики. Сборник статей. М., 2005 // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. - 01.10.2009. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3707 (дата обращения:
26.12.2018)
9. Бурдье П., Структура, габитус, практика/ Пер. Шматко Н.А. // Журнал
социологии и социальной антропологи. 1998, - том I, - Вып. 2.
URL: http://www.old.jourssa.ru/1998/2/4bourd.html (Дата обращения: 27.02.2019).
10. Вахштайн В. С., Социология повседневности: от «Практики» к «Фрейму» Ирвинг Гоффман. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН, 2003 // Социологическое обозрение, 2006. №1. - С. 69-75.
11. Вебер М., Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990
URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/index.php
(Дата обращения: 29.11.2018).
12. Волков В. В., Теория практик / В. В. Волков, О. В Хархордин. СПб: Изд-во Европейского университета Санкт-Петербурга, 2008. - 298 с.
13. Волков В. В., О концепции практик в социальных науках // Социологические исследования, 1997. № 6. - С. 9-23.
14. Гайденко П.П., Научная рациональность и философский разум. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 528 с.
15. Гидденс Э., Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2003. - 528 с.
16. Елгина Л. С., Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2010. №5. - С.162-166
17. Ефремова Т. Ф., Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. URL: https://www.efremova.info/ (Дата обращения: 29.11.2018).
18. Зубок Ю.А., Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию / Зубок Ю.А., Чупров В.И // Социологические исследования, 2013. №1. - С. 78-90.
19. Иванова А.С., Феноменология и социальный конструктивизм // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки» 2014. № 3 - С. 34-41 URL: https://www.vestnik-mgou.ru/Artides/Doc/7760 (Дата обращения: 05.03.2019).
20. Климов В. В., Ценностное самоопределение личности: трудности и противоречия // Вестник ОГУ, 2007. №7. - С. 111-116.
21. Кравченко А. И., Основные понятия стратификации / Перевод Weber M. On charisma and institutional building. Chicago, London: Univ. of Chicago Press, 1968. p. 169-183 // Социологические исследования, 1994. № 5. - С. 147-156. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/254/578/1217/020_veber.pdf (Дата обращения:
11.01.2019) .
22. Лекторский В.А., Субъект. Объект. Познание. М.: Наука, 1980. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_poznanija/lektorskij_v_a_sub ekt_obekt_poznanie/45-1-0-884 (Дата обращения: 25.02.2019).
23. Мавлюдов А. А., Метод типологии как средство научного познания социальных явлений и процессов. - Казань, 1991. - 18 с.
24. Михалюк А. Н., Культура поведения и общения студентов как проблема / А. Н. Михалюк, О. В Коноваленко, О. В. Копоть. - С. 377-379. URL: http://www.ggau.by:8888/downloads/%D0%9F%D0%A0%D0%92%D0%A8_2015/14
9. pdf (дата обращения: 10.03.2019).
25. Мойсеева Т.Б., Информационные технологии как средство трансформации повседневной жизни человека: философско-антропологический анализ: диссертация ... к. ф. н: 09.00.13 / Т. Б. Мойсеева Юж. федер. ун-т.к. ф. н - Ростов-на-Дону, 2008. - 149 с.
26. Никитина Г.В., Социальная практика как средство подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности: автореф. дис. на соиск. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г. В. Никитина; Омский государственный педагогический университет. - Омск, 2016. - 24 с.
27. Носова С.С., Молодежь в сетевом информационно-коммуникативном обществе: зарубежные подходы к изучению проблемы / С. С. Носова, И. П. Кужелева-саган // Сибирский психологический журнал. 2013. №49. - С. 85-96
28. Онипко А. А., Потребности личности в высшем образовании и особенности их реализации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. соц. наук - Екатеринбург, 2013. - 19 с.
29. Плахов В. Д., Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития (XIX-XX вв.): СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И.
Герцена, 2000. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Plah/_09.php (Дата обращения: 21.12.2018).
30. Резник Ю., Человек и его социальные практики URL: http://www.intelros.ru/pdf/chelovek/2008_4/6.pdf (Дата обращения: 23.04.2019).
31. Рожина И. Р., Прокрастинация в студенческой среде и методы её преодоления // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXXV-LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 4-7(72). - Новосибирск: СибАК, 2017. - С. 23-28.
32. Розенберг Н.В. Культура повседневности: методология
исследования. - Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2010. - 200 с.
33. Романова И.В., Категория «образ жизни»: понятие, содержание и структура / И.В.. Романова, Н.П. Романова, И.Р. Казарян // Вестн. Заб. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 3. - С. 76-84.
34. Россохин А. В., Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания: интерсознание в психоанализе. - М.: "Когито-Центр, 2010. - 304 с.
35. Сизова И.Л., Габитус факультета» и социализация студентов классического университета (на примере факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского) / И.Л. Сизова, А. В. Ермилова, Т. М. Хусяинов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. №4 (36). С. 84-89
36. Соколов С.В. Основы социологии: учеб. пос. 2010.
URL: http://disus.ru/knigi/422716-1-sokolov-osnovi-uchebnoe-posobie-2010- recenzenti-doktor-filosofskih-nauk-professor-gubin-rossiyskiy-gosudarst.php (Дата обращения: 27.05.2019)
37. Таирова Н. Р., Практики конструирования стилей жизни студентов в провинциальных вузах России: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. соц. наук: 22.00.06 / Н.Р Таирова; Педагогическом ин-т ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет». - Ростов-на-Дону: 2009. - 24 с.
38. Таирова Н. Р., Стиль жизни студентов в контексте социологии повседневности: методологические принципы исследования // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009. № 5. - С. 33-36.
39. Терещенко А.Г., Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. - Иркутск, 2006. - С. 89-103
40. Толковый словарь Ушакова URL: https://ushakovdictionary.ru (Дата обращения: 29.11.2018).
41. Ушинский К. Д., Избранные труды: в 4 кн. Кн. 3: Человек как предмет воспитания. - Т.1. Опыт педагогической антропологии. - М.: Дрофа, 2005. - 557 с.
42. Филоненко В. И., Занятость студентов во время обучения в вузе / В. И. Филоненко, Ю. В Филоненко Л. С Скачкова, // Социологические исследования,
2018. № 9. - С. 135-140.
43. Хайдеггер М., Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - Харьков: «Фолио», 2003. - 503 с.
44. Хомякова Е. И., «Поколение Y» в контексте социального
взаимодействия в современном обществе // Известия ТПУ. 2011. №6. - С. 153-156
45. Шматко Н.А., На пути к практической теории практики. Послесловие // Бурдье П. Практический смысл. - СПб., 2001. - С. 548-562.
46. Штомпка П., В фокусе внимания повседневная жизнь: новый поворот в социологии // Социология исследования. 2009. - № 8. - С. 3-13.
47. Шюц А., О множественности реальностей // Социологическое
обозрение. 2003. Т. 3, № 2. - С. 3-34.
48. Шюц А., Смысловая структура повседневного мира: очерки по
феноменологической социологии. Перевод на русский язык: А. Я. Алхасов, Н. Я. Мазлумянова. - М., 2003. // Электронная публикация: Центр
гуманитарных технологий. - 26.03.2012.
URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5584 (дата обращения: 23.12.2018).
49. Шюц А., Структура повседневного мышления / Пер. с англ.
Е. Д. Руткевич // Социологические исследования. 1988. № 2. - С. 129-137.
50. Эрзанукаева Л. Р., Структура культуры повседневности студенческой молодежи // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №90. - С.71-75.
51. Goffman E., Interaction ritual: Essay on face-to face behavior. New York: Anchor, 1967, - 270 p.
52. Gurwitsh A. The last work of E. Husserl //Studies in phenomenology and psychology. Evanston. 1966, - 701 p.
53. Hume D., Enquiries Concerning the Human Understanding and Concerning the Principles of Morals. Oxford: Clarendon Press, 1902, - 412 p.
54. Husserl E., Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phenomenology. Hamburg, 1977, - 405 p.