Формирование коммуникативных умений и навыков в старшей группе дошкольного возраста (Алтайский педагогический государственный университет)
|
База исследования: ЗАТО СИБИРСКИЙ. МБДОУ ЦРР «Детский сад ЗАТО Сибирский».
Выборка. 10 детей старшего дошкольного возраста от 6 лет 2 месяцев до 7 лет 7 месяцев (группа предшкольной подготовки).
Есть приложение (Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»).
Если поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Психолингвистические предпосылки формирования коммуникативных умений и навыков 7
1.3. Анализ ФГОС (образовательной области «Коммуникация») и программ воспитания ДОУ по разделу формирования коммуникативных умений и навыков 16
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей сформированности у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений и навыков 22
2.1. Организация и логика экспериментального исследования 22
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
Заключение 31
Список использованных источников 33
Выборка. 10 детей старшего дошкольного возраста от 6 лет 2 месяцев до 7 лет 7 месяцев (группа предшкольной подготовки).
Есть приложение (Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»).
Если поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Психолингвистические предпосылки формирования коммуникативных умений и навыков 7
1.3. Анализ ФГОС (образовательной области «Коммуникация») и программ воспитания ДОУ по разделу формирования коммуникативных умений и навыков 16
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей сформированности у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений и навыков 22
2.1. Организация и логика экспериментального исследования 22
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
Заключение 31
Список использованных источников 33
Актуальность исследования. Общение для человека является необходимым условием жизнедеятельности, средством удовлетворения социальных и духовных потребностей, специфическим способом взаимодействия с социальным окружением. Высокий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков – залог успешной адаптации и творческой самореализации человека в любой социальной среде, поэтому так важно начинать формировать коммуникативные умения с самого раннего детства (М.И. Лисина и др.).
По данным исследователей (О.Е. Смирновой и др.) начальным этапом развития общения, формирования коммуникативной культуры личности является период дошкольного детства. На этом этапе возрастного развития ребенок активно усваивает и реализует в коммуникативной практике разнообразные цели, средства и способы общения, приобретая и совершенствуя, таким образом, собственный социально-коммуникативный опыт и опыт продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, достигая значимые для него цели в различных видах детской деятельности (Л.В. Чернецкая и др.). В условиях обновления целей и содержания дошкольного образования актуализировалась задача создания в дошкольной образовательной организации комплекса психолого-педагогических условий для овладения воспитанниками основами коммуникативной культуры, в том числе коммуникативными умениями как ее необходимой составляющей. Так во ФГОС ДО выделена образовательная область социально-коммуникативного развития, где отражены задачи, которой направлены на развитие общения дошкольника с взрослым и сверстником, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстником [25]. В связи с этим возрос интерес к вопросам программно-технологического оснащения процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к коммуникативной культуре, в частности формирования у них коммуникативных умений и навыков.
На современном этапе становления и развития системы дошкольного образования существует противоречие между возможностями целенаправленного формирования коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях разнообразных педагогических ситуаций и содержательной, технологической неразработанностью данного педагогического средства в теории дошкольного образования, ограниченностью его использования в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации. Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каков образовательный потенциал в решении задач формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии обозначенной проблемой была определена тема работы: «Формирование коммуникативных умений и навыков в старшей группе детей дошкольного возраста».
Цель исследования – изучить проблему формирования коммуникативных умений и навыков в старшей группе детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений и навыков в старшей группе детей дошкольного возраста
Предмет исследования – педагогические условия формирование коммуникативных умений и навыков в старшей группе детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «коммуникативные навыки» в литературе».
2. Определить возрастные особенности формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить особенности коммуникативных умений и навыков в старшей группе детей дошкольного возраста в экспериментальном исследовании.
В основу исследования положена гипотеза о том, что образовательная деятельность может выполнять функцию предметно-развивающей среды для формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:
- наполнение содержания деятельности условиями и требованиями, актуализирующими применение дошкольниками разнообразных коммуникативных навыков для решения задач основных видов совместной деятельности;
- включение интегрированной деятельности в образовательный процесс сообразно логике и этапам освоения детьми коммуникативных навыков;
- разработка содержания образовательной деятельности соотносится с целью формирования коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников.
Методологическую основу исследования составляют: положения о деятельностном подходе в воспитании и обучении человека, о механизме развития психологических способностей человека в деятельности, о деятельности как средстве и условии развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); положения отечественной психологии о роли общения в совместной деятельности и формировании межличностных отношений (М.И. Лисина, О.Е. Смирнова и др.); выводы и обобщения психолого-педагогических исследований об онтогенезе общения детей дошкольного возраста, его особенностях и формах (И.В. Дубровина, И.В. Лесняк и др.) положения теории дошкольного воспитания о роли обучения и воспитания в развитии коммуникативной деятельности ребенка, формировании коммуникативных умений и навыков (Л.Н. Галигузова, Т.Е. Иовлева и др.)
В исследовании применялись методы теоретического анализа философской, педагогической, психологической литературы; педагогический эксперимент; наблюдение; беседа; анкетирование; методика, изучающая сформированности коммуникативных навыков детей (М.А. Васильева); методика «Коммуникативные навыки» (Р.И. Лалаева); создание специальных педагогических ситуаций; анализ продуктов деятельности детей; математические методы обработки экспериментальных данных.
Исследование включало 3 этапа:
1. Теоретико-аналитический – проведен анализ литературных источников по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста; рассмотрена сущность коммуникативных навыков и особенностей их формирования; выявлена специфика формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста; изучено состояние проблемы в практике дошкольного образования; конкретизированы объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования;
2. Опытно-экспериментальный – определены формы, методы, приемы и средства формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста;
3. Описательно-итоговый – выстроены педагогические рекомендации специалистам ДОУ по формированию коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста; сформулированы основные выводы; завершено литературное оформление курсовой работы.
Курсовая работа составляет 35 страниц, включает в себя 2 рисунка и схем. Список литературы содержит 33 источника.
По данным исследователей (О.Е. Смирновой и др.) начальным этапом развития общения, формирования коммуникативной культуры личности является период дошкольного детства. На этом этапе возрастного развития ребенок активно усваивает и реализует в коммуникативной практике разнообразные цели, средства и способы общения, приобретая и совершенствуя, таким образом, собственный социально-коммуникативный опыт и опыт продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, достигая значимые для него цели в различных видах детской деятельности (Л.В. Чернецкая и др.). В условиях обновления целей и содержания дошкольного образования актуализировалась задача создания в дошкольной образовательной организации комплекса психолого-педагогических условий для овладения воспитанниками основами коммуникативной культуры, в том числе коммуникативными умениями как ее необходимой составляющей. Так во ФГОС ДО выделена образовательная область социально-коммуникативного развития, где отражены задачи, которой направлены на развитие общения дошкольника с взрослым и сверстником, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстником [25]. В связи с этим возрос интерес к вопросам программно-технологического оснащения процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к коммуникативной культуре, в частности формирования у них коммуникативных умений и навыков.
На современном этапе становления и развития системы дошкольного образования существует противоречие между возможностями целенаправленного формирования коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях разнообразных педагогических ситуаций и содержательной, технологической неразработанностью данного педагогического средства в теории дошкольного образования, ограниченностью его использования в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации. Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каков образовательный потенциал в решении задач формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии обозначенной проблемой была определена тема работы: «Формирование коммуникативных умений и навыков в старшей группе детей дошкольного возраста».
Цель исследования – изучить проблему формирования коммуникативных умений и навыков в старшей группе детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений и навыков в старшей группе детей дошкольного возраста
Предмет исследования – педагогические условия формирование коммуникативных умений и навыков в старшей группе детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «коммуникативные навыки» в литературе».
2. Определить возрастные особенности формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить особенности коммуникативных умений и навыков в старшей группе детей дошкольного возраста в экспериментальном исследовании.
В основу исследования положена гипотеза о том, что образовательная деятельность может выполнять функцию предметно-развивающей среды для формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:
- наполнение содержания деятельности условиями и требованиями, актуализирующими применение дошкольниками разнообразных коммуникативных навыков для решения задач основных видов совместной деятельности;
- включение интегрированной деятельности в образовательный процесс сообразно логике и этапам освоения детьми коммуникативных навыков;
- разработка содержания образовательной деятельности соотносится с целью формирования коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников.
Методологическую основу исследования составляют: положения о деятельностном подходе в воспитании и обучении человека, о механизме развития психологических способностей человека в деятельности, о деятельности как средстве и условии развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); положения отечественной психологии о роли общения в совместной деятельности и формировании межличностных отношений (М.И. Лисина, О.Е. Смирнова и др.); выводы и обобщения психолого-педагогических исследований об онтогенезе общения детей дошкольного возраста, его особенностях и формах (И.В. Дубровина, И.В. Лесняк и др.) положения теории дошкольного воспитания о роли обучения и воспитания в развитии коммуникативной деятельности ребенка, формировании коммуникативных умений и навыков (Л.Н. Галигузова, Т.Е. Иовлева и др.)
В исследовании применялись методы теоретического анализа философской, педагогической, психологической литературы; педагогический эксперимент; наблюдение; беседа; анкетирование; методика, изучающая сформированности коммуникативных навыков детей (М.А. Васильева); методика «Коммуникативные навыки» (Р.И. Лалаева); создание специальных педагогических ситуаций; анализ продуктов деятельности детей; математические методы обработки экспериментальных данных.
Исследование включало 3 этапа:
1. Теоретико-аналитический – проведен анализ литературных источников по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста; рассмотрена сущность коммуникативных навыков и особенностей их формирования; выявлена специфика формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста; изучено состояние проблемы в практике дошкольного образования; конкретизированы объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования;
2. Опытно-экспериментальный – определены формы, методы, приемы и средства формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста;
3. Описательно-итоговый – выстроены педагогические рекомендации специалистам ДОУ по формированию коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста; сформулированы основные выводы; завершено литературное оформление курсовой работы.
Курсовая работа составляет 35 страниц, включает в себя 2 рисунка и схем. Список литературы содержит 33 источника.
Актуальность темы исследования бесспорна, так как сформированные коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста – это одно из основных условиях их будущей успешности в обучении.
В современных психолого-педагогических исследованиях по проблемам развития общения на разных этапах жизни человека обнаружено и подтверждено, что своевременное овладение коммуникативной культурой, коммуникативными способностями и умениями является необходимым условием позитивной социализации личности, ее социальной успешности, эффективной самореализации. Эффективность общение зависит от того, насколько человек владеет знаниями об общении и коммуникативными умениями, которыми он овладевает в условиях ежедневной коммуникативной практики и социального взаимодействия с окружающими людьми, целенаправленного освоения коммуникативной культуры общества благодаря обучению и воспитанию.
В результате анализа понятия «коммуникативные навыки» удалось установить, что коммуникативные навыки – это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникатора.
Коммуникативные навыки дошкольников представляют собой интегративные личностные новообразования, которые характеризуются проявлениями автоматизированных умений осуществлять взаимодействие с другими людьми (в системах: «ребенок – сверстник», «ребенок – другой ребенок, который старше или младше», «ребенок – группа сверстников», «ребенок – взрослый»), в зависимости от конкретной ситуации (например, ситуация приветствия, поздравления, извинения и др.).
Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников – это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
В процессе исследования особенностей сформированности у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений и навыков согласно содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой:
- высокий уровень – 2 дошкольников (20%);
- средний уровень – 6 дошкольников (60%);
- низкий уровень – 2 дошкольников (20%).
В процессе исследования особенностей сформированности у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков по методике Р.И. Лалаевой «Коммуникативные навыки»
были получены следующие результаты:
- высокий уровень – 3 дошкольников (30%);
- средний уровень – 5 дошкольников (50%);
- низкий уровень – 2 дошкольников (20%).
Общий вывод заключается в том, что 7 (70%) старших дошкольников экспериментальной группы испытывают проблемы в ситуации общения. Возможно, это обусловлено тем, что ЗАТО СИБИРСКИЙ. МБДОУ ЦРР «Детский сад ЗАТО Сибирский» находится на «закрытой территории»., и, соответственно, у дошкольников, ограниченный круг общения. Следовательно, некоторые из старших дошкольников уже имеют группу комплексов в ситуации коммуникации, проблемы в сформированности коммуникативных навыков, которые необходимо корректировать, так как они влияют на формирование и развитие личностных качеств.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
В современных психолого-педагогических исследованиях по проблемам развития общения на разных этапах жизни человека обнаружено и подтверждено, что своевременное овладение коммуникативной культурой, коммуникативными способностями и умениями является необходимым условием позитивной социализации личности, ее социальной успешности, эффективной самореализации. Эффективность общение зависит от того, насколько человек владеет знаниями об общении и коммуникативными умениями, которыми он овладевает в условиях ежедневной коммуникативной практики и социального взаимодействия с окружающими людьми, целенаправленного освоения коммуникативной культуры общества благодаря обучению и воспитанию.
В результате анализа понятия «коммуникативные навыки» удалось установить, что коммуникативные навыки – это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникатора.
Коммуникативные навыки дошкольников представляют собой интегративные личностные новообразования, которые характеризуются проявлениями автоматизированных умений осуществлять взаимодействие с другими людьми (в системах: «ребенок – сверстник», «ребенок – другой ребенок, который старше или младше», «ребенок – группа сверстников», «ребенок – взрослый»), в зависимости от конкретной ситуации (например, ситуация приветствия, поздравления, извинения и др.).
Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников – это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
В процессе исследования особенностей сформированности у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений и навыков согласно содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой:
- высокий уровень – 2 дошкольников (20%);
- средний уровень – 6 дошкольников (60%);
- низкий уровень – 2 дошкольников (20%).
В процессе исследования особенностей сформированности у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков по методике Р.И. Лалаевой «Коммуникативные навыки»
были получены следующие результаты:
- высокий уровень – 3 дошкольников (30%);
- средний уровень – 5 дошкольников (50%);
- низкий уровень – 2 дошкольников (20%).
Общий вывод заключается в том, что 7 (70%) старших дошкольников экспериментальной группы испытывают проблемы в ситуации общения. Возможно, это обусловлено тем, что ЗАТО СИБИРСКИЙ. МБДОУ ЦРР «Детский сад ЗАТО Сибирский» находится на «закрытой территории»., и, соответственно, у дошкольников, ограниченный круг общения. Следовательно, некоторые из старших дошкольников уже имеют группу комплексов в ситуации коммуникации, проблемы в сформированности коммуникативных навыков, которые необходимо корректировать, так как они влияют на формирование и развитие личностных качеств.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Методики обучения детей дошкольного возраста рисованию транспортных средств в старшей группе (Дошкольное образование, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста (Методическая работа в дошкольной образовательной организации, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста (Теории и технологии развития математических представлений у детей,Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (Педагогика, психология, Алтайский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Изучение невербальных средств общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказками (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Развитие слухового восприятия у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства со звуками окружающего мира(Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - Роль подвижных игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста (Теории и технологии развития речи детей, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018



