Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование билингвального
обучения 9
1.1. Общее понимание билингвизма зарубежными и отечественными учеными. Классификация (типы) билингвизма 9
1.2. Теории билингвизма. Теории BICS/CALP Дж. Камминса 18
1.3. Компонентный состав когнитивной академической языковой компетенции 28
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Формирование когнитивной академической языковой компетенции у младших школьников 41
2.1. Оценивание развития когнитивного, академического и языкового
компонента CALP 41
2.2. Уровни и дескрипторы сформированности компонентов
когнитивной академической языковой компетенции 77
2.3. Методическое обеспечение формирования CALP средствами
билингвального обучения 81
Выводы по Главе 2 90
Заключение 93
Список литературы 96
Приложение 1 105
Приложение 2 107
Приложение 3 108
Приложение 4 109
Приложение 5 112
Актуальность темы исследования. В последние полвека особое внимание исследователей привлекает проблема билингвизма, а именно становление и функционирование детского билингвизма, его влияния на когнитивные способности детей-билингвов. Целесообразность изучения детского двуязычия объясняется тем, что процесс овладения вторым языком и функционирования нескольких языков у индивидуума еще полностью не раскрыт, что, в свою очередь, также вызывает большой интерес в сфере развития когнитивных способностей людей, в частности, детей, в процессе обучения на иностранном языке.
К настоящему времени в разных странах накоплен определенный опыт билингвального обучения в области международного образования на ступени начального образования, однако аспекты обучения на билингвальной основе исследованы недостаточно. Более того, остается открытым вопрос о развитии когнитивных, учебных и языковых способностей младших школьников при билингвальном обучении в рамках формирования когнитивной академической языковой компетенции (CALP). Становление как данной компетенции, так и отдельных ее составляющих, при билингвальном обучении возможно уже на этапе начальной школы после успешного двух-трехлетнего освоения базовых коммуникативных навыков повседневного общения (BICS).
Одним из благоприятных базисов для формирования и развития вышеуказанных компетенций можно считать программу Международного бакалавриата (International Baccalaureate), включающую в себя билингвальную основу и позволяющую овладеть не только предметной, академической и языковой компетенцией, но также развить когнитивные способности и навыки мышления высшего порядка у младших школьников. К тому же, позитивное влияние билингвизма на когнитивные способности возможно только при целенаправленно построенной на двух языках развивающей системе обучения, как это происходит, например, в практике международных школ.
Приведенные выше аргументы объясняют необходимость формирования когнитивной академической компетенции уже на этапе начальной школы, поскольку она служит основой для развития навыков мышления высшего порядка и способствует успешному овладению предметным содержанием по программе начального образования.
В связи с этим возникает противоречие между имеющимся потенциалом билингвального обучения в формировании CALP и недостаточной степенью систематизации знаний и оценочных средств для ее измерения.
Цель исследования состоит в теоретическом описании и практическом обосновании методики определения уровня сформированости когнитивной академической языковой компетенции в рамках билингвального обучения.
Объект исследования - процесс обучения в практике международных школ начального образования.
Предметом исследования является формирование когнитивной академической языковой компетенции в процессе билингвального обучения.
Гипотеза исследования. Процесс формирования когнитивной академической языковой компетенции учеников начальной школы в процессе билингвального обучения будет успешным, если:
1) данная компетенция развивается средствами билингвального обучения;
2) 80-90% учебного времени отводится на обучение на английском языке;
3) делается акцент на развитии каждой из составляющих (когнитивной, академической, языковой) данной компетенции по отдельности и в связи друг с другом.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследователям предстояло решить ряд следующих задач:
1. Уточнить сущность и структуру понятия когнитивной академической языковой компетенции; раскрыть ее содержание по отношению к младшим школьникам.
2. Разработать и описать уровни сформированности когнитивной академической языковой компетенции и ее составляющих.
3. Обосновать и апробировать MAP тест как средство диагностики уровня сформированное™ когнитивной академической языковой компетенции.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• теоретические методы: изучение и теоретический сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования; классификация, сравнение, обобщение, анализ существующего психолого-педагогического опыта;
• эмпирические методы: диагностические методы (педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседа, тестирование, оценивание); аналитические методы (изучение продуктов деятельности испытуемых, самоанализ); педагогический эксперимент; методы математической и статистической обработки результатов эксперимента; компьютерные методы обработки материалов исследования.
Теоретико-методологическую базу исследования в области билингвального обучения составили идеи и труды таких зарубежных исследователей, как Дж. Камминс, К. Бэйкер, М. Сигуан, У.Ф. Макки, Т. Скутнабб-Кангас, П. Тоукома, У. Вайнрах, С. Крашен и другие. В отечественной педагогической науке теория билингвального образования разработана такими учеными, как Е.М. Верещагин, Л.В. Щерба, Н.Д. Гальскова, Л.Л. Салехова. Дано обоснование когнитивного превосходства детей-билингвов (Л.С. Выготский, Л. Петит, Л.Л. Салехова).
Эмпирической базой исследования послужила АНОО «Международная школа Казани». Исследование проводилось паралелльно с основным процессом обучения в течение двух лет и включало следующие этапы:
1) Первый этап (2017-2018 г.). Поисково-теоретический этап был направлен на изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы, а также диссертационных исследований по проблеме исследования; определение целей и задач, объекта и предмета исследования, цели, гипотезы; разработка программы опытно-экспериментальной работы.
2) Второй этап (2018-2019 г.). На опытно-экспериментальном этапе осуществлялся подбор методик диагностики уровня сформированности когнитивной языковой компетенции и ее составляющих, а также представлены уровни и критерии ее сформированности.
3) Третий этап (2019 г.). На обобщающем этапе была выполнена обработка эмпирических данных, систематизация результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов.
Научная новизна ислледования:
1. Уточнены структура и содержание понятие «когнитивная академическая языковая компетенция».
2. Когнитивная академическая языковая компетенция как степень компетентности в области неродного языка была переложена на опыт билингвального обучения в практике Международного бакалавриата начального образования на примере АНОО «Международная школа Казани».
3. Использован МАР-тест в качестве инструмента оценивания уровней сформированности академического и языкового компонентов CALP.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесен вклад в развитие теории билингвального обучения в российской педагогической науке благодаря изучению зарубежной научно-педагогической литературы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- тестирование Measure of Academic Progress (MAP-тест) впервые применяется в отечественной науке и может служить инструментом для оценивания компонентов CALP;
- созданная таблица уровней и дескрипторов сформированности компонентов CALP у младших школьников может быть использована методистами и исследователями в области преподавания английского языка для оценивания уровня сформированности когнитивной академической языковой компетенции;
- разработанные методические рекомендации для ассистента учителя могут быть использованы в программе начального образования Международного бакалавриата.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках экспериментальной работы с учениками начальной школы АНОО «Международная школа Казани», в докладах на научно-практических и научнометодических конференциях всероссийского и международного уровней по актуальным проблемам науки и образования и т.д.
На защиту выносятся следующие положения:
1) обучение на билингвальной основе способствует формированию когнитивной академической языковой компетенции у младших школьников благодаря развитию каждого из компонентов компетенции;
2) МАР-тест является эффективным инструментом оценивания академической и языковой составляющих CALP;
3) разработанные методические рекомендации способствуют осуществлению успешной образовательной деятельности ассистента учителя в практике международной школы.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 84 источников. Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологическое обоснование билингвального обучения» разработан понятийный аппарат исследования; изучен генезис вопроса о взаимосвязи билингвизма и интеллектуального развития детей и их когнитивных способностей; проанализированы зарубежные когнитивные теории билингвизма и взгляды отечественных ученых на проблему взаимоотношения мышления и речи на неродном языке; раскрыт и описан компонентный состав когнитивной академической языковой компетенции с точки зрения компетентности в области неродного языка.
Вторая глава - «Формирование когнитивной академической языковой компетенции у младших школьников» посвящена анализу уровня развития когнитивной академической языковой компетенции у младших школьников, осуществляемого в процессе билингвального обучения в программе начального образования Международного бакалавриата. С этой целью компетенция CALP была разделена на составляющие ее компоненты, по которым происходит ее развитие: когнитивный, академический и языковой. Для измерения развития каждого из компонентов были применены следующие инструменты: для когнитивного - ряд когнитивных тестов, диагностирующих особенности таких процессов, как память, внимание и мышление, для академического компонента - результаты MAP-теста по математике и чтению, для языкового - результаты MAP-теста по английскому языку, подвергшиеся анализу в ходе исследования. Впоследствии, нами были определены уровни и дескрипторы развития каждого из компонентов CALP, которые позволяют говорить о формировании когнитивной академической языковой компетенции у младших школьников в процессе билингвального обучения. Поскольку эмпирической базой нашего исследования послужила АНОО «Международная школа Казани», реализующая, в том числе, программу Международного бакалавриата начального образования, одним из практических результатов работы стали методические рекомендации ассистентам учителя, позволяющие осуществлять успешную образовательную деятельность.
В заключении описаны способы решения задач по проверке гипотезы, приведены основные выводы исследования.
Явление билингвизма понимается исследователями по-разному и по сей день вызывает некоторые разногласия ввиду многоаспектного характера этого феномена. Несмотря на это, взгляды ученых сходятся в том, что билингвизм предполагает способность индивида использовать в общении две или более языковые системы. Однако степень владения ими определяется исследователями по-разному - от совершенного владения обоими языками до уровня владения вторым языком, достаточного для осуществления ряда определенных коммуникативных актов.
Владение несколькими языками помогает людям не только общаться - билингвизм действительно дает развивающемуся мозгу определенные преимущества. Поскольку ребенок-билингв все время переключается с одного языка на другой, согласно теории, он, тем самым, совершенствует свою способность эффективно управлять так называемыми высшими когнитивными процессами, такими, как решение задач, память, концентрация внимания и мышление. Для него характерно подавлять одни реакции, стимулируя другие, и, в целом, он обладает более гибким и живым умом.
Преимущества детей-билингвов над их сверстниками-монолингвами были рассмотрены через анализ работ отечественных и зарубежных ученых, большинство из которых ссылаются на то, что дети-билингвы, как правило, демонстрируют хорошую успеваемость и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки; у них развита лингвистическая догадка, умение оперативно переключаться с одного языка на другой, компенсаторные компетентности; у них наблюдается наличие металингвистического сознания.
Дополнительно, была рассмотрена типология билингвизма и проанализированы координативный, сложный и субординативный типы билингвизма, и в соответствии с этим, выделенные типы билингвов.
Теории билингвизма прошли немало этапов в своем развитии: от «наивной» теории «воздушных шаров» до теории о когнитивной академической языковой компетенции (CALP), представленной канадским ученым Дж. Камминсом.
Формирование CALP, по нашему мнению, происходит в процессе билингвального обучения, а ее развитие возможно уже на этапе начального образования. Вслед за Дж. Камминс, мы рассматриваем формирование компетенции по трем направлениям: когнитивному, академическому и языковому, а следовательно, считаем, что развитие каждого из них ведет к развитию самой компетенции. Опираясь на взгляды ученых о содержании компонентов CALP, для каждой составляющей были определены их основные элементы. Так, когнитивный компонент, предполагает применение навыков мышления высшего порядка, необходимых для осуществления успешной учебной деятельности и достижения академического прогресса в процессе билингвального обучения. Академический компонент состоит во взаимосвязи предметного содержания и языка, на котором ведется обучение, иначе его можно охарактеризовать как умение осуществлять учебно-познавательную деятельность на академическом иностранном языке. Языковой компонент представляется нам тесно связанным с владением самим языком, или академическим языком, позволяющим учиться на этом языке. Итогом теоретического описания стало определение когнитивной академической языковой компетенции (CALP), которая трактуется нами как степень компетентности билингва в области неродного языка, необходимая для демонстрирования академических достижений в условиях сокращенного контекста.
Практическая часть исследования была направлена на определение развития каждого из компонентов CALP и оценку уровня сформированности компетенции.
Экспериментальная группа состояла из 15 человек: 8 девочек и 7 мальчиков, - на начало эксперимента все обучающиеся 3 класса Международной школы Казани, реализующей программу Международного бакалавриата на ступени начального образования, в том числе. Необходимо отметить, что классы в международной и общеобразовательных школах отличаются на один год, а следовательно, по своим возрастным и психическим особенностям соответствуют обучающимся 2 класса любой другой российской школы. Стоит также принять во внимание, что язык обучения - английский язык - является неродным языком для всех участников группы, что порой накладывало отпечаток на результаты эксперимента.
В качестве инструмента для измерения развития когнитивного компонента, были взяты когнитивные тесты, направленные на оценку процессов мышления, запоминания и устойчивости внимания и применяемые школьным психологом при работе с детьми. Инструментом для измерения академического и языкового компонентов CALP был выбран адаптивный тест Measure of Academic Progress (MAP) и его результаты по математике и чтению для оценки развития академического компонента и по английскому языку - для языкового.
Результаты предметных тестов были подвергнуты статистическому анализу по критерию Стьюдента для зависимых выборок, с помощью рассчета которого была подтверждена альтернативная гипотеза - билингвальное обучение оказывает влияние на формирование когнитивной академической языковой компетенции.
Имея одной из задач исследования оценить уровень сформированности CALP, нами были представлены уровни сформированности каждого компонента - низкий, средний, высокий, а также, разработаны дескрипторы к ним. Благодаря этому, а также произведенным рассчетам и анализу данных, нам удалось установить, что за период эксперимента уровень когнитивной академической языковой компетенции повысился на 13,3%, что подтверждает гипотезу.
Одним из результатов нашей работы явились методические рекомендации ассистенту учителя, которые могут оказать поддержку при работе в программе Международного образования в начальном звене.
Обобщая вышеизложенное, вопросы билингвизма и билингвальвального обучения остаются открытыми и по сей день представляют собой широкое поле для исследований. Оценку уровня развития когнитивной академической языковой компетенции в рамках билингвального обучения разумно проводить, измеряя состояние каждого из ее компонентов. Так, нам удалось установить, что формирование компетенции имеет положительную динамику, если обучение происходит на билингвальной основе.
1. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие [Текст] / У. Вайнрайх // Новое в лингвистике. - М.: Прогресс, 1972. - Вып. 6. - С. 25-60.
2. Вайнрайх У. Языковые контакты: Состояние и проблемы исследования: Пер. с англ. [Текст] / У. Вайнрайх. - Киев: Вища школа. Изд-во при Киев. ун-те, 1979. - 263 с.
3. Верещагин Е.М. Психолингвистическая и методическая
характеристика двуязычия (билингвизма) / Е.М. Верещагин. - М, 1969. - 160 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Изд. 5, испр. - М.: Издательство Лабиринт, 1999. - 352 с.
5. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский - М.: Книга по Требованию, 2013. - 135 с.
6. Григорьева К.С. Формирование у студентов технического вуза
иноязычной компетенции в сфере профессиональной коммуникации на основе технологии CLIL: на примере направления "Техническая эксплуатация
транспортного радиооборудования": дис. ... канд. пед. наук / К.С. Григорьева. - Казань, 2016. - 223 с.
7. Закирьянов К.З. Два феномена: билингвизм и билингвальная личность / К.З. Закирьянов // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17. - №1 (I). -
С. 498-502.
8. Залевская А.А. Проблематика двуязычия в зарубежных публикациях последних лет [Текст]: обзор / А.А. Залевская // Вопросы психолингвистики. - 2008. - № 7. - С. 114-118.
9. Зарипова Р.Р. О результатах апробации модели интегрированного предметно-языкового обучения средствами русского и английского языков в высшей школе / Р.Р. Зарипова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL: http: // www.science-education.ru/m/artide/view?id=15854 (дата обращения: 15.04.2019).
10. Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия) / Альманах психологических тестов. - М., 1995. - С. 92-94.
11. Зограф Г.А. Многоязычие / Г.А. Зограф // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Энциклопедия, 1990. - 303 с.
12. Магомедова Е.В. Формирование компетенций как обязательное условие эффективной реализации вариативного образования / Е.В. Магомедова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 23. - С. 74
78.
13. Методика Пьерона-Рузера / Диагностика познавательных
способностей: методики и тесты: [учебное пособие-сборник] / ред. В.Д.
Шадриков. - Москва: Академический проект: Альма Матер, 2009. - С. 169-171.
14. Мякишева Н.М. Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников. - М.: МПГУ, 2011. - 159 с.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
16. Пантелеева З.В. Технология измерения уровней сформированности когнитивных и профессиональных компетенций студента по дисциплине «Экономика организации» / З.В. Пантелеева// Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1446-1450. - URL https: // moluch.ru/archive/91/19310/ (дата обращения:
25.02.2019) .
17. Розенцвейг В.Ю. Языковые контакты: лингвистическая проблематика [Текст] / В.Ю. Розенцвейг. - Л., 1972. - 78 с.
18. Сигуан М. Образование и двуязычие [Текст] / М. Сигуан, У.Ф. Макки. - М., 1990. - 358 с.
19. Совокупность образовательных программ международного
бакалавриата (IB). - URL: https://www.ibo.org/globalassets/digital-tookit/other-
languages/ib-continuum-brochure-ru.pdf (дата обращения: 30.11.2018).
20. Соколова И.В. Влияние билингвизма на социо-когнитивное развитие личности / И.В. Соколова // Образование и наука. - 2012. - № 8 (97). - С.81-95.
21. Слобин Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин. - М.: Прогресс,
1976. - 336 с.
22. Стенберг Р. Дж. Практический интеллект / Дж.Р. Стенберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и другие. - СПб.: Пите, 2002. - 272 с.
23. Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
24. Тушминцева Е.В. Формирование навыков мышления высокого уровня как один из компонентов оптимизации обучения английскому языку в высшей школе / Е.В. Тушминцева // Молодой ученый. - 2010. - №3. - С. 301-303. - URL: https: // moluch.ru/archive/14/1306/ (дата обращения: 25.02.2019).
25. Хамраева Е.А. Когнитивный потенциал русского языка в обучении
детей-билингвов / Е.А. Хамраева. - URL: http //
castl.uit.no/phocadownload/khamraeva.pdf (дата обращения: 02.05.2019).
26. Хомский Н. Синтаксические структуры / Н. Хомский // Новое в лингвистике. - М., 1962. - Вып. 1. - 135 с.
27. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский. - М., 1972. -
129 с.
28. Цветков А.В. Сравнительный анализ психомоторного и речевого развития детей-билингвов / А.В. Цветков, М.А. Трубачева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2009. - № 4. - С. 43-49.
29. Черничкина Е.К. Искусственный билингвизм: лингвистический статус и характеристики [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол.наук: на правах рукописи / Е. К. Черничкина. - Волгоград, 2007. - 344 с.
30. Чутко Н.Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории - к практике обучения / Н.Я. Чутко. - Самара: Учебная литература, 2005. - 128 с.
31. Щерба Л.В. О понятии смешения языков /Л.В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974. - С. 60-74.
32. Adesope О. О. A Systematic Review and Meta-Analysis of the Cognitive Correlates of Bilingualism / O.O. Adesope, T. Lavin, T. Thompson, C. Ungerleider // Review of Educational Research. - 2010. - 80(2). - P. 207-245.
33. Albert M. L. The bilingual Brain / M.L. Albert, L.K. Obler // Academic Press. - N.Y., 1978. - 253 p.
34. Bain B. Bilingualism and cognition: toward a general theory [Text] / B. Bain // Bilingualism, biculturalism, and education: proceedings from the conference at College Universitaire Saint Jean / ed. S. T. Carey. - Edmonton, 1974. - P. 119-128.
35. Baker C. Foundations of Bilingual Education and Bilingualism / C. Baker. - Clevedon: Multilingual Matters, 1996. - 484 p.
36. Baker K. Bilingual Education: a reappraisal of federal policy / K. Baker, A. de Kanter. - Lexington, MA: Lexington Books, 1983. - 331 p.
37. Balkan L. Les Effets du Bilingualisme Franfais: Anglais sur les Aptitudes Intellectuelles / L. Balkan. - Brussels: Aimav, 1970. - 131 p.
38. Ben-Zeev S. The influence of bilingualism on cognitive development and cognitive strategy/ S. Ben-Zeev // Child Development, 1977. - No. 48. - P. 1009-1018.
39. Bialystok E. Against isolationism: Cognitive perspectives on second language research / E. Bialystok // Selected Proceedings of the Second Language Research Forum. - 2001a. P. 97-103.
40. Bialystok E. Bilingualism in Development: Language, Literacy and Cognition [Text] / E. Bialystok. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001b. - 115 p.
41. Bialystok E. Bilingualism, aging, and cognitive control: Evidence from the Simon task. / E. Bialystok, F.I.M. Craik, R. Klein, M. Viswanathan // Psychology & Aging. - 2004. - 19. - P. 290-303.
42. Bialystok E. Bilingualism across the lifespan: The rise and fall of inhibitory control / E. Bialystok, M.M. Martin, M. Viswanathan // International Journal of Bilingualism. - 2005. - 9. - P. 103-119.
43. Bialystok E. Executive control in a modified anti-saccade task: Effects of aging and bilingualism / E. Bialystok, F.I.M., Craik, J. Ryan // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. - 2006. - 32. - P. 1341-1354.
44. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals, by a committee of college and university examiners / Bloom B.S., Krathwohl D.R. - Handbook I: Cognitive Domain. - NY, NY: Longmans, Green, 1956.
- 221 p.
45. Cazden C.B. Play and metalinguistic awareness: One dimension of language experience / C.B. Cazden // The Urban Review. - 1974. - No. 7. - P. 23-39.
46. Cummins J. Some effects of bilingualism on cognitive functioning [Text] / J.Cummins, M. Gulutsan // Bilingualism, biculturalism, and education: proceedings from the conference at College Universitaire Saint Jean / ed. S. T. Carey. - Edmonton, 1974. - P. 129-136.
47. Cummins J. The influence of bilingualism on cognitive growth: A synthesis of research findings and explanatory hypotheses / J. Cummins // Working Papers on Bilingualism. - 1976. - No. 9. - P. 1-43.
48. Cummins J. Orientation to language in Ukrainian-English bilingual children / J. Cummins, R. Mulchahy // Child Development. - 1978. - 49. - P. 12391242.
49. Cummins J. Cognitive/academic language proficiency, linguistic interdependence, the optimum age question and some other matters / J. Cummins // Working Papers on Bilingualism. - 1979. - 19. - P.121-129.
50. Cummins J. The construct of language proficiency in bilingual education / J. Cummins // Washington, DC: Georgetown University Roundtable on Languages and Linguistics. - Georgetown University Press, 1980. - 186 p.
51. Cummins J. Bilingualism and Special Education: Issues in Assessment and Pedagogy / J. Cummins. - Clevedon: Multilingual Matters, 1984a. - 98 p.
52. Cummins J. Wanted: A theoretical framework for relating language proficiency to academic achievement among bilingual students / J. Cummins //
Language Proficiency and Academic Achievement. - Clevedon: Multilingual Matters, 1984b. - 180 p.
53. Cummins J. Language power and pedagogy: Bilingual children in the Crossfire. - Clevedon: Multilingual Matters. - 2000. - 320 p.
54. Cummins J. Academic Language: What Is It and How Do We Acquire It? / J. Cummins, E. Man Yee Fun / J. Cummins and C. Davison (eds). - International Handbook of English Language Teaching. - Norwell, MA: Springer, 2007. - 2. P. 797810.
55. DfE. School Workforce in England: November 2017. - URL: https: // www.gov.uk/government/statistics/school-workforce-in-englandnovember-2017 (дата обращения: 21.02.2019).
56. Diaz R.M. The intellectual power of bilingualism [Text] / R. M. Diaz // Quarterly newsletter of the laboratory of comparative human cognition. - 1985. - Vol.
7. - № 1. - P. 16-22.
57. Diaz-Rico L.T The crosscultural, language, and academic development handbook: a complete K-12 reference guide. 4th edition / L.T. Diaz-Rico, K.Z. Weed. - Boston: Pearson/Allyn & Bacon, 2010. - 432 p.
58. Ellis R. Understanding Second Language Acquisition / R. Ellis. - Oxford: Oxford University Press, 1985. - 245 p.
59. Emmorey K. The source of enhanced cognitive control in bilinguals / K. Emmorey, G. Luk, J.E. Pyers, E. Bialystok // Psychological Science. - 2008. -19. - P. 1201-1206.
60. Francis N. Bilingual competence and bilingual proficiency in child development / N. Francis. - Cambridge, MA: MIT Press, 2012. - 394 p.
61. Genesee F. The role of intelligence in second language learning / F. Genesee // Language Learning. - 1976. - 26. - P. 267-280.
62. Hakuta K. How long does it take English learners to attain proficiency? / K.
Hakuta, Y.G. Butler, D. Witt. - URL: http //
www.lmri.ucsb.edu/publications/00_hakuta.pdf (дата обращения: 23.04.2019).
63. Harley B. The Development of Bilingual Proficiency. Final Report (3 volumes) / B. Harley. et al. - Toronto: Ontario Institute for Studies in Education, 1987. - 841 p.
64. Ianco-Warrall A.D. Bilingualism and cognitive development / A.D. Ianco- Warrall // Child Development. - 1972. - No. 43. - P. 1390-1400.
65. Kaushanskaya M. The bilingual advantage in novel word learning / M. Kaushanskaya, V. Marian // Psychonomic Bulletin & Review. - 2009. - Volume 16. - Issue 4. - P. 705-710.
66. Krashen S. What is Academic Language Proficiency? / S. Krashen, C.L.
Brown // Research papers. - URL: http: //
www.sdkrashen. com/content/articles/krashen_brown_alp.pdf (дата обращения:
13.03.2019) .
67. Lee P. Cognitive development in bilingual children: A case for bilingual instruction in early childhood education / P. Lee // The Bilingual Research Journal. - 1996. - No. 20 (3 and 4). - P. 499-522.
68. Martin-Jones M. Semilingualism: A half baked theory of communicative competence / M. Martin-Jones, S. Romaine // Applied Linguistics. - 1986. - 7 (1). - P. 26-38.
69. Nicoladis E. Word awareness in second language learners and bilingual children / E. Nicoladis, F. Genesse // Language Awareness. - 1996. - No. 5(2). - P. 8090.
70. Oller J.W. A further comment on language proficiency as a source of variance in certain affective measures / J.W. Oller, K. Perkins // Language Learning. - 1978. - 28. - P. 417-423.
71. Petitto L.A. The Bilingual Paradox: How signing-speaking bilingual children help us to resolve it and teach us about the brain’s mechanisms underlying all language acquisition / L.A Petitto, I. Kovelman // Learning Languages. - 2003. - Spring Vol. 8. - No.3. - P. 5-18.
72. Paradis M. Bilingualism and aphasia / M. Paradis // Studies inneurolinguistics. - New York: Academic Press, 1977. - Vol. 3. - P. 65-121.
73. Paradis M. On the representation of two languages in one brain/ M. Paradis // Language Sciences. - 1985. - 1. - P. 1-39.
74. Paradis M. The neurolinguistics of bilingualism in the next decades / M. Paradis // Brain and Language. - 2000. - P. 178-180.
75. Peal E. The relation of bilingualism to intelligence / E. Peal, W.E Lambert // Psychological Monographs. - 1962. -76. - P. 1-23.
76. Salekhova L.L. Cognitive costs of bilingual education: theoretical and empirical research / L.L. Salekhova, A.V. Danilov // EDULEARN16 Proceedings. - 2016. - P. 6340-6344.
77. Siguan M. Education and Bilingualism. M. Siguan, W.F Mackey. - London: Kogan Page, 1987. - 173 p.
78. Skutnabb-Kangas T. Teaching Migrant Children Mother Tongue and Learning the Language of the Host Country in the Context of the Socio-Cultural Situation of the Migrant Family / T. Skutnabb-Kangas, P. Toukomaa. - Tampere, Finland: Tukimuksia Research Reports, 1976. - 99 p.
79. Skutnabb-Kangas T. Bilingualism or Not: The Education of Minorities / T. Skutnabb-Kangas. - Clevedon: Multilingual Matters, 1981. - 410 p.
80. The Common European Framework of Reference for Languages [Electronic resource]: Learning, teaching, assessment. Language Policy Unit. - Strasbourg, 2001. - 264 p. URL: http // www.coe.int/lang-CEFR (дата обращения:
11.12.2019) .
81. Vince G. The amazing benefits of being bilingual [Электронный ресурс] / G.Vince. - 2016. - URL: http: // www.bbc.com/future/story/20160811-theamazing- benefits-of-being-bilingual (дата обращения: 13.12.2018).
82. Wiley T.G. Literacy and Language Diversity in the United States / T.G. Wiley. - McHenry, IL: Center for Applied Linguistics and Delts Systems, 1996. - 250p.
83. Wong F.L. Individual differences in second language acquisition / F.L. Wong // Individual Differences in Language Ability and Language Behavior. - New York: Academic Press, 1979. - P. 305-325.
84. Yoshida H. The cognitive consequences of early bilingualism / H. Yoshida // Journal of Zero to Three. - 2008. - 29. - P. 26-30.