Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИКИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С КРИМИНАЛЬНЫМ ПРОШЛЫМ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Работа №37200

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
242
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Теоретико-методологические подходы к изучению девиантного поведения, ериминализации и ресоциализации 1
Раздел 2. Особенности процессов криминализация и ресоциализации в современной России 34
Раздел 3. Проблемы адаптации бывших заключенных после освобождения из исправительных учреждений (по материалам эмпирического исследования в Республике Татарстан) 49

Актуальность темы исследования. Трансформация политической, социально-экономической и социокультурной жизни страны, произошедшая в 1990-е гг., вслед за распадом Советского Союза и переходом России к качественно иной модели политической и экономической организации, имела не только позитивные последствия, открывающие широкие возможности для развития Российской Федерации как современного государства, но и сопровождалась целым рядом негативных факторов. Среди них особое место занимает криминализация российского общества, достигшая в пореформенный период крайне высокого уровня и сопровождающаяся проникновением криминального мировоззрения и криминальной субкультуры в целом практически во все слои российского социума. Переход к рыночной экономике в 1990-е гг. стал причиной колоссальной социальной поляризации российского общества, которая в совокупности с массовым обнищанием населения и девальвацией прежних социокультурных ценностей способствовала росту преступности в стране. Экономические факторы распространения преступности соединились с факторами социокультурного характера, прежде всего с популяризацией в обществе криминальной субкультуры, что впоследствии привело к криминализации людей и росту преступности. В современной России возрастает количество повторных преступлений, поэтому проблема ресоциализации осужденных преступников является актуальной на сегодняшний день.
Отбывая наказание в виде лишении свободы, осужденный претерпевает различные изменения, в результате которых наибольшую значимость приобретают ценности, обеспечивающие его индивидуальное существование в условиях исправительного учреждения, общесоциальные же ценности уходят на второй план. После освобождения от отбывания наказания осужденный возвращается в общество, законы и принципы которого он обязан соблюдать, однако в силу затрудненности социальной адаптации он не всегда способен вести себя закономерно и правопослушно. Данное обстоятельство обусловливает актуальность проблемы ресоциализации личности осужденного. Согласно статистике в Российской Федерации почти треть осужденных в первый год после выхода из исправительных учреждений совершают преступления вновь. Зачастую повторное совершение преступлений становится следствием социальной дезадаптации человека, связанной с безработицей, отсутствием жилья, социальным неблагополучием, недостатком образования, наркотической зависимостью или злоупотреблением алкоголем. Ресоциализация включает в себя этапы непосредственного в период отбывания наказания в исправительном учреждении и после освобождения из мест лишения свободы. В исправительном учреждении процесс ресоциализации осужденных проходит при содействии социальных служб учреждения. После освобождения особую роль приобретает работа органов полиции, территориальных органов социальной защиты населения, центров занятости населения, органов местного самоуправления, которые осуществляют контроль за адаптацией бывших осужденных в обществе и призваны помочь им в бытовом устройстве.
Практика исполнения наказания в виде лишения свободы многогранна и противоречива. С одной стороны, исправительные учреждения должны моделировать жизнь осужденного на свободе, а с другой - в них исполняется наказание и реализуются его цели в условиях принудительного режима правилами которого регламентируется поведение осужденных, определяются пределы и приемы коррекционно-исправительного воздействия на осужденных, что не имеет места в жизни на свободе. Соединение этих моментов в жизни осужденного - важнейшая социальная проблема, поскольку во время установленного приговором суда срока лишения свободы воспитательная функция права выступает в качестве средства ресоциализации личности осужденного, процесса, составляющими которого являются, в том числе, профилактика преступлений и подготовка осужденных к жизни на свободе.
Проблемная ситуация. Исправление и ресоциализация осужденных, социальная адаптация освобождаемых из исправительных учреждений, предполагают, как позитивные изменения личности правонарушителя, так и коррекцию системы его общественных связей и отношений. Однако осуществить подобную социальную терапию осужденный может не всегда. Помощь
сотрудников исправительных учреждений зачастую носит бессистемный, эпизодический и непрофессиональный характер. Всё это в значительной степени обусловливает постпенитенциарный рецидив и другие социально-значимые проявления подобного характера. Ресоциализация личности осужденных, прежде всего, связано с ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, также формирование устойчивого, социально-адаптированного поведения личности. Важным компонентом
противостояния криминализации общества является профилактика рецидивной преступности, так как лица, имеющие судимость, вновь совершая преступления, представляют повышенную опасность для общества. В результате чего мероприятия, которые направлены на создание условий для ресоциализации, имеют особое значение. Проблему ресоциализации лиц с делинквентным поведением, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы, необходимо рассматривать, применяя глубокий социологический анализ. Роль
пенитенциарных учреждений в процессе ресоциализации криминальных элементов, стратегии социального поведения, а также условия, способствующие успешному протеканию данного процесса, остаются малоисследованными, что, в свою очередь, обосновывает необходимость нашего социологического исследования.
Степень научной разработанности темы исследования.
Проблемы изучения специфического образа мысли и жизни, характерного для преступной среды, находятся в центре внимания многих исследователей, работающих в таких сферах научного знания, как философия, социология, психология, криминология, культурология. С середины XX в. существует достаточно обширный пласт социологических и криминологических исследований зарубежных и отечественных авторов, посвященных анализу криминальной субкультуры как социального феномена.
Особенности преступного поведения в разное время исследовались такими авторами, как Э. Дюркгейм, Г. Тард, Э. Сазерленд. Работы Ч. Ломброзо рассматривают преступность и личность преступника с биологических позиций.
Так, по мнению автора, важнейшее значение для формирования преступной ориентации личности играет наследственность. Работы М. Фуко помогают выявить влияние заключения в местах лишения свободы на трансформацию личности преступника (заключенного), ставя под вопрос традиционный подход, предполагающий «исправляющий» характер заключения в пенитенциарное учреждение.
Особенности ресоциализации индивидов в условиях изолированных учреждений изучал И. Г оффман, именуя их тотальными институтами. С позиции системного подхода к этому вопросу подходили исследователи Т. Парсонс и
Р. Мертон в рамках структурного функционализма, рассматривая процесс ресоциализации как систему, выполняющую функции или дисфункции. Более близки к специфике нашего исследования теории символического интеракционизма, а именно феномен принятия роли «Другого», изучаемый Дж. Мидом. В дополнение к вышеперечисленному нельзя не отметить теорию социальных сетей, в которой Дж. Хоманс, а также Г.В. Градосельская ставили в центр внимания характер и тип формальных и неформальных связей в сообществе, позволяющих сконструировать социальное окружение индивида, которое прямо или косвенно оказывает влияние на его ценности, установки и поведение.
К освещаемой проблематике имеют непосредственное отношение работы ценностной и мировоззренческой дифференциации, сформулированные в трудах П. Бергера, Т. Лукмана, К. Манхейма, Р. Мертона, М. Мида, Э. Фромма, А. Шюца, Ш. Эйзенгарта. Ф. Коэна. Отечественные ученые А.И. Гуров, Р.В. Рывкина, Ж.Т. Тощенко, П.Н. Шихирев и многие другие рассматривали экспансию преступности на другие о сферы общественной жизни. Также, стоит отметить вклад А.Л. Салагаева в изучение данной проблематики как на теоретическом уровне, анализируя западные подходы к исследованию преступных группировок и девиантное поведение, так и на практическом - проводя собственные исследования российских группировок, на основе чего он выделил их характерные специфические особенности.. Научная и практическая значимость перечисленных выше работ высока, но проблему ресоциализации лиц с делинквентным поведением в постпенитенциарный период, необходимо рассматривать, применяя глубокий социологический анализ. Роль пенитенциарных и реабилитационных учреждений для бывших осужденных в процессе ресоциализации, стратегии социального поведения осужденных, а также условия, способствующие успешному протеканию данного процесса остаются малоисследованными, что, в свою очередь, обосновывает необходимость нашего исследования.
В последние годы ряд российских социологов затрагивали тему реабилитации заключенных. Е. Л. Омельченко и Г. А. Сабирова изучали вопросы посвященные анализу постпенитенциарного опыта молодых женщин, бывших в тюремном заключении и имеющих намерение больше туда не возвращаться, с точки зрения выбора путей включения в социальную среду и складывающихся практик «возвращения» в контексте их истории жизни, Ю.В. Баранов акцентировал свое внимание на исследовании сущности ресоциализации осужденных к лишению свободы и лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в работах Т. И. Барсуковой, С. C. Вишневского, В. В. Зритнева ресоциализация рассматривается, как социально-педагогический процесс и ее проблемы частично анализируются в рамках социологии воспитания.
Мы в своей работе остановимся на специфике практик, используемых негосударственными структурами для ресоциализации и адаптации бывших заключенных (по сравнению с государственными учреждениями).
Объект исследования: сотрудники ФСИН и сотрудники центра
реабилитации
Предмет исследования: деятельность сотрудников ФСИН по успешной реабилитации лиц с криминальным прошлым
Цель исследования: определение эффективности усилий по
ресоциализации бывших заключенных со стороны сотрудников ФСИН и общественных организаций
Задачи исследования:
1) охарактеризовать понятийный аппарат исследования: криминализация, ресоциализация, адаптация, девиантное поведение, делинквент;
2) охарактеризовать основные концепции изучения девиантного поведения, криминализации и ресоциализации;
3) выяснить характеристики криминальной субкультуры как социального феномена;
4) выявить основные принципы исправительной работы с заключенными федеральной службой исполнения наказаний РФ (ФСИН);
5) определить специфику работы общественных организаций по адаптации и реабилитации бывших заключенных;
- выяснить особенности работы с бывшими заключенными общественной организацией.
Эмпирическая база. Эмпирическую базу исследования составляют работы авторов: социологов Е.Л Омельченко, Г.А. Сабировой, которые на базе Центра молодежных исследований в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге подробно изучали постпенитенциарный опыт молодых женщин, Т.Г. Татидиновой изучавшей практики социальной адаптации бывших заключённых, И.В Семченко занимавшейся проектированием социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы, по региональным аспектам. Также, юристами Ю.В Андреевой, И.А. Овчаренко были подняты проблемы социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из мест лишения свободы.
Помимо анализа результатов исследований других авторов в этой работе мы также проводим свое качественное исследование объекта, который фактически является криминальным элементом, прошедшим все этапы от криминализации до полнейшей ресоциализации и адаптации.
Использовались следующие методы сбора информации:
1. Глубинные и неформализованные интервью с сотрудниками пенитенциарной системы и центра реабилитации (пять неформализованных интервью с сотрудниками исправительных колоний и СИЗО Татарстана, АНО «Центр реабилитации и адаптации» бывших заключённых, а также три глубинных интервью - с начальником одной из татарстанских исправительных колоний, генеральным директором АНО «Центра реабилитации и адаптации» и сотрудником Главного управления ФСИН одной из областей Приволжского федерального округа).
2. В качестве дополнительного (неосновного) метода сбора информации использовался метод невключенного наблюдения (в процессе подготовки и проведения интервью) в специфических для рядового человека местах - исправительные учреждения и на прилегающей территории, центр реабилитации. Собиралась информация о стиле общения между родственниками заключенных и сотрудниками ФСИН, между заключенными исправительных колоний с упрощенным режимом и сотрудниками ФСИН, стиле поведения и поведенческих реакциях в пункте передачи посылок в исправительное учреждение, настроениях окружающих (родственники осужденных, бывшие заключённые). Собиралась косвенная информация об их отношении к силам правопорядка, уровню агрессивности, сплоченности, собирался их социально-психологический портрет. Всего проведено около двух часов наблюдений.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа включает в себя введение, три раздела, заключение, список используемых источников и литературы, и приложение.
В первом разделе «Теоретико-методологические подходы к анализу девиантного поведения, криминализации и ресоциализации» рассматривается ресоциализация лиц с делинквентным поведением. Проводится обзор теоретических основ к пониманию терминов «ресоциализация», «адаптация». применение данных терминов к криминальным элементам. Во втором разделе «Особенности процессов криминализация и ресоциализации: опыт российских и зарубежных социологов» представлены социологические теории отечественных и зарубежных авторов, с помощью которых в рамках эмпирического исследования можно выявить особенности ресоциализации отбывших наказание в исправительных учреждениях. В третьем разделе «Проблемы адаптации бывших заключенных после освобождения из исправительных учреждений» представлены результаты и анализ собственного эмпирического исследования, где охарактеризованы процессы криминализации и дальнейшей ресоциализации делинквентов в условиях центра реабилитации и адаптации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ