Благотворительность малого бизнеса: теории и практики
|
Введение 3
Раздел I. Теоретические аспекты изучения благотворительной деятельности бизнеса 9
Раздел II. Благотворительная деятельность представителей малого бизнеса: анализ результатов отечественных эмпирических исследований 30
Раздел III. Благотворительные практики представителей малого бизнеса (по материалам авторского исследования) 46
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 73
Приложения 78
Раздел I. Теоретические аспекты изучения благотворительной деятельности бизнеса 9
Раздел II. Благотворительная деятельность представителей малого бизнеса: анализ результатов отечественных эмпирических исследований 30
Раздел III. Благотворительные практики представителей малого бизнеса (по материалам авторского исследования) 46
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 73
Приложения 78
Благотворительность бизнеса на сегодняшний день приобретает особое значение. Поскольку представители бизнеса, находятся в конкурентной среде, возникает необходимость ориентировки не только на коммерческие характеристики, но и на внутренние ощущения, которые возникают у потребителей.
Благотворительная деятельность как часть социальной ответственности бизнеса активно практикуется как за рубежом, так и в России. Эта деятельность вызывает интерес у исследователей. Однако большая часть работ как зарубежных, так и отечественных исследует крупный бизнес, а малый бизнес, который так же часто оказывает поддержку игнорируется.
Несмотря на то, что сумма вкладов в благотворительность небольшая, благодаря им оказывается помощь незащищенным слоям населения, поддерживается объекты инфраструктуры. Наиболее актуальна эта поддержка в небольших поселениях, где крупного бизнеса нет, а малый является основой экономики.
Благотворительность малого бизнеса для экономической социологии имеет особое значение, поскольку она обладает двойственной природой. С одной стороны бизнесмены - экономические актеры, и руководствуются прежде всего рациональной логикой, а с другой стороны, они являются членами локального общества, которое сподвигает поступать этически.
Понимание того как сочетаются логика рационального ведения бизнеса и необходимость соблюдения интересов локальных сообществ является актуальной задачей для развития малого бизнеса, а также решения социальных проблем общества.
Внимание, которое уделяется представителями малого бизнеса благотворительности и определяет значимость исследования данной проблематики, и свидетельствует о том, что российский бизнес становится на
путь долгосрочного эффективного развития на основе социальноответственного поведения.
Объектом выпускной квалификационной работы - малый бизнес.
Предметом работы выступает -благотворительная деятельность малого бизнеса.
Цель - раскрыть содержание и мотивы благотворительной деятельности малого бизнеса.
Реализация данной цели требует выполнения следующих задач:
1) Раскрыть содержание понятия «благотворительность», «социальная ответственность», «малый бизнес»;
2) Рассмотреть основные теоретико - методологические подходы к исследованию благотворительности бизнеса;
3) Провести вторичный анализ исследований, посвященных благотворительности малого бизнеса;
4) Изучить освещенность благотворительности бизнеса в СМК;
5) Проанализировать благотворительные практики представителей малого бизнеса.
Степень разработанности темы. В научной литературе мало исследований, посвященных именно рассмотрению благотворительности малого бизнеса, однако за последние десятилетие появилось достаточное количество работ, посвященных теме благотворительности.
Определение благотворительности рассматривается в работах Г.В. Жукова, С.С. Сулакшина , В.И. Калязина, А.Д Стога, Д.Д. Дефое, В.О. Ключевского, Н.Смита, в федеральном законе РФ "О благотворительности и благотворительных организациях".
Отечественные авторы А.Ф. Векслер и Г.Л. Тульчинский в своих работах рассматривают благотворительность в целом, затронута проблема изучения мотивов представителей бизнеса и барьеров благотворительной активности. Так, отмечаются мотивы улучшения репутации, привлечение и мотивация персонала, ответ бизнеса на ожидания сообщества, запросы властей, этические мотивы.
В зарубежной литературе, такие исследователи, как Т.Бессер, Дж.Делгадо, выделяют характеристики и особенности малого бизнеса, определяющие социальное поведение бизнеса, описывают особенности социальной ответственности малого и среднего бизнеса, выделяют мотивы вовлечения в благотворительную деятельность.
Комплексному исследованию благотворительности малого бизнеса в малых городах посвящена работа О.А. Оберемко «Благотворительность в моем городе». Важным для нашей работы является исследование М. Чернышевой.
Особенности благотворительной деятельности малого бизнеса описываются с помощью теории социального капитала. В отечественных же исследованиях применяется институциональный подход (Я.А. Матвеева,
О.В.Обухов, А.И.Яровой). Мотивы благотворительности малого бизнеса исследуется с применением концепции солидарности Ф.Тенниса (О.А.Оберемко).
Теоретико - методологическая основа работы.
В соответствие с экономико-социологическим анализом деятельность бизнеса укоренена в социальных отношениях, влияющих на благотворительность. Однако экономическая социология (как и социология в целом) мультипарадигмальна - в зависимости от того, какой теоретический подход использован, модели объяснения существования благотворительности бизнеса будут различаться.
Критическая теория исходит из существования конфликта интересов между классами. Согласно таким авторам, как Р. Арнов, А.Прасад, благотворительность бизнеса является не более чем идеологической уловкой, для достижения своих личных интересов.
В теориях же солидарности, структурно-функциональном подходе благотворительная деятельность акторов объясняется следованием нормам сообществ, выполняющих интегративную функцию в обществе. В соответствие с теорией Ф.Тенниса предприниматели действуют в логике «общинных миров» и принимают на себя «домашние» роли «хорошего соседа, друга», ожидаемые от них локальным сообществом. Согласно Т.Парсонсу, нормы сообщества интернализованы в сознании людей и носят обязательный характер.
Согласно П. Дж.Димаджио, У. В. Пауэллу, деятельность организации определяется институциональным окружением, в котором она укоренена. Бизнес стремится к достижению легитимности в глазах основных стейкхолдеров. По мнению Ч.Оливера, благотворительность является одним из средств достижения легитимности бизнеса. Нарушение норм сообщества влечет за собой социальные санкции, отсутствие доступа к необходимым ресурсам.
Существующие теории дополняются моделью, основанной на идее патримониального авторитета М.Вебера. Взаимодействие бизнеса и власти рассматривается как обмен привилегий на лояльность. Бизнес получает от власти привилегии (ресурсы, отсутствие преследования за нарушения действующего законодательства или уход от налогов) в обмен на благотворительность.
Институциональный подход, в рамках структурного функционализма, позволяет проследить историю становления благотворительности и формирование института благотворительности на современном этапе развития общества, определить ее структуру, регулирующие нормы, а также наличие межинституциональных связей.Появляется возможность рассмотрения благотворительной деятельности с точки зрения структурного функционализма и системного подхода. Данный подход позволяет нам рассмотреть благотворительность как сложная система, которая включает в себя множество структурных элементов. Представителями данного подхода являются Т.Парсонс, Р. Мертон. С точки зрения системного подхода, благотворительность имеет следующие признаки: динамичная, стабильная система, которая имеет свою структуру, она открыта, адаптивна.
Описанные выше теории относятся к теориям макроуровня. Поэтому мы используем также концепции микроуровня - социального капитала. А.Руссо,
Л.Спенс, Р.Шлимидпетер рассматривают благотворительность малого бизнеса как вклад предпринимателя в социальный капитал - построение отношений с членами сообщества. Для объяснения социальной деятельности бизнеса мы используем теории социального капитала П.Бурдье, Р.Патнэма, Д. Коулмана.
Характер исследуемого предмета, необходимость раскрытия субъективных глубинных смыслов, которые предприниматели вкладывают в благотворительность, обусловили выбор качественной методологии. При разработке методологии мы опирались на работы В.И. Ильина, В.В. Семеновой, А.Е.Чириковой,
Эмпирическая база дипломного исследования. В данной работе мы будем опираться на результаты собственного эмпирического исследования, в ходе которого применялся метод фокусированного полуформализованного интервью, который представляется нам наиболее информативным и интересным, а также результаты контент анализа, и результаты контент анализа.
Так же были использован вторичный анализ результатов социологических исследований, полученных российскими социологами в ходе исследования благотворительности малого бизнеса: Чернышева «Благотворительность малого и среднего бизнеса в малом городе: эмпирический анализ» 2015 год, и Оберемко О.А. Благотворительность в моем городе: Состояние
благотворительности в городах Подмосковья , 2006 год. Так же были использованы результаты исследования «Анализ рынка благотворительности и мотивов осуществления пожертвований» проведенный SATIO (2018), исследование проведенное Институтом социологии РАН (2016) и Комиссией Общественной палаты по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства РФ (2006).
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы
Во ведении излагается актуальность работы, обоснованность выбора темы, постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования, методологии и методов исследования.
В первом разделе характеризуется специфика интерпретации основных теоретических понятий, используемых в данной работе, а именно «благотворительность», «социальная ответственность», «малый бизнес»; рассматриваются основные теоретические подходы к изучению благотворительности бизнеса. Второй раздел посвящен рассмотрению нынешнего состояния теоретических и эмпирических исследований. В третьем разделе сформулированы методологические и процедурные компоненты проведенного исследования, а так же результаты проведенного эмпирического исследования.
В заключении представлены основные выводы и результаты исследования. В приложениях находятся: программа исследования, гайд, список информантов, бланк контент анализа.
Благотворительная деятельность как часть социальной ответственности бизнеса активно практикуется как за рубежом, так и в России. Эта деятельность вызывает интерес у исследователей. Однако большая часть работ как зарубежных, так и отечественных исследует крупный бизнес, а малый бизнес, который так же часто оказывает поддержку игнорируется.
Несмотря на то, что сумма вкладов в благотворительность небольшая, благодаря им оказывается помощь незащищенным слоям населения, поддерживается объекты инфраструктуры. Наиболее актуальна эта поддержка в небольших поселениях, где крупного бизнеса нет, а малый является основой экономики.
Благотворительность малого бизнеса для экономической социологии имеет особое значение, поскольку она обладает двойственной природой. С одной стороны бизнесмены - экономические актеры, и руководствуются прежде всего рациональной логикой, а с другой стороны, они являются членами локального общества, которое сподвигает поступать этически.
Понимание того как сочетаются логика рационального ведения бизнеса и необходимость соблюдения интересов локальных сообществ является актуальной задачей для развития малого бизнеса, а также решения социальных проблем общества.
Внимание, которое уделяется представителями малого бизнеса благотворительности и определяет значимость исследования данной проблематики, и свидетельствует о том, что российский бизнес становится на
путь долгосрочного эффективного развития на основе социальноответственного поведения.
Объектом выпускной квалификационной работы - малый бизнес.
Предметом работы выступает -благотворительная деятельность малого бизнеса.
Цель - раскрыть содержание и мотивы благотворительной деятельности малого бизнеса.
Реализация данной цели требует выполнения следующих задач:
1) Раскрыть содержание понятия «благотворительность», «социальная ответственность», «малый бизнес»;
2) Рассмотреть основные теоретико - методологические подходы к исследованию благотворительности бизнеса;
3) Провести вторичный анализ исследований, посвященных благотворительности малого бизнеса;
4) Изучить освещенность благотворительности бизнеса в СМК;
5) Проанализировать благотворительные практики представителей малого бизнеса.
Степень разработанности темы. В научной литературе мало исследований, посвященных именно рассмотрению благотворительности малого бизнеса, однако за последние десятилетие появилось достаточное количество работ, посвященных теме благотворительности.
Определение благотворительности рассматривается в работах Г.В. Жукова, С.С. Сулакшина , В.И. Калязина, А.Д Стога, Д.Д. Дефое, В.О. Ключевского, Н.Смита, в федеральном законе РФ "О благотворительности и благотворительных организациях".
Отечественные авторы А.Ф. Векслер и Г.Л. Тульчинский в своих работах рассматривают благотворительность в целом, затронута проблема изучения мотивов представителей бизнеса и барьеров благотворительной активности. Так, отмечаются мотивы улучшения репутации, привлечение и мотивация персонала, ответ бизнеса на ожидания сообщества, запросы властей, этические мотивы.
В зарубежной литературе, такие исследователи, как Т.Бессер, Дж.Делгадо, выделяют характеристики и особенности малого бизнеса, определяющие социальное поведение бизнеса, описывают особенности социальной ответственности малого и среднего бизнеса, выделяют мотивы вовлечения в благотворительную деятельность.
Комплексному исследованию благотворительности малого бизнеса в малых городах посвящена работа О.А. Оберемко «Благотворительность в моем городе». Важным для нашей работы является исследование М. Чернышевой.
Особенности благотворительной деятельности малого бизнеса описываются с помощью теории социального капитала. В отечественных же исследованиях применяется институциональный подход (Я.А. Матвеева,
О.В.Обухов, А.И.Яровой). Мотивы благотворительности малого бизнеса исследуется с применением концепции солидарности Ф.Тенниса (О.А.Оберемко).
Теоретико - методологическая основа работы.
В соответствие с экономико-социологическим анализом деятельность бизнеса укоренена в социальных отношениях, влияющих на благотворительность. Однако экономическая социология (как и социология в целом) мультипарадигмальна - в зависимости от того, какой теоретический подход использован, модели объяснения существования благотворительности бизнеса будут различаться.
Критическая теория исходит из существования конфликта интересов между классами. Согласно таким авторам, как Р. Арнов, А.Прасад, благотворительность бизнеса является не более чем идеологической уловкой, для достижения своих личных интересов.
В теориях же солидарности, структурно-функциональном подходе благотворительная деятельность акторов объясняется следованием нормам сообществ, выполняющих интегративную функцию в обществе. В соответствие с теорией Ф.Тенниса предприниматели действуют в логике «общинных миров» и принимают на себя «домашние» роли «хорошего соседа, друга», ожидаемые от них локальным сообществом. Согласно Т.Парсонсу, нормы сообщества интернализованы в сознании людей и носят обязательный характер.
Согласно П. Дж.Димаджио, У. В. Пауэллу, деятельность организации определяется институциональным окружением, в котором она укоренена. Бизнес стремится к достижению легитимности в глазах основных стейкхолдеров. По мнению Ч.Оливера, благотворительность является одним из средств достижения легитимности бизнеса. Нарушение норм сообщества влечет за собой социальные санкции, отсутствие доступа к необходимым ресурсам.
Существующие теории дополняются моделью, основанной на идее патримониального авторитета М.Вебера. Взаимодействие бизнеса и власти рассматривается как обмен привилегий на лояльность. Бизнес получает от власти привилегии (ресурсы, отсутствие преследования за нарушения действующего законодательства или уход от налогов) в обмен на благотворительность.
Институциональный подход, в рамках структурного функционализма, позволяет проследить историю становления благотворительности и формирование института благотворительности на современном этапе развития общества, определить ее структуру, регулирующие нормы, а также наличие межинституциональных связей.Появляется возможность рассмотрения благотворительной деятельности с точки зрения структурного функционализма и системного подхода. Данный подход позволяет нам рассмотреть благотворительность как сложная система, которая включает в себя множество структурных элементов. Представителями данного подхода являются Т.Парсонс, Р. Мертон. С точки зрения системного подхода, благотворительность имеет следующие признаки: динамичная, стабильная система, которая имеет свою структуру, она открыта, адаптивна.
Описанные выше теории относятся к теориям макроуровня. Поэтому мы используем также концепции микроуровня - социального капитала. А.Руссо,
Л.Спенс, Р.Шлимидпетер рассматривают благотворительность малого бизнеса как вклад предпринимателя в социальный капитал - построение отношений с членами сообщества. Для объяснения социальной деятельности бизнеса мы используем теории социального капитала П.Бурдье, Р.Патнэма, Д. Коулмана.
Характер исследуемого предмета, необходимость раскрытия субъективных глубинных смыслов, которые предприниматели вкладывают в благотворительность, обусловили выбор качественной методологии. При разработке методологии мы опирались на работы В.И. Ильина, В.В. Семеновой, А.Е.Чириковой,
Эмпирическая база дипломного исследования. В данной работе мы будем опираться на результаты собственного эмпирического исследования, в ходе которого применялся метод фокусированного полуформализованного интервью, который представляется нам наиболее информативным и интересным, а также результаты контент анализа, и результаты контент анализа.
Так же были использован вторичный анализ результатов социологических исследований, полученных российскими социологами в ходе исследования благотворительности малого бизнеса: Чернышева «Благотворительность малого и среднего бизнеса в малом городе: эмпирический анализ» 2015 год, и Оберемко О.А. Благотворительность в моем городе: Состояние
благотворительности в городах Подмосковья , 2006 год. Так же были использованы результаты исследования «Анализ рынка благотворительности и мотивов осуществления пожертвований» проведенный SATIO (2018), исследование проведенное Институтом социологии РАН (2016) и Комиссией Общественной палаты по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства РФ (2006).
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы
Во ведении излагается актуальность работы, обоснованность выбора темы, постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования, методологии и методов исследования.
В первом разделе характеризуется специфика интерпретации основных теоретических понятий, используемых в данной работе, а именно «благотворительность», «социальная ответственность», «малый бизнес»; рассматриваются основные теоретические подходы к изучению благотворительности бизнеса. Второй раздел посвящен рассмотрению нынешнего состояния теоретических и эмпирических исследований. В третьем разделе сформулированы методологические и процедурные компоненты проведенного исследования, а так же результаты проведенного эмпирического исследования.
В заключении представлены основные выводы и результаты исследования. В приложениях находятся: программа исследования, гайд, список информантов, бланк контент анализа.
Бизнес обладает двойственной природой. С одной стороны, предприниматели являются экономическими агентами, которым необходимо эффективно осуществлять экономическую деятельность. Альтруистическое поведение плохо вписывается в данную логику. С другой стороны, предприниматели являются членами сообщества, с которым необходимо выстраивать и поддерживать отношения, а значит, оказывать
благотворительную поддержку. Какими мотивами руководствуется бизнес, оказывая благотворительность? Как сочетается благотворительность с экономической деятельностью бизнесмена?
В исследовании были выделены различные логики осуществления благотворительности - предприниматели жертвуют, следуя альтруистической мотивам (этические мотивы), мотивам укорененности экономического актора, мотивам экономического расчета и лояльности. Бизнесмены руководствуются разными логиками, т.е. речь идет о полимотивации субъектов бизнеса во взаимодействии с локальным сообществом и с властью.
Целью данной выпускной квалификационной работы являлось выявление мотивов и препятствий на пути благотворительности малого бизнеса. Данная цель была достигнута, решением нижеописанных задач.
В соответствии с первой задачей, было изучено понятие и основные характеристики благотворительности, малого бизнеса. Было подмечено, что благотворительность имеет спорное значение. И, действительно, на сегодняшний день нет единого и общепринятого определения данного понятия. Благотворительность, в наиболее общем смысле, понимается, как безвозмездная помощь одних людей нуждающимся другим.
В ходе решения второй задачи, были охарактеризованы теоретические подходы изучения благотворительности малого бизнеса. Среди которых, неоклассическая теория, суть заключается в том, что благотворительность бизнеса приносит экономическую выгоду бизнесу. Исходя из критическая теории выделяя незначительные средства на благотворительность, фирмы обеспечивают перераспределение общественного богатства в свою пользу. По теория солидарности, предприниматели действуют в логике «общинных миров» и принимают на себя «домашние» роли «хорошего соседа, друга», ожидаемые от них локальным сообществом.
Третья задача заключалась в решении вопроса о изучении теоретических и эмпирических исследований, посвященных благотворительности малого бизнеса, проанализировав которые, мы пришли к выводу что малый бизнес в науке игнорируется. Безусловно, вышеприведенный перечень эмпирического материала тем не менее является показательным, и выражает общие тенденции в развитии благотворительности малого бизнеса в современной России. К тому же в ходе анализа эмпирических исследований, были выявлены следующие препятствия, которые могут мешать заниматься благотворительной деятельностью: нехватка денежных средств, отсутствие опыта и традиций оказания благотворительной помощи, отсутствие соответствующей законодательной базы, избыточный бюрократизм, сложность оформления процедур.
В соответствии с решением четвертой задачи, изучив публикации в СМК, а так же мнение представителей малого бизнеса, мы пришли к следующим выводам:
Во - первых, в обществе не сложилось общепринятого понимания благотворительности, поэтому под этим термином, понимают различные вещи.
Во - вторых, самой распространенной формой оказания благотворительной помощи оказалась помощь детям, и пожилым людям. Объем оказания услуг зависит от возможностей бизнесменов, и стабильности. А форма оказания благотворительности это чаще всего деньгами, и оказанием каких либо услуг.
В - третьих, была замечена тесная связь между государством и благотворительностью бизнеса. Однако бизнесмены сошлись во мнении, что должно быть разграничение функций государства и бизнеса. Социальной политикой должно заниматься государство, но при этом бизнес не отказывается помогать. Тем не менее, принуждение со стороны государства может привезти к негативным последствиям. В свою очередь, отмечают, и тот факт, что государство выполняет свои функции, свою политику в недостаточной степени.
В ходе решения последней задачи, были выделены следующие мотивы: Этические. Предприниматели жертвуют на благотворительность, следуя внутренней мотивации, этическими мотивами. Во-первых, в центре внимания оказывается предприниматель как член локального сообщества, от которого ожидаются такие роли как «хороший хозяин», «хороший друг». Следуя личной мотивации, помощь оказывается «своим кругам». Также к этическим мотивам относятся религиозные мотивы предпринимателя, позиция «Бог дал - необходимо отдавать», а также мотив благодарности сообществу.
Мотив зависимости экономического актора. Предприниматель выступает не только членом локального сообщества. Бизнесмен является экономическим актором, деятельность которого сильно зависит в социальном окружении. Долгосрочное функционирование бизнеса зависит от поддержания отношений с местным сообществом. Так, предприниматели следуют нормам сообщества, особенно актуальным это становится по причине негативного отношения к предпринимателям.
Не только негативные, но и положительные стимулы оказывают влияние на благотворительность бизнеса. Благотворительность приносит определнные возвраты предпринимателям. Вклады в благотворительность являются вкладом в социальный капитал предпринимателя. Выстроенные отношения приводят к рекомендациям, расширению клиентской базы, лояльности клиентов, партнеров.
Мотив экономического расчета. Нельзя также отрицать следование предпринимателей осознанному экономическому интересу.
Благотворительность рассматривается как вложение, которое принесет в будущем выгоду.
Мотив лояльности. Недостаток бюджетного финансирования, низкая финансовая автономия властей, необходимость выживания территорий в условиях недостатка ресурсов приводят к существованию патримониальной модели благотворительности бизнеса. Бизнес проявляет лояльность власти, отчисляя средства на социальные проекты. Однако легитимность власти поддерживается в случае выделения бизнесу ответных ресурсов, необходимых для выживания и развития бизнеса в муниципалитетах.
Самым распространенным видом помощи и самым удобным для бизнесменов оказалась финансовая поддержка. Для тех бизнесменов, которые реализуют торгово - закупочную деятельность (пищевая промышленность, строительные фирмы, например) удобнее всего оказывать поддержку в натуральной форме, например, продукты питания, остаточные материалы.
Результаты исследования показали, что цель осуществления благотворительности у многих - это реклама организации. И это неудивительно. Ведь, если дело касается мелкого бизнеса, то для существования ему необходимы новые клиенты.
Таким образом, цель изучения : раскрыть содержание и мотивация благотворительного поведения представителей малого бизнеса выполнена.
Благотворительность на современном этапе возвращает свою социальную значимость и становится основой общественных отношений в современной России.
благотворительную поддержку. Какими мотивами руководствуется бизнес, оказывая благотворительность? Как сочетается благотворительность с экономической деятельностью бизнесмена?
В исследовании были выделены различные логики осуществления благотворительности - предприниматели жертвуют, следуя альтруистической мотивам (этические мотивы), мотивам укорененности экономического актора, мотивам экономического расчета и лояльности. Бизнесмены руководствуются разными логиками, т.е. речь идет о полимотивации субъектов бизнеса во взаимодействии с локальным сообществом и с властью.
Целью данной выпускной квалификационной работы являлось выявление мотивов и препятствий на пути благотворительности малого бизнеса. Данная цель была достигнута, решением нижеописанных задач.
В соответствии с первой задачей, было изучено понятие и основные характеристики благотворительности, малого бизнеса. Было подмечено, что благотворительность имеет спорное значение. И, действительно, на сегодняшний день нет единого и общепринятого определения данного понятия. Благотворительность, в наиболее общем смысле, понимается, как безвозмездная помощь одних людей нуждающимся другим.
В ходе решения второй задачи, были охарактеризованы теоретические подходы изучения благотворительности малого бизнеса. Среди которых, неоклассическая теория, суть заключается в том, что благотворительность бизнеса приносит экономическую выгоду бизнесу. Исходя из критическая теории выделяя незначительные средства на благотворительность, фирмы обеспечивают перераспределение общественного богатства в свою пользу. По теория солидарности, предприниматели действуют в логике «общинных миров» и принимают на себя «домашние» роли «хорошего соседа, друга», ожидаемые от них локальным сообществом.
Третья задача заключалась в решении вопроса о изучении теоретических и эмпирических исследований, посвященных благотворительности малого бизнеса, проанализировав которые, мы пришли к выводу что малый бизнес в науке игнорируется. Безусловно, вышеприведенный перечень эмпирического материала тем не менее является показательным, и выражает общие тенденции в развитии благотворительности малого бизнеса в современной России. К тому же в ходе анализа эмпирических исследований, были выявлены следующие препятствия, которые могут мешать заниматься благотворительной деятельностью: нехватка денежных средств, отсутствие опыта и традиций оказания благотворительной помощи, отсутствие соответствующей законодательной базы, избыточный бюрократизм, сложность оформления процедур.
В соответствии с решением четвертой задачи, изучив публикации в СМК, а так же мнение представителей малого бизнеса, мы пришли к следующим выводам:
Во - первых, в обществе не сложилось общепринятого понимания благотворительности, поэтому под этим термином, понимают различные вещи.
Во - вторых, самой распространенной формой оказания благотворительной помощи оказалась помощь детям, и пожилым людям. Объем оказания услуг зависит от возможностей бизнесменов, и стабильности. А форма оказания благотворительности это чаще всего деньгами, и оказанием каких либо услуг.
В - третьих, была замечена тесная связь между государством и благотворительностью бизнеса. Однако бизнесмены сошлись во мнении, что должно быть разграничение функций государства и бизнеса. Социальной политикой должно заниматься государство, но при этом бизнес не отказывается помогать. Тем не менее, принуждение со стороны государства может привезти к негативным последствиям. В свою очередь, отмечают, и тот факт, что государство выполняет свои функции, свою политику в недостаточной степени.
В ходе решения последней задачи, были выделены следующие мотивы: Этические. Предприниматели жертвуют на благотворительность, следуя внутренней мотивации, этическими мотивами. Во-первых, в центре внимания оказывается предприниматель как член локального сообщества, от которого ожидаются такие роли как «хороший хозяин», «хороший друг». Следуя личной мотивации, помощь оказывается «своим кругам». Также к этическим мотивам относятся религиозные мотивы предпринимателя, позиция «Бог дал - необходимо отдавать», а также мотив благодарности сообществу.
Мотив зависимости экономического актора. Предприниматель выступает не только членом локального сообщества. Бизнесмен является экономическим актором, деятельность которого сильно зависит в социальном окружении. Долгосрочное функционирование бизнеса зависит от поддержания отношений с местным сообществом. Так, предприниматели следуют нормам сообщества, особенно актуальным это становится по причине негативного отношения к предпринимателям.
Не только негативные, но и положительные стимулы оказывают влияние на благотворительность бизнеса. Благотворительность приносит определнные возвраты предпринимателям. Вклады в благотворительность являются вкладом в социальный капитал предпринимателя. Выстроенные отношения приводят к рекомендациям, расширению клиентской базы, лояльности клиентов, партнеров.
Мотив экономического расчета. Нельзя также отрицать следование предпринимателей осознанному экономическому интересу.
Благотворительность рассматривается как вложение, которое принесет в будущем выгоду.
Мотив лояльности. Недостаток бюджетного финансирования, низкая финансовая автономия властей, необходимость выживания территорий в условиях недостатка ресурсов приводят к существованию патримониальной модели благотворительности бизнеса. Бизнес проявляет лояльность власти, отчисляя средства на социальные проекты. Однако легитимность власти поддерживается в случае выделения бизнесу ответных ресурсов, необходимых для выживания и развития бизнеса в муниципалитетах.
Самым распространенным видом помощи и самым удобным для бизнесменов оказалась финансовая поддержка. Для тех бизнесменов, которые реализуют торгово - закупочную деятельность (пищевая промышленность, строительные фирмы, например) удобнее всего оказывать поддержку в натуральной форме, например, продукты питания, остаточные материалы.
Результаты исследования показали, что цель осуществления благотворительности у многих - это реклама организации. И это неудивительно. Ведь, если дело касается мелкого бизнеса, то для существования ему необходимы новые клиенты.
Таким образом, цель изучения : раскрыть содержание и мотивация благотворительного поведения представителей малого бизнеса выполнена.
Благотворительность на современном этапе возвращает свою социальную значимость и становится основой общественных отношений в современной России.
Подобные работы
- МАРКЕТИНГ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ООО «УРАЛГИБ»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2018 - Возможности технологий PR в компаниях малого бизнеса
Бакалаврская работа, управление бизнес-процессами. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Маркетинг на предприятии малого бизнеса
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Государственное стимулирование предпринимательства в России (на примере Пензенской области )
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании
Бакалаврская работа, управление бизнес-процессами. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЁРСТВА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - РЕКЛАМА В КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ОО «ВАГОНСЕРВИСТРАНС»)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



