Введение
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений 7
1.2. Гражданская дееспособность и правоспособность несовершеннолетних...20
2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 37
2.1. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними по
гражданскому законодательству Российской Федерации 37
2.2. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в
зарубежных странах 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Приняв Конституцию, Россия стала на путь построения правового государства и создания демократического общества, в котором главное место занимают общечеловеческие ценности. Необходимым условием построения демократического правового государства является наделение ее граждан широким комплексом прав и свобод, которые создают надлежащие условия для полноценной жизни, а также признание, соблюдение и эффективную их защиту.
В особой заботе со стороны государства нуждаются несовершеннолетние граждане за их физическую и умственную незрелость, что дает им право на особое попечение и помощь, в том числе и надлежащую судебную защиту. Согласно Конституции РФ правом на судебную защиту наделен каждый гражданин нашего государства независимо от возраста. Конституционное право несовершеннолетних граждан на судебную защиту обеспечивается гражданским процессуальным правом на обращение в суд за защитой своих нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов.
Проведение судебно-правовой и административной реформы, обновление материального законодательства, принятие ряда новых законодательных документов требуют научно-теоретического анализа существующего правового регулирования осуществления судопроизводства по гражданским делам с участием несовершеннолетних лиц с целью подготовки рекомендаций, направленных на совершенствование механизма защиты прав несовершеннолетних, который должен учитывать также и особенности материально-правовых способов защиты прав несовершеннолетних, их материально-правовое положение в семье и обществе.
Актуальность исследования. Проблема прав человека - одна из важнейших проблем, сопровождающих человечество. Необходимость ее решения определяется тем, что реализация прав человека является главным условием существования и развития общества. В настоящее время большинство государств мира взяли курс на формирование гражданского общества,
Приведение российского национального законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами повлекло существенные изменения в регулировании прав ребенка. Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом принадлежащих ему личных и имущественных прав. Такой подход соответствует положениям Конвенции ООН о правах ребенка и принятым на себя Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов несовершеннолетних.
Дети нуждаются в особой защите и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста, поэтому механизм защиты прав ребенка должен отличаться от механизма защиты прав совершеннолетних граждан. При этом следует иметь в виду то, что создание эффективной системы охраны прав и интересов ребенка возможно лишь с учетом особенностей его правового положения. Правовой статус ребенка является важнейшим институтом, при помощи которого устанавливаются и определяются способы, меры воздействия и пределы вмешательства государства в личную сферу семьи и детства, возможности участия ребенка в жизни общества, устанавливаются юридические и иные гарантии защиты и реализации прав и свобод детей.
Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ определили принципиальные подходы к ребенку как субъекту права, с учетом современных тенденций и потребностей установили правовое положение несовершеннолетних. Вместе с тем ряд положений представляется спорными и вызывает трудности в практической деятельности правоприменительных органов. Поэтому необходимы серьезные научные исследования, содержащие как теоретические разработки, так и практические рекомендации.
Вышесказанное свидетельствует об актуальности темы дипломной работы.
Степень разработанности темы. В процессе написания данной работы были исследованы и проанализированы различные нормативно-правовые акты, научная литература и иные источники. В данной работе использованы работы
таких авторов, как Бабаев А.Б., Заряева А.В., Рабец А. М., Сухарева Е.Р, Цыбуленко З.И., Шершеневич, Г. Ф. и др.
Цель исследования проанализировать и методически обосновать правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть несовершеннолетнего, как субъекта гражданских правоотношений;
2) раскрыть сущность гражданской дееспособности и правоспособности несовершеннолетних;
3) определить ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними по гражданскому законодательству Российской Федерации;
4) исследовать ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в зарубежных странах.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования, реализации, охраны и оптимизации правового положения несовершеннолетнего в сфере гражданских отношений В Российской Федерации и в зарубежных странах.
Предмет исследования составляют проблемы изучения понятия, особенностей, структуры, содержания и возможных направлений улучшения правового положения несовершеннолетних.
Гипотеза исследования - существует необходимость в правовой регламентации прокурорского надзора в сфере образования.
Методология исследования обусловлена его целями и задачами. При рассмотрении вопросов возникновения и развития конкретных общественных отношений, использовался историко-диалектический подход, а для наиболее полного исследования широко применялся сравнительный метод анализа сложившейся правоприменительной практики и действующих нормативных актов. Исследование также строится на анализе российской практики правового положения несовершеннолетних и правового статуса несовершеннолетних в зарубежных странах. Использовались методы сравнительного правоведения, описание, анализ, аналогия, а также системный метод. Кроме того, решение поставленных задач осуществлялось на основе применения совокупности таких исследовательских методов, как анализ научной литературы, изучение и обобщение передового опыта.
Научная новизна работы заключается в анализе российской практики правового положения несовершеннолетних и правового статуса несовершеннолетних в зарубежных странах.
Цели и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
Правовой статус личности является одной из центральных категорий теории права, и внимание правоведов к нему вполне понятно, поскольку он предстает в трех равно проблемных и притягательных для научного исследования «измерениях»: является сердцевиной нормативного выражения основных принципов соотношения публичных и частных интересов, мерилом социальной свободы, а также одновременно источником и производной социальной активности человека.
Особенно актуально в условиях российской действительности исследование полноты и эффективности реализации социальных возможностей, предоставленных несовершеннолетнему субъекту праву.
Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени, как мы выяснили, права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось шагом на пути преодоления такого подхода.
К признакам, которые обусловливают специальную правосубъектность несовершеннолетних граждан России, в первую очередь следует отнести возраст этой категории граждан. С возрастным признаком неразрывно связаны основные элементы, составляющие правовой статус гражданина: правоспособность и дееспособность.
Прежде чем говорить о правовом положении ребенка в сфере гражданских отношений, следует отметить, что гражданское законодательство, закрепляя права и обязанности ребенка, использует два термина: «малолетний» - в силу возраста им признается гражданин с момента рождения до достижения 14 лет, и «несовершеннолетний» - в возрасте от 14 до 18 лет. Это обусловлено различным объемом возможностей самостоятельно реализовывать предусмотренные законом права и обязанности в силу психологической зрелости ребенка.
к сегодняшнему дню международным сообществом выработана концепция о детстве как одной из главнейших социокультурных ценностей , о значимости детства для дальнейшего общественного прогресса, о положении несовершеннолетних в социуме как равноправных его членов. Изменение парадигмы детства определило естественным образом и направление правовой регламентации отношений с участием детей. Содержание соответствующих нормативных правовых актов ориентировано целиком на преимущественную защиту интересов детей, наряду с переходом от рассмотрения ребенка как объекта к его положению в качестве субъекта правоотношения. Правовой статус современных детей определяется обширным международным и национальным законодательством о правах детей.
закон в качестве критерия достижения гражданином возможности собственными действиями приобретать для себя права и обязанности предусматривает возраст, так как это предполагает достижения определённого уровня психической зрелости. Полная деятельность признаётся за совершеннолетним гражданином, т.е. за гражданином, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Но из этого правила существуют два изъятия. Первое, при вступлении в брак лицом, не достигшим восемнадцати лет, второе - эмансипация, т.е. объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей заниматься предпринимательской деятельностью.
роль родителей, усыновителей, попечителей заключается в защите интересов подростка, которая выражается в ограждении его от негативного влияния возможных последствий его действий.
несовершеннолетним правильным образом определена возможность совершения сделки (наличествует предмет исполнения, сумма денежных средств, подлежащих передаче и т.п.), характер сделки, ее совершение является законным и безопасным для подростка.
Приведенные положения необходимо рассматривать как составляющую обязанности родителей, усыновителей, попечителей по воспитанию и надзору за несовершеннолетним ребенком. В случае ее ненадлежащего исполнения, которое подтверждается тем фактом, что сделка несовершеннолетнего не была оспорена, согласие, возможность и процедура признания недействительным которого рассмотрены в настоящей работе, не было признано недействительным, родитель, усыновитель, попечитель должны нести ответственность за подобное родительское упущение.
С учетом изложенного, было предложено ст. 26 ГК РФ дополнить нормой, предусматривающей возможность возложения субсидиарной ответственности, при наличии приведенных обстоятельств, на родителей, усыновителей, попечителей.
Причиненный несовершеннолетними вред является не только правовой, но и социальной проблемой, поэтому даже в рамках одной правовой семьи она решается по-разному в зависимости от культурных и историко-правовых традиций той или иной страны.
Хотя в праве разных стран романо-германской правовой семьи указанные вопросы решаются различно, существуют две традиционные исторически сформировавшихся направления - французское и немецкое, в которых наблюдается различное нормативное закрепление правил о возмещении вреда, причиненного детьми. На основании этих направлений классифицируются правила о деликтоспособности несовершеннолетних всех стран семьи.
Различные страны семьи континентального права устанавливают различные возрастные границы наступления деликтоспособности: Греция - 10 лет, Польша - 13 лет, Нидерланды - 14 лет, Россия - 14 лет и т.п.
Программа возмещения вреда в рамках ювенальной юстиции различаются не только в разных странах, но и в рамках одной страны. Они зависят от наличия средств у общины, культурных традиций. В силу ряда причин (недостаток выделяемых средств, юридическая политика, исторические традиции) возмещение в рамках ювенальной юстиции не так распространена в странах романо-германской правовой семьи, как в странах англо американского права, но их повсеместное растущее влияние на самостоятельное возмещение вреда несовершеннолетними сомнений не вызывает.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ
11. 02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.02.2019) - ч. 1 ст.57
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1- ст. 13
5. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. От 01.04.2019) — ст.63
6. Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"(с изменениями на 27 декабря 2018 года
7. Федеральный Закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22.12.92. N 4180-1 (в ред. от 20.06.2000 N 91-ФЗ) // Собрание законодательства РФ - ч.2 ст.9
Книги, монографии
8. АбрамоваЕ.Н. АверченкоН.Н. Байгушев Ю.В. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1 / Под. ред. Сергеева А.П. М., 2011. С. 945.
9. Бабаев А.Б., Бабкин С.А., Бевзенко Р.С., Белов В.А., Тарасенко Ю.А. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики. В двух томах: том второй. М., 2016. С. 342.
10. Брун М.И. Права и дееспособность физического лица в конфликтном праве. М., 1915. С. 6
11. Гонгало Б.М., Алексеева О.Г Гражданское право: том 2, учебник - М.: Статут, 2017. - 543 с
12. Громоздина М.В. Порядок осуществления родительских прав при раздельном проживании родителей: критерии установления и реальное исполнение // Актуальные проблемы российского права, 2017. № 5 (78). С. 92-96.
13. Дорпберге Г., Клейп Г., Клииге Г., По М. Гражданское право Германской Демократической Республики. М., 1957. С. 191
14.Заряева В.Д., Малкова В.Д. Ювенальное право: Учебник для вузов М., 2005. С.217
15. Илюхин А. В. Роль законных представителей и значение их действий в формировании гражданско-правовой ответственности по сделкам несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет // Адвокат, 2014. № 11. С. 42-53.
16. Корнев И.В. Возмещение вреда, причиненного несовершеннолетними, в зарубежном и российском праве. Дисс...канд. юрид. наук, М., 2006. С. 240-241
17. Корнев И.В. Историческое развитие Российского законодательства о возмещении вреда, причиненного несовершеннолетними//Журнал российского права.- 2014.-№ 1.-С.67.
18. Кудрявцев В.Н., Лазарев Б.М. Дисциплина и ответственность: пути укрепления // Советское государство и право, 1981. № 6. С. 76
19. Кузнецова Л.Г., Шевченко Я.Н. Указ. соч. С. 133-134
20. Мильков А.В. Очерки теории гражданско-правовой ответственности: учебное пособие. - М., 2018. С. 77.
21. Пешина И. Ю., Юрина М. А. Вопросы гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних // Государство и общество: вчера, сегодня и завтра, 2012. № 9 (1). С. 139-149
22. Рабец А.М. Соотношение гражданско-правового положения
несовершеннолетних и их законных представителей в договорных и деликтных обязательствах (проблемы теории и практики) // Вестник Томского государственного университета, 2017. № 424. С. 241-246
23. Рабец А. М. Учебник для магистров 2-е издание, переработанное и дополненное М. : Издательство Юрайт, 2013 — 15 с
24. Рабец А. М. Ювенальное право Российской Федерации М. : ИздательствоЮрайт, 2018 — 19 с
25. Суханова Е.А. Гражданское право: учебник. Т 1 / под ред. Е. А. Суханова. М., 2005. С. 589
26. Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права: Учебник. Том 1. 2-е изд., стереотип. / отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2011. С. 58.
27. Сухарева Е.Р. Гражданско-правовая дееспособность и
деликтоспособность малолетних и несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России, 2016. № 1. С. 178-185.
28. Цыбуленко З.И. Осуществление прав и исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних в семейном законодательстве Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2017. № 3 (116). С. 125-135.
29. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 691; Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001. С. 512, 513.
30. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 392-393.
31. Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 458 с
Специальная литература
32. Act on treatment of minors // Journal of laws, Novenber 12, 2014, No. 35, item 2
33. Aries Philippe. Centuries of Childhood: A Soeial History of Family Life. New York. Vintage Books, 1962. P. 128
34. An Act Respecting Young Offenders, 1985, Revised Statutes of Canada . P. 20.
35. Beudant, Cours de droit civil francias . Paris, 1906. P. 115
36. Bilsky W., Pfeiffer H., Trenczek T. New forms of conflict management in Juvenile law: a comparative evaluation of Brunswick victim-offender- reconciliation program in Victims and Criminal Justice. Freiburg I Br, 2014. P. 518
37. Blane-Jouvan. La responsabilite de l'infans // Revue Trimestrielle de Droit Civil 1957 №55. P. 28
38. Brissaud Jean. A History of French Private Law. Boston, 1912. P. 254
39. Civil justice reform and the changing face of Louisiana tort law// Tulane Law Reviev. December 1996. P.341).
40. Civil Code of Quebec, art. 1991
41. Donaldson Margaret. Minors in Roman-Dutch Law. Durban. Butterworth, 1955. P.87
42. Fromenthal v. Clark, 442 So.2d 608 (La.App. 1 Cir.,2010).
43. George А. Kimball, Jr. Liability for Damages Caused by Infants // Louisiana Law Review. 1964№55. P. 555, 556
44. Hubner T. History of Germanie Private Law. Boston. Little Brown and Company, 1918. P. 57
45. International Encyclopedia of Comparative Law. J.C.B. Mohr (Paul Siebeck)', Boston, London, 1983. Par. 2-193,2-194.
46. Janzon Eva. School Scores "A" in Art of Rehabilitation // L.A. TIMES (Bulldog ed.), Feb. ll,2013.P.A13.
47. Mazeaud Н., Tune А. Traile Thorique et Pratique de la Responsabilite Civile
Dclictuelle et Contractuelle. Editions Montchrestien, 1965. Par. 453. P. 525
48. Peachey E. Dean. Restitution, reconciliation, retribution: identifying the forms of justice people desire in Restorative justice on trial. Pitfalls and potentials of victim-offender mediation. International research perspectives. Kluwer academic publishers, 2014. P. 553.
49.Sage Gves-Louis. The Operation of the Law of Civil Liability in France as a Means of Providing Compensation for Persons who Suffer Loss. Maitre de Conferences, French University of the Pacific, 1996. P. 121-123.
50. The Evolution of Childhood/The History of Childhood. New York. 1974. P. 1. .
51. Toumaux Р Le. La responsabilite civile. Dalloz , 1982. P. 158
52. U.S. Department of Justice, Office of Justice Programs, Office of Juvenile Justice and Delinquency Prevention, RESTA National Directory for Restitution and Community Service Programs (2015)
53. Zweidert Konrad and Kotz Hein. Introduction to Comparative Law. Clarendon Press, Oxford, 1992. P. 639-641