Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы развития самоэффективности у будущих учителей английского языка 10
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«самоэффективность» в психолого-педагогических исследованиях 10
1.2. Особенности самоэффективности в профессиональном самосознании
будущего учителя 24
1.3. Формы и методы развития самоэффективности у будущих учителей
английского языка 39
Выводы по I главе 52
Глава II. Педагогическое обеспечение развития самоэффективности у
будущих учителей английского языка 55
2.1. Исследование уровня развития самоэффективности у будущих учителей английского языка (констатирующий этап эксперимента) 55
2.2. Разработка и реализация программы развития самоэффективности у будущих учителей английского языка (формирующий этап эксперимента) 67
2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа эксперимента ..86
Выводы по II главе 96
Заключение 98
Список использованной литературы 103
Приложение
Актуальность исследования. В настоящее время в нашем социуме, как отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, оформился заказ на конкурентоспособного, всесторонне развитого специалиста, готового чётко прогнозировать, планировать и определять цели и задачи, эффективно осуществлять поиск, анализ и обновление актуальной информации, с целью её практического использования для стратегического присутствия России на рынках не только высокотехнологической продукции, но и образовательных и интеллектуальных услуг. Индикатором качества подготовки такого специалиста, в том числе и у будущего учителя, выступает его способность действовать самостоятельно, активно и творчески. Данный заказ отражён в современных Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, ориентированных на развитие человеческого потенциала будущих кадров, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и процветания страны.
На сегодняшний день, нашему обществу преимущественно требуются высокоэффективные специалисты, способные оценить собственные возможности и результаты профессиональной деятельности. Субъективное отношение к выполняемой деятельности реализуется через обращение человека к внутренним ресурсам, потенциалам развития, возможностям выбора средств дальнейших действий, построения определённой стратегии деятельности, поведения и жизни в целом. Всё это приводит, в конечном счёте, к необходимости решения образовательной задачи, отражающей роль самоэффективности у будущих учителей, в частности английского языка, как одного из личностно-значимых качеств субъекта профессиональной деятельности и фактора развития профессионального самосознания. Многоаспектность влияния самоэффективности на жизнедеятельность человека и недостаточная изученность его аспектов делает данное исследование актуальным.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что феномен самоэффективности активно изучается отечественными учёными как В.А. Адольф [1; 2], Т.И. Васильева [9], М.И. Гайдар [14], С.Н. Гончар [15; 16], Т.О. Гордеева [17; 18], Р.Л. Кричевский [32], С.А. Огнев [43], В.Г. Ромек [47; 48], Е.В. Селезнева [52], Е.А. Шепелёва [19] и другими. Зарубежные исследования оформились в рамках социальной психологии у таких исследователей как А. Бандура [7], Дж. Капрара - Д. Сервон [26], Р. Фрейджер [59], Дж. Фейдимен [60], Л. Хьелл - Д. Зиглер [61]; бихевиористической педагогики - М. Ерусалем - Р. Шварцер [49], Т. Зайферт, Дж. Маддукс, М. Шеер и другие.
Анализ различных подходов к определению самоэффективности зарубежных и отечественных авторов как А. Бандура, Т.О. Гордеева, Р.Л. Кричевский, Д. Зиглер, Л. Хьелл и другие показывает, что в современной психологии конструкт самоэффективности пока не получил окончательного определения. Исследователи относят этот феномен к разным классам психологических явлений, но чаще всего фигурирует его понимание как убеждённости, веры субъекта в свои возможности осуществлять деятельность, а также собственное развитие в ходе достижения стоящих перед ним целей и задач. Общим в существующих определениях является акцент на оптимистическом самоубеждении человека относительно своих возможностей контролировать события при достижении целей, а также отнесение самоэффективности к предстоящей субъекту активности, а не к уже состоявшейся [7; 18; 31; 61].
В своём исследовании А. Бандура даёт определение самоэффективности, как комплексу человеческих представлений о своих способностях и возможностях быть максимально практичным при реализации дальнейших действий как поведения, общения, настойчивости и его уверенности в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь предполагаемого объективного и субъективного эффекта [7, с. 173].
Как показывает практика, концепция самоэффективности в российской психологии занимает очень важную роль, несмотря на то что является относительно новой. Первым отечественным исследователем, который начал изучать данное понятие был Р.Л. Кричевский, который впервые столкнулся с этим феноменом изучая личностную сферу руководителей. Он охарактеризовал это понятие как особенность, в которой человек воспринимает собственные действия и поступки эффективным. Многие диссертационные работы под руководством этого учёного имели прямую причастность к самоэффективности, где главными целями выступали изучение профессионального самосознания, карьерного роста, достижения успеха личностей. В работах учёного было показано влияние самоэффективности на карьерную успешность человека, профессиональную социализацию, достижение отличительного уровня профессионального мастерства [32].
Между тем, становится очевидным, что для достижения целей и задач системы современного образования необходимо уделять большое внимание на развитие профессионального самосознания будущего учителя, которое характеризует его, прежде всего как компетентного человека, берущего на себя колоссальную ответственность посредника между культурой и личностью, позволяет учителю принять для себя в качестве критерия профессиональной самореализации решение основных задач школы, образовательного учреждения, как ориентация на приобщение обучающегося к ценностям, к самосовершенствованию, на оказание помощи в жизненном самоопределении, саморазвития.
Анализ научной литературы по теме нашего исследования показал, что в теории социального обучения А. Бандуры, концепция самоэффективности занимает центральное понятие, где подчёркивается автором роль обучения через наблюдение, роль социального опыта и взаимного детерминизма в развитии личности. Тем не менее, в ходе нашего исследования мы не нашли достаточно научных работ о развитии самоэффективности, как фактора профессионального становления учителя, в частности будущего учителя английского языка. Данный факт ещё раз подчёркивает актуальность выбранной нами темы исследования.
Проведённый анализ исследуемой нами проблемы в научной литературе и практике позволил нам выявить наличие противоречия между объективной потребностью нашего социума в профессиональных, технологически компетентных, высококвалифицированных будущих учителях английского языка, готовых к индивидуально-созидательному труду, предусматривающему умение ярко и отчётливо представлять, положительно оценивать личные профессиональные возможности и перспективу, с одной стороны, и недостаточной разработанностью в психолого-педагогической литературе проблемы самоэффективности будущих учителей, а также форм и методов её развития на стадии непрерывного профессионального образования, с другой стороны.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы содержание, формы и методы, способствующие успешному развитию самоэффективности у студентов будущих учителей английского языка.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие самоэффективности у будущих учителей английского языка.
Объект исследования: процесс развития самоэффективности у будущих учителей английского языка.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития самоэффективности у будущих учителей английского языка.
Гипотеза исследования: развитие самоэффективности у будущих учителей английского языка, будет успешным, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «самоэффективности»;
- учитывать особенности самоэффективности в профессиональном самосознании будущего учителя;
- разработать и внедрить программу развития самоэффективности для будущих учителей английского языка.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «эффективность», «эффект», «самоэффективность».
2. Определить особенности самоэффективности в профессиональном самосознании будущего учителя.
3. Разработать содержание и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность программы развития самоэффективности у будущих учителей английского языка.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение, классификация; -эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование, опрос;
-методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
Методологическую основу данного исследования составили:
социально-когнитивная теория, о роли личностных и когнитивных факторах развития человека (А. Бандура, Р. Уайд, Р. де Чармс и другие); концепция локуса контроля, в области воспринимаемого контроля над результатами жизненных событий (Дж. Роттер, Д. Шанк и другие); исследования о преимуществе чувства контроля над ситуацией (Э. Лангер, Д. Родин, М. Селигман); теория оптимизма о важности оптимистического стиля мышления как необходимого условия высокой самоэффективности, и возможности его тренировать и развивать (М. Селигман); принципы системной антропологической психологии (В. Клочко, О. Краснорядцева); психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодёжи (О. Краснорядцева, В. Кабрин, О. Муравьёва, М. Подойницина, О. Чучалова); положения о возникновении, функционировании и развитии самосознания в связи с действительными отношениями и становлением личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин и другие).
Опытно-экспериментальной базой исследования стал Институт психологии и образования Казанского Приволжского Федерального Университета. Выборку составили студенты 5 курса выпускного года обучения, по направлению (начальное образование, дополнительное образование) и английский язык, в количестве 20 человек (экспериментальная группа) и 20 человек (контрольная группа).
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с будущими учителями английского языка с целью развития у них самоэффективности.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы по развитию самоэффективности у будущих учителей английского языка, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что разработанная программа по развитию самоэффективности у будущих учителей английского языка и её результаты может использоваться в практике средних и высших профессиональных учебных заведений.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
В данном исследовании была предпринята попытка в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие самоэффективности у будущих учителей английского языка.
На основании анализа психолого-педагогической литературы мы выяснили, что феномен самоэффективности широко рассматривался многими зарубежными, а также отечественными исследователями. Понятие о самоэффективности впервые было введено Альбертом Бандурой [6; 7; 65; 66].
Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволяет выделить основные характеристики самоэффективности, как личностного конструкта:
1. Самоэффективность - оценка собственной способности справиться с определенными задачами, а не личностная черта;
2. Представление о самоэффективности - частная, специфическая, а не глобальная характеристика индивида, она не связана с оценкой собственной личности, как, например, самоуважение, а отражает уверенность индивида справиться с конкретными задачами;
3. Самоэффективность зависит от контекста деятельности, поэтому многие факторы могут оказать влияние на деятельность субъекта, а следовательно, и на его чувство самоэффективности;
4. При измерении самоэффективности используются критерии мастерства и компетентности, а не нормативные или другие сравнительные характеристики;
5. Самоэффективность является ожиданием личного мастерства в решении будущих задач, поэтому самоэффективность измеряется до того, как человек начинает выполнять какую-нибудь деятельность;
6. Самоэффективность понимается как суждение о действиях, которые человек может совершить, вне зависимости от того значения, которое он им придает.
Ведущий постулат теории заключается в определении ожидания эффективности как решающего начала и устойчивого осуществления любого вида деятельности. То есть, оценка человеком собственной эффективности определяет для него возможности выбора вида деятельности. Следовательно, и усилия, которые ему придётся приложить для преодоления препятствий, а также настойчивость, с которой он будет решать вопросы в определённом виде деятельности зависит от собственной оценки своей эффективности, веры в свои способности и убеждённости.
В подобном понимании эффективность может трактоваться как соотношение полученного результата и поставленной цели, чем они ближе, тем о большей эффективности можно говорить. Исходя из этого, мы под эффектом понимаем результат, а под эффективностью - то, что приводит к нужному эффекту.
Анализ работ отечественных и зарубежных психологов показал, что несмотря на большую роль самоэффективности в жизни человека, концепция, раскрывающая это явление, не может быть пока признана разработанной в полной мере и требует дополнительного рассмотрения.
Наряду с этим, необходимо отметить, что, рассматривая особенности самоэффективности в профессиональном самосознании учителя, мы выяснили, что самоэффективность является метакачеством и компонентом профессионального самосознания будущих учителей, в том числе и учителей английского языка. Данные выводы были получены на анализе работ М.И. Гайдар [14], А.А. Деркача [21], В.Н. Козиева [28; 38], Л.А. Митиной [37], Е.В. Селезневой, А. Фламмера [52] и других исследователей.
Профессиональное самосознание имеет различные трактовки у разных исследователей. По мнению, Б.Д. Парыгина, осознание индивидом себя частью определённого профессионального коллектива - является профессиональным самосознанием. В.Д. Брагина же акцентирует большое внимание на отношении, познании и самооценке профессиональных качеств. П.А. Шавир объясняет рассматриваемое нами понятие как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задаче профессионального самоопределения; то есть понимание и осознание себя как субъекта своей профессиональной деятельности. В.Н. Козиев рассматривает профессиональное самосознание учителя в качестве центральной составной части педагогического мастерства, которое выполняет, в первую очередь, регулирующую функцию в деятельности учителя.
Мы считаем, что взаимодействие с людьми из собственного профессионального окружения, активная трудовая деятельность в профессиональной среде, осознание себя как деятеля этого самого коллектива и личное ощущение принадлежности к социально-профессиональной общности порождает и формирует профессиональное самосознание.
На основании проведённого анализа активных методов обучения, мы также выяснили, что под тренингом понимается, обучающая форма взаимодействия психически здоровых, адекватных людей под присмотром ведущего-психолога. В данном случае, люди участвуют в интенсивном общении, которое направлено на решение различных коммуникативных, психологических проблем и на их улучшение.
Между тем, на констатирующем этапе эксперимента, мы выявили, что уровень самоэффективности в сфере межличностного общения у экспериментальной группы низкий. Следовательно, на основании анализа психолого-педагогической литературы, мы посчитали, что наиболее эффективным средством развития самоэффективности у будущих учителей английского языка, является разработка и внедрение программы тренинговых занятий.
Таким образом, после проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе будущих учителей английского языка произошли небольшие, но довольно заметные изменения. А именно, выявился средний уровень самоэффективности в сфере общения, который повысился с 30% до 40%. Тем временем, высокий уровень самоэффективности в сфере общения повысился с 15 % до 25%, а показатели низкого уровня снизились с 55% до 35%. Средний уровень самоэффективности в сфере деятельности повысился с 80% до 85%, низкий уровень снизился с 5% до 0%, а высокий уровень остался неизменным - 15%. Это означает, что у будущих учителей экспериментальной группы повысился уровень уверенности в себе, своих коммуникативных способностей, умений, навыков и появилась вера в успешность реализации своих действий и поведения в общении.
В контрольной группе значительных изменений не произошло, это мы связываем с тем, что процесс развития самоэффективности у будущих учителей английского языка данной группы осуществлялся не целенаправленно и стихийно. В добавок к этому, обе группы студентов последнего курса обучения сталкивались с большим количеством предстоящих учебных задач, стрессовых ситуаций, таких как: последняя сессия, конференция, преддипломная практика, форум, предзащита дипломной работы, государственные экзамены, защита дипломной работы и так далее. А как мы знаем, тревожность, стресс, негативные эмоции по А. Бандуре [7], снижают самоэффективность личности.
В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что развитие самоэффективности будет осуществляться эффективно, если учитывать особенности самоэффективности в профессиональном самосознании будущего учителя и внедрить специальную программу, содействующую эффективному развитию самоэффективности у будущих учителей английского языка, включающую разнообразные формы, методы и средства педагогического взаимодействия. Эти данные подтверждает проведенная нами математическая обработка полученных статистических данных. Использование T-критерия Вилкоксона показало, что после проведения формирующего эксперимента существуют значимые положительные различия по исследуемым показателям самоэффективности у экспериментальной группы.
Таким образом, в опытно-экспериментальной работе была доказана эффективность разработанной программы по развитию самоэффективности у будущих учителей английского языка.
1. Адольф В.А. Образовательные технологии при реализации новых образовательных стандартов / В.А. Адольф, Пилипчевская Н.В. // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. С. 73-76.
2. Адольф В.А. Проблемы подготовки будущего учителя в информационном обществе / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1. - С. 378-385.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
4. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно- прогностический курс. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 500 с.
5. Аристотель. О душе // Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 369-550.
6. Бандура, А. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности / А. Бандура, пер. с англ. К. Левин. - М.: Прайм, 2007. - 128 с.
7. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура, пер. с англ. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
8. Богомазов С.В. Становление творческой самоэффективности будущего бакалавра в информационно-поисковой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Красноярск, 2016. - 284 с.
9. Васильева Т.И. Динамика профессиональной самоэффективности будущего педагога-психолога: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Т.И. Васильева - М., 2008. - 264 с.
10. Власенко А.И. К проблеме изучения самосознания личности в отечественной психологии // ПГУ. - 2014. - №7. - С. 1 - 6.
11. Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель, Эксмо-Пресс, 2000. 555 с.
12. Гайдар К. М. Субъектный подход к психологии малых групп: история и современное состояние. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2006.
13. Гайдар К.М. Новые противоречия и проблемы в системе подготовки профессиональных психологов / К.М. Гайдар // Психология — XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве. Воронеж: ВГУ, - 2007. - № 7. - С. 4-14.
14. Гайдар М.И. Развитие личностной самоэффективности студентов психологов на этапе вузовского обучения / М.И. Гайдар: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 - Курск, 2008. - 26 с.
15. Гончар С.Н. Психолого-педагогические условия формирования психологических механизмов разрешения проблем на начальном этапе вузовского обучения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / С.Н. Гончар. - М., 2015. - 158 с.
16. Гончар С.Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 250-253.
17. Гордеева Т.О. Парадоксы экзаменационной тревожности: к проблеме взаимосвязи тревожности и эффективности деятельности: Культурноисторический подход и проблемы творчества. Материалы 3-х чтений посвященных памяти Л.С. Выготского / Т.О. Гордеева. Международная конференция. Сб. ст. под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. - М.: РГГУ, 2003. - С. 30-41.
18. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения: учеб. пособие. М.: Смысл; Академия, 2006. 333 с.
19. Гордеева Т.О. Тендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2006. - №3. - С. 78-85.
20. Гущин М.В. Влияние ценностно-смысловой сферы личности на военно-профессиональное становление военнослужащих, проходящих
21. Деркач А. А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: Дис.... докт. психол. наук. - Л., 1981. - 391 с.
22. Джанерьян С.Т. Психология профессионального самосознания / С. Т. Джанерьян: учебник. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. - 240 с.
23. Дуэк, Кэрол. Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей / Кэрол Дуэк; пер. с англ. Светланы Кировой. - 2-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 304 с.
24. Елдышова О.А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления // Фундаментальные исследования. - 2006. - №7. - С. 101 - 102.
25. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. / Т. В. Жеребило. — 5-е изд., испр. и доп. — Назрань: Издво «Пилигрим», 2010. - 486 с.
26. Капрара, Дж. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон; пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003. - 640 с.
27. Каримова Л.Ш. Формирование социальной компетенции будущих педагогов-психологов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Ш. Каримова - Казань, 2009. - 192 с.
28. Козиев В.Н. Структура и содержание профессионального самосознания учителя // Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. - М.: АПН РСФСР, 1992. - С. 30-45.
29. Коломиец О.В. Самоэффективность студентов гуманитарных и технических специальностей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №6-4. - С. 94- 97.
30. Краснорядцева О.М. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодёжи: учеб. пособие. /
О.М. Краснорядцева, В.И. Кабрин, О.И. Муравьева, М.А. Подойницина, О.Н. Чучалова. - Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. - 274 с.
31. Кричевский P. Л. Психология лидерства. - М. : Дело, 1998.
32. Кричевский Р.Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности / Р.Л. Кричевский // Акмеология. - 2001. - № 1. - С. 47-52.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
34. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - 320 с.
35. Медведев В.И. Экологическое сознание / В.И. Медведев, А.А. Алдашева: Учебное пособие. Изд. второе, доп. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
36. Метельский, Г.И. Психологические особенности гностической деятельности учителя: Дис ... канд. пед. наук. / Г.И. Метельский. - Минск, 1979. -252 с.
37. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: учебно-методическое пособие / Л.М. Митина. - Москва: Флинта: МПСИ, 1998. - 200 с.
38. Модина О.А. Формирование профессионального самосознания студентов в образовательном процессе технического колледжа / О.А. Модина: Автореф... дис. канд. пед. наук: 13.00.08 - Уфа, 2006. - 194 с.
39. Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 208 с.
40. Носкова Н.А. О соотношении взаимосвязи понятий «язык», «мышление и «сознание» / Н.А. Носкова // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. - 2017. - 1(5). - С. 46 -50.
41. Огнев А.С. Жизненная навигация. М.: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. 165 с.
42. Огнев А.С. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования / А.С. Огнев., С.Н. Гончар // Непрерывное образование: XXI век. - 2013. - № 2. - С. 85-90.
43. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза / А.С. Огнев. - Воронеж: ВФ РАГС, 1997. - 121с.
44. Пугачев В.П. Управление свободой. Изд. стереотип. - М.: ЛЕНАНД, 2017. - 272 с.
45. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск : Современное слово, 2001. - 928 с.
46. Романова О.В. Оптимизация поведения предприятия в современных условиях / О.В. Романова // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 3. - 157 с.
47. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. 1996. Вып. 1, ч. 2. С. 132- 146.
48. Ромек В.Г. Психологические особенности уверенной в себе личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. проф. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 2000. - 308 с.
49. Ромек В.Г. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / В.Г. Ромек // Иностранная психология. - 1996. - № 7. - 211 с.
50. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М.: АН СССР, 1957. - 328 с.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - 328 с.
52. Селезнева Е.В. Самоэффективность как акмеологический инвариант профессионализма кадров управления / Е.В. Селезнева // Акмеология. - 2016. - №2. - С. 19-26.
53. Смолкин А.М. Методы активного обучения. - М.: Высшая школа, 1991. - 250 с.
54. Собкин В.С. Самоэффективность учителя и учебная деятельность учащихся (по материалам зарубежных публикаций) / В.С. Собкин, А.С. Фомиченко. - Москва: Человек и образование. 2017. № 4 (53). - С. 176 - 183.
55. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 2001. 210 с.
56. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Московский университет, 1983. - 288 с.
57. Тимофеева О.В. Оптимизация профессионального становления учителя в периоды возрастных кризисов: учеб.-метод. пособие. М., 2004. - 21 с.
58. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка/Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Астрель, АСТ. - Т.4. - 2000. - 1500 с.
59. Фрейджер, Р. Психология личностных конструктов и когнитивная психология / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен, А. Келли, А. Бек пер. с англ. - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 128 с.
60. Фрейджер, Р. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. - М.: Олма Пресс, 2004. - 690 с.
61. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения,
исследования и применение. - СПб: «Питер», Серия «Мастера психологии», 1999. - 607 с.
62. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. - 144 с.
63. Шкурко, Т.А. Социальное поведение человека: объяснительные модели, теории, методический инструментарий: учебное пособие / Т. А. Шкурко; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. - 118 с.
64. Яковлев А.И. Материальность сознания. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 261 с. - (Научная мысль).
65. Bandura, A. (1989). Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy, DP № 25, p. 729.
66. Bandura, A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. U.S.A.: W.H. Freeman and Company, NY, p. 604.
67. Gavora P. Slovak Pre-Service Teacher Self-Efficacy: Theoretical and Research Considerations // The new Educational Review. 2010. Vol. 21. No. 2. P.17-30.
68. Gordeeva, T.O., Shepeleva, E.A. (2006). Gender differences in self efficacy and coping in Russian adolescents. Abstract to the 19th ISSBD meeting. Australia, Melbourne. July 2-8, 2006. Abstract book, p. 57.
69. Mojavezi A. The Impact of Teacher Self-efficacy on the Students’ Motivation and Achievement // Theory and Practice in Language Studies. 2012. Vol. 2. No. 3. P. 483-491.