ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы экономического воспитания учащихся подросткового возраста .... 9
1.1. Сущность и основные характеристики понятий: экономическое
воспитание, экономическое сознание 9
1.2. Особенности экономической воспитанности в подростковом
возрасте 15
1.3 Формы и методы экономического воспитания подростков 23
Выводы по I главе 38
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования экономической воспитанности подростков 40
2.1 Организация и исследование уровня экономической воспитанности
подростков (констатирующий этап эксперимента) 40
2.2. Реализация программы формирования экономической воспитанности
у подростков (формирующий этап эксперимента) 51
2.3. Реализация программы формирования экономической воспитанности
у подростков (контрольный этап эксперимента) 60
Выводы по II главе 68
Заключение 70
Список литературы 74
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы экономического воспитания учащихся подросткового возраста .... 9
1.1. Сущность и основные характеристики понятий: экономическое
воспитание, экономическое сознание 9
1.2. Особенности экономической воспитанности в подростковом
возрасте 15
1.3 Формы и методы экономического воспитания подростков 23
Выводы по I главе 38
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования экономической воспитанности подростков 40
2.1 Организация и исследование уровня экономической воспитанности
подростков (констатирующий этап эксперимента) 40
2.2. Реализация программы формирования экономической воспитанности
у подростков (формирующий этап эксперимента) 51
2.3. Реализация программы формирования экономической воспитанности
у подростков (контрольный этап эксперимента) 60
Выводы по II главе 68
Заключение 70
Список литературы 74
Приложение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития социума экономика является не только отраслью деятельности, но и полноценной сферой ее жизни, что вызывает необходимость в грамотном экономическом просвещении детей и формировании полноценных экономических представлений у них.
Важность экономического воспитания высока, так как мы живем в мире, который развивается с невероятной скоростью и полностью зависит от экономики и ее состояния. Стоит отметить, что рыночная экономика, к которой стремится наше государство, ставит в основу экономическую и социально-независимую личность, свободу выбора для каждого, полную личную ответственность за свое благополучие и благополучие своей семьи. Поэтому знание основ, процессов, происходящих внутри экономики, умение разбираться в понятийном аппарате, столь необходимом для ориентации в современном рыночном мире определяют тот фундамент, с которым подросток выйдет в незнакомый ему экономический мир.
При этом экономическому воспитанию почти не уделяется место в школьной программе. Все знания об экономике ограничиваются несколькими занятиями в курсе "Обществознания", которых однозначно недостаточно даже для частичного усвоения материала. Хотя даже данные несколько занятий проходят без учета специфики самого предмета. На них учитель пытается вскользь рассказать о глобальных экономических процессах, для которых выделена отдельная наука, совершенно не углубляясь, так как даже знания учителя обществознания являются ограниченными по сравнению со знаниями учителя экономики.
А ведь именно в подростковом возрасте закладывается характер и черты личности: честность, бережливость, предприимчивость, уважение и принятие ценностей семьи и общества, способность к рациональной организации собственной деятельности. Формирование у подростков начальных экономических представлений способствует развитию социально-активной личности, соответствующей изменяющимся современным экономическим процессам, способной самостоятельно и творчески принимать экономические решения. Главное, что отличает экономически воспитанного человека - он совершает грамотные и рациональные экономические поступки, результат которых оказывает положительно воздействие на отношения с другими участниками рыночного взаимодействия и экономические процессы в целом. В то время как недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности, негативности к выбору профессий в соответствии с собственными интересами, способностями, потребностями.
Таким образом, мы понимаем необходимость и важность целенаправленного процесса экономического воспитания, который позволит нам погрузить подростков в увлекательный мир экономики и дать возможность погрузиться в экономические процессы и посмотреть на них с другой стороны.
Огромный вклад в исследование теоретических проблем экономического воспитания внесли исследователи экономического воспитания у младших школьников Бодо Ш. [4] и Володина М.Б. [9], Главатских Г.В. [10] исследовал проблемы экономического воспитания в школе , экономическую социализацию исследовали Журавлев А.Л. [17], Капитонова Н.В. [20] и Кийосаки Р. [21], об изучении игрового метода как средства экономического воспитания написала Москалева Н.Н. [36], а экономическое воспитание в 21 веке и экономическое мышление раскрыты в работах Попова Н.Е. [38], Хейне П. [56], Боуттке П. [56] и Причитко Д. [56].
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме формирования экономического воспитания у подростков, определил противоречие между объективной потребностью общества в развитии и формировании экономической воспитанности у подростков и недостаточной теоретической разработанностью содержания, форм и методов экономического воспитания в условиях школьного образования.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: Каковы содержание, формы, методы экономического воспитания у подростков, обучающихся в общеобразовательной школе?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследования: "Экономическое воспитание подростков".
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное экономическое воспитание подростков.
Объект исследования: процесс экономического воспитания подростков.
Предмет исследования: содержание, формы, методы, экономического воспитания подростков.
Гипотеза исследования: процесс экономического воспитания подростков в общеобразовательной школе будет эффективным, если:
- опираться на сущностные характеристики экономического воспитания;
- учитывать возрастные особенности подростков в процессе экономического воспитания;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс специальную программу, содействующую эффективному формированию у подростков экономической воспитанности, включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
2. Определить особенности экономического воспитания в подростковом возрасте.
3. Раскрыть формы и методы формирования экономической воспитанности у подростков.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной программы экономического воспитания "Воспитанность в экономической среде"с подростками.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали труды отечественных и зарубежных исследователей о предмете экономики (Голуб Л.А.[11], Демина И.Н. [13], Журавлев А.Л. [17], Смоленцова А.А. [52]), теоретические исследования, отражающие формирование психологических новообразований в личности подростка (Попова Н.Е. [38] ) по проблеме формирования экономической воспитанности ( Володина М.Б. [9], Главатских К.В. [10], Голубева Е.В. [12], Журавлев А.Л. [17], Лихачев Б.Т. [30]).
В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: анализ научной психолого-педагогической, методической и экономической литературы по теме исследования, синтез, обобщение, метод описания, сравнение;
- эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, тестирование;
- методы обработка данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №91 Республики Татарстан, г. Казань с 8 февраля 2019г. до 8 июня 2019г. В эксперименте приняли участие 27 учеников 8 "Б" класса.
литературе по проблеме формирования экономической воспитанности у подростков; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы, методы педагогического взаимодействия с подростками с целью формирования экономической воспитанности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы, методы экономического воспитания подростков, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе "Воспитанность в экономической среде": словесные (рассказ, беседа, метод синектики, метод многомерных матриц, метод ключевых вопросов, метод инверсии), практические (игровые технологии, тренинг, упражнения, экономические задачи, самостоятельная работа, творческая работа, ролевые игры, исследовательские проекты, кейсметод), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций, видеофрагменты).
Практическая значимость проведенного исследования
заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе учителей, педагогов по организации процесса экономического воспитания подростков, по подбору эффективных форм и методов для ее развития.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием методов и форм воспитания, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической и статистической обработкой результатов экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями структурных компонентов экономической воспитанности подростков; подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования.
Материалы исследования прошли апробацию на конференции:
1. Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2019, секция "Образование".
Результаты исследования нашли отражение в следующих принятых публикациях автора:
Ахметшина А.И. Актуальность экономического воспитания подростков / А.Р. Дроздикова-Зарипова, Ахметшина А.И // сб. ст. участников Международной студенческой научной конференции "III Междисциплинарный научный форум", 2019
Ахметшина А.И. Особенности экономического воспитания подростков / / А.Р. Дроздикова-Зарипова, Ахметшина А.И // сб. ст. участников XVIII Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей образования, 2019
Ахметшина А.И. Пути повышения экономической воспитанности у подростков / А.Р. Дроздикова-Зарипова, А.И. Ахметшина // Вестник НЦБЖД № 6 (12), 2019
Важность экономического воспитания высока, так как мы живем в мире, который развивается с невероятной скоростью и полностью зависит от экономики и ее состояния. Стоит отметить, что рыночная экономика, к которой стремится наше государство, ставит в основу экономическую и социально-независимую личность, свободу выбора для каждого, полную личную ответственность за свое благополучие и благополучие своей семьи. Поэтому знание основ, процессов, происходящих внутри экономики, умение разбираться в понятийном аппарате, столь необходимом для ориентации в современном рыночном мире определяют тот фундамент, с которым подросток выйдет в незнакомый ему экономический мир.
При этом экономическому воспитанию почти не уделяется место в школьной программе. Все знания об экономике ограничиваются несколькими занятиями в курсе "Обществознания", которых однозначно недостаточно даже для частичного усвоения материала. Хотя даже данные несколько занятий проходят без учета специфики самого предмета. На них учитель пытается вскользь рассказать о глобальных экономических процессах, для которых выделена отдельная наука, совершенно не углубляясь, так как даже знания учителя обществознания являются ограниченными по сравнению со знаниями учителя экономики.
А ведь именно в подростковом возрасте закладывается характер и черты личности: честность, бережливость, предприимчивость, уважение и принятие ценностей семьи и общества, способность к рациональной организации собственной деятельности. Формирование у подростков начальных экономических представлений способствует развитию социально-активной личности, соответствующей изменяющимся современным экономическим процессам, способной самостоятельно и творчески принимать экономические решения. Главное, что отличает экономически воспитанного человека - он совершает грамотные и рациональные экономические поступки, результат которых оказывает положительно воздействие на отношения с другими участниками рыночного взаимодействия и экономические процессы в целом. В то время как недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности, негативности к выбору профессий в соответствии с собственными интересами, способностями, потребностями.
Таким образом, мы понимаем необходимость и важность целенаправленного процесса экономического воспитания, который позволит нам погрузить подростков в увлекательный мир экономики и дать возможность погрузиться в экономические процессы и посмотреть на них с другой стороны.
Огромный вклад в исследование теоретических проблем экономического воспитания внесли исследователи экономического воспитания у младших школьников Бодо Ш. [4] и Володина М.Б. [9], Главатских Г.В. [10] исследовал проблемы экономического воспитания в школе , экономическую социализацию исследовали Журавлев А.Л. [17], Капитонова Н.В. [20] и Кийосаки Р. [21], об изучении игрового метода как средства экономического воспитания написала Москалева Н.Н. [36], а экономическое воспитание в 21 веке и экономическое мышление раскрыты в работах Попова Н.Е. [38], Хейне П. [56], Боуттке П. [56] и Причитко Д. [56].
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме формирования экономического воспитания у подростков, определил противоречие между объективной потребностью общества в развитии и формировании экономической воспитанности у подростков и недостаточной теоретической разработанностью содержания, форм и методов экономического воспитания в условиях школьного образования.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: Каковы содержание, формы, методы экономического воспитания у подростков, обучающихся в общеобразовательной школе?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследования: "Экономическое воспитание подростков".
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное экономическое воспитание подростков.
Объект исследования: процесс экономического воспитания подростков.
Предмет исследования: содержание, формы, методы, экономического воспитания подростков.
Гипотеза исследования: процесс экономического воспитания подростков в общеобразовательной школе будет эффективным, если:
- опираться на сущностные характеристики экономического воспитания;
- учитывать возрастные особенности подростков в процессе экономического воспитания;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс специальную программу, содействующую эффективному формированию у подростков экономической воспитанности, включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
2. Определить особенности экономического воспитания в подростковом возрасте.
3. Раскрыть формы и методы формирования экономической воспитанности у подростков.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной программы экономического воспитания "Воспитанность в экономической среде"с подростками.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали труды отечественных и зарубежных исследователей о предмете экономики (Голуб Л.А.[11], Демина И.Н. [13], Журавлев А.Л. [17], Смоленцова А.А. [52]), теоретические исследования, отражающие формирование психологических новообразований в личности подростка (Попова Н.Е. [38] ) по проблеме формирования экономической воспитанности ( Володина М.Б. [9], Главатских К.В. [10], Голубева Е.В. [12], Журавлев А.Л. [17], Лихачев Б.Т. [30]).
В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: анализ научной психолого-педагогической, методической и экономической литературы по теме исследования, синтез, обобщение, метод описания, сравнение;
- эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, тестирование;
- методы обработка данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №91 Республики Татарстан, г. Казань с 8 февраля 2019г. до 8 июня 2019г. В эксперименте приняли участие 27 учеников 8 "Б" класса.
литературе по проблеме формирования экономической воспитанности у подростков; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы, методы педагогического взаимодействия с подростками с целью формирования экономической воспитанности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы, методы экономического воспитания подростков, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе "Воспитанность в экономической среде": словесные (рассказ, беседа, метод синектики, метод многомерных матриц, метод ключевых вопросов, метод инверсии), практические (игровые технологии, тренинг, упражнения, экономические задачи, самостоятельная работа, творческая работа, ролевые игры, исследовательские проекты, кейсметод), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций, видеофрагменты).
Практическая значимость проведенного исследования
заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе учителей, педагогов по организации процесса экономического воспитания подростков, по подбору эффективных форм и методов для ее развития.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, выводов по главам, заключения, библиографии и приложений.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием методов и форм воспитания, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической и статистической обработкой результатов экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями структурных компонентов экономической воспитанности подростков; подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования.
Материалы исследования прошли апробацию на конференции:
1. Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2019, секция "Образование".
Результаты исследования нашли отражение в следующих принятых публикациях автора:
Ахметшина А.И. Актуальность экономического воспитания подростков / А.Р. Дроздикова-Зарипова, Ахметшина А.И // сб. ст. участников Международной студенческой научной конференции "III Междисциплинарный научный форум", 2019
Ахметшина А.И. Особенности экономического воспитания подростков / / А.Р. Дроздикова-Зарипова, Ахметшина А.И // сб. ст. участников XVIII Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей образования, 2019
Ахметшина А.И. Пути повышения экономической воспитанности у подростков / А.Р. Дроздикова-Зарипова, А.И. Ахметшина // Вестник НЦБЖД № 6 (12), 2019
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать следующие выводы: экономическое воспитание необходимо подросткам для дальнейшего успешного развития в современной России. Без него становится невозможным понимание основ экономических процессов и операций, понимание рыночной экономики и умений правильно распоряжаться своим бюджетом. Изучив основы экономического воспитания подростки обретут такие качества как предприимчивость, рациональность, ответственность, станут активной личностью, которая будет стремиться к личному успеху и финансовому благополучию.
Благодаря внеурочной деятельности обеспечивается повторение учащимися и закрепление материала, который изучался на уроках "Обществознания", а также углубление данных знаний с помощью разнообразных форм и методов, в частности игровых технологий. Это позволит погрузиться в предмет и развивать творческую сторону ребят. Именно внеурочная деятельность, включающая в себя более разнообразные и увлекательные для подростков формы подачи информации, дает больше возможности для продуктивного развития экономической воспитанности.
Экономическое воспитание также способствует накоплению знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, налогового обложения. Все это пригодится подросткам в их взрослой жизни. Особое значение в экономическом образовании подростков приобретает специальное изучение общих вопросов экономического развития страны. В идеале каждый школьник должен приобрести навыки экономического мышления, личного экономического поведения. Поэтому в школе необходимо учить детей умению рационально решать вопросы о доходах и расходах, о семейном хозяйстве. Ребята должны знать суть экономических процессов в своей стране и в мире. Таким образом, нынешняя актуальность экономического образования подростков заключается в том, чтобы помочь им адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям жизни и в будущем удовлетворять возросшие требования, предъявляемые к личным качествам будущих кадров.
За основу исследования было взято определение В.А. Товстика, в котором говорится, что экономическое воспитание - «процесс целенаправленного, систематического воздействия на учащихся, включения их в различные виды экономической деятельности с целью формирования у них экономического мышления и поведения, умений и навыков, потребностей и интересов».
Компонентами экономической воспитанности мы выделили:
-когнитивный - формирование экономических знаний;
-мотивационный - формирование мотивации к экономической литературе и сфере финансов, дальнейшему изучению финансовой грамотности и саморазвитию;
-деятельностный - овладение системой знаний и умением использовать их в жизни.
Решая вторую задачу, мы определили особенности экономического воспитания подростков, к которым относим:
- важность использования игровых технологий, так как через погружение себя в игровой процесс, подростки в полном объеме изучат экономические процессы. А также игровые технологии служат мотивацией к изучению чего-либо нового;
- ориентация на интересы подростков, объяснение материала через интересуемые их области;
- так как многие подростки еще не знают, в какой из областей они хотят себя реализовать, то они любят узнавать и изучать истории успеха известных людей, большинство из которых так или иначе связано со сферой финансов;
- направленность на собственный бизнес, которая сильно развита именно среди подростков, многие из них задумываются о возможности создания бизнеса и работы на себя.
Мы отмечаем, что процесс развития экономической воспитанности у подростков должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве ребята этого возраста если и получают самостоятельно знания в данных областях через специальную литературу, то они не осознают в каких случаях могут применять данные знания, по причине их не классификации.
Решая третью задачу, мы изучили формы и методы формирования экономической воспитанности, наиболее подходящие данному возрасту.В нашей работе мы активно использовали игровые технологии, как наиболее успешную форму работы. Кроме данной формы работы, также успешными являются: рассказ, тренинг/практическое занятие, беседу,
упражнения/экономические задачи, метод иллюстраций, метод демонстраций, самостоятельную работу, творческую работу. Из современных методов, которые тоже можно использовать на уроках финансовой грамотности мы выделили: метод синектики, видео-фрагменты, ролевые игры, исследовательские проекты, метод многомерных матриц, кейс-метод, метод ключевых вопросов, метод инверсии.
На основе изученного материала мы разработали и апробировали программу «Воспитанность в экономической среде», которую в дальнейшем реализовали с учениками восьмого класса. Мы выяснили, что особенности внеурочной деятельности с целью развития экономической воспитанности подростков на сегодняшний день изучены недостаточно. А потому мы решили провести эксперимент с целью выявления эффективности методов и форм, прописанных в программе для развития экономической воспитанности подростков.
Решая четвертую задачу, в опытно-экспериментальной работе мы проверили эффективность разработанной программы развития экономической воспитанности подростков.
Как показал констатирующий эксперимент, в исследуемой нами группе все показатели экономической воспитанности преимущественно находятся на среднем уровне. Исследование, проведенное на констатирующем этапе, показало, что необходима целенаправленная работа по развитию экономической воспитанности.
В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что развитие экономической воспитанности будет осуществляться эффективно если учитывать возрастные особенности подростков и внедрить специальную программу, содействующую эффективному формированию у подростков экономической воспитанности, включающую разнообразные формы, методы и средства педагогического взаимодействия. Эти данные подтверждает проведенная нами математическая обработка полученных данных. Использование t- критерия Вилкоксона показало, что после проведения эксперимента существуют значимые различия по всем исследуемым показателям экономической воспитанности.
После проведения формирующего эксперимента по развитию экономической воспитанности мы получили результаты, по которым видно, что все три компонента экономической воспитанности повысились. Особенно мотивационный компонент, который говорит нам о том, что ребята готовы развиваться в финансовом плане в дальнейшем и данная тема нашла у них отклик.
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что целенаправленная программа "Воспитанность в экономической среде" в значительной степени способствует развитию экономической воспитанности у подростков.
Благодаря внеурочной деятельности обеспечивается повторение учащимися и закрепление материала, который изучался на уроках "Обществознания", а также углубление данных знаний с помощью разнообразных форм и методов, в частности игровых технологий. Это позволит погрузиться в предмет и развивать творческую сторону ребят. Именно внеурочная деятельность, включающая в себя более разнообразные и увлекательные для подростков формы подачи информации, дает больше возможности для продуктивного развития экономической воспитанности.
Экономическое воспитание также способствует накоплению знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, налогового обложения. Все это пригодится подросткам в их взрослой жизни. Особое значение в экономическом образовании подростков приобретает специальное изучение общих вопросов экономического развития страны. В идеале каждый школьник должен приобрести навыки экономического мышления, личного экономического поведения. Поэтому в школе необходимо учить детей умению рационально решать вопросы о доходах и расходах, о семейном хозяйстве. Ребята должны знать суть экономических процессов в своей стране и в мире. Таким образом, нынешняя актуальность экономического образования подростков заключается в том, чтобы помочь им адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям жизни и в будущем удовлетворять возросшие требования, предъявляемые к личным качествам будущих кадров.
За основу исследования было взято определение В.А. Товстика, в котором говорится, что экономическое воспитание - «процесс целенаправленного, систематического воздействия на учащихся, включения их в различные виды экономической деятельности с целью формирования у них экономического мышления и поведения, умений и навыков, потребностей и интересов».
Компонентами экономической воспитанности мы выделили:
-когнитивный - формирование экономических знаний;
-мотивационный - формирование мотивации к экономической литературе и сфере финансов, дальнейшему изучению финансовой грамотности и саморазвитию;
-деятельностный - овладение системой знаний и умением использовать их в жизни.
Решая вторую задачу, мы определили особенности экономического воспитания подростков, к которым относим:
- важность использования игровых технологий, так как через погружение себя в игровой процесс, подростки в полном объеме изучат экономические процессы. А также игровые технологии служат мотивацией к изучению чего-либо нового;
- ориентация на интересы подростков, объяснение материала через интересуемые их области;
- так как многие подростки еще не знают, в какой из областей они хотят себя реализовать, то они любят узнавать и изучать истории успеха известных людей, большинство из которых так или иначе связано со сферой финансов;
- направленность на собственный бизнес, которая сильно развита именно среди подростков, многие из них задумываются о возможности создания бизнеса и работы на себя.
Мы отмечаем, что процесс развития экономической воспитанности у подростков должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве ребята этого возраста если и получают самостоятельно знания в данных областях через специальную литературу, то они не осознают в каких случаях могут применять данные знания, по причине их не классификации.
Решая третью задачу, мы изучили формы и методы формирования экономической воспитанности, наиболее подходящие данному возрасту.В нашей работе мы активно использовали игровые технологии, как наиболее успешную форму работы. Кроме данной формы работы, также успешными являются: рассказ, тренинг/практическое занятие, беседу,
упражнения/экономические задачи, метод иллюстраций, метод демонстраций, самостоятельную работу, творческую работу. Из современных методов, которые тоже можно использовать на уроках финансовой грамотности мы выделили: метод синектики, видео-фрагменты, ролевые игры, исследовательские проекты, метод многомерных матриц, кейс-метод, метод ключевых вопросов, метод инверсии.
На основе изученного материала мы разработали и апробировали программу «Воспитанность в экономической среде», которую в дальнейшем реализовали с учениками восьмого класса. Мы выяснили, что особенности внеурочной деятельности с целью развития экономической воспитанности подростков на сегодняшний день изучены недостаточно. А потому мы решили провести эксперимент с целью выявления эффективности методов и форм, прописанных в программе для развития экономической воспитанности подростков.
Решая четвертую задачу, в опытно-экспериментальной работе мы проверили эффективность разработанной программы развития экономической воспитанности подростков.
Как показал констатирующий эксперимент, в исследуемой нами группе все показатели экономической воспитанности преимущественно находятся на среднем уровне. Исследование, проведенное на констатирующем этапе, показало, что необходима целенаправленная работа по развитию экономической воспитанности.
В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что развитие экономической воспитанности будет осуществляться эффективно если учитывать возрастные особенности подростков и внедрить специальную программу, содействующую эффективному формированию у подростков экономической воспитанности, включающую разнообразные формы, методы и средства педагогического взаимодействия. Эти данные подтверждает проведенная нами математическая обработка полученных данных. Использование t- критерия Вилкоксона показало, что после проведения эксперимента существуют значимые различия по всем исследуемым показателям экономической воспитанности.
После проведения формирующего эксперимента по развитию экономической воспитанности мы получили результаты, по которым видно, что все три компонента экономической воспитанности повысились. Особенно мотивационный компонент, который говорит нам о том, что ребята готовы развиваться в финансовом плане в дальнейшем и данная тема нашла у них отклик.
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что целенаправленная программа "Воспитанность в экономической среде" в значительной степени способствует развитию экономической воспитанности у подростков.
Подобные работы
- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАССА)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПРОЕКТ «ПОСТ№1» КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ КИНЕМАТОГРАФА В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ В 20-30-Е ГГ. XX В. В РСФСР
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ КУРСА «СТИЛИСТИКА» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2018 - КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕХАНИЗМ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ ДЕТСКИХ КЛУБОВ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ В 20-30 ГГ. XX В. В РСФСР
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Воспитание гражданственности подростков в современной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами декоративно-прикладного искусства (на примере аппликации из фетра)
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016



