Общественная аккредитация и профессионально общественная аккредитация образовательных организаций
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие качества образования и виды его оценки 7
1.2. Аккредитация образования как один из трех видов оценки качества
образования 19
ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ В США 25
2.1. Понятие, цели и основные функции аккредитации 25
2.2. Организация и проведение общественной аккредитации 32
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 41
3.1. Правовые и организационные основы общественной и профессионально-общественной аккредитации 41
3.2. Процедура проведения общественной аккредитации профессиональных
образовательных программ 52
3.3. Процедура проведения общественной и профессионально-общественной
аккредитации профессиональных образовательных программ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие качества образования и виды его оценки 7
1.2. Аккредитация образования как один из трех видов оценки качества
образования 19
ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ В США 25
2.1. Понятие, цели и основные функции аккредитации 25
2.2. Организация и проведение общественной аккредитации 32
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 41
3.1. Правовые и организационные основы общественной и профессионально-общественной аккредитации 41
3.2. Процедура проведения общественной аккредитации профессиональных
образовательных программ 52
3.3. Процедура проведения общественной и профессионально-общественной
аккредитации профессиональных образовательных программ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Актуальность исследования. Образовательные организации на сегодняшний день имеют большую самостоятельность и свободу в собственной деятельности. Сегодня можно наблюдать большое наличие разных типов и форм образовательных организаций, отличающихся по качеству реализации и по видам образовательных программ. Благодаря аккредитации образовательная организация может официально получить государственный статус, получить соответствующую категорию, вид и тип. Исходя из этого, аккредитация считается способом для защиты участников процесса образования от образовательных недобросовестных организаций, которые не на должном уровне осуществляют образовательные услуги.
За последние десять лет аккредитация образовательных организаций сложилась как социальное явление и система, требующие в настоящее время глубокого научного изучения.
Отсутствие процедуры аккредитации в российской образовательной системе и факт инициирования отдельных составных элементов технологии из практики аккредитации образовательных систем Запада порождает потребность в анализе и глубокой оценке зарубежного опыта.
Таким образом, актуальность сопоставительного и сравнительного исследования российского и зарубежного опыта гарантии и оценки качества образования обусловлены следующими фактами:
1) существует потребность в интеграции систем образования со стороны Балтии и СНГ;
2) необходимость реализации положение Болонской декларации по «разработке сопоставимых методологий и критериев оценки» со стороны РФ;
3) наблюдается отсутствие такого рода исследования в научных исследованиях.
Степень разработанности темы исследования. Исследованием профессионально-общественной аккредитации в образовательной системе занимались такие ученые, как И.В. Артемовой, М.М. Бутаковой, Е.А. Вдовиной, С.А. Вдовиной и других ученых.
В работах А.П. Лобанова, О.Г. Сафиной, О.Н. Ткачевой, Н.В. Машковой, Т.В. Матвеевой рассмотрены подходы к модернизации в системе образования.
Исследованием особенностей системы образования в США занимались такие ученые, как В.С. Сенашенко, Т.Б. Медникова и другие научные исследователи.
Особенности управления качеством образования в Российской Федерации рассмотрены в научных трудах Л.Л. Пилиевой, В.Н. Пугача, Ю.Б. Рубина и других ученых.
Объект исследования - процедура общественной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Предмет исследования - система образования в РФ.
Цель исследования - провести анализ особенностей общественной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в Российской Федерации.
Гипотеза исследования: система аккредитации в РФ способствует качественным изменениям в образовательной системе.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования требуется решить следующие исследовательские задачи:
1. Изучить теоретические основы оценки качества образования;
2. Рассмотреть институт общественной аккредитации в США;
3. Представить характеристику общественной аккредитации в Российской Федерации.
Новизна исследования: в исследовании обобщен зарубежный опыт общественной аккредитации и представлена процедура проведения профессионально-общественной и общественной аккредитации в РФ.
Теоретико-методологической основой исследования стали работы российских авторов по проблеме исследования. В частности, Е.И. Варченко, И.В. Ширяева, В.В. Колесникова, В.Н. Гончарова, А.А. Перевалова, Т.Д. Поплаухина и другие исследователи.
В настоящем исследовании применялись следующие методы исследования:
1. теоретические методы (анализ литературы по проблеме исследования, ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ);
2. экспертные методы (обобщение независимых характеристик, экспертные оценки).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении определена актуальность, степень изученности темы исследования, объект и предмет исследования, гипотеза и цель исследования, задачи исследования.
В первой главе изучены теоретические основы оценки качества образования.
В частности, представлено понятие качества образования и виды его оценки; рассмотрена аккредитация образования как один из трех видов оценки качества образования.
Во второй главе рассмотрен институт общественной аккредитации в США.
В частности, рассмотрены понятие, цели и основные функции аккредитации; рассмотрены особенности организации и проведения общественной аккредитации.
В третьей главе представлена характеристика общественной аккредитации в Российской Федерации.
В частности, изучены правовые и организационные основы общественной и профессионально-общественной аккредитации; изучена процедура проведения общественной аккредитации профессиональных образовательных программ.
А также рассмотрена процедура проведения общественной и профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ.
В заключении приведены краткие выводы по теме исследования.
За последние десять лет аккредитация образовательных организаций сложилась как социальное явление и система, требующие в настоящее время глубокого научного изучения.
Отсутствие процедуры аккредитации в российской образовательной системе и факт инициирования отдельных составных элементов технологии из практики аккредитации образовательных систем Запада порождает потребность в анализе и глубокой оценке зарубежного опыта.
Таким образом, актуальность сопоставительного и сравнительного исследования российского и зарубежного опыта гарантии и оценки качества образования обусловлены следующими фактами:
1) существует потребность в интеграции систем образования со стороны Балтии и СНГ;
2) необходимость реализации положение Болонской декларации по «разработке сопоставимых методологий и критериев оценки» со стороны РФ;
3) наблюдается отсутствие такого рода исследования в научных исследованиях.
Степень разработанности темы исследования. Исследованием профессионально-общественной аккредитации в образовательной системе занимались такие ученые, как И.В. Артемовой, М.М. Бутаковой, Е.А. Вдовиной, С.А. Вдовиной и других ученых.
В работах А.П. Лобанова, О.Г. Сафиной, О.Н. Ткачевой, Н.В. Машковой, Т.В. Матвеевой рассмотрены подходы к модернизации в системе образования.
Исследованием особенностей системы образования в США занимались такие ученые, как В.С. Сенашенко, Т.Б. Медникова и другие научные исследователи.
Особенности управления качеством образования в Российской Федерации рассмотрены в научных трудах Л.Л. Пилиевой, В.Н. Пугача, Ю.Б. Рубина и других ученых.
Объект исследования - процедура общественной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Предмет исследования - система образования в РФ.
Цель исследования - провести анализ особенностей общественной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в Российской Федерации.
Гипотеза исследования: система аккредитации в РФ способствует качественным изменениям в образовательной системе.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования требуется решить следующие исследовательские задачи:
1. Изучить теоретические основы оценки качества образования;
2. Рассмотреть институт общественной аккредитации в США;
3. Представить характеристику общественной аккредитации в Российской Федерации.
Новизна исследования: в исследовании обобщен зарубежный опыт общественной аккредитации и представлена процедура проведения профессионально-общественной и общественной аккредитации в РФ.
Теоретико-методологической основой исследования стали работы российских авторов по проблеме исследования. В частности, Е.И. Варченко, И.В. Ширяева, В.В. Колесникова, В.Н. Гончарова, А.А. Перевалова, Т.Д. Поплаухина и другие исследователи.
В настоящем исследовании применялись следующие методы исследования:
1. теоретические методы (анализ литературы по проблеме исследования, ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ);
2. экспертные методы (обобщение независимых характеристик, экспертные оценки).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении определена актуальность, степень изученности темы исследования, объект и предмет исследования, гипотеза и цель исследования, задачи исследования.
В первой главе изучены теоретические основы оценки качества образования.
В частности, представлено понятие качества образования и виды его оценки; рассмотрена аккредитация образования как один из трех видов оценки качества образования.
Во второй главе рассмотрен институт общественной аккредитации в США.
В частности, рассмотрены понятие, цели и основные функции аккредитации; рассмотрены особенности организации и проведения общественной аккредитации.
В третьей главе представлена характеристика общественной аккредитации в Российской Федерации.
В частности, изучены правовые и организационные основы общественной и профессионально-общественной аккредитации; изучена процедура проведения общественной аккредитации профессиональных образовательных программ.
А также рассмотрена процедура проведения общественной и профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ.
В заключении приведены краткие выводы по теме исследования.
В современных условиях развития образования качество выступает основной его целью. Целью реформирования образовательной системы считается качество образования, которое является в современном обществе основным вопросом.
Качество образования является иерархической системой, которая включает в себя качество условий, качество функционирования, качество результатов. Вершиной такой иерархической системы выступает качество результата, потому что оно обусловливается качеством условий и качеством процесса.
Под качеством образования следует понимать категорию педагогического, экономического и социального характера. В методологическом плане под термином «качество образования» следует понимать характеристику результата и процесса образования. В результате чего, данный термин можно назвать сложным образованием с учетом соответствующих характеристик субъективного и объективного характера.
В современном мире понятие качества образования, совместно с обеспечением эффективного использования ресурсов и его доступности, считается основной образовательной политики государства. Образование в качестве социальной сферы находится в зависимости от социума, состояния образовательного пространства, а также политико-экономических условий в государстве. В результате чего качество образования связано с качеством жизни населения, такая составляющая индекса развития человека на современном его этапе развития как качество и уровень образования являются главным моментом развития общества.
Систему оценки качества образования можно условно разделить на оценку функционирования и оценку развития образовательной организации. В системе оценке качества развития предполагается оценка инноваций, которые определяют стандарты качества образования. При оценке качества функционирования предполагается оценка обеспечения качества, которая поддерживает качество образования на допустимом уровне установленных норм и стандартов.
В сущностную характеристику качества процесса образования включены и иные составляющие, которые оказывают воздействие на результативность протекания данного процесса. Среди таких компонентов можно выделить: качество обучающихся; качественный состав преподавателей; технология образовательного процесса; материально-техническая и учебно-методическая обеспеченность процесса образования; менеджмент образовательного процесса; содержание программ образования.
Оценка качества высшего профессионального образования может быть проведена с помощью следующих инструментов: оценка; аккредитация; аудит.
Аккредитация в образовательном учреждении - это система гарантии его качества. Аккредитация по терминологическому определению современных ученых представляет собой процесс внешней оценки качества образования, в процессе которой осуществляется анализ образовательных программ и самого ВУЗа. В основу данной процедуры заложен минимальный набор стандартов, под которыми следует понимать описание требований к содержанию образовательной деятельности. Критерием оценки при этом считается минимально допустимое значение показателя, которое рассчитано на основе статистических данных.
Аккредитация и обеспечение качества считаются основным инструментов и механизмом для регулирования процесса образования в ВО.
Аккредитация представляет собой форму обеспечения качества, результатом которой считается формальное решение, которые дает признание качества подготовки специалистов в согласовании с существующими стандартами, а также возможность изменения государственного статуса.
При осуществлении государственной аккредитации в образовательном учреждении осуществляется экспертиза следующих разновидностей:
1. Экспертиза показателей деятельности образовательной организации, которая нужна для определения вида и типа образовательной организации;
2. Экспертиза соответствия качества и содержания подготовки выпускников и обучающихся государственным образовательным стандартам и требованиям.
К основным показателям деятельности для определения
государственного статуса образовательной организации по виду следует относить:
1. Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ;
2. Реализация дополнительных образовательных профессиональных программ, исполнение прикладных или (и) фундаментальных научных исследований;
3. Реализация основных образовательных профессиональных
программ послевузовского образования;
4. Реализация основных образовательных профессиональных
программ высшего профессионального образования.
В США получаемые академические степени разного уровня (бакалавр, доктор и мастер наук) весьма близки по определенным требованиям (продолжительность, объем знаний и пр.) к требованиям в РФ. Но в нашей стране такие требования имеют более упорядоченный, детализированный и регламентированный вид.
В свою очередь, следует подчеркнуть, что третий уровень образования в нашей стране направлен на получение навыков научной работы у студентов, а не на продолжение образования в его традиционном виде. Исходя из этого, отсутствует необходимость изменения существующей системы подготовки специалистов в сторону снижения доли научной подготовки для того, чтобы «подогнать» ее под зарубежные страны. Наблюдается дискуссионность данного вопроса, так как в современной образовательной среде встречаются предложения о модернизации системы подготовки специалистов. К примеру, если при поступлении в аспирантуру ранее, на практическую работу давалось два года, то сегодня этот этап пытаются компенсировать за счет магистерской работы. В странах Запада, в свою очередь, развивается институт, компенсирующий недостаточное развитие компетенций в рамках третей образовательной ступени.
Основой аккредитационных требований в США считается наличие в высших учебных заведениях хорошо документированной и действенной системы управления качеством образования.
В США наиболее авторитетной общественной организацией, которая занимается аккредитованием образовательных программ, является ABET - Accreditation Board for Engineering and Technology. Данная общественная организация является федерацией 28 технических обществ и профессиональных инженерных обществ. С помощью ABET были аккредитованы более 700 технологических образовательных программ ВО в США и более 1500 инженерных программ ВО. Данная общественная программа работает и за пределами США, где она оценивает соответствие программ зарубежных ВУЗов американским аналогам с помощью substantial equivalence evaluation. В настоящее время ABET признала более 70 программ университетов Мексики, Сингапура, Турции, Голландии, Германии и иных стран.
К основным критериям «Критерии-2000» в США при проведении аккредитации относятся студенты, образовательные цели программы, основные задачи программы и оценка их исполнения, профессиональная подготовка, преподавательский состав, материальная база, поддержка со стороны ВУЗа и финансовые ресурсы, специальные требования к программе.
В современных условиях в системе управления системой образования сформирован результативный механизм контроля, который направлен на соблюдение социальных и общественных интересов поддержания высокого уровня качества образования и отражает приоритеты профессионального общества. Правовая модель профессионально-общественной аккредитации позволяет признать за профессионально-общественной аккредитацией, будущее в системе гарантий качества системы образования в качестве альтернативы государственной аккредитации.
Для проведения общественной аккредитации обязательным условием считается: представление в аккредитационную организацию соответствующего заявления; наличие специального образования и практического стажа от 5 лет (для отдельных специалистов); наличие регистрационных документов, которые подтверждают характер и право выполняемых услуг (для консультационных и научных организаций).
Общественная и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, дополнительных профессиональных программ, а также основных программ профессионального обучения, совместно с иными механизмами участия современного общества в определении структуры и содержания образования, формировании основных компетенций у обучающихся в согласовании с потребностями бизнеса и экономики, считается эффективным механизмом обратной связи с рынком труда для целей верификации и определения результатов и образовательных целей программы.
Повышается значимость результатов общественной и профессионально-общественной аккредитации, в частности, для принятия управленческих решений в соответствующей области и обеспечения качества образования. Механизмы общественной и профессионально-общественной аккредитации становятся со стороны профессионального и образовательного сообщества более востребованными. Совместно с этим, существующая практика организационных и правовых механизмов общественной и профессионально-общественной аккредитации свидетельствует об отсутствии единства в понимании «профессионально-общественной аккредитации», а еще несоразмерности значимости ее результатов в современных тенденциях развития надзорной и контрольной деятельности в РФ.
Работодатели и их объединения, прежде всего, заинтересованы в осуществлении профессионально-общественной аккредитации в силу возможности воплощения механизма имплементации требований работодателей в содержании образования, определенных финансовых выгод. Однако, еще одной заинтересованностью указанных лиц выступает возможность формирования кадрового целевого резерва из выпускников образовательных аккредитованных учреждений. Организации, которые занимаются профессионально-общественной аккредитацией, должны быть заинтересованы в специалистах, которые получили профессиональный уровень образования, уровень соответствующей подготовки, признание качества, соответствующие рыночным требованиям. Таким образом, такие организации получают кадровый ресурс, который сформирован под индивидуальные запросы и обладает нужными компетенциями, предоставляющими возможность им уметь конкурировать, быть востребованными и самосовершенствоваться на рынке труда.
После подачи заявления и основных документов для проведения общественной аккредитации экспертной комиссией проверяется соответствие представленных сведений и выносится решение об аккредитации.
Организация, занимающаяся деятельностью в сфере образования, чтобы провели процедуру профессионально-общественной аккредитации, должна подать заявку по форме, которая размещена на сайте аккредитатора, либо на сайте уполномоченной организации.
Образовательная организация в форме заявки перечисляет программы образования, которые заявлены к профессионально-общественной аккредитации с указанием следующих данных: профессиональный стандарт, на который программа образования сориентирована; уровень профессионального образования; вид образование (дополнительное образование, профессиональное обучение, профессиональное образование).
Решение об отказе в аккредитации или о профессионально-общественной аккредитации, а также условиях и сроках аккредитации программ образования принимается аккредитационным советом организации на основе составленных экспертных отчетов.
Таким образом, в результате исследования был получен вывод, что система аккредитации в РФ способствует качественным изменениям в образовательной системе.
Качество образования является иерархической системой, которая включает в себя качество условий, качество функционирования, качество результатов. Вершиной такой иерархической системы выступает качество результата, потому что оно обусловливается качеством условий и качеством процесса.
Под качеством образования следует понимать категорию педагогического, экономического и социального характера. В методологическом плане под термином «качество образования» следует понимать характеристику результата и процесса образования. В результате чего, данный термин можно назвать сложным образованием с учетом соответствующих характеристик субъективного и объективного характера.
В современном мире понятие качества образования, совместно с обеспечением эффективного использования ресурсов и его доступности, считается основной образовательной политики государства. Образование в качестве социальной сферы находится в зависимости от социума, состояния образовательного пространства, а также политико-экономических условий в государстве. В результате чего качество образования связано с качеством жизни населения, такая составляющая индекса развития человека на современном его этапе развития как качество и уровень образования являются главным моментом развития общества.
Систему оценки качества образования можно условно разделить на оценку функционирования и оценку развития образовательной организации. В системе оценке качества развития предполагается оценка инноваций, которые определяют стандарты качества образования. При оценке качества функционирования предполагается оценка обеспечения качества, которая поддерживает качество образования на допустимом уровне установленных норм и стандартов.
В сущностную характеристику качества процесса образования включены и иные составляющие, которые оказывают воздействие на результативность протекания данного процесса. Среди таких компонентов можно выделить: качество обучающихся; качественный состав преподавателей; технология образовательного процесса; материально-техническая и учебно-методическая обеспеченность процесса образования; менеджмент образовательного процесса; содержание программ образования.
Оценка качества высшего профессионального образования может быть проведена с помощью следующих инструментов: оценка; аккредитация; аудит.
Аккредитация в образовательном учреждении - это система гарантии его качества. Аккредитация по терминологическому определению современных ученых представляет собой процесс внешней оценки качества образования, в процессе которой осуществляется анализ образовательных программ и самого ВУЗа. В основу данной процедуры заложен минимальный набор стандартов, под которыми следует понимать описание требований к содержанию образовательной деятельности. Критерием оценки при этом считается минимально допустимое значение показателя, которое рассчитано на основе статистических данных.
Аккредитация и обеспечение качества считаются основным инструментов и механизмом для регулирования процесса образования в ВО.
Аккредитация представляет собой форму обеспечения качества, результатом которой считается формальное решение, которые дает признание качества подготовки специалистов в согласовании с существующими стандартами, а также возможность изменения государственного статуса.
При осуществлении государственной аккредитации в образовательном учреждении осуществляется экспертиза следующих разновидностей:
1. Экспертиза показателей деятельности образовательной организации, которая нужна для определения вида и типа образовательной организации;
2. Экспертиза соответствия качества и содержания подготовки выпускников и обучающихся государственным образовательным стандартам и требованиям.
К основным показателям деятельности для определения
государственного статуса образовательной организации по виду следует относить:
1. Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ;
2. Реализация дополнительных образовательных профессиональных программ, исполнение прикладных или (и) фундаментальных научных исследований;
3. Реализация основных образовательных профессиональных
программ послевузовского образования;
4. Реализация основных образовательных профессиональных
программ высшего профессионального образования.
В США получаемые академические степени разного уровня (бакалавр, доктор и мастер наук) весьма близки по определенным требованиям (продолжительность, объем знаний и пр.) к требованиям в РФ. Но в нашей стране такие требования имеют более упорядоченный, детализированный и регламентированный вид.
В свою очередь, следует подчеркнуть, что третий уровень образования в нашей стране направлен на получение навыков научной работы у студентов, а не на продолжение образования в его традиционном виде. Исходя из этого, отсутствует необходимость изменения существующей системы подготовки специалистов в сторону снижения доли научной подготовки для того, чтобы «подогнать» ее под зарубежные страны. Наблюдается дискуссионность данного вопроса, так как в современной образовательной среде встречаются предложения о модернизации системы подготовки специалистов. К примеру, если при поступлении в аспирантуру ранее, на практическую работу давалось два года, то сегодня этот этап пытаются компенсировать за счет магистерской работы. В странах Запада, в свою очередь, развивается институт, компенсирующий недостаточное развитие компетенций в рамках третей образовательной ступени.
Основой аккредитационных требований в США считается наличие в высших учебных заведениях хорошо документированной и действенной системы управления качеством образования.
В США наиболее авторитетной общественной организацией, которая занимается аккредитованием образовательных программ, является ABET - Accreditation Board for Engineering and Technology. Данная общественная организация является федерацией 28 технических обществ и профессиональных инженерных обществ. С помощью ABET были аккредитованы более 700 технологических образовательных программ ВО в США и более 1500 инженерных программ ВО. Данная общественная программа работает и за пределами США, где она оценивает соответствие программ зарубежных ВУЗов американским аналогам с помощью substantial equivalence evaluation. В настоящее время ABET признала более 70 программ университетов Мексики, Сингапура, Турции, Голландии, Германии и иных стран.
К основным критериям «Критерии-2000» в США при проведении аккредитации относятся студенты, образовательные цели программы, основные задачи программы и оценка их исполнения, профессиональная подготовка, преподавательский состав, материальная база, поддержка со стороны ВУЗа и финансовые ресурсы, специальные требования к программе.
В современных условиях в системе управления системой образования сформирован результативный механизм контроля, который направлен на соблюдение социальных и общественных интересов поддержания высокого уровня качества образования и отражает приоритеты профессионального общества. Правовая модель профессионально-общественной аккредитации позволяет признать за профессионально-общественной аккредитацией, будущее в системе гарантий качества системы образования в качестве альтернативы государственной аккредитации.
Для проведения общественной аккредитации обязательным условием считается: представление в аккредитационную организацию соответствующего заявления; наличие специального образования и практического стажа от 5 лет (для отдельных специалистов); наличие регистрационных документов, которые подтверждают характер и право выполняемых услуг (для консультационных и научных организаций).
Общественная и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, дополнительных профессиональных программ, а также основных программ профессионального обучения, совместно с иными механизмами участия современного общества в определении структуры и содержания образования, формировании основных компетенций у обучающихся в согласовании с потребностями бизнеса и экономики, считается эффективным механизмом обратной связи с рынком труда для целей верификации и определения результатов и образовательных целей программы.
Повышается значимость результатов общественной и профессионально-общественной аккредитации, в частности, для принятия управленческих решений в соответствующей области и обеспечения качества образования. Механизмы общественной и профессионально-общественной аккредитации становятся со стороны профессионального и образовательного сообщества более востребованными. Совместно с этим, существующая практика организационных и правовых механизмов общественной и профессионально-общественной аккредитации свидетельствует об отсутствии единства в понимании «профессионально-общественной аккредитации», а еще несоразмерности значимости ее результатов в современных тенденциях развития надзорной и контрольной деятельности в РФ.
Работодатели и их объединения, прежде всего, заинтересованы в осуществлении профессионально-общественной аккредитации в силу возможности воплощения механизма имплементации требований работодателей в содержании образования, определенных финансовых выгод. Однако, еще одной заинтересованностью указанных лиц выступает возможность формирования кадрового целевого резерва из выпускников образовательных аккредитованных учреждений. Организации, которые занимаются профессионально-общественной аккредитацией, должны быть заинтересованы в специалистах, которые получили профессиональный уровень образования, уровень соответствующей подготовки, признание качества, соответствующие рыночным требованиям. Таким образом, такие организации получают кадровый ресурс, который сформирован под индивидуальные запросы и обладает нужными компетенциями, предоставляющими возможность им уметь конкурировать, быть востребованными и самосовершенствоваться на рынке труда.
После подачи заявления и основных документов для проведения общественной аккредитации экспертной комиссией проверяется соответствие представленных сведений и выносится решение об аккредитации.
Организация, занимающаяся деятельностью в сфере образования, чтобы провели процедуру профессионально-общественной аккредитации, должна подать заявку по форме, которая размещена на сайте аккредитатора, либо на сайте уполномоченной организации.
Образовательная организация в форме заявки перечисляет программы образования, которые заявлены к профессионально-общественной аккредитации с указанием следующих данных: профессиональный стандарт, на который программа образования сориентирована; уровень профессионального образования; вид образование (дополнительное образование, профессиональное обучение, профессиональное образование).
Решение об отказе в аккредитации или о профессионально-общественной аккредитации, а также условиях и сроках аккредитации программ образования принимается аккредитационным советом организации на основе составленных экспертных отчетов.
Таким образом, в результате исследования был получен вывод, что система аккредитации в РФ способствует качественным изменениям в образовательной системе.
Подобные работы
- Организация профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в электроэнергетике
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7990 р. Год сдачи: 2015 - Теоретико-методологические особенности организации профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в электроэнергетике
Магистерская диссертация, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 8685 р. Год сдачи: 2015 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование системы оплаты труда в условиях внедрения профессиональных стандартов
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Влияние существующих механизмов системы оценки управленческой деятельности руководителей общеобразовательных школ на развитие организаций
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7700 р. Год сдачи: 2014 - Методика изучения темы "Современные нетрадиционные религиозные учения в России как отражение постинформационной эпохи" в общественно-научных предметах
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Координация взаимодействия участников семейной формы образования при организации промежуточной аттестации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



