ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Правовое содержание института публичных мероприятий в
США и Великобритании на современном этапе
1.1. Понятие, признаки и виды публичных мероприятий 5
1.2. Особенности работы института публичных мероприятий в США и
Великобритании 11
ГЛАВА 2 Конституционно-правовое регулирование института публичных мероприятий США и Великобритании
2.1. Изучение законодательства, регулирующего участие и организацию
публичных мероприятий в США и Великобритании 21
2.2. Анализ специального законодательства, направленного на пресечение
несанкционированных публичных мероприятий 34
ГЛАВА 3 Общественно-политическая роль публичных мероприятий в становлении гражданского общества
3.1. Влияние публичных мероприятий на становление гражданского
общества 45
3.2. Анализ статистики состоявшихся публичных мероприятий в США и
Великобритании 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. События, происходящие в последнее время в США и Великобритании, порожденные высокой активностью граждан и желанием участия в политической и социальной жизни государства, отражаются на количестве публичных мероприятий, их характере и предмете обсуждения. Так, в рассматриваемых странах, под влиянием социально активных групп граждан, выявлены этапы радикально меняющейся политической системы. Нередко возникают ситуации, когда социально-экономические требования протестующих перерастают в политические. Это побуждает иначе взглянуть на природу института публичных мероприятий, подразумевающего под собой массовое протестное поведение населения.
Понятие «Институт публичных мероприятий», которое используется в настоящей работе, подразумевает объединение всех форм публичных мероприятий, а так же является «средством связи» в отношениях граждан и государства. Количество публичных мероприятий учащается и влечет за собой реформирование законодательства, регулирующего данную отрасль.
Принятие Конституции США и Петиции о праве Великобритании второй половины XVII - начала XVIII века повлияло на зарождение института публичных мероприятий. Как только право граждан на проведение мирных собраний, участие в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, было закреплено законодательно, это стало одним из важнейших и неотъемлемых частей правового статуса личности. При этом, реформы исследуемого института не завершились на этапе закрепления основ права участия в публичных мероприятиях в статьях конституций и петиций, что подтверждает факт активного нормативно-правового развития в области рассматриваемых правоотношений.
Создание законодательства, регулирующего организацию и проведение массовых мероприятий, спровоцировало образование региональных актов, повлекло возникновению механизма осуществления субъективного конституционного права, которое ранее не существовало в период развития института публичных мероприятий. При этом, такая тенденция развития нормативно-правовых актов указывает на «новизну» института публичных мероприятий и потребности в детальном исследовании данной сферы.
Особенного исследовательского внимания требует порядок реализации конституционного права граждан на участие в митингах, шествиях и демонстрациях, и форма реализации данного права, потому как принятие новых актов привело к переходу от разрешительно-запретительному к уведомительно-согласительному порядку проведения исследуемых мероприятий.
Все вышеперечисленные обстоятельства обуславливают актуальность, целесообразность и своевременность исследования данного вида правоотношений.
Объект исследования. Объектом являются правоотношения, которые возникают при осуществлении гражданами США и Великобритании конституционных прав на организацию и участие в публичных мероприятиях.
Предмет исследования. Предметом исследования выступают те нормативно-правовые акты, которые обуславливают начальные принципы институтов демократии, нормы конституционного законодательства США и петиции Великобритании, осуществляющие контроль за порядком подготовки и проведения публичных мероприятий на различных уровнях организации публичной власти. Так же, предметом выступают международно-правовые нормативные акты, которые вводят общемировые стандарты данной области.
Цель исследования. Это сравнительно-правовой научный анализ общественных отношений, которые возникают при осуществлении гражданами США и Великобритании своих конституционно закрепленных прав.
Задачи исследования. Для достижения этих целей, требуется решение следующих задач:
- объяснить понятие института публичных мероприятий, раскрыть сущность форм исследуемого института;
- исследовать этапы становления и развития института публичных мероприятий, взгляды ученых разного периода;
- определить место субъективного конституционного права граждан на участие и организацию массовых мероприятий в системе прав и свобод человека;
- дать анализ специфики использования гражданами своих прав;
- изучить особенности порядка организации и участия в публичных мероприятиях на территории исследуемых стран.
Источниковая база. В качестве теоретической основы в данной работе использовалось обобщение научного материала ученых-исследователей института публичных мероприятий США и Великобритании. Так же в работе использовался теоретический материал следующих отраслей права: теории государства и права, конституционного права, муниципального и международного права.
В качестве нормативной базы выступали правовые акты различных периодов начиная с XVIII века. Так же в работе были использованы конституционные акты и акты конституционно-правового значения. Это, например, Public Order Act 1986 года ( Именуемый как «Закон об охране общественного порядка» Великобритании) и другие.
Использование перечисленных нормативных актов обуславливается наличием сравнительно-правовой методологией и целями и задачами поставленными в работе.
Практическая значимость. Практическая значимость результатов исследования связана с возможностью дальнейшего использования полученных материалов в дополнении к источникам преподавания конституционного, муниципального, международного права и специальных курсов.
Реформа института публичных мероприятий США и Великобритании на различных этапах формирования повлекла за собой важное изменение порядка организации, проведения и участия в массовых мероприятиях, что привело к возникновению международного демократического соответствия.
Следствием этого стало формирование культуры протеста, которое требовало вмешательства государства. Все это вылилось в эволюцию законодательства, регулировавшего деятельность граждан по организации, проведения и участия в митингах, шествиях, демонстрациях и других мероприятиях, а также необходимости выявления места и роли института публичных мероприятий в развитии гражданского общества.
Первые нормативные акты, такие как «Combinations of Workmen Act» 1825 года, «The Conspiracy and Protection of Property Act» 1875 года и т.д., регулировали отношения, возникающие между гражданами и государством, и были характерны для правовой системы Великобритании.
Несомненно, развитие гражданского общества через формирование культуры протеста на данный момент еще не закончено. Эта проблема состоит в том, что в странах Европы на данный момент под влиянием процессов либерализации и политического плюрализма строится определенный стиль проведения массовых мероприятий, движение которых увеличивается в зависимости от политического цикла и отрицательных явлений в государстве, портящих авторитет власти.
Проблема эволюции, существовавшей на данный момент законодательной базы в сфере осуществления конституционного права граждан США и Великобритании на деятельность по организации, проведении и участию в массовых мероприятиях, является известной не только для исследовательского сообщества, но и для всех заинтересованных в жизни государства.
Определенным «толчком» к развитию культуры протеста у граждан стало не соблюдение административных, уголовно-процессуальных норм, повлекших за собой массовые беспорядки (к которым относятся: хулиганство, грабеж, оскорбления и т.д.).
Эти моменты позволяли проводить научно-теоретический анализ законодательства института публичных мероприятий США и Великобритании.
Что касается порядка организации публичных стран, то он носит либо разрешительно-запретительный характер ( например, в Великобритании), либо уведомительно-согласительный но с присутствием запретов. Все это происходит несмотря на довольно демократичный политический режим рассматриваемых стран.
Отказываясь от разрешительно-запретительного характера проведения публичных мероприятий, законодатель ужесточил меру ответственности, в случае нарушения правил организации, проведения и участия публичных мероприятий, что, по мнению исследователей, цепляет природу конституционных прав. Результатом ужесточения меры ответственности стал наплыв осуждения со стороны общественно-политических деятелей, которые утверждали, что политический режим усиливается и ограничиваются конституционные права граждан.
Важным является то, что большинство нормативных актов Европы не разграничивает публичные мероприятия по видам и объединяет их под одним названием «собрание».
Правовое государство закрепляет за гражданином определенную область свободы, область, за пределы которой не вмешивается государственная власть. Естественное стремление людей к объединению, к осуществлению совместной деятельности, все это влечет за собой признание свободы слова, право собраний и другие права.
Анализ опыта работы института публичных мероприятий и исследование правоотношений, возникающих при реализации гражданами США и Великобритании своих законодательно закрепленных прав, выявил целый ряд определенных недостатков изучаемой области правоотношений.
Все это указывает на недоизученность работы института и о необходимости дальнейшей работы над его совершенствованием, так как развитие данного института помогает гражданам ощутить себя источником власти в государстве. Это является показателем непосредственной демократии.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
/www.worldconstitutions.ru;
3. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г./ Справочно - правовая система «ПРАВО.т»;
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. -М.: КНОРУС, 2010 г.;
5. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.1966 г. / Справочно - правовая система «Консультант - плюс»;
6. Конституция США 1787 г. / www. worldconstitutions. ru;
7. Parliamentary Assembly. Recommendation 799 (1977) on the Political Rights of Aliens. Text adopted by the Assembly on 25 January 1977 (28 Odinary Session )
8. Постановление ЕСПЧ Ostin v United Kingdom, 2012. 55 EHRR / Свобода собраний в практике Европейского Суда по правам человека. - Воронеж: Артефакт, 2009
9. Combinations of Workmen Act 1825 (Великобритания)
10. The Conspiracy and Protection of Property Act 1875 (Великобритания)
11. The Public Order Act 1936 (Великобритания) http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Edw8and1 Geo6/ 1/6/ contents
12. The Public Order Act 1986 (Великобритания)
13. The Terrorism Act 2000 (Великобритания)
14. The Criminal Justice and Police Act 2001 (Великобритания)
15. The Anti Terrorism, Crime & Security Act 2001 (Великобритания)
16. The Criminal Justice Act 2003 (Великобритания)
17. The «Police, Public Order and Criminal Justice Act 2006 (Шотландия)
18. Закон «Об уголовном правосудии» 1980 г. (Шотландия)
19. Закон «О реформе полиции и социальной ответственности» 2011 г. (Великобритания)
20. Human Rights Act» 1998 Schedule 1. http: //www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/42/schedule/1 (Великобритания)
21. Бабай А.Н., Колташов А.И., Нарутто С.В. Права человека и гражданина. - Хабаровск, 2005
22. Гаглоев Д.В. Конституционно-правовое регулирование института публичных мероприятий в Российской Федерации и странах Европы на современном этапе: сравнительно-правовое исследование / Диссертация - М., 2015
23. Гоббс Т. Левиафан / Антология конституционных учений / Под общей ред. д. ю. н., проф. Червонюка В.И. -М.: Миттель-пресс, 2009
24. Дайси А. В. Основы государственного права Англии, гл. 7 «Право публичных собраний» -М., 1907
25. Даль Р. О демократии. -М.: Аспект Пресс, 2000
26. Дживелегов А. К. Права и обязанности граждан в правовом государстве. -М., 1906
27. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общей ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. -М.: НОРМА, 2003
28. Кант И. Метафизика нравов в двух частях. Учения о праве. См.: Антология конституционных учений. / Под общей ред. д.ю.н., проф. Червонюка В.И. -М.: Миттель-пресс, 2009
29. Кистяковский Б.А. Теория субъективных личных прав. Декларация прав человека и гражданина / Антология конституционных учений / Под общей ред. д.ю.н., проф. Червонюка В.И. -М.: ООО Миттель-Пресс, 2009
30. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / под общей ред. д.ю.н., проф., В.А. Туманова и д.ю.н., проф., Л.М. Энтина. -М.: НОРМА, 2002
31. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т.1. - М., 1993
32. Конституционное (государственное) право зарубежных стран:
Учебник. под ред. проф. Мишина А.А. / М.: «Юстицинформ», 2004
33. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов/ Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н. проф., Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. М. : НОРМА, 2005., С. 108
34. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
Учебник. -М.: БЕК, 1995
35. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2002
36. Котляревский С.А. Конституционное государство: опыт политикоморфологического обзора. -СПб., 1907
37. Лафитский В.И. Конституционный строй США. -М.: Статут, 2011
38. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / под общей ред. д.ю.н., проф. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2008
39. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.39
40. Ленин В.И. Революционные дни. Полн. собр. соч. 5 изд. Т.9
41. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. -М., 1997
42. Лукашева Е.А. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. -М.: Норма, 2000
43. Маклаков В.В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. -М.: Инфотропик Медиа, 2012
44. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - Т. 1.
45. Матвеев В.Ф. Право публичных собраний. Очерк развития и современной постановки права публичных собраний во Франции, Г ермании и Англии. - Пермь, 2005
46. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. -М.: Проспект, 2011
47. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. -М.: Юристъ,
2004
48. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990
49. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991
50. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М., 2011
51. Нудненко Л.А. Теория демократии -М.: Юристъ, 2001
52. Обзор зарубежного законодательства, регулирующего проведение публичных собраний и шествий граждан / «Известия» от 10.09.2010
53. Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. -М., 1996
54. Политические партии в демократическом обществе: правовые основы организации и деятельности: матер. междунар. конф. СПб., 27-28. 09. 2012 / под ред. В.Д. Зорькина. -М.: Норма, 2013
55. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общей ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. -М.: НОРМА, 2002
56. Руденко В.Н. Институт общего собрания (схода) граждан в современном публичном праве // Научный ежегодник Института философии и права Урал. отд. РАН. -Екатеринбург: Ур.О РАН., 2002
57. Руководящие принципы по свободе мирных собраний. Издание 2. / Издательство Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). - Варшава-Страсбург, 2011. С.20
58. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. -М., 1998. С.219
59. Сальвиа М. де. Прецеденты Евопейского Суда по правам человека. СПб., 2004
60. Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М., 1994
61. Свобода собраний в постановлениях Европейского Суда по правам человека. - Воронеж: Артефакт, 2009. С.77
62. Смирнова Н.Н. Конституционное право зарубежных стран. Конспект лекций. -СПб.: Альфа, 2001
63. Тарновский Е.Н. Четыре свободы. -СПб.: Макет, 1995
64. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995
65. Токвиль Алексис. Демократия в Америке / Антология конституционных учений/ Под общей ред. д.ю.н., проф. В.И. Червонюка. -М.: ООО Миттель-Пресс, 2009. С. 201
66. Фляйнер Т. Что такое права человека? -М., 1997
67. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. -М.: Норма, 2007
68. Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. -М.: ООО Издательство Проспект, 2001
69. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. -М., 1993
70. Чичерин Б.Н. Задачи нового царствования // Тайный правитель России К.П. Победоносцев и его корреспонденты: письма и записки. -М., 2001
71. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. -М.: Норма: ИНФРА-М, 2010
72. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. -М.,1894
73. Шумилов В.М. Правовая система США. -М.: ДеКа, 2003. С.54-55
74. Эктумаев А.Б. Свобода слова и свобода собраний и объединений. - Пермь, 2005
75. A history of Britain. - Lnd. 2010
76. Jacobs F.G., Write C.A. The European Convention on Human Rights. Oxford, UK., 1996.
77. Carl Schmitt. Constitutional theory. Library of US Congress. Duke University press, 2008.
78. Alexander Tchoubarian. The European idea in History of the nineteenth and twentieth centuries / Newbury House. England. 1994
79. Clifford Stott, John Drury. A picture of the pathology of the mass: Exploring the politics and ideology of classic crowd psychology. Liverpool 2010
80. Ed Vulliamy. The 10 best protests. The three glorious days. Paris 1830 / http://www.theguardian.com/culture/gallery/2010/nov/14/ten-best-protests
81. Unrest in the 19 th. Century. A history of Britain in the 19 th. Century / http: //www.localhistories.org/19thcentengland.html
82. Raymond Youngs. English, French and German Comparative Law. Ed. 3. Third Avenue. New York. 2014
83. JV Orth, Combination and conspiracy: a legal history of trade unionism, 1721-1906 (1992) ch 5
84. John D. Inazu. The Forgotten Freedom of Assembly. Public Law Fellow, Duke University School of Law. 2010
85. The right to freedom of assembly and expression in England, Wales and Scotland / Comparison on the rights, limitations and procedures related to public gatherings and demonstrations across Europe
86. Thomas I. Emerson. Freedom of Association and Freedom of Expression. Yale law school. Faculty scholarship series. 1964
87. The right to freedom of assembly and expression in Germany / Comparison on the rights, limitations and procedures related to public gatherings and demonstrations across Europe. http://www.dlapiperprobono.com/export/sites/pro- bono/downloads/pdfs/Public-Gatherings-and-Demonstrations-Comparison.pdf
88. Громов Д.В. Уличный театр молодежной политики: оппозиционные движения. // Этнографическое обозрение. -М., 2008
89. Гущин В.А. Демонстрации, шествия, митинги... // Народный депутат. 1990. №1
90. Ковалев В.А. Собрания, митинги, демонстрации...Проблемы и решения // Человек и закон №3-4. 1991
91. Комарова В.В. Институт публичных слушаний-форма народовластия (понятие, виды, правовые основы) // Конституционное и муниципальное право. 2006. №9
92. Лазаревский Н.И. Бюрократия и общество // Право. 1905. №4
93. Лазаревский Н.И. Временные правила о собраниях // Право. 1905. №
42., СТ. 3447
94. Медушевская Н.Ф. Миф о свободе. // История государства и права. № 11. 2012
95. Никитина Е.Е. Право на свободу собраний: соотношение
федерального и регионально законодательства // Журнал российского права. № 3, 2006
96. Нудненко Л.А. Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации (международная научно-практическая конференция) // Г осударство и право, 2009. №10
97. Руденко В.Н. Институт общего собрания (схода) граждан в современном публичном праве // Научный ежегодник Института философии и права Урал. отд. РАН. -Екатеринбург: Ур.О РАН., 2002
98. Храмова Т.М. Право на контрдемонстрации: угроза ил индикатор уровня демократии? // Конституционное и муниципальное право. №7, 2012. С. 10-16
99. Законы ряда стран о проведении митингов и массовых мероприятий http://ria.ru/parties/20120521/654426496.html#uk
100. Буянтуева Р.С. Свобода манифестаций и ее реализация на современном этапе развития российского общества. / диссертация кандидата философских наук. -Улан-Удэ, 2011. -171 с.-
101. Газимагомедов М.А. Административная ответственность в сфере организации и проведения публичных мероприятий / Автореферат дис.
...кандидата юридических наук. -М.: Московский гуманитарный университет. 2013 -23c.
102. Солодов И.А. Административно-правовое регулирование предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка при проведении публичных мероприятий. / Диссертация.кандидата юридических наук. -М.: Московский гуманитарный ун-т. 2010. -192 С.-