Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Омонимы в учебных словарях русского языка

Работа №37157

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
566
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Многозначность и омонимия в современном русском языке.... 6
Глава 2. Особенности описания омонимов в учебных словарях
русского языка 17
Заключение 49
Литература 52


Омонимия - одно из самых сложных явлений в лексической системе современного русского языка.
Омонимы - это слова одной и той же части речи, которые имеют единую форму, то есть они одинаковые по своему звучанию и написанию, но лексические значения их абсолютно не связаны друг с другом. Они не имеют одинаковые смысловые элементы, не имеют общие семантические признаки.
Омонимика - это большой раздел лексикологии, который занимается изучением омонимов. В толковых словарях омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером.
С проблемой разграничения омонимии и многозначности (полисемии) сталкиваются составители любого словаря. Особенно важно решить эту проблему авторам учебных словарей, тех словарей, которые ориентированы на школьников. Этим объясняется актуальность нашего исследования.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение омонимов в учебных словарях русского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить литературу по данной теме;
2) сформировать список учебных словарей - основных источников
исследования;
3) составить базу омонимов, которые зафиксированы в словарях-
источниках;
4) провести сравнительный анализ описания слов-омонимов в
учебных словарях русского языка;
5) выполнить количественные подсчеты.
Объектом исследования являются омонимы, которые зафиксированы в учебных словарях русского языка, включенных в число источников исследования.
Предметом исследования выступают особенности отражения омонимов в учебных словарях русского языка.
При решении поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: описательный, сравнительный, статистический.
Основными источниками исследования являются три современных учебных толковых словаря русского языка: «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией А.А. Семенюк и М.А. Матюшиной (2017 год издания), «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией Ю.В. Алабугиной (2012 год издания) и «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией Е.В. Скорлуповской и Г.П. Снетовой (2016 год издания).
В качестве дополнительных источников привлекались общие словари русского языка: «Большой толковый словарь русского языка» (далее - БТС) под ред. С.А. Кузнецова и «Толковый словарь русского языка с включение сведений о происхождении слова» (под ред. Н.Ю. Шведовой).
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в работах по омонимии современного русского языка.
Практическая значимость нашей выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования ее материалов в рамках курса лексикологии в университете, а также на уроках русского языка в средней школе, при составлении олимпиадных заданий для школьников и так далее.
Материалы нашей выпускной квалификационной работы были апробированы на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета на заседании секции «Прикладная лингвистика» 5 апреля 2019 года.
Цели и задачи выпускной квалификационной работы предопределили ее структуру, которая включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введение описываются цель и задачи исследования, объект и предмет, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость, источники и апробация.
Первая глава работы носит теоретический характер, в ней рассматривается проблема многозначности и омонимии в русском языке, вторая глава имеет прикладной характер, в ней рассмотрены особенности описания омонимов в учебных словарях русского языка, представлена полная сравнительная база всех омонимов, результаты анализа частотности омонимов в Национальном корпусе русского языка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе представлены результаты изучения омонимов в учебных словарях русского языка. Мы изучили понятия, виды, происхождение и стилистические функции омонимов, а также описали роль омонимов в русском языке.
Омонимы - это слова одной и той же части речи, которые имеют одинаковую форму, то есть они одинаково пишутся и одинаково произносятся, но имеют абсолютно разные лексические значения.
Мы определили главные причины появления омонимов:
- незначительное соответствие в произношении, в правописании лексических единиц в результате заимствования из разных языков.
- лексические единицы, которые вошли в русский язык из различных языков, из других языков, могут быть сходными.
- из какого-нибудь языка приходят слова, которые совпадают в звучании.
- омонимы возникают при словообразовании из корней и аффиксов, которые уже имеются в языке.
- омонимы возникают при результате соответствия только что образованной аббревиатуры с уже прежде распространенным для всех знаменательным словом.
- омонимы возникают при результате распада многозначных слов, в то время лексические значения слов расходятся так, что они не понимаются как относящиеся к одному слову.
В современном русском языке огромное количество омонимов. Но не во всех толковых словарях они отмечены как слова-омонимы. В одном словаре они отмечены как многозначное слово. В другом словаре этого слова вообще нет, то есть слово отсутствует. А в третьем словаре у этого слова нет значения, то есть дается только одно лексическое значение, второе лексическое значение отсутствует.
Мы провели исследование на основе сравнения лексических значений слов в трёх школьных толковых словарях. Это «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией А.А. Семенюк и М.А. Матюшиной (2017 год издания), «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией Ю.В. Алабугиной (2012 год издания) и «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией Е.В. Скорлуповской и Г.П. Снетовой (2016 год издания).
Сводные результаты исследования представлены в виде таблице. Знак + означает, что слово зафиксировано в источнике и описано как омоним, помета нет означает, что слово отсутствует в словаре (нет ни омонима, ни многозначного слова), помета нет знач означает, то слово зафиксировано в словаре, но отсутствует одно или несколько значений, в результате чего омонимия не отражена.
Мы сформировали сводную базу омонимов в формате электронной таблицы Microsoft Excel. Общее количество омонимов составило 163 единицы.
При этом в словаре А.А. Семенюк и М.А. Матюшиной обнаружено 43 омонима (26% от общего количества омонимов в базе), в словаре Ю.В. Алабугиной - 92 омонима (56%), в словаре Е.В. Скорлуповской и Г.П. Снетовой - 83 омонима (51%).
Для сравнения были привлечены материалы общих словарей русского языка: в «Толковом словаре русского языка с включением сведений о происхождении слов» под редакцией Н.Ю. Шведовой зафиксировано 117 омонимов из 163 (72%), в «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова - 58 омонимов (36%).
В результате нашего исследования, мы обнаружили, что в трёх словарях совпадают только 6 омонимов. Это очень маленькое количество слов. Это такие слова, как АВТО..., АКЦИЯ, КУРС, СВЕТ, СУЩЕСТВО, ЯЗЫК.
В школьных толковых словарях одни и те же слова могут описываться омонимы по-разному: и как многозначные слова, и как омонимы. Например, несовпадения отражения омонимов и многозначных слов в двух словарях. В словаре Алабугиной слова БАТАРЕЯ, ДИПЛОМАТ, СТАВКА, ТЕЛЕ... даются как омонимы, а в словаре А.А. Семенюк и М.А. Матюшиной эти слова рассматриваются как многозначные слова.



1. Абаев В.И. Выступление на дискуссии по вопросам омонимии / В.И. Абаев. - М., 1960. - № 4. - С. 71-76.
2. Абаев В.И. Статьи по теории и истории языкознания / В.И. Абаев. - М.: Наука, 2006. - 150 с.
3. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка / Ю.В. Алабугина. - М.: АСТ, 2012. - 512 с.
4. Арсеньева М.Г. Многозначность и омонимия / М.Г. Арсеньева. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1966. - 131 с.
5. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии / О.С. Ахманова. - М.: Просвещение, 1970. - 295 с.
6. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка / О.С. Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - 448 с.
7. Бабайцева В.В. Понятие о функциональных омонимах / В.В. Бабайцева // Русская словесность. - 2003. - №6. - С. 34-39.
8. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - Авторская редакция 2014 года. http://gramota.ru/
9. Валгина Н.С. Современный русский язык // Н.С. Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И. Фомина. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
10. Верхотурова Т.Л. Многозначность, прототип, познание / Т.Л. Верхотурова // Лингвистическая реальность и межкультурная коммуникация. - Иркутск, 2000. - С. 29-31.
11. Виноградов В.В. Избранные труды / В.В. Виноградов // Лексикология и лексикография. - М., 1977. - С. 288-294.
12. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов // Избранные труды. - М.: Наука, 1977. - 312 с.
13. Виноградов В.В. Об омонимии и смежных с ней явлениях / В.В. Виноградов. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. - 160 с.
14. Винокур Г.О. Русский язык / Г.О. Винокур // Избранные работы по русскому языку. - М., 1987. - С. 232.
15. Власенков А.И. Русский язык / А.И. Власенков. - М., 2004. - 238 с.
16. Вороничев С.В. Об омонимии и смежных явлениях / С.В. Вороничев // Русская речь. - 1999 - №6. - С. 43-51.
17. Гребенева Ю.Н. Словарь омонимов и омоформ русского языка / Ю.Н. Гребнева. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 352 с.
18. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2010. - 432 с.
19. Гольцова Н.Г. Русский язык / Н.Г. Гольцова // 10-11 классы: учебник для общеобразовательных школ. - М.: Высшая школа, 2011. - 448 с.
20. Гребенева Ю.А. Словарь омонимов и омоформ русского языка / Ю.А. Гребенева. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 352 с.
21. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь омонимов русского языка / Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000. - 1209 с.
22. Зализняк А.А. Феномен многозначности и способы его описания / А.А. Зализняк // Вопросы языкознания. - М., 2004, - № 2. - С. 20-45.
23. Калинин А.В. Лексика русского языка / А.В. Калинин. - М.: Флинта, 2013. - 232 с.
24. Караулов Ю.Н. Русский язык. / Ю.Н. Караулов - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. - 703 с.
25. Кодухов В.И. Введение в языкознание / В.И. Кодухов. - М.: Просвещение, 1987. - 288 с.
26. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Н.П. Колесников. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 670 с.
27. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка / Э.В. Кузнецова. - М.: Высшая школа, 1989. - 216 с.
28. Кулакова Е.Ю. Что такое омонимы? / Е.Ю. Кулакова // Русский язык - Первое сентября. - 2011. - №14. - С. 18-19.
29. Литвин Ф.А. Многозначность слова в языке речи / Ф.А. Литвин - М.: Высшая школа, 1984. - 119 с.
30. Ожегов С.И. О критериях объективного определения омонимов / С.И. Ожегова // Русская речь. - 2003. - №1 - С. 68-71.
31. Малаховский Л.В. Теория лексической и грамматической омонимии / Л.В. Малаховский. - Л.: Наука, 1990. - С. 83-85.
32. Медникова Э.М. Значение слова и методы его описания / Э.М. Медникова. - М.: Высшая школа, 1974. - 202 с.
33. Москвин В.П. Двусмысленность как стилистический прием / В.П. Москвин // Русская речь. - 2008. - №1. - С. 35-42.
34. Пономарева М.И. К вопросу о разграничении омонимии и полисемии / М.И. Пономарева // Разноуровневые черты языковых и речевых явлений. - Пятигорск, 2006. - С. 163-167.
35. Прохорова В.Н. Актуальные проблемы современной русской лексикологии / В.Н. Прохорова. - М.: Моск. ун-та, 1973. - 74 с.
36. Розенталь Д.Э. Словарь справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь. - М.: Просвещение, 1985. - 399 с.
37. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - 11-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2002. - 448 с.
38. Реформатский А. А. Введение в языковедение. / А.А. Реформатски - М.: Просвещение, 1990. - 310 с.
39. Ручимская Е.М. Об омофоничных словосочетаниях, омофонах и омонимах / Е.М. Ручимская // Русская речь. - 2010. - №2. - С. 45-47.
40. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка / А.А. Семенюк, М.А. Матюшина, 2012. - 639 с.
41. Скорлуповская Е.В. Школьный толковый словарь русского языка / Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. - М.: Мир и образование, 2016. - 896 с.
42. Словарь лексико-грамматических омонимов / под ред. А.И. Г оловня, 2007. - 84 с. https: //bsu.by/Cache/pdf/210913.pdf
43. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / под ред. Н.Ю. Шведовой, 2008. - 1164 с. http://slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050
44. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2014. - 800 с.
45. Фомина М.И. Современный русский язык / М.И. Фомина // Лексикология. - М.: Высшая школа, 2001. - 415 с.
46. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка / Н.М. Шанский. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 312 с.
47. Шанский Н.М. Современный русский язык / Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 1987. - С. 192-195.
48. Шанский Н.М. В мире слов. / Н.М. Шанский - М.: Просвещение, 1971. - 255 с.
49. Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. / Н.Ю. Шведова. - М.: Академия наук СССР, 1960. - 378 с.
50. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика / Д.Н. Шмелев. - М.: Просвещение, 1977. - 335 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ