Гендерная компетентность педагога
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Понятие и значение гендерной педагогики и компетентности 8
1.2. Структура гендерной компетентности и компоненты её
сформированности 21
1.3. Педагогические условия формирования гендерной компетентности
современного преподавателя 31
ГЛАВА 2. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
2.1. Роль гендерных стереотипов в процессе осуществления образовательной
деятельности педагога 41
2.2. Формирование гендерной компетентности у студентов педагогических
институтов 51
2.3. Анализ исследований гендерной осведомлённости в образовательном процессе, проведённых отечественными и зарубежными педагогами и психологами 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Понятие и значение гендерной педагогики и компетентности 8
1.2. Структура гендерной компетентности и компоненты её
сформированности 21
1.3. Педагогические условия формирования гендерной компетентности
современного преподавателя 31
ГЛАВА 2. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
2.1. Роль гендерных стереотипов в процессе осуществления образовательной
деятельности педагога 41
2.2. Формирование гендерной компетентности у студентов педагогических
институтов 51
2.3. Анализ исследований гендерной осведомлённости в образовательном процессе, проведённых отечественными и зарубежными педагогами и психологами 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современный период развития школьного образования особо приоритетным становится изучение гендерного воспитания обучающихся. И приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между девочками и мальчиками, воспитании человеческого, взаимодополнимости, искренности и взаимопонимании. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности учащихся, так как это биосоциокультурные характеристики. И школа является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности общеобразовательной организации по созданию условий для успешной социализации обучающихся.
Актуальность формирования психолого-педагогической компетентности будущих педагогов в области гендерной социализации учащихся разного возраста, связана с тем, что человек развивается как представитель того или иного пола уже с момента зачатия, гендерная социализация происходит постоянно под влиянием различных факторов (агентов) и в настоящее время большое значение отводится такому фактору как образование. Современные требования к среднему образованию изменяются в сторону индивидуализации воспитания ребенка. Пол - это индивидуальная характеристика человека. ФГОС закрепляет одним из принципов образования — принцип учета индивидуальных особенностей школьников и студентов.
Так, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) требует от будущего педагога обладание умениями учета гендерных особенностей учащихся при реализации основной образовательной программы. Профессиональный стандарт педагога и профессиональный стандарт педагога общего и среднего образования в перечень необходимых умений педагога включает такое умение, как строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий обучающихся, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило также законодательное обоснование в указаниях Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ от 22 января 2003 года и приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования», в которых были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний в системе образования, ориентированные на применение в практике подготовки будущих педагогов.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы теоретической и практической части в сфере формирования гендерной компетенции будущих педагогов, подходов к ним являются разработками как российских, так и зарубежных ученых. В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества на рубеже XX-XXI вв. в сфере гендерной проблематики наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. Многочисленные исследования ученых (О.А. Воронина, И.С. Кон, Д.В. Колесов, Л.В. Попова, Т.А. Репина и др.) показывают, что высокая фемининность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе вовсе не являются гарантией их социального и психического благополучия. Образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерного воспитания студентов. Следовательно, изменение содержания гендерной культуры общества должно найти отражение в профессионально-педагогическом образовании.
Анализ литературы и практики обучения (анкетирование, решение педагогических ситуаций и наблюдение за деятельностью педагогов в процессе образовательной деятельности) показывает, что проблема гендерного воспитания учащихся начального, среднего и старшего школьного возраста стоит достаточно остро, у педагогов имеются вопросы в данной области. Также данная проблема свидетельствует о затруднениях педагогов в способах и методах взаимодействия с детьми с учётом их половой принадлежности и др. Нами было обнаружено, что за помощью в решении этих проблем педагоги, как правило, обращаются не к методисту и специалистам образовательной организации, а к другим источникам информации: специальной литературе, Интернет-ресурсам.
Анализ психолого-педагогической, научно-исследовательской и научно-методической литературы позволили выявить ряд противоречий:
- между возрастающими потребностями государства и общества в компетентном педагоге, способном успешно воспитывать и обучать, и недостаточным уровнем сформированности компетентности современного педагога в области гендерного воспитания детей;
- между важностью процесса гендерного развития, воспитания и обучения студентов и невозможностью педагогов компетентно осуществлять данный процесс;
- между потребностью педагогов в просвещении их в вопросах воспитания ученика как представителя пола, обучении способам гендерного воспитания и недостаточной практической разработанности содержательноцелевого и технологического аспектов формирования/обогащения компетентности педагогов в данной области.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске путей совершенствования уровня компетентности педагогов в области гендерного воспитания учащихся, в частности анализа разработок содержания и форм процесса совершенствования гендерной компетентности педагогов.
Выделенная проблема и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования - «Гендерная компетентность педагога».
Объект исследования - процесс формирования компетентности педагогов в области гендерного воспитания обучающихся.
Предмет исследования - организация и содержание процесса формирования компетентности педагогов в области гендерного воспитания обучающихся.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретического обоснования и анализ разработок содержания и форм совершенствования психолого-педагогической компетентности педагогов в области гендерного воспитания и процесса обучения учащихся с учётом их гендерных особенностей.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, содержание и формы гендерной компетентности педагога;
2. Обосновать актуальность проблемы формирования психолого-педагогической компетентности педагогов в области гендерного воспитания и обучения в соответствии с гендерными особенностями обучающихся;
3. Проанализировать проведенные ранее исследования отечественных и зарубежных авторов, выявить наличествующий уровень гендерной компетентности и изучить процесс её формирования у будущих педагогов;
4. Представить роль гендерных стереотипов в образовательном процессе и их влияние на осуществление образовательной деятельности педагога.
Теоретическую основу исследования составили работы Кона И.С., Колесова Д.В., Исаева Д.Н., Кагана В.Е. и др. по гендерному воспитанию и развитию детей; Репиной Т.А., Алёшиной Ю.Е., А.С. Волович, а также зарубежных авторов — Моше Татар и Джины Эммануела и др. По полоролевой социализации в онтогенезе; Л .В. Коломийченко, М.В. Кириллиной, Прозументик О.В., Зориной Н.А. по вопросам, связанным с психологопедагогической компетентностью будущих педагогов и воспитателей.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ документации, наблюдений, анкетирований, анализ педагогических ситуаций, качественно-количественный анализ полученных результатов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (50 источников) и приложений.
Актуальность формирования психолого-педагогической компетентности будущих педагогов в области гендерной социализации учащихся разного возраста, связана с тем, что человек развивается как представитель того или иного пола уже с момента зачатия, гендерная социализация происходит постоянно под влиянием различных факторов (агентов) и в настоящее время большое значение отводится такому фактору как образование. Современные требования к среднему образованию изменяются в сторону индивидуализации воспитания ребенка. Пол - это индивидуальная характеристика человека. ФГОС закрепляет одним из принципов образования — принцип учета индивидуальных особенностей школьников и студентов.
Так, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) требует от будущего педагога обладание умениями учета гендерных особенностей учащихся при реализации основной образовательной программы. Профессиональный стандарт педагога и профессиональный стандарт педагога общего и среднего образования в перечень необходимых умений педагога включает такое умение, как строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий обучающихся, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило также законодательное обоснование в указаниях Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ от 22 января 2003 года и приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования», в которых были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний в системе образования, ориентированные на применение в практике подготовки будущих педагогов.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы теоретической и практической части в сфере формирования гендерной компетенции будущих педагогов, подходов к ним являются разработками как российских, так и зарубежных ученых. В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества на рубеже XX-XXI вв. в сфере гендерной проблематики наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. Многочисленные исследования ученых (О.А. Воронина, И.С. Кон, Д.В. Колесов, Л.В. Попова, Т.А. Репина и др.) показывают, что высокая фемининность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе вовсе не являются гарантией их социального и психического благополучия. Образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерного воспитания студентов. Следовательно, изменение содержания гендерной культуры общества должно найти отражение в профессионально-педагогическом образовании.
Анализ литературы и практики обучения (анкетирование, решение педагогических ситуаций и наблюдение за деятельностью педагогов в процессе образовательной деятельности) показывает, что проблема гендерного воспитания учащихся начального, среднего и старшего школьного возраста стоит достаточно остро, у педагогов имеются вопросы в данной области. Также данная проблема свидетельствует о затруднениях педагогов в способах и методах взаимодействия с детьми с учётом их половой принадлежности и др. Нами было обнаружено, что за помощью в решении этих проблем педагоги, как правило, обращаются не к методисту и специалистам образовательной организации, а к другим источникам информации: специальной литературе, Интернет-ресурсам.
Анализ психолого-педагогической, научно-исследовательской и научно-методической литературы позволили выявить ряд противоречий:
- между возрастающими потребностями государства и общества в компетентном педагоге, способном успешно воспитывать и обучать, и недостаточным уровнем сформированности компетентности современного педагога в области гендерного воспитания детей;
- между важностью процесса гендерного развития, воспитания и обучения студентов и невозможностью педагогов компетентно осуществлять данный процесс;
- между потребностью педагогов в просвещении их в вопросах воспитания ученика как представителя пола, обучении способам гендерного воспитания и недостаточной практической разработанности содержательноцелевого и технологического аспектов формирования/обогащения компетентности педагогов в данной области.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске путей совершенствования уровня компетентности педагогов в области гендерного воспитания учащихся, в частности анализа разработок содержания и форм процесса совершенствования гендерной компетентности педагогов.
Выделенная проблема и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования - «Гендерная компетентность педагога».
Объект исследования - процесс формирования компетентности педагогов в области гендерного воспитания обучающихся.
Предмет исследования - организация и содержание процесса формирования компетентности педагогов в области гендерного воспитания обучающихся.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретического обоснования и анализ разработок содержания и форм совершенствования психолого-педагогической компетентности педагогов в области гендерного воспитания и процесса обучения учащихся с учётом их гендерных особенностей.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, содержание и формы гендерной компетентности педагога;
2. Обосновать актуальность проблемы формирования психолого-педагогической компетентности педагогов в области гендерного воспитания и обучения в соответствии с гендерными особенностями обучающихся;
3. Проанализировать проведенные ранее исследования отечественных и зарубежных авторов, выявить наличествующий уровень гендерной компетентности и изучить процесс её формирования у будущих педагогов;
4. Представить роль гендерных стереотипов в образовательном процессе и их влияние на осуществление образовательной деятельности педагога.
Теоретическую основу исследования составили работы Кона И.С., Колесова Д.В., Исаева Д.Н., Кагана В.Е. и др. по гендерному воспитанию и развитию детей; Репиной Т.А., Алёшиной Ю.Е., А.С. Волович, а также зарубежных авторов — Моше Татар и Джины Эммануела и др. По полоролевой социализации в онтогенезе; Л .В. Коломийченко, М.В. Кириллиной, Прозументик О.В., Зориной Н.А. по вопросам, связанным с психологопедагогической компетентностью будущих педагогов и воспитателей.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ документации, наблюдений, анкетирований, анализ педагогических ситуаций, качественно-количественный анализ полученных результатов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (50 источников) и приложений.
В настоящее время, формирование и развитие гендерной компетентности педагога, является актуальной проблемой. Она обусловлена тем, что современные педагоги являются субъектами образовательного процесса. Но многие из педагогов имеют недостаточное представление об особенностях развития обучающихся в гендерном аспекте.
Поэтому перед нами стояли цели и задачи, которые были успешно раскрыты и проанализированы.
В результате проведённого исследования были сделаны соответствующие выводы.
1. Мы предлагаем критериями рассмотрения понятий «гендерная педагогика» и «гендерная компетентность», их содержания и форм — их задачи и цели формирования и применения.
Таким образом, мы определили, что гендерная педагогика - это проектирование учебно-воспитательного процесса и создание условий для реализации возможностей мальчиков и девочек. Гендерная педагогика создает другой взгляд на мир, на свою собственную роль в обществе, на отношения с другими людьми, с представителями другого пола, что приводит к серьезным изменениям в мировоззрении, к формированию более активной гражданской позиции, в конечном счете - к изменению общественного сознания.
В нашем исследовании мы пришли к выводы, что под гендерной компетентностью следует понимать целостное профессионально-личностное динамическое образование будущего педагога, включающее комплекс общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, направленных на создание гендерно-комфортных условий обучающихся, развитию у них способности к созданию равных прав и равных возможностей для представителей обоих полов и наиболее полной их самореализации, минимизации возможных рисков посредством проектирования гендерноориентированного образовательного процесса.
2. С учётом вышеизложенного, на основе использования логического, языкового, философского, социологического и психологического подходов к раскрытию и обоснованию актуальности проблемы формирования психологопедагогической компетентности педагогов в области гендерного воспитания и обучения в соответствии с тендерными особенностями учащихся, представляется возможным сформулировать следующее:
Опираясь на проведённый анализ диагностики исходного уровня психологи-педагогической компетентности педагога в области гендерного воспитания и обучения при помощи анкетирования (Приложение 2), педагогических ситуаций и наблюдения за деятельностью педагогов в процессе осуществления образовательной деятельности. Согласно чему был выявлен наличие и уровень гендерной компетентности педагогов начальных, средних и старших классов. Он оказался низким, в научной литературе описаны сущность и структура компетентности родителей, формы и методы формирования/ обогащения компетентности и какой результат должен получиться по итогам формирования этой компетентности.
Процессы гендерной социализации, активно идущие на протяжении школьной жизни, во многом определяют формирование гендерной идентичности школьников. Однако мы должны констатировать, что в учительской среде достаточно сильно представлены сексистские представления в отношении мальчиков и девочек, которые существенно ограничивают творческую самореализацию личности, вне зависимости от пола. Соответственно, касательно компетентности педагогов в области гендерного воспитания и обучения учащихся эти вопросы практически не раскрыты в полной мере. Поэтому, нельзя не отметить тот факт, что практика нуждается в современных исследованиях в данном направлении.
3. Российскими исследователями было отмечено, что наши соотечественники среди школьных предметов важнейшими для мальчиков считают математику, физику, физкультуру, информатику, а для девочек - технологию, литературу и историю, психологию и языки. И именно на уроках труда в школе и училищах закрепляются стереотипы о мужской и женской работе и об их обязанностях. Ведь уроки технологии заранее предполагают разделение класса на группы по половому признаку, игнорируя их гендерные особенности. Стоит отметить и то, что данные роли усваиваются будущими педагогами в процессе их собственной жизнедеятельности, а также и в процессе их обучения в педагогическом вузе.
Изучив также исследование с проведением сравнительного анализа учебных материалов, можно сделать следующее заключение: задачи и принципы образовательного процесса зачастую идут вразрез с действительностью. В связи с тем, что, как правило, не только школьные учебники, но и методические пособия для учителя демонстрируют стереотипное мышление о гендерных ролях и поведении обучающихся. Несмотря на то, что одним из принципов образовательного процесса, как отмечалось ранее, согласно ФГОС является принцип учёта индивидуальных особенностей личности. В соответсвии с данными учебными материалами, ученицы должны воспринимать и видеть себя в жизни как домохозяек, хранительниц очага, продолжительниц рода, которая будет крайней чутка в отношениях с окружающими и покорна, в то время как мужской пол освещается в качестве добытчика и покровителя, который непременно должен добиваться карьерного роста и успеха.
В результате этого учащиеся невольно приходят к заключению, что ключевой фигурой в обществе является именно мужчина. Задача педагога — способствовать всестороннему развитию обучающихся с учётом их гендерных особенностей. Следовательно, для выполнения вышеуказанной задачи педагог обязан быть не просто высококвалифицированным, он обязан обладать всеми необходимыми компетенциями, быть непредвзятым, обязан не давать верх стереотипному мышлению, а действовать лишь на пользу в рамках своей деятельности.
4. Как описывалось выше, гендерные стереотипы можно обнаружить в учебных материалах. Так, по данным исследователей, во многих примерах, приводимых в учебниках, мужские герои представлены сильными, умными и сообразительными, а девочки слабыми и беспомощными.Во многих исследованиях было показано, что гендерные представления учителей в основном стереотипны и традиционны. Так, установки по отношению к девочкам направлены на приобщение и реализацию их в сфере межличностных отношений, а установки по отношению к мальчикам ориентируют их на реализацию в деятельностной сфере.
Гендерные представления учителей но отношению к себе, к ученикам - мальчикам и ученицам-девочкам являются гендерно ориентированными и во многом стереотипными. Это проявляется, прежде всего, в том, что нормативные представления учительниц о мужчинах и женщинах ("мужчина должен быть...", "женщина должна быть...") носят традиционный характер: т.е. женщина должна быть фемининна, а мужчина - маскулинен. Идеальный же образ себя - андрогиииый, причем с небольшим преобладанием маскулинных качеств. На наш взгляд, во многом это определяется влиянием профессиональной деятельности респондентов и характером тех противоречивых требований общества, которые предъявляются к работающей женщине. С одной стороны, женщина должна быть женственной (ласковой, нежной, слабой и т.п.), с другой стороны, учитель выполняет организующие и воспитательные функции (объясняет, указывает, приказывает, поощряет и наказывает), что предполагает развитие определенных традиционно маскулинных качеств (уверенности, решительности, силы).
В описании "учеников-мальчиков" и "учениц-девочек" учителями преобладают гендерно-нейтральные качества, а в учениках-мальчиках и ученицах-девочках учителя ценят разные качества, соответствующие моделям личности маскулинного мужчины и фемининной женщины. Поэтому можно предположить, что учителя сознательно или бессознательно будут прикладывать усилия для воспитания в детях именно этих качеств, опираясь на них и их культивируя.
Стиль преподавания также имеет значение и отражает гендерную компетентность педагога. Так как в процессе осуществления преподавательской деятельности наиболее ярко отражается отношение педагога к гендерным ролям и полоролевому поведению студентов. Как описывалось ранее, достаточно часто на практике мы сталкиваемся с тем, что педагог недооценивает женские заслуги и умаляет их тем, что речь ведёт лишь о мужских успехах и достижениях в таких сферах жизнедеятельности, как политика, медицина, спорт, бизнес, наука и пр.
В связи с настоящим можно выделить несколько направлений в работе педагога в рамках его гендерной компетентности:
- добавление зон для реализации обучающихся (к примеру, побуждение девочек к занятиям спортом, а мальчиков - к самообслуживанию);
- устранение ограничений для мальчиков в эмоциональном плане;
- воспроизведение для учениц условий для их собственного поощрения и самоутверждения;
- предоставление информации о действительном всевозможном полоролевом поведении в обществе;
Гендерный подход в образовании основан на том, что образовательные организации посещают не бесполые учащиеся, а ученики и ученицы, которые обладают целым рядом своих собственных социокультурных представлений, личных восприятий и ожиданий, а также потребностей и действительно большим количеством гендерных стереотипов поведения. Гендерное образование и воспитание имеет целью помочь учащимся преодолеть проблем, связанные с социализацией. В данном процессе одной из ключевых фигур выступает педагог, который осуществляет свою деятельность с учётом гендерных особенностей учащихся.
Гендерная компетенция предполагает сформированность у учителя правильного понимания о предназначении мужчин и женщин в обществе, их статуса, функций и взаимоотношений, способность критического анализа своей деятельности и суждений как представителя определённого гендера, а также знания о гендерных особенностях учащихся и особенностей их обучения.
Введение данной компетенции в структуру педагогической культуры объясняется тем, что гендерные особенности, наряду с генными, физиологическими, социокультурными факторами, определяют поведение и деятельность преподавателя. Знание этих особенностей поможет учителю максимально эффективно использовать свои способности и добиться такого соотношения маскулинных, феминных и андрогинных качеств, которые наилучшим образом соответствуют решению современных педагогических задач и реализации разных педагогических ролей учителя: классного руководителя, учителя-предметника, воспитателя и т.д.
Таким образом, гендерные представления современных учителей отражают существующие в обществе стереотипы в соответствии с традиционными представлениями о маскулинности и феминности. Уровень гендерных знаний педагогов остаётся низким, гендерная культура российского образовательного пространства является своеобразным тормозом на пути построения гражданского общества. Отсутствие реальной образовательной политики в области гендерного равенства способствует воспроизводству в обществе гендерной дискриминации, ограничивает потенциальные возможности развития каждой личности в зависимости от пола и, в конечном счёте, тормозит продвижение страны к демократическому будущему.
В сложившейся ситуации необходимо использовать разнообразные механизмы продвижения гендерной парадигмы в школьном образовании. Повышение гендерной культуры педагогов должно способствовать освобождению от гендерных стереотипов, осуществлению основной задачи образования - воспитания свободной, критично мыслящей, творческой личности.
Поэтому перед нами стояли цели и задачи, которые были успешно раскрыты и проанализированы.
В результате проведённого исследования были сделаны соответствующие выводы.
1. Мы предлагаем критериями рассмотрения понятий «гендерная педагогика» и «гендерная компетентность», их содержания и форм — их задачи и цели формирования и применения.
Таким образом, мы определили, что гендерная педагогика - это проектирование учебно-воспитательного процесса и создание условий для реализации возможностей мальчиков и девочек. Гендерная педагогика создает другой взгляд на мир, на свою собственную роль в обществе, на отношения с другими людьми, с представителями другого пола, что приводит к серьезным изменениям в мировоззрении, к формированию более активной гражданской позиции, в конечном счете - к изменению общественного сознания.
В нашем исследовании мы пришли к выводы, что под гендерной компетентностью следует понимать целостное профессионально-личностное динамическое образование будущего педагога, включающее комплекс общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, направленных на создание гендерно-комфортных условий обучающихся, развитию у них способности к созданию равных прав и равных возможностей для представителей обоих полов и наиболее полной их самореализации, минимизации возможных рисков посредством проектирования гендерноориентированного образовательного процесса.
2. С учётом вышеизложенного, на основе использования логического, языкового, философского, социологического и психологического подходов к раскрытию и обоснованию актуальности проблемы формирования психологопедагогической компетентности педагогов в области гендерного воспитания и обучения в соответствии с тендерными особенностями учащихся, представляется возможным сформулировать следующее:
Опираясь на проведённый анализ диагностики исходного уровня психологи-педагогической компетентности педагога в области гендерного воспитания и обучения при помощи анкетирования (Приложение 2), педагогических ситуаций и наблюдения за деятельностью педагогов в процессе осуществления образовательной деятельности. Согласно чему был выявлен наличие и уровень гендерной компетентности педагогов начальных, средних и старших классов. Он оказался низким, в научной литературе описаны сущность и структура компетентности родителей, формы и методы формирования/ обогащения компетентности и какой результат должен получиться по итогам формирования этой компетентности.
Процессы гендерной социализации, активно идущие на протяжении школьной жизни, во многом определяют формирование гендерной идентичности школьников. Однако мы должны констатировать, что в учительской среде достаточно сильно представлены сексистские представления в отношении мальчиков и девочек, которые существенно ограничивают творческую самореализацию личности, вне зависимости от пола. Соответственно, касательно компетентности педагогов в области гендерного воспитания и обучения учащихся эти вопросы практически не раскрыты в полной мере. Поэтому, нельзя не отметить тот факт, что практика нуждается в современных исследованиях в данном направлении.
3. Российскими исследователями было отмечено, что наши соотечественники среди школьных предметов важнейшими для мальчиков считают математику, физику, физкультуру, информатику, а для девочек - технологию, литературу и историю, психологию и языки. И именно на уроках труда в школе и училищах закрепляются стереотипы о мужской и женской работе и об их обязанностях. Ведь уроки технологии заранее предполагают разделение класса на группы по половому признаку, игнорируя их гендерные особенности. Стоит отметить и то, что данные роли усваиваются будущими педагогами в процессе их собственной жизнедеятельности, а также и в процессе их обучения в педагогическом вузе.
Изучив также исследование с проведением сравнительного анализа учебных материалов, можно сделать следующее заключение: задачи и принципы образовательного процесса зачастую идут вразрез с действительностью. В связи с тем, что, как правило, не только школьные учебники, но и методические пособия для учителя демонстрируют стереотипное мышление о гендерных ролях и поведении обучающихся. Несмотря на то, что одним из принципов образовательного процесса, как отмечалось ранее, согласно ФГОС является принцип учёта индивидуальных особенностей личности. В соответсвии с данными учебными материалами, ученицы должны воспринимать и видеть себя в жизни как домохозяек, хранительниц очага, продолжительниц рода, которая будет крайней чутка в отношениях с окружающими и покорна, в то время как мужской пол освещается в качестве добытчика и покровителя, который непременно должен добиваться карьерного роста и успеха.
В результате этого учащиеся невольно приходят к заключению, что ключевой фигурой в обществе является именно мужчина. Задача педагога — способствовать всестороннему развитию обучающихся с учётом их гендерных особенностей. Следовательно, для выполнения вышеуказанной задачи педагог обязан быть не просто высококвалифицированным, он обязан обладать всеми необходимыми компетенциями, быть непредвзятым, обязан не давать верх стереотипному мышлению, а действовать лишь на пользу в рамках своей деятельности.
4. Как описывалось выше, гендерные стереотипы можно обнаружить в учебных материалах. Так, по данным исследователей, во многих примерах, приводимых в учебниках, мужские герои представлены сильными, умными и сообразительными, а девочки слабыми и беспомощными.Во многих исследованиях было показано, что гендерные представления учителей в основном стереотипны и традиционны. Так, установки по отношению к девочкам направлены на приобщение и реализацию их в сфере межличностных отношений, а установки по отношению к мальчикам ориентируют их на реализацию в деятельностной сфере.
Гендерные представления учителей но отношению к себе, к ученикам - мальчикам и ученицам-девочкам являются гендерно ориентированными и во многом стереотипными. Это проявляется, прежде всего, в том, что нормативные представления учительниц о мужчинах и женщинах ("мужчина должен быть...", "женщина должна быть...") носят традиционный характер: т.е. женщина должна быть фемининна, а мужчина - маскулинен. Идеальный же образ себя - андрогиииый, причем с небольшим преобладанием маскулинных качеств. На наш взгляд, во многом это определяется влиянием профессиональной деятельности респондентов и характером тех противоречивых требований общества, которые предъявляются к работающей женщине. С одной стороны, женщина должна быть женственной (ласковой, нежной, слабой и т.п.), с другой стороны, учитель выполняет организующие и воспитательные функции (объясняет, указывает, приказывает, поощряет и наказывает), что предполагает развитие определенных традиционно маскулинных качеств (уверенности, решительности, силы).
В описании "учеников-мальчиков" и "учениц-девочек" учителями преобладают гендерно-нейтральные качества, а в учениках-мальчиках и ученицах-девочках учителя ценят разные качества, соответствующие моделям личности маскулинного мужчины и фемининной женщины. Поэтому можно предположить, что учителя сознательно или бессознательно будут прикладывать усилия для воспитания в детях именно этих качеств, опираясь на них и их культивируя.
Стиль преподавания также имеет значение и отражает гендерную компетентность педагога. Так как в процессе осуществления преподавательской деятельности наиболее ярко отражается отношение педагога к гендерным ролям и полоролевому поведению студентов. Как описывалось ранее, достаточно часто на практике мы сталкиваемся с тем, что педагог недооценивает женские заслуги и умаляет их тем, что речь ведёт лишь о мужских успехах и достижениях в таких сферах жизнедеятельности, как политика, медицина, спорт, бизнес, наука и пр.
В связи с настоящим можно выделить несколько направлений в работе педагога в рамках его гендерной компетентности:
- добавление зон для реализации обучающихся (к примеру, побуждение девочек к занятиям спортом, а мальчиков - к самообслуживанию);
- устранение ограничений для мальчиков в эмоциональном плане;
- воспроизведение для учениц условий для их собственного поощрения и самоутверждения;
- предоставление информации о действительном всевозможном полоролевом поведении в обществе;
Гендерный подход в образовании основан на том, что образовательные организации посещают не бесполые учащиеся, а ученики и ученицы, которые обладают целым рядом своих собственных социокультурных представлений, личных восприятий и ожиданий, а также потребностей и действительно большим количеством гендерных стереотипов поведения. Гендерное образование и воспитание имеет целью помочь учащимся преодолеть проблем, связанные с социализацией. В данном процессе одной из ключевых фигур выступает педагог, который осуществляет свою деятельность с учётом гендерных особенностей учащихся.
Гендерная компетенция предполагает сформированность у учителя правильного понимания о предназначении мужчин и женщин в обществе, их статуса, функций и взаимоотношений, способность критического анализа своей деятельности и суждений как представителя определённого гендера, а также знания о гендерных особенностях учащихся и особенностей их обучения.
Введение данной компетенции в структуру педагогической культуры объясняется тем, что гендерные особенности, наряду с генными, физиологическими, социокультурными факторами, определяют поведение и деятельность преподавателя. Знание этих особенностей поможет учителю максимально эффективно использовать свои способности и добиться такого соотношения маскулинных, феминных и андрогинных качеств, которые наилучшим образом соответствуют решению современных педагогических задач и реализации разных педагогических ролей учителя: классного руководителя, учителя-предметника, воспитателя и т.д.
Таким образом, гендерные представления современных учителей отражают существующие в обществе стереотипы в соответствии с традиционными представлениями о маскулинности и феминности. Уровень гендерных знаний педагогов остаётся низким, гендерная культура российского образовательного пространства является своеобразным тормозом на пути построения гражданского общества. Отсутствие реальной образовательной политики в области гендерного равенства способствует воспроизводству в обществе гендерной дискриминации, ограничивает потенциальные возможности развития каждой личности в зависимости от пола и, в конечном счёте, тормозит продвижение страны к демократическому будущему.
В сложившейся ситуации необходимо использовать разнообразные механизмы продвижения гендерной парадигмы в школьном образовании. Повышение гендерной культуры педагогов должно способствовать освобождению от гендерных стереотипов, осуществлению основной задачи образования - воспитания свободной, критично мыслящей, творческой личности.
Подобные работы
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ПРОСВЕЩЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-САЙТА «РАЗВИВАЕМ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В
УСЛОВИЯХ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Гендерные аспекты взаимодействия социальных работников и клиентов
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОБРАЗ ДЕТЕЙ С ОВЗ У ПЕДАГОГОВ С РАЗНОЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТЬЮ К ИНКЛЮЗИВНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019



