Особенности организации предметно-пространственной городской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья
|
Введение 3
Глава 1 Особенности организации предметно -пространственной городской среды для людей с ограниченными возможностями
1.1 Теоретико-методологические основы формирования доступной
среды для лиц с ограниченными возможностями 6
1.2 Система социальной помощи детям с ограниченными
возможностями 16
Выводы по первой главе 24
Глава 2 Анализ особенностей организации предметнопространственной городской среды для людей с ограниченными возможностями
2.1 Оптимизация методики социальной работы социальной работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья в г. Казань 29
2.2 Создание дизайн - проекта предметно-пространственной городской среды города Казани, улицы Девятаева для людей с ограниченными
возможностями здоровья 35
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 50
Приложения
Глава 1 Особенности организации предметно -пространственной городской среды для людей с ограниченными возможностями
1.1 Теоретико-методологические основы формирования доступной
среды для лиц с ограниченными возможностями 6
1.2 Система социальной помощи детям с ограниченными
возможностями 16
Выводы по первой главе 24
Глава 2 Анализ особенностей организации предметнопространственной городской среды для людей с ограниченными возможностями
2.1 Оптимизация методики социальной работы социальной работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья в г. Казань 29
2.2 Создание дизайн - проекта предметно-пространственной городской среды города Казани, улицы Девятаева для людей с ограниченными
возможностями здоровья 35
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 50
Приложения
Проблема доступности и комфортности городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в российском обществе начала обсуждаться сравнительно недавно - с конца 90-х годов ХХ века.
Исторически социальная политика в России, ориентированная на лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, строится на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, ограничение возможностей жизнедеятельности рассматривается как недуг, заболевание, патология. Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция человека с ограниченными возможностями от общества, обучение и трудоустройство в специализированных заведениях, развитие у него пассивно -иждивенческих жизненных ориентаций. В настоящий момент нет четкого общепринятого смыслового наполнения данного понятия- именно это является актуальность темы.
В некоторых источниках оно используется в качестве «политкорректного» синонима понятию «инвалид». Тем не менее, постепенно общество переходит к расширительной трактовке этого понятия, и начинает включать в число «людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности» более широкий круг лиц, включая беременных женщин, лиц, с краткосрочными ухудшением здоровья, престарелых и т.п. Степень научной разработанности проблемы - изучением данной проблемы занимались многие ученые такие как: Халатова Е.И которая рассматривала социальную работу с инвалидами, Ярская Е.Р., Холостова Е.И и т.д., т.е. данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально.
Цель работы - разработать проект предметно-пространственной городской среды для людей с ограниченными возможностями в городе Казани на улице Девятова.
Задачи исследования:
1. Анализ имеющейся нормативно -правовой базы, регламентирующей доступность и комфортность городской среды для лиц с ограниченными
возможностями жизнедеятельности;
2. Анализ мер, принимаемых для обеспечения необходимого уровня доступности и комфортности городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
3. Изучение и анализ мнения лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, проживающих в г. Казани, о создании доступной и комфортной городской среды;
4. Разработка предложений и рекомендаций по повышению доступности и комфортности городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Объектом данного исследования являются лица, с ограниченными возможностями здоровья, являющиеся жителями г. Казани, предметом - во создание дизайн-проекта доступной и комфортной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав включающих параграфы, заключения, списка используемых источников и литературы, приложения.
Число инвалидов увеличивается каждый год, в связи с этим, в сегодняшних условиях интеграция инвалидов в общество посредством обеспечения доступной среды жизнедеятельности, приобретает приоритетное значение. Инфраструктура наших городов не приспособлена для людей с ограничениями здоровья. Проблемы обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов можно решить только при активном межведомственном взаимодействии. Главная функция межведомственного взаимодействия состоит в определении конкретных задач, построении контактов, объединении усилий, с целью полноценной их реализации.
Степень научной разработанности: весомый вклад в изучение проблем инвалидов в обществе был внесен работами таких известных российских исследователей как Е.И. Холостовой, А.В. Гостюшина, Т.А. Добровольской, А.В. Кузнецовой, А.И. Осадчих и многих других. Специалисты указывают на то, что современная ситуация в сфере доступной среды ставит инвалидов в очень сложные условия. Проблемами формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов (жилая среда, образовательная, градостроительная) занимались М.Ю. Кеслер, Ю.В. Колосов, Л.А. Викторова, Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. Аспекты управления учреждениями социальной сферы отражены в работах Е.И. Холостовой, Л.В. Топчего и др.
Исторически социальная политика в России, ориентированная на лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, строится на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, ограничение возможностей жизнедеятельности рассматривается как недуг, заболевание, патология. Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция человека с ограниченными возможностями от общества, обучение и трудоустройство в специализированных заведениях, развитие у него пассивно -иждивенческих жизненных ориентаций. В настоящий момент нет четкого общепринятого смыслового наполнения данного понятия- именно это является актуальность темы.
В некоторых источниках оно используется в качестве «политкорректного» синонима понятию «инвалид». Тем не менее, постепенно общество переходит к расширительной трактовке этого понятия, и начинает включать в число «людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности» более широкий круг лиц, включая беременных женщин, лиц, с краткосрочными ухудшением здоровья, престарелых и т.п. Степень научной разработанности проблемы - изучением данной проблемы занимались многие ученые такие как: Халатова Е.И которая рассматривала социальную работу с инвалидами, Ярская Е.Р., Холостова Е.И и т.д., т.е. данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально.
Цель работы - разработать проект предметно-пространственной городской среды для людей с ограниченными возможностями в городе Казани на улице Девятова.
Задачи исследования:
1. Анализ имеющейся нормативно -правовой базы, регламентирующей доступность и комфортность городской среды для лиц с ограниченными
возможностями жизнедеятельности;
2. Анализ мер, принимаемых для обеспечения необходимого уровня доступности и комфортности городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
3. Изучение и анализ мнения лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, проживающих в г. Казани, о создании доступной и комфортной городской среды;
4. Разработка предложений и рекомендаций по повышению доступности и комфортности городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Объектом данного исследования являются лица, с ограниченными возможностями здоровья, являющиеся жителями г. Казани, предметом - во создание дизайн-проекта доступной и комфортной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав включающих параграфы, заключения, списка используемых источников и литературы, приложения.
Число инвалидов увеличивается каждый год, в связи с этим, в сегодняшних условиях интеграция инвалидов в общество посредством обеспечения доступной среды жизнедеятельности, приобретает приоритетное значение. Инфраструктура наших городов не приспособлена для людей с ограничениями здоровья. Проблемы обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов можно решить только при активном межведомственном взаимодействии. Главная функция межведомственного взаимодействия состоит в определении конкретных задач, построении контактов, объединении усилий, с целью полноценной их реализации.
Степень научной разработанности: весомый вклад в изучение проблем инвалидов в обществе был внесен работами таких известных российских исследователей как Е.И. Холостовой, А.В. Гостюшина, Т.А. Добровольской, А.В. Кузнецовой, А.И. Осадчих и многих других. Специалисты указывают на то, что современная ситуация в сфере доступной среды ставит инвалидов в очень сложные условия. Проблемами формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов (жилая среда, образовательная, градостроительная) занимались М.Ю. Кеслер, Ю.В. Колосов, Л.А. Викторова, Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. Аспекты управления учреждениями социальной сферы отражены в работах Е.И. Холостовой, Л.В. Топчего и др.
Исходя из цели нашей работы, определения современных тенденций межведомственного взаимодействия по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов, сформулированы следующие выводы.
В определении понятия инвалид, мы своей работе опирались на основы Российского законодательства. Согласно этому, инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». На основании изученных и проанализированных теоретико-правовых основ организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов, важнейшим условием и средством обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности. Доступная среда жизнедеятельности выступает средством борьбы с социальной изоляцией инвалидов.
Современные подходы к инвалидности и инвалидам характеризуются как результат сложных и неоднозначных тенденций развития общества на протяжении длительного периода.
В Конвенции о правах инвалидов, разработанной в ООН, прописан так называемый социальный подход к инвалидности. Исходя из проанализированных подходов к инвалидности и инвалидам во всем мире, человек с ограниченными возможностями способен к независимой, самостоятельной жизнедеятельности.
Основными направлениями и особенностями по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов в Российской Федерации являются: ориентация на устранении всевозможных барьеров, возникающих перед людьми с ограниченными возможностями, развитие технологий в сфере доступной среды. На сегодняшний день основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов только начинают разрабатываться.
Основным направлением межведомственного взаимодействия по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов должно стать применение системного, программно-целевого подхода к решению проблем, с объединением усилий органов власти и учреждений различной ведомственной принадлежности.
На основании проведенного в нашей работе исследования проблем межведомственного взаимодействия по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов на муниципальном уровне, разработана модель, в которой решаются проблемы доступности городской среды.
В рамках дипломной работы, поставленная во введении цель дипломной работы достигнута, а исследовательские задачи выполнены. Их выполнение в итоге подтверждает гипотезу о том, что в современных условиях развитие доступной среды преобразуется в социологическую задачу. Проектирование является объективным научным и практическим средством для развития благоприятной доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В определении понятия инвалид, мы своей работе опирались на основы Российского законодательства. Согласно этому, инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». На основании изученных и проанализированных теоретико-правовых основ организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов, важнейшим условием и средством обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности. Доступная среда жизнедеятельности выступает средством борьбы с социальной изоляцией инвалидов.
Современные подходы к инвалидности и инвалидам характеризуются как результат сложных и неоднозначных тенденций развития общества на протяжении длительного периода.
В Конвенции о правах инвалидов, разработанной в ООН, прописан так называемый социальный подход к инвалидности. Исходя из проанализированных подходов к инвалидности и инвалидам во всем мире, человек с ограниченными возможностями способен к независимой, самостоятельной жизнедеятельности.
Основными направлениями и особенностями по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов в Российской Федерации являются: ориентация на устранении всевозможных барьеров, возникающих перед людьми с ограниченными возможностями, развитие технологий в сфере доступной среды. На сегодняшний день основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов только начинают разрабатываться.
Основным направлением межведомственного взаимодействия по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов должно стать применение системного, программно-целевого подхода к решению проблем, с объединением усилий органов власти и учреждений различной ведомственной принадлежности.
На основании проведенного в нашей работе исследования проблем межведомственного взаимодействия по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов на муниципальном уровне, разработана модель, в которой решаются проблемы доступности городской среды.
В рамках дипломной работы, поставленная во введении цель дипломной работы достигнута, а исследовательские задачи выполнены. Их выполнение в итоге подтверждает гипотезу о том, что в современных условиях развитие доступной среды преобразуется в социологическую задачу. Проектирование является объективным научным и практическим средством для развития благоприятной доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКОТЕКИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия преподавания истории и обществознания обучающимся с нарушением зрения в образовательной среде малокомплектной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ЛЕПКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖАНРАХ ЖИВОПИСИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПРАКТИК ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ТЕРРИТОРИИ ПОСЁЛКА ПРОХОРОВКА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018



