Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования национальной культуры у подростков 7
1.1. Формирование национальной культуры у подростков как
педагогическая проблема, возрастные и психологические особенности подростка 7
1.2. Принципы организации предметно-пространственной среды
образовательного учреждения средствами ДПИ как способа
формирования национальной культуры у подростков 11
Выводы по 1 главе 31
Глава 2 Методологические аспекты формирования национальной
культуры у подростков в образовательных учреждениях 33
2.1. Технологии, особенности и методы создания декоративного панно как средство формирования национальной культуры у подростков 33
2.2. Дизайн проект создания декоративного панно для интерьера МБОУ гимназия п.г.т. Богатые Сабы как средство формирования национальной
культуры у подростков 46
Выводы по II главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы: 56
Приложения 59
Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. По мере развития эмоционально-чувственного восприятия мира подросток познает все более широкие грани искусства, приобретает необходимые знания, умения и навыки творческого самовыражения. Ко времени осознанного отношения к действительности его память должна быть заполнена разнообразными художественными впечатлениями, образами, представлениями. Подобное воспитание дает не только разностороннюю комплексную ориентацию в культурной сфере, но и открывает простор для проявления индивидуальных интересов, склонностей, способностей. Так постепенно в сознании человека складывался культурный иммунитет, основанный на традициях определенной культуры (этнической,
национальной) и органично соответствующий определенной фазе исторического и социально-экономического развития общества. Понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей - наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм.
Особая роль в художественном воспитании принадлежит искусству. Среди разных видов изобразительного искусства, особая роль отводится
народному декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство.
Актуальность темы исследования состоит в том, что реалии сегодняшнего дня полны острых и неразрешимых противоречий связанных с наступлением «массовой культуры» отрицательно влияющие на сознание и нравственные представления подростков. Поэтому порой сегодня остро стоит задача сохранения и возрождения осознания принадлежности к своему народу, к своим корням и формирования национальной культуры.
Например, в Законе «Об образовании» одной из образовательных областей выделяет единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства [ст.2].
Проблему национальной культуры в своих работах рассмотрели такие известные ученые и психологи, как Шпикалова Т. Я., Поровская Г. А., В.В. Давыдов, А.В. Брушлинский, П.М. Якобсон, Я.В. Пономарев.
В исследованиях Рондели Л.Д., Ветлугина Н.А., Б.Г. Лукьянова, В.К. Лебедко, И.М. Рязанцевой и В.С Кузина, можно увидеть отдельные подходы национальной культуры, как специфического своеобразного обобщения в художественном творчестве, а именно изобразительной деятельности студентов художественных учебных заведений.
Объект исследования: процесс формирования национальной
культуры у подростков.
Предмет исследования: создание декоративного панно для интерьера образовательного учреждения как средства формирования национальной культуры у подростков.
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование процесса формирования национальной культуры у подростков на примере создания декоративного панно для интерьера образовательного учреждения в технике кожаная мозаика.
Исходя из объекта, предмета и цели, выдвигаем следующую гипотезу исследования: создание декоративного панно для декорирования интерьера образовательного учреждения является эффективным средством для формирования национальной культуры у подростков.
Исходя из поставленной цели, предмета, объекта и гипотезой исследования, сформулированы следующие задачи:
1) изучить педагогическую и методическую литературу ;
2) выявить особенности и рассмотреть формирование национальной культуры у подростков, как педагогическую проблему.
3) определить содержание, формы и методы для формирования национальной культуры у подростков средствами ДПИ образовательном учреждении;
4) Систематизировать специфику формирования национальной культуры у подростков средствами декорирования интерьера (кожаная мозаика).
5) Разработать и создать дизайн-проект декоративного панно «Язгы жыр» для интерьера образовательного учреждения в технике кожаная мозаика.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических основ по формированию национальной культуры у подростков средствами создания изделий для интерьера общеобразовательного учреждения.
Методы исследования: теоретический анализ философской,
психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта;
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые включают выводы, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении определена актуальность темы, цель, гипотеза, объект, предмет исследования, раскрыты теоретическая и практическая значимость работы, обозначены методы и этапы исследования.
Традиционные ремесло Татарстана узорная кожаная мозаика -является основой художественной культуры татар и уникальным кладезем искусства мастеров. В настоящее время важным является сохранение и передача потомкам этой особенности национального искусства, не искажая язык орнаментальных мотивов, которые определяют великое наследие древнейшей истории.
Интерес к народному художественному промыслу, ставшей общероссийской тенденцией, способствовал развитию законодательной базы. Благодаря реализации государственных программ поддержки промыслов, а также активной предпринимательской деятельности.
Сегодня эти результаты, мы наблюдаем на различных современных выставках, как результат сотрудничества искусствоведов, исследователей татарского искусства, художников-практиков и предпринимателей, которые создали уникальную возможность собирания и интерпретации старинных орнаментов и технических приемов народного творчества.
В выпускной квалификационной работе подробно освещались историкохудожественные развития событий, повлиявшие на формирование уникального художественного ремесла кожаной мозаики, развитие ее стилистических особенностей орнаментальных композиций, впоследствии стало возможным разработка объектов предметно- пространственной среды в технике кожаной мозаики.
Изучив технологию выполнения кожаной мозаики, ее орнаментально - стилистические особенности стало возможным выполнение декоративного панно в технике кожаной мозаики, в национальном стиле, который будет являться прекрасным украшением. Тема уникального татарского ремесла в дизайне интерьера - истинная ценность в оформлении предметно - пространственной среды, что позволяет более подробно ознакомится с древней техникой, тактильно ощутить всю красоту "казанского" шва, выполненного вручную.
За время выпускной квалификационной работы поставленная цель была выполнено: теоретическое и практическое обоснование процесса
формирования национальной культуры у подростков на примере создания декоративного панно для интерьера образовательного учреждения в технике кожаная мозаика и решены поставленные задачи:
1) изучена педагогическая и методическая литература ;
2) выявлены особенности и рассмотрены аспект формирования национальной культуры у подростков, как педагогической проблемы.
3) определены содержание, формы и методы для формирования национальной культуры у подростков средствами ДПИ образовательном учреждении;
4) Систематизированы специфика формирования национальной культуры у подростков средствами декорирования интерьера (кожаная мозаика).
5) Разработан и создан дизайн-проект декоративного панно «Язгы жыр»» для интерьера образовательного учреждения в технике кожаная мозаика. И соответственно, подтверждена выдвинутая нами гипотеза: что создание декоративного панно для декорирования интерьера образовательного учреждения будет эффективным средством для формирования национальной культуры у подростков.
Надеемся, что наша работа послужит источником новых творческих идей, будет использована кафедрой изобразительного искусства и дизайна на конкурсах различного уровнях в номинации декоративно-прикладное творчество и заинтересует широкий круг почитателей татарского искусства и практикующих дизайнеров.
1. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент - Казань: Тат.изд-во, 2002, 302с
2. Валеева-Сулейманова Г.Ф./ Хайбрахманова С.К./Шагеева Р.Г. Татдеко. Декоративное искусство Татарстана(1920-е - 1990-е годы) - Казань: "Туран Арт", 2012, 219с.
3. Валеев Ф.Х./ Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии - Казань: Тат.изд-во, 1987, 204с.
4. Емохонова Л.Г Художественная культура ислама - М: Русское слово, 2011, 265с.
5. Гулова Татарская национальная обувь. Искусство кожаной мозаики- Казань: Тат.изд-во, 1983, 72с
6. Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) Национальный музей Республики Татарстан //Доклады 2 Международного симпозиума "Художественная обработка кожи у тюркских народов" Казань 19-20 сентября 2014 г.
7. Масиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов // Арабская средневековая культура и литература - М, 1978, 356с.
8. Резванова Л.Н./ Прохоров В.Т.,/Щербакова Н.В./Осина Т.М.Технология кожгалантерейных и шорно-седельных изделий, Учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2008, 420с.
9. Ремпель Л.И. Изобразительный канон и стилистика формы на Среднем Востоке // Искусство Среднего Востока. -М ,1978, 307с.
10. Саттарова Л.И. Казанская узорная кожа - М.: Культура и традиции, 2004, 160с.
11. СаттароваЛ.И. Сэхтиян читек, саурый Y^S -Казан: Заман, 2013, 145с.
12. Фокина Л.В. Орнамент: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2007, 319с.
13. Фокина Л.В. История декоративно- прикладного искусства - Ростов н/Д, 2009, 402с.
14. Хакимов Рафаэль Тартарика. Этнография- Казань/Москва: изд. Феория, 2008, 864с
15. Шаймиев М.Ш. Выразительность, мастерство и духовная наполненность всегда отличали наши промыслы // Российские промыслы. - 2001. - №67.
16.Червонная С.М. Искусство Татарии. - М., 1987, 215с.
17.Эдоков А.В. Декоративно- прикладное искусство Алтая- Горно-Алтайск, 2006, 180с.
18. Ганьшина Г.В. Возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел //Изучение народных художественных промыслов/раздел искусство, искусствоведение №3, 2011
19. Гузель Валеева-Сулейманова .Мусульманское искусство татар Среднего Поволжья: истоки и развитие//Публикации Института истории АН РТ по тематическим разделам. Архив и новейшие издания./Татарское национальное искусство: к проблеме этнокультурного единства, №31
20. ДаниловаО.Н. Проблемы использования этнической орнаментики в современном костюме / Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН //Россия и АТР, 2006. т.№ 4.-С.134-146
21. Сираева А.К. Кожаная мозаика и ее особенности в творчестве профессиональных художников/Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы //Москва, 2012, УДК008, ББК 71, 67с.
22. Сираиева А.К.Проблемы развития современного декоративно- прикладного искусства в Татарстане и государственная политика в этой области //Вестник ТГГПУ.2011 .№4(26) УДК745(470.41-РТ)
23. Сираиева А.К.Современное декоративно- прикладное искусство Татарстана// Филология и культура №26, 2011 УДК: 745(470.41-РТ)
24. Сираиева А.К.Художественно-стилевые тенденции в развитии кожаной мозаики в Татарстане/Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы //Москва, 2012, УДК008, ББК 71, 93с.
б)
25. [Электронный ресурс]: http://izo-museum.ru/ Художественные сокровища Татарстана: «Татарское декоративно-прикладное искусство Республики Татарстан»