РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА
|
Введение 3
Глава 1. Развитие певческого голоса как психолого-педагогическая проблема 10
1.1. Поставленный певческий голос как профессионально значимое качество будущего педагога-музыканта 10
1.2. Педагогический потенциал вокального репертуара в развитии певческого голоса будущего педагога-музыканта 20
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование развития певческого голоса будущего педагога-музыканта в процессе изучения вокального репертуара 29
2.1. Разработка учебно-методического пособия по развитию певческого голоса будущего педагога-музыканта «От фольклора - к классике» 29
2.2. Оценка эффективности развития певческого голоса будущего педагога-музыканта с использованием учебно-методического пособия
«От фольклора - к классике» 37
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 57
Глава 1. Развитие певческого голоса как психолого-педагогическая проблема 10
1.1. Поставленный певческий голос как профессионально значимое качество будущего педагога-музыканта 10
1.2. Педагогический потенциал вокального репертуара в развитии певческого голоса будущего педагога-музыканта 20
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование развития певческого голоса будущего педагога-музыканта в процессе изучения вокального репертуара 29
2.1. Разработка учебно-методического пособия по развитию певческого голоса будущего педагога-музыканта «От фольклора - к классике» 29
2.2. Оценка эффективности развития певческого голоса будущего педагога-музыканта с использованием учебно-методического пособия
«От фольклора - к классике» 37
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 57
Актуальность исследования. Социально-экономические, политические и культурно-ценностные преобразования в российском обществе предъявляют высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов. Совершенствование образовательного процесса в современной школе связано с усилением направленности учащихся к духовным, нравственным, эстетическим ценностям. В этом процессе свою уникальную роль призван выполнять педагог- музыкант как носитель культурных традиций и специалист в области музыкально-эстетического воспитания детей.
Федеральным законом «О культуре в Российской Федерации» от 23 января 2015 года в разделе 1.3 определена необходимость эстетического воспитания, художественного образования, а также выявление, изучение, сохранение, популяризация обычаев и обрядов, фольклора, педагогическая деятельность, распространение знаний и информации в области культуры [56].
Практика подтверждает, что в настоящее время интерес к музыкальному искусству у детей и школьников преимущественно проявляется в стремлении к освоению различных форм вокального искусства: сольное, ансамблевое, хоровое исполнительство. Растет количество певческих коллективов, организуются многочисленные вокальные школы, студии, открываются вокальные классы в системе общего и дополнительного музыкального образования, где учащиеся могут выбрать для творческого развития любые разновидности вокального исполнительства - академическое, эстрадное, джазовое, народное пение. Возрастает популярность детских вокальных конкурсов, что также подтверждает интерес подрастающего поколения к данному виду творчества.
Исследования таких педагогов-музыкантов как Э.Б. Абдуллин,
О.А. Апраксина, В.В. Емельянов, Д.Е. Огороднов, Е.П. Стулова и др. указывают
на особую роль пения в системе музыкально-эстетического воспитания детей.
Ученые подчеркивают, что певческая деятельность оказывает положительное
воздействие на формирование личности ребенка, развивая его художественный вкус, воспитывая эстетическую культуру воздействуя на эмоциональную сферу.
Структура профессиональной деятельности педагога-музыканта в школе, в отличие от преподавателей других дисциплин, предполагает как педагогический, так и музыкально-исполнительский компоненты. При этом музыкальное исполнительство является важнейшим показателем его
педагогической культуры. На данную особенность профессии педагога- музыканта указывали О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский и др. выдающиеся деятели общего музыкального образования, которые видели педагогическое воздействие на учащихся именно музыкально-исполнительской деятельности преподавателя.
Значимость формирования исполнительской культуры педагога- музыканта повышается в аспекте компетентностного подхода в профессиональной подготовке в интересах обеспечения более высокого уровня музыкально-эстетического воспитания школьников. При этом специального и целенаправленного внимания заслуживает такой компонент профессиональной компетентности педагога-музыканта, как владение певческим голосом, развитие которого происходит в процессе освоения вокального репертуара.
Однако изучение сложившейся практики довузовской вокальной подготовки показывает, что зачастую в образовательных учреждениях главное внимание направлено на развитие вокально-технических качеств певческого голоса, когда при подборе вокального репертуара нарушается педагогический принцип постепенности и последовательности, произведения выбираются без учета голосовых и возрастных возможностей учащихся. При этом на начальном этапе обучения недостаточно используется педагогический потенциал народнопевческих традиций.
Степень изученности проблемы. В качестве теоретических предпосылок для осмысления педагогической сущности проблемы развития певческого голоса будущего педагога-музыканта в процессе вокального исполнительства были рассмотрены следующие результаты ранее проводившихся исследований.
В трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохора, Б.Л. Яворского и др. вокальное творчество рассматривается как важный фактор духовно-эстетического воспитания и образования.
Вопросы вокальной подготовки будущих педагогов-музыкантов затрагиваются в трудах О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г.Арчажниковой, Л.А. Баренбойма, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского и др.
Вокальная подготовка включает знания о строении голосового аппарата, техники певческого дыхания, звукоизвлечения, звуковедения и т.д. Данные вопросы изложены в методических трудах зарубежных педагогов М. Гарсиа, Ф. Ламперти и др., основоположников русской вокальной школы М.И. Глинки, А.Е. Варламова, Г. Ломакина и др.
Имеется ряд фундаментальных исследований, посвященных истории, теории, методологии вокальной педагогики (Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, Л.Б. Дмитриев, М.Л. Львов, И.К. Назаренко, В.И. Юшманов и др.).
Различные аспекты развития певческого голоса будущих педагогов- музыкантов исследованы Е.М. Барвинской, Е.А. Баженовой, В.В. Емельяновым, Д.Е. Огородновым, О.Е. Плехановой, Г.П. Стуловой и др.
Неисчерпаемые возможности музыкальной культуры, богатейшее вокальное наследие каждого народа содержит высокий духовно-нравственный потенциал. Проблемам развития певческого голоса и вокально-эстетического воспитания детей на основе народного творчества посвящены работы Л.Л. Алексеевой, Т.В. Шастиной, Л.В. Шаминой и др.
Имеются работы и научные исследования, в которых уделялось внимание применению фольклора в музыкальном образовании (Н.Х. Нургаянова, С.И.Раимова, З.М. Явгильдина и др.).
В результате изучения теоретических материалов по теме исследования было выявлено противоречие между большой изученностью процесса подготовки в области вокально-исполнительского мастерства и недостаточной разработанностью методического обеспечения на основе использования педагогического потенциала вокального репертуара, способствующего достижению высокого уровня развития певческого голоса будущего педагога- музыканта.
На основании данного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы особенности развития певческого голоса будущего педагога-музыканта и его методическое сопровождение в процессе изучения вокального репертуара.
Исходя из вышесказанного, была определена тема выпускной квалификационной работы: «Развитие певческого голоса будущего педагога- музыканта в процессе изучения вокального репертуара».
Целью данной работы является разработка теоретических оснований развития певческого голоса будущего педагога-музыканта и методического обеспечения данного процесса на основе изучения вокального репертуара.
Объект исследования: вокальная подготовка студентов - будущих педагогов-музыкантов.
Предмет исследования: развитие певческого голоса будущего педагога- музыканта в процессе изучения вокального репертуара.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие певческого голоса будущего педагога-музыканта в процессе изучения вокального репертуара будет проходить эффективней, если:
- процесс вокальной подготовки будет строиться с учетом психолого-педагогические особенностей развития певческого голоса будущего педагога- музыканта;
- актуализирован педагогический потенциал вокального репертуара в процессе развития певческого голоса как профессионально значимого качества будущего педагога-музыканта;
- использовано учебно-методическое пособие «От фольклора - к классике», обеспечивающее положительную динамику развития певческого голоса будущего педагога-музыканта.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Выявить психолого-педагогические аспекты развития певческого голоса будущего педагога-музыканта.
2. Раскрыть педагогический потенциал вокального репертуара в процессе развития певческого голоса будущего педагога-музыканта.
3. Разработать учебно-методическое пособие «От фольклора - к классике», обеспечивающее положительную динамику развития певческого голоса будущего педагога-музыканта.
4. Провести апробацию учебно-методического пособия «От фольклора - к классике» по развитию певческого голоса будущего педагога-музыканта.
Методологической основой данного исследования явились труды отечественных и зарубежных учёных, посвященные вокально-педагогическим проблемам, проблемам акустики, физиологии вокального аппарата, психологии человека, его нервно-психической деятельности:
- в общей педагогике и психологии - положения, выдвинутые классиками: Л.С. Выготским, К.Д. Ушинским, ведущими современными учеными - Э.Б. Абдуллиным, И.Ю. Алиевым, Л.И. Божович, Л.С. Зориловой, Г.В. Иванченко, А.Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, А. И. Щербаковой;
- в экспериментальной педагогике и психологии - на теорию естественного эксперимента А. Ф. Лазурского, а также на труды немецкого исследователя Э. Ноэль, на философско-психологическую теорию невербальной коммуникации В. П. Морозова, на отдельные аспекты теории функциональных систем П.К. Анохина.
В процессе работы использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез философской, методологической, педагогической, научно-методической, музыкально-педагогической, вокально-методической литературы; педагогический анализ вокального репертуара; педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ результатов опытно-экспериментальной работы с помощью статистических методов и информационных технологий.
Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыты психолого-педагогические аспекты развития певческого голоса будущего педагога- музыканта.
Теоретическая значимость заключается в том, что представлено теоретическое обоснование педагогического потенциала вокального репертуара в развитии певческого голоса будущего педагога-музыканта.
Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования, в частности, учебно-методическое пособие «От фольклора - к классике», могут быть использованы учителями музыки общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного музыкального образования, а также студентами средних и высших музыкальных учебных заведений в процессе профессиональной подготовки.
Этапы исследования:
Первый этап (2014-2015) - сбор, изучение, анализ, обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение особенностей постановки певческого голоса, физиологии голосового аппарата.
Второй этап (2016-2017) - выявление педагогического потенциала вокального репертуара в развитии певческого голоса как профессионально значимого качества будущего педагога-музыканта; разработка учебно-методического пособия «От фольклора - к классике» для развития певческого голоса будущего педагога-музыканта.
Третий этап (2018-2019) - апробация учебно-методического пособия «От фольклора- к классике» в процессе развития певческого голоса будущего педагога-музыканта, анализ и обобщение результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы.
Структура. Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, включающие четыре параграфа, заключение, список литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, его новизна, теоретическая и практическая, значимость, формулируются цель и задачи работы, объект и предмет, ставится гипотеза исследования, осуществляется обзор литературы по теме.
В первой главе на основе изученной литературы поставленный певческий голос рассматривается как значимое качество профессиональной культуры будущего педагога-музыканта; обосновывается педагогический потенциал вокального репертуара в развитии певческого голоса.
Во второй главе представлен процесс разработки и апробации учебно-методического пособия «От фольклора - к классике»; проанализированы ход и результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении обобщены основные теоретические положения, подводятся итоги проведенного исследования.
В приложении содержится учебно-методическое пособие «От фольклора- к классике»; практический и диагностический материал, используемый в опытно-экспериментальной работе.
Федеральным законом «О культуре в Российской Федерации» от 23 января 2015 года в разделе 1.3 определена необходимость эстетического воспитания, художественного образования, а также выявление, изучение, сохранение, популяризация обычаев и обрядов, фольклора, педагогическая деятельность, распространение знаний и информации в области культуры [56].
Практика подтверждает, что в настоящее время интерес к музыкальному искусству у детей и школьников преимущественно проявляется в стремлении к освоению различных форм вокального искусства: сольное, ансамблевое, хоровое исполнительство. Растет количество певческих коллективов, организуются многочисленные вокальные школы, студии, открываются вокальные классы в системе общего и дополнительного музыкального образования, где учащиеся могут выбрать для творческого развития любые разновидности вокального исполнительства - академическое, эстрадное, джазовое, народное пение. Возрастает популярность детских вокальных конкурсов, что также подтверждает интерес подрастающего поколения к данному виду творчества.
Исследования таких педагогов-музыкантов как Э.Б. Абдуллин,
О.А. Апраксина, В.В. Емельянов, Д.Е. Огороднов, Е.П. Стулова и др. указывают
на особую роль пения в системе музыкально-эстетического воспитания детей.
Ученые подчеркивают, что певческая деятельность оказывает положительное
воздействие на формирование личности ребенка, развивая его художественный вкус, воспитывая эстетическую культуру воздействуя на эмоциональную сферу.
Структура профессиональной деятельности педагога-музыканта в школе, в отличие от преподавателей других дисциплин, предполагает как педагогический, так и музыкально-исполнительский компоненты. При этом музыкальное исполнительство является важнейшим показателем его
педагогической культуры. На данную особенность профессии педагога- музыканта указывали О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский и др. выдающиеся деятели общего музыкального образования, которые видели педагогическое воздействие на учащихся именно музыкально-исполнительской деятельности преподавателя.
Значимость формирования исполнительской культуры педагога- музыканта повышается в аспекте компетентностного подхода в профессиональной подготовке в интересах обеспечения более высокого уровня музыкально-эстетического воспитания школьников. При этом специального и целенаправленного внимания заслуживает такой компонент профессиональной компетентности педагога-музыканта, как владение певческим голосом, развитие которого происходит в процессе освоения вокального репертуара.
Однако изучение сложившейся практики довузовской вокальной подготовки показывает, что зачастую в образовательных учреждениях главное внимание направлено на развитие вокально-технических качеств певческого голоса, когда при подборе вокального репертуара нарушается педагогический принцип постепенности и последовательности, произведения выбираются без учета голосовых и возрастных возможностей учащихся. При этом на начальном этапе обучения недостаточно используется педагогический потенциал народнопевческих традиций.
Степень изученности проблемы. В качестве теоретических предпосылок для осмысления педагогической сущности проблемы развития певческого голоса будущего педагога-музыканта в процессе вокального исполнительства были рассмотрены следующие результаты ранее проводившихся исследований.
В трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохора, Б.Л. Яворского и др. вокальное творчество рассматривается как важный фактор духовно-эстетического воспитания и образования.
Вопросы вокальной подготовки будущих педагогов-музыкантов затрагиваются в трудах О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г.Арчажниковой, Л.А. Баренбойма, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского и др.
Вокальная подготовка включает знания о строении голосового аппарата, техники певческого дыхания, звукоизвлечения, звуковедения и т.д. Данные вопросы изложены в методических трудах зарубежных педагогов М. Гарсиа, Ф. Ламперти и др., основоположников русской вокальной школы М.И. Глинки, А.Е. Варламова, Г. Ломакина и др.
Имеется ряд фундаментальных исследований, посвященных истории, теории, методологии вокальной педагогики (Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, Л.Б. Дмитриев, М.Л. Львов, И.К. Назаренко, В.И. Юшманов и др.).
Различные аспекты развития певческого голоса будущих педагогов- музыкантов исследованы Е.М. Барвинской, Е.А. Баженовой, В.В. Емельяновым, Д.Е. Огородновым, О.Е. Плехановой, Г.П. Стуловой и др.
Неисчерпаемые возможности музыкальной культуры, богатейшее вокальное наследие каждого народа содержит высокий духовно-нравственный потенциал. Проблемам развития певческого голоса и вокально-эстетического воспитания детей на основе народного творчества посвящены работы Л.Л. Алексеевой, Т.В. Шастиной, Л.В. Шаминой и др.
Имеются работы и научные исследования, в которых уделялось внимание применению фольклора в музыкальном образовании (Н.Х. Нургаянова, С.И.Раимова, З.М. Явгильдина и др.).
В результате изучения теоретических материалов по теме исследования было выявлено противоречие между большой изученностью процесса подготовки в области вокально-исполнительского мастерства и недостаточной разработанностью методического обеспечения на основе использования педагогического потенциала вокального репертуара, способствующего достижению высокого уровня развития певческого голоса будущего педагога- музыканта.
На основании данного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы особенности развития певческого голоса будущего педагога-музыканта и его методическое сопровождение в процессе изучения вокального репертуара.
Исходя из вышесказанного, была определена тема выпускной квалификационной работы: «Развитие певческого голоса будущего педагога- музыканта в процессе изучения вокального репертуара».
Целью данной работы является разработка теоретических оснований развития певческого голоса будущего педагога-музыканта и методического обеспечения данного процесса на основе изучения вокального репертуара.
Объект исследования: вокальная подготовка студентов - будущих педагогов-музыкантов.
Предмет исследования: развитие певческого голоса будущего педагога- музыканта в процессе изучения вокального репертуара.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие певческого голоса будущего педагога-музыканта в процессе изучения вокального репертуара будет проходить эффективней, если:
- процесс вокальной подготовки будет строиться с учетом психолого-педагогические особенностей развития певческого голоса будущего педагога- музыканта;
- актуализирован педагогический потенциал вокального репертуара в процессе развития певческого голоса как профессионально значимого качества будущего педагога-музыканта;
- использовано учебно-методическое пособие «От фольклора - к классике», обеспечивающее положительную динамику развития певческого голоса будущего педагога-музыканта.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Выявить психолого-педагогические аспекты развития певческого голоса будущего педагога-музыканта.
2. Раскрыть педагогический потенциал вокального репертуара в процессе развития певческого голоса будущего педагога-музыканта.
3. Разработать учебно-методическое пособие «От фольклора - к классике», обеспечивающее положительную динамику развития певческого голоса будущего педагога-музыканта.
4. Провести апробацию учебно-методического пособия «От фольклора - к классике» по развитию певческого голоса будущего педагога-музыканта.
Методологической основой данного исследования явились труды отечественных и зарубежных учёных, посвященные вокально-педагогическим проблемам, проблемам акустики, физиологии вокального аппарата, психологии человека, его нервно-психической деятельности:
- в общей педагогике и психологии - положения, выдвинутые классиками: Л.С. Выготским, К.Д. Ушинским, ведущими современными учеными - Э.Б. Абдуллиным, И.Ю. Алиевым, Л.И. Божович, Л.С. Зориловой, Г.В. Иванченко, А.Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, А. И. Щербаковой;
- в экспериментальной педагогике и психологии - на теорию естественного эксперимента А. Ф. Лазурского, а также на труды немецкого исследователя Э. Ноэль, на философско-психологическую теорию невербальной коммуникации В. П. Морозова, на отдельные аспекты теории функциональных систем П.К. Анохина.
В процессе работы использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез философской, методологической, педагогической, научно-методической, музыкально-педагогической, вокально-методической литературы; педагогический анализ вокального репертуара; педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ результатов опытно-экспериментальной работы с помощью статистических методов и информационных технологий.
Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыты психолого-педагогические аспекты развития певческого голоса будущего педагога- музыканта.
Теоретическая значимость заключается в том, что представлено теоретическое обоснование педагогического потенциала вокального репертуара в развитии певческого голоса будущего педагога-музыканта.
Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования, в частности, учебно-методическое пособие «От фольклора - к классике», могут быть использованы учителями музыки общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного музыкального образования, а также студентами средних и высших музыкальных учебных заведений в процессе профессиональной подготовки.
Этапы исследования:
Первый этап (2014-2015) - сбор, изучение, анализ, обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение особенностей постановки певческого голоса, физиологии голосового аппарата.
Второй этап (2016-2017) - выявление педагогического потенциала вокального репертуара в развитии певческого голоса как профессионально значимого качества будущего педагога-музыканта; разработка учебно-методического пособия «От фольклора - к классике» для развития певческого голоса будущего педагога-музыканта.
Третий этап (2018-2019) - апробация учебно-методического пособия «От фольклора- к классике» в процессе развития певческого голоса будущего педагога-музыканта, анализ и обобщение результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы.
Структура. Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, включающие четыре параграфа, заключение, список литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, его новизна, теоретическая и практическая, значимость, формулируются цель и задачи работы, объект и предмет, ставится гипотеза исследования, осуществляется обзор литературы по теме.
В первой главе на основе изученной литературы поставленный певческий голос рассматривается как значимое качество профессиональной культуры будущего педагога-музыканта; обосновывается педагогический потенциал вокального репертуара в развитии певческого голоса.
Во второй главе представлен процесс разработки и апробации учебно-методического пособия «От фольклора - к классике»; проанализированы ход и результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении обобщены основные теоретические положения, подводятся итоги проведенного исследования.
В приложении содержится учебно-методическое пособие «От фольклора- к классике»; практический и диагностический материал, используемый в опытно-экспериментальной работе.
Пение - важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувства, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека. Но выступление на публике, в том числе и перед школьной аудиторией, требует технических знаний, упражнений, метода и стиля, которые может дать только обучение. Недостаточно просто петь, необходимо иметь развитый певческий голос, чтобы служить искусству и сохранить голос.
Голос педагога-музыканта должен выдерживать большие нагрузки. Неправильное использование, перегрузка голосового аппарата, нарушение техники дыхания, неумение направлять голос в резонаторы, удерживать опору звука в голосоведении, несоблюдение гигиены голоса могут привести к функциональным и органическим расстройствам голоса.
Традиционной формой обучения в процессе постановки голоса будущих педагогов-музыкантов являются индивидуальные занятия, где происходит творческое взаимодействие учителя и ученика с учетом способностей и вокальных данных студентов. На начальном этапе вокальной подготовки важно выявить уровень знаний и представлений ученика о вокальном искусстве, его вокальные данные, недостатки в голосообразовании, особенности психического склада личности, направленность профессиональных интересов и т.п.
Процесс развития певческого голоса происходит в ходе практической деятельности, которые необходимо организовать так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои творческие способности, свой личностный потенциал.
При развитии певческого голоса необходим тщательно подобранный и систематизированный репертуар с использованием народной музыки, который должен служить задачам художественно-эстетического воспитания, воспитанию музыкального вкуса, профессиональному овладению певческим голосом.
Студенты должны научиться применять теоретические знания на практике. Работа по постановке голоса должна опираться на изучение теории и истории музыки, сольфеджио, педагогики вокального исполнительства, вокальной методики, техники и культуры речи и др. Таким образом, интеграция исполнительской и теоретической составляющих в процессе вокальной подготовки к работе со школьниками позволит обеспечить успешную творческую профессиональную деятельность учителя-музыканта в образовательном учреждении.
Проведенный обзор вокальных методик позволяет утверждать, что использование музыкального фольклора в ходе вокальной подготовки способствует не только развитию певческих навыков, но и позволяет овладеть такими понятиями, как музыкальность, артистизм, эмпатия, рефлексия, креативность и т.д. Всё это в комплексе, на наш взгляд, позволит достичь роста профессиональной культуры будущего педагога-музыканта.
Включение музыкального фольклора в процесс вокальной подготовки будущего педагога-музыканта играет важную роль в развитии певческого голоса, при этом оказывая влияние на формирование его личностных и профессиональных качеств.
В целом, можно сделать вывод, что разработанное учебно-методическое пособие «От фольклора - к классике» способствует:
- владению профессионально поставленным голосом;
- овладению разными видами вокальной техники для выполнения поставленных исполнительских задач;
- осмыслению исполнительской концепции, музыкальных образов, средств выразительности;
- владению основными стилями народно-певческой культуры;
- освоению репертуара на основе музыкального фольклора, необходимого для работы педагога-музыканта в различных подразделениях системы
музыкального образования;
- закреплению навыков самостоятельной работы над музыкальными произведениями;
- приобретению умений анализировать исполнение, дать устный комментарий к музыкальному произведению;
- освоению вокальной и методической литературы,
- поддержанию голоса в рабочем состоянии;
Анализ полученных данных по итогам контрольного этапа эксперимента показал, что результаты стали значительно выше, по сравнению с констатирующим. На основании полученных данных был сделан вывод о том, что разработанное учебно-методическое пособие «От фольклора - к классике» показало свою эффективность и может быть рекомендовано для дальнейшего внедрения в процесс вокальной подготовки в учреждениях общего и дополнительного музыкального образования.
Голос педагога-музыканта должен выдерживать большие нагрузки. Неправильное использование, перегрузка голосового аппарата, нарушение техники дыхания, неумение направлять голос в резонаторы, удерживать опору звука в голосоведении, несоблюдение гигиены голоса могут привести к функциональным и органическим расстройствам голоса.
Традиционной формой обучения в процессе постановки голоса будущих педагогов-музыкантов являются индивидуальные занятия, где происходит творческое взаимодействие учителя и ученика с учетом способностей и вокальных данных студентов. На начальном этапе вокальной подготовки важно выявить уровень знаний и представлений ученика о вокальном искусстве, его вокальные данные, недостатки в голосообразовании, особенности психического склада личности, направленность профессиональных интересов и т.п.
Процесс развития певческого голоса происходит в ходе практической деятельности, которые необходимо организовать так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои творческие способности, свой личностный потенциал.
При развитии певческого голоса необходим тщательно подобранный и систематизированный репертуар с использованием народной музыки, который должен служить задачам художественно-эстетического воспитания, воспитанию музыкального вкуса, профессиональному овладению певческим голосом.
Студенты должны научиться применять теоретические знания на практике. Работа по постановке голоса должна опираться на изучение теории и истории музыки, сольфеджио, педагогики вокального исполнительства, вокальной методики, техники и культуры речи и др. Таким образом, интеграция исполнительской и теоретической составляющих в процессе вокальной подготовки к работе со школьниками позволит обеспечить успешную творческую профессиональную деятельность учителя-музыканта в образовательном учреждении.
Проведенный обзор вокальных методик позволяет утверждать, что использование музыкального фольклора в ходе вокальной подготовки способствует не только развитию певческих навыков, но и позволяет овладеть такими понятиями, как музыкальность, артистизм, эмпатия, рефлексия, креативность и т.д. Всё это в комплексе, на наш взгляд, позволит достичь роста профессиональной культуры будущего педагога-музыканта.
Включение музыкального фольклора в процесс вокальной подготовки будущего педагога-музыканта играет важную роль в развитии певческого голоса, при этом оказывая влияние на формирование его личностных и профессиональных качеств.
В целом, можно сделать вывод, что разработанное учебно-методическое пособие «От фольклора - к классике» способствует:
- владению профессионально поставленным голосом;
- овладению разными видами вокальной техники для выполнения поставленных исполнительских задач;
- осмыслению исполнительской концепции, музыкальных образов, средств выразительности;
- владению основными стилями народно-певческой культуры;
- освоению репертуара на основе музыкального фольклора, необходимого для работы педагога-музыканта в различных подразделениях системы
музыкального образования;
- закреплению навыков самостоятельной работы над музыкальными произведениями;
- приобретению умений анализировать исполнение, дать устный комментарий к музыкальному произведению;
- освоению вокальной и методической литературы,
- поддержанию голоса в рабочем состоянии;
Анализ полученных данных по итогам контрольного этапа эксперимента показал, что результаты стали значительно выше, по сравнению с констатирующим. На основании полученных данных был сделан вывод о том, что разработанное учебно-методическое пособие «От фольклора - к классике» показало свою эффективность и может быть рекомендовано для дальнейшего внедрения в процесс вокальной подготовки в учреждениях общего и дополнительного музыкального образования.
Подобные работы
- ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ПЕНИЕ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ВУЗЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - Вокальный ансамбль как средство развития вокально-хоровых навыков у студентов средней ступени специальности «Музыкальное образование» (Музыкальная культура, Нижневартовский государственный университет)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА ЗАНЯТИЯХ «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПО ПРЕДМЕТУ
«СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ» В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



