Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА

Работа №37116

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

музыка

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
604
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Развитие певческого голоса как психолого-педагогическая проблема 10
1.1. Поставленный певческий голос как профессионально значимое качество будущего педагога-музыканта 10
1.2. Педагогический потенциал вокального репертуара в развитии певческого голоса будущего педагога-музыканта 20
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование развития певческого голоса будущего педагога-музыканта в процессе изучения вокального репертуара 29
2.1. Разработка учебно-методического пособия по развитию певческого голоса будущего педагога-музыканта «От фольклора - к классике» 29
2.2. Оценка эффективности развития певческого голоса будущего педагога-музыканта с использованием учебно-методического пособия
«От фольклора - к классике» 37
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 57

Актуальность исследования. Социально-экономические, политические и культурно-ценностные преобразования в российском обществе предъявляют высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов. Совершенствование образовательного процесса в современной школе связано с усилением направленности учащихся к духовным, нравственным, эстетическим ценностям. В этом процессе свою уникальную роль призван выполнять педагог- музыкант как носитель культурных традиций и специалист в области музыкально-эстетического воспитания детей.
Федеральным законом «О культуре в Российской Федерации» от 23 января 2015 года в разделе 1.3 определена необходимость эстетического воспитания, художественного образования, а также выявление, изучение, сохранение, популяризация обычаев и обрядов, фольклора, педагогическая деятельность, распространение знаний и информации в области культуры [56].
Практика подтверждает, что в настоящее время интерес к музыкальному искусству у детей и школьников преимущественно проявляется в стремлении к освоению различных форм вокального искусства: сольное, ансамблевое, хоровое исполнительство. Растет количество певческих коллективов, организуются многочисленные вокальные школы, студии, открываются вокальные классы в системе общего и дополнительного музыкального образования, где учащиеся могут выбрать для творческого развития любые разновидности вокального исполнительства - академическое, эстрадное, джазовое, народное пение. Возрастает популярность детских вокальных конкурсов, что также подтверждает интерес подрастающего поколения к данному виду творчества.
Исследования таких педагогов-музыкантов как Э.Б. Абдуллин,
О.А. Апраксина, В.В. Емельянов, Д.Е. Огороднов, Е.П. Стулова и др. указывают
на особую роль пения в системе музыкально-эстетического воспитания детей.
Ученые подчеркивают, что певческая деятельность оказывает положительное
воздействие на формирование личности ребенка, развивая его художественный вкус, воспитывая эстетическую культуру воздействуя на эмоциональную сферу.
Структура профессиональной деятельности педагога-музыканта в школе, в отличие от преподавателей других дисциплин, предполагает как педагогический, так и музыкально-исполнительский компоненты. При этом музыкальное исполнительство является важнейшим показателем его
педагогической культуры. На данную особенность профессии педагога- музыканта указывали О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский и др. выдающиеся деятели общего музыкального образования, которые видели педагогическое воздействие на учащихся именно музыкально-исполнительской деятельности преподавателя.
Значимость формирования исполнительской культуры педагога- музыканта повышается в аспекте компетентностного подхода в профессиональной подготовке в интересах обеспечения более высокого уровня музыкально-эстетического воспитания школьников. При этом специального и целенаправленного внимания заслуживает такой компонент профессиональной компетентности педагога-музыканта, как владение певческим голосом, развитие которого происходит в процессе освоения вокального репертуара.
Однако изучение сложившейся практики довузовской вокальной подготовки показывает, что зачастую в образовательных учреждениях главное внимание направлено на развитие вокально-технических качеств певческого голоса, когда при подборе вокального репертуара нарушается педагогический принцип постепенности и последовательности, произведения выбираются без учета голосовых и возрастных возможностей учащихся. При этом на начальном этапе обучения недостаточно используется педагогический потенциал народнопевческих традиций.
Степень изученности проблемы. В качестве теоретических предпосылок для осмысления педагогической сущности проблемы развития певческого голоса будущего педагога-музыканта в процессе вокального исполнительства были рассмотрены следующие результаты ранее проводившихся исследований.
В трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохора, Б.Л. Яворского и др. вокальное творчество рассматривается как важный фактор духовно-эстетического воспитания и образования.
Вопросы вокальной подготовки будущих педагогов-музыкантов затрагиваются в трудах О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г.Арчажниковой, Л.А. Баренбойма, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского и др.
Вокальная подготовка включает знания о строении голосового аппарата, техники певческого дыхания, звукоизвлечения, звуковедения и т.д. Данные вопросы изложены в методических трудах зарубежных педагогов М. Гарсиа, Ф. Ламперти и др., основоположников русской вокальной школы М.И. Глинки, А.Е. Варламова, Г. Ломакина и др.
Имеется ряд фундаментальных исследований, посвященных истории, теории, методологии вокальной педагогики (Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, Л.Б. Дмитриев, М.Л. Львов, И.К. Назаренко, В.И. Юшманов и др.).
Различные аспекты развития певческого голоса будущих педагогов- музыкантов исследованы Е.М. Барвинской, Е.А. Баженовой, В.В. Емельяновым, Д.Е. Огородновым, О.Е. Плехановой, Г.П. Стуловой и др.
Неисчерпаемые возможности музыкальной культуры, богатейшее вокальное наследие каждого народа содержит высокий духовно-нравственный потенциал. Проблемам развития певческого голоса и вокально-эстетического воспитания детей на основе народного творчества посвящены работы Л.Л. Алексеевой, Т.В. Шастиной, Л.В. Шаминой и др.
Имеются работы и научные исследования, в которых уделялось внимание применению фольклора в музыкальном образовании (Н.Х. Нургаянова, С.И.Раимова, З.М. Явгильдина и др.).
В результате изучения теоретических материалов по теме исследования было выявлено противоречие между большой изученностью процесса подготовки в области вокально-исполнительского мастерства и недостаточной разработанностью методического обеспечения на основе использования педагогического потенциала вокального репертуара, способствующего достижению высокого уровня развития певческого голоса будущего педагога- музыканта.
На основании данного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы особенности развития певческого голоса будущего педагога-музыканта и его методическое сопровождение в процессе изучения вокального репертуара.
Исходя из вышесказанного, была определена тема выпускной квалификационной работы: «Развитие певческого голоса будущего педагога- музыканта в процессе изучения вокального репертуара».
Целью данной работы является разработка теоретических оснований развития певческого голоса будущего педагога-музыканта и методического обеспечения данного процесса на основе изучения вокального репертуара.
Объект исследования: вокальная подготовка студентов - будущих педагогов-музыкантов.
Предмет исследования: развитие певческого голоса будущего педагога- музыканта в процессе изучения вокального репертуара.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие певческого голоса будущего педагога-музыканта в процессе изучения вокального репертуара будет проходить эффективней, если:
- процесс вокальной подготовки будет строиться с учетом психолого-педагогические особенностей развития певческого голоса будущего педагога- музыканта;
- актуализирован педагогический потенциал вокального репертуара в процессе развития певческого голоса как профессионально значимого качества будущего педагога-музыканта;
- использовано учебно-методическое пособие «От фольклора - к классике», обеспечивающее положительную динамику развития певческого голоса будущего педагога-музыканта.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Выявить психолого-педагогические аспекты развития певческого голоса будущего педагога-музыканта.
2. Раскрыть педагогический потенциал вокального репертуара в процессе развития певческого голоса будущего педагога-музыканта.
3. Разработать учебно-методическое пособие «От фольклора - к классике», обеспечивающее положительную динамику развития певческого голоса будущего педагога-музыканта.
4. Провести апробацию учебно-методического пособия «От фольклора - к классике» по развитию певческого голоса будущего педагога-музыканта.
Методологической основой данного исследования явились труды отечественных и зарубежных учёных, посвященные вокально-педагогическим проблемам, проблемам акустики, физиологии вокального аппарата, психологии человека, его нервно-психической деятельности:
- в общей педагогике и психологии - положения, выдвинутые классиками: Л.С. Выготским, К.Д. Ушинским, ведущими современными учеными - Э.Б. Абдуллиным, И.Ю. Алиевым, Л.И. Божович, Л.С. Зориловой, Г.В. Иванченко, А.Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, А. И. Щербаковой;
- в экспериментальной педагогике и психологии - на теорию естественного эксперимента А. Ф. Лазурского, а также на труды немецкого исследователя Э. Ноэль, на философско-психологическую теорию невербальной коммуникации В. П. Морозова, на отдельные аспекты теории функциональных систем П.К. Анохина.
В процессе работы использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез философской, методологической, педагогической, научно-методической, музыкально-педагогической, вокально-методической литературы; педагогический анализ вокального репертуара; педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ результатов опытно-экспериментальной работы с помощью статистических методов и информационных технологий.
Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыты психолого-педагогические аспекты развития певческого голоса будущего педагога- музыканта.
Теоретическая значимость заключается в том, что представлено теоретическое обоснование педагогического потенциала вокального репертуара в развитии певческого голоса будущего педагога-музыканта.
Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования, в частности, учебно-методическое пособие «От фольклора - к классике», могут быть использованы учителями музыки общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного музыкального образования, а также студентами средних и высших музыкальных учебных заведений в процессе профессиональной подготовки.
Этапы исследования:
Первый этап (2014-2015) - сбор, изучение, анализ, обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение особенностей постановки певческого голоса, физиологии голосового аппарата.
Второй этап (2016-2017) - выявление педагогического потенциала вокального репертуара в развитии певческого голоса как профессионально значимого качества будущего педагога-музыканта; разработка учебно-методического пособия «От фольклора - к классике» для развития певческого голоса будущего педагога-музыканта.
Третий этап (2018-2019) - апробация учебно-методического пособия «От фольклора- к классике» в процессе развития певческого голоса будущего педагога-музыканта, анализ и обобщение результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы.
Структура. Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, включающие четыре параграфа, заключение, список литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, его новизна, теоретическая и практическая, значимость, формулируются цель и задачи работы, объект и предмет, ставится гипотеза исследования, осуществляется обзор литературы по теме.
В первой главе на основе изученной литературы поставленный певческий голос рассматривается как значимое качество профессиональной культуры будущего педагога-музыканта; обосновывается педагогический потенциал вокального репертуара в развитии певческого голоса.
Во второй главе представлен процесс разработки и апробации учебно-методического пособия «От фольклора - к классике»; проанализированы ход и результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении обобщены основные теоретические положения, подводятся итоги проведенного исследования.
В приложении содержится учебно-методическое пособие «От фольклора- к классике»; практический и диагностический материал, используемый в опытно-экспериментальной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Пение - важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувства, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека. Но выступление на публике, в том числе и перед школьной аудиторией, требует технических знаний, упражнений, метода и стиля, которые может дать только обучение. Недостаточно просто петь, необходимо иметь развитый певческий голос, чтобы служить искусству и сохранить голос.
Голос педагога-музыканта должен выдерживать большие нагрузки. Неправильное использование, перегрузка голосового аппарата, нарушение техники дыхания, неумение направлять голос в резонаторы, удерживать опору звука в голосоведении, несоблюдение гигиены голоса могут привести к функциональным и органическим расстройствам голоса.
Традиционной формой обучения в процессе постановки голоса будущих педагогов-музыкантов являются индивидуальные занятия, где происходит творческое взаимодействие учителя и ученика с учетом способностей и вокальных данных студентов. На начальном этапе вокальной подготовки важно выявить уровень знаний и представлений ученика о вокальном искусстве, его вокальные данные, недостатки в голосообразовании, особенности психического склада личности, направленность профессиональных интересов и т.п.
Процесс развития певческого голоса происходит в ходе практической деятельности, которые необходимо организовать так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои творческие способности, свой личностный потенциал.
При развитии певческого голоса необходим тщательно подобранный и систематизированный репертуар с использованием народной музыки, который должен служить задачам художественно-эстетического воспитания, воспитанию музыкального вкуса, профессиональному овладению певческим голосом.
Студенты должны научиться применять теоретические знания на практике. Работа по постановке голоса должна опираться на изучение теории и истории музыки, сольфеджио, педагогики вокального исполнительства, вокальной методики, техники и культуры речи и др. Таким образом, интеграция исполнительской и теоретической составляющих в процессе вокальной подготовки к работе со школьниками позволит обеспечить успешную творческую профессиональную деятельность учителя-музыканта в образовательном учреждении.
Проведенный обзор вокальных методик позволяет утверждать, что использование музыкального фольклора в ходе вокальной подготовки способствует не только развитию певческих навыков, но и позволяет овладеть такими понятиями, как музыкальность, артистизм, эмпатия, рефлексия, креативность и т.д. Всё это в комплексе, на наш взгляд, позволит достичь роста профессиональной культуры будущего педагога-музыканта.
Включение музыкального фольклора в процесс вокальной подготовки будущего педагога-музыканта играет важную роль в развитии певческого голоса, при этом оказывая влияние на формирование его личностных и профессиональных качеств.
В целом, можно сделать вывод, что разработанное учебно-методическое пособие «От фольклора - к классике» способствует:
- владению профессионально поставленным голосом;
- овладению разными видами вокальной техники для выполнения поставленных исполнительских задач;
- осмыслению исполнительской концепции, музыкальных образов, средств выразительности;
- владению основными стилями народно-певческой культуры;
- освоению репертуара на основе музыкального фольклора, необходимого для работы педагога-музыканта в различных подразделениях системы
музыкального образования;
- закреплению навыков самостоятельной работы над музыкальными произведениями;
- приобретению умений анализировать исполнение, дать устный комментарий к музыкальному произведению;
- освоению вокальной и методической литературы,
- поддержанию голоса в рабочем состоянии;
Анализ полученных данных по итогам контрольного этапа эксперимента показал, что результаты стали значительно выше, по сравнению с констатирующим. На основании полученных данных был сделан вывод о том, что разработанное учебно-методическое пособие «От фольклора - к классике» показало свою эффективность и может быть рекомендовано для дальнейшего внедрения в процесс вокальной подготовки в учреждениях общего и дополнительного музыкального образования.


1. Абдуллин, А. X. Тематика и жанры дореволюционной татарской народной песни / А. X. Абдуллин // Вопросы татарской музыки. - Казань: Казан, гос. консерватория, 1967. - С. 3 - 80.
2. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
3. Алексеев, Э. Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект / Э. Р. Алексеев. -М.: «Советский композитор», 1986. - 240 с.
4. Алексеева, Л. Л. Воспитание культуры пения в общеобразовательной школе: (Некоторые вопросы теории и практики): Науч.-метод, пособие для учителей музыки и студентов сред, и высш. учеб, заведений / Л. Л. Алексеева. - М.: Компания Спутник+, 2003. - 115 с.
5. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационнопрогностический курс: учеб, пособие / В. И.Андреев. - Казань: Ц,ентр инновационных технологий, 2008. - 500 с.
6. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / О. А. Апраксина. -М.: Просвещение, 1983. -224 с.
7. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории./ Аристотель. - Минск: Литература, 1998. - 1392 с.
8. Арчажникова, Л. Е. Профессия - учитель музыки: кн. для учителя / Л. Е. Арчажникова. -М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
9. Асафьев, Б. В. Избранные труды / Б. В. Асафьев. - М.: Музгиз, 1952. - Т. 1 - 325 с.
10. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. М.: Музыка, 1974. —187с.
11. Багадуров, В. А. Очерки по истории вокальной методологии / В. А. Багадуров. - М.: Музсектор Еосиздата, 1929. - Ч. 1. - 246 с.
12. Баженова, Е. А. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение»: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. А. Баженова; Чуваш, гос. пед ун-т им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары, 2003. - 18 с.
13. Барвинская, Е. М. Педагогические условия формирования вокального мастерства учителя музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. / Е. М. Барвинская; Моек. пед. гос. ун-т. - М., 2009. - 22 с.
14. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Беседы о педагогике и исполнительстве [Текст] / Сост. Е. Сафонова,- М., 1999. - Вып. 4. -230 с.
15. Барсов, Ю. А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И. Елинки / Ю. А. Барсов. - Л.: Изд-во «Музыка», 1968. - 68 с.
16. Василенко, ЛМ. Принципы и методы вокальной подготовки студентов педагогических университетов / Л.М. Василенко // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2013. - №5 (20). - С. 56-60.
17. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. - М.: Педагогика, 1979. -451 с.
18. Виноградов, Е. С. Народная педагогика / Е. С. Виноградов // В кн.: Сибирская живая старина. - Иркутск, 1926. - С. 17.
19. Волков, Е. Н. Этнопедагогика: Учеб, для студентов сред, и высш. пед учеб, заведений / Е. Н. Волков. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 168 с.
20. Вопросы вокальной педагогики. - М.: Музыка, 1976. - Вып.5. - 261 с.
21. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Мн.: Современное Слово, 1998. - 480 с.
22. Еарсиа, М. Полный трактат об искусстве пения: учебное пособие / М. Еарсиа. - СПб.: Изд-во: «Лань»; «Планета музыки», 2015. - 416 с.
23. Елинка, М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и Вокализы - Сольфеджио (для среднего голоса) / М. И. Елинка. - М., Л.: «Еосударственное музыкальное издательство», 1951. - 60 с.
24. Глинка, М.И. Упражнения по усовершенствованию голоса. Школа пения для сопрано / М. И. Глинка. - М: Планета музыки, 2012. - 72 с.
25. Голошумова, Г. М. Идеи о воспитании искусством в эпоху Древнего мира, Средневековья и Возрождения / Г. М. Голошумова. - Искусство и образование, 2002.-№3 (21).-С. 36-44.
26. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2007. - 368 с.
27. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб.: Изд-во «Лань». - Изд-во «Планета музыки», 2015.-176с.
28. Зеленкова, Е. В. Современные требования к профессиональной подготовке музыканта на основе компетентностного подхода // Вузовское и довузовское музыкальное образование: модели взаимодействия / Е. В. Зеленкова. - Казань: Казан, гос. консерватория, 2009. - С. 400-406.
29. Земцовский, И. И. Народная музыка и современность (К проблеме определения фольклора) / И. И. Земцовский // Современность и фольклор. Статьи и материалы. - М.: Музыка, 1977. - С. 28-75.
30. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. абалевский. - М.: Просвещение, 1984. - 110 с.
31. Каузова, А. Е. Исполнительская деятельность учителя музыки / А. Е. Каузова// Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 261 - 269.
32. Кашапова, Л. М. Региональные музыкальные традиции в формировании этноличности школьника / Л. М. Кашапова // Искусство и образование. - 2005. - № 4. - С. 84 - 92.
33. Кирнарская, Д. К. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. - М.: Таланты XXI век, 2004. - 493 с.
34. Кочиева, И. С., Яковлева, А. С. Вокальный словарь / И. С. Кочиева, А. С. Яковлева. - Л.: Музыка, 1988. - 2-е изд. - 70 с.
35. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб, пособие / Д. И. Латышина. -М.: Гардарики, 2003.
- 603 с.Львов, М. Л. Из истории вокального искусства / М. Л. Львов. - М.: Музыка, 1964. - 228 с.
36. Майковская Л. С. Артизм учителя музыки: Учеб, пособие [Текст] / Л. С. Майковская. -М., 1998. - 187 с.
37. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки. Исследование / В.В. Медушевский. М.: Музыка, 1993. - 300 с.
38. Морозов, В. И. Искусство резонансного пения / В. И. Морозов. - М., 2002.
- 496 с.
39. Назаренко, И. К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия / И. К. Назаренко. - М.: Музыка, 1968. - 622 с.
40. Нигмедзянов, М. И. Татарские народные песни / М. И. Нигмедзянов. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1984. - 240 с.
41. Нургаянова, И. X. Вокализы на основе мелодий народов Поволжья: учебно-методическое пособие / И. X. Нургаянова. - Казань: Издательство Казанского университета, 2015. - 48 с.
42. Нургаянова, И. X. Вокализы на основе татарских народных напевов:
методическое руководство / И. X. Нургаянова. - Казань: Татарский
государственный гуманитарно-педагогический университет, 2003. - 21 с.
43. Нургаянова, И. X. Моделирование процесса формирования вокальноисполнительской культуры будущего педагога-музыканта на основе этнопевческих традиций / Филология и культура. Philology and Cultur. - №4 (34), 2013. - С. 297-301.
44. Нургаянова, И. X. Практические основы постановки голоса: учебное пособие / И. X. Нургаянова. - Казань: Издательство Казанского университета, 2017. - 112 с.
45. Огороднов, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе / Д. Е. Огороднов. - Киев, 1989. - 152 с.
46. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
47. Пекерская Е.М. Вокальный букварь [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/CULTURE/MUSICACAD/PECERSKAYA/vocal.txt.
48. Платон. Законы Сочинения. В 3-х т. / Платон. - М.: Мысль, 1968. - Т. 3, Ч.
2., -623 с.
49. Плеханова, О.Е. Технология формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки: автореф. дне. ... канд. пед. наук: 13.00.08. / О.Е. Плеханова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - 23 с.
50. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. Е.М. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.
51. Сафина, А. М. Татарская музыка и учебно-воспитательный процесс / А. М. Сафина. - Казань: ИСПО РАО, ТЕЕИ, 1998. - 140 с.
52. Сетдикова, Ю. Б. Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современные тенденции: автореф. дне. ... канд. философ, наук: 09.00.04 / Ю. Б. Сетдикова; Моек. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва, 2006. - 24 с.
53. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
54. Сохор, А. Н. Музыка как вид искусства / А. Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки. - Л.: Сов. композитор, 1981. - Вып. 2 - 295 с.
55. Стулова, Е. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Е. П. Стулова. - М.: Просвещение, 1992. - 270 с.
56. Сухомлинский, В. А. Об эстетическом воспитании / В. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1973. -272 с.
57. Федеральный закон «О культуре в Российской Федерации» от 23 2015 года
[Электронный ресурс]. URL: https://www.mkrf.ru/documents/o-kulture-v-
rossiyskoy-federatsii/?sphrase_id=2348951 (дата обращения 18.01.2019).
58. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб, пособие / Ю. А. Цагарелли. - СПб: Композитор С - П., 2008. -368 с.
59. Шамина Л. В. Школа русского народного пения / Л. В. Шамина. - М.: «Музыка», 1997. - 87 с.
60. Шастина, Т. В. Традиционная певческая культура как средство вокальноэстетического воспитания детей: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.02./Т.В. Шастина; СПб ГУКИ. - СПб., - 2006, 24 с.
61. Этномузыкальные традиции народов Поволжья в условиях современного поликультурного образования: монография / Под ред. Н.Х. Нургаяновой - Казань: Изд-во Казан, университета, 2014. - 196 с.
62. Юссон, Р. «Певческий голос» / Р. Юссон. - М.: «Музыка», 1974. - 26 с.
63. Юшманов, В. И. Вокальная техника и ее парадоксы / В. И. Юшманов. - СПб.: Изд-во ДЕАН, 2002. - 128с.
64. Явгильдина, 3. М. Использование фольклора в музыкальном образовании: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов / 3. М. Явгильдина. - Казань: КГПУ, 2004. - 120 с.
65. Яковлева, А. С. Искусство пения: исследовательские очерки. Материалы. Статьи / А. С. Яковлева. - Москва: Издательский дом «ИнформБюро», 2007. - 480 с.
66. Ярославцева, Л. К. Зарубежные вокальные школы: учеб, пособие / Л. К. Ярославцева. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. - 90 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ