Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы творческого развития подростков в процессе обучения ткачеству в учреждении дополнительного образования 7
1.1 Отличие дополнительного образования от общеобразовательной школы 7
1.2 Практические навыки подростков в системе дополнительного образования 23
1.3 Творческие способности и средства оптимизации обучению ткачеству 34
Вывод по 1 главе
Глава 2. Практическое исследование особенностей творческого развития подростков посредством ткачества 46
2.1 Исследование уровня сформированное™ творческого мышления подростков 46
2.2 Программа обучения ткачеству подростков в условиях дополнительного образования 61
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию творческого мышления подростков посредством обучения ткачеству 67
Выводы по 2 главе 76
Заключение 78
Список литературы 81
Актуальность исследования. Древние ремесла всегда привлекали внимание людей. Ни одно из благ цивилизации не заменит потребность человека в творчестве, возможность создать что-либо самому собственными руками практически из ничего. Одним из древнейших ремесел человечества, видом декоративно-прикладного искусства является ткачество. Из поколения в поколении людьми передавались его лучшие традиции. Еще в начале века мастерицы ткали удивительные скатерти, полотенца, пояса и дорожки, используя такие природные материалы, как шерсть и лен.
Для детей подросткового возраста характерно активное стремление к личному самосовершенствованию - самовыражению, самопознанию и самоутверждению. Новые мотивы учения, появляющиеся у них, связаны с расширением знаний, формированием необходимых навыков и умений, позволяют заниматься самостоятельным творческим трудом и интересной работой. Тем самым происходит развитие системы личностных ценностей, определяющей не только содержание деятельности подростка, но и сферу его общения, избирательное отношение к другим, оценку людей и самооценку.
В учении и труде возникают первичные профессиональные интересы, которые создают благоприятные условия для формирования и развития необходимых личностных и деловых качеств подростка.
Декоративно-прикладное искусство, как вид трудового воспитания, предоставляет детям возможность овладеть различными ремесленными навыками, а также самоутвердиться и самореализоваться с помощью творческого процесса. В качестве части мировой культуры декоративно- прикладное творчество неразрывно связано с развитием творческого потенциала человека.
В ходе обучения подростки постепенно переходят от простого к сложному, осваивают основы ткачества. Они учатся не просто копировать, то есть работать по готовому образцу, но и создавать собственные, уникальные композиции, используя знания по Цветоведению и основам композиции.
Ткачество - это наиболее распространенный вид художественной обработки материалов. Освоение данной техники способствует приобретению навыков в ткачестве, а также позволяет сформировать художественный вкус и развить творческую фантазию учащихся.
Следовательно, обнаруживаются противоречия между наличием необходимости поиска новых средств творческого развития подростков и относительно низким уровнем внимания к использованию с этой целью средств ткачества.
Исходя из вышеизложенного, проблема исследования была определена следующим образом: каковы содержание, формы, методы и условия
творческого развития подростков в процессе обучения ткачеству в учреждениях дополнительного образования.
Цель исследования - выявить эффективность применения методов ткачества в учреждениях дополнительного образования в процессе творческого развития подростков.
Объект - процесс творческого развития подростков.
Предмет - ткачество как средство творческого развития подростков.
Гипотеза исследования: составленное пособие позволит учащимся не только овладеть технологическими приёмами ткачества, научиться самостоятельно создавать изделия по разработанным эскизам, познать свойства материалов, экспериментировать с ними и обучаться умению пользоваться инструментами, но и развить творческие способности учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать особенности отличия дополнительного образования от общеобразовательной;
- охарактеризовать особенности организации работы по творческому развитию подростков в условиях дополнительного образования в процессе обучения ткачеству;
- теоретически проанализировать особенности обучения подростков ткачеству;
- определить уровень развития творческий способностей подростков;
- составить проект организации занятий по обучению ткачеству в учреждениях дополнительного образования;
- определить эффективность проведенной работы.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме); эмпирические (интервьюирование, анкетирование, беседа, тестирование, метод экспертной оценки, изучение педагогической документации и продуктов деятельности подростков); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента); педагогическое моделирование.
Теоретико-методологическую основу составили исследования: Значительный интерес представляют исследования принципов возрастной периодизации творческого развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запарожец, И.С. Кон, Р. Кайл, Т.С. Абрамова, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др.); изучение эффективных средств и методов развития творческих качеств личности (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.Л. Данилова, В. Лоунфельд, А.М. Матюшкин, К. Тейлор и др.); анализ разных видов творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, Р. Кратчфилд, Я.А. Пономарев, Е. Торранс, П.К. Энгельмейер и др.).
Изучение особенностей детского творчества (Дж. Брунер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготского, Дж. Гилфорд, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Э.В. Ильенков, Е.Е.Кравцова, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн) позволяет ученым выделить такие его специфические черты, как субъективная новизна результата, неосознанность цели деятельности, обобщенный характер протекания и эмоциональная насыщенность процесса, высокая познавательность, отсутствие стойких стереотипов.
Научная новизна исследования заключается в том, что были составлены рекомендации и проект организации занятий по обучению ткачеству в учреждениях дополнительного образования;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлен анализ особенностей отличия дополнительного образования от общеобразовательной, определяется специфика организации работы по творческому развитию подростков в условиях дополнительного образования в процессе обучения ткачеству, а так же проводится теоретический анализ особенностей обучения подростков ткачеству.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы преподавателями школы и учителями в процессе разработки учебнометодического инструментария по творческому развитию подростков в процессе обучения ткачеству в учреждениях дополнительного образования.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечена обоснованным выбором методологических основ исследования; опорой основных положений на достижения педагогики и психологии; внутренней непротиворечивостью логики исследования; адекватностью использованных методов исследования его цели и задачам; практическим подтверждением основных положений исследования результатами опытно-экспериментальной работы.
В ходе анализа научных источников по проблеме развития творческих способностей в период младшего школьного детства нами выявлено, что в современной психологии творческие способности преимущественно рассматриваются как индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения творческой деятельности различного вида и характера. В основе творческих способностей лежат такие процессы, как процессы воображения и процессы мышления. Период школьного детства характеризуется богатыми возможностями для развития творческого мышления. Вместе с тем, эти возможности с течением времени утрачиваются, поэтому так важно развивать творческое мышление именно в период младшего школьного детства.
Творческое мышление представляет собой мышление, результатом которого является открытие совершенно нового решения той или иной задачи. В развитии творческого мышления выделяют ряд характеристик (критериев): состоит из определенных этапов и имеет временные рамки; велика роль бессознательного; ключевым моментом является инсайт. Творческое мышление всегда направлено на создание новых идей.
Для детей школьного возраста характерным является наличие таких особенностей, как познавательная активность, стремление к поиску, интерес к творческой деятельности, склонность к подражанию, повышенный уровень эмоциональной и возбудимости. Для активизации творческого мышления личности особенно важным является специально организованная игровая деятельность.
Т.Ф. Панфилова отмечает, что та деятельность, которой занимается ребенок, должна быть обязательно связана с положительными эмоциями от выполнения этой деятельности, т.е. приносить ребенку радость и удовольствие, в том числе и от результата, который будет получен в итоге, как продукт собственного труда учащегося. Важным аспектом здесь будет являться смысловая включенность ребенка в деятельность на основе переживанию положительных эмоций, что будет способствовать формированию у него собственного образа мира, который он создает и преобразует самостоятельно. Реализация такой деятельности в период обучения в школе, которой является основополагающим в формировании личности, по мнению Г.А. Никашиной, служит толчком к качественному изменению и усложнению детской деятельности и, как следствие расширению интеллектуальных и творческих возможностей, развитию его творческих способностей. Самое обычное и самое верное средство общего развития какой-либо способности состоит в том, что бы упражнять ее во многих частных случаях.
Такой деятельностью является ручное ткачество, как вид детской деятельности, который позволяет развивать творческие способности ребенка в процессе активного взаимодействия с разнообразными фактурными материалами, формирует и развивает личностную и волевую сферу учащегося, является фактором развития творческих способностей личности школьника.
Художественное ручное ткачество - своеобразный вид народного мастерства, издавна известный в России. В старину домашнее ткачество имело широкое распространение в крестьянском быту. Для ткачества использовалось различное сырьё: лён, шерсть, конопля, - которое вручную обрабатывалось в каждом крестьянском доме. Фабричные крашеные нитки в ручном домашнем ткачестве стали появляться лишь к концу XIX века.
Передавая школьникам технику ткачества, преподаватель формирует художественную культуру учащихся. Техника ткачества развивает мелкую моторику пальцев, внимание, усидчивость, творческое мышление и художественный вкус. Кроме непосредственного ткачества занятия должны включать в себя работу над композицией изделия, над цветовым решением изделия.
Развитие творческих способностей детей в процессе обучения ручному ткачеству осуществляется благодаря использованию различных форм работы, подбору специальных приемов и упражнений, которые совмещают практический и творческий компоненты. В работе необходимо соблюдение следующих педагогических принципов:
- принципа свободы;
- развития самостоятельности и инициативности воспитанников;
- обогащения детского опыта, который базируется на образном и зрительном восприятии;
- создания развивающей среды, оснащенной необходимыми пособиями и материалами;
- организации различных форм и техник по ручному ткачеству.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство - это детерминанта развития творческих способностей подростков. Для детей данной возрастной категории наиболее доступным и интересным видом народного промысла является ручное ткачество, способствующее развитию их личностных и социально-нравственных качеств.
1. Акимушкин, И.И. На коне - через века / И.И. Акимушкин. - М.: Дет. Лит., 1981. - 111 с.
2. Баркан, В.Ш. Лето / В. Баркан // Ежегодник Лапландского государственного природного биосферного заповедника Лапландский заповедник. - 2005/ 2006. - № 7. - С. 32- 37.
3. Берлин, В.Э. Апатиты старый новый город / В.Э. Берлин. - Мурманск: Живая Арктика, 2006. 23
4. Ветрова, Г.Е. Сказки о весёлых художниках в 10 книгах / Е.Е. Ветрова. - М.: Белый город, 2001.
5. Вешкина, О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества / О.Б. Вешкина. - М.: Эксмо, 2008. - 64 с.
6. Вольфганг, Еензель. Животные Африки / Пер. с нем. А. Чалмаевой.
- М.: Астрель, 2000. - 64 с.
7. Времена года. Сборник стихов. - М.: АРТ-ПРЕСС, 2000. - 30 с.
8. Елухов, А.Б. В сердце Хибин. Фотоальбом / А.Б. Елухов. - М.: РУСМА
9. Ераубин, Е.Р. Почему осенью - листопад? / Е.Р. Ераубин. - М.: Малыш, 1983. - 24 с.
10. Дворкина, И.А. Еобелен за десять вечеров / И.А Дворкина. - М.: Культура и традиции, 1998. - 184 с.
11. Дребенцов, В.С., Животный мир Мурманской области / В.С. Дребенцов, С.С. Сурков. - Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1974.
- 183 с.
12. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества: Учебное пособие / М.В. Ермолаева. - 2-е изд., исправленное. - Москва: Издательство МПСИ Воронеж: МОДЭК, 2005. - 302 с.
13. Жемчугова, П.П. Декоративно-прикладное искусство / П.П. Жемчугова. - СПб.: Литера, 2006 - 128 с.
14. Жемчугова, П.П. Изобразительное искусство П.П. Жемчугова. - СПб.: Литера, 2006 - 128 с.:
15. Живая линия // Эскиз. - 2008. - № 8. - С. 11-13.
16. Корнеев, Л.А. Слово о собаке / Л.А. Корнеев. - М.: Мысль, 1989. -
253 с.
17. Краткая история Новогодней ёлки // Эскиз. - 2012. - № 11-12. - С.
25.
18. Лихачёва, Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках / Л.С. Лихачёв. - Екатеринбург: Уральское изд-во, 2000. - 320 с.
19. Львовский, Ф. Основы композиции в художественном текстиле / Ф. Львовский // Юный художник. - № 11-12. - 1994. - С. 40-42.
20. Макарова М.П. Традиции народного ткачества в творческих работах школьников // Школа и производство. - 2002.-№3-С. 1-80 Панфилова Т.Ф. Ручное ткачество: продолжение традиций // Школа и производство. -
2005. -№7-С.44-46
21. Макарова, О.А. и др. Растительный и животный мир Мурманской области / О.А. Макарова. - Мурманск, 1997. - 152с.
22. Михалков, С.О тех, кто лает / С. Михалков. - М.: «Советская Россия», 1985.
23. Монотипия // Детский журнал об искусстве «Эскиз». - 2012. - № 9- 10.-С. 30-32.
24. Надеждина, Н.А. Какого цвета снег / Н.А. Надеждина. - М.: Малыш, 1985. - 23 с.
25. Наши питомцы: Альбом / Под ред. В.Г. Гусева. - М.: Леси. Пром- сть, 1986. - 64 с.
26. Ниточкина, Т.Д. Грибы. Выпуск 2/ Т.Д. Ниточкина. - М.: Изобразительное искусство, 1987.
27. Образовательная программа «Ручное ткачество». Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта». - М.: Просвещение, 1988. -208 с.
28. Палмер, Дж. Ваша собака / Дж. Палмер. - М.: Мир, 1988. - 247 с.
29. Панфилова Т.Ф. Ручное ткачество: продолжение традиций // Школа и производство. - № 7, 2005. - С.33.
30. Погодина, И.В. Край, в котором ты живёшь / И.В. Погодина. - Мурманск, 2008.
31. Рачёва, Л. Мама. Стихи, рассказы, сказки / Л. Рачёва. - М.: Малыш,
1986. - 133с.
32. Ручушкина Н.И. Возрождаем старинное ткачество // Школа и производство. - № 7, 2004. - С.25.
33. Сколько лет почтовой открытке? // Детская энциклопедия. - 2014. - № 12. - С. 24-25.
34. Сладков, Н.И. Птицы / Н.И. Сладков. - М.: Детская литература, 1984.-48 с.
35. Стишковская, Л.Л. Большая книга леса / Л.Л. Стишковская. - М.: РОСМЭНПРЕСС, 2005. - 160 с.
36. Трофимова, М.В. И учёба, и игра: изобразительное искусство / М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
37. Ушинский, К. Слепая лошадь / К. Ушинский. - М.: Малыш, 1989. 24
38. Фантики // Эскиз. - 2012. - №1-2. - С. 4-5.
39. Фестиваль домашних питомцев. Любимцы // В мире животных. - 2014. - №7.
40. Филокартия // Эскиз. - 2009. - №1. - с. 11.
41. Харламова, С.А. Гобелены / С.А. Харламова. - М.: Профиздат, 2008. - 112 с.
42. Цветкова Н.Н. Искусство текстиля: ручное ткачество. Северо-запад Восточной Европы, XIX-XX вв. Дис. на соиск. уч. степ.канд. искусствоведения. СПб, 2002. - 242 с
43. Школьникам о художниках детской книги. Из опыта работы / Н. А. Астафьева, В. Т, Воробьёва. -М.: Просвещение, 1991. - 126 с.
44. Я познаю мир: История вещей: Дет. Энцикл./ Н. Орлова, К. Буровик. - М.: Астрель, 2002. - 509 с.