Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности (Теория и методика обучения и воспитания младших школьников, Тюменский Государственный Университет)

Работа №37108

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
518
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: ГБОУ СОШ «ОЦ» села Кротовка, 3 «А» класс, 22 человека.
Есть приложения.
В данной работе можно поменять название базы исследования и она (работа) подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания духовно-нравственных качеств у младших школьников 5
1.1. Сущность и природа духовно-нравственных качеств личности 5
1.2. Методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 10
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Методические аспекты духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 18
2.1. Реализация программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» по воспитанию духовно-нравственных качеств у младших школьников 18
2.2. Методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию духовно-нравственных качеств у младших школьников 28
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 39


Актуальность исследования определяется тем, что укрепление пози-тивных тенденций в развитии воспитания сегодня является точкой отсчета для качественной нового этапа в развитии социальной политики, образования и социально-педагогического обеспечения процесса духовно-нравственного становления детей и молодежи. Ведущую роль в этом вопросе занимает реализация воспитательного компонента Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Включение воспитательного компонента в ФГОС НОО дает возможность преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у младших школьников духовно-нравственным воспитанием и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше. Одним из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников является внеурочная деятельность.
Степень разработанности проблемы. Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников раскрыты в научных трудах В.А. Лисица, П.И. Пидкасистого, Е.Г. Романовой, Л.А. Сериковой, В.И. Слободчикова и др. Основные принципы духовно-нравственного воспитания школьников определены в исследованиях Н.В. Медведевой, А. Петровой, Т.И. Тюляевой и др. Методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников описаны в работах В.Н. Клепикова, А.И. Мартьяновой и др.
Цель исследования – изучение возможностей внеурочной деятельности для воспитания духовно-нравственных качеств у младших школьников.
Объект исследования: воспитание младших школьников.
Предмет исследования: воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: правильно организованная внеурочная дея-тельность будет способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников в научной психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть методы и средства формирования духовно-нравственных представлений у младших школьников.
3. Апробировать программу внеурочной деятельности «Дорогою добра» по воспитанию духовно-нравственных качеств у младших школьников.
4. Предложить методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию духовно-нравственных качеств личности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение;
- моделирование, наблюдение за деятельностью школьников.
База исследования: ГБОУ СОШ «ОЦ» села Кротовка, 3 «А» класс, 22 человека.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Честность, ответственность, любовь к родине, трудолюбие и другие качества не появляются сами по себе. На их возникновение и развитие влияют родители, окружение, среда. Значимым в духовно-нравственном становлении является каждый возрастной этап детства. Отдельная роль отводится младшему школьному возрасту как тому периоду, когда ребенок готов не только к восприятию всего доброго, чистого, важного (жизненных ценностей), но и усвоению и демонстрации всего этого в своем поведении.
В процессе изучения системы духовно-нравственного воспитания младших школьников было выделено несколько аспектов. Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему духовно-нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания должно позволить обучающимся найти ответы на жизненно важные вопросы с помощью:
- знакомства с моральными нормами и правилами нравственного поведения, в том числе этическими нормами взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- общепринятых норм взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми;
- проявления неравнодушия к жизненным проблемам других людей, сочувствия к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- знаний негативных проявлений в детском обществе и обществе в целом, анализируя нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- знания традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережного отношения к ним.
В рамках темы исследования была разработана программа внеурочной деятельности «Дорогою добра», направленной на духовно-нравственное воспитание учащихся 3-го класса. Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» представляет собой поэтапный процесс, осуществляемый через последовательность действий по формированию у школьника нравственных знаний, формированию эмоционально-нравственного опыта, формированию культуры поведения. В каждом из направлений программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» раскрывается соответствующая система базовых ценностей: личностных, ценности Родины, общечеловеческих. Итогом духовно-нравственного воспитания согласно содержанию программы должна стать личность, владеющая нравственными знаниями, обладающая сформированной системой базовых национальных ценностей, культурой нравственного поведения, проявляющаяся в отношении и поступках обучающихся.
Результаты диагностики показали, что программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» способствует формированию нравственных качеств младших школьников.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 30.10.2018 г.)
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 30.10.2018 г.)
3. Айрумян Г.С. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте [Текст] / Г. С. Айрумян, Л. В. Нагорнова // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 60-62.
4. Громова, Т. В. Младший школьный возраст: системный эффект духовно-нравственного воспитания [Текст] / Т. В. Громова // Воспитание и дополнительное образование. – 2014. – № 1. – С. 22-26.
5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондраков, В. А. Тишков. – Москва : Просвещение, 2010. – 24 с.
6. Дронова, А. Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях [Текст] / А. Н. Дронова // Начальное образование. – 2016. – № 2. – С. 3-8.
7. Дьячкова, М. А. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление [Текст] / М.А. Дьячкова // Педагогическое образование. – 2017. – № 2. – С.12–17.
8. Ермолич, С. Я. Подготовка социального педагога к формированию нравственно-правовых представлений младших школьников [Текст] / С. Я. Ермолич // Преподаватель XXI век. – 2012. – № 1. – С. 188-189.
9. Игнатьева, Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников [Текст] / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2015. – №9. – С. 24-29.
10. Караковский, В. А. Духовно-нравственное развитие [Текст] / В. А. Караковский. – М.: Эксмо, 2013. – 245 с.
11. Клепиков, В. Н. Ценностные приоритеты развития социального института воспитания [Текст] / В. Н. Клепиков // Воспитание школьников. – 2012. – № 8. – С. 3-9.
12. Куревина, О. А. Воспитание основ духовности и нравственности [Текст] / О. А. Куревина // Начальная школа: плюс До и После. – 2015. – № 9. – С. 3-5.
13. Летова, Л. Д. Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] / Л. Д. Летова // Воспитание школьников. – 2015. – №5. –С. 24-28.
14. Лещенко, Н. В. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников [Текст] / Н. В. Лещенко // Интеграция образования. – 2016. – № 3. – С. 119-122.
15. Лисица, В. А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре [Текст] / В.А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – 2015. – № 11. – С. 20-22.
16. Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры [Текст] / М. Ф. Литвинова. – Москва : Просвещение, 2016. – 212 с.
17. Лукина. Р. О. Внеурочная деятельность [Текст] / Р. О. Лукина. – Ульяновск : Учитель, 2017. – 125 с.
18. Мартьянова, А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы [Текст] / А. И. Мартьянова // Начальная школа. – 2015. – № 7. – С. 21-29.
19. Махмудова, Р. Н. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Р. Н. Махмудова // Аспирант и соискатель. – 2016. – № 3. – С. 51-52.
20. Медведева, Н. В. Технология этического мышления как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника [Текст] / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2015. – № 1. – С. 14-16.
21. Модернизация образования: актуальные проблемы, поиски, решения : монография [Текст] / В. А. Астафьева, Т. А. Дворникова, С. В. Рослякова и др. ; [под ред. С.Д. Якушевой]. – Новосибирск : Изд - во СибАК, 2013. – 244 с.
22. Наумчик В. Н. Педагогический словарь [Текст] / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников, О. В. Ступакевич. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2016. – 279 с.
23. Петрова, В. Азбука нравственного образования. 2 класс [Текст] / В. Петрова // Воспитание школьников. – 2016. – № 3. – С. 45-48.
24. Пидкасистый, П. И. Духовность в системе смысложизненных координат [Текст] / П. И. Пидкасистый // Педагогика. – 2012. – № 7. – С. 25-35.
25. Романова, Е. Г. Правовые и социально-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и просвещения школьников [Текст] / Е. Г. Романова // Воспитание школьников. – 2014. – № 6. – С. 21- 28.
26. Серикова, Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем духовно-нравственного воспитания личности [Текст] / Л. А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 6. – С. 136–141.
27. Слободчиков В. И. Духовно-нравственное развитие и становление человека [Текст] / В. И. Слободчиков // Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества : материалы межрегион. науч. – практ. конф. (16 -68 18 февраля, 2011); под ред. Т. А. Синушкиной. – Петропавловск-Камчатский : КИПКПК, 2011. – С. 117-120.
28. Тюляева, Т. И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании : приоритет, возможности, поиски [Текст] / Т. И. Тюляева // Методист. – 2014. – № 7. – С. 7 – 12.
29. Щуркова, Н. Е. Педагогика [Текст] / Н.Е. Щуркова. – Москва : Академия, 2015. – 623 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
31. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2016. – № 1. – С. 19-21.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ