Введение 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ РАЗРАБОТКЕ ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА 6
1.1. Понятие и основы компьютерной графики, необходимые для создания
дизайн-проекта интерьера 6
1.2. Формирование профессиональных компетенции в процессе обучения
будущих дизайнеров основам компьютерной графики 15
Выводы по главе I 24
ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ДИЗАЙН-ПРОЕКТА ИНТЕРЬЕРА СВАДЕБНОГО САЛОНА 25
2.1. Особенности проектирования общественных помещений на примере
свадебных салонов 25
2.2. Этапы работы над практической частью проекта. Технологическая карта 33
Выводы по главе II 44
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Актуальность предпринятого исследования заключается в том, что использование графических редакторов, и в особенности трехмерной графики, является неотъемлемой частью работы дизайнера интерьера, а соответственно вопросу преподавания дисциплин, связанных с компьютерной графикой, следует уделять особое внимание. Проектирование общественного помещения является одним из основных заданий, которое выполняют обучающиеся с целью контроля формирования компетенций в процессе освоения соответствующих дисциплин. Проектирование свадебного салона, в свою очередь, актуально потому, что его услуги востребованы повсеместно, но согласно предпроектному анализу исследуемой темы, существующие аналоги не разнообразны и не уникальны в своей тематике и оформлении внутреннего пространства.
Объект - процесс изучения студентами основ компьютерной графики.
Предмет - особенности изучения основ компьютерной графики при разработке дизайна интерьера свадебного салона.
Цель выпускной квалификационной работы - создание концептуального дизайна интерьера свадебного салона с использованием средств компьютерной графики.
Задачи:
• Раскрыть понятия и основы компьютерной графики;
• Рассмотреть дисциплины, посвященные работе с графическими редакторами на примере учебного плана бакалавров-дизайнеров КФУ;
• Проанализировать учебные пособия, научную и научно-методическую литературу по рассматриваемой теме исследования;
• Изучить стандарты проектирования общественных помещений;
• Разработать дизайн интерьера свадебного салона с использованием средств компьютерной графики.
Одним из важнейших компонентов современного образования является компьютерная графика. Благодаря достижениям в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становятся важными вопросы подготовки специалиста в области представления информации в виде графических образов (рисунков, чертежей, эскизов, презентаций, схем, визуализаций, анимационных роликов, виртуальных миров и т. д.). Ввиду условий нарастающих темпов информатизации образования, а также создания единой информационной среды и стремительного развития программных, интеллектуальных продуктов и решений в области ИКТ, подготовка будущих компетентных специалистов в сфере компьютерной графики должна быть нацелена на подготовку специалиста, который будет востребован рынком труда и готов к конкуренции [11].
Использование компьютерных средств на заключительной стадии дизайнерской деятельности иногда может полностью решить задачи макетирования. С их помощью дизайнер может воплощать самые смелые замыслы, с высокой степенью детальность воспроизвести и существующие, и несуществующие в реальном мире объекты в фантастической среде и таким образом заглянуть в будущее [26].
Учебный план будущих дизайнеров предполагает постепенное знакомство с компьютерными технологиями и последовательное усложнение задач и целей на протяжении четырехлетнего обучения. В данной работе роль компьютерной графики и дизайна рассматривается на примере учебного плана бакалавров-дизайнеров КФУ по направлению Профессиональное обучение (дизайн интерьера). В рамках учебной программы студенты изучают популярные редакторы двухмерной и трехмерной графики, в процессе приобретая необходимые знания и умения.
Создание интерьера общественного помещения является одним из контрольных заданий студентов дизайнеров, изучающих компьютерную графику. Данное задание позволяет оценить способность студентов применять полученные знания на практике, уровень их креативности и самостоятельности, а также ориентирование в рабочем пространстве изученных программ.
Структура исследования состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, выводов, сделанных по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первом параграфе первой главе раскрываются основные понятия компьютерной графики, некоторые графические редакторы и их особенности. Во втором параграфе первый главы рассмотрены дисциплины, посвященные работе с графическими редакторами на основе учебного плана бакалавров-дизайнеров КФУ по направлению Профессиональное обучение (дизайн интерьера), а также компетенции, приобретаемые в результате освоения данных дисциплин.
Вторая глава посвящена практической части работы; в ней рассматриваются отличительные особенности общественных помещений и формирования внутреннего пространства общественных интерьеров. Здесь же представлены этапы работы над проектом и технологическая карта.
Изучив литературу по данной теме, можно сделать вывод, что компьютерная графика является неотъемлемой частью деятельности дизайнера интерьера, как при проектировании жилых, так и общественных помещений. При создании планов и эскизов применяются навыки работы с редакторами двухмерной графики (AutoCad, CorelDRAW), а для реалистичной визуализации объектов - редакторы трехмерной графики (преимущественно 3ds Max). Основные знания, касающиеся графических редакторов приобретаются обучающимися на протяжения четырех лет обучения в рамках соответсвубщих дисциплин, с последующим формированием профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда.
Современные системы компьютерной графики позволяют легко манипулировать созданным объектом, видоизменять его. Они содержат возможности использования при работе любых материалов, применения широкого диапазона цветов, моделирования различных сцен и ситуаций, в которых может оказаться объект проектирования.
Использование графических редакторов в процессе обучения выводит студентов на качественно новый, профессиональный уровень, способствует их положительной мотивации к выполнению самой работы, использованию компьютера и, соответственно, к самовыражению.
При выполнении практической части выпускной квалификационной работы использовался пакет программ Corel DRAW Graphics Suite X7, который предназначен для работы с различными типами графики. Также использовался Adobe Photoshop CC — многофункциональный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. Для визуализации была использована программа Autodesk 3ds Max 2014. Исходя из рассмотренного в первой главе учебного плана будущих студентов дизайнеров, можно сделать вывод, что вышеперечисленные редакторы, являясь одними из наиболее популярных, непосредственно изучаются студентами на протяжении четырех лет обучения и используются ими далее в профессиональной деятельности.
Опираясь на ранее поставленные задачи, было сделано следующее:
• Рассмотрено понятие компьютерной графики, ее основы
• Проанализирована роль компьютерной графики в проектировании дизайна интерьера
• Выявлены компетенции, формирующиеся у обучающихся в результате освоения курсов компьютерной графики и дизайна
• Изучены особенности и стандарты проектирования общественных помещений, их требования
• Изучен отечественный и зарубежный опыт дизайнеров в оформлении интерьеров свадебных салонов. Выявлены их достоинства и недостатки
• На основе полученных данных разработан концептуальный дизайн-проект интерьера свадебного салона.
1. Википедия — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //ru.wikipedia. org/wiki
2. Томилова О.В. Компьютерная графика и web-дизайн.: учеб. пособие. - Омск. Издательство ОмГТУ, 2008. - 218 с.
3. Васильев В.Е., Морозов А.В. Компьютерная графика: Учеб. Пособие. - СПб.: СЗТУ, 2005. - 235 с.
4. Кравченко И.А., Обертас О.Г. К вопросу применения компьютерных технологий в дизайн-проектировании // Территория новых возможностей. 2013. №3 (21). - 206 с.
5. Соловьева В.В. Основы компьютерной графики для художников и дизайнеров: пособие для начинающих. - Нальчик, 1997. - 136 с.
6. Сакулина Ю.В., Рожина И.В. Компьютерная графика как средство формирования профессиональных компетенций // Педагогическое образование в России. 2012. №6. - 77 с.
7. Дёмин А.Ю. Основы компьютерной графики: учебное пособие / Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 179 с.
8. Петелин А., SketchUp - просто 3D! Учебник-справочник Google SketchUp v. 8.0 Pro. (в 2-х книгах), 2012.
9. Мир 3D: SketchUp. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://sites.google.com/site/mir3dsketchup/zanatie-2-interfejs- programmy (09.04.19)
10. Мир 3D [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mir3d.ru/dictionary/61/877/ (11.04.19)
11. Чернякова Т.В., Методика обучения студентов вуза компьютерной графике // Образование и наука. - 2010 - №3.
12. Позднякова Т.Ю., Педагогические условия эффективной подготовки студентов-дизайнеров в области компьютерной графики // ОНВ.
2011. - №5 (101).
13. Миловская О., 3ds MAX 2018 и 2019. Дизайн интерьеров и архитектуры. - СПб.: Питер, 2019. - 127 с.
14. Soohar Уроки по 2D и 3D фотографии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://soohar.ru/interfeis-3d-max/ (14.04.19)
15. Галузова И.В., Интерьер гражданских зданий: методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Проектирование интеръера» для студентов 5-го курса специальности 270301.65 «Архитектура» / Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009. - 24 с.
16. Arch-Shop Архитектурный магазин. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://arch-shop.ru/public-buildings/ (12.05.19)
17. Раннев В.Р., Интерьер: Учеб. Пособие для архит. Спец. Вузов. - М.: Высш. Шк., 1987. - 232 с.
18. Лисициан М.В., Новикова Е.Б., Петунина З.В., Интерьер общественных и жилых зданий. Учебник для вузов. М., Стройиздат, 1973, - 240 с.
19. Электронная скан-библиотека [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bookdata.org/construction/investments 13/ (13.05.19)
20. Design Rules правила дизайна [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.designrules.ru/index.php/2010-06-03-18-13-30/906-
torgpro/205-2010-06-15-19-57-32 (13.05.19)
21. Кучерова А.В. Формирование проектно-художественных способностей студентов педагогического колледжа на занятиях по основам дизайна // ОНВ. 2009. - №2 (76).
22. Autodesk [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.autodesk.ru/solutions/3d-rendering-software (18.05.19)
23. Софт Культура [Электронный ресурс] Режим доступа: https://softculture.cc/blog/entries/articles/obzor-v-ray-i-corona-renderer (18.05.19)
24. Пекарев Л.Д. 3ds Max для архитекторов и дизайнеров интерьера и ландшафта. Практическое руководство / - СПб: БХВ-Петербург, 2011. - 248 с.
25. Хворостов Д.А. 3D Studio Max + VRay. Проектирование дизайна среды: учеб. пособие - М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 270 с.
26. Марченко М.Н. Графическая деятельность и компьютерные технологии в профессиональной подготовке будущих дизайнеров // ИСОМ. 2013. - №5
27. Абсалямова И.Р. Формирование основ профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Москва: 2007. - 24 с.
28. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компе- тентностный подход: учеб. пос. для вузов по специальности «профессиональное обучение (по отраслям)»: рек. УМО вузов РФ / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк; гл. ред. Д. И. Фельдштейн; Моск. психолого-социальный ин-т. М.: МПСИ, 2005. - 216 с.
29. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // [Текст] Современные подходы к компетентностно ориентированному образовании. - Красноярск, 2002. - 267 с.
30. Программа дисциплины Основы компьютерной графики 051000.62
Профессиональное обучение (дизайн интерьера) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kpfu.ru/pdf/portal/oop/28493.pdf
(26.05.19)
31. Программа дисциплины Графический дизайн 44.03.04 Профессиональное обучение (дизайн интерьера) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kpfu.ru/pdf/portal/oop/187666.pdf (26.05.19)
32. Программа дисциплины Компьютерный дизайн 44.03.04 Профессиональное обучение (дизайн интерьера) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kpfu.ru/pdf/portal/oop/263863.pdf (26.05.19)
33. Программа дисциплины Компьютерная графика 051000.62 Профес-
49
сиональное обучение (дизайн интерьера) [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //kpfu.ru/pdf/portal/oop/28494.pdf (26.05.19)
34. Программа дисциплины Компьютерный дизайн 44.03.04 Профессиональное обучение (дизайн интерьера) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kpfu.ru/pdf/portal/oop/266696.pdf (26.05.19)
35. Миронов Д.Ф., Компьютерная графика в дизайне: учебник. — СПб.: БХВ-Петербург, 2008 - 560 с.
36. Марченко М.Н. Развитие способностей к дизайнерской деятельности: диссертация. - Краснодар, 2002. - 442 с.: ил.
37. Маров М. Н. 3ds max. Моделирование трехмерных сцен. СПб. : Питер, 2005. - 560 с.
38. Аникова Ю.А., Янюк И.А. Основы компьютерной графики в дизайн-моделировании: учеб. пособие. Н.Новгород, 2007. - 45 с.
39. Хворостов Д.А. Компьютерные средства обучения студентов художественно-графического факультета. Вестник Орловского государственного университета. - 2011. - № 5
40. Фомина В. Ф. Архитектурно-конструктивное проектирование общественных зданий: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 97 с.