РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИИ СТУДЕНТОВ- ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МОБИЛЬНОГО ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития проектных умений в процессе создания мобильного экспозиционного пространства 6
1.1. Содержание и структура художественно -проектных компетенций в процессе развития проектных умений студентов-дизайнеров 6
1.2 Особенности проектирования мобильных экспозиционных пространств
24
Выводы по I главе 35
Глава 2. Методы развития проектных умений студентов дизайнеров в процессе создания мобильного экспозиционного пространства 37
2.1. Функциональное зонирование как метод развития проектных умений
студентов дизайнеров 37
2.2. Создание дизайн-проекта мобильного экспозиционного пространства .. 47
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Список литературы
Глава 1. Теоретические основы развития проектных умений в процессе создания мобильного экспозиционного пространства 6
1.1. Содержание и структура художественно -проектных компетенций в процессе развития проектных умений студентов-дизайнеров 6
1.2 Особенности проектирования мобильных экспозиционных пространств
24
Выводы по I главе 35
Глава 2. Методы развития проектных умений студентов дизайнеров в процессе создания мобильного экспозиционного пространства 37
2.1. Функциональное зонирование как метод развития проектных умений
студентов дизайнеров 37
2.2. Создание дизайн-проекта мобильного экспозиционного пространства .. 47
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Список литературы
Тема развития художественно -проектных умений у студентов дизайнерской направленности обучения весьма актуальна в наше время. С уровнем экономического развития страны возрастает и потребность в качественных услугах дизайнеров. Связано это с высокой конкуренцией товаров и услуг на рынке, в связи с чем каждый производитель всё больше стремится придать своему продукту эстетический и современный вид, который привлекал бы внимание потребителя. Касается это не только материальных товаров, но и интерьеров, в которых данные товары и услуги могут продаваться и осуществляться.
Качество производимых дизайнером услуг в большей степени зависит от компетентности дизайнера в своём деле. Уровень развитости художественно -проектных компетенций у выпускников средних профессиональных учебных заведений и высших учебных заведений по направлению подготовки «Дизайн» влияет на развитость пространственного мышления, умение быстро ориентироваться и решать поставленные задачи и возникающие проблемы при работе над дизайн-проектом, умение просчитывать шаги наперёд, и умение «видеть» и точно прогнозировать итоговый результат своей деятельности.
Объект исследования: процесс создания мобильного экспозиционного пространства.
Предмет исследования: развитие проектных умений будущих
дизайнеров в процессе создания мобильного экспозиционного пространства
Цель: Разработка дизайн-проекта выставочного экспозиционного пространства.
Задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы в педагогической науке и практике вузов, уточнив содержание понятия «проектное мышление студента- дизайнера»
2. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель формирования проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе
3. Проанализировать теоретический материал по особенностям
проектирования выставочных павильонов
4. Выявить и систематизировать проектные навыки студентов при создании дизайн-проекта
5. Проанализировать теоретический материал по особенностям
проектирования выставочных павильонов
6. Создать проект мобильного экспозиционного пространства
Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс формирования художественного и проектного развития будущих бакалавров дизайна в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении станет более эффективным, если: обозначена сущность, содержание и структура художественно-проектной компетенции будущих бакалавров области дизайна; выработана теоретическая составляющая формирования художественно-проектной компетенции будущих профессионалов в сфере дизайна; определены и теоретически обоснованы педагогические условия развития художественно-проектных компетенций будущих бакалавров дизайна; на основе выявленных педагогических условий разработана методика формирования художественно-проектной компетенции будущих специалистов.
Анализируя интерьеры и экстерьеры мобильных экспозиционных протранств можно прийти к выводу, что мобильные пространства требуют модернизации в функциональном и эстетическом плане. Для наиболее эффективного образовательного процесса необходимы большие свободные пространства для самостоятельной работы и коммуникации студентов, что повлечет за собой взаимообогащение полученными знаниями. Кроме того, правильно спроектированные и эстетически привлекательные учебно-
рекреационные пространства благотворно влияют на психологическое и физическое состояние учащихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении и анализе развития проектных умений студентов дизайнеров и их влиянии на квалифицированность выпускников-бакалавров.
Практическая значимость заключается в рассмотрении аналогов мобильных пространств, особенностях проектирования интерьеров, изучении влияния окружающей среды на психологическое и физическое состояние студентов, что позволило разработать современный дизайн -проект мобильного экспозиционного пространства с учетом гигиенических, эргономических и эстетических правил и особенностей.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, выводов по двум главам, заключения, списка литературы и приложения.
Качество производимых дизайнером услуг в большей степени зависит от компетентности дизайнера в своём деле. Уровень развитости художественно -проектных компетенций у выпускников средних профессиональных учебных заведений и высших учебных заведений по направлению подготовки «Дизайн» влияет на развитость пространственного мышления, умение быстро ориентироваться и решать поставленные задачи и возникающие проблемы при работе над дизайн-проектом, умение просчитывать шаги наперёд, и умение «видеть» и точно прогнозировать итоговый результат своей деятельности.
Объект исследования: процесс создания мобильного экспозиционного пространства.
Предмет исследования: развитие проектных умений будущих
дизайнеров в процессе создания мобильного экспозиционного пространства
Цель: Разработка дизайн-проекта выставочного экспозиционного пространства.
Задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы в педагогической науке и практике вузов, уточнив содержание понятия «проектное мышление студента- дизайнера»
2. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель формирования проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе
3. Проанализировать теоретический материал по особенностям
проектирования выставочных павильонов
4. Выявить и систематизировать проектные навыки студентов при создании дизайн-проекта
5. Проанализировать теоретический материал по особенностям
проектирования выставочных павильонов
6. Создать проект мобильного экспозиционного пространства
Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс формирования художественного и проектного развития будущих бакалавров дизайна в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении станет более эффективным, если: обозначена сущность, содержание и структура художественно-проектной компетенции будущих бакалавров области дизайна; выработана теоретическая составляющая формирования художественно-проектной компетенции будущих профессионалов в сфере дизайна; определены и теоретически обоснованы педагогические условия развития художественно-проектных компетенций будущих бакалавров дизайна; на основе выявленных педагогических условий разработана методика формирования художественно-проектной компетенции будущих специалистов.
Анализируя интерьеры и экстерьеры мобильных экспозиционных протранств можно прийти к выводу, что мобильные пространства требуют модернизации в функциональном и эстетическом плане. Для наиболее эффективного образовательного процесса необходимы большие свободные пространства для самостоятельной работы и коммуникации студентов, что повлечет за собой взаимообогащение полученными знаниями. Кроме того, правильно спроектированные и эстетически привлекательные учебно-
рекреационные пространства благотворно влияют на психологическое и физическое состояние учащихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении и анализе развития проектных умений студентов дизайнеров и их влиянии на квалифицированность выпускников-бакалавров.
Практическая значимость заключается в рассмотрении аналогов мобильных пространств, особенностях проектирования интерьеров, изучении влияния окружающей среды на психологическое и физическое состояние студентов, что позволило разработать современный дизайн -проект мобильного экспозиционного пространства с учетом гигиенических, эргономических и эстетических правил и особенностей.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, выводов по двум главам, заключения, списка литературы и приложения.
Художественно-проектное развитие как один из аспектов в структуре профессиональной компетентности студентов творческих специальностей сферы услуг является частью их профессионального становления и имеет широкие возможности для развития индивидуальности и творческих способностей.
Уровень развития художественно-проектных компетенций у бакалавров дизайна во многом зависит от правильно выстроенного образовательного процесса Прикладной характер профессии дизайнера предполагает большое количество практического опыта, в связи с чем в процессе образования встает необходимость уделять как можно больше внимания эмпирическому методу познания. В ходе практической деятельности студенты решают ряд очень важных задач, встающих перед профессионалом в области дизайна, учатся решать проблемы, которые возникают в ходе дизайн-проектирования, развивают эстетический вкус, познают особенности формообразования, проверяют свойства материалов и их взаимодействия.
Теоретический анализ, проведенный в работе, дал возможность уточнить категорию «художественно -проектная компетенция», которая понимается как интегративное качество личности, которое проявляется в готовности эффективно осуществлять художественное проектирование на основе владения современными технологиями и средствами дизайна.
Разработка проекта дизайна интерьера общественного пространства во многом зависит от рамок и стандартов, установленных СНиПом, СанПиНом и ГОСТом, а также от особенностей коммуникаций и здания, в котором находится проектируемое помещение. Важно учитывать специфику и функциональное эксплуатирование помещения, эргономические требования, а также влияние цветового и светового климата на здоровье человека.
В ходе разработки дизайн-проекта было выявлено, что каждый интерьерный дизайн-проект состоит из определенных этапов, порядок которых необходимо соблюдать. Во -первых, необходимо снять замеры помещения и оценить его пространство. Это позволит создать чертежный план помещения. Во-вторых, разрабатывается функциональное зонирование с учётом требований и особенностей эксплуатируемого помещения. В-третьих, производится план расстановки мебели и оборудования. Следующим этапом является этап эскизирования, подборки цветового решения, согласования и утверждения заказчиком выбранного эскиза. Пятым шагом становится подбор отделочных материалов, рекомендованных к образовательным учреждениям СНиПами и СанПиНом. После этого разрабатывается и обсуждается с заказчиком смета проекта. А в завершении всех этапов происходит финальный этап - визуализирование дизайн-проекта в специализированных компьютерных программах.
Таким образом, поставленная во введении цель дипломной работы достигнута, а исследовательские задачи выполнены. Их выполнение в итоге подтвердило и нашу гипотезу о том, что процесс формирования художественной и проектной компетентности будущих бакалавров дизайна в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении станет более эффективным, если: обозначена сущность, содержание и структура художественно -проектной компетенции будущих бакалавров области дизайна; выработана теоретическая составляющая формирования художественно-проектной компетенции будущих профессионалов в сфере дизайна; определены и теоретически обоснованы педагогические условия развития художественно-проектных компетенций будущих бакалавров дизайна; на основе выявленных педагогических условий разработана методика формирования художественно-проектной компетенции будущих специалистов.
Уровень развития художественно-проектных компетенций у бакалавров дизайна во многом зависит от правильно выстроенного образовательного процесса Прикладной характер профессии дизайнера предполагает большое количество практического опыта, в связи с чем в процессе образования встает необходимость уделять как можно больше внимания эмпирическому методу познания. В ходе практической деятельности студенты решают ряд очень важных задач, встающих перед профессионалом в области дизайна, учатся решать проблемы, которые возникают в ходе дизайн-проектирования, развивают эстетический вкус, познают особенности формообразования, проверяют свойства материалов и их взаимодействия.
Теоретический анализ, проведенный в работе, дал возможность уточнить категорию «художественно -проектная компетенция», которая понимается как интегративное качество личности, которое проявляется в готовности эффективно осуществлять художественное проектирование на основе владения современными технологиями и средствами дизайна.
Разработка проекта дизайна интерьера общественного пространства во многом зависит от рамок и стандартов, установленных СНиПом, СанПиНом и ГОСТом, а также от особенностей коммуникаций и здания, в котором находится проектируемое помещение. Важно учитывать специфику и функциональное эксплуатирование помещения, эргономические требования, а также влияние цветового и светового климата на здоровье человека.
В ходе разработки дизайн-проекта было выявлено, что каждый интерьерный дизайн-проект состоит из определенных этапов, порядок которых необходимо соблюдать. Во -первых, необходимо снять замеры помещения и оценить его пространство. Это позволит создать чертежный план помещения. Во-вторых, разрабатывается функциональное зонирование с учётом требований и особенностей эксплуатируемого помещения. В-третьих, производится план расстановки мебели и оборудования. Следующим этапом является этап эскизирования, подборки цветового решения, согласования и утверждения заказчиком выбранного эскиза. Пятым шагом становится подбор отделочных материалов, рекомендованных к образовательным учреждениям СНиПами и СанПиНом. После этого разрабатывается и обсуждается с заказчиком смета проекта. А в завершении всех этапов происходит финальный этап - визуализирование дизайн-проекта в специализированных компьютерных программах.
Таким образом, поставленная во введении цель дипломной работы достигнута, а исследовательские задачи выполнены. Их выполнение в итоге подтвердило и нашу гипотезу о том, что процесс формирования художественной и проектной компетентности будущих бакалавров дизайна в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении станет более эффективным, если: обозначена сущность, содержание и структура художественно -проектной компетенции будущих бакалавров области дизайна; выработана теоретическая составляющая формирования художественно-проектной компетенции будущих профессионалов в сфере дизайна; определены и теоретически обоснованы педагогические условия развития художественно-проектных компетенций будущих бакалавров дизайна; на основе выявленных педагогических условий разработана методика формирования художественно-проектной компетенции будущих специалистов.



