Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития проектных умений в процессе создания мобильного экспозиционного пространства 6
1.1. Содержание и структура художественно -проектных компетенций в процессе развития проектных умений студентов-дизайнеров 6
1.2 Особенности проектирования мобильных экспозиционных пространств
24
Выводы по I главе 35
Глава 2. Методы развития проектных умений студентов дизайнеров в процессе создания мобильного экспозиционного пространства 37
2.1. Функциональное зонирование как метод развития проектных умений
студентов дизайнеров 37
2.2. Создание дизайн-проекта мобильного экспозиционного пространства .. 47
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Список литературы
Тема развития художественно -проектных умений у студентов дизайнерской направленности обучения весьма актуальна в наше время. С уровнем экономического развития страны возрастает и потребность в качественных услугах дизайнеров. Связано это с высокой конкуренцией товаров и услуг на рынке, в связи с чем каждый производитель всё больше стремится придать своему продукту эстетический и современный вид, который привлекал бы внимание потребителя. Касается это не только материальных товаров, но и интерьеров, в которых данные товары и услуги могут продаваться и осуществляться.
Качество производимых дизайнером услуг в большей степени зависит от компетентности дизайнера в своём деле. Уровень развитости художественно -проектных компетенций у выпускников средних профессиональных учебных заведений и высших учебных заведений по направлению подготовки «Дизайн» влияет на развитость пространственного мышления, умение быстро ориентироваться и решать поставленные задачи и возникающие проблемы при работе над дизайн-проектом, умение просчитывать шаги наперёд, и умение «видеть» и точно прогнозировать итоговый результат своей деятельности.
Объект исследования: процесс создания мобильного экспозиционного пространства.
Предмет исследования: развитие проектных умений будущих
дизайнеров в процессе создания мобильного экспозиционного пространства
Цель: Разработка дизайн-проекта выставочного экспозиционного пространства.
Задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы в педагогической науке и практике вузов, уточнив содержание понятия «проектное мышление студента- дизайнера»
2. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель формирования проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе
3. Проанализировать теоретический материал по особенностям
проектирования выставочных павильонов
4. Выявить и систематизировать проектные навыки студентов при создании дизайн-проекта
5. Проанализировать теоретический материал по особенностям
проектирования выставочных павильонов
6. Создать проект мобильного экспозиционного пространства
Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс формирования художественного и проектного развития будущих бакалавров дизайна в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении станет более эффективным, если: обозначена сущность, содержание и структура художественно-проектной компетенции будущих бакалавров области дизайна; выработана теоретическая составляющая формирования художественно-проектной компетенции будущих профессионалов в сфере дизайна; определены и теоретически обоснованы педагогические условия развития художественно-проектных компетенций будущих бакалавров дизайна; на основе выявленных педагогических условий разработана методика формирования художественно-проектной компетенции будущих специалистов.
Анализируя интерьеры и экстерьеры мобильных экспозиционных протранств можно прийти к выводу, что мобильные пространства требуют модернизации в функциональном и эстетическом плане. Для наиболее эффективного образовательного процесса необходимы большие свободные пространства для самостоятельной работы и коммуникации студентов, что повлечет за собой взаимообогащение полученными знаниями. Кроме того, правильно спроектированные и эстетически привлекательные учебно-
рекреационные пространства благотворно влияют на психологическое и физическое состояние учащихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении и анализе развития проектных умений студентов дизайнеров и их влиянии на квалифицированность выпускников-бакалавров.
Практическая значимость заключается в рассмотрении аналогов мобильных пространств, особенностях проектирования интерьеров, изучении влияния окружающей среды на психологическое и физическое состояние студентов, что позволило разработать современный дизайн -проект мобильного экспозиционного пространства с учетом гигиенических, эргономических и эстетических правил и особенностей.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, выводов по двум главам, заключения, списка литературы и приложения.
Художественно-проектное развитие как один из аспектов в структуре профессиональной компетентности студентов творческих специальностей сферы услуг является частью их профессионального становления и имеет широкие возможности для развития индивидуальности и творческих способностей.
Уровень развития художественно-проектных компетенций у бакалавров дизайна во многом зависит от правильно выстроенного образовательного процесса Прикладной характер профессии дизайнера предполагает большое количество практического опыта, в связи с чем в процессе образования встает необходимость уделять как можно больше внимания эмпирическому методу познания. В ходе практической деятельности студенты решают ряд очень важных задач, встающих перед профессионалом в области дизайна, учатся решать проблемы, которые возникают в ходе дизайн-проектирования, развивают эстетический вкус, познают особенности формообразования, проверяют свойства материалов и их взаимодействия.
Теоретический анализ, проведенный в работе, дал возможность уточнить категорию «художественно -проектная компетенция», которая понимается как интегративное качество личности, которое проявляется в готовности эффективно осуществлять художественное проектирование на основе владения современными технологиями и средствами дизайна.
Разработка проекта дизайна интерьера общественного пространства во многом зависит от рамок и стандартов, установленных СНиПом, СанПиНом и ГОСТом, а также от особенностей коммуникаций и здания, в котором находится проектируемое помещение. Важно учитывать специфику и функциональное эксплуатирование помещения, эргономические требования, а также влияние цветового и светового климата на здоровье человека.
В ходе разработки дизайн-проекта было выявлено, что каждый интерьерный дизайн-проект состоит из определенных этапов, порядок которых необходимо соблюдать. Во -первых, необходимо снять замеры помещения и оценить его пространство. Это позволит создать чертежный план помещения. Во-вторых, разрабатывается функциональное зонирование с учётом требований и особенностей эксплуатируемого помещения. В-третьих, производится план расстановки мебели и оборудования. Следующим этапом является этап эскизирования, подборки цветового решения, согласования и утверждения заказчиком выбранного эскиза. Пятым шагом становится подбор отделочных материалов, рекомендованных к образовательным учреждениям СНиПами и СанПиНом. После этого разрабатывается и обсуждается с заказчиком смета проекта. А в завершении всех этапов происходит финальный этап - визуализирование дизайн-проекта в специализированных компьютерных программах.
Таким образом, поставленная во введении цель дипломной работы достигнута, а исследовательские задачи выполнены. Их выполнение в итоге подтвердило и нашу гипотезу о том, что процесс формирования художественной и проектной компетентности будущих бакалавров дизайна в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении станет более эффективным, если: обозначена сущность, содержание и структура художественно -проектной компетенции будущих бакалавров области дизайна; выработана теоретическая составляющая формирования художественно-проектной компетенции будущих профессионалов в сфере дизайна; определены и теоретически обоснованы педагогические условия развития художественно-проектных компетенций будущих бакалавров дизайна; на основе выявленных педагогических условий разработана методика формирования художественно-проектной компетенции будущих специалистов.
Абсалямова И.Р. Формирование основ профессиональной компетентности будущего дизайнера в условиях технического колледжа: дис. канд. пед. наук: 13.00. 08 - теория и методика профессионального образования. - М., 2007.
2 Ажгихин С. Г. Развитие творческого воображения будущих дизайнеров. Искусство и образование. -2008. -Вып.3. с.68-71.
3. Ажихин С.Г., Марченко М.Н. Creating of the project image in the process of developing advertising images. International Journal Of Applied And Fundamental Research. — 2015. — № 2 — Режим доступа: www.science- sd.com / 461- 24927 (15.01.2016).
4. Александер К., Исикава С., Силверстайн М. Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство; [пер. с англ. И. Сыровой] - М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014. - 1096 с.
5. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1999 г. - 296 с.
6. Бундина Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров костюма в университетском образовании: дис. канд. пед. наук: 13.00. 08 - теория и методика профессионального образования.
- Оренбург, 2006.
7. Вербитский А.А, Ермакова О.Б. [Текст] // Педагогика. - 2009. - №2, С. 12
13.
8. Деревицкая А.В. Основные аспекты методики развития художественно - проектной компетенции студентов в профессиональной области «Дизайн»,
- 2013.
9. Есаулова М.Б., Сухобская Г.С. Компетентностный подход в профессионально - педагогическом образовании: научно -методическое пособие; СЗППИ СПГУТД. - СПб.: Тускарора, 2011. - 67 с.
10. Зеер Э.Ф., Патова A.M., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентно стный подход. -М.: МПСИ, 2005.
11. Зимняя И.Л. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико - методологический подход) // Высшее образование сегодня. -2006. -№ 8. с. 21-26.
12 Калина Н.Д. Преемственность в обучении рисунку как условие конструктивно-графического творчества [Текст] // Искусство и
образование. - 2010.- №6 (68), С. 96-103.
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», -2005.
14. Козлова Л.Н., Кукузей П.Е. Аналитический обзор интерьеров вузов. Современные задачи и тенденции // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(58). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 6-13.
15. Колесников А.К., Санникова А.П., Безукпадников К.Э. Профессиональная компетенция и компетентность // Педагогическое образование и наука. - 2009. -№ 6. С. 57 - 61.
16. Лазарев E.H. Дизайн машин. JL: Машиностроение, -2008.
17. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1999.
18. Марченко М. Н., Федосеева А. А Особенности коммуникации дизайнера с потребителями его услуг. Международный журнал экспериментального образования. -2015. -№ 12-2. с. 235-236.
19. Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентно стный подход // Высшее образование в России. -2007. -№ 11. С. 46-56.
20 Минервин Г.Б., Шимко В.Т. Дизайн. Иллюстрированный словарь - справочник. -М.: «Архитекгура-С», 2004.
21. Нешумов Б.В., Щедрин Е.Д. Художественное проектирование: учебное пособие. -М.: Просвещение, 2009.
22 Парашина Е.С., Марченко М.Н. Основные этапы дизайн-проектирования учебных аудиторий вуза [Текст]
23. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду [Текст] / - М.: Педагогика, 2008. - 53 с.
24. Сластенин В.А., Исаев E.H. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2008. -9-е изд.
25. Субетто А.Л. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. -М.: ИЦ ПКПС, 2006.
26 Суховская Д.Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории [Текст] / Д.Н. Суховская // Молодой ученый. - 2013. - № 10. - С. 650-652.
27. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании // Учебное пособие. -М.: Знание, 2005.
28. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. -1935-1940.
29. Фалько В.П. Формирование художественно -проектной компетенции
педагога профессионального обучения в области дизайна : дис. канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. - Екатеринбург, 2009.
30. Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования. // Народное образование, 2003, №1. - С. 58-64.
31. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории / В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2006. - 296 с.
Электроные ресурсы
32 Зимняя И.А. Ключевые компетности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании -[Электронный ресурс]. - Москва. - Режим доступа:
http ://old.vvsu. ru/dap/development_program/files/zimnyaya. pdf (дата
обращения 01.12.2012).
33. Нурми. Т. Финляндия строит // archi.ru. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://archi.ru/world/56212/finlyandiya-stroit (01.03.2016).
34. СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1076-01. Санитарные правила и нормы: [электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.normacs.ru / Doclist / doc / 8DG. html. (3.01.2016).
35. Учебный корпус университета The Cooper Union от Thom Mayne. Нью-
Йорк, США - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www. arhinovo sti. ru/2013/08/03/uchebnyjj-korpus -univers iteta-the- cooper-union-ot-thom-mayne-nyu-jjork-ssha/ (28.02.2016).
36. Факультет Бизнеса Мандрагонского университета от Hoz Fontan Arquitectos. Оньяте, Испания - [Электронный ресурс]. - Режим доступам http ://www. arhinovo sti. ru/ 2011/04/04/ fakulteta-biznesa-mondragonskogo- universiteta-ot-khoz-fontan-arkitektos-hoz-fontan-arquitectos-onyate-ispaniya/ (Дата обращения: 28.02.2016).
37. Фролова Н.И. Библиотека без книг - [Электронный ресурс] / Н.И. Фролова. Библиотека без книг // archi.ru. - Режим доступа:. http://archi.ru/proiects/world/7068/studencheskii-uchebnvi-centr-universiteta- raiersona (Дата обращения: 27.02. 2016).
38. Школа архитектуры при Университете Бонд в Австралии - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://hqroom.ru/shkola-arhitekturyi-pri-
universitete-bond-v-avstralii (Дата обращения: 01.03.2016).
39. Школа дизайна при Университете в Мельбурне - [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: hhps://hqroom.m/shkola-dyzaina-pry-unyversytete-v-
melburne.html (Дата обращения: 27.02.2016).