Введение 3
Глава I. Декорирование интерьера как средство формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров 7
1.1. Понятие и анализ профессиональных компетенций будущих
дизайнеров 7
1.2. Особенности формирования профессиональных компетенций будущих
дизайнеров в процессе декорирования интерьера 15
Выводы по Главе 1 27
Глава II. Разработка дизайна керамических изделий для декорирования интерьера 28
2.1. Техника и технологии изготовления керамических изделий. Особенности
декорирования интерьера керамическими изделиями 28
2.2. Этапы изготовления керамических ваз. Технологическая карта 46
Выводы по Главе II 56
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение
Люди с давних пор старались украсить свое жилище, стараясь сделать его уютным, непохожим на других. Например, они расписывали стены, клали мозаику, выращивали домашние растения. В то время они еще не знали, что через по истечению многих лет этот процесс внутреннего убранства дома будет называться простым, лаконичным термином - декорирование.
Декорирование - это процесс, при котором осуществляется подбор разного рода элементов и деталей, которые подчеркивают стиль интерьера. Иными словами, декорирование - это выделение преимуществ интерьера и возможность скрытия его возможных недостатков.
Историческое развитие процесса декорирования помещения парадоксально: попытки преобразить свое жилище существовали уже в то время, когда жилища как такового еще не было. К примеру, первобытные стоянки людей в местах, располагавшиеся в областях с теплым климатом, дают возможность понять, что в палеолите жилищем являлась поляна, на которой посередине находилось кострище, и в качестве украшения была применена скорлупа страусиных яиц, на которую наносился рисунок.
Но, как и правило, ничто не стоит на месте, с течением времени и развитием культуры развивалось и декоративное искусство. Таким образом, закладывался большой потенциал развития разнообразия декора внутреннего убранства. И спустя много столетий мы также стараемся преобразить свой дом.
Сегодня есть большое количество вариантов, возможностей, приемов декорирования. Это может быть живопись, лепка, декоративная штукатурка поверхностей. Такие элементы декора как витраж, различного рода текстиль, трафареты, керамика также играют особую роль. Каждые из этих приемов дизайнерского искусства многообразны, но заключают в себе одну главную особенность - они дают возможность создать стильный, гармоничный, уютный дизайн интерьера.
Действительно, декоративные аксессуары и произведения искусства служат не просто дополнением интерьера и его логическим продолжением, но и самой сутью, «душой» интерьера. Детали словно раскрывают задумку автора проекта, преображая помещение, придавая ему лаконичность и завершенность. Процесс декорирования позволяет достичь баланс и гармония между отдельными частями интерьера.
В современном мире существует большое количество аксессуаров, используя которые можно украсить интерьер. Но особенно изысканным, интересным и многоликим является ваза. Существует множество видов ваз разных форм, размеров, сделанных из различных материалов: стекло, пластик, дерево... Но особенно оригинально смотрятся керамические вазы.
Керамика с давних времен являлась предметом украшения жилища человека. И на сегодняшний день, несмотря на возникновение большого количества современных стилей и технологий, она остается актуальной, ведь керамические изделия наполняют помещение особой энергией и красотой. Плюсом также служит и высокая эко логичность изделий из керамики.
Декоративное значение ваз в современном интерьере играет большую роль: ваза создает ощущение красоты и гармонии, легкости и изящества. В качестве аксессуара она выполняет две главные для интерьера функции - практичность и эстетика. Сегодня вазы перестали быть лишь предметом для хранения цветов, они обрели самостоятельную роль, став полноценным элементом декора.
Актуальность: В настоящее время важнейшим фактором повышения конкурентоспособности товаров и услуг становится дизайн, что усиливает потребность общества и государства в высококвалифицированных кадрах данной сферы деятельности.
Как свидетельствует опыт подготовки специалиста в области дизайна, её эффективность в значительной степени зависит от овладения студентами компетенциями и компетентностями. Успешное решение этой задачи во многом зависит от того, насколько у обучающихся сформированы универсальные учебные механизмы интеллектуального и практического свойства.
Цель: выявить пути формирования профессиональных компетенций будущего дизайнера в процессе декорирования интерьера керамическими изделиями (в частности, керамическими вазами).
Задачи:
— изучить понятие и особенности профессиональных компетенций дизайнера;
— изучить историю керамики, техники и технологии изготовления керамических изделий;
— проанализировать особенности декорирования интерьера керамическими изделиями;
— создать комплект керамических ваз в материале.
Методы исследования:
— теоретический анализ педагогической, научно-практической литературы по поставленной проблеме;
— изучение искусствоведческой литературы, периодических источников по поставленной проблеме;
— сравнительно-исторический метод.
Объект - профессиональные компетенции дизайнера;
Предмет - применение возможностей декорирования интерьера изделиями из керамики в процессе формирования профессиональных компетенций будущего дизайнера.
Теоретическая значимость: в данной работе сделана попытка определить потенциал и возможности процесса декорирования интерьера керамическими изделиями как средства формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров.
Практическая значимость: комплект керамических ваз может стать оригинальным украшением интерьера, экспонироваться на мероприятиях, проводимых университетом, принимать участие в различных конкурсах и выставках.
На сегодняшний день главная цель профессионального образования заключается не только в формировании у студентов системы знаний и практических умений, которые, несомненно, необходимы для будущей профессиональной деятельности, но и в воспитании высоконравственной, социально зрелой, творческой личности, что в свою очередь является неотъемлемой частью профессиональной компетентности дизайнеров.
В процессе прохождения цикла профессионально ориентированных дисциплин, будущий дизайнер должен овладеть практикой решения профессиональных задач, т. к. именно в процессе изучения специальных предметов студент получает опыт жизненных проблем, проходя первичную профессиональную и социальную адаптацию, что оказывает существенное влияние на формирование его готовности к производственно-технологической деятельности, в частности, в процессе работы над проектом интерьера, включающем в себя несколько этапов, в частности, процесс декорирования.
Способы декорирования интерьера изобилуют своим разнообразием. Особую атмосферу и уют придает применение ваз, созданных из различных материалов, использовать которые можно практически в любом стиле интерьера. Но керамические вазы всегда отличались самобытностью, оригинальностью и красотой.
Сегодня керамика играют большую роль в современном интерьере, сохраняя традиции еще с древних времен и постепенно вбирая современные технологии. Она выступает наряду с другими декоративными предметами, но при этом сохраняет свою самобытность и очарование рукотворного искусства.
Как было замечено ранее, они выполняют не только утилитарную, но и эстетическую функцию. И мастера стараются достичь разумного единства между формой, декоративным наполнением, оформлением и назначением изделия, органично вписывая в современный интерьер.
Наша выпускная квалификационная работа была посвящена изучению особенностей декорирования интерьера керамическими изделиями как
дизайнеров.
В соответствии с поставленными задачами, в первой главе «Декорирование интерьера как средство формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров» мы рассмотрели понятие
профессиональных компетенций, в частности, в области дизайна, особенности их формирования у будущих специалистов, а также их формирования непосредственно при декорировании интерьера. Помимо этого, было рассмотрено понятие дизайна в целом, его разновидности, сферы применения, в частности, был рассмотрен дизайн интерьера.
Вторая глава посвящена разработке дизайн-проекта комплекта керамических ваз. В процессе работы над теоретической частью мы изучили историю развития керамики, проанализировали опыт мастеров прошлых столетий, а также работы современных мастеров. Также большое внимание было уделено изучению свойств материала, его технологическим особенностям, которые следует учитывать при создании изделия. Рассмотрены различные техники выполнения и виды декорирования с применением современных материалов.
Практическая часть выпускной квалификационной работы заключалась в создании комплекта керамических изделий для музея «Манзара». Первоначальный этап включал в себя разработку концепции, определение основных критериев, которым изделия должны соответствовать. Были разработаны эскизы, которые в последствии были перенесены в 3 d-программу для более детальной проработки и анализа.
После определения размеров, форм, цветовой гаммы изделий, мы приступили к выполнению данного проекта в материале. Были подобраны глина, необходимые инструменты, глазури, изучены характеристики материала. Далее осуществлялась сборка изделий. Каждая ваза собиралась вручную, проходила сушку, глазуровку, обжиг. В результате мы получили
комплект керамических ваз, который гармонично впишется как в диораму музея, так и практически в любой интерьер целиком или по частям.
1. Акунова Л.Ф. Материаловедение и технология производства художественно - керамических изделий / Л.Ф. Акунова. - М.: Высшая школа, 2009. - 124с.
2. Аронов В.Р., Сидоренко В.Ф. Дизайн, образование и проектная культура / Дизайнерское образование. История. Теория. Практика / Под общей редакцией В.Р. Аронова, В.Ф. Сидоренко. - М.: МГТУ им А.Н. Косыгина, 2011. - 238 с.
3. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: пособие / В. А. Барадулин. - М.: Просвещение, 2010. - 218с.
4. Богуславская И.Я. Русское народное искусство / И.Я. Богуславская. - СПб.: Искусство, 2010. - 235 с.
5. Буббико, Дж. Керамика: техники, материалы, изделия / пер. с итал., Дж.Буббико, Х.Крус. - М.: Ниола-Пресс, 2011. - 128 с.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. - 2 изд. - М.: Искусство,
2009. - 576 с.
7. Долорс, Р. Керамика: Техника. Приемы. Изделия / пер. с нем. Ю.О. Бем, Р. Долорс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. - 144 с.
8. Захаров А.И. Форма керамических изделий: влияние технологии/ А.И. Захаров // Дизайн. Теория и практика. - 2011. - №.7. - С. 59-72.
9. Захаров А.И. Эволюция форм и способов формования керамических изделий / А.И. Захаров // Дизайн. Материалы. Технология. -
2010. - № 4. - C. 92-96.
10. Иманов Г. М. Производство художественной керамики / Г. М. Иманов, В. С. Косов, Г. В. Смирнов. - М.: Высшая школа, 2009. - 128 с.
11. Клеон О. Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения / О. Клеон. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 176 с.
12. Ковалев В.Г. Социальное образование дизайнеров-графиков / В.Ковалев // Современное социальное образование: опыт и проблемы модернизации: Тезисы выступлений на VII Всероссийском социальнопедагогическом конгрессе (г. Москва, июнь 2009 г.). - М.: РГСУ, 2009. - С.75- 77.
13. Ковешникова Н. А. История дизайна: учеб. пособие / Н. А. Ковешникова. - М.: Омега - Л, 2014. -156с.
14. Макарова В. Дизайн помещений. Стили интерьера на примерах / В. Макарова. - М.: Омега - Л, 2014. - 156 с.
15. Марченко М.Н. Теоретические основы развития способностей к дизайнерской деятельности / М.Н. Марченко. - СПб.: Питер, 2009. - 249 с.
16. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна / О. И. Нестеренко. - М.: Просвещение, 2010. - 670 с.
17. Поверин А.В. Гончарное дело /А. В. Поверин. - М.: Высшая школа. 2011. - 58 с.
18. Поверин. А. В. Народное творчество / А. В. Поверин // Тайны гончарного мастерства. - 2010. - № 5. - С. 7-8.
19. Полищук Г.Н. Современный интерьер / Г. Н. Полищук. - М.: Прест, 2009. - 36 с.
20. Рос Д. Керамика: Техника. Приемы. Изделия / Д. Рос. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2003. -43 с.
21. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2010. - 688 с.
22. Слоун Э. Интерьер. Цветовые гаммы, которые работают / Э. Слоун. - М.: АСТ - Астрель, 2011. - 57 с.
23. Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2т. Т1 / Н. М. Сокольникова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр Академия, 2009. -304 с.
24. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2012. - №3. - С.10-13.
25. Тухбатуллина, Л. М. Состав и структура творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера / Л. М. Тухбатуллина // Известия ВолгГТУ. - 2010. - №7. - С. 134-139.
26. Федотов Г.Я. Послушная глина: основы художественного ремесла / Г. Я. Федотов. - М.: АСТ-пресс, 2013. - 334 с.
27. Франк Я. Дневник дизайнера-маньяка / Я. Франк. - М.: Студии Артемия Лебедева, 2015. - 322 с.
28. Хендерсон Э. Стиль. Тысяча приемов и хитростей для оформления любого интерьера / Э. Хендерсон. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 304 с.
29. Христофорова И.В., Ковалев В.Г., Сырейщикова О.А., Архипова Т.Н. Научная и творческая составляющие дизайн-проектирования, и современные проблемы креативных профессий / И.В. Христофоров // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Современные образовательные технологии, используемые в очном, заочном и дополнительном образовании» (г. Москва, май 2010). - 2010. - С. 60-69
30. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторский. - М.: МГУ, 2009. - 416 с.
31. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторский // Народное образование. - 2009. - №2. - С.5.
32. Цветкова О. А. Детали интерьера / О. А. Цветкова. - М.: Ниола- Пресс, 2010. - 24с.
33. Чаварра Х. Ручная лепка / Х. Чаварра. - М.: АСТ, 2009. - 456 с.
34. Эткин Д. М. Керамика для начинающих / Д. М. Эткин. - М.: АР - Родник, 2012. - 786 с.
б)
35. Адоняева Д.Ю. Методы решения творческих задач в формировании профессионально-практической компетенции будущих дизайнеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_20308383_84915444.pdf (дата доступа:
09.02.2019) .
36. Азарова Н.М. Креативность как слово и как концепт. // Критика и
семиотика, 21, 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.philology.nsc.ru/j ournals/kis/content.php?vol=26 (дата доступа:
10.02.2019) .
37. Ганьшина Г.В. Природные материалы в народных художественных промыслах России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prirodnye-materialy-v-narodnyhhudozhestvennyh- promyslah-rossii (дата доступа: 25.04.2019).
38. Калинина П.С., Соколова Т.В. Современные тенденции
применения художественной керамики в оформлении интерьера [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_34928727_41417825.pdf (дата доступа:
18.03.2019) .
39. Сотникова Е.А., Аверина Т.А. проблемы соотношения традиций и
творчества в формообразовании современной керамики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_18981108_32352731.pdf (дата доступа:
12.09.2018) .
40. Хворостов, Д.А. Система профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности на базе компьютерных технологий: для направления подготовки «Искусство интерьера» и «Дизайн среды» керамики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005061276#?page=1 (дата доступа:
22.01.2019) .