Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Буллинг в подростковой среде

Работа №37065

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1808
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БУЛЛИНГА В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Понятие буллинга 7
1.2. Характеристика типов буллингового поведения 18
1.3. Индивидуально-психологические особенности подростков-участников
буллинга 26
ГЛАВА 2. БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В ШКОЛЕ 40
2.1. Распространенность буллинга в школах 40
2.2. Анализ профилактических мер профилактики буллинга 48
2.3. Программа профилактических мер агрессивного поведения у подростков 56
Заключение 70
Список использованной литературы

Актуальность исследования. Проблема насилия - это обширная область, исследуемая в мировой психологии, социологии, криминологии, медицине, педагогике, философии и других областях научного знания.
Первые работы, посвященные проблеме насилия, стали появляться в печати с 1905 года. Первые исследования проводились скандинавскими учеными (Д. Олвеус, Е. Роланд, П. Хайнеманн) и затем учеными из Великобритании (Д. Лэйн, В. Ортоа и др.). Большое внимание данной проблеме уделяется за рубежом, где существует множество хорошо зарекомендовавших себя эффективных программы предотвращения буллинга.
В отечественной психологии до недавнего времени буллинг вообще не рассматривался как специфический феномен. Проблема издевательств в школах, в отечественной науке, долгое время относились к категории проблем, принятых замалчивать. В некоторых регионах до сих пор используется такой подход, так как в ходе проведения данной научно исследовательской работы возникали трудности, связанные с этой проблемой. Однако последнее время растет интерес к проблеме буллинга в отечественной психологии и приобретает всё более устойчивый характер.
К отечественным исследователям, занимающимся этим вопросом, относятся: И.А. Александрова, И.А. Баева, С.А. Богомаз (факторы возникновения буллинга). В современных условиях образовательной деятельности возникла необходимость разработки психокоррекционных и профилактических программ, направленных на предотвращение буллинга в образовательной среде или его профилактику. Подобные программы должны найти свое применение на начальных этапах формирования коллектива и основываться на системном подходе, а именно включать в себя работу не только с детьми непосредственно, но и с педагогическим, административным составом школы, а также с родителями. Программы, опирающиеся на факторы возникновения буллинга, будут способствовать качественному и долгосрочному результату.
Научная новизна исследования заключается в том, что буллинг - явление распространённое, но малоизученное в нашей стране, поэтому были предложены механизмы для борьбы с булинговым поведением.
С учетом обозначенной актуальности рассматриваемой проблемы, и ее практической и теоретической значимости, в работе были определены цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования.
Цель данной работы - анализ распространенности буллинга в современной школе и выявление путей борьбы с этим явлением.
Объект исследования: явление буллинга в образовательной среде.
Предмет исследования: особенности профилактики подросткового буллинга в школах.
В качестве гипотезы было сформулировано, что недостаток эффективных профилактических мер борьбы с буллингом в школе приводит его распространению.
Поставленная в данной работе цель обуславливает возникновение ряда задач, попытка решения которых будет предпринята в дальнейшем исследовании:
1. Раскрыть сущность и особенности понятия буллинг;
2. Проанализировать зарубежный и российский опыт профилактики буллинга;
3. Предложить профилактические меры для борьбы с буллингом;
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных педагогами, психологами и руководством образовательных учреждений в целях профилактики и предотвращения буллинга. Работа также может быть полезна студентам психологических, педагогических специальностей и родителям школьников для ознакомления с феноменом буллинга, его распознавания в образовательном учреждении и своевременного вмешательства с целью профилактики или предотвращения данного феномена.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении отражена актуальность исследуемой темы и прописан научный аппарат работы, включающий цель, задачи, гипотезу, объект, предмет и др.
В первой главе на основании анализа отечественных и зарубежных источников литературы рассматривается сущность понятия буллинг, структура участников буллинга, индивидуально - психологические особенности подростков-участников буллинга.
Вторая глава содержит анализ распространенности буллинга в школах, анализ профилактических мер профилактики буллинга, также содержится программа профилактических мер агрессивного поведения у подростков. В заключении отражены основные выводы исследования и полученные результаты.
В заключении описаны решения задач для достижения поставленной цели.
В списке литературы представлены источники, используемые в ходе выполнения работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы была проведена исследовательская работа на тему: «Буллинг в подростковой среде».
Исследование по проблеме травли в образовательных организациях является актуальным, потому что в современной психологической науке нет единых комплексных программ профилактики и предотвращения буллинга. В подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью становится интимноличностное общение со сверстниками, дети усваивают нормы, ценности и правила поведения через общение и взаимодействия в группе. Буллинг имеет систематический характер и является таким феноменом, впоследствии которого закрепляются роли: «жертвы», «обидчика» или «наблюдателя» и каждая роль имеет отрицательное влияние на личность участника данного процесса. Предпринятые профилактические и психокоррекционные меры помогают предотвратить насилие и улучшить социально-психологический климат.
Основной целью исследования являлся анализ распространенности буллинга в современной школе и выявление путей борьбы с этим явлением.
Для реализации данной цели мы проделали работу по решению следующих задач:
1. Были раскрыты сущность и особенности понятие буллинга. Здесь хотим отметить, что опираясь на ряд различных мнений исследователей (В. Безаг, Д. Ольвеус, С.В. Кривцова) мы пришли к выводу, что буллингом не считается, когда два одноклассника одинаковой физической силы борются или спорят, или, когда подзадоривание происходит в шутливой форме. Буллинг понимается как форма деструктивного межличностного взаимодействия, при которой один человек или группа осознанно выступает обидчиком, а другой жертвой, который заведомо слабее психологически, либо физически, длительно и систематично, подвергающейся физическому, психологическому, эмоциональному насилию, агрессии. Кроме того, есть кардинальные отличия конфликта по своей сути, от буллинга - в конфликте обе стороны конфликта так или иначе могут отстаивать свою позицию, привлекая окружающих как ресурс, тогда как в буллинге только одна сторона «обладает» правами, тогда как в другой стороне «отказывается в праве», вообще иметь какую- либо позицию и предпринимать какие-либо действия в свою защиту. Подробные отличия мы показали в таблице в первом параграфе первой главы. Выявили основные типы буллингового поведения: защитное, характеризующееся пассивностью и неосознанностью поведение; ситуативное, исключающее восстанавливающее (направлено на снижение психического напряжения, возникающего при столкновении подростка с конфликтной ситуацией) и нормативное поведение (характеризуется ориентацией на нормы и правила, принятые в социуме, социально одобряемые), реакции пассивного осознаваемого типа; творческое, предполагающие осознанный выбор стратегии, активное поведение подростка в овладении ситуацией, творческий характер используемых стратегий. В основных типологиях буллингового поведения как системы присутствуют несколько ролевых позиций - агрессор(обидчик), жертва (пассивная и агрессивная), свидетель и часто присутствует защитник. Все эти роли характеризуются тем, что они не являются жёстко заданными, и могут меняться в зависимости от того, кто именно стал жертвой, а кто агрессором, и с учетом эмоционального отношения ко всем действующим лицам буллинга. В результате возникновения новой системы может произойти смена позиций, когда бывший агрессор может стать жертвой, зритель может стать жертвой и т.п.
2. Проанализировали зарубежный и российский опыт профилактики буллинга. Мы провели анкетирование в одной из типичных казанских школ продемонстрировало еще раз, что проблема буллинга - это не надуманная проблема, а реально существующая. И практически всеобщая осведомленность о ней детей убедительно это подтверждает. Явление буллинга явно недооценивается взрослыми, существует множество мифов вокруг него, а реальной антибуллинговой работы в школах не ведется. С полным основанием можно констатировать, что современная школа столкнулась с серьезным вызовом, на который ей рано или поздно предстоит реагировать. Агрессивные выпады в сторону слабых учеников могут обрести огромные масштабы, если продолжить относиться равнодушно к этой проблеме.
3. Предложили профилактические меры по борьбе с буллингом. Так как в школах отсутствует профилактика борьбы с буллингом мы считаем, что эффективным средством в противостоянии насилию может быть Комитет по предотвращению буллинга, специально созданный в школе. В котором дети и учителя путем наставничества будут оказывать помощь детям, пострадавшим от травли, также предлагаем внедрение программы по коррекции агрессивного поведения у детей, которая поможет уже на начальных этапах бороться с травлей,данная программа направлена не только на детей, также и на персонал школы и родителей.
Проблема буллинга в России имеет огромные масштабы, каждый год сотни тысяч детей становятся жертвами школьной и виртуальной травли. К сожалению, проблема буллинга не является хорошо разработанной, ученые только приступают к ее исследованию. Школа занимает важное место в жизни ребенка. Хотелось бы, что она была местом безопасным, где ничто детям не угрожало и где расцветала человеческая индивидуальность.



1. Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ.
2. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия буллингу (травле)» от 19.05.2019 - Ст.173.
3. Александрова JI.A. К концепции жизнестойкости в психологии//
Сибирская психология сегодня: сб. науч. трудов. / под ред.
М.М.Горбатовой, A.B.Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. Вып. 2. С. 8290.
4. Александрова Е.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2015. №7(51). С.83-84.
5. Александрова JI.A. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф: дис. . канд. психол. наук. Кемерово, 2014. 207 с.
6. Алексеева JI.C. Насилие и психическое здоровье детей // Семья в России.
2006. №2. С.73-80.
7. Алешина H.A. Формирование представлений об объектах экологического риска при обучении подростков принятию решений в учебных ситуациях: автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 2009. 25 с.
8. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 2014. Т.15. № 1. С. 3-18.
9. Арчакова Т.О. Жизнестойкость против факторов риска Электронный
ресурс. Режим доступа: URL:http://psyjoumals.m/artides/d20835.shtml
(дата обращения 14.04.2019).
10. Ачитаева И.Б. Деструктивные взаимоотношения в учебных группах образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. . канд. психол. наук. Москва, 2013. 25 с.
11. Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2013. №128. С.27-39.
12. Баева И.А. Психология безопасности как направление психологической науки и практики // Национальный психологический журнал. 2016. С.66- 68.
13. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2019. Т.2. №3. С. 16-23.
14. Байер Е.А. Исследование жизнестойкости у детей-сирот в учреждении государственной поддержки детства как залога успешной интеграции в быстро меняющемся социуме // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2009. №4(50). С.6-10.
15. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2015. С. 63.
16. Богомолов A.M. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2018. №1. С.68-73.
17. Бондарь В. Насилие над ребенком ведет к деформации личности // Социальная педагогика в России. 2019. №4. С.42-44.
18. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ. 2016. 96 с.
19. Быковская Е.Ф. Педагогическое насилие: теория и практика //
Философия образования. 2016. №1. С.221-229.
20. Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. 2013. №2. С.55-68.
21. Волкова E.H. Система защиты детей и подростков от насилия и жестокого обращения // Социальная педагогика. 2007. №4. С. 77-79.
22. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл;
Академия, 2016. 336 с.
23. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Р-н/Д: Феникс. 2016. 157с.
24. Денисов В.В. Размышляя о насилии в современном мире // Россия и современный мир. 2013. №1. С. 163-173.
25. Дробинина Л.В. Изучение взаимосвязи жизнестойкости и креативности как характеристик инновативной компоненты личности // Ломоносов- 2017. Материалы XIV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. М.: МГУ, 2017. С.458-459.
26. Дугаева Ю.К. Жизнестойкость людей с разной психологической безопасностью //Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. №5. С. 130-133.
27. Егорычева И. Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2015. № 3.
28. Ениколопов С. Н. Терроризм и агрессивное поведение // Национальный психологический журнал. 2016. нояб. С.28-32.
29. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2015. 248 с.
30. Ильин Е.П. Психология для педагогов - СПБ.: Питер,2013.-640 с.
31. Калмыкова Е.С. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме // Журнал практической психологии и психоанализа. 2013. №1. март.
32. Карпов A.B. Принцип системности как стратегия концептуализации в психологических исследованиях // Третий Ярославский методический семинар (методология психологии) / Гл. ред. В.В. Новиков. Т. 1. Ярославль, 2013.
33. Касаткин В.Н., Симонятова Т.П., Манелис Н.Г., Медведовская Т.А., Митькин A.C., Страхов М.Ю., Тувельский А.Н., Тарасова Т.А. Предупреждение насилия в школе // Воспитание школьников. 2007. №2.
С.28-33.
34. Книжникова C.B. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательной школы: дис. канд. пед. наук. Краснодар,
2015. 191 с.
35. Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа.2016. №11. С. 15-18.
36. Красиков В.И. Естественнонаучные и социальные модели насилия // Научный журнал «Современная наукоемкие технологии» Российская Академия Естествознания. 2018. №4. С. 111-112.
37. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины М.:Генезис.2014.89 с.
38. Кузнецова О.В. Адаптивный потенциал жизнестойкой личности.
Электронный ресурс. Режим доступа:
URL:www.nbuv.gov.ua/./Kuznetsova.htm (дата обращения 10.04.2019).
39. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. Вып.1. 2017. С. 72—90.
40. Лактионова Е.Б. Основные подходы к проблеме рисков в образовательной среде // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2018. №52. С.41-53.
41. Лаптева В.Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде: автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 2013. 26 с.
42. Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг). Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http:// www.supporter.ru/ docs/1056635892/bulling.doc (дата обращения: 19.04.2019).
43. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2013. Вып. 1. С. 56-65.
44. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2016. 63 с.
45. Мадди С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2015. Т. 26. № 6. С. 87-101.
46. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2013. Т.22. №1. С. 16-24.
47. Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // социальная педагогика. 2017. №4. С.90-92.
48. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2016. 1008 с.
49. Мандрикова Е.Ю. Виды личностного выбора и их индивидуально - психологические предпосылки: дис. . канд. психол. наук. М., 2016. 195 с.
50. Марищук В.П., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб. 2013. 260 с.
51. Мартыненко Б. Социальная сущность насилия // Закон и право. 2018. №12. С. 60-61.
52. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? // Директор школы. 2018. №3. С.25-32.
53. Мельникова М.Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков: детерминанты и условия коррекции: автореф. дис. . канд. психол. наук. Екатеринбург, 2017. 24.с.
54. Моисеева С.И. Психологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению в современных социально-экономических условиях: дис. . канд. психол. наук. СПб. 2013. 23с.
55. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 2014, 400с.
56. Наливайко Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: дис. канд. психол. наук. Челябинск, 2016. 175с.
57. Наливайко Т.В. К осмыслению концепции жизнестойкости С. Мадди // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов Вып. 4. Ярославль, Москва, 2016. С. 127-130.
58. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2018. 392 с.
59. Обеспечение психологической безопасности в образовательном
учреждении: практическое руководство / под ред. И. А. Баевой. СПб.: Речь, 2016. 288 с.
60. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: монография. СПб., 2013.240 с.
61. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. E.H. Волковой. СПб.: Питер. 2018. 240 с.
62. Прудникова М.С. Психолого-педагогические детерминанты безопасного поведения детей в образовательной среде // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. №1. С. 87-92.
63. Психологическая подготовка бакалавра по направлениям педагогического образования: Учеб. пособие / под ред. JI.A. Регуш, М.С. Игнатенко, В.И. Долговой. Челябинск: изд-во Челябинского гос. пед. Университета. 2015. 249 с.
64. Пстрог Д. Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной среде (из опыта польской школы). Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http:// www, vestnik. yspu.org/releases/ zarnbegnye Issledovaniy/33 1/ (дата обращения: 10.04.2019).
65. Рассказова Е.А. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации // Гуманитарные проблемы современной психологии. Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2015, № 7. С. 124-126.
66. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ.-СПб.: Изд-во СПб. ун-та. 2013.224 с.
67. Регуш Л.А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2018. №100. С. 57-65.
68. Решетников М. Психическая травма. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2016. 322 с.
69. Ситаров В.А. Насилие и ненасилие // Энциклопедия гуманитарных наук. 2015. №1. С.135.
70. Слободчиков В.И. Структура и состав образовательной сферы. Категориальный анализ // Психология обучения. 2013. №1. С. 4-24.
71. Собкин B.C., Маркина О.С. Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» // Вестник практической психологии образования. 2013. №1(18). С. 48-57.
72. Сотниченко Д.М. Жизнестойкость как психологический феномен. Его значение в современных условиях службы в армии // Вестник ТГПУ. 2013. № 8 (86).С.104-107.
73. Стецишин Р.И. Направленность личности и жизнестойкость: психологическое исследование // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2013. №3. С.35-47.
74. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета. 2013.284 с.
75. Стрельбицкая A.A. Динамика школьного буллинга в коллективах старшего звена // Педагогическая диагностика. 2013. №2. С. 104-124.
76. Ушакова Е. Буллинг новый термин для старого явления // Директор школы. 2019. №6. С.84-87.
77. Файнштейн Е.И. Моббинг, буллинг и способы борьбы с ними // Директор школы. 2018. №7. С.72-76.
78. Федунина Н.Ю. Понятия устойчивости к травме и позитивной адаптации // Московский психотерапевтический журнал. 2016. №4.
79. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии. 2013. 490 с.
80. Хекхаузен X. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. СПб.: Питер. 2001. С. 58-91.
81. Циринг Д.А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков // Вестник Томского государственного университета. 2009. №323. С.336-342.
82. Шкуратова И.П., Анненкова Е.А., Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями // Психология кризиса и кризисных состояний: междисциплинарный ежегод. 2007. №4. С. 17-23.
83. Юдин Н. В. Личностные ресурсы психологической защищенности студентов вуза в трудных жизненных ситуациях // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2009. №98. С.317-32.
84. Anthony Е.К. Cluster profiles of youth living in urban poverty: Factors effecting risk and resilience // Social Work Research. 2018. №32.
85. Ayalon L., Perry C., Arean P., Horowitz M. Making sense of the past- perspectives on resilience among Holocaust survivors // Journal of Loss & Trauma. 2007. № 12(3). pp. 281-293.
86. Baldry A.C., Farrington D. P. Types of bullying among Italian school children // Journal of Adolescence. 1999. №22 (3). pp. 423-426.
87. Basalisco S. Bullying in Italy, in E. Roland and E. Munthe (eds) Bullying: An International Perspective. London: Fulton Books. 2014.
88. Besag V. E. Bullies and Victims in Schools, Milton Keynes: Open University Press. 1989.
89. Craig W. M., Henderson K., Murphy J. G. Prospective teachers attitudes towards bullying and victimization // School Psychology International. 2013. №21 (1). pp. 5-21.
90. Dodge K.A., Crick N.R. Social information-processing bases of aggressive behavior in children // Personality and Social Psychology Bulletin. 2015. №16
(1). pp. 8-22.
91. Hazier R. J. Breaking the cycle of violence: interventions for bullying and victimization. Washington, DC: Accelerated Development. 1996.
92. Olweus D. Aggression in the schools. Bullies and whipping boys. Washington, D. C.: Hemisphere Press. 1978.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ