Политическая теология современных внутрицерковных течений в Русской Православной Церкви Московского Патриархата
|
Введение........................................................................................................................... 3
Раздел 1.Политическая теология: концептуализация понятия................................. 11
Раздел 2. Типология современных внутрицерковных течений в Русской
Православной Церкви Московского Патриархата..................................................... 26
Раздел 3. Политическая теология в современной социально-политической
доктрине Русской Православной Церкви Московского Патриархата..................... 42
Раздел 4. Политико-теологические идеи в идеологии современных
внутрицерковных учений в Русской Православной Церкви Московского
Патриархата ................................................................................................................... 51
Заключение .................................................................................................................... 69
Список литературы ....................................................................................................... 73
Раздел 1.Политическая теология: концептуализация понятия................................. 11
Раздел 2. Типология современных внутрицерковных течений в Русской
Православной Церкви Московского Патриархата..................................................... 26
Раздел 3. Политическая теология в современной социально-политической
доктрине Русской Православной Церкви Московского Патриархата..................... 42
Раздел 4. Политико-теологические идеи в идеологии современных
внутрицерковных учений в Русской Православной Церкви Московского
Патриархата ................................................................................................................... 51
Заключение .................................................................................................................... 69
Список литературы ....................................................................................................... 73
Актуальность темы исследования обуславливается несколькими тенденциями в сфере взаимодействия религии и общества. Так, необходимо сказать, что современный мир вступил в эпоху постсекуляризма. Сущность этого социального явления весьма точно описана российским социологом религии А.И. Кырлежевым: «В постсекулярности религия возвращает мифу его право на мироописание, поскольку уже нет возможности рационально выявлять и универсально утверждать мир как некое объективное положение вещей. Просто нет верификатора — после того, как научный разум, обнаруживший свои квазирелигиозные претензии, перестал быть таковым; после того, как экзистенциальный опыт был выведен из сферы действия научного разума; после того, как наряду с научным знанием было легитимировано существование так называемого вненаучного знания (будь то знание обыденное, мифологическое, художественное, философское или религиозное)» . Иными словами, религия, возвращая утраченные в секулярное время позиции в обществе, в ситуации постсекуляризма на равных условиях со светскими идейными системами выдвигает своё аксиологическое видение мира. Нужно отметить, что в рамках данного видения неизбежно рассматриваются различные политические проблемы, поскольку они являются определяющими в выработке механизмов
взаимодействия религии и общества. От понимания тех или иных социальных феноменов зависит место самой религии в мире. Русская Православная Церковь Московского Патриархата (далее - РПЦ МП), чьи связи с государством и обществом на протяжении нескольких десятилетий были сильно ограничены, в нынешнее время предпринимает активные шаги по взаимодействию в различных сферах деятельности с целью становления и упрочения христианских начал в обществе постмодерна. Основами для данного взаимодействия с государством и социумом являются социальные учения, содержащие позиции по различным проблемам, которые касаются политической сферы. Посему стоит считать необходимым более детальное рассмотрение и изучение этих позиций.
Кроме этого, актуальность исследования объясняется тем, что, помимо закреплённой в официальных документах РПЦ МП позиции по различным социально-политическим вопросам, во внутрицерковной среде существуют альтернативные социальные учения, которые в определённых моментах могут расходиться в той или иной степени с официальной доктриной РПЦ МП. Феномен внутрицерковных течений становится интересен в силу последних событий, произошедших в жизни Русской Церкви. Так, после встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска на Кубе 12 февраля 2016 г. активизировались различные антиэкуменистически настроенные группы клира и мирян, которые проявили свою реакцию на данное событие: от осуждения действий предстоятеля РПЦ МП до прекращения поминания его имени за богослужениями и анафематствования. В 2016-2017 г. в конфликте, разворачивавшемся вокруг фильма режиссёра А.Е. Учителя «Матильда» и приобрётшем широкий общественный резонанс, приняли участия различные промонархически настроенные движения, среди которых были и исповедующие учение «о Царе-Искупителе», иначе называющееся «царебожием».
Явление внутрицерковных течений оценивается священнослужителями РПЦ МП неоднозначно. Признавая естественность имеющихся разномыслий, клирики, тем не менее, считают, что имеющиеся между верующими разногласия по определённым вероучительным, социальным и политическим вопросам могут в перспективе привести к дезинтеграционным процессам как внутри Церкви, так и в обществе в целом. Посему изучение социально-политических аспектов внутрицерковных течений в РПЦ МП также представляется важным.
Анализ степени научной разработанности проблемы. Типы внутрицерковных течений в РПЦ МП рассматриваются как православными публицистами, так и исследователями. К первым относятся протоиерей
1 Л -5
Александр Борисов , иерей Филипп Парфёнов и А.В. Рогозянский . Ко вторым причисляются М.А.. Доброхотова , Л.А. Королёва , А.И. Кырлежев , Н.А. Митрохин и Ф.А. Федотов . Из иностранной литературы, где приводится типология внутрицерковных течений в РПЦ МП, автор диссертации обнаружил лишь статью американского историка Дж. Биллингтона .
Наиболее проработанным в научном плане является фундаменталистское течение. Оно раскрыто в работах А.М. Верховского , А.И. Зыгмонта , Б.К. Кнорре , К.Н. Костюка , А.В. Митрофановой и В.А. Шнирельмана . Значительно слабее изучены модернисты. Данное течение рассматривали А.С. Агаджанян и А.И. Кырлежев . Единственной же работой, в которой выявлены политические аспекты идеологий фундаменталистского, консервативного и модернистского течений, является кандидатская диссертация политолога Б.В. Вовченко .
Объект исследования - идеология течений, находящихся в среде духовенства и мирян Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Предмет исследования - политико-теологические идеи внутрицерковных течений в Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Цель исследования - выявить положения политической теологии различных течений, существующих внутри Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Задачи исследования:
1) концептуализировать понятие «политическая теология»;
2) типологизировать и описать различные течения и группировки, существующие в среде клира и мирян РПЦ МП;
3) разобрать положения современной официальной политической теологии Русской Православной Церкви Московского Патриархата;
4) рассмотреть воззрения внутрицерковных течений в РПЦ МП по различным проблемам, касающимся политической сферы, и сравнить их с официальной позицией Церкви.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на системном подходе, разрабатывавшемся советскими философами И.В.
Л
Блаубергом, В.Н. Садовским и Э.Г. Юдиным . В рамках этого подхода объект мыслится как система, которая в свою очередь представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов. При этом сам элемент может быть отдельной системой. В контексте данного диссертационного исследования целостной системой является Русская Православная Церковь Московского Патриархата, а элементами - внутрицерковные течения. Важную роль здесь играет системноструктурный аспект, который выясняет связи и зависимость между элементами системы, дабы сложить образ об устройстве данной организации. Этот аспект реализуется в рамках настоящей диссертации при описании как всей системы - Церкви, так и её элементов - внутренних течений.
Также теоретическую основу данной работы составляет понятие политической теологии, трактуемое как рефлексия над политическими феноменами, которая ориентируется на исходные положения богословия определённой религии. Данное значение термина использовалось такими специалистами, как М. Лилла , Д. Филпотт , Ю.Ю. Першин , А.И. Кырлежев , Л.А. Андреева и др.
В качестве вспомогательных были использованы типологический, описательный и сравнительный методы.
Источниковая база исследования состоит из: 1) официальных документов Русской Православной Церкви Московского Патриархата, которые применялись в данном исследовании для выявления политико-теологических идей в официальной социально-политической доктрине Церкви; 2) современной православной публицистики, которая использовалась для определения конкретных идей политической теологии внутрицерковных течений.
Научная новизна исследования заключается в приведении авторского определения понятия «внутрицерковные течения», в уточнении дефиниции понятия «политическая теология», обосновании целесообразности употребления термина «политическая теология» по сравнению с другими близкими ему понятиями для обозначения богословского осмысления политических феноменов, в уточнении типологии современных внутрицерковных течений и описания их политической теологии.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Понятие «политическая теология» включает в себя как минимум три значения: концепция, в рамках которой политические и правовые категории интерпретируются как секуляризированные теологические понятия; направление в западном христианском богословии второй половины XX в., которое делало акцент на социально-политической сущности христианства, призванного осуществлять критическую функцию по отношению к политической сфере; рефлексия над политическими феноменами, которая ориентируется на исходные положения богословия определённой религии. В результате компаративного анализа была доказана целесообразность употребления термина «политическая теология» в третьем его определении для обозначения богословского осмысления политических феноменов по сравнению с другими близкими ему терминами, такими как «социальное учение церкви», «социальная доктрина церкви», «социально-политическая доктрина церкви», «социальная концепция церкви», «богословие власти» и «политическое учение церкви».
2. Внутри РПЦ МП можно выделить три крупных течения: фундаменталистское, консервативное и модернистское. Как правило, основным критерием подобной дифференциации групп клира и мирян православными публицистами и исследователями является отношение этих групп к современности и современному миру в целом. Если у фундаменталистов это мироотрицающее восприятие и неприятие современности, то у модернистов - миропринимающее восприятие и неотделимость от жизни нынешнего общества. Консервативное же течение в силу своего промежуточного положения аморфно и подвержено идейной диффузии. Также было выяснено, что в научной и публицистической литературе отсутствует понятие «внутрицерковное течение», в связи с чем на основании анализа идеологий внутрицерковных течений в РПЦ МП было дано собственное определение этому термину: совокупность верующих, находящихся в пределах одной церкви и имеющих общую идею, которая включает в себя единое понимание определённых элементов догматического богословия, единые представления об истории Церкви, её богослужебной традиции, организации, роли в современном мире, а также единую позицию по определённым социально-политическим вопросам.
3. Идеи фундаментализма более политизированы, нежели таковые у модернизма. Это доказывается тем, что границы между религией и политикой у фундаменталистов отсутствуют. Эти две сферы фактически едины, в такой системе религиозное становится политическим, а политическое - религиозным. У модернистов религия и политика чётко и однозначно дифференцированы. Им чужда идея сакральности фигуры правителя и державности, они признают в качестве основного партнёра общество, а не государство. Что касается консерватизма, то его идеи фактически соотносимы с политической теологией в официальной социально-политической доктрине РПЦ МП при учёте той разницы, что данное течение более свободно в оценках и высказываниях, чем авторы церковных документов.
Теоретическая значимость исследования состоит в выведении определения термина «внутрицерковные течения», в уточнении значения понятия «политическая теология», в обосновании целесообразности использования данного термина по сравнению с близкими ему понятиями для обозначения богословского осмысления политических феноменов и в расширении сведений о внутрицерковных течениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что работа может быть полезна для представителей религиозных организаций и органов государственной власти, религиоведов, теологов, социологов и политологов, интересующихся современной ситуацией в Русской Православной Церкви Московского Патриархата в целом и тематикой внутрицерковных течений в частности.
Апробация результатов исследования была осуществлена через публикацию статей и тезисов, выступления с докладами по данной работе на конференциях. Всего по проблеме этой магистерской диссертации было опубликовано 3 работы общим объёмом 18 печатных страниц.
взаимодействия религии и общества. От понимания тех или иных социальных феноменов зависит место самой религии в мире. Русская Православная Церковь Московского Патриархата (далее - РПЦ МП), чьи связи с государством и обществом на протяжении нескольких десятилетий были сильно ограничены, в нынешнее время предпринимает активные шаги по взаимодействию в различных сферах деятельности с целью становления и упрочения христианских начал в обществе постмодерна. Основами для данного взаимодействия с государством и социумом являются социальные учения, содержащие позиции по различным проблемам, которые касаются политической сферы. Посему стоит считать необходимым более детальное рассмотрение и изучение этих позиций.
Кроме этого, актуальность исследования объясняется тем, что, помимо закреплённой в официальных документах РПЦ МП позиции по различным социально-политическим вопросам, во внутрицерковной среде существуют альтернативные социальные учения, которые в определённых моментах могут расходиться в той или иной степени с официальной доктриной РПЦ МП. Феномен внутрицерковных течений становится интересен в силу последних событий, произошедших в жизни Русской Церкви. Так, после встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска на Кубе 12 февраля 2016 г. активизировались различные антиэкуменистически настроенные группы клира и мирян, которые проявили свою реакцию на данное событие: от осуждения действий предстоятеля РПЦ МП до прекращения поминания его имени за богослужениями и анафематствования. В 2016-2017 г. в конфликте, разворачивавшемся вокруг фильма режиссёра А.Е. Учителя «Матильда» и приобрётшем широкий общественный резонанс, приняли участия различные промонархически настроенные движения, среди которых были и исповедующие учение «о Царе-Искупителе», иначе называющееся «царебожием».
Явление внутрицерковных течений оценивается священнослужителями РПЦ МП неоднозначно. Признавая естественность имеющихся разномыслий, клирики, тем не менее, считают, что имеющиеся между верующими разногласия по определённым вероучительным, социальным и политическим вопросам могут в перспективе привести к дезинтеграционным процессам как внутри Церкви, так и в обществе в целом. Посему изучение социально-политических аспектов внутрицерковных течений в РПЦ МП также представляется важным.
Анализ степени научной разработанности проблемы. Типы внутрицерковных течений в РПЦ МП рассматриваются как православными публицистами, так и исследователями. К первым относятся протоиерей
1 Л -5
Александр Борисов , иерей Филипп Парфёнов и А.В. Рогозянский . Ко вторым причисляются М.А.. Доброхотова , Л.А. Королёва , А.И. Кырлежев , Н.А. Митрохин и Ф.А. Федотов . Из иностранной литературы, где приводится типология внутрицерковных течений в РПЦ МП, автор диссертации обнаружил лишь статью американского историка Дж. Биллингтона .
Наиболее проработанным в научном плане является фундаменталистское течение. Оно раскрыто в работах А.М. Верховского , А.И. Зыгмонта , Б.К. Кнорре , К.Н. Костюка , А.В. Митрофановой и В.А. Шнирельмана . Значительно слабее изучены модернисты. Данное течение рассматривали А.С. Агаджанян и А.И. Кырлежев . Единственной же работой, в которой выявлены политические аспекты идеологий фундаменталистского, консервативного и модернистского течений, является кандидатская диссертация политолога Б.В. Вовченко .
Объект исследования - идеология течений, находящихся в среде духовенства и мирян Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Предмет исследования - политико-теологические идеи внутрицерковных течений в Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Цель исследования - выявить положения политической теологии различных течений, существующих внутри Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Задачи исследования:
1) концептуализировать понятие «политическая теология»;
2) типологизировать и описать различные течения и группировки, существующие в среде клира и мирян РПЦ МП;
3) разобрать положения современной официальной политической теологии Русской Православной Церкви Московского Патриархата;
4) рассмотреть воззрения внутрицерковных течений в РПЦ МП по различным проблемам, касающимся политической сферы, и сравнить их с официальной позицией Церкви.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на системном подходе, разрабатывавшемся советскими философами И.В.
Л
Блаубергом, В.Н. Садовским и Э.Г. Юдиным . В рамках этого подхода объект мыслится как система, которая в свою очередь представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов. При этом сам элемент может быть отдельной системой. В контексте данного диссертационного исследования целостной системой является Русская Православная Церковь Московского Патриархата, а элементами - внутрицерковные течения. Важную роль здесь играет системноструктурный аспект, который выясняет связи и зависимость между элементами системы, дабы сложить образ об устройстве данной организации. Этот аспект реализуется в рамках настоящей диссертации при описании как всей системы - Церкви, так и её элементов - внутренних течений.
Также теоретическую основу данной работы составляет понятие политической теологии, трактуемое как рефлексия над политическими феноменами, которая ориентируется на исходные положения богословия определённой религии. Данное значение термина использовалось такими специалистами, как М. Лилла , Д. Филпотт , Ю.Ю. Першин , А.И. Кырлежев , Л.А. Андреева и др.
В качестве вспомогательных были использованы типологический, описательный и сравнительный методы.
Источниковая база исследования состоит из: 1) официальных документов Русской Православной Церкви Московского Патриархата, которые применялись в данном исследовании для выявления политико-теологических идей в официальной социально-политической доктрине Церкви; 2) современной православной публицистики, которая использовалась для определения конкретных идей политической теологии внутрицерковных течений.
Научная новизна исследования заключается в приведении авторского определения понятия «внутрицерковные течения», в уточнении дефиниции понятия «политическая теология», обосновании целесообразности употребления термина «политическая теология» по сравнению с другими близкими ему понятиями для обозначения богословского осмысления политических феноменов, в уточнении типологии современных внутрицерковных течений и описания их политической теологии.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Понятие «политическая теология» включает в себя как минимум три значения: концепция, в рамках которой политические и правовые категории интерпретируются как секуляризированные теологические понятия; направление в западном христианском богословии второй половины XX в., которое делало акцент на социально-политической сущности христианства, призванного осуществлять критическую функцию по отношению к политической сфере; рефлексия над политическими феноменами, которая ориентируется на исходные положения богословия определённой религии. В результате компаративного анализа была доказана целесообразность употребления термина «политическая теология» в третьем его определении для обозначения богословского осмысления политических феноменов по сравнению с другими близкими ему терминами, такими как «социальное учение церкви», «социальная доктрина церкви», «социально-политическая доктрина церкви», «социальная концепция церкви», «богословие власти» и «политическое учение церкви».
2. Внутри РПЦ МП можно выделить три крупных течения: фундаменталистское, консервативное и модернистское. Как правило, основным критерием подобной дифференциации групп клира и мирян православными публицистами и исследователями является отношение этих групп к современности и современному миру в целом. Если у фундаменталистов это мироотрицающее восприятие и неприятие современности, то у модернистов - миропринимающее восприятие и неотделимость от жизни нынешнего общества. Консервативное же течение в силу своего промежуточного положения аморфно и подвержено идейной диффузии. Также было выяснено, что в научной и публицистической литературе отсутствует понятие «внутрицерковное течение», в связи с чем на основании анализа идеологий внутрицерковных течений в РПЦ МП было дано собственное определение этому термину: совокупность верующих, находящихся в пределах одной церкви и имеющих общую идею, которая включает в себя единое понимание определённых элементов догматического богословия, единые представления об истории Церкви, её богослужебной традиции, организации, роли в современном мире, а также единую позицию по определённым социально-политическим вопросам.
3. Идеи фундаментализма более политизированы, нежели таковые у модернизма. Это доказывается тем, что границы между религией и политикой у фундаменталистов отсутствуют. Эти две сферы фактически едины, в такой системе религиозное становится политическим, а политическое - религиозным. У модернистов религия и политика чётко и однозначно дифференцированы. Им чужда идея сакральности фигуры правителя и державности, они признают в качестве основного партнёра общество, а не государство. Что касается консерватизма, то его идеи фактически соотносимы с политической теологией в официальной социально-политической доктрине РПЦ МП при учёте той разницы, что данное течение более свободно в оценках и высказываниях, чем авторы церковных документов.
Теоретическая значимость исследования состоит в выведении определения термина «внутрицерковные течения», в уточнении значения понятия «политическая теология», в обосновании целесообразности использования данного термина по сравнению с близкими ему понятиями для обозначения богословского осмысления политических феноменов и в расширении сведений о внутрицерковных течениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что работа может быть полезна для представителей религиозных организаций и органов государственной власти, религиоведов, теологов, социологов и политологов, интересующихся современной ситуацией в Русской Православной Церкви Московского Патриархата в целом и тематикой внутрицерковных течений в частности.
Апробация результатов исследования была осуществлена через публикацию статей и тезисов, выступления с докладами по данной работе на конференциях. Всего по проблеме этой магистерской диссертации было опубликовано 3 работы общим объёмом 18 печатных страниц.
В данной магистерской выпускной квалификационной работе была исследована политическая теология современных внутрицерковных течений в Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В качестве цели было выявление их основных политико-теологических идей.
В ходе решения задач для достижения поставленной цели были сделаны следующие выводы. Во-первых, при концептуализации понятия «политическая теология» выяснилось, что данный феномен, первоначально более известный как теория немецкого юриста К. Шмитта, со временем трансформировался и приобрёл новые значения. Этот термин имеет как минимум три варианта дефиниций: концепция, в рамках которой политические и правовые категории интерпретируются как секуляризированные теологические понятия; направление в западном христианском богословии второй половины XX в., которое делало акцент на социально-политической сущности христианства, призванного осуществлять критическую функцию по отношению к политической сфере; рефлексия над политическими феноменами, которая ориентируется на исходные положения богословия определённой религии.
Исходя из предмета текущего исследования, особое внимание было обращено на третье значение. В результате компаративного анализа была доказана целесообразность его употребления для обозначения богословского осмысления политических феноменов по сравнению с другими близкими ему терминами, такими как «социальное учение церкви», «социальная доктрина церкви», «социально-политическая доктрина церкви», «социальная концепция церкви», «богословие власти» и «политическое учение церкви».
Во-вторых, в ходе типологизации были выделены три крупных течения внутри РПЦ МП: фундаменталистское, консервативное и модернистское. Как правило, основным критерием подобной дифференциации групп клира и мирян православными публицистами и исследователями является отношение этих групп к современности и современному миру в целом. Если у фундаменталистов это мироотрицающее восприятие и неприятие современности, то у модернистов - миропринимающее восприятие и неотделимость от неё. Консервативное же течение в силу своего промежуточного положения аморфно и подвержено идейной диффузии.
Наиболее явными чертами православного фундаментализма можно назвать ярко выраженную дуалистичность и апокалиптичность мировоззрения, обращённость в прошлое, борьбу по недопущением либеральных изменений в Церкви и антиэкуменизм. Особо в фундаменталистской среде отмечаются движение против ИНН и царебожие, поскольку они наиболее отчётливо демонстрируют собой отклонение от официальных позиций и практик РПЦ МП. Чертами консервативного течения являются традиционализм, направленность на усвоение простейших ритуалов, стремление к патриархальной укладности, идеализация XIX в., критическое отношение к фундаменталистам и модернистам, а также к инославным конфессиям без ожесточённого фундаменталистского антиэкуменизма, низкая активность в обществе и лояльность к церковному священноначалию. Наиболее типичными характеристиками православных модернистов является понимание необходимости адаптации Евангелия под проблемы реального времени, ориентация на апостольские времена христианства, экуменизм и реформирование богослужения.
Кроме этого, было выяснено, что в научной и публицистической литературе отсутствует понятие «внутрицерковное течение», в связи с чем было дано ему собственное определение: совокупность верующих, находящихся в пределах одной церкви и имеющих общую идею, которая включает в себя единое понимание определённых элементов догматического богословия, единые представления об истории Церкви, её богослужебной традиции, организации, роли в современном мире, а также единую позицию по определённым социальнополитическим вопросам.
В-третьих, по результатам разбора положений политической теологии официальной социально-политической доктрины РПЦ МП были определены следующие её черты: опосредованность богоустановленности государственной власти, понимание «симфонии властей» как «невмешательства в дела друг», благословение верующих на участие в политической жизни и призыв к мирному гражданскому неповиновению в случае склонения граждан ко греху со стороны государства. Также политическая теология официальной социально-политической доктрины Церкви характеризуется открытостью к миру, готовностью к диалогу с обществом, но вместе с тем и компромиссностью взглядов и оценок и прагматизмом.
И, наконец, в-четвёртых, по итогам рассмотрения воззрений
внутрицерковных течений по различным проблемам, касающимся политической сферы, было обнаружено, что политическая теология православного фундаментализма характеризуется экстраполяцией дихотомичности
мировосприятия на политическую сферу, отрицанием автономности и нейтральности сфер жизни общества и аполитичности христианства, монархизмом, национализмом, антиглобализмом и интегризмом. Одним из центральных понятий для фундаменталистов является катехон, в связи с чем политическую теологию этого течения в первую очередь стоит считать политической эсхатологией. В рамках фундаментализма имеют место быть весьма нетипичные концепции, например, «монашеское государство» и уранополитизм. Политическая теология церковного консерватизма отличается критикой либеральной демократии как антихристианского явления за полную утрату в себе религиозной составляющей, критикой западного христианства, породившего эту идеологию и предложением в качестве альтернативы «народной монархии» как нравственного государства, сочетающего в себе самодержавие и народовластие. Для политико-теологической мысли православного модернизма характерны декларирование единства с миром и обществом и отсутствия конфликта с ними, идея демократии как соответствующего христианскому учению государственного строя и более совершенного по сравнению с монархией, десакрализация власти, приоритет гражданского общества над государством и отрицание этатизма.
В целом же необходимо сказать, что идеи фундаментализма более политизированы, нежели таковые у модернизма. Это доказывается тем, что границы между религией и политикой у фундаменталистов отсутствуют. Эти две сферы фактически едины, в такой системе религиозное становится политическим, а политическое - религиозным. У модернистов религия и политика чётко и однозначно дифференцированы. Им чужда идея сакральности фигуры правителя и державности, они признают в качестве основного партнёра общество, а не государство. Что касается консерватизма, то его идеи фактически соотносимы с политической теологией в официальной социально-политической доктрине РПЦ МП с той разницей, что данное течение более свободно в оценках и высказываниях, чем авторы церковных документов.
Исходя из результатов данного исследования, в качестве перспектив развития изучения проблематики политико-теологических идей современных внутрицерковных течений в РПЦ МП считается необходимым проведение эмпирических исследований в среде каждого из внутрицерковных течений для более точного выявления всей совокупности взглядов их членов.
В ходе решения задач для достижения поставленной цели были сделаны следующие выводы. Во-первых, при концептуализации понятия «политическая теология» выяснилось, что данный феномен, первоначально более известный как теория немецкого юриста К. Шмитта, со временем трансформировался и приобрёл новые значения. Этот термин имеет как минимум три варианта дефиниций: концепция, в рамках которой политические и правовые категории интерпретируются как секуляризированные теологические понятия; направление в западном христианском богословии второй половины XX в., которое делало акцент на социально-политической сущности христианства, призванного осуществлять критическую функцию по отношению к политической сфере; рефлексия над политическими феноменами, которая ориентируется на исходные положения богословия определённой религии.
Исходя из предмета текущего исследования, особое внимание было обращено на третье значение. В результате компаративного анализа была доказана целесообразность его употребления для обозначения богословского осмысления политических феноменов по сравнению с другими близкими ему терминами, такими как «социальное учение церкви», «социальная доктрина церкви», «социально-политическая доктрина церкви», «социальная концепция церкви», «богословие власти» и «политическое учение церкви».
Во-вторых, в ходе типологизации были выделены три крупных течения внутри РПЦ МП: фундаменталистское, консервативное и модернистское. Как правило, основным критерием подобной дифференциации групп клира и мирян православными публицистами и исследователями является отношение этих групп к современности и современному миру в целом. Если у фундаменталистов это мироотрицающее восприятие и неприятие современности, то у модернистов - миропринимающее восприятие и неотделимость от неё. Консервативное же течение в силу своего промежуточного положения аморфно и подвержено идейной диффузии.
Наиболее явными чертами православного фундаментализма можно назвать ярко выраженную дуалистичность и апокалиптичность мировоззрения, обращённость в прошлое, борьбу по недопущением либеральных изменений в Церкви и антиэкуменизм. Особо в фундаменталистской среде отмечаются движение против ИНН и царебожие, поскольку они наиболее отчётливо демонстрируют собой отклонение от официальных позиций и практик РПЦ МП. Чертами консервативного течения являются традиционализм, направленность на усвоение простейших ритуалов, стремление к патриархальной укладности, идеализация XIX в., критическое отношение к фундаменталистам и модернистам, а также к инославным конфессиям без ожесточённого фундаменталистского антиэкуменизма, низкая активность в обществе и лояльность к церковному священноначалию. Наиболее типичными характеристиками православных модернистов является понимание необходимости адаптации Евангелия под проблемы реального времени, ориентация на апостольские времена христианства, экуменизм и реформирование богослужения.
Кроме этого, было выяснено, что в научной и публицистической литературе отсутствует понятие «внутрицерковное течение», в связи с чем было дано ему собственное определение: совокупность верующих, находящихся в пределах одной церкви и имеющих общую идею, которая включает в себя единое понимание определённых элементов догматического богословия, единые представления об истории Церкви, её богослужебной традиции, организации, роли в современном мире, а также единую позицию по определённым социальнополитическим вопросам.
В-третьих, по результатам разбора положений политической теологии официальной социально-политической доктрины РПЦ МП были определены следующие её черты: опосредованность богоустановленности государственной власти, понимание «симфонии властей» как «невмешательства в дела друг», благословение верующих на участие в политической жизни и призыв к мирному гражданскому неповиновению в случае склонения граждан ко греху со стороны государства. Также политическая теология официальной социально-политической доктрины Церкви характеризуется открытостью к миру, готовностью к диалогу с обществом, но вместе с тем и компромиссностью взглядов и оценок и прагматизмом.
И, наконец, в-четвёртых, по итогам рассмотрения воззрений
внутрицерковных течений по различным проблемам, касающимся политической сферы, было обнаружено, что политическая теология православного фундаментализма характеризуется экстраполяцией дихотомичности
мировосприятия на политическую сферу, отрицанием автономности и нейтральности сфер жизни общества и аполитичности христианства, монархизмом, национализмом, антиглобализмом и интегризмом. Одним из центральных понятий для фундаменталистов является катехон, в связи с чем политическую теологию этого течения в первую очередь стоит считать политической эсхатологией. В рамках фундаментализма имеют место быть весьма нетипичные концепции, например, «монашеское государство» и уранополитизм. Политическая теология церковного консерватизма отличается критикой либеральной демократии как антихристианского явления за полную утрату в себе религиозной составляющей, критикой западного христианства, породившего эту идеологию и предложением в качестве альтернативы «народной монархии» как нравственного государства, сочетающего в себе самодержавие и народовластие. Для политико-теологической мысли православного модернизма характерны декларирование единства с миром и обществом и отсутствия конфликта с ними, идея демократии как соответствующего христианскому учению государственного строя и более совершенного по сравнению с монархией, десакрализация власти, приоритет гражданского общества над государством и отрицание этатизма.
В целом же необходимо сказать, что идеи фундаментализма более политизированы, нежели таковые у модернизма. Это доказывается тем, что границы между религией и политикой у фундаменталистов отсутствуют. Эти две сферы фактически едины, в такой системе религиозное становится политическим, а политическое - религиозным. У модернистов религия и политика чётко и однозначно дифференцированы. Им чужда идея сакральности фигуры правителя и державности, они признают в качестве основного партнёра общество, а не государство. Что касается консерватизма, то его идеи фактически соотносимы с политической теологией в официальной социально-политической доктрине РПЦ МП с той разницей, что данное течение более свободно в оценках и высказываниях, чем авторы церковных документов.
Исходя из результатов данного исследования, в качестве перспектив развития изучения проблематики политико-теологических идей современных внутрицерковных течений в РПЦ МП считается необходимым проведение эмпирических исследований в среде каждого из внутрицерковных течений для более точного выявления всей совокупности взглядов их членов.
Подобные работы
- УРАНОПОЛИТИЗМ КАК ПРАВОСЛАВНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ЭКУМЕНИЗМА С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016



