РЕЛИГИОЗНЫЕ СУДЫ В СОВРЕМЕННОМ СВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
|
Введение 3
Раздел 1. Статус религиозных норм в секулярном государстве 12
Раздел 2. Религиозные суды: разновидности и особенности 21
Раздел 3. Религиозные суды в странах Европы 31
Раздел 4. Религиозные трибуналы в Северной Америке 42
Раздел 5. Религиозное правосудие в Российской Федерации 53
Заключение 64
Список литературы
Раздел 1. Статус религиозных норм в секулярном государстве 12
Раздел 2. Религиозные суды: разновидности и особенности 21
Раздел 3. Религиозные суды в странах Европы 31
Раздел 4. Религиозные трибуналы в Северной Америке 42
Раздел 5. Религиозное правосудие в Российской Федерации 53
Заключение 64
Список литературы
Актуальность настоящего исследования обусловлена несколькими тенденциями в сфере взаимодействия религии и права. Несмотря на развитие современного законодательства и распространение «светских» моделей поведения, в современных постиндустриальных обществах часть населения продолжает руководствоваться религиозными нормами. Современные миграционные процессы ведут к появлению на территории развитых государств отдельных консервативных религиозных групп из числа этнических меньшинств, предпочитающих разрешать возникающие конфликты с опорой на религиозные нормы и с участием собственных религиозных лидеров и посредников. Поэтому в настоящее время возникает потребность в сравнительном изучении особенностей функционирования религиозных судов в современных светских государствах Европы и Северной Америки, и сопоставлении полученных данных с ситуацией в Российской Федерации.
Анализ степени научной разработанности темы. В первую очередь, следует выделить работы, посвященные религиозному праву, религиозным нормам и религиозным судам в системе правосудия, особенностям и принципам светского государства. Это труды С.С. Алексеева, В.В. Клочкова , И.С. Булановой , Н.В. Никишовой , С.М. Алейникова, С.А. Бурьянова , Н.В. Володиной , И.В. Понкина .
Церковные суды Русской православной церкви в Российской Федерации изучаются в работах Е.В. Беляковой , А.Г. Семашко , А.С. Смыкалина , И.Н.
1 2 -5
Тетюхина , М.А. Шестопалова , К.А. Чернеги и др. Проблемы религиозных судов на примере применения шариата и адата на Северном Кавказе затрагиваются в трудах Д.Х. Албакова , М.С.-Г. Албогачиевой , В.О. Бобровникова , Д. Макарова, А.А. Ярлыкапова . Тема шариатских судов поднимается в работах Л.Р. Сюкияйнена , А.Ю. Хабутдинова , Н.А. Головановой . А.Я. Клейменов в своей работе аргументирует правомерность существования в России иудейского суда.
В зарубежных исследованиях проблеме религиозного права и религиозных судов в современном обществе уделяется достаточно внимания. Среди основополагающих работ следует выделить исследование религиозных правовых систем Рене Давида , труды по правовому плюрализму Брайана Таманахи . Энтони Брэдни исследует право и религию в современном секулярном обществе на примере Великобритании. Франциско Гонзалес , Брайан Тернер и Берна Арслан анализируют правовое саморегулирование религиозных групп в рамках концепции правового плюрализма. Бенджамин Бергер рассматривает соотношение религиозных различий, секуляризма и общегражданской идентичности.
Антонио Фучилло , Аманда Бейкер , Лаура Баккаглини , Одри Маклин ,
о
Карин Вулф изучают взаимодействие светских и религиозных судов. Майкл Хелфанд и Барак Ричман анализируют перспективы религиозного арбитража в урегулировании не только семейных дел, но и экономических споров в мультикультурном обществе.
Подробный анализ законодательства стран Европы и Северной Америки в религиозной сфере содержится в сборнике трудов 2010 г., изданном в Университете Бригама Янга (США) под редакцией Хавьера Мартинеза-Торрона и Коула Дарэма . Деятельность иудейских и мусульманских судов в Германии изучается в работах Паскаль Фурнье и Паскаля Макдугалла , Люси Паша- Робинсон , Максимилиана Поппа , Сёрена Керна . Алиека Брюинс , Маттийс Де
Де Блуа исследуют религиозное право и религиозные суды в Нидерландах. Ксавье Тернисьен пишет об иудейских судах во Франции. Даниэль Андерсон , Ирэн Брионес раскрывают дискуссии вокруг религиозных судов в Великобритании. Структуру и полномочия судов англиканской церкви анализирует Александр Макгрегор . Арсани Уильям сравнивает шариатские суды в Англии и Канаде. Спиридон Врелис , Фатих Алев и Адеа Гиллот исследуют мусульманские суды в Греции. Решениям Европейского суда по правам человека в сфере свободы совести и вероисповедания посвящена работа Аарона Петти .
Ситуация с шариатскими судами в Канаде и США анализируется в работах Наташи Бахт , Шерен Разак , Дженнифер Сэлби , Мэрион Бойд , Николаса
2 3
Уолтера , Синтии Брауэр и др. Следует выделить ряд публикаций Майкла Бройда4, посвященных функционированию иудейских, католических и мусульманских судов.
Интерес представляют аналитические доклады, подготовленные сообществом «неприкасаемых» о кастовой дискриминации в Великобритании 2011 г.5; правозащитным движением «One Law for All» о шариатских судах 2010 г.6; группой ученых Кардиффского университета во главе с Норманом До о разрешении религиозными судами (католическими, иудейскими и мусульманскими) семейных споров 2011 г. ; Центром социального сплочения (Англия) об иудейских судах 2009 г. ; экспертной группой британского правительства о деятельности шариатских судов в Англии и Уэльсе 2018 г.9; феминистским правозащитным сообществом «Women Living Under Muslim Laws» о конфликте светских законов и религиозных норм в Европе и Северной Америке 2011 г.10
Объектом настоящего исследования выступают религиозные суды как механизм разрешения споров в религиозных объединениях. Предметом исследования являются особенности функционирования религиозных судов в светских государствах Европы, Северной Америки и в России на современном этапе (их статус и структура; применение религиозных норм при разрешении споров; возникающие конфликты с действующим законодательством). 1
Цель исследования - изучить деятельность религиозных судов в светских государствах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации на современном этапе, провести их типологизацию и выявить основные функции.
Задачи исследования включают:
1) определение места и роли религиозных норм в светском государстве;
2) выявление особенностей религиозного правосудия и его разновидностей;
3) анализ функционирования религиозных судов в странах Европы;
4) изучение особенностей религиозных судов в Северной Америке;
5) исследование проблемы религиозных судов в России.
В теоретико-методологическом плане исследование базируется на структурно-функциональном подходе, раскрытом в трудах Э. Дюркгейма, А. Радклифф-Брауна, Б. Малиновского, Т. Парсонса, Р.К. Мертона, согласно которому общество рассматривается как иерархическая структура, состоящая из множества подсистем (элементов), а социальное явление изучается как часть системы с точки зрения его роли в функционировании социальной структуры и выполнения определенных функций . Любой элемент системы обладает адаптивными и регулятивными функциями, так как вносит свой вклад в деятельность всей системы, способствуя ее адаптации и устойчивости, эффективному взаимодействию с другими организациями, а также осуществляет регулирование внутрисистемных связей и определяет поведение частей системы.
Религиозные суды в рамках указанного подхода выступают как общественная подсистема, подчиненная определенным закономерностям возникновения, развития и функционирования, со своими элементами и структурой; местом, функциями и ролью в общественной системе, находящаяся в состоянии взаимовлияния с другими элементами общества, в том числе с государством. Соответственно системно-структурный метод применялся при описании положения религиозных судов в структуре религиозных объединений (организаций и групп), а функциональный метод использовался для определения
места и роли религиозных судов в механизме регулирования отношений в религиозных объединениях. В качестве вспомогательных были использованы методы: исторический, типологический, сравнительно-правовой; метод
юридического анализа, метод кейсов (изучение отдельных судебных дел и ситуаций).
Источниковая база исследования. Исследование по каждому региону включало изучение: 1) общего законодательства в сфере государственно
конфессиональных отношений и судебной практики (на государственном и международном уровнях); 2) локальных нормативных актов религиозных организаций (уставов, положений, регламентов) и практики религиозных судов; 3) аналитических докладов по ситуации с религиозными судами в странах Европы и Северной Америки, подготовленные для государственных органов и международных организаций; 4) публикаций в средствах массовой информации и на сайтах религиозных объединений.
Научная новизна исследования заключается в комплексном сравнительном анализе деятельности религиозных судов в современных светских государствах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации на основе обобщения имеющихся современных зарубежных и отечественных исследований по теме. Дается авторское определение религиозного суда, проведена типологизация религиозных судов по их полномочиям и характеру деятельности.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Религиозный суд - это коллегиальный или единоначальный религиозный орган, разрешающий споры и дающий консультации по вопросам применения религиозных норм, действующий в рамках законодательства или в неофициальном порядке.
2. Выделяется три разновидности религиозных судов по их полномочиям и характеру деятельности: 1) церковные суды (функционирующие как часть церковной организации); 2) религиозные арбитражи (третейские суды); 3) органы по примирению и медиации.
3. Основной круг вопросов, разрешаемых религиозным судом в светском государстве: 1) брачно-семейные отношения; 2) раздел наследства и иного имущества; 3) финансовые и экономические споры, в том числе по обязательствам предпринимателей; 4) религиозная нравственность верующих; 5) соблюдение ритуалов и обрядов, религиозных праздников; 6) вопросы приготовления и употребления пищи; 7) соблюдение религиозных норм священнослужителями, работниками и членами религиозных объединений; 8) иные религиозные вопросы.
4. В странах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации действуют христианские, иудейские и мусульманские религиозные суды, а также органы по разрешению конфликтов иных религиозных объединений. В иудаизме и исламе суды стараются, в первую очередь, разрешать дела мирян, тогда как в христианстве (католическая, православная, англиканская церкви) религиозные суды часто ограничиваются разрешением споров в отношении священнослужителей и работников религиозных организаций (у католических судов добавляется функция по расторжению браков). Многие протестантские деноминации, а также ряд других религиозных объединений (мормоны, саентологи, буддисты и др.) располагают своими дисциплинарными надзорными органами, рассматривающими дела как в отношении священнослужителей, так и в отношении рядовых членов религиозных сообществ (привлечение к ответственности, исключение из общины и др.).
Теоретическое значение имеет авторское определение религиозного суда, выделение его функций в современном светском государстве, систематизация актуальных разновидностей религиозных судов. В практическом плане работа может быть полезна для религиоведов, представителей религиозных объединений, юристов, законодателей, а также социологов, политологов, конфликтологов и других ученых, исследующих деятельность религиозных судов, их достоинства и недостатки, а также связанные с ними конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Структурно работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованной литературы, включающего 94 единицы. Апробация результатов исследования проведена в 2017-2018 гг. в виде доклада на научной-практической конференции с международном участием «Государство, общество и церковь: миграция и межкультурное многообразие» (г. Новосибирск, 29-30 мая 2018 г.), по результатам которого была опубликована статья в сборнике, а также двух научных публикаций в периодических научных изданиях из перечня журналов, рецензируемых ВАК (Российский юридический журнал, 2017 г.; Государство и право, 2018 г.).
Анализ степени научной разработанности темы. В первую очередь, следует выделить работы, посвященные религиозному праву, религиозным нормам и религиозным судам в системе правосудия, особенностям и принципам светского государства. Это труды С.С. Алексеева, В.В. Клочкова , И.С. Булановой , Н.В. Никишовой , С.М. Алейникова, С.А. Бурьянова , Н.В. Володиной , И.В. Понкина .
Церковные суды Русской православной церкви в Российской Федерации изучаются в работах Е.В. Беляковой , А.Г. Семашко , А.С. Смыкалина , И.Н.
1 2 -5
Тетюхина , М.А. Шестопалова , К.А. Чернеги и др. Проблемы религиозных судов на примере применения шариата и адата на Северном Кавказе затрагиваются в трудах Д.Х. Албакова , М.С.-Г. Албогачиевой , В.О. Бобровникова , Д. Макарова, А.А. Ярлыкапова . Тема шариатских судов поднимается в работах Л.Р. Сюкияйнена , А.Ю. Хабутдинова , Н.А. Головановой . А.Я. Клейменов в своей работе аргументирует правомерность существования в России иудейского суда.
В зарубежных исследованиях проблеме религиозного права и религиозных судов в современном обществе уделяется достаточно внимания. Среди основополагающих работ следует выделить исследование религиозных правовых систем Рене Давида , труды по правовому плюрализму Брайана Таманахи . Энтони Брэдни исследует право и религию в современном секулярном обществе на примере Великобритании. Франциско Гонзалес , Брайан Тернер и Берна Арслан анализируют правовое саморегулирование религиозных групп в рамках концепции правового плюрализма. Бенджамин Бергер рассматривает соотношение религиозных различий, секуляризма и общегражданской идентичности.
Антонио Фучилло , Аманда Бейкер , Лаура Баккаглини , Одри Маклин ,
о
Карин Вулф изучают взаимодействие светских и религиозных судов. Майкл Хелфанд и Барак Ричман анализируют перспективы религиозного арбитража в урегулировании не только семейных дел, но и экономических споров в мультикультурном обществе.
Подробный анализ законодательства стран Европы и Северной Америки в религиозной сфере содержится в сборнике трудов 2010 г., изданном в Университете Бригама Янга (США) под редакцией Хавьера Мартинеза-Торрона и Коула Дарэма . Деятельность иудейских и мусульманских судов в Германии изучается в работах Паскаль Фурнье и Паскаля Макдугалла , Люси Паша- Робинсон , Максимилиана Поппа , Сёрена Керна . Алиека Брюинс , Маттийс Де
Де Блуа исследуют религиозное право и религиозные суды в Нидерландах. Ксавье Тернисьен пишет об иудейских судах во Франции. Даниэль Андерсон , Ирэн Брионес раскрывают дискуссии вокруг религиозных судов в Великобритании. Структуру и полномочия судов англиканской церкви анализирует Александр Макгрегор . Арсани Уильям сравнивает шариатские суды в Англии и Канаде. Спиридон Врелис , Фатих Алев и Адеа Гиллот исследуют мусульманские суды в Греции. Решениям Европейского суда по правам человека в сфере свободы совести и вероисповедания посвящена работа Аарона Петти .
Ситуация с шариатскими судами в Канаде и США анализируется в работах Наташи Бахт , Шерен Разак , Дженнифер Сэлби , Мэрион Бойд , Николаса
2 3
Уолтера , Синтии Брауэр и др. Следует выделить ряд публикаций Майкла Бройда4, посвященных функционированию иудейских, католических и мусульманских судов.
Интерес представляют аналитические доклады, подготовленные сообществом «неприкасаемых» о кастовой дискриминации в Великобритании 2011 г.5; правозащитным движением «One Law for All» о шариатских судах 2010 г.6; группой ученых Кардиффского университета во главе с Норманом До о разрешении религиозными судами (католическими, иудейскими и мусульманскими) семейных споров 2011 г. ; Центром социального сплочения (Англия) об иудейских судах 2009 г. ; экспертной группой британского правительства о деятельности шариатских судов в Англии и Уэльсе 2018 г.9; феминистским правозащитным сообществом «Women Living Under Muslim Laws» о конфликте светских законов и религиозных норм в Европе и Северной Америке 2011 г.10
Объектом настоящего исследования выступают религиозные суды как механизм разрешения споров в религиозных объединениях. Предметом исследования являются особенности функционирования религиозных судов в светских государствах Европы, Северной Америки и в России на современном этапе (их статус и структура; применение религиозных норм при разрешении споров; возникающие конфликты с действующим законодательством). 1
Цель исследования - изучить деятельность религиозных судов в светских государствах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации на современном этапе, провести их типологизацию и выявить основные функции.
Задачи исследования включают:
1) определение места и роли религиозных норм в светском государстве;
2) выявление особенностей религиозного правосудия и его разновидностей;
3) анализ функционирования религиозных судов в странах Европы;
4) изучение особенностей религиозных судов в Северной Америке;
5) исследование проблемы религиозных судов в России.
В теоретико-методологическом плане исследование базируется на структурно-функциональном подходе, раскрытом в трудах Э. Дюркгейма, А. Радклифф-Брауна, Б. Малиновского, Т. Парсонса, Р.К. Мертона, согласно которому общество рассматривается как иерархическая структура, состоящая из множества подсистем (элементов), а социальное явление изучается как часть системы с точки зрения его роли в функционировании социальной структуры и выполнения определенных функций . Любой элемент системы обладает адаптивными и регулятивными функциями, так как вносит свой вклад в деятельность всей системы, способствуя ее адаптации и устойчивости, эффективному взаимодействию с другими организациями, а также осуществляет регулирование внутрисистемных связей и определяет поведение частей системы.
Религиозные суды в рамках указанного подхода выступают как общественная подсистема, подчиненная определенным закономерностям возникновения, развития и функционирования, со своими элементами и структурой; местом, функциями и ролью в общественной системе, находящаяся в состоянии взаимовлияния с другими элементами общества, в том числе с государством. Соответственно системно-структурный метод применялся при описании положения религиозных судов в структуре религиозных объединений (организаций и групп), а функциональный метод использовался для определения
места и роли религиозных судов в механизме регулирования отношений в религиозных объединениях. В качестве вспомогательных были использованы методы: исторический, типологический, сравнительно-правовой; метод
юридического анализа, метод кейсов (изучение отдельных судебных дел и ситуаций).
Источниковая база исследования. Исследование по каждому региону включало изучение: 1) общего законодательства в сфере государственно
конфессиональных отношений и судебной практики (на государственном и международном уровнях); 2) локальных нормативных актов религиозных организаций (уставов, положений, регламентов) и практики религиозных судов; 3) аналитических докладов по ситуации с религиозными судами в странах Европы и Северной Америки, подготовленные для государственных органов и международных организаций; 4) публикаций в средствах массовой информации и на сайтах религиозных объединений.
Научная новизна исследования заключается в комплексном сравнительном анализе деятельности религиозных судов в современных светских государствах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации на основе обобщения имеющихся современных зарубежных и отечественных исследований по теме. Дается авторское определение религиозного суда, проведена типологизация религиозных судов по их полномочиям и характеру деятельности.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Религиозный суд - это коллегиальный или единоначальный религиозный орган, разрешающий споры и дающий консультации по вопросам применения религиозных норм, действующий в рамках законодательства или в неофициальном порядке.
2. Выделяется три разновидности религиозных судов по их полномочиям и характеру деятельности: 1) церковные суды (функционирующие как часть церковной организации); 2) религиозные арбитражи (третейские суды); 3) органы по примирению и медиации.
3. Основной круг вопросов, разрешаемых религиозным судом в светском государстве: 1) брачно-семейные отношения; 2) раздел наследства и иного имущества; 3) финансовые и экономические споры, в том числе по обязательствам предпринимателей; 4) религиозная нравственность верующих; 5) соблюдение ритуалов и обрядов, религиозных праздников; 6) вопросы приготовления и употребления пищи; 7) соблюдение религиозных норм священнослужителями, работниками и членами религиозных объединений; 8) иные религиозные вопросы.
4. В странах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации действуют христианские, иудейские и мусульманские религиозные суды, а также органы по разрешению конфликтов иных религиозных объединений. В иудаизме и исламе суды стараются, в первую очередь, разрешать дела мирян, тогда как в христианстве (католическая, православная, англиканская церкви) религиозные суды часто ограничиваются разрешением споров в отношении священнослужителей и работников религиозных организаций (у католических судов добавляется функция по расторжению браков). Многие протестантские деноминации, а также ряд других религиозных объединений (мормоны, саентологи, буддисты и др.) располагают своими дисциплинарными надзорными органами, рассматривающими дела как в отношении священнослужителей, так и в отношении рядовых членов религиозных сообществ (привлечение к ответственности, исключение из общины и др.).
Теоретическое значение имеет авторское определение религиозного суда, выделение его функций в современном светском государстве, систематизация актуальных разновидностей религиозных судов. В практическом плане работа может быть полезна для религиоведов, представителей религиозных объединений, юристов, законодателей, а также социологов, политологов, конфликтологов и других ученых, исследующих деятельность религиозных судов, их достоинства и недостатки, а также связанные с ними конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Структурно работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованной литературы, включающего 94 единицы. Апробация результатов исследования проведена в 2017-2018 гг. в виде доклада на научной-практической конференции с международном участием «Государство, общество и церковь: миграция и межкультурное многообразие» (г. Новосибирск, 29-30 мая 2018 г.), по результатам которого была опубликована статья в сборнике, а также двух научных публикаций в периодических научных изданиях из перечня журналов, рецензируемых ВАК (Российский юридический журнал, 2017 г.; Государство и право, 2018 г.).
Религиозный суд - это коллегиальный или единоначальный религиозный орган, разрешающий споры и дающий консультации по вопросам применения религиозных норм, действующий в рамках законодательства или в неофициальном порядке. Религиозные суды разрешают споры в сфере материальных религиозных норм согласно собственным процессуальным установлениям.
На основе обобщения данных о судах различных религиозных течений, можно выделить три разновидности религиозных судов по их полномочиям и характеру деятельности: 1) церковные суды (функционирующие как часть церковной организации); 2) религиозные арбитражи (третейские суды); 3) органы по примирению и медиации. Если первые осуществляют правосудие, то вторые предоставляют услуги по примирению и консультированию. При этом подобное разделение часто не имеет четких границ, и религиозный арбитраж может оказывать услуги по медиации, предоставлять консультации.
Основной круг вопросов, разрешаемых религиозным судом в светском государстве: 1) брачно-семейные отношения; 2) раздел наследства и иного имущества; 3) финансовые и экономические споры, в том числе по обязательствам предпринимателей; 4) религиозная нравственность верующих; 5) соблюдение ритуалов и обрядов, религиозных праздников; 6) вопросы приготовления и употребления пищи; 7) соблюдение религиозных норм священнослужителями, работниками и членами религиозных объединений; 8) иные религиозные вопросы. Примирение верующих является одной из основных функций религиозных судов на современном этапе. Максимальное допустимое с точки зрения права наказание за нарушение религиозных норм - исключение из группы, организации.
В настоящее время сфера деятельности и полномочия религиозных судов в значительной степени ограничены, однако они сохраняют позиции в религиозных организациях и среди верующих, обладая регулятивным потенциалом. Деятельность религиозных судов в современных светских государствах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации может осуществляться согласно: 1) общему законодательству о третейских судах и арбитражах; 2) специальным законодательным актам о религиозных объединениях; 3) уставам, положениям и внутренним нормативным актам религиозных организаций.
Практика светских государств Европы и Северной Америки показывает, что специальные законодательные акты о религиозных судах действуют только в некоторых странах, в частности, в Греции. В большинстве стран и в России функционирование религиозных судов осуществляется на базе общих законов о третейских судах и религиозных организациях. В странах Европы действуют христианские, иудейские и мусульманские судебные учреждения. Католические суды широко представлены в европейских государствах в рамках католической церкви (Италия, Испания и др.), в Северной Америке (США и Канада), в Российской Федерации. Местные церкви, представляющие большинство, обладают своими судебными инстанциями (англиканская церковь в Англии, национальные православные церкви в Греции и России). Протестанты разрешают споры как в рамках судов, так и при помощи органов медиации (особенно в США). Иудейские суды не обладают единой системой, однако раввинские трибуналы действуют во многих странах в рамках еврейских общин. Процессы миграции привели к созданию шариатских судов в Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах и др. Отношение к шариатским судам неоднозначное, от попыток признания (Великобритания) до прямого запрета (канадские провинции Онтарио и Квебек).
В основном религиозные суды действуют в рамках правового поля (в виде отдельных юридических лиц либо в составе религиозных организаций в виде структурных подразделений), однако некоторые из них предпочитают действовать неформально (в частности, шариатские суды). Наиболее развитыми являются системы религиозных судов в трех авраамических религиях: иудаизм, христианство, ислам. В иудаизме и исламе суды стараются, в первую очередь, разрешать дела мирян, тогда как в христианстве религиозные суды (католической, православной, англиканской церквей) часто ограничиваются разрешением споров в отношении священнослужителей и работников религиозных организаций (у католических судов дополнительной функцией является расторжение браков).
Протестантские деноминации, а также ряд других религиозных объединений (мормоны, саентологи, буддисты и др.) располагают своими дисциплинарными надзорными органами управления, рассматривающими дела как в отношении священнослужителей, так и в отношении рядовых членов религиозных сообществ (привлечение к ответственности, исключение из общины и др.).
Особенности функционирования религиозных судов зависят от: 1)
законодательства страны; 2) истории взаимоотношений между государством и религиозными группами, организациями; 3) культуры большинства населения; 4) культуры этнорелигиозных меньшинств. Потребность в религиозном суде зависит от религиозности в той или иной группе верующих, при этом роль религиозных судов возрастает в группах этнорелигиозных меньшинств, слабо интегрированных в окружающее сообщество.
Достоинства религиозных судов следующие: 1) религиозный авторитет для участников спора, что обеспечивает лучшее исполнение принятого решения; 2) относительная дешевизна и быстрота разрешения спора в сравнении со светскими государственными судами; 3) участие в сохранении культурных традиций этнорелигиозной группы; 4) либерализация религиозных норм, их адаптация к требованиям светского государства посредством нового толкования. К недостаткам религиозных судов можно отнести: 1) периодические нарушения прав граждан, особенно женщин и детей (давление; сокрытие преступлений и пр.); 2) дискриминация участников процесса в зависимости от пола,
вероисповедания; 3) злоупотребления религиозных судей и лидеров этнорелигиозных общин, церковных иерархов; 4) изоляция религиозных общин от окружающего сообщества, создание системы «параллельной» юстиции и радикализация верующих.
На основе обобщения данных о судах различных религиозных течений, можно выделить три разновидности религиозных судов по их полномочиям и характеру деятельности: 1) церковные суды (функционирующие как часть церковной организации); 2) религиозные арбитражи (третейские суды); 3) органы по примирению и медиации. Если первые осуществляют правосудие, то вторые предоставляют услуги по примирению и консультированию. При этом подобное разделение часто не имеет четких границ, и религиозный арбитраж может оказывать услуги по медиации, предоставлять консультации.
Основной круг вопросов, разрешаемых религиозным судом в светском государстве: 1) брачно-семейные отношения; 2) раздел наследства и иного имущества; 3) финансовые и экономические споры, в том числе по обязательствам предпринимателей; 4) религиозная нравственность верующих; 5) соблюдение ритуалов и обрядов, религиозных праздников; 6) вопросы приготовления и употребления пищи; 7) соблюдение религиозных норм священнослужителями, работниками и членами религиозных объединений; 8) иные религиозные вопросы. Примирение верующих является одной из основных функций религиозных судов на современном этапе. Максимальное допустимое с точки зрения права наказание за нарушение религиозных норм - исключение из группы, организации.
В настоящее время сфера деятельности и полномочия религиозных судов в значительной степени ограничены, однако они сохраняют позиции в религиозных организациях и среди верующих, обладая регулятивным потенциалом. Деятельность религиозных судов в современных светских государствах Европы, Северной Америки и в Российской Федерации может осуществляться согласно: 1) общему законодательству о третейских судах и арбитражах; 2) специальным законодательным актам о религиозных объединениях; 3) уставам, положениям и внутренним нормативным актам религиозных организаций.
Практика светских государств Европы и Северной Америки показывает, что специальные законодательные акты о религиозных судах действуют только в некоторых странах, в частности, в Греции. В большинстве стран и в России функционирование религиозных судов осуществляется на базе общих законов о третейских судах и религиозных организациях. В странах Европы действуют христианские, иудейские и мусульманские судебные учреждения. Католические суды широко представлены в европейских государствах в рамках католической церкви (Италия, Испания и др.), в Северной Америке (США и Канада), в Российской Федерации. Местные церкви, представляющие большинство, обладают своими судебными инстанциями (англиканская церковь в Англии, национальные православные церкви в Греции и России). Протестанты разрешают споры как в рамках судов, так и при помощи органов медиации (особенно в США). Иудейские суды не обладают единой системой, однако раввинские трибуналы действуют во многих странах в рамках еврейских общин. Процессы миграции привели к созданию шариатских судов в Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах и др. Отношение к шариатским судам неоднозначное, от попыток признания (Великобритания) до прямого запрета (канадские провинции Онтарио и Квебек).
В основном религиозные суды действуют в рамках правового поля (в виде отдельных юридических лиц либо в составе религиозных организаций в виде структурных подразделений), однако некоторые из них предпочитают действовать неформально (в частности, шариатские суды). Наиболее развитыми являются системы религиозных судов в трех авраамических религиях: иудаизм, христианство, ислам. В иудаизме и исламе суды стараются, в первую очередь, разрешать дела мирян, тогда как в христианстве религиозные суды (католической, православной, англиканской церквей) часто ограничиваются разрешением споров в отношении священнослужителей и работников религиозных организаций (у католических судов дополнительной функцией является расторжение браков).
Протестантские деноминации, а также ряд других религиозных объединений (мормоны, саентологи, буддисты и др.) располагают своими дисциплинарными надзорными органами управления, рассматривающими дела как в отношении священнослужителей, так и в отношении рядовых членов религиозных сообществ (привлечение к ответственности, исключение из общины и др.).
Особенности функционирования религиозных судов зависят от: 1)
законодательства страны; 2) истории взаимоотношений между государством и религиозными группами, организациями; 3) культуры большинства населения; 4) культуры этнорелигиозных меньшинств. Потребность в религиозном суде зависит от религиозности в той или иной группе верующих, при этом роль религиозных судов возрастает в группах этнорелигиозных меньшинств, слабо интегрированных в окружающее сообщество.
Достоинства религиозных судов следующие: 1) религиозный авторитет для участников спора, что обеспечивает лучшее исполнение принятого решения; 2) относительная дешевизна и быстрота разрешения спора в сравнении со светскими государственными судами; 3) участие в сохранении культурных традиций этнорелигиозной группы; 4) либерализация религиозных норм, их адаптация к требованиям светского государства посредством нового толкования. К недостаткам религиозных судов можно отнести: 1) периодические нарушения прав граждан, особенно женщин и детей (давление; сокрытие преступлений и пр.); 2) дискриминация участников процесса в зависимости от пола,
вероисповедания; 3) злоупотребления религиозных судей и лидеров этнорелигиозных общин, церковных иерархов; 4) изоляция религиозных общин от окружающего сообщества, создание системы «параллельной» юстиции и радикализация верующих.
Подобные работы
- Теория светского государства
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Реализация принципа светского государства
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Публично-правовые основы взаимодействия религиозных объединений и органов государственной власти в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2024 - «Государственно-конфессиональная политика Российской Федерации на
современном этапе»
Магистерская диссертация, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ИНСТИТУТ ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА В РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XXI В.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Государство и Русская православная церковь в современной России: способы взаимодействия, проблемы и перспективы развития отношений
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2021 - П.М.Бицилли, как историк культуры русского зарубежья (1920 - 1930 г.г.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2017



