Введение
Раздел I. Теоретико-методологические подходы к изучению демонстративного потребления 11
Раздел II. Молодежь как объект социологических исследований и субъект демонстративного потребления 29
Раздел III. Демонстративное потребление молодежи: обзор российских исследований 40
Раздел IV. Практики демонстративного потребления молодежи г. Казани (опыт эмпирического исследования) 51
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 63
Приложения 67
Актуальность темы исследования. В нынешних социальных, экономических и политических условиях, которые находятся в процессе постоянной трансформаций в результате чего изменяется стиль и образ жизни индивидов, особую актуальность на сегодняшний день приобретает проблема потребительского поведения. Суть потребительского поведения заключается в том, что потребление выступает главным условием экономического роста, а также, для многих индивидов, данный процесс способен выступать самоцелью.
Данная тема особенно актуальна для современного российского общества. С периода распада СССР, в современном российском обществе стало изменяться поведение индивидов в сторону «массового потребления».
Распространение логики рыночной экономики привело к тому, что изменилась и сама структура потребления - сегодня потребление во многих случаях способно выступать не столько на удовлетворение реальных потребностей (жилье, пища, одежда), сколько на статусное. Множество различных исследований демонстрирует стабильный ежегодный рост доли российского потребительского рынка.
Сегодня в российском обществе прочно закрепилась поведение, направленное в сторону «совсем не лишнего» процесса потребления. Это предполагает то, что данный вид потребления «продвигается» лицами, которые вовлечены в данный процесс (крупным бизнесом). Опираясь на данный факт, в научной среде все больше внимания обращают специалисты на этот феномен.
Потребление определенного товара или услуги для одних может быть действительно важным и отвечающим внутриличностным потребностям, но для других - это может быть необходимо исключительно для того, чтобы чувствовать свою принадлежность к той или иной референтной группе, а также для того, чтобы выделиться среди представителей собственной социальной группы. Более того, данная тенденция может быть характерна не только в случае приобретения материальных предметов (автомобили, смартфоны, предметы роскоши и пр.), но и в случае потребления, к примеру, образовательных услуг. К примеру, получение высшего образования может рассматриваться не как средство, необходимое для духовного развития индивида или необходимое для дальнейшей трудовой карьеры, но как символ престижности.
На сегодняшний день демонстративное потребительское поведение повсеместно стало массовым феноменом, но, несмотря на данное обстоятельство, феномен демонстративного потребления в современной социологической науке практически не изучен.
Наиболее интересной социальной группой для выявления представлений и конкретных проявлениях демонстративного потребления, на наш взгляд, выступает молодежь. Данный факт интерпретируется тем, что для молодежи характерна определенная степень оптимизма, специфичный взгляд на мир и будущее.
Представители данной социальной группы являются наиболее подверженными влиянию мировой культуры, составной частью которой как раз и выступает феномен демонстративного потребления. Данным обстоятельством и определяется выбор темы и объекта исследования выпускной магистерской квалификационной работы.
Проблемная ситуация заключаются в том, что имеет место тот факт, что невозможность удовлетворения той или иной потребности может привести к определенным внутриличностным конфликтам индивидов в социуме.
Исследования в данной области скорее описательной, но не аналитической направленности. Специалисты в большинстве случаев изучают в основном лишь общие данные об этом феномене.
Степень научной разработанности темы исследования. Понятие потребности является одной из важнейших междисциплинарных категорий, которое также затрагивается в рамках данной магистерской работы. Наибольшее распространение получили работы, связанные с попытками классификаций потребностей. Классическими трудами по данной тематике можно считать разработаки Г.А. Мюррея и А. Маслоу.
Демонстративное потребительское поведение - достаточно известный термин в среде представителей социологической и экономической наук.
Основным источником, который своим выходом заложил фундамент исследования феномена демонстративного потребления, является работа американского социолога и экономиста Торстейна Веблена, который был издан в 1899 году, под названием «Теория праздного класса: экономическое исследование институций».
В работе ученый, по сути дела, вводит в научный оборот термин «демонстративное потребление» и использует его применительно к описанию индивидов, демонстрирующих свое (как правило высокое) положение в обществе посредством определенных символов и знаков. Ученый утверждает, что демонстративное потребление характерно для всех социальных групп в обществе.
Наиболее крупными современными теоретиками потребления являются такие ученые, как: Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, Дж. Ритцер, Т. Адорно, Г. Маркузе и др.
Жан Бодрийяр описал тенденции, которые способствуют изменению сути и влияния процесса потребления. Ученый писал о том, что феномен потребления далеко не ограничен семиотическим использованием предметов как знаков достатка, что дифференцирует индивидов друг от друга.
Французский социолог П. Бурдье переосмыслил идеи Т. Веблена и разработал собственную концепцию. Ученый, сквозь призму обладания капиталов (культурного, экономического, символического и др.).
Джордж Ритцер занимался исследования только возникших средств и источников потребления, характерных для современного социума. Ученый выделил факторы, которые характерны для современного общества, связанных с конформизмом.
Среди российских специалистов интерес к изучаемой теме демонстративного потребительского поведения был проявлен преимущественно в последнее десятилетие. Теория демонстративного потребительского поведения индивидов разрабатывалась и изучалась в работах таких социологах, как В.В. Радаев, В.И. Ильин, А.Б. Гофман и других.
В.И. Ильин отмечает события, которые оказывают на оформление процесса демонстративного потребления, включенность в данный процесс различных слоев общества.
Вадим Валерьевич Радаев исследует феномен демонстративного потребительского поведения сквозь призму экономического подхода, включая в него аспекты и мотивы рациональности данного типа поведения.
Молодежь, как социальная группа, рассматривается в работах таких социологов, как И.С. Кон, В.Т. Лисовский, И.М. Ильинский, Е.Л. Омельченко и других.
Объект исследования - демонстративное потребление как социологическая категория.
Предмет исследования - демонстративное потребление молодежи в условиях рыночных отношений.
Цель магистерской работы заключается в раскрытии особенностей демонстративного потребления молодежи в современном российском обществе.
Решение поставленной цели магистерской работы предполагает решение следующих задач:
• Изучить теоретико-методологические подходы к исследованию феномена демонстративного потребительского поведения.
• Проанализировать особенности демонстративного
потребительского поведения, характерного для молодежи.
• Рассмотреть российскую специфику изучаемого феномена.
• Провести эмпирического исследование особенностей демонстративного потребления среди молодежи г. Казани.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы представителей социологической науки, касающихся различных аспектов демонстративного потребления. В рамках магистерской работы были использованы подходы следующих социологов: теория «Праздного класса» Т. Веблена, подход П. Бурдье и разработки в области структурного функционализма в социологии.
Эмпирическую базу исследования составил анализ нормативноправовых документов; вторичный анализ данных социологических исследований различных фондов (ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр), посвященных изучению потребления, анализ официальной статистики (Федеральная служба государственной статистики) и международных
7
рейтингов посвященных изучению демонстративного потребления молодежи (World Bank и др.); конкретный кейс был изучен с помощью полуформализованных интервью со студентами г. Казани (п=20, апрель-май 2019) и авторского социологического опроса «Практики демонстративного потребления молодежи г. Казани» (п=400, апрель-май, 2019).
Теоретическая значимость работы опосредована актуальностью изучения феномена демонстративного потребления в современном российском обществе.
Выделены основные практики демонстративного потребительского поведения, что позволяет более глубоко изучать данную тематику.
Сформулированные в работе положения и выводы могут быть положены в основу дальнейших разработок и научных трудов в сфере демонстративного потребления.
Практическая значимость работы. Основные выводы и положения, которым посвящена настоящая магистерская работа, могут быть использованы:
• Для последующих теоретических разработок и методологии исследования феномена демонстративного потребления.
• В качестве источника практической эмпирической информации об особенностях демонстративного потребления социальной группы молодежи.
• При различных разработках государства в сфере молодежной политики (в том числе и в области потребления) как на региональном, так и федеральном уровнях.
• При построении учебных курсов в области социологии, в частности по социологии потребления.
Апробация результатов исследования. Основные аспекты, рассматриваемые в магистерской работе, освещены в ряде авторских публикаций.
По теме магистерской работы опубликована 1 статья в которой нашли отражение теоретические принципы и результаты работы:
• «Потребительство как социокультурная ориентация и практика современной российской молодежи» (сборник научных статей, Пенза, 2018).
Структура работы. Магистерская работа состоит из четырех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.
В первом разделе рассматриваются теоретико-методологические разработки в области изучения феномена демонстративного потребительского поведения в социологии.
Во втором разделе проводится обосновывается выбор молодежи как субъекта демонстративного потребления и объекта социологических исследований.
В третьем разделе представлены результаты авторского вторичного анализа феномена потребительского поведения российской молодежи на основе проведенных исследований российских социологов в данной области.
Четвертый раздел магистерской работы посвящен анализу и представлению результатов авторского эмпирического исследования феномена демонстративного потребления. Объектом исследования выступила молодежь г. Казани.
Заключение содержит основные выводы по работе, сделанные на основе четырех ранее представленных разделов.
В списке использованной литературы отражены основные источники, которые использовались при написании магистерской работы.
Приложения включают в себя материалы, не вошедшие в основную часть магистерской работы: методологию авторского исследования,
инструментарий для исследования, иллюстрационные материалы и пр.
В рамках квалификационной работы мы обратились к рассмотрению феномена демонстративного потребительского поведения. Классик в области изучения демонстративного потребительского поведения - Т. Веблен по праву считается автором, который ввел данный термин в научный оборот.
Изучением феномена демонстративного потребительского поведения занимаются ученые из разных областей научного знания: философии, экономики, социологии и других.
В нынешних социальных, экономических и политических условиях, которые находятся в процессе постоянной трансформаций в результате чего изменяется стиль и образ жизни индивидов, особую актуальность на сегодняшний день приобретает проблема потребительского поведения. Суть потребительского поведения заключается в том, что потребление выступает главным условием экономического роста, а также, для многих индивидов, данный процесс способен выступать самоцелью.
При изучении феномена демонстративного потребительского поведения наиболее подходящей социальной группой для исследования особенностей данного явления выступает молодежь по ряду различных причин, среди которых можно выделить:
Во-первых, молодежь в большей степени нацелена на повышение своего уровня жизни.
Во-вторых, у молодых людей отсутствуют стойкие стереотипы, свойственные старшему поколению, т.е. молодежь является наиболее гибкой и наименее консервативной частью общества, нацелена на перемены и инновационность.
В-третьих, молодежь транслирует видоизменение нормы и ценности предыдущего поколения, внося что-то новое, особенное для этого молодого поколения. Тем самым молодежь в небольшой степени меняет систему норм и ценности общества.
В-четвертых, в случае с потребительским поведением меняются условия воспроизводства и соответственно меняется потребление, а молодежь как наиболее активный элемент структуры города демонстрирует новые тенденции, выступает индикатором будущих изменений.
По результатам авторского эмпирического исследования демонстративного потребления, которое предполагало комбинирование количественных (метод опроса и метод вторичного анализа) и качественных стратегий (метод интервью).
1. Аберкромби Н. Социологический словарь / Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.С.Тернер; пер. с англ, под ред. С.А.Ерофеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2004. - 620 с.
2. Аранович Н.А. Повседневные практики показного потребления (по материалам экспертного опроса) [Текст] / Н. А. Аранович // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2011. - № 1 (21). - С. 7-11.
3. Баханов А.Г. Двойственная природа престижного потребления: социологический анализ // Социологический альманах, Минск. - 2013. - С. 248-254.
4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. - М.: Республика; Культурная революция, 2006. - 269 с.
5. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. С. Зенкина. - М.: Домино, 1995. - 172 с.
6. Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993; № 1-2. - С. 49-62.
7. Бурдье П. Социальное пространство и генезис “классов” // Вопросы социологии. 1992. Т. l.№ 1. - С. 17-36.
8. Бурдье П. Формы капитала // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 519-536.
9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Директ- Медиа, 2011. - 178 с.
10. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. - 367 с.
11. Веселов Ю.В. Экономическая социология: теория и история // Веселов Ю.В., Кашин А.Л. - СПБ.: Нестор-История, 2012. - 760 с.
12. Вечканов Г. С. Экономическая теория: учебник для вузов. — 3-е издание. — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
13. Гидденс Э. Социология // Социол. исслед., 1994. № 2. С. 129-138.
14. Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. - СПб: Питер, 2004. - 208 с.
15. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гоффман. - М.: Инфра, 2000. - 299 с.
16. Дьяконов М. Ю. Сфера молодежного досуга мегаполиса в обществе потребления: социологический анализ [Текст]: автореф. дис. ... канд. соц. наук /М. Ю. Дьяконов. - М., 2010. - 26 с.
17. Емельянов В.Ж. Социально-экономическая роль маркетинга в удовлетворении потребностей населения (по материалам Республики Татарстан) : Диссертация на соискание ученой степени канд. социол. наук. — Саратов, 2004. — 232 с.
18. Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Зиммель Г. Избранное : в 2-х т. М. : Юристъ. Т. 1. Философия культуры. С. 494-516.
19. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. № 2. С. 3-40.
20. Ильин В.И. Поведение потребителей. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 224 с.
21. Калинин А.С. Общество потребления как предмет социальнофилософского исследования [Текст]: дис. ... канд. философ. Наук /А.С.
Калинин. - Кострома, 2009. - 164 с.
22. Кон И.С. Социология личности. М., 1989. - 383 с.
23. Кон И.С. Социология молодежи /И.С. Кон // Краткий словарь по социологии М., 1988. 220 с.
24. Кузнецова Л. В. Потребление как сфера самореализации личности: социально-философский анализ [Текст]: дис. ... канд. философ, наук / Л.В. Кузнецова. - Комсомольск-на-Амуре, 2008. - 212 с.
25. Лисовский В.Т. Молодежь и современность / под ред. В. Т. Лисовского и В. А. Ядова. М., 1978. - 337 с.
26. Луман Н. Что такое коммуникация. Глоссарий // Социол. журнал. 1995. №3. С. 114-127.
27. Маркс К. Капитал (I том) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т. 23. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960.
28. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. - М.: REFL-book, 1994. - 368 с.
29. Набруско В.И. Социокультурная роль денег в процессе потребления / И. Набруско // Социология : теория, методы, маркетинг. -2011. - №1. - С.147-155.
30. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и взаимоотношения // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и система. Альманах. 1993. T.I. Вып. 2. С. 94-122.
31. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. - С. 5-18.
32. Радаев В.В. Экономическая социология. - М.:ГУ ВШЭ, 2008. - 603 с.
33. Социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - М.: Норма, 2008. - 607 с.
34. Хамидуллина К.Р. демонстративного поведения Т. Веблена // Социология. 2015. №
35. Bourdieu Р. Les structures sociales de Peconomie. — 2000.