Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотив и мотивация корыстных преступлений несовершеннолетних преступников

Работа №37048

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
659
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основные теоретические подходы к проблеме корыстных мотивов и
мотивации 8
1.1. Представления о корыстной мотивации в зарубежной и отечественной
психологии 8
1.2. Классификация криминогенных мотивов 18
Глава 2. Особенности корыстной преступности несовершеннолетних
преступников 2
2.1 Характеристика личности несовершеннолетнего преступника 22
2.2 Причины и условия несовершеннолетней преступности 43
Глава 3. Особенности расследования корыстных преступлений, совершённых несовершеннолетними преступниками и их профилактика 50
3.1 Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых
несовершеннолетними 50
3.1 Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних 61
Заключение 67
Список использованных источников и литературы

Актуальность. В настоящее время наблюдается тенденция роста девиантного поведения. Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из актуальных социальных проблем. Различные преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, заметно отражаются на поведении современных подростков и юношей. Преступное поведение может иметь как внешние, так и внутренние причины, связанные с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают неблагоприятную основу для воздействия внешних, социальных и внутренних факторов.
Настоящая работа посвящена проблеме, находящейся на границе областей исследования и недостаточно освещенной в юридической и психологической литературе. В основном исследователи занимаются изучением девиантного поведения как разновидности отклоняющегося поведения.
Актуальной задачей становится выявление мотивации криминального поведения несовершеннолетних и анализ психологической структуры криминальной мотивации. Неопределенность в критериях, в границах дозволенного, отсутствие ясных и понятных процедур ответственности за содеянное расширяют «поле девиации». В самой крайней форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социальнополитические и нравственные устои общества, на личную безопасность и благополучие граждан. Рост преступности несовершеннолетних представляет сегодня угрозу стабильности и безопасности общества и личности.
В связи с этим положительный эффект борьбы с преступлениями несовершеннолетних может быть достигнут только в результате точной криминологической диагностики личности и среды, определения социальнопсихологических детерминант мотивации корыстных преступлений и одновременно принятия мер в отношении как среды, так и личности;
интенсивного воздействия на криминогенную среду и личность; высокой нравственной и правовой культуры соответствующего воздействия.
Проблема отклоняющегося поведения подростков и юношей представлена в современной психологической и юридической литературе достаточно разнообразно. При подготовке работы использовались актуальные нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также работы отечественных и зарубежных авторов по данной тематике: исследованием причин асоциального и криминального поведения несовершеннолетних занимались С.А. Беличева, М.И. Буянов, К.Е. Игошев, Д.И. Фельдштейн и другие. В исследованиях М.А. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, И.А. Невского, Р.В. Овчаровой указывалось, что 80-90% несовершеннолетних правонарушителей были социально и педагогически запущенными и дезадаптированными в семье, школе и формальной среде. Поведенческие стратегии достаточно подробно представлены в работах А. Бандуры, Л. Берковица, Д. Долларда, Н. Миллера. Несовершеннолетние совершают преступления с особой жестокостью, что может свидетельствовать об их агрессивности, изменении или утрате системы ценностей. Изучением агрессивности и способов предотвращения противоправных действий занимались Н. Миллер, С.Н. Ениколопов, П.А. Ковалев, Л.М. Семенов, Ю.Б. Можгиинский, А.Р. Ратинов и другие .
Проблема изучения мотивов и мотивации корыстных преступлений несовершеннолетних преступников становится актуальной в связи с неоднозначностью понимания этого феномена в современной психологопедагогической и юридической литературе. Криминология объясняет нарушение несовершеннолетними преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. Генезис преступного поведения изучали Е.И. Ильин, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лунеев. Динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению криминализации общества. Усиливаются негативные девиации: насильственная и корыстная преступность, подростковая делинквентность, аморальность. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях объективно повышается спрос на научные исследования, в том числе изучающие мотивации корыстных преступлений несовершеннолетних. Необходимо исследовать особенности криминальной мотивации, детерминанты мотивации корыстных преступлений несовершеннолетних правонарушителей с целью осознания ими общественной опасности, совершаемых преступных деяний, предупреждения совершения дальнейших преступлений.
В отечественной науке этот вопрос интенсивнее всего обсуждается в работах И.П. Башкатова, который исследовал социально-психологические особенности групп несовершеннолетних правонарушителей, а также формирование установки асоциального поведения у несовершеннолетних правонарушителей. Данной проблемой занимались Менделевич, В.Д., Т.Ш. Ангуладзе, А.И. Долгова, И.А. Фурманов, Д.З. Зиядова, Н.А. Подольный, Т.В. Корнилова. В зарубежной литературе также уделяется внимание криминализации подростковой среды. Так, А. Регнери, Б. Гарсон основными причинами подростковой преступности считают распад семей, жестокое обращение с детьми, нарушение их неотъемлемых прав. Анализ теоретических и эмпирических исследований позволяет предположить, что центральным звеном в психологическом механизме преступного поведения несовершеннолетних является принятие субъектом преступной цели, формирование корыстной мотивации.
Характеризуя криминальную мотивацию несовершеннолетних, большинство исследователей используют близкие по смыслу термины: антиобщественная установка (Аванесов Г.А.), антиобщественная мотивация (К.Е. Игошев, Д.И. Фельдштейн), антисоциальная мотивация (Е.В. Змановская, Е.П. Ильин, В.В. Лунеев), асоциально-криминальная (И.П. Башкатов), криминальная мотивация (А.Г. Ковалев, В.Н. Кудрявцев) .
Важность изучения выделенных вопросов обусловлена необходимостью решения противоречия, возникающего в результате анализа литературы по изучаемой проблеме. Остается малоизученным вопрос о психологической структуре криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей, особенностей проявления корыстной мотивации преступлений различной степени тяжести, не разработаны способы коррекции криминальной мотивации.
Об актуальности и практической востребованности исследования также свидетельствуют значимость данной проблемы во всем мире и недостаточная разработанность в психологической и юридической науке.
Объект исследования: мотивы и мотивации корыстных преступлений несовершеннолетних преступников.
Предмет исследования : уголовно-процессуальное законодательство, подзаконные нормативно-правовые акты, регламентирующие корыстные преступления несовершеннолетних преступников; научная и учебная литература.
Целью работы является изучение и характеристика особенностей мотивов и мотивации корыстных преступлений несовершеннолетних преступников.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены исследовательские задачи:
1. Раскрыть особенности личности несовершеннолетнего преступника; рассмотреть причины и условия несовершеннолетней преступности.
2. Изучить особенности мотивов и мотивации корыстных преступлений несовершеннолетних преступников.
3. Рассмотреть вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
4. Разобрать рекомендации по работе с несовершеннолетними ,совершивших корыстные преступления, для положительного воздействия на них.
Практическая значимость и теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в качестве настольного материала практическими работниками правоохранительных и судебных органов, а также студентами юридических и психологических специальностей для углубленного изучения соответствующей темы
Источниковая база исследования. Нормативную основу исследования составляют Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ). В случае необходимости нами будут использованы материалы судебной практики.
Методологической основой исследования послужили всеобщий диалектический метод научного познания, а также общенаучные и частно - научные методы исследования, такие как лингвистический, системный, аналитический, исторический методы исследования.
Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на пункты, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, мы завершили рассмотрение темы, посвященной общей характеристике мотивов и мотивации корыстных преступлений несовершеннолетних преступников.
Таким образом, мы выяснили, что преступность в среде несовершеннолетних на протяжении нескольких десятилетий является актуальной проблемой современного общества, что в целом является результатом реформирования политической и экономической жизни, начатых еще в конце двадцатого века.
Подростковая преступность представляет собой сложное социально- правовое явление и является объектом пристального внимания государственных и социальных органов, общественных организаций, общеобразовательных учреждений и т.д.
Несовершеннолетние преступники являются неотъемлемой составляющей социальной базы организованной и рецидивной преступности. Кроме того, подростковая преступность деформирует личностное развитие самого несовершеннолетнего преступника, способствуя тем самым продолжению его криминальной деятельности.
Особенность корыстной мотивации несовершеннолетних преступников составляют эмоциональный, мыслительный, ценностный, деятельностный, потребностный, мотивационный аспекты, наполненные специфическим содержанием.
Социально-психологическим фактором корыстной мотивации несовершеннолетних преступников выступает микросоциальная ситуация
• асоциальное и антисоциальное окружение, безнадзорность, многодетная и неполная семья;
• внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими, применение физической или психологической силы в семье;
• недостаточное влияние отца, затрудняющее нормальное развитие морального сознания;
• острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах; потворствование ребенку в выполнении его желаний;
• недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения). Возникает фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей, что, в свою очередь, вызывает ранние травматические переживания ребенка
Подростки из благополучных семей также совершают преступления, которые порой более жестоки и опасны для общества.
Особенности преступности несовершеннолетних определяются способами совершения преступлений. Способы совершения преступлений подростками, с одной стороны, отличаются примитивностью, отсутствием действий по подготовке и сокрытию преступления. С другой стороны, в них могут присутствовать признаки подражания взрослым, героем фильмов и литературных произведений. Особая жестокость, совершение действий, выходящих за рамки мотива и цели преступления, также характерны для несовершеннолетних. Необходимо отметить, что значительно чаще, чем взрослые, несовершеннолетние совершают преступления в группе, что связано с типичностью для возраста в целом группового характера поведения. Поэтому подросткам наиболее характерно совершение преступлений со сверстниками, совместно проводящими свободное время. Такими группами совершается около 80% от общего числа групповых преступлений несовершеннолетних. Даже преступные группы несовершеннолетних, объединенные сравнительно продолжительной преступной деятельностью, которые имеют определенную иерархию и другие признаки, присущие организованной преступной группе, обычно выходят из досуговых группировок сверстников.
Если говорить о предупреждении подростковой преступности, то в основе ее лежат принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.
Предотвратить проблему проще, чем устранять последствия, поэтому система мер предупреждения преступлений несовершеннолетних должна быть четко слажена, действенна и направлена на все кроющиеся проблемы (воздействовать на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение).
Меры предупреждения необходимо применять с момента раннего детства, когда у детей еще не проявляются признаки тяги к совершению преступлений. Сначала это влияние школы, родителей, занятия детей и подростков в различных социальных программах, кружках, участие в олимпиадах. Выявление семей, нуждающихся в помощи, и семей, в отношении которых необходимо принять меры воздействия для создания нормальной обстановки, осуществляемое органами социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним во взаимодействии с образовательными учреждениями и общественными объединениями. Беседы в школах с психологами, социальными работниками.
К сожалению, невозможно полностью пресечь преступное поведение подростков, но уменьшить преступность, а также наладить воспитание и обучение подрастающего поколения, организовать его досуг, обеспечить исправление осужденных в местах лишения свободы и т. д. это, то малое, что необходимо сделать.



1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12.12.2013 г. // Российская газета. - М., 25.12.2013. - № 237.- С.53
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2011 г. N 174-ФЗ (в ред. от 2008 г.) // СЗ РФ. - М., 2001. - N 52 (часть I). - Ст. 4921.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223 - ФЗ (в ред. от 2008 г.) // Российская газета. - 27.01.1996. -М., N 17.- C.126
4. Федеральный закон от 6 июня 2007 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. -M., 09.06.2007. - № 123.- C.675
5. Федеральный закон № 87-ФЗ от 5 июня 2007 года «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. - 2007. - 08 июня.
6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" // Российская газета. - М., 30.06.1999.- 64 с.
Специальная литература
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" (в ред. от 06.02.2007 г.) // Российская газета. - СПб., 14.03.2000. - N 50.- С.364
8. Статистические данные МВД России. // Электронный ресурс: www. mvdinform.ru
Научная литература
9. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика [Текст] /Г.А. Аванесов.- М.: Академия МВД СССР, 1980. - 526 с
10. Антонян Ю.М. Некоторые отличительные особенности личности неосторожных преступников трудов [Текст] / Ю.М. Антонян, В.П. Голубев,В.Е. Квашис, Ю.Н. Кудряков // Личность преступников и индивидуальное воздействие на них: Сб. научных - М.: Просвещение, 2014.
11. Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Наука, 2009.
12. Беличева С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А.
Беличева. -М.: Редакционно-издательский центр Консорциума
«Социальное здоровье России»,2014.
13. Бочкарева Г.Г. Зависимость преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей от их податливости групповому влиянию [Текст] / Г.Г. Бочкарева // Вопросы судебной психологии. - М., 2011. - С. 58-59.
14. Булыгина В.Г. Особенности саморегуляции у подростков с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные действия [Текст] /В.Г. Булыгина, Ф.С. Сафуанов // Российский психиатрический журнал. - 2002. - №5. - С. 37 - 42.
15. Долгова В.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних [Текст] / В.И. Долгова. - М.: Просвещение, 2011.
16. ЕникеевМ.И. Юридическая психология [Текст]: учебник для вузов/
М.И. Еникеев - М.: Изд-во «НОРМА» (издательская группа НОРМАИНФРА-М), 2000. - 517 с.
17. Ениколопов, С.Н. Терроризм и агрессивное поведение [Текст] / С.Н. Ениколопов // Национальный психологический журнал. - 2006.- Ноябрь. - С. 28 - 32.
18. Ениколопов С.Н. Правонарушающее поведение несовершеннолетних: описание, объяснение, противодействие [Текст] / С.Н. Ениколопов, Г.И. Забрянский, Е.И. Цимбал, М.А. Якутова. - М.: Новая юстиция,
2005. -208 с.
19. Забродин Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека [Текст] / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 100-106.
20. Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психология в вузе. - 2004. - № 1. - С. 51-65.
21. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] / В.Д. Менделевич. - М.: Речь, 2005.
22. Овчарова, Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков [Текст] / Р.В. Овчарова. - Курган.: Изд-во Курганского государственного университета, 2008. - 365 с.
23. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура) [Текст] / В.Ф. Пирожков. - Тверь: Приз, 1994. - 323 с.
24. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Подросток в условиях социальной изоляции [Текст] / В.Ф. Пирожков. - М.: Ось-89, 1998.- 304 с.
25.. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002.- 720 с.
26. Селецкий А.И. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением [Текст] / А.И. Селецкий. - Киев: Вища школа, 2011 -238 с.
27. Узнадзе Д.Н. Психологические мотивации поведения человека [Текст] / Д.Н. Узнадзе. - М.: Просвещение, 2009.
28. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития на примере подросткового возраста [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Моск. психологосоциальный институт; Воронеж: Изд-во «НПО «МОДЭК»,
2006. - 400 с.
29. Фетискин Н.П. Психология девиантного поведения [Текст] / Н.П. Фетискин. - М.: Наука, 2013.
30. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы [Текст] / А.Фрейд. - М.: Педагогика-пресс, 2016. - 148 с.
31. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х.Хекхаузен.- СПб.:Питер, 2013. - 860 с.
32. Холыст Б. Криминология: основные проблемы [Текст] / Б.В. Холыст / пер.с польского / под ред. Н.А. Стручкова. - М.: Юридическая литература, 2010. - 263 с.
33.Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология [Текст]: учебник для высших юридических учебных заведений / Ю.В. Чуфаровский. - М.:МЦУПЛ, 2010. - 464 с.
34.Чхартишвили И.Н. Проблема мотивации волевого поведения [Текст] /И.Н. Чхартишвили. - Тбилиси, 2016.
35. Юрков О.Ю. Личностно-психологические особенности подростков со склонностью к бродяжничеству [Текст]: автореф. дис. ...канд. психол. наук / О.Ю. Юрков. - М., 2016. - 24 с.
36. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 317 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ