СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-МУСУЛЬМАН: ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
|
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 11
§ 1.1 Общая характеристика понятия «религиозная социализация»
11
§ 1.2 Исламское обоснование необходимости религиозного воспитания и обучения детей как базовых элементов религиозной
социализации 23
Глава 2 СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ РЕЛИГИОЗНОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ (КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАКУРС) 37
§ 1.1 Развитие семейного образования в России и
за рубежом 37
§ 1.2 Новые образовательные практики как проводники религиозной социализации мусульманских
детей (опыт эмпирического исследования) 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Приложение
Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 11
§ 1.1 Общая характеристика понятия «религиозная социализация»
11
§ 1.2 Исламское обоснование необходимости религиозного воспитания и обучения детей как базовых элементов религиозной
социализации 23
Глава 2 СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ РЕЛИГИОЗНОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ (КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАКУРС) 37
§ 1.1 Развитие семейного образования в России и
за рубежом 37
§ 1.2 Новые образовательные практики как проводники религиозной социализации мусульманских
детей (опыт эмпирического исследования) 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Приложение
Актуальность темы исследования.
Задача правильного воспитания подрастающего поколения мусульман является наиважнейшей в современных условиях. Количество мусульманского населения России увеличивается. В ближайшие 15-20 лет дети, сегодня живущие в мусульманских семьях страны, по большей части многодетных, составят костяк ее уммы. Поэтому необходимо со всей ответственностью отнестись к их воспитанию и образованию.
В ситуации религиозного возрождения продолжают сохраняться и преобладать светские ценности и нормы морали. В этом контексте семьи соблюдающих верующих стараются оградить своих детей от порочной и развращающей, с их точки зрения, внешней социальной среды и предпринимают усилия по формированию альтернативного образования и воспитания.
В последние несколько лет в различных регионах России стало развиваться так называемое семейное образование - особая форма общего среднего образования, которая не предполагает ежедневного посещения учащимися школы. При этом существует ряд трудностей с организацией необходимого уровня образовательного процесса, совмещения родителями новых функций с рутинными обязанностями по месту работы, оформлению перевода ребенка на семейную форму обучения и многие другие. Данная работа посвящена анализу проблем и перспектив семейного образования в среде соблюдающих мусульман Республики Татарстан в контексте их религиозной социализации.
Анализ степени научной разработанности темы исследования.
Изучением процесса религиозной социализации занимались различные специалисты - теологи, религиоведы, социологи и др. Н. Луман анализирует его через освоение новых ценностей посредством внутриличностных механизмов формирования религиозной идентичности. В.Г. Безрогов раскрыл специфику влияния религиозности на характер взаимоотношений родителей и детей . Т.В. Склярова предлагает рассматривать религиозную социализацию как процесс вхождения человека в религиозный уклад жизни и усвоение соответствующих правил поведения и ценностей.
Характеризуя ведущие направления освоения исламской традиции, Г.А. Сабирова определяет степень религиозности определяется по стандартным параметрам - знание, эмоциональное отношение, поведение.
Эта исследовательница изучает механизмы обретения исламской
идентичности через раскрытие внешних признаков - получение религиозного образования, изменение стиля и образа жизни и взаимоотношений с
ближайшим окружением и пр . Е. Пруцкова, В. Чеснокова уделяют
значительное внимание различиям между первичной и вторичной
~4
социализацией .
Семейное образование подробно изучается за рубежом, наиболее богатый материал представлен исследователями из США и Великобритании . В России вопросы развития этой формы образования, влиянию родителей на процесс обучения, конкретным образовательным технологиям посвящены работы С.В. Ляликовой , К. Риммер , М.Н. Яшиной и др.
Что касается изучения именно мусульманских семей, перешедших на семейную форму образования, то в России, таких исследований нами пока замечено не было. За рубежом, в частности в Великобритании, такие исследования велись М. Майерсом , О. Рудгард , С. Сарвар .
Мусульманские ученые внесли большой вклад в понимание процесса религиозного воспитания и обучения в Исламе. Об их важности говорится в Коране и хадисах Пророка Мухаммада. Этой теме посвятили свои труды величайшие средневековые богословы такие как Аль-Хасан Аль-Басри, Аль- Газали, и Ибнуль-Джаузи. В современной России по теме исламского воспитания и образования посвящено множество книг как переводных, так и российских авторов: Г.Ю. Хабибуллина , А.М. Абдул-Мути , А. Халяби , Л.А. Харисова .
Объект исследования - религиозная социализация школьников- мусульман в конфессиональном аспекте.
Предмет - практики семейного образования как проводники религиозной социализации школьников-мусульман в теологической перспективе.
Цель - определение особенностей и тенденций в развитии семейного образования как способа религиозной социализации школьников мусульман в теологической перспективе.
Задачи:
1) Дать характеристики понятиям «религиозная социализация», а также существующие теоретические подходы к изучению этого процесса.
2) Выявить исламские теологические основы необходимости религиозной социализации.
3) Определить сущность и содержание семейного образования в современной России и зарубежных странах.
4) Выяснить содержание и эффективность новых образовательных практик как проводников религиозной социализации, используемых соблюдающими мусульманами Татарстана.
Теоретико-методологическая и эмпирическая основа исследования. В нашем исследовании религиозности, процессов религиозной социализации, мы используем методологический инструментарий понимающей социологии Макса Вебера . Этот подход, при изучении социальных действий, стремится уяснить их смысл и цель с позиции включенных в события индивидуумов. Он фокусируется на поведенческой линии самих участников социального действия, их мировоззрении, убеждениях, точке зрения, идеях.
Позиция мусульманского исследователя, исследующего мусульманскую религиозную социализацию будет существенно дополнена внутренне теологической позицией. Она состоит в том, трансляция ценностей и создание условий среды для ребенка несомненно являются важнейшими
факторами усвоения им норм религии. При этом необходимо помнить, что ключевым фактором того, что человек становится верующим
мусульманином, это правильное наставление, полученное свыше. По-арабски это называется Тауфик Хидая. Все это непосредственно связано с концепцией Прямого Пути по которому Всевышний господь ведет своих праведных рабов.
Эмпирическую базу работы составил анализ вторичных данных российских и зарубежных исследований религиоведов и социологов о развитии семейного образования, а также данные авторского
социологического исследования «Религиозная социализация детей мусульман в контексте семейной образовательной среды».
При сборе информации использовались следующие методы:
1) включенное наблюдение - непосредственное восприятие автором исследования процесса обучения (наблюдение в качестве участника) в миниклассах семейного образования в г. Казани, презентации одной онлайн- школы и мастер-класса эксперта по СО;
2) глубинные интервью с родителями учеников, самостоятельно организующими семейное образование, об используемых практиках семейного образования, взаимоотношениях с администрацией средней школы и контролирующими органами; проведены 12 интервью в Татарстане (г. Казань, г. Набережные Челны, Кукморский район); сроки: ноябрь-февраль 2018-2019 гг.
Всего в рамках магистерской диссертации проведено десять часов наблюдений в мини-классах семейного обучения г.Казани, презентации онлайн-школы и мастер-класса по СО, 12 глубинных интервью с родителями, а также одно нарративное интервью с экспертом-психологом.
Научная новизна исследования.
Несмотря на то, что тема религиозной социализации широко представлена в российской и зарубежной литературе, а проблематика семейного образования, хоть и нова для российского дискурса, но все-таки уже имеет свои наработки, новизна данного исследования может состоять в том, в вышеназванная тематика сфокусирована в нем именно на мусульманском сообществе. Выводы исследования привносят дополнительный содержательный ракурс, связанный с конфессиональным наполнением вопроса.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Позиция мусульманского исследователя, рассматривающего религиозную социализацию мусульман, состоит в том, трансляция ценностей и создание условий среды для ребенка несомненно являются важнейшими факторами усвоения им норм религии. При этом необходимо помнить, что ключевым фактором того, что человек становится верующим мусульманином, это правильное наставление, полученное свыше. По-арабски это называется Тауфик Хидая. Все это непосредственно связано с концепцией Прямого Пути по которому Всевышний господь ведет своих праведных рабов.
2. Мы убеждены в том, что если религиозная социализация происходит у ребенка гармонично, бесконфликтно, то он вырастает полноценным членом общества.
3. Большая часть мусульманских семей, перешедших на семейную форму обучения своих детей реализует их религиозную социализацию более успешным и гармоничным способом, чем если бы они продолжали посещать школу. Это достигается не только отрывом детей от школьной неисламской среды, но и большими возможностями по обучению детей исламу дома или при мечети, а также ежедневном соблюдении детьми исламских норм поведения и поклонения под контролем значимых взрослых.
4. Внимание и понимание государством проблем мусульманских семей при получении их детьми общего образования в любой форме будет способствовать смягчению напряженности в отношениях между государством и верующими, а также способствовать профилактике экстремизма.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть полезны в анализе проблем адаптации мусульманских общин в современном российском обществе. Выводы эмпирической части работы могут помочь в выработке рекомендаций для усовершенствования государственной политики в сфере образования по сглаживанию острых проблем, своевременного предотвращения эскалации религиозного напряжения.
Характеристика степени достоверности исследования и информация об апробации научных результатов.
Основной характеристикой достоверности результатов магистерской диссертации является наличие актуальной эмпирической основы, на данных которой базируются выводы работы. В эмпирическую базу исследования входят: авторское эмпирическое исследование особенностей практик
семейного образования, реализуемого современными мусульманами в Татарстане, а также вторичный анализ данных исследований российских и зарубежных религиоведов, теологов, социологов, антропологов об особенностях религиозной социализации и развитии семейной формы получения среднего образования.
Основные положения диссертации изложены в докладах на двух конференциях и одной научной статье:
Фатхуллина З.Н., Гузельбаева Г.Я. Роль семейного образования (СО) в религиозной социализации детей-мусульман в Поволжье в 2018-2019 гг. // XIII Конгресс антропологов и этнологов России: Тезисы докладов. Казань, 26 июля 2019 г. / редкол. М.Ю. Мартынова и др. - Москва: ИЭА РАН, 2019. (в печати)
Фатхуллина З.Н., Гузельбаева Г.Я. Религиозная социализация детей мусульман в контексте семейного образования // Ислам в современном мире. 2019№2. (в печати; журнал входит в перечень журналов, рекомендованных для публикации ВАК)
Фатхуллина З.Н. Роль исламского образования в формировании религиозной идентичности подрастающего поколения // Современная образовательная среда: теория и практика : материалы IV Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. - С. 25-27. - ISBN 978-56042714-6-9.
Структура работы. Магистерская диссертационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения, списка использованной литературы из 75 источников, четырех приложений; объем работы - 79 страниц (без учета приложений).
Первая глава посвящена анализу методологических основ изучения религиозной социализации. Один из параграфов содержит характеристику понятия «религиозная социализация» в социологической науке и объяснение исламского теологического подхода в исследовании явлений религиозности, второй - исламское теологическое обоснование необходимости религиозного воспитания и обучения детей.
Во второй главе анализируется семейное образование как способ религиозной социализации в конфессиональном ракурсе. Первый параграф затрагивает вопросы развития семейного образования в России и за рубежом, второй содержит выяснение содержания и эффективности новых образовательных практик как проводников религиозной социализации, используемых соблюдающими мусульманами Татарстана.
В Заключении сделаны основные итоги выполненного исследования и указаны перспективы дальнейшей работы.
Приложения содержат гайд глубинного интервью с родителями и экспертами, схемы формирования исламской идентичности ребенка, данные и иллюстративные материалы (рисунки) развития семейного образования за рубежом и в России.
Задача правильного воспитания подрастающего поколения мусульман является наиважнейшей в современных условиях. Количество мусульманского населения России увеличивается. В ближайшие 15-20 лет дети, сегодня живущие в мусульманских семьях страны, по большей части многодетных, составят костяк ее уммы. Поэтому необходимо со всей ответственностью отнестись к их воспитанию и образованию.
В ситуации религиозного возрождения продолжают сохраняться и преобладать светские ценности и нормы морали. В этом контексте семьи соблюдающих верующих стараются оградить своих детей от порочной и развращающей, с их точки зрения, внешней социальной среды и предпринимают усилия по формированию альтернативного образования и воспитания.
В последние несколько лет в различных регионах России стало развиваться так называемое семейное образование - особая форма общего среднего образования, которая не предполагает ежедневного посещения учащимися школы. При этом существует ряд трудностей с организацией необходимого уровня образовательного процесса, совмещения родителями новых функций с рутинными обязанностями по месту работы, оформлению перевода ребенка на семейную форму обучения и многие другие. Данная работа посвящена анализу проблем и перспектив семейного образования в среде соблюдающих мусульман Республики Татарстан в контексте их религиозной социализации.
Анализ степени научной разработанности темы исследования.
Изучением процесса религиозной социализации занимались различные специалисты - теологи, религиоведы, социологи и др. Н. Луман анализирует его через освоение новых ценностей посредством внутриличностных механизмов формирования религиозной идентичности. В.Г. Безрогов раскрыл специфику влияния религиозности на характер взаимоотношений родителей и детей . Т.В. Склярова предлагает рассматривать религиозную социализацию как процесс вхождения человека в религиозный уклад жизни и усвоение соответствующих правил поведения и ценностей.
Характеризуя ведущие направления освоения исламской традиции, Г.А. Сабирова определяет степень религиозности определяется по стандартным параметрам - знание, эмоциональное отношение, поведение.
Эта исследовательница изучает механизмы обретения исламской
идентичности через раскрытие внешних признаков - получение религиозного образования, изменение стиля и образа жизни и взаимоотношений с
ближайшим окружением и пр . Е. Пруцкова, В. Чеснокова уделяют
значительное внимание различиям между первичной и вторичной
~4
социализацией .
Семейное образование подробно изучается за рубежом, наиболее богатый материал представлен исследователями из США и Великобритании . В России вопросы развития этой формы образования, влиянию родителей на процесс обучения, конкретным образовательным технологиям посвящены работы С.В. Ляликовой , К. Риммер , М.Н. Яшиной и др.
Что касается изучения именно мусульманских семей, перешедших на семейную форму образования, то в России, таких исследований нами пока замечено не было. За рубежом, в частности в Великобритании, такие исследования велись М. Майерсом , О. Рудгард , С. Сарвар .
Мусульманские ученые внесли большой вклад в понимание процесса религиозного воспитания и обучения в Исламе. Об их важности говорится в Коране и хадисах Пророка Мухаммада. Этой теме посвятили свои труды величайшие средневековые богословы такие как Аль-Хасан Аль-Басри, Аль- Газали, и Ибнуль-Джаузи. В современной России по теме исламского воспитания и образования посвящено множество книг как переводных, так и российских авторов: Г.Ю. Хабибуллина , А.М. Абдул-Мути , А. Халяби , Л.А. Харисова .
Объект исследования - религиозная социализация школьников- мусульман в конфессиональном аспекте.
Предмет - практики семейного образования как проводники религиозной социализации школьников-мусульман в теологической перспективе.
Цель - определение особенностей и тенденций в развитии семейного образования как способа религиозной социализации школьников мусульман в теологической перспективе.
Задачи:
1) Дать характеристики понятиям «религиозная социализация», а также существующие теоретические подходы к изучению этого процесса.
2) Выявить исламские теологические основы необходимости религиозной социализации.
3) Определить сущность и содержание семейного образования в современной России и зарубежных странах.
4) Выяснить содержание и эффективность новых образовательных практик как проводников религиозной социализации, используемых соблюдающими мусульманами Татарстана.
Теоретико-методологическая и эмпирическая основа исследования. В нашем исследовании религиозности, процессов религиозной социализации, мы используем методологический инструментарий понимающей социологии Макса Вебера . Этот подход, при изучении социальных действий, стремится уяснить их смысл и цель с позиции включенных в события индивидуумов. Он фокусируется на поведенческой линии самих участников социального действия, их мировоззрении, убеждениях, точке зрения, идеях.
Позиция мусульманского исследователя, исследующего мусульманскую религиозную социализацию будет существенно дополнена внутренне теологической позицией. Она состоит в том, трансляция ценностей и создание условий среды для ребенка несомненно являются важнейшими
факторами усвоения им норм религии. При этом необходимо помнить, что ключевым фактором того, что человек становится верующим
мусульманином, это правильное наставление, полученное свыше. По-арабски это называется Тауфик Хидая. Все это непосредственно связано с концепцией Прямого Пути по которому Всевышний господь ведет своих праведных рабов.
Эмпирическую базу работы составил анализ вторичных данных российских и зарубежных исследований религиоведов и социологов о развитии семейного образования, а также данные авторского
социологического исследования «Религиозная социализация детей мусульман в контексте семейной образовательной среды».
При сборе информации использовались следующие методы:
1) включенное наблюдение - непосредственное восприятие автором исследования процесса обучения (наблюдение в качестве участника) в миниклассах семейного образования в г. Казани, презентации одной онлайн- школы и мастер-класса эксперта по СО;
2) глубинные интервью с родителями учеников, самостоятельно организующими семейное образование, об используемых практиках семейного образования, взаимоотношениях с администрацией средней школы и контролирующими органами; проведены 12 интервью в Татарстане (г. Казань, г. Набережные Челны, Кукморский район); сроки: ноябрь-февраль 2018-2019 гг.
Всего в рамках магистерской диссертации проведено десять часов наблюдений в мини-классах семейного обучения г.Казани, презентации онлайн-школы и мастер-класса по СО, 12 глубинных интервью с родителями, а также одно нарративное интервью с экспертом-психологом.
Научная новизна исследования.
Несмотря на то, что тема религиозной социализации широко представлена в российской и зарубежной литературе, а проблематика семейного образования, хоть и нова для российского дискурса, но все-таки уже имеет свои наработки, новизна данного исследования может состоять в том, в вышеназванная тематика сфокусирована в нем именно на мусульманском сообществе. Выводы исследования привносят дополнительный содержательный ракурс, связанный с конфессиональным наполнением вопроса.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Позиция мусульманского исследователя, рассматривающего религиозную социализацию мусульман, состоит в том, трансляция ценностей и создание условий среды для ребенка несомненно являются важнейшими факторами усвоения им норм религии. При этом необходимо помнить, что ключевым фактором того, что человек становится верующим мусульманином, это правильное наставление, полученное свыше. По-арабски это называется Тауфик Хидая. Все это непосредственно связано с концепцией Прямого Пути по которому Всевышний господь ведет своих праведных рабов.
2. Мы убеждены в том, что если религиозная социализация происходит у ребенка гармонично, бесконфликтно, то он вырастает полноценным членом общества.
3. Большая часть мусульманских семей, перешедших на семейную форму обучения своих детей реализует их религиозную социализацию более успешным и гармоничным способом, чем если бы они продолжали посещать школу. Это достигается не только отрывом детей от школьной неисламской среды, но и большими возможностями по обучению детей исламу дома или при мечети, а также ежедневном соблюдении детьми исламских норм поведения и поклонения под контролем значимых взрослых.
4. Внимание и понимание государством проблем мусульманских семей при получении их детьми общего образования в любой форме будет способствовать смягчению напряженности в отношениях между государством и верующими, а также способствовать профилактике экстремизма.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть полезны в анализе проблем адаптации мусульманских общин в современном российском обществе. Выводы эмпирической части работы могут помочь в выработке рекомендаций для усовершенствования государственной политики в сфере образования по сглаживанию острых проблем, своевременного предотвращения эскалации религиозного напряжения.
Характеристика степени достоверности исследования и информация об апробации научных результатов.
Основной характеристикой достоверности результатов магистерской диссертации является наличие актуальной эмпирической основы, на данных которой базируются выводы работы. В эмпирическую базу исследования входят: авторское эмпирическое исследование особенностей практик
семейного образования, реализуемого современными мусульманами в Татарстане, а также вторичный анализ данных исследований российских и зарубежных религиоведов, теологов, социологов, антропологов об особенностях религиозной социализации и развитии семейной формы получения среднего образования.
Основные положения диссертации изложены в докладах на двух конференциях и одной научной статье:
Фатхуллина З.Н., Гузельбаева Г.Я. Роль семейного образования (СО) в религиозной социализации детей-мусульман в Поволжье в 2018-2019 гг. // XIII Конгресс антропологов и этнологов России: Тезисы докладов. Казань, 26 июля 2019 г. / редкол. М.Ю. Мартынова и др. - Москва: ИЭА РАН, 2019. (в печати)
Фатхуллина З.Н., Гузельбаева Г.Я. Религиозная социализация детей мусульман в контексте семейного образования // Ислам в современном мире. 2019№2. (в печати; журнал входит в перечень журналов, рекомендованных для публикации ВАК)
Фатхуллина З.Н. Роль исламского образования в формировании религиозной идентичности подрастающего поколения // Современная образовательная среда: теория и практика : материалы IV Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. - С. 25-27. - ISBN 978-56042714-6-9.
Структура работы. Магистерская диссертационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения, списка использованной литературы из 75 источников, четырех приложений; объем работы - 79 страниц (без учета приложений).
Первая глава посвящена анализу методологических основ изучения религиозной социализации. Один из параграфов содержит характеристику понятия «религиозная социализация» в социологической науке и объяснение исламского теологического подхода в исследовании явлений религиозности, второй - исламское теологическое обоснование необходимости религиозного воспитания и обучения детей.
Во второй главе анализируется семейное образование как способ религиозной социализации в конфессиональном ракурсе. Первый параграф затрагивает вопросы развития семейного образования в России и за рубежом, второй содержит выяснение содержания и эффективности новых образовательных практик как проводников религиозной социализации, используемых соблюдающими мусульманами Татарстана.
В Заключении сделаны основные итоги выполненного исследования и указаны перспективы дальнейшей работы.
Приложения содержат гайд глубинного интервью с родителями и экспертами, схемы формирования исламской идентичности ребенка, данные и иллюстративные материалы (рисунки) развития семейного образования за рубежом и в России.
Существуют различные подходы в понимании механизмов религиозной социализации и ее влияния на индивида. Общим в трактовке этого процесса является то, что в результате у человека появляется религиозность - качество, которое проявляется в совокупности определенных свойств сознания и поведения, создавая определенный жизненный мир, в котором человек в некоторой степени обособляется от окружающего общества.
Религиозная социализация - это процесс усвоения религиозных представлений, норм, ценностей от религиозной группы к тем, кто только начал к ней присоединяться. Основными агентами религиозной социализации являются семья, родственники, друзья, а также религиозные организации и интернет-сообщества. Для мусульманского исследователя важно, что процесс становления верующего мусульманина в первую очередь связан с тем, что вера обретается от Всевышнего, который одних ведет путем праведности, а других путями заблуждения.
Религиозная социализация как процесс усвоения религиозных представлений, норм, ценностей, подробно изучалась как зарубежными так и отечественными исследователями, их инструментарий в изучении религиозности может использоваться в той мере, в которой не противоречит Корану и Сунне. В частности, мы взяли в качестве исследовательского инструментария подход понимающей социологии М. Вебера, где исследователь обычно фокусируется на поведенческой линии участников социального действия, их мировоззрении, убеждениях, точке зрения .
Воспитание и хорошее образование играет важнейшую роль в исламе. Именно они являются причиной благополучной религиозной социализации, ведущей к появлению благородных и полезных членов общества. За то, что люди стремятся к знаниям и делают всевозможные шаги к праведности себя и своих детей, Аллах направляет их и укрепляет на Прямом Пути.
Стремление к знаниям - это то, что присуще настоящим верующим. Ведь любое благо в человеке, его характере имеет связь со знаниями, а любая порочность с его невежеством. Передается, что пророк сказал в благородном хадисе: «Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие» (Хадис Сахихуль-джами: 4214).
Мы убеждены в том, что если религиозная социализация ребенка мусульманина происходит у ребенка гармонично, бесконфликтно, то он вырастает полноценным членом общества.
Семейное образование - распространённая форма получения образования во всем мире, особенно в США. Эта форма обучения хорошо изучена в США, написано немало статей и отчетов по теме анскулинга и хоумскулинга (аналог российского СО). Многие из статей подтверждают эффективность этой формы.
В России проблемы и перспективы развития семейного образования только начинают изучаться в последние три года. Однако отсутствуют исследования по целенаправленному изучению особенностей практик семейного образования среди мусульманских семей.
Семейное образование как форма получения образования необходима в качестве альтернативы семьям, для которых по тем или иным причинам не подходит обычная школа. Она как форма обучения имеет свои преимущества и недостатки по сравнению с обучением в обычной школе. Поскольку число обучающихся на СО растет, это влечет создание соответствующей инфраструктуры и расширение рынка предложений по услугам, сопровождающим семейную форму.
В российских регионах имеются факты препятствования семьям в переходе на семейное образование со стороны школ и органов образования, а также опеки, рассматривающих такие семьи как девиантные. Для выяснения содержания новых образовательных практик как проводников религиозной социализации, используемых соблюдающими мусульманами Татарстана, было проведено эмпирической исследование на тему «Религиозная социализация детей мусульман в контексте семейной образовательной среды».
Наше эмпирическое исследование показало, что семейное образование показывает свою эффективность в контексте религиозной социализации мусульманских детей. Религиозным родителям (в нашем случае - соблюдающим мусульманам) удается в определенной мере оградить детей от влияния светской, а также от девиантной среды, которая обычно присутствует в школе и, по высказываниям наших информантов, часто пагубно влияет на детей. Также семейная форма образования предоставляет возможность создания для ребенка религиозной микросреды, что имеет большое позитивное значение для религиозной социализации. Это достигается благодаря тому, что, находясь на СО и индивидуально распределяя учебный день, у ребенка освобождается время для изучения основ ислама, к тому же это в определенной степени позволяет избежать усвоения детьми светских норм и ценностей, осуждаемых исламом.
Таким образом, семейное образование во многом обеспечивает религиозную социализацию с усвоением религиозной морали и религиозными знаниями. В противовес семейной форме получения среднего образования, ежедневное посещение школы позволяют получить лишь отрывочные религиозные знания или более полные религиозные знания, но при этом усвоены также будут светские, принятые в среде сегодняшних школьников (в том числе маргинальные и девиантные) ценности и нормы. Кроме того посещение школы в ее нынешнем виде мусульманскими детьми, зачастую делает их жертвами давления и неприязни, а также влечет постоянные трудности в реализации религиозности, что приводит к эффекту отчуждения и накоплению недовольства со стороны мусульманского сообщества.
Внимание и понимание государством проблем мусульманских семей при получении их детьми общего образования будет способствовать смягчению напряженности в отношениях между государством и верующими.
Учитывая важность задач, стоящих перед мусульманскими родителями и учителями ислама на современном этапе, их привлечение, качественная подготовка, а также помощь им в работе должны стать первоочередным направлением деятельности для мусульманских организаций, а также отвечающих за религиозную политику государственных лиц. Молодые мусульмане, получающие качественное исламское образование, - залог позитивного развития Ислама как традиционной конфессий на территории Российской Федерации в ближайшем будущем.
Религиозная социализация - это процесс усвоения религиозных представлений, норм, ценностей от религиозной группы к тем, кто только начал к ней присоединяться. Основными агентами религиозной социализации являются семья, родственники, друзья, а также религиозные организации и интернет-сообщества. Для мусульманского исследователя важно, что процесс становления верующего мусульманина в первую очередь связан с тем, что вера обретается от Всевышнего, который одних ведет путем праведности, а других путями заблуждения.
Религиозная социализация как процесс усвоения религиозных представлений, норм, ценностей, подробно изучалась как зарубежными так и отечественными исследователями, их инструментарий в изучении религиозности может использоваться в той мере, в которой не противоречит Корану и Сунне. В частности, мы взяли в качестве исследовательского инструментария подход понимающей социологии М. Вебера, где исследователь обычно фокусируется на поведенческой линии участников социального действия, их мировоззрении, убеждениях, точке зрения .
Воспитание и хорошее образование играет важнейшую роль в исламе. Именно они являются причиной благополучной религиозной социализации, ведущей к появлению благородных и полезных членов общества. За то, что люди стремятся к знаниям и делают всевозможные шаги к праведности себя и своих детей, Аллах направляет их и укрепляет на Прямом Пути.
Стремление к знаниям - это то, что присуще настоящим верующим. Ведь любое благо в человеке, его характере имеет связь со знаниями, а любая порочность с его невежеством. Передается, что пророк сказал в благородном хадисе: «Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие» (Хадис Сахихуль-джами: 4214).
Мы убеждены в том, что если религиозная социализация ребенка мусульманина происходит у ребенка гармонично, бесконфликтно, то он вырастает полноценным членом общества.
Семейное образование - распространённая форма получения образования во всем мире, особенно в США. Эта форма обучения хорошо изучена в США, написано немало статей и отчетов по теме анскулинга и хоумскулинга (аналог российского СО). Многие из статей подтверждают эффективность этой формы.
В России проблемы и перспективы развития семейного образования только начинают изучаться в последние три года. Однако отсутствуют исследования по целенаправленному изучению особенностей практик семейного образования среди мусульманских семей.
Семейное образование как форма получения образования необходима в качестве альтернативы семьям, для которых по тем или иным причинам не подходит обычная школа. Она как форма обучения имеет свои преимущества и недостатки по сравнению с обучением в обычной школе. Поскольку число обучающихся на СО растет, это влечет создание соответствующей инфраструктуры и расширение рынка предложений по услугам, сопровождающим семейную форму.
В российских регионах имеются факты препятствования семьям в переходе на семейное образование со стороны школ и органов образования, а также опеки, рассматривающих такие семьи как девиантные. Для выяснения содержания новых образовательных практик как проводников религиозной социализации, используемых соблюдающими мусульманами Татарстана, было проведено эмпирической исследование на тему «Религиозная социализация детей мусульман в контексте семейной образовательной среды».
Наше эмпирическое исследование показало, что семейное образование показывает свою эффективность в контексте религиозной социализации мусульманских детей. Религиозным родителям (в нашем случае - соблюдающим мусульманам) удается в определенной мере оградить детей от влияния светской, а также от девиантной среды, которая обычно присутствует в школе и, по высказываниям наших информантов, часто пагубно влияет на детей. Также семейная форма образования предоставляет возможность создания для ребенка религиозной микросреды, что имеет большое позитивное значение для религиозной социализации. Это достигается благодаря тому, что, находясь на СО и индивидуально распределяя учебный день, у ребенка освобождается время для изучения основ ислама, к тому же это в определенной степени позволяет избежать усвоения детьми светских норм и ценностей, осуждаемых исламом.
Таким образом, семейное образование во многом обеспечивает религиозную социализацию с усвоением религиозной морали и религиозными знаниями. В противовес семейной форме получения среднего образования, ежедневное посещение школы позволяют получить лишь отрывочные религиозные знания или более полные религиозные знания, но при этом усвоены также будут светские, принятые в среде сегодняшних школьников (в том числе маргинальные и девиантные) ценности и нормы. Кроме того посещение школы в ее нынешнем виде мусульманскими детьми, зачастую делает их жертвами давления и неприязни, а также влечет постоянные трудности в реализации религиозности, что приводит к эффекту отчуждения и накоплению недовольства со стороны мусульманского сообщества.
Внимание и понимание государством проблем мусульманских семей при получении их детьми общего образования будет способствовать смягчению напряженности в отношениях между государством и верующими.
Учитывая важность задач, стоящих перед мусульманскими родителями и учителями ислама на современном этапе, их привлечение, качественная подготовка, а также помощь им в работе должны стать первоочередным направлением деятельности для мусульманских организаций, а также отвечающих за религиозную политику государственных лиц. Молодые мусульмане, получающие качественное исламское образование, - залог позитивного развития Ислама как традиционной конфессий на территории Российской Федерации в ближайшем будущем.



